72626

Субъекты монополий и особенности регулирования их деятельности. Орган регулирования деятельности субъектов монополий в РФ: история их становления и правовое положение

Доклад

Политология и государственное регулирование

Исключительность таких субъектов может носить как экономический например в сфере естественной монополии так и юридический характер например временная или государственная монополия. Некоторые права которыми обладает субъект монополии действуют лишь в течение определенного времени и носят срочный...

Русский

2014-11-25

26.94 KB

11 чел.

28. Субъекты монополий и особенности регулирования их деятельности. Орган регулирования деятельности субъектов монополий в РФ: история их становления и правовое положение

Правовой статус субъектов регулируемых монополий связан с их исключительным положением на рынке. Исключительность таких субъектов может носить как экономический (например, в сфере естественной монополии), так и юридический характер (например, временная или государственная монополия). Абсолютная природа прав субъектов регулируемых монополий определяется тем, что в качестве лиц, обязанных воздерживаться от осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, выступают все остальные субъекты. Некоторые права, которыми обладает субъект монополии, действуют лишь в течение определенного времени и носят срочный характер (например, права, вытекающие из патента). В зависимости от вида монополии и её экономико-правовой природы можно выделить субъекты естественной, государственной и временной монополий.

Субъекты естественной монополии — особая разновидность хозяйствующих субъектов. К субъектам естественной монополии относят такие крупнейшие российские акционерные общества, как «Транснефть», «Газпром» и «ЕЭС России».

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 

СУБЪЕКТ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ч. 3 ст. 3 ФЗ о естественных монополиях)

Анализ Закона о естественных монополиях дает основания утверждать, что субъектам естественных монополий присущи несколько признаков.

Такие субъекты являются коммерческими организациями. Некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами естественных монополий, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Кроме того, эта же мысль подтверждается и п. 1 ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, адресованном исключительно коммерческим организациям. Индивидуальные предприниматели (физические лица) без образования юридического лица также не могут быть субъектами естественной монополии, поскольку на это прямо указывает ст. 3 Закона о естественных монополиях.

Регулируемая деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в некоторых ограниченных законом сферах хозяйствования. В соответствии с ними можно выделить несколько групп рассматриваемых хозяйствующих субъектов, осуществляющих:

  1.  транспортировку газа по трубопроводам;
  2.  железнодорожные перевозки;
  3.  услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  4.  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  5.  услуги по передаче электрической энергии;
  6.  услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  7.  услуги по передаче тепловой энергии;
  8.  услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  9.  захоронение радиоактивных отходов;
  10.  водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  11.  ледокольную проводку судов, ледовая лоцманская проводку судов в акватории Северного морского пути.

Особенности регулирования их деятельности.

Исключительный характер режима естественной монополии требует наличия специального регулирующего воздействия. Это воздействие имеет место в рамках системы государственного регулирования естественной монополии, которая включает:

1) целевые (программные), организационные, стимулирующие, учетные и контрольные мероприятия;

2) определение правового статуса регулирующих государственных органов, порядок осуществления их правомочий, а также процедуры и правовых форм взаимодействия этих органов между собой и с иными государственными структурами;

3) установление сфер (границ) действия режима естественных монополий, а также правового статуса хозяйствующих субъектов, функционирующих в сферах естественной монополии;

4) установление перечня и правовых форм реализации

методов воздействия на деятельность субъектов естественных монополий;

5) реализацию мер государственного принуждения за нарушение положений законодательства о естественных монополиях и иных нормативных правовых актов.

Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр.

Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в РФ.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:

Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));

Создана на основании Указа Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе соответствующих подразделений упраздняемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. ФСТ России является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Правительства Российской Федерации (подчиняется ему непосредственно).

Федеральная антимонопольная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну)

История ФАС.

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о ГКАП России. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года Указом Президента Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательстваФедеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев.


Особым образом регулируется деятельность субъектов государственной монополии.

Исключительный режим государственной монополии

выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежат лишь ограниченному кругу субъектов.

При этом субъектный состав государственной монополии имеет два уровня. Первый уровень — государство в лице компетентных государственных органов. Оно вводит режим государственной монополии и контролирует деятельность конкретных хозяйствующих субъектов. Это тем более важно, что основная функция государственной монополии — фискальная. На втором уровне субъектного состава находятся те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно осуществляют экономическую деятельность в режиме государственной монополии. Как правило, в качестве таких субъектов государственной монополии выступают государственные унитарные предприятия (ст. 113—115 ГК РФ).

Виды субъектов государственной монополии:

  1.  Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

Основой реализации режима государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является лицензирование деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров.

  1.  Государственная монополия в сфере осуществления эмиссии наличных денег

Реализуется исключительно Центральным банком России (ст. 4, 29 Закона о ЦБ).

  1.  Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  2.  Государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов
  3.  Государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.
  4.  Государственная монополия в области военно-технического сотрудничества

Третий вид субъектов монополии — субъекты временной монополии.

Прежде всего, к ним относятся хозяйствующие субъекты, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Исключительность монополии в сфере интеллектуальной собственности носит юридический характер, поскольку такая монополия защищена законом. Хозяйствующие субъекты могут обладать также монополией на сведения, составляющие коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Реализация этой монополии зависит от эффективности тех мер, которые принимает по охране коммерческой тайны сам правообладатель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18561. Методика получения математических моделей 18.33 KB
  Методика получения математических моделей. включает в себя следующие операции: 1. Выбор свойств объекта которые подлежат отражению в модели. Выбор основан на анализе возможных применений модели и определяет степень универсальности ММ. 2. Сбор исходной информаци...
18563. Компонентные и топологические уравнения на иерархическом уровне Б 317.82 KB
  Лекция 9 Компонентные и топологические уравнения на иерархическом уровне Б. При получении математических моделей ММ элементов уровня Б чаще применяют теоретический подход. При этом сложный объем разбивается на элементы участки. Далее производится усреднение зна...
18565. Объект проектирования и его математическая модель 70.25 KB
  Лекция 3. Объект проектирования и его математическая модель. Математическая модель – это совокупность математических объектов чисел переменных векторов множеств и т.д. и отношений между ними которая адекватно отображает некоторые свойства проектируемого объекта...
18566. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 221 KB
  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ Инженерная деятельность человека связанна прежде всего с разработкой технических объектов с их проектированием. Проектирование это комплекс работ по изысканиям исследованиям расчетам и конструированию и
18567. Системы автоматизированного проектирования и их место среди других автоматизированных систем 99 KB
  Системы автоматизированного проектирования и их место среди других автоматизированных систем Структура САПР Как и любая сложная система САПР состоит из подсистем рис. 1.1. Различают подсистемы проектирующие и обслуживающие. Проектирующие подсистемы непосредствен...
18568. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИНТЕЗА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 69 KB
  МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИНТЕЗА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Постановка задач параметрического синтеза Место процедур синтеза в проектировании Сущность проектирования заключается в принятии проектных решений обеспечивающих выполнение будущим объектом предъявляемых к
18569. Оптимизация технических объектов в системах автоматизированного проектирования 272.5 KB
  Оптимизация технических объектов в системах автоматизированного проектирования. Данная глава посвящена вопросам постановки и решения задач оптимизации при техническом проектировании. Главное внимание уделяется параметрической оптимизации непрерывных объектов.