7270

Методы макроэкономического планирования и прогнозирования

Лекция

Математика и математический анализ

ТЕМА 3: Методы макроэкономического планирования и прогнозирования. Методы макроэкономического прогнозирования Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, вне...

Русский

2013-01-20

229.5 KB

484 чел.

ТЕМА 3: Методы макроэкономического планирования и прогнозирования.

Методы макроэкономического прогнозирования

Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, вывести суждения, с определенной степенью достоверности, относительно будущего развития объекта.

При использовании моделей в экономических расчетах все величины характеризующие моделируемые объекты, подразделяются на:

экзогенные или входные – известные, т.е. рассчитываемые вне модели;

эндогенные, или выходные - неизвестные, т.е. определяемые в процессе решения задачи и получаемые в пределах самой моделируемой системы.

Эндогенные факторы взаимосвязаны прямыми и обратными связями, а экзогенные не испытывают обратного воздействия (в рамках данной модели). Для экономико-математического моделирования разделение переменных эндогенные и экзогенные в значительной мере произвольно и определяется характером решаемой задачи. Вся совокупность методов прогнозирования группируется по следующим признакам:

  •  по способу получения и обработки информации: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы;
  •  по степени формализации: формализованные и интуитивные;
  •  по общему принципу действия;
  •  по направлениям и назначению прогнозирования;
  •  по процедуре получения параметров прогнозной модели и др.

По способам получения и обработки информации выделяются следующие методы прогнозирования: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы.

Статистические методы - система приемов, способов обработки информации, направленных на получение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях прогнозируемых массовых социально-экономических явлений.

Метод аналогий – построен на получении прогнозов построенных на логическом выводе, из которого знание о прогнозируемых процессах возникает на основе известного сходства закономерностей развития одних процессов с другими. Это свойство позволяет после исследования делать выводы, хотя и не окончательные, и не доказательные в полном смысле этого слова. Существуют следующие три вида аналогий: аналогия свойств, аналогия отношений и изоморфизма. Принцип изоморфизма положен в основу разработки экономико-математических моделей прогнозирования социально-экономического развития.

Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство отражать новые тенденции закономерностей развития объекта прогнозирования.

В свою очередь их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.

Формализованные методы прогнозирования

Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов, значительно сократить сроки их выполнения,  облегчить обработку информации и оценки результатов.

В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы интерполяции и экстраполяции, метод математического моделирования, методы теории вероятностей и математической статистики.

Методы интерполяции и экстраполяции.

Сущность метода интерполяции заключается в нахождении прогнозных значений функций объекта yi=f(xj), где j=0,…n, в некоторых точках внутри отрезка х0,…хn по известным значениям параметров в точках х0∠ххn

Основные условия, предъявляемые к функциям при интерполяции:

  •  функция должна быть непрерывна и аналитична;
  •  для конкретного вида функций или их производных указаны такие неравенства, которые должны определить применимость интерполяции к данной функции;
  •  функция должна быть в достаточной степени гладкой, т.е. чтобы она обладала достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных.

В прогнозировании наиболее широко применяются интерполяционные формулы Лагранжа, Ньютона, Стирлинга и Бесселя.

Метод экстраполяция - это метод научного исследования, заключающийся в распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период. Математические методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени х1=x(t1),…….., x(tn-1) x(tn)

В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Различают перспективную и ретроспективную экстраполяцию.

Перспективная экстраполяция предполагает продолжение уровней ряда динамики на будущее на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемом отрезке времени. Ретроспективная экстраполяция характеризуется продолжением уровней ряда динамики в прошлое.

Существует формальная и прогнозная экстраполяции. Формальная экстраполяция базируется на предположении сохранения в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта. Прогнозная экстраполяция увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезой о динамике его развития. Она предполагает необходимость учета в перспективе альтернативных изменений самого объекта, его сущности.

При разработке прогнозов с помощью экстраполяции исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные, функциональные, системные и структурные характеристики, например, количественные характеристики экономического, научного, производственного потенциала. Степень реальности таких прогнозов в значительной мере обусловливается обоснованностью выбора пределов экстраполяции и соответствие выбранных «измерителей» сущности рассматриваемого явления. Последовательность действий при статистическом анализе тенденций и экстраполировании заключается в следующем:

1. Формулирование задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии

прогнозируемого объекта, обсуждение факторов, стимулирующих или препятствующих

развитию объекта, определение экстраполяции и ее допустимой дальности.

2. Выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения,

относящихся к каждому параметру в отдельности.

3. Сбор и систематизация данных, проверка однородности данных и их

сопоставимости.

4. Выявление тенденций изменения изучаемых величин статистического анализа и

непосредственной экстраполяции данных.

В экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значений изучаемого объекта или параметра не является основным результатом. Более важным является своевременное выявление объективно намечающихся сдвигов, закономерных тенденций развития явления или процесса. Под тенденцией развития понимают некоторое его общее направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить в виде более или менее гладкой траектории.

Для повышения точности экстраполяции тренд экстраполируемого явления  корректируется с учетом опыта функционирования объекта — аналога исследований или объекта, опережающего в своем развитии прогнозируемый объект. В зависимости от того, какие принципы и какие исходные данные положены в основу прогноза, существуют следующие методы экстраполяции: среднего абсолютного прироста, среднего темпа  роста и экстраполяция на основе выравнивания рядов по какой-либо аналитической формуле.

Рассмотренные способы экстраполяции тренда, будучи простейшими, в то же время являются и самыми приближенными. Поэтому наиболее распространенным методом прогнозирования является аналитическое выражение тренда.

Тренд экстраполируемого явления - это длительная тенденция изменения экономических показателей, т.е. изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Тренд характеризует основные закономерности движения во времени, в некоторой мере свободные от случайных воздействий. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов.

Разработка прогноза заключается в определении вида экстраполирующей функции на основе исходных эмпирических данных и параметров.

Первым этапом является выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим этапом является расчет параметров выбранной экстраполяционной функции.

При оценке параметров зависимостей наиболее распространенными являются

  •  метод наименьших квадратов, метод экспоненциального сглаживания временных рядов,
  •  метод скользящей средней и другие.

Сущность метода наименьших квадратов состоит в том, что функция, описывающая прогнозируемое явление, аппроксимируется более простой функцией или их комбинацией. Причем последняя подбирается с таким расчетом, чтобы среднеквадратичное отклонение фактических уровней функции в наблюдаемых точках от выровненных было наименьшим.

Например, по имеющимся данным (xiyi) (i=1,2,….n) строится такая кривая y=a+bx, на которой достигается минимум суммы квадратов отклонений т.е. минимизируется функция, зависящая от двух параметров: а – (отрезок на оси ординат) и b (наклон прямой).

Уравнение, дающие необходимые условия минимизации функции S(a,b), называются нормальными уравнениями. В качестве аппроксимирующих функций применяются не только линейная, но и квадратическая, параболическая, экспоненциальная и др.

Метод наименьших квадратов широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации на ЭВМ. Недостаток данного метода состоит в том, что модель тренда жестко фиксируется, а это делает возможным его применение только при небольших периодах упреждения, т.е. при краткосрочном прогнозировании.

Метод экспоненциального сглаживания временных рядов – этот метод является модификацией метода наименьших квадратов для анализа временных рядов, при которой более поздним наблюдениям придается больший вес, т.е. веса точек ряда убывают экспоненциально по мере удаления в прошлое. Этот метод позволяет оценить параметры модели, описывающей тенденцию, которая сформировалась в конце базисного периода и не просто экстраполирует действующие зависимости в будущее, а приспосабливает, адаптирует к изменяющимся во времени условиям. Метод экспоненциального сглаживания применяется при кратко- и среднесрочном прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует обширной информационной базы.

Модели, описывающие динамику показателя, имеют достаточно простую математическую формулировку, а адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть свойств временного ряда.

Метод скользящей средней заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку уровней ряда, затем средний уровень из такого же числа уровней, начиная со второго, далее - начиная с третьего и т.д. Таким образом, при расчетах среднего уровня как бы «скользят» по ряду динамики от его начала к концу, каждый раз отбрасывая один уровень вначале и добавляя один следующий.

Каждое звено скользящей средней – это средний уровень за соответствующий период, который относится к середине выбранного периода, если число уровней ряда динамики нечетное.

Недостаток метода простой скользящей средней состоит в том, что сглаженный ряд динамики сокращается ввиду невозможности получить сглаженные уровни для начала и конца ряда. Этот недостаток устраняется применением метода аналитического выравнивания для анализа основной тенденции.

Метод аналитического выравнивания предполагает представление уровней данного ряда динамики в виде функции времени y=f(t). Для отображения основной тенденции развития явлений во времени применяются различные функции: полиномы степени, экспоненты, логистические кривые и другие виды.

Методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего на будущий период, могут использоваться в прогнозировании лишь при периоде упреждения до пяти - семи лет. Важнейшим условием применения является наличие устойчиво выраженных тенденций развития социально-экономического явления или процесса. При более длительных сроках прогноза эти методы не дают точных результатов.

Метод математического моделирования основан на возможности установления определенного соответствия между знанием об объекте познания и самим объектом.

Человеческие знания об объекте представляют собой более или менее адекватное его отображение, а материализованная форма знания является моделью объекта. Таким образом, методом моделирования называется способ исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели и результаты такого исследования переносятся с модели на объект.

Применение математических методов обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов. В прогностике используют различные виды моделей: оптимизационные, статические, динамические, факторные, структурные, комбинированные и др. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип моделей может быть применен к различным экономическим объектам, т.е. макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные и др. модели.

Моделирование является - один из важнейших и эффективнейших средств прогнозирования социально-экономических явлений, инструментом научного познания исследуемого процесса. Поэтому вопрос об адекватности модели объекту (т.е. о качестве отображения) необходимо решать исходя из определенной цели прогноза.

Содержанием процесса моделирования являются: конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение его существенных характеристик; теоретический и экспериментальный анализ модели; сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или процессе; корректировка и уточнение модели.

В процессе экспериментирования могут быть установлены такие связи, отношения или свойства элементов модели, которым не соответствует ни одна связь, отношение или свойство элементов объекта. В этом случае либо построенная модель не адекватна сущности изучаемого явления, либо построенная модель адекватна сущности изучаемого явления, однако свойства и отношения элементов прогнозируемого явления описаны не полно.

В прогнозировании социально-экономических процессов средством изучения закономерностей развития социально-экономических процессов является экономико-математическая модель (ЭММ), т.е. формализованная система, описывающая основные взаимосвязи ее элементов.

Экономико-математическая модель (ЭММ) представляет собой математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях исследования и управления. В самой общей форме модель - условный образ объекта исследования, сконструированный для упрощения этого исследования. При построении модели предполагается, что ее непосредственное изучение дает новые знания о моделируемом объекте. ЭММ является основным средством модельного исследования экономики. Во всех случаях необходимо, чтобы модель содержала достаточно детальное описание объекта, позволяющее, в частности, осуществлять измерение экономических величин и их взаимосвязей, чтобы были выделены факторы, воздействующие на исследуемые показатели.

Примером экономико-математическая модель является формула, по которой определяется потребность в материалах, исходя из норм расхода. Модель может быть сформулирована тремя способами: в результате прямого наблюдения и изучения некоторых явлений действительности (феноменологический способ), вычленения из более общей модели (дедуктивный способ), обобщения более частных моделей (индуктивный способ). Один и тот же объект может быть описан различными моделями в зависимости от исследовательской или практической потребности, возможностей математического аппарата и т.п. Поэтому всегда необходима оценка модели и области, в которой выводы из ее изучения могут быть достоверны.

Модели, в которых описывается моментное состояние экономики, называются статическими, а модели описывающие развитие объекта моделирования, - динамическими. Модели могут строиться в виде формул - аналитическое представление модели; в виде числовых примеров - численное представление; в форме таблиц -матричное представление; в форме графов - сетевое представление модели.

Соответственно различают модели числовые, аналитические, матричные, сетевые.

В экономической науке они применяются для анализа экономических процессов, прогнозирования и планирования во всех звеньях и на всех уровнях экономики, вплоть до планирования развития народного хозяйства страны в целом. Их принято подразделять на две большие группы: модели, отражающие преимущественно производственный аспект плана; модели, отражающие преимущественно социальные аспекты плана. Такое деление в значительной степени условно, поскольку в каждой из моделей в той или иной степени сочетаются производственный и социальный аспекты. Из моделей первой группы можно назвать: модели долгосрочного прогноза сводных показателей экономического развития; межотраслевые модели народнохозяйственного планирования; отраслевые модели оптимального планирования и размещения производства, а также модели оптимизации структуры производства в отраслях.

Из моделей второй группы наиболее разработаны модели, связанные с прогнозированием и планированием доходов и потребления населения, демографических процессов.

В прогнозировании также применяются ЭММ эконометрического типа. В эконометрической модели синтезируются достижения теоретического анализа с достижениями математики и статистики, математической статистики. Эконометрические методы применяются для описания экономики посредством построения эконометрических систем моделей, включающих в качестве составных элементов производственную функцию, инвестиционную функцию, а также уравнения, характеризующие движения занятости, доходов, цен и процентных ставок и другие блоки. Среди наиболее известных эконометрических систем подобного рода, по которым ведутся расчеты на ЭВМ, - так называемая Брукингская модель (США), Голландская модель, Уортонская модель (США) и др.

Общая схема разработки системы моделей прогнозирования состоит из трех этапов.

На первом этапе разрабатывается локальные методики прогнозирования, прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей прогнозирования. Затем модели взаимоувязываются в единую систему, что позволяет обеспечить взаимодействие отдельных моделей соответствию требований, зафиксированных в программе исследования по проблеме в целом.

Второй этап предусматривает создание системы взаимодействующих моделей прогнозирования на базе разработки локальных методик прогнозирования. Здесь уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки получаемых комплексных прогнозов. Составляются соответствующие программы для решения задач на ЭВМ.

Третий этап включает уточнение и развитие отдельных локальных систем и методик в ходе создания системы моделей прогнозирования и практического их использования.

Система моделей прогнозирования и процедуры моделирования оформляются в виде методики моделирования, которая должны отвечать следующим требованиям:

  •  давать логически последовательное описание последовательности правил, т.е. алгоритма, позволяющего составить прогноз при достаточно широких предположениях о характере и значениях исходной информации;
  •  обосновать выбор методов и технических средств, позволяющих проводить расчеты своевременно и многократно;
  •  выявить существенные связи прогнозируемых явлений и процессов.  Для этого необходимо выявить важнейшие и устойчивые закономерности и тенденции как на исходном материале, так и в процессе анализа результатов, получаемых по данной методике;
  •  обеспечить согласование отдельных прогнозов в непротиворечивую систему, также и позволяющую производить взаимную корректировку прогнозов.

Интуитивные методы прогнозирования

Интуитивные методы прогнозирования - это методы решения сложных неформализуемых проблем посредством получения прогнозных оценок состояния развития объекта в будущем, независимо от информационной обеспеченности методом экспертных оценок.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Посредством метода экспертных оценок решаются следующие задачи:

  •  составляются перечни возможных событий за определенный промежуток времени по исследуемой проблеме;
  •  определяются наиболее вероятные интервалы времени совершения совокупности событий;
  •  определяются цели и задачи с упорядочением их по степени важности;  
  •  разрабатываются альтернативные варианты решения проблем с оценкой их предпочтения;
  •  разрабатываются альтернативные варианты распределения ресурсов с ранжированием их очередности;
  •  разрабатываются альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности; и др.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений:

  •  формирование экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы;
  •  статистическую обработку полученных результатов опроса.

В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают в себя: метод анкетирования и интервьюирования, аналитический метод, метод написания сценария и др.

Метод анкетирования заключается в предъявлении экспертам опросных листов-анкет, на которые они должны дать ответы в письменной форме. Интервьюированием является устный вопрос эксперта членом группы управления интервьюером.

Все вопросы анкет можно классифицировать по содержанию и по форме. По  содержанию вопросы делятся на три группы:

объективные данные об эксперте;

основные вопросы по сути анализируемой проблемы;

дополнительные вопросы, позволяющие выявить источники информации и

аргументации эксперта, самооценку компетентности эксперта.

По форме основные вопросы делятся на открытые, или свободные, закрытые и с «веером» ответов, а также на прямые и косвенные. Закрытый вопрос задается в форме, предполагающей лишь три возможных ответа – «да», «нет», «не знаю». Вопрос с «веером» ответов предоставляет эксперту возможность выбора одного из предлагаемых ответов, например, срока реализации определенной научно-технической идеи из ряда перечисленных сроков. К этой же форме относятся вопросы-задания на ранжирование заданных объектов, на оценку их весов, значимости в баллах на оценку вероятности некоторого события.

Кроме рассмотренных трех форм вопросов, можно ввести еще одну форму, промежуточную между открытыми вопросами и вопросами с «веером» ответов. Это вопрос-задание на проведение морфологического анализа, на построение дерева целей, альтернатив.

При задании вопроса в такой форме эксперту может быть предоставлено право дать две или три оценки одного объекта – минимальную, среднюю, максимальную (или оптимистическую, среднюю, пессимистическую).

При задании вопросов в любой форме эксперт должен быть поставлен в известность, что он вправе выдвинуть новые вопросы и дать на них ответы, а также назвать экспертов, не включенных в число опрашиваемых, которые способны дать ответы на вопросы анкеты или вопросы, выдвинутые им самим. Кроме того, эксперт должен изложить свои замечания и советы по форме и содержанию анкет.

Получение прогнозных оценок методом «интервью» осуществляется посредством беседы, в ходе которой интервьюер ставит вопросы эксперту по заранее в той или иной степени разработанной программе. Одновременно может производиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов.

От очного анкетирования этот метод отличается тем, что при интервью эксперт дает ответы в устной форме на устные вопросы, точное содержание которых до опроса ему, как правило, не было известно, хотя тематика интервью могла быть сообщена ему заранее.

Достоинством интервью является непрерывный живой контакт интервьюера и опрашиваемого, что позволяет быстро получить большое количество информации и всесторонне, хотя и поверхностно, осветить объект экспертизы.

Недостатками интервью являются возможность сильного влияния интервьюера на ответы эксперта, отсутствие времени для глубокого продумывания ответов, а также высокие требования к опрашивающему и большое время, расходуемое на опрос всего состава экспертов.

Получение прогнозных оценок аналитическим методом осуществляется посредством логического анализа какой-либо прогнозируемой ситуации. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария — определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.

Основным преимуществом рассмотренных выше методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельных работников.

Методы коллективных экспертных оценок - группа методов коллективных экспертных оценок основанных на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи.

Существуют следующие разновидности методов коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др.

Метод «комиссий» предполагает создание рабочей группа, в функции которой входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. В ходе работы уточняются основные  направления развития объекта, а также составляется матрица, отражающая генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели.

Затем разрабатываются вопросы для экспертов. Это может быть перечень или таблица, но содержание вопросов должно определяться спецификой прогнозируемого объекта. Далее следуют проведение опроса экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса. Методикапредставляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т. д.

Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы — порядковым номерам экспертов.

«Метод Дельфи» — один из, наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Метод «коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

Метод морфологического анализа – применяется при прогнозировании сложных процессов экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Этот метод построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом.

Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.

Методы предплановых исследований

Для обоснования плановых решений используется совокупность методов предплановых исследований. Предплановые исследования – прогнозно-аналитическая основа плановых решений, предназначенная для обоснования проектов планов. Задача предплановых исследований (разработок) состоит в выявлении сложившихся тенденций развития, оценке уровня удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, определении новых потребностей, оценке возможностей науки и техники, объединении усилий науки и производства в достижении намеченных на перспективу социально- экономических целей. Предплановые исследования проводятся на основе долгосрочных и среднесрочных научно-технических, демографических, социально-экономических прогнозов.

Методы предплановых исследований можно условно разделить на две группы: общие и конкретные.

Общие методы предплановых исследований определяют методологическую, направленность процесса обоснования планового решения. В их основе лежит диалектический метод, как основополагающий в исследовании и познании социально-экономических процессов. К общим методам относятся тесно связанные методы системного и экономического анализа.

Системный анализ в экономике - метод поиска эффективных путей решения сложных проблем; совокупность методов и средств исследования сложных экономических объектов и процессов, позволяющих подготовить и обосновать управленческие решения.

Он включает определение границ экономического объекта, входов и выходов, выявление целей развития и функционирования; формирование внутренней структуры,

формирование альтернативных вариантов развития, выбор и обоснованиепоследствия принимаемых управленческих решений, избежать ошибочных.

Экономический анализ – совокупность методов, предназначенных для объяснения результатов хозяйственно-финансовой деятельности исследуемых объектов, а также количественного обоснования плановых решений. Методы экономического анализа позволяют систематизировать данные о производственно-хозяйственной деятельности отраслей, межотраслевых комплексов и других экономических объектов, а также дать научно-обоснованную оценку результатов их работы, выявить резервы повышения эффективности рационального использования ресурсов. Посредством методов экономического анализа делаются выводы об организационно-техническом уровне производства, об эффективности использования основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, производительности труда и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, финансовом состоянии и др.

Конкретные методы предплановых исследований – это методы получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся методы экономических группировок, прямого счета, структуризации, социологического изучения, индексный метод, экспертные и др.

Метод группировок. Сущность метода группировок заключается в расчленении совокупностей на группы по определенным существенным признакам. Метод группировок основан на выборе группировочного признака и определение числа групп. Обоснованный выбор группировочных признаков возможен лишь на основе анализа сущности явлений, учета особенностей развития изучаемого явления в конкретных условиях места и времени. Учет конкретных условий приводит к тому, что один и тот же тип явления может быть выявлен в одних условиях по одному признаку, а в других – по другому. Число групп, на которые расчленяется изучаемая совокупность, зависит от типа изучаемого явления, от характера вариации группировочного признака и задач исследования. С помощью метода группировок решаются задачи, которые можно свести к трем основным:

  •  изучение социально-экономических типов;
  •  изучение структуры совокупности и ее изменений;
  •  изучение взаимосвязи между явлениями и их признаками.

Методом прямого счета определяются уровни важнейших показателей, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода (затрат) материальных, трудовых, финансовых и др. ресурсов.

Индексный метод – метод статистического исследования, основанный на построении и анализе индексов, позволяющих соизмерять сложные социально-экономические явления, состоящие из непосредственно несоизмеримых элементов.

Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми.

Метод структуризации основан на поэтапном расчленении общих целей на их составные компоненты. Эту процедуру называют построением дерева «цели — средства», на нижних уровнях такого дерева могут быть представлены отдельные мероприятия по достижению выявленных целей.

К методам социологического изучения относятся: опросы, наблюдения, анализ документов. Они составляют инструментарий познания социальных явлений и процессов, т.к. позволяют получить разного рода информацию о социальной действительности для последующего обобщения в процессе обоснования плановых решений.

Экспертные методы используются для получения информации, которой располагают отдельные лица, а также для оценки эффективность» тех или иных хозяйственных решений, когда количественные методы применять нецелесообразно или отсутствует информация для принятия решения.


Основные методы разработки макроэкономических планов
 

Методы планирования - составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях народнохозяйственного планирования, позволяющие реализовать его принципы. Наибольшее применение в практике планирования получили следующие методы разработки планов: балансовый, нормативный, экономико-математические и программно-целевой методы.

Балансовый метод применяется для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов. Он используется, прежде всего, как инструмент обеспечения планомерности, пропорциональности, научной обоснованности пропорций воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Сущность балансового метода состоит в разработке системы балансов, соответствующих многообразию планируемых пропорций: народнохозяйственных, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и др.

Нормативный метод основан на разработке и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и важнейшие цели развития экономики.

Экономико-математические методы применяются для оптимизации планов, анализа и оценки различных вариантов развития, более точной и развернутой характеристики важнейших народнохозяйственных связей. Кроме того, применение экономико-математических методов дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

Программно-целевые методы применяется для увязки целей плана с ресурсами на основе целевых программ, являющимися теми инструментами планирования, которые определяют структурные сдвиги и общую динамику развития народного хозяйства. Сущность программно-целевого метода состоит в разработке целевых комплексных программ, предназначенных для обоснования решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

Балансовый метод

Современная рыночная экономика - это «система экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, система связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения участниками хозяйственного оборота». В силу ее сложности рыночная экономика требует поддержания равновесия в макроэкономическом масштабе.

Проблема макроэкономического равновесия — это проблема сбалансированногораспределения совокупности ограниченных ресурсов и потребностей в них, устраивающей всех участников. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между:

  •  производством и потреблением;
  •  ресурсами и их использованием;
  •  предложением и спросом;
  •  факторами производства и его результатами;
  •  материально-вещественными и финансовыми потоками.

Теория и практика подтвердили, что выявление и поддержание определенных пропорций возможно посредством применения балансового метода.

Балансовый метод позволяет устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Он основан на том, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления.

Применение балансового метода в планировании предполагает, что производство ресурсов, продуктов, услуг отраслей, регионов или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

В общей системе экономических балансов выделяются балансы материальные, трудовые и финансовые. Подсистема материальных балансов является самой многочисленной и разветвленной в общей системе балансов. С помощью материальных балансов обеспечивается всесторонняя увязка производства и потребления материальных ресурсов. Основное назначение материальных балансов — увязка общественных потребностей в определенных видах продукции с ресурсами. Они позволяют обеспечить наиболее распределение продукции между регионами и товаропроизводителями.

Материальные балансы различаются:

- по периодам и стадиям разработки и исполнения - балансы долгосрочные, среднесрочные, текущие;

- по видам используемой балансовой модели - балансы однопродуктовые, многопродуктовые (сводные, комплексные, межпродуктовые) и межотраслевые;

- по единицам измерения - балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.

Основным видом материальных балансов, который используется на всех стадиях и уровнях планирования, является однопродуктовый баланс. В формализованном виде он может быть представлен в виде:

ΣRij = ΣПmk

где Rij — объем i-го вида материальных ресурсов по j-му источнику поступления;

Пmk — потребность в m-м виде материальных ресурсов по k-му направлению использования.

Однопродуктовые балансы разрабатываются по конкретным видам материальных ресурсов и позволяют обеспечить равенство объемов этих ресурсов по источникам поступления и потребления. Увязка потребностей с ресурсами достигается путем определения объемов, структуры производства материальных ресурсов, запланированного ввода производственных мощностей, изменения объема и структуры экспортных и импортных поставок и т.д.

Сводные балансы представляют собой совокупность однопродуктовых балансов, объединенных по определенному признаку (отраслевая принадлежность, технологическое назначение продукции, взаимозаменяемость продукции и др.). При разработке сводных балансов одно-продуктовые балансы приводятся к одному из видов балансируемой продукции и соответствующей единице измерения (натуральной, условной, стоимостной).

Комплексные балансы разрабатываются по группам взаимозаменяемых материальных ресурсов одной или нескольких отраслей (конструкционные материалы, топливно-энергетические ресурсы, и д.р.). В этих балансах учитываются факторы производства и применения взаимозаменяемых ресурсов.

Межпродуктовые балансы позволяют увязать и контролировать сбалансированность производства различных видов продукции, они составляются по отраслям и по народному хозяйству в целом. С их помощью определяются производственные связи, взаимозависимости и пропорции между производством отдельных видов продукции и его обеспеченностью материальными ресурсами в целом и по структуре потребления.

Материальные балансы в натуральном выражении строятся по отдельным видам продукции в соответствующих натуральных единицах измерения — тоннах, в м3 и т.д. Такие балансы относятся к однопродуктовыми, т.к. в них отражается только один вид продукции.

Стоимостные материальные балансы - балансы в денежном выражении,носят более обобщенный и универсальный характер. Они всегда являются многопродуктовыми и в большей своей части разрабатываются на уровне отраслей, регионов.

Натурально-стоимостные материальные балансы разрабатываются по группам однородной продукции. За единицу измерения в данном случае принимается условная единица с каким-либо определенным содержанием. Например, баланс топлива рассчитывается в единицах условного топлива (1 кг условного топлива — 7000 ккал). Этот вид баланса носит универсальный характер. Балансы данного вида относятся к многопродуктовыми, так как объединяют несколько видов продукции.

Нормативной базой материальных балансов служит система норм, определяющих меру затрат различных материальных ресурсов на производство единицы продукции или на выполнение единицы объема работ. Обоснованность материальных балансов зависит от полноты и достоверности экономической информации.

Материальные балансы разрабатываются по типовым формам с учетом особенностей той или иной продукции и ее назначения. Принципиальная схема материальных балансов представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются те или иные источники поступления ресурсов, а в правой части показываются возможные пути их распределения. Составление материальных балансов осуществляется в определенной последовательности. В первую очередь в процессе разработки распределительной части материальных балансов определяются потребности в ресурсах по всем направлениям их использования. Применяется для этого как правило, метод прямого счета с использованием норм и нормативов показателей объемов производства продукции и численности населения. Затем в процессе разработки ресурсной части материальных балансов определяются возможные объемы материальных ресурсов в планируемом (прогнозируемом) периоде.

Обязательным требованием при составлении материальных балансов является равенство двух его частей: распределительной и ресурсной. По завершении предварительных расчетов по отдельным статьям балансов происходит их взаимная увязка. При наличии несоответствий между названными частями материального баланса разрабатываются конкретные мероприятия по их ликвидации. Работа по увязке частей баланса называется его корректировкой. Если предполагаемое количество наличных ресурсов превышает намечаемый объем их использования, то проводят следующие мероприятия:

- изучаются новые рынки сбыта конкретного ресурса;

- изменяются качественные параметры ресурса;

- разрабатываются мероприятия по стимулированию спроса на конкретный вид

ресурса;

- снижается цена на соответствующий вид ресурса и др.

Если же выявляется превышение итога распределительной части материального баланса над его ресурсной частью, т.е. образуется дефицит материального ресурса, проводятся мероприятия по ликвидации посредством следующих мероприятий:

- рассматриваются возможности увеличения того или иного ресурса за счет резервов и интенсификации его производства, например, за счет более рационального использования производственных мощностей или снижения материалоемкости продукции;

- сокращаются нормы расхода материального ресурса, если это не наносит ущерба качеству продукции;

- рассматриваются варианты использования эффективных заменителей того или иного ресурса;

- уменьшаются нормативные запасы ресурса, если это не влияет на ритмичность производства;

- выделяются дополнительные капитальные вложения для расширения производственных мощностей по производству этого ресурса;

- рассматриваются возможности увеличения объема ресурсов за счет внешней торговли.

С помощью материальных балансов, являющихся одним из главных инструментов планирования, в СССР устанавливались необходимые натурально-вещественные межотраслевые и внутриотраслевые пропорции в перспективных и текущих планах развития народного хозяйства. Госплан СССР и Госснаб СССР разрабатывали материальные балансы более чем по 15 тыс. видов продукции, которые охватывали подавляющую часть важнейших материально-технических ресурсов.

В рыночной экономике материальные балансы из таблиц «ресурсы —распределение» трансформируются в балансы «спроса и предложения». Разработка такого баланса возможно только для фиксированного уровня цен, а поэтому в действительности такой баланс становится многовариантным, например, двух-, трех- или четырехуровневым. Графически он выглядит как совокупность пересекающихся кривых зависимостей спроса и предложения на рынке товаров с различными точками равновесия, учитывающими возможные различные уровни цен.

Министерство экономики Российской Федерации совместно с федеральными и региональными экономическими органами по изложенной выше схеме разрабатывает и предлагает для практического использования систему балансов материально-технических ресурсов, приемлемую для условий переходной экономики. Эта система выполняет следующие функции:

  •  обеспечение наблюдения за движением товарных потоков по территории Российской Федерации;
  •  осуществление анализа и прогнозирования устойчивости взаимного оборота натуральных и денежных потоков в экономике;
  •  проведение расчетно-аналитического обоснования комплексных мер государственного регулирования экономики России.

Обобщающим итогом балансовых расчетов материально-технических ресурсов должен  являться баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях и отражающий одну из важнейших макроэкономических пропорций. Через этот баланс возможно осуществление связи с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, балансом доходов и расходов предприятий и финансовым балансом государства, а через него с бюджетом, выступающим в качестве баланса доходов и расходов централизованных финансовых ресурсов. Таким образом, посредством использования в практике планирования системы экономических балансов возможны отражение в плановых документах основных макроэкономических пропорций.

Нормативный метод

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма — научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него.

Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяются состав и содержание нормативной базы.

Система норм и нормативов — комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы.

Цель разработки системы норм и нормативов — обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта.

Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др.

Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативовотчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов;  нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др.

Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций – включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ (перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.

Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и правоохранительных органов.

Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др.

Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь.

Например, во второй половине 90-х годов применение ставки рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор (по сравнению со спекулятивными вложениями средств), но и стремительного нарастания госдолга.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов должны учитываться следующие требования:

  •  соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой группы по уровням управления и периодам планирования;
  •  обеспечение прогрессивности норм и нормативов;
  •  обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;
  •  систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных методов хозяйствования и др.

В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, являетсявоспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен, потребление.

Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том, чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное управление всеми фазами процесса воспроизводства.

Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и нормативов для целей индикативного планирования:

Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства и др.

Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции, услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности.

Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на макроуровне.

Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение – при сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным поведением, т.е. снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и т.д. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы невыполнения договорных обязательств.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение ставок рефинансирования – отпугивает инвесторов, не верящих в способность государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что не существует методов точного установления значений экономических нормативов, однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться.

Например, существует «порог Лаффера» для полной ставки налогообложения доходов (30-40%), превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и др.

Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование – сложная задача, т.к. улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и др.

Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный (лоббистский) характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении.

Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные – это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве. Обусловленные – это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др.

Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, т.е. расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования.

Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Экономико-математические методы

Современная экономическая теория включает в качестве необходимого инструмента математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет решить комплекс взаимосвязанных проблем.

Во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов. Это положение имеет принципиальный характер, поскольку изучение любого явления или процесса ввиду определенной степени сложности предполагает высокую степень абстракции.

Во-вторых, из сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получать выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки.

В-третьих, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям.

В-четвертых, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Развитие макроэкономического планирования в современных условиях связано с ростом уровня его формализации. Основу для этого процесса заложил прогресс в области прикладной математики, а именно: теории игр, математического программирования, математической статистики и других научных дисциплин. Большой вклад в математическое моделирование экономики бывшего СССР внесли известные советские ученые В.С. Немчинов, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко. С. С. Шаталин и др.

Развитие экономико-математического направления было связано в основном с попытками формально описать так называемую «систему оптимального функционирования социалистической экономики» (СОФЭ), в соответствии с которой строились многоуровневые системы моделей народнохозяйственного планирования, оптимизационные модели отраслей и предприятий.

Экономико-математические методы имеют следующие направления:

Экономико-статистические методы, включают методы экономической и математической статистики. Экономическая статистика занимается статистическим изучением народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей на основе периодической отчетности. Инструментарием математической статистики, используемым для экономических исследований, являются дисперсионный и факторный анализ корреляции и регрессии.

Моделирование экономических процессов заключается в построении экономико-математических моделей и алгоритмов, проведении расчетов по ним с целью получения новой информацию о моделируемом объекте. С помощью экономико-математического моделирования могут решаться задачи анализа экономических объектов и процессов, прогнозирования возможных путей их развития (проигрывание различных сценариев), подготовки информации для принятия решений специалистами.

При моделировании экономических процессов широкое распространение получили: производственные функции, модели экономического роста, межотраслевой баланс, методы имитационного моделирования и др.

Исследование операций – научное направление, связанное с разработкой методов анализа целенаправленных действий и количественного обоснования решений. Типовые задачи исследования операций включают: задачи массового обслуживания, управления запасами, ремонта и замены оборудования, календарного планирования, распределительные задачи и др. Для их решения используются методы математического программирования (линейного, дискретного, динамического и стохастического), методы теории массового обслуживания, теории игр, теории управления запасами, теории расписаний и др., а также программно-целевые методы и методы сетевого планирования и управления.

Экономическая кибернетика – научное направление, занимающееся исследованием и совершенствованием экономических систем на основе общей теории кибернетики. Основные ее направления: теория экономических систем, теория экономической информации, теория систем управления в экономике. Рассматривая управление народным хозяйством как информационный процесс, экономическая кибернетика служит научной основой разработки автоматизированных систем управления.

В основе экономико-математических методов лежит описание наблюдаемых экономических процессов и явлений посредством моделей.

Математическая модель экономического объекта - его гомоморфное отображение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющее группы отношений элементов изучаемого объекта в аналогичные отношения элементов модели. Модель – это условный образ экономического объекта, построенная для упрощения исследования последнего. Предполагается, что изучение модели имеет двоякий смысл: с одной стороны, оно дает новые знания об объекте, с другой — позволяет определить наилучшее решение применительно к различным ситуациям.

Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария.

Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, описательные, матричные, статические и динамические, детерминированные и стохастические, имитационные и др.

Программно-целевой метод

Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач.

Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнениеммежотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность.

Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.

Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.

На федеральном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке. В него входят:

  •  социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;
  •  поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;
  •  развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;
  •  эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;
  •  сбалансированность производства и платежеспособного спроса;
  •  диверсификация экспортного потенциала.

Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам  присваивается статус президентских программ, инициатором их выступает Президент РФ.

В ряде случаев статус президентской может получить уже утвержденная программа. Координацию реализации президентских программ осуществляет Центр президентских программ Администрации Президента РФ.

Органы исполнительской власти РФ и субъектов РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем и по поручению Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр проводит экспертизу представленных проектов программ. Прошедшие экспертизу проекты программ направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработке и реализации.

Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определяемыми приоритетами и включается в бюджет на очередной год. Приоритетное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России. В программе оцениваются итоги развития экономики РФ за предыдущий период по следующим направлениям: макроэкономическое, инвестиционное и структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.

Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ Федеральному собранию. Она представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу для рассмотрения.

Целевые программы состоят из следующих разделов:

  1.  содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
  2.  основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;система программных мероприятий, в том числе меры по созданию и сохранению рабочих мест на региональном и отраслевом уровнях, мероприятия по трудоустройству, переподготовке и социальной защите высвобождаемых работников в результате реализации программы;
  3.  по обустройству мигрантов (в целевых программах экономического и социального развития регионов и отдельных субъектов Российской Федерации);
  4.  нормативное обеспечение качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой; ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации);
  5.  механизм реализации программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
  6.  оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий от реализации программы;
  7.  паспорт целевой программы

К проекту целевой программы прилагается:

  1.  пояснительная записка,
  2.  бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной год,
  3.  лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
  4.  положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду) и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются:

1. Реализация положений государственной стратегии устойчивого развития,

приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других задач.

2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения федеральных, региональных, отраслевых проблем.

3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и других субъектов.

4. Достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта в период от одного до пяти лет.

5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.

Разработка программы включает стадии:

  •  отбор проблем;
  •  принятие решения о разработке;
  •  обоснование намечаемых мероприятий;
  •  экспертиза и оценка эффективности;
  •  утверждение;
  •  контроль за ходом выполнения.

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств - участников СНГ.

Отбор проблем для решения на федеральном уровне осуществляется на основе следующих критериев:

  •  значимость для крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики отдельных отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечение экологической безопасности;
  •  невозможность их решения в приемлемые сроки чисто рыночными методами и необходимость государственной поддержки;
  •  новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкого распространения прогрессивных научно-технических достижений;
  •  взаимоувязанность программных мероприятий.

Инициаторы постановки проблем направляют в Министерство экономики РФ, осуществляющее методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ предложения, содержащие:

- обоснование проблемы и анализ причин ее возникновения, возможные способы

решения и предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в

сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг),

организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения

проблемы и возможные сроки их реализации;

- оценки потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их

обеспечения;

- предварительную оценку ожидаемой социально-экономической эффективности,

соответствия программных мероприятий экологическим требованиям и последствий от

реализации программы;

- перечень возможных государственных заказчиков и основных исполнителей,

сроки и стоимость подготовки программы.

 

Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими ведомствами на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной политики и анализа представленных материалов подготавливает предложения по решению проблемы и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе предложений Министерства экономики принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.

Решение о разработке межгосударственной программы принимается Правительством РФ после заключения соответствующего межгосударственного соглашения.

Ответственным за разработку и реализацию программы является государственный заказчик. Государственных заказчиков – координаторов федеральных целевых программ назначает Правительство РФ. Ими становятся соответствующие федеральные министерства и ведомства. Государственными заказчиками по территориальным подпрограммам выступают органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Государственный заказчик путем конкурсного отбора осуществляет выбор исполнителей по каждому программному мероприятию.

В процессе разработки целевой программы государственный заказчик:

- согласовывает с основными исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- определяет и согласовывает с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами формы и размеры государственной поддержки целевой программы.

Проекты федеральных программ направляются на экспертизу в Экспертный совет при Правительстве РФ или в другие организации. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программы, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Экспертиза должна установить степень достаточности системы мер для эффективного решения задач. В случае вынесения экспертным органом отрицательного заключения по объекту экспертизы, проект должен быть доработан и представлен на вторую экспертизу.

Заключения экспертных органов в части несоблюдения нормативно-правовых положений, международных договоров, государственных стандартов и требований директивных документов являются обязательными для всех юридических и физических лиц.

Государственные заказчики программ, экспертные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают на договорной основе для проведения экспертизы проектов программ российских и зарубежных юридических и физических лиц, являющихся признанными авторитетами в соответствующих областях знаний.

Заключения таких экспертов носят рекомендательный характер и используются для повышения обоснованности принимаемых официальных заключений по государственной экспертизе.

Согласованный проект программы государственный заказчик направляет Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ. Министерство экономики с участием Министерства финансов и с учетом предложений заинтересованных  министерств и ведомств, региональных органов государственного управления подготавливает заключение по проекту программы и предварительной бюджетной заявки.

В случае положительной оценки Министерство экономики РФ по согласованию с Министерством финансов представляет проект целевой программы с предварительной бюджетной заявкой и заключением в Правительство РФ для рассмотрения и утверждения.

Федеральные целевые программы, реализующие важнейшие приоритеты экономической и социальной политики государства, а также межгосударственные целевые программы Правительство РФ направляет на утверждение (одобрение) в Федеральное Собрание Российской Федерации.

В случае одобрения Федеральным Собранием РФ межгосударственной целевой программы и форм участия в ней Российской Федерации Правительство РФ или по его поручению орган государственного управления подписывает межгосударственную целевую программу.

После утверждения целевой программы и с учетом объемов финансирования из федерального бюджета государственный заказчик на основе заключенных ранее с исполнителем программы соглашений о намерениях заключает с ними государственные контракты и обеспечивает исполнителей финансовыми ресурсами.

Формы и методы управления целевой программой определяются государственным заказчиком. Для управления могут создаваться дирекция, координационный совет, специальный фонд и другие органы.

Государственные заказчики программ ежегодно направляют в Министерство финансов РФ доклады о ходе работ по программам, эффективности использования финансовых средств. В свою очередь Министерство экономики и Министерство финансов с участием государственных заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Правительство РФ доклад о ходе реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.

Финансирование целевых программ

Подготовка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, финансируется за счет средств, предусмотренных в разделе «Прочие статьи» федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия иорганизации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ и другие поступления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды.

Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

По вопросам формирования специальных фондов, требующим решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой программы вносятся соответствующие предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии.

Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ с привлечением государственных заказчиков направляет в Правительство РФ предложения по перечню федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, и объемам их финансирования.

В этих целях государственные заказчики целевых программ с учетом хода их реализации в текущем году, проведения с исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд уточняют объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями в Министерство экономики РФ, Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ.

Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ направляют в Министерство экономики Российской Федерации свои предложения о размерах государственной поддержки в очередном финансовом году научных исследований, опытно - конструкторских работ и прочих текущих расходов для реализации целевых программ.

При подготовке перечня федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год, Министерство экономики, Министерство науки и технической политики РФ, Министерство финансов РФ на основе проектов бюджетных заявок, представленных государственными заказчиками целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РФ, возможностей федерального бюджета определяют государственную поддержку целевых программ по объемам централизованных капитальных вложений, расходам на научные исследования и опытно-конструкторские работы, прочим текущим расходам.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикампрограмм ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат. При утверждении объемов финансирования целевых программ Правительство РФ может вносить Федеральному Собранию предложение о  защищенности расходов целевых программ в федеральном бюджете.

По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

В практике планирования все перечисленные методы применяются в совокупности. Например, при разработке целевых программ разрабатываются различные балансы на основе системы норм и нормативе для обоснования потребности в соответствующих ресурсах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66278. Учись бути здоровим 457.5 KB
  Харчування дітей має бути різноманітним з достатньою кількістю вітамінів. Вітаміни корисні для людини. Слово вітаміни походить від латинського слова віта життя. Якщо вітамінів не вистачає людина важко хворіє.
66279. Англійська народна казка «Сорочаче гніздо» 46 KB
  Наша держава має добрих сусідів: росіян, білорусів, поляків, руминів. У новому розділі «Казки народів Європи» ми познайомимося з казками, які читають діти інших народів. Казки – це вигадані оповідання, котрі передаються протягом століть із роду в рід...
66280. Твоя країна – Україна. Символи держави. Розробка проекту «Славетні українці» 397.5 KB
  Мета: Дати уявлення про Україну як незалежну державу, про державну символіку; розширити і уточнити відомості про період козаччини; розвивати мовленнєву діяльність, уміння слухати своїх товаришів, робити аналіз сказаного...
66285. Органічні сполуки. Вуглеводи. Ліпіди 68.5 KB
  Вуглеводи. Вуглеводи їх будова і властивості. Майже всю суху речовину клітини складають білки вуглеводи ліпіди нуклеїнові кислоти. Складні вуглеводи моносахариди.
66286. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Гигиена питания 74 KB
  – Каким же горючим человек заправляет свой организм Чем вы питаетесь На какие две группы можно разделить всю пишу У меня в руках что морковь Это растительная или животная пища Что такое растительная пища Дайте определение.