72715

Знакомство со средой программирования C++ Builder 6

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель работы: Знакомство с оболочкой среды визуального программирования C++Builder. Получение навыков создания простейших приложений. Методические указания. В ходе выполнения лабораторной работы необходимо, используя предложенную последовательность действий, ознакомиться с интерфейсом...

Русский

2014-11-27

394 KB

9 чел.

Лабораторная работа №1

“Знакомство со средой программирования C++ Builder 6

Цель работы: Знакомство с оболочкой среды визуального программирования C++Builder. Получение навыков создания простейших приложений.

Методические указания.

В ходе выполнения лабораторной работы необходимо, используя предложенную последовательность действий, ознакомиться с интерфейсом среды программирования C++Builder 6 и создать простейшее программное  приложение.

Шаг 1.  Запустите C++Builder 6 и посмотрите, что получилось:

Вверху Вы увидите:

            

ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ содержит стандартный набор значков «быстрых кнопок», а ПАЛИТРА КОМПОНЕНТ открыта на вкладке Standard.

         

 

 

 

Шаг 2.  Поводите курсором МЫШИ по «быстрым кнопкам» ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ. 

Как только курсор МЫШИ проходит над «быстрой кнопкой», то сразу же появляется изображение кнопки и чуть позже подсказка.

 

 

 

Шаг 6.  Перенесите МЫШЬ на окно ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ и растяните его немного вниз, щелкните МЫШЬЮ на строке Caption (заголовок) и наберите в появившемся поле Форма 1. Этот текст будет сразу же отображен в заголовке ФОРМЫ:

Шаг 7.  Найдите свойство Color и щелкните на нем МЫШЬЮ.  Откроется окно комбинированного перечня. Щелкните МЫШЬЮ на кнопке с указателем. Откроется перечень имен цветов. Выберите один из них и  щелкните на нем МЫШЬЮ. Поле ФОРМЫ сразу же изменит цвет. Повторите выбор цвета ФОРМЫ , пока не подберете приятный для Вас цвет. Мне нравится цвет clTeal:

Шаг 8.  Передвиньте ползунок  ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ вниз. Обратите внимание на количество свойств ФОРМЫ. Найдите свойство Name. Щелкните на нем МЫШЬЮ и наберите OneForm в открывшемся поле. Затем щелкните МЫШЬЮ на поле ФОРМЫ. Обратите внимание на то, как это имя сразу же появится в самом верхнем поле ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ  (рисунок слева).

 

Интуитивно ясно, что вкладка ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ Properties (свойства) задает начальные значения свойствам ФОРМЫ.

 

Шаг 9.  Откройте вторую вкладу ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ Events (события) (рисунок выше и справа). На ней Вы увидите список всех событий, которые предусмотрены для работы с ФОРМОЙ, например, событие OnClick соответствует нажатию кнопки МЫШИ, событие OnClose – закрытию окна ФОРМЫ, а событие OnMouseMove -  перемещению курсора МЫШИ по полю ФОРМЫ. 

Щелкните МЫШЬЮ на событие OnClick. Откроется пустое окно перечня. Щелкните дважды на его поле. В окне появится имя функции, которая будет вызываться, если будет нажата кнопка МЫШИ. Кроме того, появится окно  РЕДАКТОРА КОДА с заголовком и пустым тело этой функции :

 

Шаг 10.    В теле функции наберите строку:

 

OneForm->Canvas->Ellipse(100,100,30,30);

 

Шаг 11.   В ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ щелкните на синем уголке вправо:

Этим Вы запустите свое первое приложение на компиляцию, редактирование и выполнение. Через некоторое время на экране появится ГЛАВНОЕ ОКНО ПРИЛОЖЕНИЯ. Оно будет точно соответствовать ФОРМЕ только без точек разметки ФОРМЫ:

Теперь можно щелкнуть левой кнопкой МЫШИ. Как отклик на это сообщение в окне приложения появится  круг ( рисунок выше и справа).

Шаг 12.  Полюбуйтесь на свое творение. Когда надоест, закройте окно приложения. Проделайте процедуру запуска приложения на выполнение несколько раз.

Обратите внимание на то, что кнопка запуска будет неактивной, пока Вы не закроете свое приложение.

Шаг 13.  Наверняка у Вас появилось желание покрасить кружок. Вернитесь в РЕДАКТОР КОДА и наберите строку:

OneForm->Canvas->Brush->Color=clRed;

Шаг 14.  Запустите снова Ваше приложение на выполнение. Теперь, когда Вы щелкните МЫШЬЮ, появится уже красный кружок:

Шаг 15.  Откройте заголовочный файл формы. Для этого на поле кода файла Uint.cpp щелкните правой кнопкой мыши.

Появиться выскакивающее окно, в котором выберите пункт Open Source/Header File и щелкните на нем мышью. При этом появится новая вкладка в РЕДАКТОРЕ КОДА   Uint1.h.

Шаг  16.  Откройте МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТОВ. Для этого выберите в главном МЕНЮ пункт View / Project Meneger. Откроется окно МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТОВ (рисунок слева).

Щелкните на значке + и получите окно МЕНЕДЖЕРА ПРОЕКТОВ, в котором раскрыто дерево всех файлов, образующих проект (рисунок справа).  Два файла Uint1.h и Uint.cpp Вы уже рассмотрели. Но есть еще один файл Project2.cpp. Щелкните мышью на пункте МЕНЕДЖЕРА ПРОЕКТОВ Project2.cpp. При этом появится новая вкладка в РЕДАКТОРЕ КОДА Project2.cpp:

Этот файл является главным файлом проекта. В проекте он единственный. Форм может быть несколько. Каждой форме соответствуют три файла. В нашем примере Форме 1 соответствуют: Uint1.h,  Uint.cpp и файл  Uint.dfmфайл описания формы. Но главный файл один.

Шаг 17.  Теперь сохраните Ваш проект. Для этого выберите в ГЛАВНОМ МЕНЮ пункт File/Save Project As.

Выберите директорию, в которую Вы хотите сохранить свой проект, например, pr_2 и нажмите Save.

Шаг 18. Теперь закройте Ваш проект. Для этого выберите в ГЛАВНОМ МЕНЮ пункт File/Close All. Обратите внимание, что кнопки ПАЛИТРЫ ИНСТРУМЕНТОВ «погаснут», т.е. станут неактивными , кроме одной – кнопки открытия проекта.

Шаг 19. Откройте Ваш проект. Для этого выберите в ГЛАВНОМ МЕНЮ пункт          File/Open Project или щелкните мышью на самой верхней кнопке (активная кнопка) ПАЛИТРЫ ИНСТРУМЕНТОВ. Откроется окно Open Project (открыть проект):

В списке файлов Вы увидите только один файл Project2.bpr. Это еще один файл Вашего проекта, который так и называется – файл проекта. 

Шаг 20. Установите  в окошке Files of type режим выбора всех файлов All file(*.*):

Обратите внимание, что в директории Вашего проекта находятся также файлы   Project.objобъектный модуль, Project.resдвоичный файл ресурсов, Project.tds  - файл отладчика. Эти файлы вспомогательные и очень объемные. Если Вы захотите сохранить свой проект на дискетку, то сохранять нужно только файлы с расширениями  *.bpr, *.cpp, *.h, *.dfm. При наличие на Вашем компьютере Builder этих файлов достаточно, чтобы его заново откомпелировать.

Шаг 21. Установите опять в окошке Files of type режим выбора  файлов проекта (*.bpr), дважды щелкните мышью на строке Progect2. Вы снова откроете сохраненный Вами проект.

Шаг 22. Теперь можно более подробно познакомиться с тем, что такое компоненты, свойства, а также с визуальной средой Builder.

 

Компоненты

Компоненты можно размещать на форме. Они находятся в области главного окна визуальной среды, которая называется палитрой компонентов .

В палитру компонентов помещен оптимальный набор "строительных кирпичиков", достаточным для создания любых приложений: меню, кнопки, надписи, стандартные диалоговые окна и т. д.

Множество компонентов подразделяется на несколько групп. Каждая группа размещена в палитре компонентов на своей странице: Standard — стандартные управляющие элементы пользовательского интерфейса, Win95 — новые компоненты Windows 95, Additional — дополнительные управляющие элементы пользовательского интерфейса и т. д. Для перехода между страницами достаточно щелкнуть клавишей мыши на соответствующей закладке.

Палитра компонент

Рассмотрим  содержимое каждой из страниц палитры компонентов.

Standard. Содержит набор основных управляющих элементов пользовательского интерфейса: главное меню, всплывающее меню, текстовую надпись, блок однострочного редактора, блок многострочного редактора, кнопку, блок списка и т. д.

Additional. Содержит дополнительные управляющие элементы: кнопку с картинкой, кнопку панели инструментов, блок маскирующего редактора, таблицу, картинку, геометрическую фигуру, прокручиваемую область и т. д.

Win95. Набор новых компонентов Windows 95: блок закладок, многостраничный блок, дерево элементов, редактор форматированного текста, строка состояния, шкала, кнопки инкремента-декремента и т. д.

System. Содержит системные компоненты, предназначенные для управления таймером, файлами, средствами мультимедиа, DDE-соединениями и др.

Internet. Содержит компоненты, предназначенные для работы с сетевыми протоколами FTP, TCP, HTTP, а также языком HTML .

Data Access. Группа невизуальных компонентов, обеспечивающих доступ к базам данных, включая работу на уровне таблиц и записей, составление и выполнение SQL-запросов, генерацию отчетов и т. д.   

         

Data Controls. Набор визуальных компонентов для отображения данных. Они представляют собой расширения стандартных управляющих элементов формы для совместного использования с невизуальными компонентами доступа к данным .

Decision Cuib.

QReport. Содержит компоненты для облегченного создания встроенных отчетов по базе данных .

Dialogs. Набор компонентов, реализующих стандартные диалоговые окна Windows, такие как окна открытия и сохранения файла, выбора шрифта, цвета, окна запуска печати и настройки принтера и т. д.

Win 3.1. На этой странице находятся компоненты, которые служат лишь для совместимости с интерфейсными элементами Windows 3.1.

Samples. Включает образцы компонентов, которые не слишком сложны для того, чтобы с их исходными текстами можно было разобраться. Среди них вы найдете градусник, календарь и т. д.

ActiveX. Содержит несколько ActiveX-компонентов для создания диаграмм, графиков, электронных таблиц, проверки правописания и т. д.

Всего компонент  более 100. На ПАЛИТРУ КОМПОНЕНТ помещены только стандартные, т.е. наиболее часто используемые компоненты. Если этого мало, можно разработать свои собственные компоненты, купить готовые ActiveX-компоненты или специализированные библиотеки компонентов для C++Builder.

Выбрать нужный компонент из палитры компонентов и поместить его на форму очень просто:

  •  Выберите щелчком мыши на закладке нужную страницу в палитре компонентов.
  •  Щелкните мышью на нужном компоненте.
  •  Переместите курсор в нужное место формы и щелкните мышью.
  •  Компонент окажется на форме.
  •  С помощью мыши придайте ему нужные размеры, растягивая по высоте и ширине, и откорректируйте его местоположение, используя имеющуюся на форме сетку.

Свойства

Когда компонент находится на форме, необходимо задать его свойства. Список свойств представлен в окне инспектора объектов 

Как только какой-либо компонент появляется на форме, в инспекторе объектов отображается список его свойств. Остается только присвоить свойствам нужные значения.

Инспектор объектов «настраивается» на компонент, который в данный момент является активным (выбранным). Но с помощью селектора объектов Вы можете настроить его на любой другой компонент, установленный на форме.

Главное меню

Для управления процессом создания приложения в целом служит главное меню:

Главное меню расположено в главном окне C++Builder. Назначение его важнейших режимов следующее:

  •  File — работа с файлами (создание и сохранение проектов, форм, файлов).
  •  Edit — работа с буфером обмена, размещение, упорядочение, выравнивание компонентов на форме.
  •  Search — поиск, замена заданного символа или строки в тексте.
  •  View — отображение различной информации, вызов менеджера проекта, инспектора объектов и других информационных окон.
  •  Project — управление текущим проектом: добавление и удаление файлов, компиляция и сборка проекта, получение информации о текущем проекте.
  •  Run — выполнение проекта, задание параметров командной строки, управление отладкой.
  •  Component — разработка нового компонента и его инсталляция, управление библиотекой компонентов, конфигурирование палитры компонентов.
  •  Database — запуск утилиты Database Explorer, а также вызов службы Database Form Expert, облегчающей построение прикладных баз данных.
  •  Tools — запуск Image Editor и других утилит, которые могут пригодиться в процессе разработки программ.
  •  Options — настройка параметров проекта, визуальной среды и хранилища объектов.
  •  Help — получение справочной информации.

Панель инструментов

Для ускорения доступа к режимам слева от главного меню расположена панель инструментов:

В ней расположены 14 кнопок - аналогов основных команд меню. Кнопки имеют подсказки. Чтобы они появились, нужно задержать немного курсор на выбранной кнопке.
Кнопки  можно удалить, поменять местами,  добавить новые нужные Вам для работы.  Для этого  установите курсор мыши на панель инструментов и щелкните правой кнопкой мыши. В появившемся выскакивающем меню выберите пункт
Properties (свойства). Появиться окно:

Раздвиньте панель инструментов:

Выберите пункт Edit. В окне Tollbar Editor установите курсор мыши на нужнуюВам кнопку, например на кнопку Cut (вырезать).  Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая кнопку  нажатой, перетащите кнопку на панель инструментов:

Аналогично перетащите кнопки Copy, Paste, Undo и разместите на поле панели инструментов:

Теперь панель инструментов настроена на быстрое и удобное редактирование кода приложения.


ГЛАВНОЕ МЕНЮ,       ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ     и      ПАЛИТРУ КОМПОНЕНТ

Слева расположено окно ИНСПЕКТОРА ОБЪЕКТОВ, а справа окно ФОРМЫ:

Шаг 5.  Сдвиньте в сторону окно ФОРМЫ. За ним расположено окно РЕДАКТОРА КОДА, под которым находится окно СООБЩЕНИЙ:

Шаг 3.  Пощелкайте МЫШЬЮ на вкладках ПАЛИТРЫ КОМПОНЕНТ, например, на вкладке Win32:

Шаг 4.  Передвиньте вкладки ПАЛИТРЫ КОМПОНЕНТ, которые не поместились на экране, кнопками ПАЛИТРЫ КОМПОНЕНТ с указателями направлений и посмотрите содержимое, например, вкладки Samples:

Селектор объектов

Вкладка свойств

Вкладка  событий

Выбранное свойство

Значение свойства


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22292. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 85 KB
  Поэтому важно заранее еще до начала школьного обучения выяснить насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Показателями развития мышления до уровня готовности к школьному обучению является способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа синтеза сравнения обобщения в знакомом материале сформированность нагляднообразного мышления до уровня позволяющего выполнять учебные задания характерные для начального периода обучения. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной...
22293. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА 69 KB
  Следует также заметить что студенты которые участвуют в учебном тестировании обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок. Неверные представления о характере и цели обследования а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Полезный зарубежный опыт состоит также в том что для повышения профессиональных норм и улучшения качества...
22294. Психолого-педагогическая диагностика 38 KB
  Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки общая дифференциальная возрастная медицинская психология и др. К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуальнопсихологических особенностей способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики.
22295. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 140.5 KB
  Появление тестовых методов принято связывать с бихевиоризмом. Именно этим занимались первые психодиагносты разработавшие метод тестов термин введен Ф. В своей статье Интеллектуальные тесты и измерения 1890 год журнал Mind Мысль Кеттелл писал о том что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том что научная и практическая ценность тестов возрастет если условия...
22296. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 125 KB
  К формализованным методикам относятся тесты опросники методики проективной техники и психофизиологические методики. Методики высокого уровня формализации Как уже говорилось выше они включают в себя четыре главных класса методик: тесты которые в свою очередь делятся на несколько подклассов опросники методики проективной техники и психофизиологические методики. Однако по своей психологической сущности тесты и например опросники очень несходны между собой. Тесты Тесты в переводе с английского испытание проверка проба ...
22297. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК 135.5 KB
  Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики т. Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. В общих чертах стандартизация диагностической методики ориентированной на...
22298. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях 181 KB
  Ознакомить студентов с организационной структурой и задачами санитарно-эпидемиологической службы, основами организации и порядком проведения противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
22299. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 160.5 KB
  Изучить организацию лечебно-эвакуационного обеспечения населения в очагах массовых санитарных потерь при применении противником ОМП. Рассмотреть организацию оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим. Изучить организацию работы второго этапа медицинской эвакуации
22300. Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС 240 KB
  Изучить организацию медицинского снабжения формирований и учреждений СМК, ГОЗ в мирное время и в режиме работы в ЧС. Рассмотреть вопросы классификации медицинского имущества, его нормирования и защиты от воздействия поражающих факторов ЧС.