7274

Социальная подструктура личности

Лекция

Психология и эзотерика

Социальная подструктура личности Вопросы для обсуждения: Социализация личности. Механизмы социализации Основные социальные процессы и поведение человека Просоциальное и асоциальное поведение. Социализация личности. Механизмы социа...

Русский

2013-01-20

81 KB

17 чел.

Социальная подструктура личности

Вопросы для обсуждения:

  1.  Социализация личности. Механизмы социализации
  2.  Основные социальные процессы и поведение человека
  3.  Просоциальное и асоциальное поведение

1.Социализация личности. Механизмы социализации

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое, целостное, социально обусловленное образование.

Психические свойства личности системны, они по-разному проявляются в различных сферах социальной действительности. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, социального общения, эстетической и нравственной деятельности.

Различные социальные сферы требуют развитости соответствующих психических свойств личности, которые целенаправленно формируются в процессе ее социализации.

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения его социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

Социализация личности – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется  путём усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.

В процессе социализации индивид вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация личности не сводится только к обучению и воспитанию. Она имеет организованные и стихийные источники, базируется на психической активности самой социализируемой личности, включении ее в активное исполнение социальных ролей и функций, в практическую социальную деятельность.

Источниками социализации личности являются:

— вооружение индивида достижениями человеческой культуры через специализированные социальные институты - органы образования, воспитательные учреждения;

— социальное взаимовлияние людей в процессе повседневной социальной коммуникации;

— воздействие на личность различных малых и больших социальных групп.

Организованный процесс социализации подчиняется ряду принципов: доступности, последовательности, систематичности, идейной направленности. Используется система методов обучения и воспитания — пример, разъяснение и убеждение, упражнение, поощрение и наказание. Существует также постепенное расширение сферы социально значимой деятельности индивида, активизация его деятельности в зоне повышенной для него трудности, постоянное развитие поля его социально значимых потребностей.

Социализация личности не сводится к стереотипному копированию молодежью поведенческих стереотипов старшего поколения. Она состоит в присвоении подрастающими поколениями базовых социальных ценностей.

В процессе социализации происходит и индивидуализация личности, сформируется ее Я-концепция, личностное самосознание, система диспозиций личности, иерархия ее ценностных ориентации, формируется реальная и идеальная схема личности индивида ("какой я и каким хочу быть"). Рассогласование между этими личностными схемами может приводить к острым внутриличностным конфликтам, порождать неадекватность личностных самооценок (и как следствие этого — различные поведенческие срывы). Социальная девиация часто связывается со снижением или крайним завышением личностной самооценки индивида. В действительности она связана с повышенной подверженностью индивида влиянию асоциальных и антисоциальных групп, в которых он находит столь необходимую ему возможность личностной самореализации (становится "своим парнем").

В процессе социализации необходимо формировать способность личности брать на себя ответственность за свое социально значимое поведение, не списывать дефекты своего поведения за счет внешних условий. Социальная ответственность - основной компонент социальной зрелости личности.

Социальная психология исследует, прежде всего, особенности поведения и формирования психики индивида в условиях его социально-группового взаимодействия.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Процесс социализации не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».

 Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых её видов. При этом происходит еще и выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности и их освоение. Как следствие возникает и сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И как результат - освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера — общение — неразрывно связана с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности означает становление в человеке образа его Я. Установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы вызывает этот процесс.

Процесс  социализации  может быть понят только  как  единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида действительность, в которой он действует, познает и общается, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений, вносит в нее свой опыт, свой творческий подход.

Стадии процесса социализации. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Выделяют следующие  основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Труд не прекращает процесс усвоения социального опыта. Проблема приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых.

Послетрудовая стадия социализации. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными в современных обществах. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Основные позиции противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к этому периоду жизни человека, т.к. все его социальные функции свертываются. Другая позиция - пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. «Зрелость» - период после 65 лет - может быть обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка образа Я.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Шкода обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа готовит человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: со взрослыми, со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Юность, с точки зрения социализации, - это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, решается вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. Таким образом, проблема социализации предстаёт как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно, ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Механизмы социализации.

Идентификацияотождествление индивида с некоторыми людьми или группами, которые позволяют усваивать разные нормы поведения, свойственные окружающим.

Подражаниесознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.

Внушениепроцесс неосознаваемого восприятия индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психических состояний тех людей, с которыми он общается.

Конформное поведениевнешнее согласие с мнениями большинства при внутреннем несогласии.

Стыд переживание разоблачения и позора, связанные с реакцией других людей.

Чувство виныпереживание разоблачения и позора, связанные с наказанием самого себя. 

2 Основные социальные процессы и поведение человека

Еще более 100 лет назад американский психолог Уильям Джеймс сказал: «Мы не только общественные животные, любящие находится на виду у окружающих, мы еще от природы предрасположены, добиваться, чтобы на нас обращали внимание, и внимание благосклонное, представители нашего вида. Невозможно придумать более дьявольское наказание, чем освободить человека от общества так, чтобы в результате прочие члены общества абсолютно перестали его замечать». Выводы Джеймса находят свое подтверждение в данных современных исследований, содержащих документальные свидетельства о боли, причиняемое одиночеством. Существуют доказательства того факта, что показатели смертности по практически любой из главных причин смерти существенно выше именно среди одиноких людей, не женатых, разведенных и овдовевших. Главная потребность - это потребность быть связанным с окружающими (с рождения, особенно в подростковом возрасте).

И так людям нужны люди: чтобы выжить, родившись, чтобы выжить потом, для социализации, для получения удовлетворения. Никто - неумирающий, ни отверженный, ни сильный мира сего - не может стать выше потребности в человеческих контактах. А том, как влияют другие на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы.

Социальная  фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей. В 1987году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю выше, чем участники  индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают.

Социальная ингибиция - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества присутствии посторонних людей.

Социальное научение - приобретение новых форм, реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. Наше собственное обучение, развитие возможно благодаря другим людям (обучение — социальный процесс).

Основными процедурами социального научения выступают моделирование (представление образов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цели), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителями группы).

Социальный контроль — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения в соответствие с общепринятыми нормами.

Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что негативное санкционирование (наказание, принуждение) преобладает над позитивным (поощрение, одобрение).

Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью, дифференцированностью, что способствует формированию у членов коллектива самоконтроля.

Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта.

3 Просоциальное и асоциальное поведение

В зависимости об соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально-положительное (просоциальное), или как асоциальное.

Регуляция поведения людей, социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях. Социальные нормы формируются как в микро- и макрогруппах, так и в обществе в целом. Общественные и макрогрупповые нормы обусловлены общественно-историческими условиями, они являются средством включения человека в сложившуюся социальную структуру общества. Благодаря социальным нормам формируется, поддерживается и воспроизводится тип взаимодействия людей данной социальной общности.

Норма социальной группы обобщенные требования к поведению членов группы.

В различных сферах общественных отношений социальные нормы имеют свою специфику. Различаются нормы моральные, политические, правовые, культурные, этические и др. Так, социально-экономические отношения регулируются нормами права. Взаимоотношения между людьми, стиль их поведения регулируются нормами культуры, морали, этики.

На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.

Социальные нормы формируют индивидуальное сознание, организуют его структуру. Присвоенные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания, формирование у нее системы личностных смыслов и оценок.

Принятая личностью нормативная система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения. В тех случаях, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности, поведение человека приобретает асоциальный характер.

На отклоняющееся, девиантное, а тем более на антисоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий. Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем.

Социальный контроль это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности социальным нормам.

Социальный контроль осуществляется системой санкций.

Санкция - реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной социальной группы.

Санкции могут быть формальными и неформальными.

К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется общесоциальными нормами и нормами социальных групп. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо, без внешнего принуждения выполняет свои социальные обязанности.

Глоссарий

Санкция - реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной социальной группы.

Социализация личности – процесс и результат включения индивида в социальные отношения.

Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социальная ингибиция - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества присутствии посторонних людей

Социальный контроль система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения в соответствие с общепринятыми нормами.

Социальное научение - приобретение новых форм, реакций путем подражания поведению других людей или наблюдению за ними.

Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта.

Социальная  фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей.

Вопросы для самоподготовки

1.  Раскройте сущность процесса социализации личности. Как полученные знания могут быть использованы вами в профессиональной деятельности?

2.  Перечислите и охарактеризуйте стадии процесса социализации.

3.  Что представляет собой институт социализации? Приведите примеры институтов социализации для каждой из стадий этого процесса.

5. Назовите известные вам механизмы социализации, раскройте их сущность. Приведите примеры действия каждого из перечисленных механизмов.

6. Перечислите известные вам социальные процессы.

7.  Что такое социальная фасилитация. Приведите примеры.

8.  Посредством каких процедур происходит процесс социального научения?

9. Что такое социальная норма?

10. Какие виды санкций вам известны? Приведите примеры.

 Задания для самостоятельного выполнения

1. Сформулируйте закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом.

2. Составьте сравнительную характеристику просоциальных и асоциальных форм поведения.

3. Составьте структурно-логическую схему «Социализация личности» и прокомментируйте её.

4. Разработайте систему критериев, свидетельствующих об успешной социализированности личности в обществе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56040. В мире сказок 43.5 KB
  Ребята первый этап нашего конкурса звучит так: Определи название сказки по ее началу. Второй этап нашего конкурса называется Словесный портрет в сказочной галерее. А жюри пока подсчитает сколько баллов набрала каждая команда в первом этапе конкурса.
56042. Схема анализа урока физкультуры 32 KB
  Общие сведения: дата школа класс время место проведения число учащихся; материально технические условия; подготовка педагога и учащихся к уроку; разработка методов и методических приемов обучения организации и оценки успеваемости учащихся; подготовленность к уроку помощников; оценка целесообразности отступления от задач и содержания урока; использование методов организации учебной работы. Тип задачи и построение урока: место данного урока в системе уроков; целесообразность разновидности урока с точки зрения данного...