72740

Возможности исследовательской работы в детском объединении художественно-эстетического направления (на примере детского театра моды «Виктория»)

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Детский театр моды –- форма работы с детьми в дополнительном образовании предполагающая интеграцию декоративно-прикладной художественно-эстетической и театральной деятельности детей. Главным результатом работы в объединении конечным продуктом совместной деятельности является создание коллективной коллекции.

Русский

2014-11-27

89 KB

1 чел.

Утвержден

Методическим советом МБОУ ДОД

«Дом детского творчества»

Протокол № _____ от _________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

Обобщение опыта работы по теме

«Возможности исследовательской работы в детском объединении художественно-эстетического направления» (на примере детского театра моды «Виктория»)

 

Автор: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

первой квалификационной категории

Соколова Неля Анатольевна

 

с. Донское
2011 г.

Содержание

 

1.  Введение………………………………………………………………...3

2.  Теоретическое обоснование опыта……………………………………4

2. Описание опыта…………………………………………………………5

3. Результативность опыта………………………………………………...7

4. Выводы и рекомендации………………………………………………..8

5. Библиографический список…………………………………………….9

6. Приложение……………………………………………………………..10

 

  1.  Введение

Стаж моей педагогической деятельности в сфере дополнительного образования составляет 12 лет. В детском объединении «Виктория» я работаю с 2008 года. Занимаюсь с детьми по модифицированной программе дополнительного образования детей художественно-эстетического направления «Театр костюма «Виктория» (на основе авторской программы «На пути к красному сарафану» областного театра моды «Каприз»). Детский театр моды – форма работы с детьми в дополнительном образовании, предполагающая интеграцию декоративно-прикладной, художественно-эстетической и театральной деятельности детей. Главной целью в моей работе с детьми является выявление и развитие творческих способностей воспитанников, создание условий для личностной самореализации, и, отчасти, допрофессиональная подготовка воспитанников. Главным результатом работы в объединении, конечным продуктом совместной деятельности является создание коллективной коллекции. И, несмотря на то, что наше детское объединение имеет художественно-эстетическую направленность, в последние годы при создании коллекции мы широко практикуем исследовательскую деятельность воспитанников, сочетая таким образом физическую и интеллектуальную нагрузку.

На сегодняшний день, на мой взгляд, исследовательская работа учащихся является одним из актуальных направлений современного образования.  В связи с меняющимися запросами к результатам обучения отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные  на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения и самостоятельном творчестве. В свете новых образовательных стандартов второго поколения, которые в настоящее время активно внедряются в педагогический процесс, предполагается смещение акцентов с одной задачи – вооружить ученика знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. И одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является участие его в исследовательской работе. Многие педагоги владеют широким арсеналом развивающих методик, но в последнее время педагогам предлагается не давать детям знания, а учить их добывать – в той или иной мере - самостоятельно. Именно этому - поиску и обработке информации – учит ребят исследовательская деятельность. Именно она является инструментом повышения качества образования.  Поэтому в последнее время я стала практиковать на занятиях в детском объединении исследовательскую работу. Безусловно, прежде чем говорить об исследовательской деятельности, ее видах, методах и технологии, следует дать определение данным понятиям.

2. Теоретическое обоснование опыта

 

Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение  познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели».

В фундаменте исследовательского поведения, как подчеркивает А.И. Савенков, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Он дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».

Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой- либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путем «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий.

Основным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Ее ценность – в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению.

Целью исследовательской деятельности всегда является самостоятельное получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от обычной учебной деятельности (объяснительно-иллюстративной). Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, являясь либо закономерностью, либо знанием о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

В современной теории обучения исследования классифицируют в зависимости от:

- количества участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

- места (формы) проведения (урочные и внеурочные);

- продолжительности (кратковременные и долговременные);

- темы (предметные и свободные);

- особенности проблемы (освоение программного материала, более глубокое освоения материала, изученного на уроке, вопросы не входящие в учебную программу).

Различают следующие виды исследовательских работ:

- информационно – реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы.

- проблемно - реферативные - творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.   

- экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

- натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны.

- исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученные с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

  1.  Описание опыта

 В детском объединении мы начинаем исследовательскую работу перед созданием любой коллекции. Сразу оговорюсь, что наши исследовательские работы носят преимущественно реферативный характер, то есть основываются на изложении материала, взятого из литературных источников, Интернета и т.п. Все-таки основная цель занятий с детьми в нашем детском объединении – это развитие творческих способностей детей посредством создания коллекции, и исследовательскую деятельность мы рассматриваем как один из этапов в работе над коллекцией. Реферативная работа, как один их видов исследования, учит детей обобщению и самостоятельному изложению проблемы на базе фактов почерпнутых из литературы.

Исследовательская работа строится по определённому алгоритму. Самый первый и важный этап работы – выбор проблемы и формулирование темы исследования. От него зависит вся дальнейшая работа. Удачная формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Далее определяются объектные и предметные области исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Например, объектом исследования являются традиционные русские праздники. Предмет исследования – праздник «Масленица». Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и тд. Цель конкретизируется  и развивается в конкретных задачах исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что конкретно воспитанник собирается делать. Затем описывается методика исследования. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Также в работе должен присутствовать литературный обзор, т.е.  характеристика того, что известно об исследуемом явлении. И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. Следующий этап – процедура презентации – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются публично на тематическом занятии и обсуждаются коллективно.

Например, перед созданием коллекции «Масленица» мы совместно с воспитанниками провели исследовательскую работу на тему «Широкая масленица». Определившись с темой, поставили цель – изучить  особенности народных обычаев в праздновании                                                                         Масленицы на Руси. Далее наметились конкретные задачи – изучить историю, традиции и обычаи праздника, уточнить и выделить важные составляющие (символы) Масленичных гуляний. Далее намечаются методы исследования, к примеру, обзор литературных источников, опрос, беседа со старожилами села. Совместно составляем план, или алгоритм предстоящей исследовательской работы. Затем индивидуально распределяются задания и определяются временные рамки их выполняются воспитанниками. Далее вступает в работу сам воспитанник - собирает материал, анализирует и обобщает его, делает собственные выводы, презентует его.

Безусловно, говоря об исследовательской работе воспитанников, я подразумеваю прежде всего учебно-исследовательскую деятельность, поскольку мы не претендуем на открытие каких-либо новых истин.  Результат моей работы является  образовательным – я учу  ребенка формулировать тему, ставить цели и задачи, работать с литературными источниками и т.д. Таким образом, моя главная задача заключается в формировании исследовательской компетентности и исследовательских умений воспитанников посредством овладения ими методов научного познания и технологии подготовки, оформления исследовательской работы.    

Для меня, как педагога, главный результат исследовательской работы воспитанника заключается не в красиво оформленных схемах, рисунках или  хорошо подготовленном сообщении. Педагогический результат – это, в первую очередь, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.  

4. Результативность опыта

Во многом благодаря проведению исследовательской работы перед началом создания коллекции мы смогли весьма глубоко проникнуть в смысл темы и наиболее полно раскрыть ее на сцене. Именно с момента пристального обращения нашего внимания на исследовательскую работу начинается история наших достижений.

В 2009 г. была создана коллекция «Русский сувенир», занявшая II место в районном конкурсе «Стиль – 2009». Ей предшествовала исследовательская работа на тему «Дымковская игрушка».

В 2010 г. была создана коллекция «Иван Купала», занявшая I место в районном конкурсе «Стиль – 2010», и завоевавшая диплом II степени на зональном конкурсе детских театров моды, проходившем в г. Сорочинске. Созданию коллекции предшествовала исследовательская работа на тему «Традиции праздника Иван Купала в России».

В 2011г. была создана коллекция «Масленица», получившая Диплом I степени в районном открытом фестивале детских театров моды «Стиль – 2011», диплом I степени на зональном конкурсе детских театров моды в г.Сорочинске, диплом I степени в XVII межрегиональном фестивале детских театров моды «Стиль-2011» в г.Оренбург. Созданию коллекции предшествовала исследовательская работа на тему «Широкая Масленица».

Дети, посещающие объединение отличаются высокой работоспособностью, большой познавательной активностью, открытостью в общении. По результатам исследования более 80 % детей имеют высокий уровень теоретической и практической подготовки в рамках реализуемой дополнительной образовательной программы. У большинства воспитанников детского объединения на достаточно высоком уровне развиты творческие способности и такие важные личностные качества как ответственность, работоспособность,  коммуникабельность. Для выявления развития личности воспитанников мною используется метод «системного наблюдения» и анкетирования. На каждого воспитанника заводится личная карточка, где фиксируются результаты наблюдения. Высокий уровень обученности и предметно-практической подготовки воспитанников подтверждается высокими результатами участия в мероприятиях различного уровня.

      

5.  Выводы и рекомендации

1.Исследовательская работа, даже реферативного плана, является важным этапом в работе над созданием коллекции. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть многочисленные аспекты и всесторонне осветить тему, над которой мы работаем с воспитанниками в процессе создания коллекции.

2. В приобщении детей к исследовательской деятельности, я полагаю, следует нацеливается не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.

3. При организации исследовательской работы воспитанников следует учитывать их  возрастные и индивидуальные особенности. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для восприятия учащимися уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным. Поскольку в детском объединении занимаются ребята разного возраста, то и задания должны быть дифференцированными. Например, для учащихся начальных классов задания должны быть нетрудоемкими, для детей более старшего возраста – посложнее. Также при организации исследовательской работы следует учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Кто-то из них более общителен и им не составит труда провести опрос или беседу, кому-то больше по душе кропотливая бумажная работа и такому воспитаннику можно доверить оформление результатов исследовательской работы и т.д.

4. При написании исследовательской работы следует придерживаться определенного алгоритма. Необходимо четко обозначить тему, цели и задачи исследования, методику, дать обзор литературных источников, прописать результаты и выводы.

      Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.

  1.  Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  2.  Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  3.  Научите детей прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные  при изучении других предметов.
  4.  Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем исследования и анализа ситуации.
  5.  Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  6.  Подходите ко всему творчески.

          

Библиографический список

  1.  Н.И., Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.-48с.
  2.  //Научно-исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал.
  3.  М.С. Гайфитулин. Проект «Исследователь» /М.С. Гайфитулин // Школьные технологии. 2005. №3. С. 102-104
  4.  И.З. Гликман Подготовка к творчеству: учебное исследование / И.З. Гликман //Школьные технологии. 2006. №3. С 91-95.
  5.  Т.А. Громова. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова, Управление школой: изд.дом Первое сентября. 2006. №1. С.14-16.
  6.  А.А. Ивин. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.

Приложение

Методики, направленные на развитие исследовательских умений

Занятие 1 «Что такое исследование?»

Воспитанники вместе с педагогом обсуждают понятия: «исследователь», «ученый», «наука». В ходе беседы обсуждаются также, чем занимаются исследователи, методы исследования. Воспитанники вместе с педагогом составляют памятку с описанием структуры исследования (выбор темы, виды тем, формулирование темы; выдвижение гипотез; ознакомление с различными источниками по данной проблематике; овладение методами исследования; сбор собственного материала, его анализ; обобщение, выводы; защита работы).

Необходимые материалы: простой карандаш, ручка, бумага.

Занятие 2 «Умение выдвигать гипотезы»

Задачи:

  •  Развитие широты мышления, всесторонний анализ
  •  Развитие познавательной активности

Задание № 1 «Найди причину»

Учащимся необходимо найти возможную причину события, факта и найти ему объяснение.

  1.  Вернувшиь из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута.
  2.  Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого.
  3.  Несколько человек остановились на улице.
  4.  Родители не пошли на работу.

Задание №2

Учащимся необходимо подумать и ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, зачем люди ходят на работу?

Зачем люди учатся?

Для чего нужны (ножницы, песок, лето…)

Задание №3 «Найди возможные последствия событий»

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы: что было бы, если…мир бы стал черно-белым;…люди перестали разговаривать;…люди бы научились летать;…в мире бы не было запахов.

Задание №4 «Определи условия»

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть очень вредны? (Иголка, телевизор, зима, дождь, спички, солнце, вода).

Подведение итогов: ребятам предлагается поделиться мнением, чему научились на занятии.

Занятие 3, 4 «Мини-конференция»

Задачи:

  •  Развитие познавательной мотивации учащихся;
  •  Развитие речи и навыков эффективной самопрезентации;
  •  Формирование навыка публичного выступления.

Содержание занятий.

Воспитанники выступают с краткими обращениями по итогам собственных исследований. Присутствующие могут задавать вопросы и высказывать собственные мнения об услышанном.

Занятие «Умение творчески мыслить»

Задачи:

- Развитие творческого мышления.

- Развитие познавательных способностей.

Задание № 1 «Новые названия»

Ребятам необходимо придумать новые названия дням недели и месяцам года. Объясни, почему именно эти задания вы придумали.

Задание № 2 «Новый предмет»

Педагог предлагает всем воспитанникам наугад взять по 2-3 карточки. Когда дети переворачивают карточки, то видят на них изображения различных предметов (будильник, телефон, печку, стул и т.д.) Всем воспитанникам необходимо придумать и нарисовать такой предмет, который бы совмещал в себе эти 2-3 предмета. После этого ребята пишут его свойства и инструкцию к нему.

Подведение итогов.

Необходимые материалы: карточки с изображением предметов (стул, часы, телефон и др.), цветные карандаши, листы бумаги.

Занятие № 9 «Умение творчески мыслить»

Задачи:

- Развитие творческого мышления.

- Развитие внимания.

- Развитие познавательных способностей.

Задание № 1 «Новые названия».

Ребятам предлагается карточки, в которой каждой букве соответствует определенный значок. Воспитанникам необходимо подставить вместо значков – буквы. В результате должна получиться загадка. После чего ребенок должен ее разгадать и написать ответ в пустые клеточки, а затем – написать вверху над каждой буквой соответствующий значок.

Задание № 2 «Коллективное обсуждение»

Воспитанники все вместе обсуждают значение одной - двух пословиц.

Задание № 3  «Придумай сам»

Воспитанники должны, самостоятельно придумать значки буквам и зашифровать какое - либо слово.

Подведение итогов.

Необходимые материалы: карточки с анаграммами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12786. Идентификация и группирование элементов (class и id) 15.12 KB
  Идентификация и группирование элементов class и id Иногда вам нужно будет применить особый стиль к определённому элементу или конкретной группе элементов. В этой лабораторной работе мы подробно разберём как можно использовать class и id для специфицирования свойств выбран
12787. Группирование элементов (span и div) 15.67 KB
  Группирование элементов span и div Элементы span и div используются для структурирования документа часто совместно с атрибутами class и id. В этом уроке мы подробно рассмотрим как использовать span и div поскольку эти элементы HTML имеют важнейшее значение в CSS. Группиро...
12788. Боксовая модель в CSS 24.21 KB
  Боксовая модель Боксовая модель в CSS описывает боксы генерируемые для HTMLэлементов. Боксовая модель также имеет детальные опции для определения полей рамок заполнения и содержимого каждого элемента. На диаграмме далее показано как построена боксовая модель: Боксов...
12789. Поля и заполнение 13.38 KB
  Поля и заполнение В предыдущем уроке мы рассмотрели боксовую модель. В этом уроке объясним как можно изменять представление элементов свойствами margin и padding. Установим поля элемента Установим заполнение элемента Установим поля элемента У элемента ест
12790. Рамки. Примеры определения рамок 23.33 KB
  Рамки Рамки имеют многообразное применение например как декоративный элемент или для отделения двух объектов. CSS предоставляет бесчисленное множество вариантов использования рамок. borderwidth bordercolor borderstyle Примеры определения рамок border Толщи
12791. height/высота и width/ширина 12.79 KB
  height/высота и width/ширина До сих пор мы особо не заботились о размерах элементов с которыми работали. На этой лабораторной посмотрим как легко можно определять высоту и ширину элемента. width height Установка ширины [width] Свойством width вы можете определять шири
12792. Всплывающие элементы (поплавки) 39.32 KB
  Всплывающие элементы поплавки Элемент может всплывать вправо или влево с помощью свойства float. То есть бокс с его содержимым может всплывать вправо или влево в окне документа или содержащего бокса см. в лабораторной №7 описание боксовой модели. Принципы показаны на ...
12793. Позиционирование элементов 41.88 KB
  Позиционирование элементов При помощи CSSпозиционирования вы можете разместить элемент точно в нужном месте страницы. Вместе с поплавками см. лаб. № 11 позиционирование даёт вам большие возможности для создания точного и навороченного дизайна. В этом уроке мы обсуди
12794. Наслоение с помощью z-index (Слои) 21.24 KB
  Наслоение с помощью zindex Слои CSS оперирует в трёх измерениях высота ширина и глубина. Мы работали в двух измерениях на протяжении всех предшествующих уроков. В этом уроке мы научимся создавать слои/layers. Коротко говоря упорядочивать элементы так чтобы они перекрывали...