72752

Лингвистические особенности русского палиндрома

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

История палиндрома уходит в далекую древность. Палиндромические стихи были известны еще в древнем Китае. Многими исследователями отмечаются и заговорно-молитвенные свойства палиндромов, которые позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении «оборачиваемой» фразы...

Русский

2014-11-27

82 KB

9 чел.

Волгоградская обл., Николаевский район, с. Раздольное

МОУ «Раздольненская СОШ»

Исследовательский проект

«Лингвистические особенности русского палиндрома».

Работу выполнила: Гринюк Ксения,

                            ученица 8 класса.

                                             Руководитель: Дубина Т. М.,

учитель русского языка и литературы.

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава1. Понятие  палиндрома. Основные принципы построения палиндрома

Глава 2. Классификация палиндромов.

Глава 3. Использование техники палиндрома в поэзии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Литература.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность: недостаточная изученность лингвистических особенностей палиндрома.

Объект: палиндром как специфическая форма поэтического творчества.

Материал для исследования: палиндромы, собранные в сети интернет, общее количество – 300.

Предмет исследования: языковые особенности русского палиндрома.

Цель: описание особенностей русского палиндрома

Задачи: сбор нового и привлечение классического материала для изучения данной проблемы, анализ и классификация материала, формулировка общих языковых особенностей русского палиндрома.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, помогут глубже понять развитие современного русского языка, разнообразие лингво-поэтических форм.

Методы исследования: сплошная выборка, классификация, описание.

История палиндрома уходит в далекую древность. Палиндромические стихи были известны еще в древнем Китае. Многими исследователями отмечаются и заговорно-молитвенные свойства палиндромов, которые позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении «оборачиваемой» фразы УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ должна была восторжествовать справедливость. Народные пословичные построения также нередко имели палиндромическую структуру: ср. Аки лев и та мати велика.

Первые опыты написания русских палиндромов датируются 17 веком и принадлежат  Г.Р. Державину, наиболее известны две палиндромические строки:

Я разуму уму заря,

и

Я иду с мечем судия.

Многочисленные в 20 в. эксперименты в области поэтического языка не могли не задеть и палиндромических форм. К ним обращались русские

3

поэты-экспериментаторы В.Хлебников и В.Брюсов, которые старались

привнести в палиндромы и перевертни эстетическое начало. В 1920-е годы над палиндромами активно работали И.Сельвинский, А.Туфанов, в более поздние годы форму палиндрома использовал С.Кирсанов. В 1970-е годы А.Вознесенский старался найти органичное соединение палиндромической техники с визуальностью.

Из современных палиндромистов наиболее известны В.Гершуни, Д.Авалиани, Б.Гольдштейн, Г.Лукомников (Бонифаций), А.Бубнов. В поэзии последних лет отмечается стремление соединить в палиндромических структурах элементы зауми и сращивания слов, придать текстам многообразное интонирование (С.Сигей, С.Бирюков).

ГЛОССАРИЙ

Палиндром -  (иногда также палиндромон, от гр. palindromos "бегущий обратно"), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.

Перевертень – многострочный палиндром.

Прямоход - прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо

Ракоход (или реверс) -  обратный ход (справа налево).

Ось палиндрома (или палиндромической оси) -  воображаемая линия, проходящая по букве или между буквами и разделяющая палиндромный текст так, чтобы буквы одной половины представляли собой реверс другой.

4

Глава1. Понятие  палиндрома. Основные принципы построения палиндрома

ПАЛИНДРОМ (иногда также палиндромон, от гр. palindromos "бегущий обратно"), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.

Прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо), называется прямоходом, обратный – ракоходом или реверсом (справа налево). В русской терминологии палиндром называется перевертнем (термин принадлежит В.Хлебникову), однако при строгой классификации эти языковые образования различаются. Палиндромам также давались названия саморифма (С.Кирсанов), амфирифма (В.Рыбинский). Классический пример палиндрома:

Я – арка края (В.Брюсов).

Кроме собственно палиндромов, свойством прочтения в обе стороны характеризуются так называемые оборотни – словесные построения, которые при обратном прочтении образуют некоторый осмысленный текст, отличный от результата прямого прочтения, например:

!анатом – за разум! (Д. Авалиани);

обратное прочтение: !муза размотана! 

И палиндромы, и оборотни отличает свойство, некогда названное В.Хлебниковым «двойным течением речи».

Палиндром в широком понимании не ограничивается только вербальной формой. Палиндромом можно назвать некоторый объект, имеющий линейную или циклическую форму организации, в которой задана симметрия составляющих от начала к концу и от конца к началу.

Палиндромы могут иметь форму стиха (т.е. разбиваться на строки) или же записываться прозой – линейно, без разбиения на строки. Однострочные палиндромы, соответственно, не принадлежат ни к стиху, ни к прозе.

5

В этом смысле однострочный палиндром близок к афоризму (ср. Муза ранясь шилом

опыта ты помолишься на разум – Д. Авалиани); иногда палиндромные структуры используется и в заглавиях произведений: название повести В.Нарбиковой Ад как Да аД как дА. Если палиндром записан с делением на строки, то весь стих может иметь или форму монопалиндрома, т.е. читаться обратно не по строкам, а с самого конца текста к самому началу:

Ной и вера – шанс у Сиона

но Исус на шаре – Вийон

(Д.Авалиани),

или читаться в обе стороны по строкам – в таком случае создается многострочный палиндром – или перевертень в строгом понимании:

Ад – жажда!

Ад – жар, вражда

!

Ад гонит иногда.

(В. Гершуни)

Бывают также поэмы-полиперевертни, которые сами состоят или из монопалиндромов, или из монопалиндромов и строк-палиндромов. Так, монопалиндром Д. Авалиани об Исусе и Вийоне представляет собой лишь две заключительные строки стихотворного текста; над ним еще два четверостишья, каждое из которых является монопалиндромом.

Коль скоро многострочный палиндром представляет собой стих, благодаря вертикальной организации в нем может возникать рифма (как в тексте В.Гершуни об «аде») и появляться единообразная метрическая организация. Поскольку структура палиндрома предполагает повтор согласных и гласных, очень распространенным явлением в подобных стихах-палиндромах оказываются аллитерации и ассонансы (графические и звуковые уподобления.

Слоговая структура палиндрома заставляет авторов использовать

6

немногосложные словоформы, поэтому в русском палиндроме часто отсутствуют глагольные формы настоящего времени и используются краткие прилагательные. Синтаксические конструкции палиндрома отличает структурная краткость. В палиндромических конструкциях нередко возникают и окказионализмы – новые слова или формы слов, созданные в поисках точности реверса и глубины выражаемого смысла текста. Краткость и точность выражения в палиндромных текстах дополняется стремлением к эстетизации, символизации словесных сочетаний, чему способствует симметричная звуковая организация палиндромного стихотворения. Так, в приведенном ниже стихотворении Б.Гольдштейна обнаруживается такая необычная форма, как краткое относительное прилагательное березов (по типу бирюзов); форма серебрим может иметь двойственное прочтение (или как краткое страдательное причастие настоящего времени, или как форма глагола 1-го лица множественного числа). Все это придает палиндрому архаическую окраску:

Сел в озере березов лес,

сел лес,

нося сон...

Мир берест серебрим,

мир зрим

обуло грезой озер голубо.

Сел в озере березов лес,

луну дунул,

лапу купал...

А к долу лодка

еле-еле

лак резала зеркал.

7

Глава 2. Классификация палиндромов.

Классификация палиндромов по степени сложности предполагает введение понятия оси палиндрома (или палиндромической оси) и оси перевертня (многострочного палиндрома). Такая ось представляет собой воображаемую линию, проходящую по букве или между буквами и разделяющую палиндромный текст так, чтобы буквы одной половины представляли собой реверс другой (образуются полупалиндромы). Введение понятия «оси» и его визуализация позволяют увидеть, что палиндром – «стих для глаза».

Центральная ось палиндрома делает явным то обстоятельство, что стихотворный палиндромический текст есть одновременно и особое произведение словесно-изобразительного искусства.

Количественно сложность палиндрома определяется минимальным числом пробелов его полупалиндрома. Простейшим является палиндром с числом сложности, равным нулю, в котором один из полупалиндромов не содержит словоразделов и, соответственно, пробелов. Простейшим, например, будет палиндром В.Брюсова с осевой буквой «з»: Атака заката.

Палиндром М.Крепса Я – нем, худ, но | Он – дух меня имеет два пробела в правом полупалиндроме; он сложный, поскольку ось проходит не по букве, а между буквами.

Классификация палиндромов по степени точности связана с тем, что при обратном чтении – по сравнению с прямым – изменяется место словоразделов, теряется значимость знаков препинания и заглавных букв, а также допускаются отклонения в орфографической записи.

Прежде всего, палиндромы делятся на точные и неточные. Точный палиндром имеет ракоход, точно повторяющий прямоход, в неточном палиндроме наблюдается хотя бы одно разночтение. В точном палиндроме при обратном чтении при абсолютной буквенной идентичности сохраняются и места пробелов: ср. палиндром Н.Ладыгина Мат и тут и там. Высшая степень точности, или абсолютный стиль палиндрома, требует полного совпадения словоразделов и абсолютной буквенной идентичности ракохода. Для этого при записи часто используются только прописные буквы. Строгий стиль палиндрома допускает вольности в пробелах (и соответственно учитывает однонаправленность знаков препинания), заглавных и прописных буквах и неразличение на письме букв «е» и «ё» (т.е. допускается их чередование при записи как «е»); исключаются также переносы слов между строками-палиндромами и однобуквенные строки. Строгим стилем написан, например, палиндром В.Гершуни:

8

А сор Эроса

летел,

(смещение запятой)

а мед Эдема

(е = ё)

течет.

(е = ё, смещение точки)

Вольный стиль палиндрома допускает (в разной степени) неточность ракохода, однобуквенные строки и переносы слов. В частности, допускаются взаимозамены «и» = «й», «е» = «э», игнорирование «ь», «ъ» и удвоений букв. Например, у Н.Ладыгина:

Один, души пишу дни до

Отказа. Кто

Ты? Пойми опыт

(и = й)

И жар и миражи.

Звуковой палиндром, т.е. ориентированный на произношение, допускает и неразличение «ё» и «о» после шипящих, а также «о» и «а» в безударном положении. Таков палиндром-афоризм В.П.Григорьева:

Сам дошел и доводи лошадь масс.

В последнее время создаются межъязыковые палиндромы и оборотни. Слова разных языков могут записываться в единой транслитерации, как, например, в диалоге Валюта. «Бат ю лав?» (англ. But you love? "Но ты любишь?"), или составлять нетранскрипционный палиндром, подразумевающий взаимозамену букв разных языков с близкой фонетикой: например, life-фил "жизнелюб".

Существуют и вариативные палиндромы, обладающие так называемым вариаходом. Это палиндромы, в которых сохраняется семантика прямого чтения, но наблюдается синтаксическая инверсия.

9

Например, строка И казаки – чубы зыбучи обратно прочитывается как И чубы зыбучи – казаки.

Однако очевидно, что в языке есть слова (например, ИЛ – ЛИ, АД – ДА), которые самой своей структурой как бы предназначены для палиндрома. Их частое использование, конечно, нельзя считать заимствованием:

Ню Матисса да – в ад. (Ас и там юн) В.Пальчикова

и

Адама дама тон

давала в ад

Н.Ладыгина.

Данные примеры показывают, что палиндром пишется сразу с двух сторон, а не от начала к концу. В то же время очевидно, что понятие авторства в палиндроме неоднозначно. Суперпалиндром — это состоящий букв отрывок текста, при расположении которого в квадратную таблицу совпадает последовательность букв при прочтении следующими 4 способами:

1) по строкам слева направо и сверху вниз;
2) по столбцам сверху вниз и слева направо;
3) по строкам справа налево и снизу вверх;
4) по строкам снизу вверх и справа налево.
    Легко видеть, что для квадратной таблицы из букв одинаковость ее прочтения способами 1)-4) равносильна ее симметрии относительно обеих диагоналей квадрата. Разумеется, любой суперпалиндром является также палиндромом. Таким образом, суперпалиндром — это палиндром, удовлетворяющий весьма жестким дополнительным ограничениям. Суперпалиндромы приводятся в двух записях — "квадратной" и обычной.

Гене — денег.

Г Е Н
Е Д Е
Н Е Г

10

Кинут имаму наган умами туник.

К И Н У Т
И М А М У
Н А Г А Н
У М А М И
Т У Н И К

Мир или Рим?

М И Р
И Л И
Р И М

Нора. Омар. Рамо. Арон.

Н О Р А
О М А Р
Р А М О
А Р О Н

Кира. Икар. Раки. Арик.

К И Р А
И К А Р
Р А К И
А Р И К

— Ужели желал, ел, алел? А, лежи! — Лежу.

У Ж Е Л И
Ж Е Л А Л
Е Л А Л Е
Л А Л Е Ж
И Л Е Ж У

Лево пел, а повара в опале повел.
Л Е В О П
Е Л А П О
В А Р А В
О П А Л Е
П О В Е Л

11

Он колот, но и липок, и лепил Оле Дело ли?

— Пел, и копил и он толокно.

О Н К О Л О Т

Н О И Л И П О

К И Л Е П И Л

О Л Е Д Е Л О

Л И П Е Л И К

О П И Л И О Н

Т О Л О К Н О

12

Глава 3. Использование техники палиндрома в поэзии.

Палиндромы охотно используются визуальной поэзией, в результате чего создаются так называемые видеопалиндромы – визуально-поэтические произведения, основывающиеся на технике палиндрома. Такие структуры создаются путем записывания текста по замкнутой линии (обычно в круг), результатом чего является циклодром (круговертень) или циклооборотень (кругооборотень). Циклодром читается одинаково в обе стороны при сращивании начала с концом; при этом физический экземпляр начальной буквы при прямом и обратном чтении может быть различным; так обстоит дело, например, при записи в круг фамилии ЕСЕНИНЕСЕНИН. Инициалы на кольце Лилии Бриг «ЛЮБ» (по кругу: люблю) ЛЮБ - Лилия Юрьевна Брик. А так - бесконечная любовь - люблюлюблюлюблюлюблю..

Циклодром может быть сведен и к двустишию с «неправильным» переносом:

Пенелопа на полене-Полетит на антитело

Циклооборотень – это циклодром, допускающий чтение в двух разных направлениях с изменением смысла (ср. запись в круг текста КУМАЧУ КУЧА МУК).

Более сложным видом палиндрома (словесного, а не буквенного) является стихотворение, написанное по этому принципу:

«Жестоко раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово,
Страданье
Глубоко-глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого виденья качает...
Молчанье. Ночное раздумье жестоко»

(В. Брюсов).

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании рассмотрены различные виды палиндромов. Выявлены закономерности их строения. Представлена классификация. Рассмотрена техника использования палиндрома. Это явление в языке , хотя и не ново, но очень интересно и своеобразно. Сочетание различных стилей речи, словотворчество, значимость каждого слова  и одновременно ограниченные наборы звуков и слогов создают магию слова. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но если посчастливится создать удачный и, что самое главное, не лишённый смысла маленький шедевр, ему будет суждена долгая жизнь, как образцового представителя этого удивительного жанра. Некоторые поэты-экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи - палиндромоны - это уже вершина мастерства. Такие стихи, как правило, без рифм или построены на ассонансах. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно сложно. Палиндромы не принято рассматривать с точки зрения их истинности — но лишь с точки зрения их формы. Форма их симметрична и, следовательно, священна. Мы планируем продолжить изучение палиндромных структур и их лингвистических особенностей.

14

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бирюков С.Е. Ум и опыты пойму. М., 1988, № 4
  2.  Бирюков С.Е. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М., 1994
  3.  Бубнов А.В. Типология палиндрома. Исследование палиндромных и околопалиндромных форм. Курск, 1995
  4.  Бубнов А.В. Язык палиндрома. Курск, 1996
  5.  Хромов В. Палиндромон: игра или закономерный случай звукового распределения? М., 1970, № 9
  6.  http://www.screen.ru/vadvad/Vadvad/Arp/Skld.htm

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛОВЕРТНИ АВТОРСКИЕ

Афанасий Фет

* * *
А роза упала на лапу Азора.

Валерий Брюсов

ШУТКИ (ПАЛИНДРОМЫ)

* * *
Я - арка края.

* * *
Атака заката.

* * *
О, лета тело!

Феофан Бука

* * *
О, дух! Ему в уме худо!
(из "Кручёныхиады")

Владимир Софроницкий

* * *
Велик Оборин, он и робок и Лев.

* * *
Не пошл Шопен.

* * *
А Лист - сила!

* * *
Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он.

Сергей Прокофьев

* * *
Раб, введи дев в бар.

16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82015. Технологический процесс изготовления письменного стола 597 KB
  При конструировании моего изделия, следует учитывать и его стоимость. Мебель будет значительно дешевле, если её конструкция проста, а применяемые материалы недорогие. Важно так же чтобы материалы использовались рационально. Габариты и высота письменного стола, а так же размеры материала...
82016. Последовательность монтажных и санитарно-технических работ 1.29 MB
  Предполагается, что поскольку изначально при сборке механизмов основным этапом работ был подъем деталей, которые в древности были не только очень большими, но и тяжелыми, монтажниками называли тех людей, которые умели поднимать многотонные запчасти.
82017. Эффективность применения фунгицидов в защите картофеля от фитофтороза и альтернариоза 87.17 KB
  Проблема борьбы с фитофторозом и альтернариозом картофеля приобретает особую актуальность. Поэтому целью наших исследований было: подобрать наиболее эффективные препараты для опрыскивания картофеля против данных заболеваний и разработка более совершенной системы с учетом достижений науки и передового опыта.
82018. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Чеченской республики и пути их решения 104.12 KB
  На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.
82019. Строительство GPON (Гигабитной пассивной оптической сети) сети доступа в городе Тирасполь 1.27 MB
  Нисходящий поток (от центра к абонентам) и восходящий поток (от абонента в центр) передаются в одном волокне на разных длинах волн. Нисходящий поток – широковещательный, для защиты информации используется шифрование с открытым ключом.
82020. Деятельность интернет-подразделения в организации ООО “АСК-2” 221.77 KB
  Целью дипломной работы является создание и продвижение проекта, изучение специфики и особенности интернет-бизнеса, основные проблемы в данной сфере, разработка интернет-подразделения в компании и оценка экономической целесообразности проекта.
82021. Изображение социальной манипуляции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 274.58 KB
  Целью нашей работы, прежде всего, является выявление социальных манипуляций среди персонажей романа «Господа Головлевы». На примере романа осуществляется попытка показать, как в литературном произведении осуществился процесс манипуляции, какими возможностями его изображения обладает художественный текст.
82022. ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВ 124.21 KB
  В данной дипломной работе представлено основные виды регламентирующих документов, федеральных законов и форм по управлению финансовом потоком во 2-м отряде федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
82023. Проектирование базы данных. Защита информации 429.13 KB
  Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных.