72758

История моей школы в истории Отечества

Практическая работа

Педагогика и дидактика

На старых планах города эта школа именовалась как Александровское шоссе и вела она к Александровскому вокзалу железнодорожной станции. Маленькая деревянная школа не могла принять всех желающих учиться да и обучение оставалось платным.

Русский

2014-11-27

470 KB

1 чел.

«ИСТОРИЯ МОЕЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»

                                                       

                         выполнила работу:

                          МОУ «СОШ №12» г.Ржева  Панова Анна

                         руководитель  Шубелева Марина Евгеньевна

                                

  

              История моей школы в истории Отечества.

Средняя школа № 12 г.Ржева- одна  из старейших в Тверской области. Находится она на Ленинградском шоссе. На старых планах  города эта школа именовалась как Александровское шоссе и вела она к Александровскому вокзалу железнодорожной станции.

Интересна история школы .Она теряется  в веках. К сожалению, многие документы не сохранились. Погибли в военные годы .в 1907 году  на станции Ржев-1 открылось Николаевское  железнодорожное  одноклассное начальное училище для детей железнодорожников.

Содержалось оно на средства частного общества. Училище открывалось в холодное время с 1 октября по 1 мая. Местные крестьяне платили налоги на содержание школы, обеспечивали  материальной базой- лавками для сидения, столами. Численность учащихся в школе  составляла 126 человек, из которых 72-мальчика и 54 девочки. Маленькая деревянная школа не могла принять всех желающих учиться, да и обучение  оставалось платным. В школе работали три учительницы, заработная плата которых колебалась от  100 до 180 рублей в месяц. Уже в это время организуется  Общество взаимопомощи земским учителям. На его собраниях обсуждались  острые по тому времени вопросы, такие как отсутствие книг в библиотеке, чему учить и как учить в начальной школе.

В 1910 году  было заложено здание из красного кирпича .Оно предназначалось 2-му Высшему начальному мужскому училищу, которое было открыто в 1912 году.

Училище размещалось  в четырёх классных комнатах второго этажа с залом. Училось здесь уже  около 100 мальчиков  от 12 до 14 лет. Инспектором  училища был назначен  Александр Алексеевич Ченцов. Отсев из школы был большой: из 40 учащихся, поступивших в первый класс, заканчивали школу  не более 15 человек в возрасте 17-20 лет. Грамотность в целом  по городу и уезду в 1911 году  едва достигала 31 процента.

Трудны были  первые шаги в великом, всенародном походе  за всеобщую грамотность: саботаж старой интеллигенции, чиновничества, развернувшаяся гражданская война. Перед Первой мировой войной  в городе Ржева и уезде  духовенства было больше, чем учителей и медиков, вместе взятых. Вместо очагов культуры  и медицинских учреждений во множестве  плодились кабаки  и питейные заведения. В первую  империалистическую войну 1914 года  здание школы было занято под  госпиталь. Училище же было переведено  в другое помещение на Советской площади.

После Великой Октябрьской социалистической революции школа стала функционировать как школа второй ступени.

26 декабря 1919 года В.И.Ленин подписывает  декрет «О ликвидации безграмотности  среди населения  РСФСР» Повсюду в годы гражданской войны  можно было прочесть  воззвание Советской власти и партии большевиков к народу: «Долой безграмотность!»,  «Безграмотность- родная сестра разрухи!»

Активной творческой силой здесь выступили  ученики. Школьные  работники участвовали  в переписи неграмотных, вели агитацию  за учёбу, организовывали сбор средств в фонд ликбеза. Интеллигенты, перешедшие на сторону народа, создавали культурно-просветительские кружки народные театры, читали лекции. Были приняты срочные меры по подготовке учителей из местного населения: организовывались курсы учителей, на школы второй ступени была возложена  задача по подготовке учителей для начальной школы. Ликвидация неграмотности была  участком ожесточённой классовой  борьбы. Кулаки, духовенство выступали против  учительства как важнейшей социально-политической силы на фронте ликвидации массовой неграмотности. Один из учителей писал в своём дневнике: «Сегодня в школе выбиты все  стёкла, на партах дёгтем нарисованы кресты…»

Школа, хотя и развивалась в те годы быстрыми темпами, не могла ещё охватить всех желающих.Огромное количество детей нуждалось  в постоянном внимании. Встала задача – создать наряду  со школой самостоятельную   самодеятельную  коммунистическую организацию, которая бы приобщила детей  к активному социальному  участию в строительстве нового общества. Многих детей 12-13 лет в своих рядах объединил комсомол.

В 1930 году в школе  рождается первый отряд  юных пионеров. Он помогал старшим  в налаживании  культурного быта, в борьбе с детской беспризорностью. Были среди учеников и комсомольцы. Свою деятельность они  развернули  при железнодорожном  Народном клубе.

До 1934 года наша школа работала как  семилетка. В эти годы  она расширяется за счёт присоединения  к ней бывшего железнодорожного училища, расположенного возле депо станции Ржев-1. Директором школы тогда был  Аркадий Иванович Новожёнов. Умер он в 1939 году после тяжёлой болезни и похоронен на Смоленском кладбище.

В объединённой школе  было открыто 16 классных групп и школа обучала , главным образом, детей железнодорожников. Выпускница 1928 года Осташова Екатерина Сергеевна вспоминала: «Нам, балтийцам, приходилось ходить через  весь город во вторую смену при любой погоде по бездорожью (Ржев  не был в то время   асфальтирован и освещён), так  как мы –дети железнодорожников, а в железнодорожной школе было престижно учиться. В то время  эти школы были лучше материально обеспечены, чем городские , имели более  квалифицированный состав учителей. Одно то, что в такие тяжёлые для страны времена  в железнодорожных школах, например,  уроки рисования вёл художник  А.Ф.Фёдоров, а уроки пения –Н.Т.Васильев с очень известной  в Ржеве пианисткой Я.Э.Шварц.

Какой уютной  была тогда школа. Всего четыре  комнатами  с отдельным физическим  кабинетом, где столы были расположены амфитеатром. При нём небольшая препараторская  и живой уголок. В красном здании  занимались только 5-9 классы: два пятых, два шестых, два седьмых, восьмой и девятый. Все массовые мероприятия проводились в здании начальной школы, где «хозяйничал» М.С.Поцепня. Рядом со школой  находился ухоженный двор с аллеей из ёлочек и пришкольный участок, где проводились уроки труда для мальчиков под руководством известного во Ржеве садовода и цветовода  Лисенкова. При школе жил  . А.А.Ченцов- учитель  физики –очень рачительный хозяин и  хороший преподаватель, и сторож-дядя Егор с семьёй. Его жена тётя Таня работала в школе уборщицей.

1 сентября 1926 года  учащихся  встретила  не только вся блестящая после ремонта школа, но и каждый ученик получил   по маленькому ведёрку яблок. Школа имела свой яблоневый сад, где трудились мальчики. Девочки  же занимались кройкой и шитьём. Классным руководителем в то время была Екатерина  Григорьевна Гусева. Обществоведение вёл её муж –А.Гусев.  Биологию и химию –А. И. Милославский, которого все очень любили. По биологии занимались без учебников, по конспектам. Милославский  хорошо пел. Современникам запомнилось  как он с  Николаем Тимофеевичем Васильевым дуэтом пели  на школьном ученическом вечере  «Нелюдимо наше море» Увеселительных мероприятий в то время в школе было мало, отмечались только  Красные даты календаря. Но всегда было весело, т.к. к мероприятиям   готовились основательно, да и классы украшались на славу.

В 1936 году Управление  Калининской железной дороги переезжает в г.Ржев, и руководитель  дорожных школ Шульга ставит перед начальником дороги вопрос о постройке  отдельного здания  под 1-ю среднюю школу.  И двухэтажное   строение возвели как раз  напротив  старого здания  на Ленинградском шоссе.

Теперь школа имеет  10 классных комнат, богатую библиотеку (7500 томов) в 1937 году  это учебное заведение  выпускает в большую жизнь  первые 25 человек.

Тяжелейшие последствия  империалистической войны, революционные потрясения 1917 года, кровопролитная гражданская война, классовое ожесточение, обесценивавшие не только  права, но и человеческую жизнь, во  многом  определили политику  молодой Советской  власти. Жертвами массовых репрессий в канун  Великой Отечественной войны  становились не только  военачальники и партийные деятели,  рабочие и колхозники, актёры и литераторы, но и учителя.

Судьбы.. Людей расстреливали , как птиц на лету. Начиная с середины  20-х годов, надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось  с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Эта государственная политика и массовые репрессии  осуществлялись, в основном,  путем внесудебных  расправ через так называемые «особые совещания», «коллегии НКВД», «тройки», «Двойки».Для ареста  человека достаточно  было  одного прямого и одного косвенного доказательства. Прямыми доказательствами  считались заявления, агентурные сообщения, показания  самих обвиняемых, косвенными- знакомства, переписка, совместная работа и т.п.   Считалось, чтобы отличить правду от лжи достаточно  опыта следователя и судьи. Для добывания таких «доказательств» в 1937 начале 1938 года  массовое распространение получила практика физического воздействия на обвиняемых.

В книге «Тверская прокуратура от Екатерины 11 до наших дней»/изд-во «Ирида-пресс»,2004/ упоминается  одно из уголовных дел- преподавателя  железнодорожной школы №1 Ржева Мокина Анатолия  Владимировича и его жены Натальи Гавриловны, работавшей в этой же школе делопроизводителем. Их обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки. На всё протяжении следствия ни сам Мокин, ни его жена  виновными себя не признали. В процессе следствия  никто из свидетелей допрошен не был. Тем не менее, по постановлению комиссии НКВД СССР Наталья  Мокина уже через  14 дней после ареста была расстреляна. Ей было 45 лет. В этот же день был расстрелян  и её муж Анатолий Мокин.

Вопиющие факты  правового произвола обнаруживаются  практически в каждом уголовном деле. Такое тогда было жестокое время…

Во время войны с белофиннами школа вновь  используется под госпиталь. Школьные юннаты  передали госпиталю  200 банок цветов, выращенных ими.  Школьники- частые гости госпиталя. Они выступают  перед ранеными, ухаживают за цветами, читают бойцам книги. Весной 1939года  школа снова размещается в двух зданиях.  В этом году школа даёт второй  выпуск  10 класса-32 учащихся. В зданиях  работают  уже 23 класса, в которых обучается 1200 учащихся. Школа завоёвывает 1 место  среди школ Калининской железной дороги.

В 1939-1940  учебном году  первая школа организует  большую выставку своих работ. Свыше 600 отзывов оставили в книге записей  посетители выставки. Весной  состоялся  третий выпуск уже двух десятых классов. Четвёртый выпуск состоялся  накануне Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 года  директор школы  Г.Я.Гусаковский , учителя П.А.Барышев,Басловяк, комсорг школы Зубрилов  уходят на фронт. Директором школы  остается работать  преподаватель  биологии Анатолий  Георгиевич Волосов.

В начале сороковых школа  носила звание «Средняя транспортная школа№1»В ней обучались дети железнодорожников, а сама школа относилась к управлению  Калининской дороги.

Сразу после объявления войны школьное оборудование было упаковано , но отправить в тыл его не удалось. С середины июля 1941  года шла эвакуация населения. В первую очередь на трёх поездах были вывезены железнодорожники и члены их семей. В числе первых эвакуированных оказались и ученики школы.

Елена Ивановна Ловчакова  вспоминает, как была эвакуирована в Башкирию, в село Зерган Мелеузовского района. Весной 1941 года она  с отличием закончила 10-й класс. В Башкирии начала свою педагогическую деятельность. Преподавала физику, немецкий , черчение. Там работали  и математики школы Екатерина Сергеевна Ловчакова  и Вера Фёдоровна Логинова.

До 18 октября 1941 года   оставшиеся учащиеся продолжали  ходить на занятия , одновременно спасали  здание от зажигательных  бомб. Многие девушки  ходили на курсы медицинских сестёр и работали в госпитале, который базировался в здании школы.

За время войны  одно здание школы было  сожжено фашистами, частично пострадало и второе здание. При освобождении города Ржева в 1943 году советскими воинами  одно здание было восстановлено и вновь передано  под госпиталь.

Многие учащиеся 1-й транспортной школы г.Ржева, закончившие десятый класс, ушли на фронт.  Школа всегда будет помнить  имена защитников. Колпаков- отличник первого выпуска, погиб  при защите Ленинграда. Соловьёв Леонид –выпускник второго выпуска, погиб на фронте.Карчевский Константин-выпускник третьего выпуска, погиб  на фронте. Иванов Григорий- выпускник 1941 года, погиб в 1945 году. Зигмунд Ленид, Торопченова Зинаида. Погибли на фронте. Это имена лишь некоторых наших выпускников, отдавшие свои жизни за Родину.

1 сентября 1944 года в красном здании 1-ой школы  вновь зазвенели детские голоса. Школа имела  50 парт, несколько табуреток, четыре скамейки на 250 детей. В сентябре в качестве подарка она получила  от Ярославской железной дороги  30 парт, 4 классные доски, два дивана, книжный шкаф, письменный стол, 450 экземпляров  художественной литературы, несколько географических карт.

В 1944 году директором школы была назначена  молодая  учительница математики Екатерина Сергеевна Осташова. Она вернулась из эвакуации  сразу после освобождения  Ржева. После войны школа работала как семилетняя. В июне 1946 года она выпустила  27 учеников, все они продолжили обучение  в 8-м классе  средних школ или поступили в техникумы.

Директором в это время уже была  Дубинина Анна Георгиевна, завучем –Соколова  Мария Тимофеевна. Весной 1947 года  приказом Отдела  школ семилетнюю школу №1  было решено реорганизовать  в среднюю школу. Министерством путей сообщения  запланировано начать  восстановление  разрушенного белого здания. Школа в эти годы работала в три смены.

Весной 1949 года  на площади возле школы учащиеся разбивают  большой цветник и фруктовый сад. По ходатайству  пионерской дружины  перед горсоветом  школе был отведён большой участок земли под стадион. Комсомольцы взялись  за корчевание  пней,  засыпали воронки. К выпускным экзаменам стадион был открыт.

Лишь в 1950-1951 учебном году школа из  семилетней была реорганизована в среднюю. Именно в эти годы школьники получили долгожданные  новые, светлые, просторные классы, физкультурную комнату, два учебных кабинета.  Всего же в школе в это время был21 класс, в которых обучались 770 учащихся. В 1953 году  это уже «Средняя школа № 52 Калининской железной дороги»

С июля 1955 года её директором был назначен учитель истории Иван Михайлович Тихомиров.

А в начале 1966 года школа вновь поменяла название «Средняя школа №5  Октябрьской железной дороги» Известно, что в 1969-1970 г. В ней было  открыто 32 класса с общим числом обучающихся -1375.

С 1983 года директором школы  назначена Ильина Тамара Никитична.

Приказом начальника  отдела учебных заведений Управления Октябрьской железной дороги № 169 с 1 января 1995 года  учебное заведение было передано  на баланс отдела образования администрации города Ржева Тверской области и с этого момента начинается её новая история - история школы №12.

А её директором в 2007 году назначена Иноземцева Ирина Анатольевна.

Многие поколения ржевитян учились в нашей школе. Ряд  выпускников  посвятил свою жизнь преподавательской  деятельности, и остались работать и в своей школе, и в других учебных заведениях города.

История школы продолжается. И она неотъемлема от истории Отечества.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44889. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы 29 KB
  Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец – чиновник мать – дочь наместника.
44890. Новое время. Европа в начале нового времени 14.19 KB
  Новое время неразрывно связывается с утверждением €œбуржуазным индустриальным прогрессомâ€. В последнее время многие историки склоняются к мнению что нельзя искусственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления как великие географические открытия реформация и гуманизм научная революция которые дали толчок к зарождению буржуазии.: ранее новое время когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.
44891. Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе 23.19 KB
  Цель изучения химических производств показать учащимся как достижения науки используются для практических нужд отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. Структура системы понятий об основах химического производства. На этом основании можно...
44893. Понятие ОМ. Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PR-деятельности 20.26 KB
  Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PRдеятельности Общественное мнение –- это специфическое проявление общественного сознания выражающееся в оценках как в устной так и в письменной форме и характеризующее явное отношение групп общественности к актуальным проблемам действительности представляющим общественный интерес. Для PRдеятельности Общественное мнение его преобразование изменение в нужном для субъекта PR направлении – это объект и продукт PRдеятельности. Программы деятельности субъектов PR...
44894. Travelling. Путешествие 15.03 KB
  It is аlwys interesting to discover new things different wys of life to meet different people to try different food to listen to different musicl rhythms. Most trvellers nd holidymkers tke cmer with them nd tke pictures of everything tht interests them the sights of city old churches nd cstles views of mountins lkes vlleys plins wterflls forests different kinds of trees flowers nd plnts nimls nd birds.
44895. Трудная жизненная ситуация как категория социальной работы 23 KB
  Устоявшиеся нормативные стандарт трудныепротиворесчивые Признаки ТЖС:1 Неадекватность алгоритм. ЧеловекаТЖС ситуация соц.Факторы ТЖС: поведенческий экзистенциональный вероятностнопрогностическийСтруктура ТЖС:участники связан. Классификация ТЖС: по харкам субъектаиндивидуал.
44896. Синтаксические нормы 15.33 KB
  Благодаря преступной халатности водителя произошла эта авария Выбор падежной формы при гл. Выбор предлога. Выбор падежа при глаголе с отрицанием.
44897. Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови 25.5 KB
  Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.