72763

Научно-исследовательское общество «Росток»

Практическая работа

Педагогика и дидактика

В соответствии с этим были определены следующие задачи: на основе имеющейся научной литературы выяснить какая наука занимается изучением личных имён; уточнить сколько девочек и мальчиков учится в нашей школе; определить сколько одинаковых имён девочек и мальчиков в каждом классе...

Русский

2014-11-27

61 KB

0 чел.

                    Министерство образования и науки Амурской области

                    Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                                     «Калининская СОШ»

Научно- исследовательское общество «Росток»

                                                                                         Подготовили:

                                                                            учащиеся 5 класса

                                                              МАОУ «Калининская СОШ»,

                                                                        участник творческого объединения

                                                           «Литературный альманах»

                                                                            Козлова Алиса, Михалапова Альбина.

                                                                                

                                                          

                                                          Руководитель творческого объединения

                      «Литературный альманах»:

                                                           учитель 1 категории

                                                          Грачёва Ирина  Михайловна.                

                                                         

                                                                                                              

                                                     с.Калинино

                                                          2012 г.

                                                 Введение

  М.А. Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем.

В русском языке есть такой раздел  «ономастика», он как раз и занимается изучением личных имён.

Нам этот раздел русского языка представляется не только интересным, но и познавательным.

Актуальность работы состоит в том, что, являясь носителями собственных имён, мы зачастую не знаем его исторические корни и значение.

Поэтому мы поставили перед собой  цель:

*** выяснить происхождение имени человека, его значение, влияние на судьбу.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

*** на основе имеющейся научной литературы выяснить, какая наука занимается изучением личных имён;

***уточнить, сколько девочек и мальчиков учится в нашей школе;

***определить, сколько одинаковых имён девочек и мальчиков  в каждом классе;

*** обозначить редкие имена, встречающиеся среди учащихся школы;

*** изучить исторические корни происхождения личных имён учащихся школы.

  В своей работе по исследованию частотности имён учащихся нашей школы мы использовали статистический метод. Использование данного метода заключается в том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная.  

Объектом нашей работы являются собственные имена учащихся нашей школы.

Предметом нашей работы стали личные дела учеников.

1

  Вместе с учителем русского языка Грачёвой И.М. нам пришлось прочитать  публицистические статьи, познакомиться с многими непонятными для нас терминами из области ономастики, заняться составлением картотеки  имён

учащихся нашей школы, составлением таблиц, рисованием листовок, поиском информации в Интернет.

  В ходе проведённой работы мы узнали много интересного, сделали для себя массу открытий и пришли к следующему выводу:

« Ономастика  включает в себя не только изучение  личных имен людей, но и названия племён и народов, названия космических объектов, клички животных, географические названия, водные объекты, собственные имена отдельных растений и многое другое».

Итак, начнём со знакомства с понятием «антропонимика». В переводе с греческого языка  слово «антропос» означает - человек, а «онима»- имя.

Таким образом, это раздел русского языка, который изучает имена людей «антропонимы» и их происхождение.

  Антропонимом называют любое имя собственное, которым зовётся человек: имя личное, отчество, псевдонимы, клички, а также географические названия, клички животных, собственные имена некоторых растений, названия зон и частей вселенной, названия небесных тел, названия праздников. Мы назвали далеко не все антропонимы. Наше число равно 11, а составить оно может  28 названий /см. приложение – таблицу /.

  Среди 28 групп нас интересовала первая – имена людей, и мы решили заняться её исследованием.

  Итак, изучив личные имена учащихся нашей школы,

мы выяснили, что в ней обучаются 94 мальчишек  и девчонок /100%/.

Разделив категории учеников, мы узнали, что девочек в школе 49 человек, это составляет / 52,1 % / и 45 мальчиков, что составило / 47,8 % /.

Разновидность некоторых имён зависела главным образом от того, насколько часто они встречаются в классном журнале.

2

К.А. Я  изучала имена девочек школы и выяснила, что самым распространённым именем  является Анастасия, оно встречается 4 раза, что составляет 8% , следующими по частотности употребления  являются имена, количество которых

составляет 3 раза, а в процентном выражении 6 – это: Анна, Виктория, Елена, Ирина.

Теперь обратимся к именам, количество которых составляет 2 раза, а в процентном выражении 4- это Ангелина, Валерия, Диана, Лилия, Ольга. В последнюю группу входят имена, частотность употребления которых составляет 1 раз, а в процентном выражении  2 – это Алиса, Альбина, Алина, Александра,

Алёна, Варвара, Валентина, Дана, Дарья, Джамуля, Евгения, Елизавета,

Екатерина, Лала, Марисабель, Наталья, Олеся, Рита, Туяна, Таисия, Юлия, Яна, Янина.

        На примере данных видно, что частота употребления имён неодинакова. Некоторые имена встречаются часто, иные реже и есть

совсем редкие, малоизвестные и употребляемые в нашей местности.  

Это такие имена как: Джамуля, Лала, Дана,  Марисабель, Туяна. При выборе имени родителями определённую роль, очевидно, играли семейные традиции, личные вкусы, иное место жительства, мода на имена.

 По данным таблицы можно сделать ещё одно наблюдение: существуют в школе и равноценные варианты одних и тех же имён. Например, Елена и Алёна, Диана и Дана, Яна и Янина, но они рассматривались нами как самостоятельные имена. Таковым же стало образованное Олеся  / от Александры /, попавшие в русский язык из белорусского или украинского.

  Встречаются в школе имена, производные от мужских имён – это Александра , Валерия , Евгения , Юлия ,Валентина.

  Есть  имена, в которых наблюдается незначительное фонетическое изменение и орфографическое отличие, это имена Таисия вместо Таисья, Наталия вместо Наталья.

Традиционной и правильной формой имён является первая. Эти имена в нашей

3

школе записаны  по-разному: Ершова Таисия, а Герасименко Наталья. Таисья,

Наталья, – это по своему происхождению народные формы имён Таисия, Наталия. Они обе допустимы в неофициальном обращении, в разговорной форме и бытовой

речи. Причём, форма имени Наталья получила более широкое распространение и её стали признавать паспортной. Для того, чтобы избежать этих ошибок, следует руководствоваться так называемой паспортной формой. Такие имена приводятся в справочниках, которые специально создаются для работников загсов /заведующих актами гражданского состояния /.

  Он  рекомендуется Министерством юстиции РФ в качестве практического пособия для работников загсов.   В наши дни люди стали больше дорожить реликвиями прошлого, и старые, редко употребляемые имена, стали выглядеть и звучать  по-новому. По нашим данным такими в школе являются имена Варвара, Дарья, Елизавета, Екатерина, Анна.

  Таким образом, изучив личные  дела учащихся школы, с большим интересом для себя мы узнали, что среди девочек наблюдается диспропорция, хотя и незначительная. Употребляемым является имя Анастасия, встречаются и редкие имена, малоупотребляемые и  разные по своей фонетической и орфографической окраске.

М.А.   Я  изучала имена мальчиков школы и выяснила, что в школе преобладают в основном традиционные имена. Свобода имён у нас не ограничена. Но статистические данные показали, что   самым распространённым именем в нашей школе является Александр, оно встречается 8 раз, что составляет 18% , следующими по частотности употребления  является  имя Владимир. Оно встречается 4 раза, что составляет 9%.

  Теперь обратимся к именам, количество которых составляет 2 раза, а в процентном выражении 4- это Андрей, Виктор, Владислав, Даниил, Евгений, Егор,

Илья, Кирилл, Сергей.

  В последнюю группу входят имена, частотность употребления которых составляет 1 раз, а в процентном выражении  2 – это Аким, Алексей, Анатолий,

4

Виталий, Вячеслав, Валентин, Дмитрий, Дамир, Завур, Иван, Искандер, Леонид,

Максим, Павел, Степан,

   На примере данных также видно, что в школе встречаются имена с

удвоенными согласными – Кирилл, это 2 %.

  Также как и у девочек наблюдается незначительное фонетическое и орфографическое отличие в имени Даниил / Данил /, хотя каждое имя также  является вполне самостоятельным.

  Большую часть имён мальчиков школы составляют имена  греческого происхождения. Это такие имена как Александр, Анатолий, Андрей, Виктор, Дмитрий, Евгений, Кирилл. Есть имена латинского происхождения: Валентин, Виталий, Максим.

 Некоторые имена встречаются часто, иные реже и есть совсем редкие, малоизвестные и употребляемые в нашей школе.  

Это такие имена как: Дамир, Завур, Искандер.

Как уже говорила Алиса,  в школе встречаются имена мальчиков, которые

являются производными для девочек: Александр, Валерий, Виктор, Евгений, Валентин.

  А также среди имён мальчиков встречаются довольно редкие имена: Аким, Егор, Степан, Иван, Илья.

К.А.    Красоту имён, как и всякую красоту, люди воспринимают по-разному. Некоторым родителям при выборе имени «мешает» его значение, которому они необоснованно и подсознательно придают символический смысл. Например, выбирают имя Анастасия, узнают, что оно означает  «воскресшая» и задаются вопросом: «Что оно может означать для ребёнка?» нелепо и имя бракуется. Имя

Ангелина означает «вестница», а какая? И опять имя отклоняется. Однако, из практики известно, что большей частью основания к выбору имени в каждом конкретном случае бывают вескими и оправданными. Поэтому ко всем личным именам, также как и к их полному сочетанию, следует относиться  с уважением.

 Мы обратились за помощью к своим одноклассникам, чтобы узнать, почему их

5

так назвали, что означает их имя. И вот, что мы узнали.

Мониторинг учащихся 5 класса.

В нашем классе 10 человек, в анкетировании приняло участие 9 человек.

Результаты следующие:

***в семье право первенство назвать ребёнка принадлежит

матери в 6 семьях, это / 66%/;

*** детей называют  в честь родственников / прадедушек, дедушек, бабушек / в 3 семьях, это / 33% /;

***в 2 семьях детей назвали из-за симпатии к имени, это / 22% /;

***в 1 семье – просто так, это / 11% /;

***в 1 семье - в честь сказочного персонажа, это / 11% /.

Из 9 опрошенных человек 55% знают, что обозначает их имя и 45% не знают. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Роль мамы в выборе имени ребёнку является главной;

2.Выбор имени ребёнку обусловлен в семьях разными причинами;

3.В 5 случаях из 9  в семьях знают значение имени, которое даётся ребёнку при рождении и в 4 случаях значение имени не учитывается.

М.А.   В заключении хочется сказать, что мы с большим интересом работали над этой темой и хотим сказать, что данный материал можно использовать в качестве бесед, викторин, на классных часах,  данный материал может быть оформлен по-разному: в виде  школьной листовки или газеты. А для учащихся, которые серьёзно хотели бы работать над этой темой, мы бы хотели предложить участие в школьном кружке по данной проблеме и сделать для себя массу новых открытий.

  В качестве рекламы нам хотелось бы предложить варианты школьных листовок, газету и викторину, на вопросы которой мы предлагаем вам ответить:

Викторина

***Кто больше назовёт женских имён с удвоенно согласной в корне

/ Анна, Алла…/

***Какие имена можно получить, заменив в имени одну букву?

/ Таня-Ваня…/                                     6

***Какое женское имя состоит из тридцати букв Я? / ЗОЯ /

***Назовите города, состоящие из двух мужских имён

/ Борисоглебск, Петропавловск…

***Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

- владеть миром / Владимир /

- любить мир / Любомир /

- милая людям / Людмила /…

***Задача: У одного старика спросили, сколько ему лет? Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему? / Потому, что он родился 29 февраля /.

Заключение

   К.А.   Область ономастики – интересный раздел русского языка, в себе он таит столько интересного! Мы исследовали одну группу имён, а мы вам говорили о 28.

  В своей работе мы рассказали о том, что

*** изучением личных имён занимается особый раздел русского языка - ономастика;

***уточнили количественный состав девочек и мальчиков  нашей школы, он равен 95 человекам, а именно, 45 мальчикам и 49 девочкам;

***определили количественный состав  одинаковых имён девочек и мальчиков  в каждом классе, наиболее употребляемым именем среди мальчиков является Александр, которое встречается в школе 8 раз, это 18%, наиболее употребляемым именем среди девочек является Анастасия, 4 раза, что составило 8% от общего состава;

***обозначили редкие имена, встречающиеся среди учащихся школы, которые давались детям в связи с определёнными ситуациями, а именно, семейными традициями, личными вкусами родителей и т д.;

***а также  изучили исторические корни происхождения личных имён мальчиков школы и выяснили,  что  большую часть имён составляют имена греческого происхождения.

7

При работе над исследованиями мы использовали заметки из публицистических

статей, а также  информацию из Интернета.

Результаты нашего исследования мы рекомендуем  для проведения классных

часов, мероприятий по внеклассной гуманитарной работе. Исследовательская работа может быть предложена при изучении раздела «Ономастика» в 6 – 9 классах на кружковой работе. По итогам научной конференции предполагается написать заметку в школьную  газету «Маленькая страна» .

Мы надеемся на продолжение работы с Ириной Михайловной и думаем, что откроем для себя ещё много нового.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

780. Підприємництво, його сутність та основні форми 257.5 KB
  Сутність підприємництва, його роль у ринковій економіці. Проблеми розвитку підприємництва в Україні: господарський та податковий кодекс. Особливий вид економічної активності (під якою ми розуміємо доцільну діяльність, направлену на отримання прибутку).
781. Бухгалтерский баланс: техника составления и анализ основных показателей 1.35 MB
  Теоретические основы бухгалтерского баланса, техники его составления и анализа основных показателей. Производственно-экономическая характеристика и организация учетного процесса и внутреннего контроля ОАО Курский завод Маяк. Анализ структуры и динамики имущества и источников финансирования. Методика проведения анализа бухгалтерского баланса.
782. Проблемы правоведения 234.5 KB
  Индивид как субъект права (в частном и публичном праве). Сущность юридического лица (общетеоретический аспект). Право и корпоративные нормы. Корпоративное право. Понятие правовой автономии. Различные аспекты понимания правотворчества. Принципы правотворчества. Правоотношения: различные аспекты понимания. Правоотношения и правовая связь.
783. Модернизация, предпосылки, условия и тенденции развития государственного управления современной России 256.5 KB
  Попытки реорганизации системы государственного управления в период «перестройки». Кризис власти и распад СССР. Конституция РФ 1993 г. становление новой системы органов государственной власти. Реорганизация системы местного управления. Формирование современного федерализма.
784. Формирование психофизиологических характеристик хоккейного вратаря в возрасте 12-14 лет 270.5 KB
  Особенности психологической характеристики вратарей в возрасте 12-14 лет. Методика специфической игровой деятельности и психологической характеристики юных вратарей-хоккеистов. Программа особенностей игровой деятельности и психологическая характеристика хоккейного вратаря 12-14 лет в годичном цикле подготовки.
785. Термодинаміка і статистична фізика 407 KB
  Основою термодинамічного підходу є встановлення зв’язків між безпосередньо вимірюваними в макроскопічних дослідах величинами. Внутрішня енергія або ентропія є однозначною функцією стану. Принцип Нернста стосовно абсолютного нуля температур. Правило рівноваги фаз Максфела.
786. Створення програмного комплексу для автоматичного аудиту розрахункової техніки комп’ютерної мережі підприємства 411.5 KB
  Впровадження локальних мереж. Індустрія глобальних мереж. Класифікація засобів моніторингу і аналізу. Розподіл використовуваних мережевих протоколів. Основні генератори широкомовного трафіку (Top Broadcasters). Протокол SNMP.
787. Составление графиков погашение долга 254.5 KB
  Используя средства Microsoft Excel, научиться составлять графики погашения долга и оценивать привлекательность условий кредитования для заемщика. На основе информации коммерческих банков об условиях кредитования составить графики погашения долга различными способами.
788. Использование Windows Forms и шаблонов классов 217.5 KB
  Разработать в MS Visual Studio программное решение на языке C#, которое реализует для контейнера типа линейный односвязный список оконный пользовательский интерфейс. Использовать методы визуального программирования и классы библиотеки Windows Forms.