72767

История возникновения моего поселка

Практическая работа

Культурология и искусствоведение

Предметом детального изучения в этом году стала улица поселка им. Шмидта, названная в четь революционерки В. Засулич. Актуальность нашей работы заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Русский

2014-11-27

69 KB

2 чел.

XXXVIII городская краеведческая олимпиада

Направление история

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема «История возникновения моего поселка»

Ученицы 9 класса

МБОУ СОШ № 134 г.о. Самара

Железнодорожного района

Гамзаевой Судобы

Научный руководитель

Учитель географии

Смурова Елена Васильевна

Самара 2012

Содержание

Введение   …………………………………………………………………. 3

1. Глава 1. «Что в имени тебе моем? ………………………………………5

2. Глава 2. История моей улицы. Улица Веры Засулич  ………………… 8

3. Исследование. Анкетирование. ……………………………………….. 9

Заключение …………………………………………………………………10

Литература ………………………………………………………………….11

Приложение …… …………………………………………………………..12

Предмет, цель, задачи и методы исследования

Предметом детального изучения в этом году стала улица поселка им. Шмидта, названная в четь революционерки В. Засулич. 

Актуальность  нашей работы  заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Объектом исследования является улица Засулич города Самара поселка им. Шмидта.

Научная новизна работы определяется изучением биографии Засулич, деятеля российского и международного социалистического движения, народницы, террористки, писательницы, в честь которой  названа улица в поселке им. Шмидта.

Цель исследования: собрать и изучить информацию об истории названия улицы Засулич в поселке им. Шмидта. 

Задачи исследования:

1. Изучить историю названия моей улицы.

2. Познакомиться с биографией Веры Ивановны Засулич.

3. Узнать о подвиге революционерки.

4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Гипотеза исследования

Если каждый житель поселка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Сроки исследования.

2011 – 2012 учебный год.

Этапы исследования.

I этап.   Изучение истории улицы Засулич.

II этап.  Опрос, анкетирование, беседы.

III этап.  Отчёт о проделанной работе.

Методы исследования.  

  •  опрос учащихся;  
  •  знакомство со статьями прошлых лет;
  •  обращение в городскую библиотеку;

Глава 1. «Что в имени тебе моем?»

Раньше ведь никто улицам специально названия не давал. Они возникали сами собой - стихийно. В справочнике «Вся Самара за 1925 год» упоминаются улицы без квартальной разбивки: Московская, Ряжская, Первый переулок, Кузнецов переулок, Гребежов переулок, Уласовский переулок (в честь мыловаров), Ново-Вокзальная, Старо-Панская, Сызранская, Ново-Панская, Ташкентская, Федоровская, Карьерная, Цыганская, Набережная и Линейная. 

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, адекватных современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны и для человека, чтобы помочь ему осмыслить свое место в современном обществе.

Воспитать человека-гражданина, преданного своей стране, стремящегося к преумножению славы своего Отечества - в этом одна из главных проблем современной школы. И в этом, конечно, особое место отводится истории. 

Одним из важных элементов изучения истории России является изучение истории своего родного края. Историческое краеведение является одним из источников обогащение учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает нам связи родного края, города, микрорайона с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края1.

В нашем городе 1203 улицы (переулков, проездов, шоссе, проспектов, площадей).

Следует отметить, что за историю Самары не только росло количество улиц и площадей, но также многократно менялись их названия. Редкая улица сохранила свое первоначальное название. На советский период приходится наибольшее количество переименований, увековечение в названиях улиц и городов имен борцов за народное дело.

Очередная смена политического строя в России привела в ряде случаев к возврату былых названий. Однако новая эпоха вряд ли даст нам имена тех, в честь которых решатся называть улицы и, тем более, города. Иные времена, иные "герои"... Хотя уже есть примеры, правда, в других городах, когда вполне официально состоятельные граждане оплачивают переименование улицы в честь граждан, достойных, по их мнению, этого.

А сейчас мы с вами являемся свидетелями того, когда элитные строения новых хозяев стоят на улицах, носящих имена борцов за всеобщее равенство. Этот факт пока никого не смущает... Увы, смешение стилей, крови, мировоззрений, религий - характерная черта России.

В современной Самаре 204 улицы названы по именам населенных пунктов, около 40 - по наименованиям профессий, 23 улицы - по названиям рек, озер и морей, 150 улиц названы именами выдающихся людей. Из 150 - 42 улицы названы в честь деятелей революционно-освободительного движения; 31 - деятели искусства; 15 - Герои Советского Союза; 14 - ученые; 11 - военачальники; 10 - зарубежные политические деятели; 5 - хозяйственники. 58 человек из 150 были тесно связаны с нашим городом, с нашим краем2.

Улицы - артерии города. Улицы - его родословная. И в каждой из них - частица нашей истории. Каждый день мы ходим по своей улице, по другим улицам нашего города.

Вот она... "родная улица моя".

Но что мы знаем о своей улице? Что это за человек, чье имя она носит? Кто он и каким был? У улицы ведь тоже есть день рождения. Когда он?

И память эту надо и дальше беречь и хранить, чтобы не превратились мы в "иванов, не помнящих родства". Чтобы помнили свои корни, гордились славой своих предков, не повторяли своих горьких ошибок.

Глава 2. История моей улицы.

Улица Веры Засулич

Бывшая улица Кирпичная 15 июля 1925 года была переименована в память о революционной деятельнице Веры Ивановны ЗАСУЛИЧ (1849-1919).

Она родилась в семье мелкопоместного дворянина в деревне Михайловке Смоленской губернии. Окончила пансион в Москве, стала учительницей. В 19 лет познакомилась с народником С.Г.Нечаевым, привлекалась к суду по делу "нечаевцев" и два года провела в заключении. Вера Засулич была потом участницей киевского народного кружка "бунтарей" - бакунинцев (последователей Михаила Бакунина - вождя международного анархизма). В 1877 г. Засулич переехала в Петербург, входила в революционные кружки.

24 января 1878 г. она стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (по его приказу был высечен политзаключенный Боголюбов (В. Емельянов) за то, что не снял перед градоначальником шапку). Уже через два месяца суд присяжных под председательством знаменитого юриста А.Ф. Кони оправдал ее, оправдательный приговор вызвал одобрение общественности России.

Известный поэт XIX века Яков Полонский посвятил В.И. Засулич свое стихотворение "Террористка", написанное в период ее заключения в 1878 г.

Не желая подвергнуться новому аресту (приказ о нем был уже отдан), Вера Ивановна после суда эмигрировала в Швейцарию.

В следующем году, вернувшись в Россию, она вместе с Плехановым возглавила "Черный передел". И снова уехала в Швейцарию. Порвав с народничеством, в 1883г. в Женеве она в числе других товарищей основала первую русскую марксисткую организацию - группу "Освобождение труда". Засулич вела переписку с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Она перевела на русский язык работы Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке" и "Социальные отношения в России" и работу Маркса "Нищета философии". В соавторстве с другими участниками группы "Освобождение труда" она написала ряд произведений, в которых разъяснялось учение Маркса и Энгельса, идеи социализма. В 1899 г. Засулич нелегально приезжала в Россию, в 1900 г. познакомилась с В.И. Лениным. В том же году за границей вместе с другими членами группы "Освобождение труда" вошла в состав ленинской "Искры" и "Зари".

В идеологических спорах между В.И. Лениным и Г. Плехановым она разделяла взгляды последнего. Засулич считала, что союзником пролетариата должна быть либеральная буржуазия, а не крестьянство. Она не принимала ленинскую критику либерализма, отрицала роль пролетариата как гегемона в революционной борьбе трудящихся масс.

Будучи делегатом II съезда РСДРП (1903) Засулич была среди оппортунистического меньшинства, яростно выступавшего против марксизма, большевиков, Ленина. В 1905 г. она вернулась из эмиграции в Петербург, находилась на нелегальном положении. После первой русской революции поддерживала лидеров ликвидаторства.

После Февральской революции 1917 г. стала членом крайне правой меньшевистской контрреволюционной группы "Единство", которая безоговорочно поддержала политику  буржуазного Временного правительства и требовала продолжения  империалистической войны "до полной победы".

После кровавых событий июля 1917 г. «Единство» вместе с черносотенцами участвовало в травле большевиков, а в дни Октября 1917 г. входило в состав контрреволюционного "Комитета спасения родины и революции".

Вера Засулич выступала против и Октябрьской революции, и советской власти.

Вот такой сложный путь прошла В.И.Засулич от народничества к марксизму, а потом к контрреволюции. В.И.Ленин, критикуя ее меньшевистские взгляды, высоко оценивал прежние заслуги перед революционным движением3.

Исследование.

В  ходе  исследовательской  работы  я  провела  опрос среди  одноклассников. Предлагались следующие вопросы:

  1.  Знаете ли Вы, что в поселке есть улица Засулич?
  2.  Знаете ли вы, в честь кого названа  улица  Засулич?
  3.  Всегда ли она носила такое название?
  4.  Какое название она носила раньше?
  5.  В каком году была переименована в улицу Засулич?

Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа  улица  Засулич?

Результаты получились любопытными. В классе 12 человек: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы  не дал никто. Этот факт очень печален. Да и  многие взрослые не дали  верного ответа.

В ходе исследования я выяснила, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание  истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

На улице Засулич проживает только 1 человек из класса, большинство моих одноклассников проживают на улицах, которые тоже носят имена известных революционеров, писателей, но вряд ли они знают, в честь кого они названы, и поэтому знание истории своей улицы, на которой ты проживаешь необходима.

После этого я поняла, что моя работа будет полезна и интересна не только мне, но и мои одноклассникам и учащимся школы.

Заключение.

Собрав информацию, я совместно с классным руководителем провела классный час, на котором рассказала своим одноклассникам о своем исследовании. После того, как я представила свою работу в классе, то многие ребята присоединились ко мне

Изучение названий улиц  нашего города позволило сделать некоторые выводы. Во время этой работы я больше узнала о своем поселке. Поняла, как он дорог нашим бабушкам, дедушкам, родителям.  И я могу гордиться необычной историей нашего поселка. Много еще осталось секретов в названиях улиц. Эту работу хочется продолжить.

Если каждый житель города, поселка или села с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Список литературы

  1.  Википендия. Свободная энциклопедия (интернет портал) http://ru.wikipedia.org/wiki/Герцен_Александр_Иванович
  2.  Липатова А. М. Самарских улиц имена. Самара: «Новая техника»,2003.-242 с.
  3.  Методика историко-краеведческой работы в школе под ред. Н.С.Борисова. М. 1982 г.
  4.  Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1986.-224 с.
  5.  FUNERAL-SPB.RU (интернет портал) http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/zasulich/zasulich.html

1 Методика историко-краеведческой работы в школе под ред. Н.С.Борисова. М. 1982 г.

2 Липатова А. М. Самарских улиц имена. Самара: «Новая техника»,2003.-242 с.

3 FUNERAL-SPB.RU (интернет портал) http://funeralspb.narod.ru/necropols/literat/tombs/zasulich/zasulich.html

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64867. Русская литература и жанровая система первой трети XIX века 37.5 KB
  Русская литература первой трети 19 века Это время А. В истории русской литературы это время будут еще называть золотым веком русской поэзии. В это время на всероссийском престоле находится Александр I сместивший Павла I.
64868. Философия: смысл и значение 76 KB
  Научная картина мира. Образ Я это точка вокруг которой сфера мира. В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира образ себя и образ себя в мире. Универсалии категории культуры предельно обобщенная система...
64869. Цель и содержание курса ОБЖ. Основные задачи курса, роль в подготовке специалиста. Законодательные акты 19.44 KB
  Формирования ГО предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении ЧС в мирное и военное время. Формирования ГО создаются по территориально-производственному принципу в организациях в районах городах областях и подразделяются на территориальные и объектовые.
64871. Литература средних веков и эпохи возрождения. Зарубежная литература на рубеже античности и средневековья 18.9 KB
  В эпоху возрождения средневековье воспринимали критически. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое и они увидели в средневековье множество привлекательных моментов. Тысячелетний период принято делить на 3 этапа: Раннее средневековье с 5 по 10 век...
64873. Грамматика. Разделы грамматики как науки 107 KB
  Грамматическая система гораздо более стабильна по сравнению с лексической, которая легко и быстро меняется под влиянием внеязыковых факторов. Основа грамматической системы языка может оставаться относительно неизменной на протяжении веков.
64874. Лексикология. Разделы лексикологии 115 KB
  Объекты лексикологии это слово как лексическая единица ЛЕ лексика словарный состав как совокупность слов определенным образом организованная структурированная. При общем объекте имеет свой предмет: в фонетике изучается звуковая сторона слова в морфемике строение слова...
64875. ПОЛІТОЛОГІЯ ЯК НАУКОВА ТЕОРІЯ 117.5 KB
  Навіть якщо людина вважає себе аполітичною вона змушена визнавати та поважати рішення політичних властей. Політика це діяльність держави та політичних установ через які здійснюється організація і управління різними видами соціальної діяльності а також регулюються відносини що витікають з обміну результатами цієї діяльності.