72767

История возникновения моего поселка

Практическая работа

Культурология и искусствоведение

Предметом детального изучения в этом году стала улица поселка им. Шмидта, названная в четь революционерки В. Засулич. Актуальность нашей работы заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Русский

2014-11-27

69 KB

3 чел.

XXXVIII городская краеведческая олимпиада

Направление история

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема «История возникновения моего поселка»

Ученицы 9 класса

МБОУ СОШ № 134 г.о. Самара

Железнодорожного района

Гамзаевой Судобы

Научный руководитель

Учитель географии

Смурова Елена Васильевна

Самара 2012

Содержание

Введение   …………………………………………………………………. 3

1. Глава 1. «Что в имени тебе моем? ………………………………………5

2. Глава 2. История моей улицы. Улица Веры Засулич  ………………… 8

3. Исследование. Анкетирование. ……………………………………….. 9

Заключение …………………………………………………………………10

Литература ………………………………………………………………….11

Приложение …… …………………………………………………………..12

Предмет, цель, задачи и методы исследования

Предметом детального изучения в этом году стала улица поселка им. Шмидта, названная в четь революционерки В. Засулич. 

Актуальность  нашей работы  заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Объектом исследования является улица Засулич города Самара поселка им. Шмидта.

Научная новизна работы определяется изучением биографии Засулич, деятеля российского и международного социалистического движения, народницы, террористки, писательницы, в честь которой  названа улица в поселке им. Шмидта.

Цель исследования: собрать и изучить информацию об истории названия улицы Засулич в поселке им. Шмидта. 

Задачи исследования:

1. Изучить историю названия моей улицы.

2. Познакомиться с биографией Веры Ивановны Засулич.

3. Узнать о подвиге революционерки.

4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Гипотеза исследования

Если каждый житель поселка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Сроки исследования.

2011 – 2012 учебный год.

Этапы исследования.

I этап.   Изучение истории улицы Засулич.

II этап.  Опрос, анкетирование, беседы.

III этап.  Отчёт о проделанной работе.

Методы исследования.  

  •  опрос учащихся;  
  •  знакомство со статьями прошлых лет;
  •  обращение в городскую библиотеку;

Глава 1. «Что в имени тебе моем?»

Раньше ведь никто улицам специально названия не давал. Они возникали сами собой - стихийно. В справочнике «Вся Самара за 1925 год» упоминаются улицы без квартальной разбивки: Московская, Ряжская, Первый переулок, Кузнецов переулок, Гребежов переулок, Уласовский переулок (в честь мыловаров), Ново-Вокзальная, Старо-Панская, Сызранская, Ново-Панская, Ташкентская, Федоровская, Карьерная, Цыганская, Набережная и Линейная. 

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, адекватных современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны и для человека, чтобы помочь ему осмыслить свое место в современном обществе.

Воспитать человека-гражданина, преданного своей стране, стремящегося к преумножению славы своего Отечества - в этом одна из главных проблем современной школы. И в этом, конечно, особое место отводится истории. 

Одним из важных элементов изучения истории России является изучение истории своего родного края. Историческое краеведение является одним из источников обогащение учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает нам связи родного края, города, микрорайона с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края1.

В нашем городе 1203 улицы (переулков, проездов, шоссе, проспектов, площадей).

Следует отметить, что за историю Самары не только росло количество улиц и площадей, но также многократно менялись их названия. Редкая улица сохранила свое первоначальное название. На советский период приходится наибольшее количество переименований, увековечение в названиях улиц и городов имен борцов за народное дело.

Очередная смена политического строя в России привела в ряде случаев к возврату былых названий. Однако новая эпоха вряд ли даст нам имена тех, в честь которых решатся называть улицы и, тем более, города. Иные времена, иные "герои"... Хотя уже есть примеры, правда, в других городах, когда вполне официально состоятельные граждане оплачивают переименование улицы в честь граждан, достойных, по их мнению, этого.

А сейчас мы с вами являемся свидетелями того, когда элитные строения новых хозяев стоят на улицах, носящих имена борцов за всеобщее равенство. Этот факт пока никого не смущает... Увы, смешение стилей, крови, мировоззрений, религий - характерная черта России.

В современной Самаре 204 улицы названы по именам населенных пунктов, около 40 - по наименованиям профессий, 23 улицы - по названиям рек, озер и морей, 150 улиц названы именами выдающихся людей. Из 150 - 42 улицы названы в честь деятелей революционно-освободительного движения; 31 - деятели искусства; 15 - Герои Советского Союза; 14 - ученые; 11 - военачальники; 10 - зарубежные политические деятели; 5 - хозяйственники. 58 человек из 150 были тесно связаны с нашим городом, с нашим краем2.

Улицы - артерии города. Улицы - его родословная. И в каждой из них - частица нашей истории. Каждый день мы ходим по своей улице, по другим улицам нашего города.

Вот она... "родная улица моя".

Но что мы знаем о своей улице? Что это за человек, чье имя она носит? Кто он и каким был? У улицы ведь тоже есть день рождения. Когда он?

И память эту надо и дальше беречь и хранить, чтобы не превратились мы в "иванов, не помнящих родства". Чтобы помнили свои корни, гордились славой своих предков, не повторяли своих горьких ошибок.

Глава 2. История моей улицы.

Улица Веры Засулич

Бывшая улица Кирпичная 15 июля 1925 года была переименована в память о революционной деятельнице Веры Ивановны ЗАСУЛИЧ (1849-1919).

Она родилась в семье мелкопоместного дворянина в деревне Михайловке Смоленской губернии. Окончила пансион в Москве, стала учительницей. В 19 лет познакомилась с народником С.Г.Нечаевым, привлекалась к суду по делу "нечаевцев" и два года провела в заключении. Вера Засулич была потом участницей киевского народного кружка "бунтарей" - бакунинцев (последователей Михаила Бакунина - вождя международного анархизма). В 1877 г. Засулич переехала в Петербург, входила в революционные кружки.

24 января 1878 г. она стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (по его приказу был высечен политзаключенный Боголюбов (В. Емельянов) за то, что не снял перед градоначальником шапку). Уже через два месяца суд присяжных под председательством знаменитого юриста А.Ф. Кони оправдал ее, оправдательный приговор вызвал одобрение общественности России.

Известный поэт XIX века Яков Полонский посвятил В.И. Засулич свое стихотворение "Террористка", написанное в период ее заключения в 1878 г.

Не желая подвергнуться новому аресту (приказ о нем был уже отдан), Вера Ивановна после суда эмигрировала в Швейцарию.

В следующем году, вернувшись в Россию, она вместе с Плехановым возглавила "Черный передел". И снова уехала в Швейцарию. Порвав с народничеством, в 1883г. в Женеве она в числе других товарищей основала первую русскую марксисткую организацию - группу "Освобождение труда". Засулич вела переписку с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Она перевела на русский язык работы Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке" и "Социальные отношения в России" и работу Маркса "Нищета философии". В соавторстве с другими участниками группы "Освобождение труда" она написала ряд произведений, в которых разъяснялось учение Маркса и Энгельса, идеи социализма. В 1899 г. Засулич нелегально приезжала в Россию, в 1900 г. познакомилась с В.И. Лениным. В том же году за границей вместе с другими членами группы "Освобождение труда" вошла в состав ленинской "Искры" и "Зари".

В идеологических спорах между В.И. Лениным и Г. Плехановым она разделяла взгляды последнего. Засулич считала, что союзником пролетариата должна быть либеральная буржуазия, а не крестьянство. Она не принимала ленинскую критику либерализма, отрицала роль пролетариата как гегемона в революционной борьбе трудящихся масс.

Будучи делегатом II съезда РСДРП (1903) Засулич была среди оппортунистического меньшинства, яростно выступавшего против марксизма, большевиков, Ленина. В 1905 г. она вернулась из эмиграции в Петербург, находилась на нелегальном положении. После первой русской революции поддерживала лидеров ликвидаторства.

После Февральской революции 1917 г. стала членом крайне правой меньшевистской контрреволюционной группы "Единство", которая безоговорочно поддержала политику  буржуазного Временного правительства и требовала продолжения  империалистической войны "до полной победы".

После кровавых событий июля 1917 г. «Единство» вместе с черносотенцами участвовало в травле большевиков, а в дни Октября 1917 г. входило в состав контрреволюционного "Комитета спасения родины и революции".

Вера Засулич выступала против и Октябрьской революции, и советской власти.

Вот такой сложный путь прошла В.И.Засулич от народничества к марксизму, а потом к контрреволюции. В.И.Ленин, критикуя ее меньшевистские взгляды, высоко оценивал прежние заслуги перед революционным движением3.

Исследование.

В  ходе  исследовательской  работы  я  провела  опрос среди  одноклассников. Предлагались следующие вопросы:

  1.  Знаете ли Вы, что в поселке есть улица Засулич?
  2.  Знаете ли вы, в честь кого названа  улица  Засулич?
  3.  Всегда ли она носила такое название?
  4.  Какое название она носила раньше?
  5.  В каком году была переименована в улицу Засулич?

Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа  улица  Засулич?

Результаты получились любопытными. В классе 12 человек: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы  не дал никто. Этот факт очень печален. Да и  многие взрослые не дали  верного ответа.

В ходе исследования я выяснила, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание  истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

На улице Засулич проживает только 1 человек из класса, большинство моих одноклассников проживают на улицах, которые тоже носят имена известных революционеров, писателей, но вряд ли они знают, в честь кого они названы, и поэтому знание истории своей улицы, на которой ты проживаешь необходима.

После этого я поняла, что моя работа будет полезна и интересна не только мне, но и мои одноклассникам и учащимся школы.

Заключение.

Собрав информацию, я совместно с классным руководителем провела классный час, на котором рассказала своим одноклассникам о своем исследовании. После того, как я представила свою работу в классе, то многие ребята присоединились ко мне

Изучение названий улиц  нашего города позволило сделать некоторые выводы. Во время этой работы я больше узнала о своем поселке. Поняла, как он дорог нашим бабушкам, дедушкам, родителям.  И я могу гордиться необычной историей нашего поселка. Много еще осталось секретов в названиях улиц. Эту работу хочется продолжить.

Если каждый житель города, поселка или села с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Список литературы

  1.  Википендия. Свободная энциклопедия (интернет портал) http://ru.wikipedia.org/wiki/Герцен_Александр_Иванович
  2.  Липатова А. М. Самарских улиц имена. Самара: «Новая техника»,2003.-242 с.
  3.  Методика историко-краеведческой работы в школе под ред. Н.С.Борисова. М. 1982 г.
  4.  Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1986.-224 с.
  5.  FUNERAL-SPB.RU (интернет портал) http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/zasulich/zasulich.html

1 Методика историко-краеведческой работы в школе под ред. Н.С.Борисова. М. 1982 г.

2 Липатова А. М. Самарских улиц имена. Самара: «Новая техника»,2003.-242 с.

3 FUNERAL-SPB.RU (интернет портал) http://funeralspb.narod.ru/necropols/literat/tombs/zasulich/zasulich.html

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81908. Содержательные теории мотивации 41.35 KB
  К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу теория приобретенных потребностей МакКлелланда двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. Что касается вторичных потребностей высших уровней мотивации то несмотря на различия в формулировках все три автора содержательных теорий сходились во мнении что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности а является...
81910. Мотивационная теория подкрепления 40.74 KB
  Теория подкрепления исходит из того что у любого действия или поведения есть последствия: негативные и позитивные. При этом люди повторяют поведение которое приносило удовольствие было позитивно подкреплено и избегают поведения которое доставило им неприятности. Подкрепление определяется как любые действия которые вызывают повторение или напротив подавление определенных образцов поведения. Позитивное подкрепление представляет собой вознаграждение желательного для руководства организации поведения с целью формирования или закрепление у...
81911. Контроль как функция менеджмента 41.93 KB
  Существует три аспекта управленческого контроля: установление стандартов точное определение целей которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами: потребностью организации процесса производства в соответствии с имеющимися резервами и ресурсами; требованиями потребителей к качеству стандарту и сертификации выпускаемой продукции; изменяющимися внутренними и внешними условиями производства необходимостью выявления тенденций меняющегося спроса и предложения...
81913. Этапы контроля в менеджменте 39.29 KB
  Независимо от типов и количества контрольных систем необходимых организации существует четыре основных этапа любого процесса контроля. Первый этап в контрольном процессе установление стандартов. Второй этап в процессе контроля измерение фактических результатов деятельности контролируемого объекта. На этом этапе необходимо определить качественные и количественные методы измерения.
81914. Новейшие тенденции в менеджменте в области контроля 37.86 KB
  Современные тенденции развития контроля. Контрольные функции традиционно осуществляемые централизованно в коммерческой фирме ее руководством а в государстве центральными органами постепенно перераспределяются между: верхними звеньями управления; сторонними организациями специализирующимися на функциях контроля; потребителями продукции; низовыми звеньями управления Часть контрольных функций передается внешним организациям. Изменение содержания контроля и новые методы его осуществления.
81915. Информация как основа коммуникаций и ее значение в менеджменте 38.97 KB
  Процесс управления рассматривается как процесс восприятия преобразования и передачи информации. Основой управления является принятие решений которые основаны на использовании информации. Степень обоснованности решений зависит от полноты достоверности и своевременности информации. происходит передача информации для принятия и реализации решения.
81916. Сущность и виды коммуникаций 40.32 KB
  Установить взаимосвязь между людьми в организации. Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации. Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации. Виды коммуникаций: Вертикальная ϶ᴛᴏ обмен информацией между руководителем и подчиненными; Горизонтальная представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня; Вербальная процесс общения с целью передачи информации при помощи слов; Невербальная общение с помощью мимики жестов взглядов; Формальная Неформальная...