72769

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ?

Практическая работа

Химия и фармакология

Кислотно-щелочные индикаторы или просто индикаторы широко используют в химии в том числе и в школе. Индикаторы используются для определения реакции среды кислая щелочная или нейтральная. А как же быть в том случае если дома у вас нет химических индикаторов а необходимо определить реакцию среды продуктов...

Русский

2014-11-27

61.5 KB

4 чел.

РОССИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова

Научное общество учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ХИМИИ

на тему:

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ»

           Исполнитель: Сперанский А., 2 класс «В»

                                          Руководитель: Калиновская Е.С.

Краснознаменск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1.  Введение ………………………………………………………..стр. 3

  1.  Теоретическая часть ……………………………………………стр. 4

  1.  Практическая часть …………………………………………….стр. 6

  1.  Вывод …… ……………………………………………………...стр. 10

  1.  Список литературы ……………………………………………стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

Кислотно-щелочные индикаторы, или просто индикаторы, широко используют в химии, в том числе и в школе. Любой школьник, наверное, скажет, что такое фенолфталеин, лакмус или метилоранж. Индикаторы используются для определения реакции среды (кисля, щелочная или нейтральная). Промышленность выпускает десятки разнообразных индикаторов. А как же быть в том случае, если дома у вас нет химических индикаторов, а необходимо определить реакцию среды продуктов питания или средств бытовой химии? Можно ли приготовить индикатор без использования химических реактивов?

Гипотеза

Химические и природные индикаторы можно использовать для определение среды различных веществ

Из данной гипотезы вытекают цели работы:

Изучить действие химических и природных индикаторов в различных средах

Задачи:

  1.  Изучить действие химических индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа и лакмуса) в кислотной, щелочной и нейтральной среде;

  1.  Выяснить, можно ли для определения среды использовать природные индикаторы;

  1.  Приготовить индикатор из краснокочанной капусты и изучить его действие в различных средах;

  1.  С помощью природного индикатора установить, какую реакцию среды имеют различные средства бытовой химии.

Теоретическая часть

  1.  ХИМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые изменяют цвет в зависимости от того, попали они в щелочную, кислую или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метилоранж.

Самым первым появился кислотно-основный индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее настоем лакмуса стали пропитывать фильтровальную бумагу.

Окраска лакмуса в различных средах изменяется следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

         красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, изменяет окраску индикатора следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

бесцветный

малиновый

бесцветный

  Метиловый оранжевый:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

розовый

жёлтый

оранжевый

  1.  ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения кислотности среды можно использовать природные индикаторы: полевые и садовые цветы, сок многих ягод, например, вишни и смородины. Именно окрашенные пищевые соки впервые использовались учеными позднего средневековья для оценки кислотности среды. Например, Роберт Бойль использовал экстракты фиалки в качестве кислотно-щелочного индикатора.

Цветы

герани

Сок

вишни

Сок

вишни

Раствор щелочи

голубой

синий

синий

Раствор кислоты

розовый

розовый

розовый

Практическая часть

  1.  ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты (10 %-ный), гидроксида натрия (10 % -ный), лакмуса, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа, гидрокарбоната натрия, краснокочанная капуста, фарфоровая ступка и пестик, воронка, фильтровальная бумага, колба, стакан, пробирки.

Проведенный эксперимент

1)Измельчаем лист краснокочанной капусты и растираем его в ступке с небольшим объёмом водно-спиртовой смеси (1 : 1).

2) Вытяжка приобретает фиолетовый цвет, поскольку из капустной ткани эстрагируется краситель рубробрассицин.

3) Фильтруем полученную смесь. Это и есть кислотно-щелочной индикатор растительной природы.

4) Рассмотрим изменение окраски индикатора краснокочанной капусты в различных средах.

Для этого приготовим четыре пробирки с растворами веществ:

первая – с водой (среда нейтральная);

вторая – с раствором пищевой соды (среда слабощелочная);

третья – с раствором соляной кислоты (среда кислотная);

четвертая – с раствором гидроксида натрия (среда щелочная).

5) К пробам веществ добавили индикатор краснокочанной капусты и получили следующий результат:

 в нейтральной среде (вода) цвет индикатоа  - фиолетовый;

 в слабощелочной среде (пищевая сода) – цвет синий;

 в кислотной среде (соляная кислота) – цвет красный;

 в  щелочной среде (гидроксид натрия) – цвет зелёный.

  1.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДЫ НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ПОЛУЧЕННОГО ИНДИКАТОРА

Я растворил выбранные образцы средств бытовой химии в воде и добавил к полученным растворам раствор индикатора краснокочанной капусты

    и получил следующий результат:

Испытуемое вещество

    Цвет индикатора

          Вывод

1. Шампунь-кондиционер «Каприз»

фиолетовый

среда

         нейтральная

2. Средство для мытья посуды «Fairy»

         фиолетовый

            среда

         нейтральная

3. Туалетное мыло «Palmolivе»

синий

             среда

      слабощелочная

4. Туалетное мыло «Camey»

          синий

            среда

       слабощелочная

5. Стиральный порошок «Tide»

          фиолетовый

            среда

         нейтральная

Вывод:

Для определения кислотности среды можно использовать не только химические индикаторы (лакмус, фенолфталеин и метилоранж), но и природные вещества. С помощью природных индикаторов можно определить кислотность среды у веществ, используемых нами в повседневной жизни.

Литература:

  1.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, Москва: «АСТ – ПРЕСС»,1999
  2.  Храмов В.А. Аналитическая биохимия, Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  3.  Кременчугская М. Химия, Филологическое общество «Слово», Москва, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27123. Сбытовая политика 27.98 KB
  Сервис предоставление услуг Основные функции сбыта это: коммерческие содействуют куплепродаже товара и осуществлению передачи прав собственности: установление контакта действия по передаче товара оформлению заказов организации платёжнорасчетных операций передаче прав собственности на товар; информирование – сбор информации о покупателях конкурентах о рынке в целом информирование потребителя о товаре и фирме.; складирование и хранение продукции Посредники выполняют функции сбыта с меньшими издержками т. Канал распределения...
27124. Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования 38.42 KB
  Область применения функциональной структуры – это однопродуктовые предприятия; предприятия реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научноисследовательские и проектноконструкторские организации; крупные специализированные предприятия табл. Дивизиональная оргструктура Область применения – это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия осуществляющие сложные инновационные проекты. Таким образом каждая из структур имеет ряд достоинств и...
27125. Сущность планирования 14.63 KB
  Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции – построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предпочтения учитывающих с одной стороны потребительские требования определенных сегментов а с другой стороны необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек. Иногда целесообразно создать отдел главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента. Характеристика товарного ассортимента включает в себя: широту –...
27126. Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный, сводный, целевой и адаптивный. Бизнес-план 116.21 KB
  Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный сводный целевой и адаптивный. Бизнесплан В рамках функции планирования выделяют следующие подфункции: 1. Выполняемые подфункции планирования тесно связаны как между собой так и с выполнением других макрофункций организации.
27127. Цели и функции управления, их классификация. Управленческий цикл 14.7 KB
  Управленческий цикл Классификация целей управления: по содержанию например экономические социальные политические идеологические научнотехнические; по уровням управления общегосударственный отраслевой межотраслевой территориальный и локальный. Классификация функций органов управления: основные предметные функции для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти государственного управления; обеспечивающие – функции которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления...
27128. Функции управления. Управленческие циклы 198.5 KB
  Функции управления. Функция управления определенный вид управленческой деятельности который либо осуществляется достаточно регулярно и часто либо данный вид работ выполняется нерегулярно но их результаты имеют существенные последствия для организации. Я ПОДУМАЮ это определение слова функция Функции управления исходя из их роли в управлении предприятием делят на: 1. Классическим делением функций управления на подфункции является их деление по стадиям управленческого цикла.
27129. Ценовая политика 34 KB
  Ценовая политикаэто определение и поддержание на оптимальном уровне цен на товары с учетом их взаимосвязи в рамках ассортимента в условиях конкретного рынка а также своевременное изменение цен по товарам и рынкам для достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации. Структура ценовой политики: исходное ценообразование на товар ценообразование в рамках товарной номенклатуры изменение цены контроль за уровнем наценок устанавливаемых посредником создание барьеров по удержанию покупателей разработка программ...
27130. Конкурентные преимущества товара и фирмы на рынке 14.51 KB
  Конкурентное преимущество –характеристики свойства марки или товара которые создают для фирмы определенное превосходство над прямыми конкурентами. Эти характеристики могут относиться как к самому товару так и к дополнительнымуслугам формам производства сбыта или продаж специфичным для фирмы или товара. Конкурентное преимущество это те характеристики свойства товара или марки которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
27131. Ситуационное лидерство (ситуационное руководство) 14.5 KB
  Ситуационное лидерство ситуационное руководство это стиль управления людьми предполагающий использование одного из четырех стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче. Стили лидерства: Директивный стиль или Лидерство путем приказа высокая ориентация на задачу и низкая на людей. Наставнический стиль или Лидерство путем продажи идей совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей. Поддерживающий стиль или Лидерство путем участия в организации процесса работы высокая...