72769

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ?

Практическая работа

Химия и фармакология

Кислотно-щелочные индикаторы или просто индикаторы широко используют в химии в том числе и в школе. Индикаторы используются для определения реакции среды кислая щелочная или нейтральная. А как же быть в том случае если дома у вас нет химических индикаторов а необходимо определить реакцию среды продуктов...

Русский

2014-11-27

61.5 KB

6 чел.

РОССИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова

Научное общество учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ХИМИИ

на тему:

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ»

           Исполнитель: Сперанский А., 2 класс «В»

                                          Руководитель: Калиновская Е.С.

Краснознаменск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1.  Введение ………………………………………………………..стр. 3

  1.  Теоретическая часть ……………………………………………стр. 4

  1.  Практическая часть …………………………………………….стр. 6

  1.  Вывод …… ……………………………………………………...стр. 10

  1.  Список литературы ……………………………………………стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

Кислотно-щелочные индикаторы, или просто индикаторы, широко используют в химии, в том числе и в школе. Любой школьник, наверное, скажет, что такое фенолфталеин, лакмус или метилоранж. Индикаторы используются для определения реакции среды (кисля, щелочная или нейтральная). Промышленность выпускает десятки разнообразных индикаторов. А как же быть в том случае, если дома у вас нет химических индикаторов, а необходимо определить реакцию среды продуктов питания или средств бытовой химии? Можно ли приготовить индикатор без использования химических реактивов?

Гипотеза

Химические и природные индикаторы можно использовать для определение среды различных веществ

Из данной гипотезы вытекают цели работы:

Изучить действие химических и природных индикаторов в различных средах

Задачи:

  1.  Изучить действие химических индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа и лакмуса) в кислотной, щелочной и нейтральной среде;

  1.  Выяснить, можно ли для определения среды использовать природные индикаторы;

  1.  Приготовить индикатор из краснокочанной капусты и изучить его действие в различных средах;

  1.  С помощью природного индикатора установить, какую реакцию среды имеют различные средства бытовой химии.

Теоретическая часть

  1.  ХИМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые изменяют цвет в зависимости от того, попали они в щелочную, кислую или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метилоранж.

Самым первым появился кислотно-основный индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее настоем лакмуса стали пропитывать фильтровальную бумагу.

Окраска лакмуса в различных средах изменяется следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

         красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, изменяет окраску индикатора следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

бесцветный

малиновый

бесцветный

  Метиловый оранжевый:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

розовый

жёлтый

оранжевый

  1.  ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения кислотности среды можно использовать природные индикаторы: полевые и садовые цветы, сок многих ягод, например, вишни и смородины. Именно окрашенные пищевые соки впервые использовались учеными позднего средневековья для оценки кислотности среды. Например, Роберт Бойль использовал экстракты фиалки в качестве кислотно-щелочного индикатора.

Цветы

герани

Сок

вишни

Сок

вишни

Раствор щелочи

голубой

синий

синий

Раствор кислоты

розовый

розовый

розовый

Практическая часть

  1.  ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты (10 %-ный), гидроксида натрия (10 % -ный), лакмуса, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа, гидрокарбоната натрия, краснокочанная капуста, фарфоровая ступка и пестик, воронка, фильтровальная бумага, колба, стакан, пробирки.

Проведенный эксперимент

1)Измельчаем лист краснокочанной капусты и растираем его в ступке с небольшим объёмом водно-спиртовой смеси (1 : 1).

2) Вытяжка приобретает фиолетовый цвет, поскольку из капустной ткани эстрагируется краситель рубробрассицин.

3) Фильтруем полученную смесь. Это и есть кислотно-щелочной индикатор растительной природы.

4) Рассмотрим изменение окраски индикатора краснокочанной капусты в различных средах.

Для этого приготовим четыре пробирки с растворами веществ:

первая – с водой (среда нейтральная);

вторая – с раствором пищевой соды (среда слабощелочная);

третья – с раствором соляной кислоты (среда кислотная);

четвертая – с раствором гидроксида натрия (среда щелочная).

5) К пробам веществ добавили индикатор краснокочанной капусты и получили следующий результат:

 в нейтральной среде (вода) цвет индикатоа  - фиолетовый;

 в слабощелочной среде (пищевая сода) – цвет синий;

 в кислотной среде (соляная кислота) – цвет красный;

 в  щелочной среде (гидроксид натрия) – цвет зелёный.

  1.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДЫ НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ПОЛУЧЕННОГО ИНДИКАТОРА

Я растворил выбранные образцы средств бытовой химии в воде и добавил к полученным растворам раствор индикатора краснокочанной капусты

    и получил следующий результат:

Испытуемое вещество

    Цвет индикатора

          Вывод

1. Шампунь-кондиционер «Каприз»

фиолетовый

среда

         нейтральная

2. Средство для мытья посуды «Fairy»

         фиолетовый

            среда

         нейтральная

3. Туалетное мыло «Palmolivе»

синий

             среда

      слабощелочная

4. Туалетное мыло «Camey»

          синий

            среда

       слабощелочная

5. Стиральный порошок «Tide»

          фиолетовый

            среда

         нейтральная

Вывод:

Для определения кислотности среды можно использовать не только химические индикаторы (лакмус, фенолфталеин и метилоранж), но и природные вещества. С помощью природных индикаторов можно определить кислотность среды у веществ, используемых нами в повседневной жизни.

Литература:

  1.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, Москва: «АСТ – ПРЕСС»,1999
  2.  Храмов В.А. Аналитическая биохимия, Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  3.  Кременчугская М. Химия, Филологическое общество «Слово», Москва, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33165. Вечер знакомств 79 KB
  Набор команды: Садко набирает дружину Царь с царицей подданных в свое царство Капитан Врунгель команду. Творческая ромашка: детей делят на две или три команды Желтые лепестки цирк клоуны гимнасты дрессировщики жонглеры Красные лепесткитеатр инсценировать сказки ситуации . Далее все делятся на две команды. Способы деления на команды: 1 Первому игроку на ухо говорится цвет например красный.
33166. ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ 71.5 KB
  ЛЕНИВЫЙ ВОЖАТЫЙ Ведя детей то в одно место то в другое исходя из запланированного в дне по дороге указывает рукой в разные направления и говорит: А это дети вон чо. Ведь надо отвечать на вопросы НОРМАЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ В первые дни устроит игру по станциям в рамках Хозяйственного или Организационного сборов. ВОЖАТЫЙ С ФАНТАЗИЕЙ Заранее до начала смены выстроит экскурсионную программу по лагерю на всю смену продумав что показывать в первую очередь что в середине смены о чем говорить в конце. Договорится с вожатыми соседних отрядов...
33167. Возрастные особенности детей 32.5 KB
  Дети 79летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики : высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность но в то же время высокая утомляемость в следствии чего необходим отдых в течении дня ; Высокая потребность в игре движении во внешних впечатлениях; Предпочтение к шумным коллективным играм; Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; Сознание различий пола; Становление независимости; Развитие...
33168. Как не скучно ехать в автобусе 34.5 KB
  И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время Вопервых уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное на время дороги нужно придумать какоенибудь развлечение.Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а...
33169. КОНЦЕРТ ВОЖАТЫХ 28.5 KB
  если их нет изначально то скорее всего и не будет Основной этап: когда всю смену все говорят что нужен вожатник но кто его будет делать не понятно все кто действительно его будут делать об этом попрежнему не знают Внимание Время когда надо думать как быть с вожатником приходит нежданнонегадано как полный абзац Группа добровольцев сбивается в каком нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки проведения и темы вожатника Внимание Водка и все заранее подготовленные...
33170. Чем развлекать детей 23 KB
  Например такие: Эстафеты разнообразные состязания в ловкости быстроте и силе Викторины интеллектуальные конкурсы КТД коллективное творческое дело постановки спектаклей концертов и представлений конкурсы красоты талантов разное рукоделие изготовление поделок и т. Тема: Море тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами или они могут быть объединены единой сюжетной линией морское путешествие. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету. Сами конкурсы 1.
33171. Центральный банк, основы его деятельности. Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков 55.5 KB
  Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков. Деятельность любых центральных банков как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы ликвидности банковской системы созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов включая расчеты наличными деньгами. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков...
33172. Коммерческие банки, их виды. Роль коммерческих банков в рыночной экономике 57.5 KB
  Коммерческие банки их виды. Банки это огромное достижение цивилизации. Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал то и содержание и масштабы последней зависят от степени развития товарноденежных отношений в стране уровня торговли темпов промышленного производства. Неэмиссионные банки подразделяются по направлению работы на коммерческие универсальные сберегательные инвестиционные ипотечные.
33173. Финансовые рынки. Финансовые институты 59 KB
  Формируется финансовый рынок. Современный финансовый рынок это сложный экономический механизм перераспределения денежных средств между странами регионами и отраслями. Свободные денежные средства сбережения всех экономических агентов поступают на финансовый рынок посредством сделок на котором происходит их инвестирование в различные финансовые активы. Финансовый рынок служит своего рода механизмом обеспечивающим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям инвестирующим капиталы на свое развитие.