72769

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ?

Практическая работа

Химия и фармакология

Кислотно-щелочные индикаторы или просто индикаторы широко используют в химии в том числе и в школе. Индикаторы используются для определения реакции среды кислая щелочная или нейтральная. А как же быть в том случае если дома у вас нет химических индикаторов а необходимо определить реакцию среды продуктов...

Русский

2014-11-27

61.5 KB

6 чел.

РОССИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова

Научное общество учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ХИМИИ

на тему:

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ»

           Исполнитель: Сперанский А., 2 класс «В»

                                          Руководитель: Калиновская Е.С.

Краснознаменск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1.  Введение ………………………………………………………..стр. 3

  1.  Теоретическая часть ……………………………………………стр. 4

  1.  Практическая часть …………………………………………….стр. 6

  1.  Вывод …… ……………………………………………………...стр. 10

  1.  Список литературы ……………………………………………стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

Кислотно-щелочные индикаторы, или просто индикаторы, широко используют в химии, в том числе и в школе. Любой школьник, наверное, скажет, что такое фенолфталеин, лакмус или метилоранж. Индикаторы используются для определения реакции среды (кисля, щелочная или нейтральная). Промышленность выпускает десятки разнообразных индикаторов. А как же быть в том случае, если дома у вас нет химических индикаторов, а необходимо определить реакцию среды продуктов питания или средств бытовой химии? Можно ли приготовить индикатор без использования химических реактивов?

Гипотеза

Химические и природные индикаторы можно использовать для определение среды различных веществ

Из данной гипотезы вытекают цели работы:

Изучить действие химических и природных индикаторов в различных средах

Задачи:

  1.  Изучить действие химических индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа и лакмуса) в кислотной, щелочной и нейтральной среде;

  1.  Выяснить, можно ли для определения среды использовать природные индикаторы;

  1.  Приготовить индикатор из краснокочанной капусты и изучить его действие в различных средах;

  1.  С помощью природного индикатора установить, какую реакцию среды имеют различные средства бытовой химии.

Теоретическая часть

  1.  ХИМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые изменяют цвет в зависимости от того, попали они в щелочную, кислую или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метилоранж.

Самым первым появился кислотно-основный индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее настоем лакмуса стали пропитывать фильтровальную бумагу.

Окраска лакмуса в различных средах изменяется следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

         красный

синий

фиолетовый

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, изменяет окраску индикатора следующим образом:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

бесцветный

малиновый

бесцветный

  Метиловый оранжевый:

Кислота

Щёлочь

 

Нейтральная

среда

розовый

жёлтый

оранжевый

  1.  ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения кислотности среды можно использовать природные индикаторы: полевые и садовые цветы, сок многих ягод, например, вишни и смородины. Именно окрашенные пищевые соки впервые использовались учеными позднего средневековья для оценки кислотности среды. Например, Роберт Бойль использовал экстракты фиалки в качестве кислотно-щелочного индикатора.

Цветы

герани

Сок

вишни

Сок

вишни

Раствор щелочи

голубой

синий

синий

Раствор кислоты

розовый

розовый

розовый

Практическая часть

  1.  ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИНДИКАТОРА ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты (10 %-ный), гидроксида натрия (10 % -ный), лакмуса, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа, гидрокарбоната натрия, краснокочанная капуста, фарфоровая ступка и пестик, воронка, фильтровальная бумага, колба, стакан, пробирки.

Проведенный эксперимент

1)Измельчаем лист краснокочанной капусты и растираем его в ступке с небольшим объёмом водно-спиртовой смеси (1 : 1).

2) Вытяжка приобретает фиолетовый цвет, поскольку из капустной ткани эстрагируется краситель рубробрассицин.

3) Фильтруем полученную смесь. Это и есть кислотно-щелочной индикатор растительной природы.

4) Рассмотрим изменение окраски индикатора краснокочанной капусты в различных средах.

Для этого приготовим четыре пробирки с растворами веществ:

первая – с водой (среда нейтральная);

вторая – с раствором пищевой соды (среда слабощелочная);

третья – с раствором соляной кислоты (среда кислотная);

четвертая – с раствором гидроксида натрия (среда щелочная).

5) К пробам веществ добавили индикатор краснокочанной капусты и получили следующий результат:

 в нейтральной среде (вода) цвет индикатоа  - фиолетовый;

 в слабощелочной среде (пищевая сода) – цвет синий;

 в кислотной среде (соляная кислота) – цвет красный;

 в  щелочной среде (гидроксид натрия) – цвет зелёный.

  1.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДЫ НЕКОТОРЫХ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ПОЛУЧЕННОГО ИНДИКАТОРА

Я растворил выбранные образцы средств бытовой химии в воде и добавил к полученным растворам раствор индикатора краснокочанной капусты

    и получил следующий результат:

Испытуемое вещество

    Цвет индикатора

          Вывод

1. Шампунь-кондиционер «Каприз»

фиолетовый

среда

         нейтральная

2. Средство для мытья посуды «Fairy»

         фиолетовый

            среда

         нейтральная

3. Туалетное мыло «Palmolivе»

синий

             среда

      слабощелочная

4. Туалетное мыло «Camey»

          синий

            среда

       слабощелочная

5. Стиральный порошок «Tide»

          фиолетовый

            среда

         нейтральная

Вывод:

Для определения кислотности среды можно использовать не только химические индикаторы (лакмус, фенолфталеин и метилоранж), но и природные вещества. С помощью природных индикаторов можно определить кислотность среды у веществ, используемых нами в повседневной жизни.

Литература:

  1.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, Москва: «АСТ – ПРЕСС»,1999
  2.  Храмов В.А. Аналитическая биохимия, Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  3.  Кременчугская М. Химия, Филологическое общество «Слово», Москва, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75055. Каспий. Карты прошлого и настоящего 970.5 KB
  Свое название море получило от имени древних племен - каспиев, населявших среднее и юго-восточное Закавказье во втором тысячелетии до нашей эры. В первом тысячелетии до нашей эры соседние племена оттеснили каспиев в юго-западную часть побережья, которое получило название Каспиана.
75056. Диета и ее последствия 656.5 KB
  Цель работы: Определить позитивные и негативные стороны диет. Гипотеза: Не каждая диета является подходящей для любого организма. Задачи: Проследить историю диет. Изучить виды диет. Опросить девушек разных возрастных групп Провести анкетирование среди девушек нашей школы «Как я отношусь к диетам»
75057. Особенности почв участка Кожуховского затона 334 KB
  Существенным и неотъемлемым качеством почвы является её плодородие. Плодородие почвы называют её способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов воды и воздуха.
75058. Абак. Реконструкция римского абака 348 KB
  Первыми приспособлениями для вычислений были вероятно всем известные счётные палочки которые и сегодня используются в начальных классах многих школ для обучения счёту. Абак - счётная доска применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с IV века до н.
75059. Инновации и информационные технологии в образовании 873.89 KB
  Одаренность - системное развивающееся в течение жизни качество психики которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
75060. Виды транспорта 169 KB
  Основная часть История транспорта; Виды транспорта; Что называют транспортом Для чего нужен транспорт. Потом появились первые сельскохозяйственные орудия первое колесо различные транспортные средства.
75062. ЛИПЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ 78 KB
  Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения.
75063. Роль казачества в истории становления и развитие Амурских земель 191.5 KB
  Прошло уже триста с лишним лет, как здесь впервые ступила нога русского человека. Первый отважный землепроходец, завидев здешние места, никем не занятые и никем ещё не освоенные, сразу же сердцем прикипел к ним. А кто этот отважный землепроходец? – задаюсь я вопросом каждый раз.