7279

Направленность личности

Лекция

Психология и эзотерика

Направленность личности Вопросы для обсуждения: Направленность в структуре личности. Потребности и мотивы в структуре направленности личности. Формы направленности личности. Самосознание и Я-концепция. Литература: Березовин, Н. А. Осн...

Русский

2013-01-20

88 KB

41 чел.

Направленность личности

Вопросы для обсуждения:

1. Направленность в структуре личности.

2. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

3. Формы направленности личности.

4. Самосознание и Я-концепция.

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Минск: Новое знание, 2004.

2. Дубравина, И.В. Психология. / И.В. Дубравина. – М.: Академия, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.

1. Направленность в структуре личности

При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению её структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

  •  направленность;
  •  знания, умения и навыки;
  •  индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

  •  подструктура направленности;
  •  подструктура социального опыта;
  •  подструктура форм отражения;
  •  биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

  •  направленность;
  •  возможности;
  •  характер;
  •  система упражнений.

Б. Г. Ананьев:

  •  первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, социальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);
  •  вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение  мировоззрение);
  •  характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассматривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В разных концепциях направленность определяется и толкуется по-разному как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. И Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С Прангишвили).

Мы будем исходить из следующего определения направленности личности.

Направленность личности – совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Приведенное определение понятия «направленность личности» часто совпадает с некоторыми другими понятиями. Поэтому определим также такие понятия, как «мотивационная сфера», «мотивация» и «мотив». При решении этой задачи будем базироваться на позиции одного из известных российских исследователей проблем мотивации Е. П. Ильина.

Мотивационная сфера – сложная  система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т. п.), отражающих различные стороны социальной деятельности

человека и его социальные роли.

 Мотивация:

  1.  побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;
  2.  процесс формирования мотива.

В первом случае определение мотивации совпадает со значением «направленность личности», поэтому мы будем понимать мотивацию в процессуальном значении.

Мотив - (от  лат movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Таким образом, мотивационная сфера наиболее широкое из рассмотренных понятий, включающее совокупность всех побуждений человека на различных уровнях его жизнедеятельности (физиологическом, психическом, социальном). Направленность же указывает на доминирование в мотивационной системе мотивов, которые определяют направление поведения и деятельности человека, показывают преимущество у него одних мотивов перед другими.

Когда мы рассматриваем процессы возникновения, развития и затухания мотивационных побуждений, мы используем понятие «мотивация», хотя иногда оно используется и в другом значении. Под мотивом мы будем иметь ввиду психологическое образование, вызывающее активность человека и являющееся основанием его поведения и деятельности. Ввиду того, что появление активности человека связывают с потребностями, рассмотрим их место в мотивационной сфере.

2. Потребности и мотивы в структуре направленности личности

Источником активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Вопрос источников активности личности волновал ученых на протяжении многих лет. Взгляды на природу активности определяются теоретической основой исследователя. Например, согласно утверждениям З. Фрейда, человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, и прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Не имея возможности сделать анализ всех теоретических подходов к анализу источников активности, укажем лишь на позицию, которая получила распространение в отечественной науке. В соответствии с ней личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность — это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования. И поэтому потребность выступает источником активности личности.

Таким образом, активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Но сразу необходимо указать на различие в формах активности личности человека и активности поведения животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде, т. е. в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности. Иную картину представляет активность человека и источники этой активности — человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека удовлетворение потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Исходя из вышесказанного, можно определить потребность следующим образом.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Специфика потребностей человека. Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что для удовлетворения своих потребностей человеком используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы.

Виды потребностей. Потребности человека можно классифицировать в зависимости от происхождения и предмета потребности. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т. д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное — претерпевают изменения и сами потребности. Таким образом, естественные потребности имеют общественно-исторический характер.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни целиком лежат в границах человеческой истории. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. По своему уровню и сами потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность личности — это потребность, отвечающая требованиям общества, в котором человек живет, соответствующая принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению.

По характеру предмета потребности могут быть органические, материальные, социальные и духовные. Органические потребности связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, определенной температуре, влажности и т. д.). В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилищах и т. д.). Социальные потребности связаны с функционированием человека как субъекта и объекта социальных отношений, а удовлетворяются они в ходе общения и совместной деятельности с другими людьми. Э. Фромм конкретизирует социальные потребности, выделяя потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании (сознании себя неповторимым). Духовные потребности характерны для людей высокого уровня личностного развития, у которых быть добрым и гуманным является стержневым побуждением в жизни.

Часто предмет потребности в психологии связывают с мотивом. Однако существуют и другие подходы к трактовке мотива, но так или иначе потребности и мотивы очень взаимосвязаны. Мотив — это побуждения к определенному поведению и действиям, связанные с удовлетворением тех потребностей человека, без которых, по его мнению, невозможно поддерживать свою нормальную жизнедеятельность. Иначе, потребности человека — это испытываемая им нужда в чем-то, а мотив — это побуждения человека в связи с этой нуждой.

Если рассматривать роль мотивов в структуре деятельности, то можно увидеть, что деятельность определяется мотивами, которые предшествуют возникновению цели деятельности. Мотивы служат побуждением человека к действию, поведению, которые складываются из отдельных операций (частные акты действия). Если попытаться очень условно разделить все теоретические подходы в зависимости от того, что выступает мотивами, то можно выделить:

  •  диспозиционный подход к изучению мотивов (поведение человека определяется его внутренними, личностными диспозициями, т. е. потребностями, целями, интересами, установками, желаниями);
  •  ситуационный подход (поведение зависит от ситуации, от внешних условий стимулов).

Существуют самые различные классификации мотивов. На схеме представлены только некоторые из них.

Е. П. Ильин рассматривает мотив как сложное психологическое образование, в качестве основных компонентов включающее потребностный блок, блок «внутреннего фильтра» и целевой блок.   Потребностный блок образуют биологические и социальные потребности, а также то, что связано с осознанием долга, необходимости осуществления чего-либо. Содержание блока «внутреннего фильтра» составляют те психические явления, которые позволяют осуществить нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности и т. д.), оценку внешней ситуации, своих возможностей (знаний, умений, качеств) и предпочтений (интересы, склонности, уровень притязаний). Целевой блок составляет, с одной стороны, образ предмета, который может удовлетворить потребность, а с другой — образ определенного действия (действий), реализация которого позволяет достичь желаемого.

3. Формы направленности личности

Направленность личности — это достаточно обобщенная характеристика, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направление. Поэтому неслучайно, что в содержание направленности включают широкий круг побуждений. Например, К.К. Платонов в свое время в качестве основных форм направленности личности выделил мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Рассмотрим некоторые из названных форм. Интересы личности связывают с познавательными потребностями.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.

Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые — имеют место только тогда, когда реальное значение объекте и значимость его для личности совпадают.

Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Другой формой направленности личности выступают убеждения.

Убеждение – система  осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и еще об одной форме направленности — стремлениях.

 Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий, и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие стремления личности характеризуются психологически и оцениваются практически в соответствии с их конкретным содержанием. Мечты, страсти, идеалы, намерения могут быть высокими и низкими и в зависимости от этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.

Уже из рассмотрения приведенных форм направленности можно увидеть, какую роль они играют в жизни человека. Можно согласиться со словами известного советского ученого Б. И. Додонова, который писал: «Направленность человека — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью».

4. Самосознание и Я-концепция.

На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Самосознание – высший  уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой  человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?». Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

  •  формирование себя как личности (самоопределение);
  •  сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факторов (самозащита).

В развитии самосознания В. С Мерлин выделяет ряд этапов:

  •  осознание отличия себя от остального мира;
  •  осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  •  осознание своих психических свойств;
  •  формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Один из зарубежных исследователей Я-концепции Р. Бернс выделяет в ней образ «Я», самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Исходя из этого, в самосознании выделяют три взаимосвязанных компонента:

  •  познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личностных свойств, внешности и др.;
  •  эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность;
  •  поведенческий (волевой) — стремление быть понятым, завоевать симпатии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л Д. Столяренко):

  •  непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);
  •  целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);
  •  интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
  •  целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выходом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомотивацию).

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием являются:

- удовлетворение своих потребностей без нанесения ущерба другим людям;

- достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

- демонстрация энергии и жизнестойкости в повседневной жизнедеятельности;

- открытость новому опыту.

С самосознанием личности тесно связана самооценка.

Самооценка – оценка  личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.

Благодаря самооценке человек пытается оценить свои качества, возможности и свойства. Это становится возможным при непрерывном сравнивании себя с другими людьми, с которыми человек находится в непосредственном контакте. Движущими мотивами самооценки являются мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. При завышенной самооценке у человека проявляется комплекс превосходства, идеализированное представление о самом себе, о своей значимости. Он часто игнорирует неудачи, истолковывает свои слабые стороны, как сильные. Неуспех, как правило, связывает с внешними факторами. Личность становиться «недосягаемой» для других, «душевно глухой», теряет обратную связь в контактах с другими людьми, не прислушивается к чужому мнению, в отношении с другими проявляются авторитарные нотки. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям.

Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики.

На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Изучение уровня притязаний важно с точки зрения его адекватности реальным возможностям человека.

Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или деловых отношениях и т. п.) В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает тебя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т. д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48025. ПЕРША МЕДИЧНА ДОПОМОГА В ЗАГРОЗЛИВИХ ДЛЯ ЖИТТЯ СТАНАХ, ЯКІ ВИНИКАЮТЬ ПРИ ЗАХВОРЮВАННЯХ ВНУТРІШНІХ ОРГАНІВ, ІНФЕКЦІЙНИХ ХВОРОБАХ 114 KB
  Причини ознаки попередження цих порушень. Ознаки нормальної постави. Плоскостопість вроджена та набута її перші ознаки. Загальні ознаки для всіх форм неврозів: моторні порушення зайва рухливість тік заїкання розлади вегетативної регуляції.
48026. Методика викладання природознавства 512 KB
  Метод спостереження – цілеспрямоване сприйняття того чи іншого педагогічного явища без втручання в його хід. Ефективність спостереження залежить від чіткості визначення дослідником об’єктів сприймання мети способів фіксації його наслідків ведення протоколу фото і кінозйомка відео та аудіо записи. У процесі констатуючого експерименту проводяться спостереження бесіди анкетування учителів батьків учнів вивчається шкільна документація й письмові роботи дітей та виконуються учнями діагностуючі завдання. Спостереження – це...
48027. Логіка. Конспекти лекцій 846.5 KB
  Поняття і судження Основними формами абстрактного мислення є поняття судження й умовиводи. Судження – форма мислення в якій щонебудь стверджується або заперечується про предмети їхні властивості або відносини. Поняття судження умовивід мають свою специфічну форму структуру.
48028. ЛОГІКА. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 4.48 MB
  Теоретичні питання для самоконтролю Що означає термін логіка і в чому полягає проблема визначення логіки як науки Назвіть об'єкт предмет вивчення формальної логіки Яку сторону мислення вивчає логіка Що таке пізнання форми мислення Який взаємозв'язок між пізнанням і мисленням Що означає поняття абстрактне мислення Дайте визначення логічної форми істинності та правильності думки Дайте визначення мови та назвіть основні види знаків Що таке процес формалізації в вузькому та широкому значенні Що таке зміст і значення мовних виразів...
48029. Моделі і методи прийняття рішень в економіці 779.5 KB
  Оптимізація календарного плану реалізації запасів сільськогосподарської продукції за умов цінового ризику. У числі найвідоміших задач математичного програмування можна назвати такі: оптимізація виробничої програми фірми оптимізація плану перевезень продукції оптимізація варіанту розподілу завдань між виконавцями оптимізація плану введення в дію нових виробничих потужностей оптимізація портфеля фінансових активів тощо. За умов забезпечення випуску заданих обсягів виробництва продукції й обмежень із кількості основних виробничих ресурсів...
48030. МОДЕЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.2 MB
  Пудовкина МОДЕЛИРОВАНИЕ АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2006 УДК Пудовкина С. Учебное пособие предназначено для студентов изучающих дисциплины Математические методы и модели в экономике Математическая экономика Моделирование экономических систем и процессов Имитационное моделирование Анализ и оптимизация бизнеспроцессов и обучающихся по специальностям Менеджмент организаций Экономика и управление на предприятии Финансы и кредит Прикладная информатика в экономике....
48031. Макроекономіка. Опорний конспект 1.62 MB
  Сукупні видатки і ВВП. Високий і зростаючий рівень національного виробництва тобто рівень реального валового внутрішнього продукту ВВП. Сукупним вимірником національного виробництва виступає валовий внутрішній продукт ВВП що виражає ринкову вартість кінцевих товарів і послуг. Агреговані величини характеризують ринкову кон'юнктуру і її зміну ринкова ставка відсотка ВВП загальний рівень цін рівень інфляції рівень безробіття й ін.
48032. Етика. Курс лекцій 2.21 MB
  СЕНС ЖИТТЯ І СТАВЛЕННЯ ДО СМЕРТІ Звідки постає проблема сенсу життя людини 150 Способи осмислення людського буття 155 Феномен смерті 166 Життя як дарунок і відповідь 176 Лекція 7. МОРАЛЬНА САМОСВІДОМІСТЬ Поняття моральної самосвідомості 221 Честь і гідність людини 223 Совість – центральний чинник моральної самосвідомості людини 229 Розкаяння 238 Поняття сорому 241 Лекція 9. ДІЯ І СВОБОДА ЛЮДИНИ Поняття свободи етичний аспект 259 Свобода дії свобода вибору свобода волі 261 Свобода як моральна цінність людського буття 269 ...