72805

Экологические абиотические факторы среды: климатические, географические, гидрологические, эдафические (почвенные)

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Статические и динамические показатели популяции Популяция это элементарная группировка организмов определенного вида обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды.

Русский

2015-01-11

62 KB

3 чел.

Экологические абиотические факторы среды: климатические, географические, гидрологические, эдафические (почвенные).

Абиотические факторы среды — компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы.

Основными абиотическими факторами среды являются: температура; свет; вода; солёность; кислород; магнитное поле Земли; почва.

Принято выделять среди абиотических факторов среды следующие группы факторов:

климатические (температурный режим, влажность, давление);

эдафогенные (механический состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);

орографические (рельеф, высота над уровнем моря);

химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность).

Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор

Экологическая валентность - диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности) вида к тем или иным условиям среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ, степень или диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности, резистентности) живого организма к тем или иным изменениям условий среды. Являются видовым свойством организма. Э. в. количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов, при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Она отражает реакцию вида к отдельному фактору или к их комплексу. Действия факторов характеризуются их "дозировкой", амплитудой, размахом колебаний. В жизни растения выделяют 3 кардинальные точки действия отдельного фактора или их комплекса — максимум, оптимум и минимум. Наилучшее развитие растение имеет при оптимальной точке, т.е. при оптимальной интенсивности факторов. Остальные 2 точки — максимум и минимум — характеризуют "пороговое" действие факторов, при которых растение растет и развивается хуже. Зона действия факторов от минимума до максимума представляет собой Э. в. вида. Диапазон факторов — это их интенсивность, в пределах которых может существовать растение. Величина диапазона оптимума и действие одного фактора или их комплекса в целом определяют выносливость растения к данному фактору или к комплексу их, а минимальные и максимальные их значения — границу (предел) толерантности растения относительно одного фактора или комплекса их. Растения бывают широкой, узкой и средней адаптированности. Виды, переносящие широкие изменения силы воздействующего фактора, обозначаются термином, состоящим из названия данного фактора с приставкой "эври" (эвритермный — по отношению к влиянию температуры, эвригалинный — к соленности, эврибатный — по отношению к глубине и т.д.); виды, приспособленные лишь к небольшим изменениям данного фактора, обозначаются аналогичным термином с приставкой "стено" (стенотермный, стено-галинный, стенобатный и т.д.). Так, амурский виноград (Vitis amurensis) является эвритермным, т. к. выдерживает морозы до 40°С. Растения, обладающие широкой Э. в. по отношению к комплексу факторов, называются "эврибионтами", а растения с узкой Э. в. — "стенобионтами". Эврибионты заселяют разнообразные места обитания, а стенобионты — наоборот, имеют узкий круг обитания. Виноградное растение является эврибионтом с относительно широкой Э. в. Однако разные сорта винограда, благодаря их биологически особенностям, обладают различной экологическими амплитудой. Так, многие сорта (Рислинг рейнский, Сильванер, Алиготе, Каберне-Совиньон, Фетяска, Кардинал, Жемчуг Саба и др.) имеют широкую Э. в. и сохраняют свои хозяйственно ценные качества независимо от региона их возделывания, а ряд других сортов, особенно поздних (Мускат белый, Кефесия, Саперави, Траминер розовый и др.), — узкую Э. в., сопровождающуюся изменением качества ягод.

Лимитирующий фактор

Лимитирующий фактор - фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма. Лимитирующий фактор ограничивает любое проявление жизнедеятельности организма. С помощью лимитирующих факторов регулируется состояние организмов и экосистем.

Лимитирующие факторы. При анализе распределения отдельных организмов или целых сообществ экологи нередко обращаются к т. н. лимитирующим факторам. Исчерпывающее описание определенной среды не только невозможно, но и не нужно, поскольку распределение животных и растений (как по географическим зонам, так и по отдельным местообитаниям) может определяться всего одним фактором, например экстремальными (для данных организмов) температурами, слишком низкой (или слишком высокой) соленостью или недостатком пищи. Однако выделить такие лимитирующие факторы бывает нелегко, а попытки установить прямую связь между распределением организмов и каким-либо внешним фактором далеко не всегда удачны. Например, лабораторные опыты показывают, что некоторые животные, обитающие в солоноватых и морских водах, способны выносить изменения солености в широких пределах, а их кажущаяся приуроченность к узкому диапазону значений этого фактора определяется просто наличием в соответствующих местах подходящей пищи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...
82539. Особенности мышления у детей с нарушениями речи 30 KB
  Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Практика и экспериментальные исследования показывают что мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи алалии препятствующей его развитию и афазии затрудняющей его проявление. Важное практическое значение имеют достаточно часто встречающиеся особенно в последнее время сочетания расстройств речи и мышления.
82540. Особенности мышления у детей с ДЦП 32.5 KB
  Зачастую нагляднообразное и словеснологическое мышление начинает развиваться практически без фундамента нагляднодейственного мышления. Недостаточность нагляднодейственного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности. Нагляднообразное мышление обычно формируется на основе нагляднодейственного мышления и чувственного опыта ощущения и восприятие.