72837

Типы круговоротов веществ в природе: геологический, биологический и антропогенный

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Большой круговорот веществ в природе геологический обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и осуществляет перераспределение вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли.

Русский

2014-11-30

71 KB

7 чел.

  1.  Типы круговоротов веществ в природе: геологический, биологический и антропогенный.

Большой круговорот веществ в природе (геологический) обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и осуществляет перераспределение вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли.

Осадочные горные породы, образованные за счет выветривания магматических пород, в подвижных зонах земной коры вновь погружаются в зону высоких температур и давлений. Там они переплавляются и образуют магму — источник новых магматических пород. После поднятия этих пород на земную поверхность и действия процессов выветривания вновь происходит трансформация их в новые осадочные породы

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ, или малый К.в. поступление веществ из почвы и атмосферы в живые организмы с соответствующим изменением их химической формы, возвращение их в почву и атмосферу в процессе жизнедеятельности организмов и с посмертными остатками и повторное поступление в живые организмы после процессов деструкции и минерализации с помощью микроорганизмов. Проблемы народонаселения и ресурсов биосферы тесно связаны с реакциями

окружающей  природной  среды  на  антропогенные  воздействия.   Естественное экологически сбалансированное состояние  окружающей  среды  обычно  называют

нормальным. Это состояние, при котором отдельные группы организмов  биосферы взаимодействуют  друг  с  другом  и  с  абиотической  средой  без  нарушения

равновесия круговоротов веществ и потоков энергии в  пределах  определённого геологического  периода,  обусловлено   нормальным   протеканием   природных

процессов во всех геосферах. Природные процессы могут  иметь  катастрофический  характер,  например извержения  вулканов,  землетрясения,   наводнения,   что,   однако,   также составляет «норму» природы. Эти и другие природные  процессы  постепенно,  с геологической  скоростью,  эволюционируют  и  в  то  же  время   в   течение

тысячелетий  (на  протяжении  одного  геологического  периода)  остаются   в квазистатическом  сбалансированном  состоянии.  При   этом   квазистатически

протекают  малый  (биологический)  и  большой  (геологический)   круговороты веществ и  устанавливаются  квазистатические  энергетические  балансы  между

различными геосферами и космосом, что объединяет  природу  в  единое  целое. Круговороты веществ  и  энергии  в  биосфере  характеризуются  определёнными

количественными параметрами, которые квазистатичны и специфичны для  данного геологического  периода  и  для  каждого  элемента  земной   поверхности   в

соответствии с их географией.

17. Круговорот углерода в природе.

 Углерод по распространенности на  Земле  занимает  шестнадцатое  место

среди всех элементов и составляет приблизительно 0,027% массы  земной  коры.

В  несвязанном  состоянии  он  встречается  в   виде   алмазов. Каменный  уголь  содержит  до  90% углерода. В связанном  состоянии  углерод  входит  также  в  разные  горючие ископаемые, в карбонатные минералы, например кальцит и доломит,  а  также  в состав всех биологических веществ. В форме  доксида  углерода  он  входит  в состав земной атмосферы, в которой на его долю приходится 0,046% массы.

     Углерод имеет  исключительное  значение  для  живого  вещества  (живым веществом в  геологии  называют  совокупность  всех  организмов,  населяющих Землю). Из углерода в биосфере создаются миллионы  органических  соединений.

Углекислота из атмосферы в процессе  фотосинтеза,  осуществляемого  зелеными растениями,  ассимилируется  и  превращается  в  разнообразные  органические соединения    растений.    Растительные    организмы,    особенно     низшие микроорганизмы,  морской  фитопланктон,  благодаря  исключительной  скорости размножения, продуцируют в год около 1,5*1011m углерода в виде  органической массы. Растения частично поедаются животными (при  этом  образуются  пищевые цепи). В конечном счете, органическая масса в результате дыхания, гниения  и горения превращается в углекислый  газ  или  отлагается  в  виде  сапропеля, гумуса,  торфа,  которые,  в  свою  очередь,  дают  начало   многим   другим соединениям –  каменным  углям,  нефти.  В  процессах  распада  органических веществ,  их  минерализации,  огромную  роль  играют   бактерии   (например, гнилостные),  а  также  многие  грибы  (например,  плесневые).  В   активном круговороте углекислый газ ( живое вещество участвует очень небольшая  часть всей массы углерода.  Огромное  количество  углекислоты  законсервировано  в виде ископаемых известняков и других пород.

     Между углекислым газом атмосферы и водой океана  существует  подвижное равновесие. Организмы поглощают углекислый кальций, создают свои скелеты,  а затем  из  них  образуются   пласты   известняков.   Атмосфера   пополняется углекислым  газом  благодаря  процессам  разложения  органических   веществ, карбонатов и т.д. Особенно мощным источником являются вулканы, газы  которых состоят главным образом из паров воды и углекислого газа.

Кругооборот углерода, как и любого другого элемента, совершается  как по большому, так и по малому циклам. Биотический кругооборот углерода – составная часть большого кругооборота, он связан с жизнедеятельностью организмов


Выделение СО
2 и частью СО

етаморфоз

Вынос в океан

Химическое выветривание

Метаморфические породы

Отложения карбонатов в океанах и морях

Углерод изверженных пород, карбонатов

Углерод атмосферы, литосферы, биосферы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68587. Выявление уровня надежности студентов 52.69 KB
  Проявление надежности оценивалось по показателям самооценки и оценки экспертов творческие способности фиксировались в реальной деятельности – решении креативных задач. В статье поднимается вопрос о возможном существовании связи между показателями надежности личности академической успеваемостью...
68588. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 75.5 KB
  В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня развития логического мышления младшего школьника способности выполнять действия по заданному образцу мыслительных операций синтеза анализа обобщения. Данные описывают особенности развития теоретического...
68589. ОТНОШЕНИЕ К МЕДИАЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ РАЗВОДА 139 KB
  Приводятся результаты исследования отношения к медиации у мужчин и женщин в процессе развода в Республике Беларусь. Приводятся данные указывающие на интерес к медиации у разводящихся супругов. В России и Казахстане уже приняты законы о медиации и идет активное внедрение ее в суды создаются...
68590. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ 33.91 KB
  В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности у студентов-педагогов 4 курса. У большинства студентов выявлена внешняя положительная мотивация педагогической деятельности. ученых занимающихся проблемой мотивации учебной деятельности студентов...
68591. ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН 101 KB
  В статье излагаются результаты моделирования имплицитных теорий личности ИТЛ одаренных школьников существующих в сознании педагогов. Теперь педагог является не только источником знаний но и человеком который организует и направляет образовательный процесс в рамках которого осуществляется...
68592. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТУДЕНТОВ 77 KB
  В статье анализируется структура и типология интеллектуальной инициативы студентов. Креативный тип интеллектуальной инициативы обусловлен на доминантном уровне общими умственными способностями на субдоминантном ценностями и смыслами самоактуализации.
68593. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 63.5 KB
  В статье рассматривается понятие текстовой компетентности ее роль место и пути формирования в структуре иноязычной подготовки будущих экономистов. Подчеркивается что формирование текстовой компетентности как особого уровня владения иностранным языком возможно...
68594. СПОСОБЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 36.86 KB
  Психология как наука на протяжении своего существования решает одну из важнейших прикладных задач прогнозирование реакций намерений поведения людей прогностика как научно-практическое направление изучает законы и способы прогнозирования в различных отраслях жизнедеятельности человека.
68595. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 118 KB
  В работе впервые изучены особенности профессионального выгорания в повседневной деятельности связанной с экстремальными условиями ее реализации на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям МЧС. Результаты проведенного исследования позволят администрации...