72880

Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Действия факторов характеризуются их дозировкой амплитудой размахом колебаний. при оптимальной интенсивности факторов.

Русский

2014-11-30

66.5 KB

11 чел.

9.Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор

Экологическая валентность - диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности) вида к тем или иным условиям среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ, степень или диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности, резистентности) живого организма к тем или иным изменениям условий среды. Являются видовым свойством организма. Э. в. количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов, при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Она отражает реакцию вида к отдельному фактору или к их комплексу. Действия факторов характеризуются их "дозировкой", амплитудой, размахом колебаний. В жизни растения выделяют 3 кардинальные точки действия отдельного фактора или их комплекса — максимум, оптимум и минимум. Наилучшее развитие растение имеет при оптимальной точке, т.е. при оптимальной интенсивности факторов. Остальные 2 точки — максимум и минимум — характеризуют "пороговое" действие факторов, при которых растение растет и развивается хуже. Зона действия факторов от минимума до максимума представляет собой Э. в. вида. Диапазон факторов — это их интенсивность, в пределах которых может существовать растение. Величина диапазона оптимума и действие одного фактора или их комплекса в целом определяют выносливость растения к данному фактору или к комплексу их, а минимальные и максимальные их значения — границу (предел) толерантности растения относительно одного фактора или комплекса их. Растения бывают широкой, узкой и средней адаптированности. Виды, переносящие широкие изменения силы воздействующего фактора, обозначаются термином, состоящим из названия данного фактора с приставкой "эври" (эвритермный — по отношению к влиянию температуры, эвригалинный — к соленности, эврибатный — по отношению к глубине и т.д.); виды, приспособленные лишь к небольшим изменениям данного фактора, обозначаются аналогичным термином с приставкой "стено" (стенотермный, стено-галинный, стенобатный и т.д.). Так, амурский виноград (Vitis amurensis) является эвритермным, т. к. выдерживает морозы до 40°С. Растения, обладающие широкой Э. в. по отношению к комплексу факторов, называются "эврибионтами", а растения с узкой Э. в. — "стенобионтами". Эврибионты заселяют разнообразные места обитания, а стенобионты — наоборот, имеют узкий круг обитания. Виноградное растение является эврибионтом с относительно широкой Э. в. Однако разные сорта винограда, благодаря их биологически особенностям, обладают различной экологическими амплитудой. Так, многие сорта (Рислинг рейнский, Сильванер, Алиготе, Каберне-Совиньон, Фетяска, Кардинал, Жемчуг Саба и др.) имеют широкую Э. в. и сохраняют свои хозяйственно ценные качества независимо от региона их возделывания, а ряд других сортов, особенно поздних (Мускат белый, Кефесия, Саперави, Траминер розовый и др.), — узкую Э. в., сопровождающуюся изменением качества ягод.

Лимитирующий фактор

Лимитирующий фактор - фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма. Лимитирующий фактор ограничивает любое проявление жизнедеятельности организма. С помощью лимитирующих факторов регулируется состояние организмов и экосистем.

Лимитирующие факторы. При анализе распределения отдельных организмов или целых сообществ экологи нередко обращаются к т. н. лимитирующим факторам. Исчерпывающее описание определенной среды не только невозможно, но и не нужно, поскольку распределение животных и растений (как по географическим зонам, так и по отдельным местообитаниям) может определяться всего одним фактором, например экстремальными (для данных организмов) температурами, слишком низкой (или слишком высокой) соленостью или недостатком пищи. Однако выделить такие лимитирующие факторы бывает нелегко, а попытки установить прямую связь между распределением организмов и каким-либо внешним фактором далеко не всегда удачны. Например, лабораторные опыты показывают, что некоторые животные, обитающие в солоноватых и морских водах, способны выносить изменения солености в широких пределах, а их кажущаяся приуроченность к узкому диапазону значений этого фактора определяется просто наличием в соответствующих местах подходящей пищи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61919. Заправочные супы 17.77 KB
  Образовательные задачи урока: Обеспечить в ходе урока закрепление классификации супов значение супов качественных требований общих правил при приготовлении заправочных супов.
61920. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе 39.37 KB
  Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...
61921. Методическое содержание урока иностранного языка 14.42 KB
  Особенность урока ИЯ заключается в том что он не самостоятельная единица учебного процесса а звено в цепи уроков. Основа для построения урока это совокупность научных положений определяющих его особенности структуру логику и приемы работы.
61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника
61924. Методика повторения на уроках русского языка 17.18 KB
  Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...
61925. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ 45.49 KB
  Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.
61926. Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии 82.1 KB
  Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...