72880

Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Действия факторов характеризуются их дозировкой амплитудой размахом колебаний. при оптимальной интенсивности факторов.

Русский

2014-11-30

66.5 KB

11 чел.

9.Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор

Экологическая валентность - диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности) вида к тем или иным условиям среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ, степень или диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности, резистентности) живого организма к тем или иным изменениям условий среды. Являются видовым свойством организма. Э. в. количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов, при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Она отражает реакцию вида к отдельному фактору или к их комплексу. Действия факторов характеризуются их "дозировкой", амплитудой, размахом колебаний. В жизни растения выделяют 3 кардинальные точки действия отдельного фактора или их комплекса — максимум, оптимум и минимум. Наилучшее развитие растение имеет при оптимальной точке, т.е. при оптимальной интенсивности факторов. Остальные 2 точки — максимум и минимум — характеризуют "пороговое" действие факторов, при которых растение растет и развивается хуже. Зона действия факторов от минимума до максимума представляет собой Э. в. вида. Диапазон факторов — это их интенсивность, в пределах которых может существовать растение. Величина диапазона оптимума и действие одного фактора или их комплекса в целом определяют выносливость растения к данному фактору или к комплексу их, а минимальные и максимальные их значения — границу (предел) толерантности растения относительно одного фактора или комплекса их. Растения бывают широкой, узкой и средней адаптированности. Виды, переносящие широкие изменения силы воздействующего фактора, обозначаются термином, состоящим из названия данного фактора с приставкой "эври" (эвритермный — по отношению к влиянию температуры, эвригалинный — к соленности, эврибатный — по отношению к глубине и т.д.); виды, приспособленные лишь к небольшим изменениям данного фактора, обозначаются аналогичным термином с приставкой "стено" (стенотермный, стено-галинный, стенобатный и т.д.). Так, амурский виноград (Vitis amurensis) является эвритермным, т. к. выдерживает морозы до 40°С. Растения, обладающие широкой Э. в. по отношению к комплексу факторов, называются "эврибионтами", а растения с узкой Э. в. — "стенобионтами". Эврибионты заселяют разнообразные места обитания, а стенобионты — наоборот, имеют узкий круг обитания. Виноградное растение является эврибионтом с относительно широкой Э. в. Однако разные сорта винограда, благодаря их биологически особенностям, обладают различной экологическими амплитудой. Так, многие сорта (Рислинг рейнский, Сильванер, Алиготе, Каберне-Совиньон, Фетяска, Кардинал, Жемчуг Саба и др.) имеют широкую Э. в. и сохраняют свои хозяйственно ценные качества независимо от региона их возделывания, а ряд других сортов, особенно поздних (Мускат белый, Кефесия, Саперави, Траминер розовый и др.), — узкую Э. в., сопровождающуюся изменением качества ягод.

Лимитирующий фактор

Лимитирующий фактор - фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма. Лимитирующий фактор ограничивает любое проявление жизнедеятельности организма. С помощью лимитирующих факторов регулируется состояние организмов и экосистем.

Лимитирующие факторы. При анализе распределения отдельных организмов или целых сообществ экологи нередко обращаются к т. н. лимитирующим факторам. Исчерпывающее описание определенной среды не только невозможно, но и не нужно, поскольку распределение животных и растений (как по географическим зонам, так и по отдельным местообитаниям) может определяться всего одним фактором, например экстремальными (для данных организмов) температурами, слишком низкой (или слишком высокой) соленостью или недостатком пищи. Однако выделить такие лимитирующие факторы бывает нелегко, а попытки установить прямую связь между распределением организмов и каким-либо внешним фактором далеко не всегда удачны. Например, лабораторные опыты показывают, что некоторые животные, обитающие в солоноватых и морских водах, способны выносить изменения солености в широких пределах, а их кажущаяся приуроченность к узкому диапазону значений этого фактора определяется просто наличием в соответствующих местах подходящей пищи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53945. Практичні аспекти керівництва учнівською діяльністю 124.5 KB
  Даний досвід роботи вчителів української літератури надає можливість забезпечити результативність діяльності як фактор розвитку системи освіти спрямованої на учнів на виявлення їхніх націоментальних рис. Мотивуйте учнів до: навчання шляхом добору найцікавіших випадків проблем; оголошення очікуваних результатів цілей заняття й критеріїв оцінки роботи учнів. Застосовуйте різноманітні методи для: привернення уваги учнів; налаштування їх на роботу; підтримання дисципліни необхідної для роботи на уроці; створення відповідного...
53946. «Лабораторія невирішених проблем» (Урок літератури за новими програмами) 84.5 KB
  Креативність учителя як необхідна умова самореалізації особистості учня. Прилучення вихованців до художньої літератури вимагає від особистості словесника нестандартного художньопедагогічного мислення відкритості до діалогу в координатах письменник учитель учень постійних творчих пошуків. Виходячи з вищесказаного можна створити умовну модель креативних якостей особистості професійно сутнісних для творчої методичної діяльності вчителя літератури.
53947. ЛОГИСТИКА. А.А. МИХАЙЛОВ 4.85 MB
  Предназначено для студентов технических вузов, где курс “Логистика” входит в группу общеобразовательных дисциплин Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования, и позволит студентам самостоятельно проводить экономический анализ при решении типовых задач логистики и выполнять формальную постановку оптимизационных задач с обоснованием и проверкой принимаемых при этом допущений.
53948. Разработка технологической части проекта допечатного и печатного цехов мини-предприятия оперативной полиграфии 985.5 KB
  Оперативная полиграфия представляет собой отрасль полиграфического производства, занимающуюся изготовлением разнообразной издательской печатной продукции небольшими тиражами, не превышающими 5 – 10 тыс. экземпляров, в кратчайшие сроки.
53949. Поняття про еволюцію. Розвиток еволюційних поглядів. Теорія еволюції Ж.-Б. Ламарка 228.5 KB
  Теорія еволюції Ж. Дарвіна; сформувати уявлення про рушійні сили еволюції за Ламарком; Розвиваюча: розвивати уміння логічно мислити та робити висновки та узагальнення; здійснювати міжпредметні звязки з історією. Еволюційне вчення це розділ біології що вивчає загальні закономірності фактори механізми і наслідки еволюції живої матерії.
53950. Ландшафти України 42 KB
  Називати чинники формування ПТК; Характеризувати особливості взаємодії компонентів природи в ПТК; Розповідати про класифікацію ландшафтів вплив господарської діяльності людини на ландшафти. Пояснення нового матеріалу Поняття про ПТК ландшафти ПТК це поєднання компонентів природи що перебувають у складній взаємодії єдиної системи їх ще називають ландшафтами. Робота з підручником Виписати визначення поняття Ландшафт Природні та антропогенні ландшафти Взаємодія чинників і...
53951. The Language of Poetry is the Language of the Nation 33 KB
  What are the British without their beautiful English language and their Shakespeare, Burns and Byron?! Britain gives the world plenty of outstanding writers and poets. Most of them are still very popular. So today we want you to meet the most famous poets of the English – speaking literature.
53952. Happy European Day of Languages 78 KB
  Europe is a part of the world. What is more, Europe is a great place to learn languages, with so many language communities and so many cultures living together. What countries do you know? People of what nationalities live there? Is Russia a part of Europe?
53953. До 200–річчя від дня народження М.В.Гоголя. Літературна гра «Слабка ланка» 62 KB
  Чернишевський назвали Гоголя батьком російської реалістичної прози. Гоголь Ніжинську гімназію вищих наук Назвіть роки навчання письменника в Ніжинській гімназії вищих наук 1821-1828 Назвіть улюбленого вчителя Гоголя який викладав у гімназії професор Білоусов Під час навчання в гімназії Гоголь брав участь у виставах студентського театру.Гоголю у Ніжині Де і коли було засновано перший літературно меморіальний музей Гоголя у 1929 р. Самобутність Гоголя в тому що він першим широко відтворив поміщицько чиновницьку...