72930

Учение о бытии. Проблема бытия. Философское учение о развитии. Сознание. Познание. Творчество. Практика. Наука и научное познание

Лекция

Логика и философия

Основными принципами диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития принцип тождества единства диалектики логики и теории познания принцип восхождения от абстрактного к конкретному принцип единства логического и исторического.

Русский

2014-12-01

166.5 KB

4 чел.

Текст лекции по теме № 2

по дисциплине «Философия»

для студентов заочного отделения

направления «Экономика, Менеджмент, Юриспруденция, Психология»

Тема занятия:  Учение о бытии Проблема бытия. Философское учение о развитии. Сознание. Познание. Творчество. Практика. Наука и научное познание

Вопросы занятия:

1. Проблема бытия.

2. Философское учение о развитии.

3. Сознание

4. Познание. Творчество. Практика.

5. Наука и научное познание.

Материальное обеспечение, литература:

а) Основная литература:

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2011. – 828 с (70)

б) Дополнительная литература:

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2009. – 736 (10).

Миронов В. М. Философия: учебник. – М.,1998 (103).

Губин В. Д.Философия: учебник. - М., 2001 (150).

Алексеев П. В.Философия: учебник для вузов. - М., 2001 (250).

Тейчман Д. Философия: Учебник. - М.,1998 (3).

Гусев Д. А. Философия: учебное пособие для вузов. - М., 1998 (6).

Тихонравов Ю. В.Философия: учебное пособие для вузов. -М., 1998 (3).

Краткий философский словарь. - М.,1999 (15).

Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов.-  Р-н-Д, 1999 (10).

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Р-на-Д, 1996 (1).

Дибижев В. В., Ищук М. Н. Философия: альбом схем: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2000 (1).

Беляева М. И. Философия: курс лекций для всех специальностей. Часть 2. – Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2010. – 89 с (90).

    Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.

Кузнецов В. Г. и др. Философия : учебник. – М., 2006.

Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. – М., 2005.

Лутченко В. А и др. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006.

Современный словарь по общественным наукам /  под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. – М., 2005.

Философия / под ред. В. И. Кириллова. – М., 2006. – Ч. 1-2.

. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

Задание на самостоятельную работу:

Изучить:

Основные понятия, концепции.

Расчет времени на проведение занятия

 №

п.п.

          Учебные       вопросы

 Время

 ( мин )

Методика

и приемы

обучения

  1.

     Вступительная  часть:

проверка готовности студентов к занятию;

проверка наличия студентов;

объявление темы, цели и вопросов занятия;

обоснование актуальности темы.

5 мин.

Рассказ,

контроль

 2.

 

 

 

  

     Основная часть:

1. Проблема бытия.

2. Философское учение о развитии.

3. Сознание

4. Познание. Творчество. Практика.

5. Наука и научное познание.

15  мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

20 мин.

Рассказ, презентация

  3.

    Заключительная часть:

  •  ответы на вопросы;
  •  подведение итогов занятия;
  •  выдача задания  на  самостоятельную работу;
  •  при необходимости, объявление

   оценок.

  5 мин.

Рассказ

1. Проблема бытия.

 История возникновения и развития проблемы бытия включает в себя два основных вопроса. Первым – является сам вопрос о бытии, с него начинается любая философская концепция. Вторым – является вопрос человеческого бытия. Без знания себя человек не может познать внешнюю реальность.

Бытие – философская категория, отражающая множественность форм жизни мира во всех его проявлениях, реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии.

В самом широком смысле – философская категория «бытие» относится ко всему существующему. Она противоположна категории «небытие». 

Превращение чего-либо конкретного в небытие переводит его в другое бытие. Следовательно, небытия как такового не существует.

        Бытие едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно – само совершенство.

Основные формы бытия.

Основными формами бытия считают: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

Бытие вещей:

А: естественно – природных и Б: созданных человеком. Это прежде всего, предметы, процессы, состояния природы, существующие вне и независимо от человека.

Три особенности для А:

1). Предметы природы существуют отдельно и независимо от сознания людей, хотя об их существовании нам известно, т.к. они воздействуют на наши органы чувств

2). Природа бесконечна в пространстве и вечна во времени и проявляет себя в виде возникающих и исчезающих конкретных процессов и предметов.

3). Природа первична и объективна, без нее невозможна жизнь.

Б: Бытие вещей, созданных человеком или составная часть окружающего нас мира – «вторая природа».

Бытие человека – это его тело. В этом отношении для его бытия характерны общие признаки с бытием вещей.

Бытие духовного: индивидуализированного и объективированного. Индивидуализированное духовное – это сознание индивида как его неотъемлемая часть. Бытие сознания есть деятельность мозга. Результаты этой деятельности объективируются в культуре и языке. В языке мысль материализуется. Мир идей существует как включенное целое в бытие человечества. Объективированное духовное реализуется через его индивидуализацию.

          Бытие социального – единство материальной и идеальной действительности. Материальная сторона – это то, без чего общество не может существовать: природная среда, народонаселение, общественное производство. На высоком уровне интеллектуализации труда встает человеческий стимул – самореализация личности, проявление ею своих способностей. В этих условиях труд, оставаясь условием материального жизнеобеспечения общества, превращается в средство реализации способностей человека.

3. Проблема субстанции.

Понятие бытия связано с понятием субстанция. Понятие субстанция имеет два значения: 1) субстанция – это то, что существует «само по себе» и не зависит от своего существования ни от чего другого; 2) субстанция – это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей..

В отношении перечисленных двух аспектов понятия «субстанция» в философии сложились различные позиции. В первую очередь, определяя качественную специфику самого понятия, здесь также формируются позиции идеализма и материализма. Идеализм определяет в качестве основы миры – сознание (идею), материализм занят поиском материального начала. В диалектическом материализме понятия материи и субстанции либо тождественны, либо расходятся. В последнем случае позволяет определить сознание как высокоорганизованное свойство материи.

Количественная специфика понятия позволяет выделить такие направления как монизм и дуализм.

В свою очередь монистическое (в основу миру кладут единую субстанцию) понимание мира реализовалось в двух философских школах. Идеалистический монизм, где в основе мира лежит идеальное начало(представители: Платон, Гегель). Материалистический монизм, где в основе лежит материальное начало с учетом разнообразных свойств бытия как единого целого.

Дуализм проявился в концепциях, где в основу мира были положены два начала, и дух, и материя (по Декарту).

Множественность начал, взятых за основу бытия породило такое направление как плюрализм, представителем которого были Лейбниц, Демокрит.

«Материя» - одна из основополагающих философских категорий, (лат. – вещество) – это то, что объединяет бесконечное многообразие мира.

В древнегреческой философии за материю принималось одно из состояний: вода, воздух, земля, огонь. Тогда же возникло представление о материи как о мельчайших неделимых частицах – атомах, существование которых можно было только предполагать. Подобное понимание материи как вещества, состоящего из неделимых атомов, обладающих массой покоя, непроницаемостью, сохранялось до конца XIX в.

Существование общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем, которые называются уровнями организации или видами материи.

К элементарному уровню организации материи относится физический вакуум. Это не пустота, а особое состояние материи, в которое погружены все частицы и все физические тела. Элементарные частицы, ядра атомов, ионы (атомы, потерявшие часть электронов на электронных оболочках) могут образовывать особое состояние материи, подобие газа – плазму. Огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными полями, образуют звезды, представляющие собой уровень организации материи. За молекулами следует уровень макротел (жидких, твердых, газообразных). Специфическим видом материи являются планеты.

Особый уровень организации материи образуют надорганизменные структуры. К ним относятся популяции. Популяции – сообщества одного вида организмов, длительное время занимающие определенное пространство и воспроизводящие себя в течение большого числа поколений. Например, муравейник, улей, стая птиц, животных.

На определенном этапе развития биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое общество, семья, нация, класс, социальная группа и т.д.

Понятие движения.

Взаимодействие приводит к изменению свойств и состояний материальной системы. Движение и есть не что иное, как изменение состояний объектов, вызываемое этими взаимодействиями.

Существует два основных вида движения.

Первый – движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества.

Второй – движение, означающее изменение качественного состояния предмета.

Каждому структурному образованию материи соответствует ему присущая форма движения.

Ф. Энгельс выделил пять форм движения: механическая – перемещение предметов в пространстве и времени; физическая движение молекул, электрические, световые явления; химическая – ассоциация и диссоциация атомов(химические реакции); биологическая – обмен веществ внутри живого организма на основе взаимодействия с внешней средой; социальная материальные и духовные изменения, происходящие в обществе, в их единстве.

Пространство и время.

Пространство  - свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними.

Время – понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм, темп. Оно однонаправлено, характеризуется необратимостью процессов. Философский материализм рассматривает пространство и время как основные формы существования материи. Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени.  

Пространству и времени присуще такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.

Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: трехмерное пространство, одномерное время.

Пространство и время есть единство бесконечного и конечного.

2. Философское учение о развитии.

     Развитие –  это одна из характеристик бытия, необратимые качественные изменения. Развитие  изучает диалектика и на ее основании оно определяется как учение о развитии, где развивается само бытие и все процессы в нем.

Развитие как атрибут бытия имеет следующие черты: всеобщность, необратимость, направленность изменений. Понятие развития позволяет проследить причину возникновения явлений, его генетическую связь с другими явлениями. Это помогает делать прогнозы развития общества, деятельности человека, направления развития мира и т.д. Направленность развития связано с пониманием понятий прогресса и регресса.

 Концепция развития – диалектика и метафизика.

Термин «диалектика» (от греч. – искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Еще в античном мире под диалектикой понимали умение вести спор или беседу путем вскрытия противоречий в мышлении и доводах противника. Уже тогда диалектика выступала как особый метод логического мышления, лишенной односторонности формальной логики.

Гегель теоретически и научно обосновал идею развития.

Основными принципами диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического.

Принцип развития является следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Принцип развития выделяет в его видах движения ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратным), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

Принцип всеобщей связи  неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно без связи. Связь – это соединение множества предметов, явлений и процессов между собой, их взаимовлияние. В основе любой связи лежит та или иная форма взаимодействия. Связь может рассматриваться и как взаимная связь (взаимосвязь, например: равенство сил действия и противодействия).

Развитие, как и движение, является способом существования материи, ее атрибутом, но в ограниченных пределах.

Понятие закона. Общие и специфические законы, их взаимоотношения.

Важными элементами диалектики являются законы и закономерности, имеющие общий характер.

Всякий закон – это связь или отношение между явлениями, между составными частями предметов, явлений и систем.

Закономерные связи и отношения являются: 1) объективными; 2) существенными (не просто существующими, а выражающими сущность); 3) необходимыми (внутренне обусловленными, обязательными); 4) общими; 5) устойчивыми; 6) повторяющимися. Все эти характеристики относятся к понятию «закономерность», но по сравнению с законом, закономерность имеет более сложную, форму и структуру.

 Закономерность - это некоторая совокупность или множество законов, объединенных общей системой.

Понятие категории. Соотношение категорий философии и частных наук.

Категории (от греч. «высказывание», «обвинение», «признак») в философии – наиболее общие, фундаментальные понятия, отражающие всеобщие стороны и формы взаимосвязи явлений.

В теории материалистической диалектики разработаны и используются соотносительные и парные категории, которые выражают не только стороны и формы взаимосвязи явлений, но и их взаимодействие, наиболее общие закономерные связи и отношения.

В диалектике количественных и качественных изменений категория «количество» отображает число, величину, объем предметов и их составных частей.

качество есть некоторая совокупность свойств, при взаимодействии данного явления или вещи с другими. Свойство – внешнее проявление качества и важнейшая его характеристика.

Категория меры есть определенное единство количественной и качественной сторон явления, но также и интервал таких количественных изменений, которые еще не приводят к изменению качественному, к качественному скачку и изменению меры. Сущность взаимодействия количественной и качественной сторон любого явления состоит в том, что количественные изменения рано или поздно вызывают переход от данного качества к иному, приводят к качественному скачку и изменению меры предмета или процесса.

Материалистическая диалектика рассматривает отрицание отрицания как закономерность природы и общества и человеческого мышления. Эта закономерность выражает тенденцию развития.

Отрицание является необходимым моментом всякого развития. Диалектическое отрицание есть закономерная смена старого качественного состояния новым, переход от одной меры вещи, явления или процесса к другой.

Ступеней отрицания может быть бесконечно много. Существует диалектическая взаимосвязь отрицаний, обусловливающая развитие достаточно сложной системы по восходящей линии в виде поднимающихся кругов, по спирали. Формы проявления отрицания отрицания как закономерности могут быть различными.

Категории "единичное", "особенное", "общее", "всеобщее" служили и служат науке основой для создания методологии классификаций (систематика растений в ботанике, классификация биологических видов животных в зоологии и т. п.).

Категории содержания и формы отражают не только объективную реальность, но и сам процесс этого отражения, человеческого познания и мышления. Любая вещь или предмет, окружающие человека имеет совокупность составных элементов, качеств, свойств, сторон, находящихся в единстве (системно-неравноценном) и взаимодействии — это  есть содержание. Данное полное множество и все элементы и стороны (подмножества в различных сочетаниях) имеют форму, т. е. структуру, соотношение элементов, геометрию пространственно - временных связей и т. д.

  Причина — это толчок, импульс, движущая сила и т. п., которые вызывают следствие, т. е. изменение старого или порождение нового объекта. Причина и следствие всегда разделены во времени: первое предшествует второму. Но из-за всеобщего сцепления событий, явлений и процессов причина всегда есть следствие какой-то другой причины, а следствие — причина другого следствия. При этом одна причина может породить несколько следствий, а некоторые следствия имеют не одну причину.

Принцип детерминизма состоит в признании всеобщей универсальной причинности явлений действительности. Всякое явление имеет свою причину или целый комплекс причин. Признание причинности (детерминизм) или отрицание ее (индетерминизм) в философии  противоречиво как решение основного вопроса философии.

Необходимость и случайность являются важными категориями материалистической диалектики.

Эти категории раскрывают одну из сторон так называемых связей детерминации. Необходимым выступает то, что обусловлено внутренними причинами, сущностью процессов, то, что закономерно наступает. Содержание категории "необходимость" можно понять лишь при сопоставлении с категорией "случайность", которая обозначает необязательность наступления события в данных, строго определенных, условиях. При этом случайность объективна, закономерна и существенна в других условиях, в другом сцеплении событий.

Структурные уровни организации материи накладывают свой решающий отпечаток на проявление соотношения случайного и необходимого в развитии. На уровне элементарных частиц действуют свои особые статистические (вероятностные) закономерности как форма проявления необходимости. Статистические закономерности складываются из массы случайных событий и проявляют себя в массовых явлениях, будь то в мире элементарных частиц или в обществе, где массы случайных событий, складываясь в некоторую общую составляющую, превращаются в необходимую закономерность.

 Некоторой противоположностью статистическим выступают динамические законы и закономерности, характеризующие отдельные процессы и события. Различие между статистическими и динамическими закономерностями состоит в том, что первые позволяют определить и предсказать событие с той или иной степенью вероятности (на основе теории вероятностей, математической статистики, статистической физики и т.п.) Вторые, динамические, проявляют себя однозначно и определенно: событие можно предсказать с вероятностью, равной единице - вероятность превращается в достоверность.

Случайность является дополнением и формой проявления необходимости. Необходимость также не существует без случайности и случайных событий из – за всеобщей системной связи явлений действительности.

Возможность и действительность категории материалистической диалектики, выражающие, то главное, что делает диалектику и вообще науку крайне необходимой человеку в его познании и преобразовании мира. Возможность — категория для отображения совокупности предпосылок, условий, причин и факторов, необходимых для возникновения нового, т. е. перехода от старого качества к новому, от старой меры к новой, отрицания и замены старого новым. Действительность — категория для обозначения всего того, что уже реально существует, включая и сознание как субъективную реальность. Действительность представляет собой осуществленную возможность, потому что существующее сейчас, до этого момента, было лишь возможностью некоторое время назад.          

Сущность и явление как стороны реальности и категории их отражающие, оказались труднейшей проблемой для многих философов.

Явление — это совокупность внешних сторон предмета или процесса, которые открываются человеку непосредственно через его чувственные восприятия. Явлением может быть форма предметов и процессов, их качественно - количественная определенность (мера), их структура и организация, их содержание, составные части (элементы) целого.
         
Сущность постигается при помощи мышления. Сущность — это скрытая от непосредственного чувственного восприятия внутренняя сторона предметов и явлений, их главная, определяющая, сторона, основа.

3. Сознание

Проблема сознания в философии.

Сознание возникло в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа и связано с антропогенезом и социогенезом.

Антропогенез характеризуется развитием мозга, прямохождением, подвижности опорно-двигательного аппарата, органов чувств, условных рефлексов и других биологических качеств.

Социогенез - это становление человека как общественного существа, развитие его трудовых навыков, связей с другими людьми, речи, абстрактного мышления. Антропогенез и социогенез, биологическое и социальное развитие человека шли одновременно, влияя друг на друга. На основе развития мозга, развития труда и речи совершенствовалась психика человека, складывалось его сознание, т.е. способность отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира.

Сознание можно определить как свойство высоорганизованной материи мозга – отражать объективный мир.

В различные исторические эпохи выделялись важнейшие аспекты сознания.

Современная философия поднимает вопросы, связанные с онтологическим аспектом, с соотношением сознания и языка.

Материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать без материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Материя обладает такими свойствами, которых нет, и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с его частью, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Психика и сознание не могут существовать ни в виде отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде, какого то вещественного «выделения» мозга. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

Различие в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития. Образы сознания отличны по форме от самих объектов и представляют из себя идеальные копии последних.

Единство и связь между сознанием и материей в том, что психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит, и оно без него не может существовать.      

Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру через формы созданные предшествующими поколениями.  Оно закреплено в материальных формах языка, знаков и т.п. И может быть представлено посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование производит мозг.

        Понятие психики. Сознание, подсознательное, бессознательное.

Психика — это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Процесс становления человека был процессом формирования механизмов сознательной деятельности. Трудовые операции  сыграли решающую роль: мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.

Ключ к разгадке происхождения человеческого сознания заключается в труде.

Сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение целей.

Специфика разума состоит в способности правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на основе отражения, через практическую деятельность творить мир.

Структура психики включает три уровня: бессознательное, предсознание и сознание.

Бессознательное охватывает все прирожденное и подчиняется принципу удовольствия.

Сознание ориентировано на внешний мир и подчиняется принципу реальности.

Предсознание выполняет функцию посредника, который выполняет контроль динамики сознательного и бессознательного.

Структура сознания.

Сознание есть целостный процесс, состоящий из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Ядро сознания составляют знания.

В основе всех процессов сознания лежит  память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Как факт сознания выступает воля. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Сознание связано с целеполаганием. Прежде чем, что–нибудь сделать реально, человек "делает" это идеально, в своем представлении. Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Сознание человека включает очень важный момент — самосознание.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Сознание и мозг. Понимание сознания в материалистической философии исходило из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

Человеческий мозг — поразительно сложный мир. Это тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной.

Кора головного мозга состоит из огромного числа нервных клеток — нейронов. Их насчитывается до 15 млрд! Каждая из них с помощью отростков находится в контакте с тысячами других, образуя в целом сеть связей с нервными окончаниями органов чувств.  

Нормальная отражательная деятельность мозга предполагает его активное состояние, которое вызывается притоком нервных импульсов извне.

Сознание и речь.

Реальность, действительность сознания обнаруживается посредством речи, языка. У животных нет сознания. У них нет и языка, нет потребности  в речевом общении.  У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность, практика совместной деятельности создали орган речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Язык как средство общения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

 Речь — это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения.

 Язык – это система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Слово — великая сила. Но этот союзник всегда готов стать нашим предателем. Японская пословица гласит: "Человеку достаточно 3 лет, чтобы научиться говорить и мало 60 лет, чтобы научиться держать язык за зубами", т.е. говорить то, что нужно, и там, где нужно, тогда, когда нужно.

Сознание, самосознание

Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Большинство ученых считают, что самосознание присуще только человеку. Предметом отражения в самосознании выступает отношение к самому себе, опосредованное отношение к внешнему миру. Но самосознание есть сторона проявления сознания.  В процессе самосознания, человек выступает как субъект, наделенный шкалой самооценок и оценок других, позволяющих мне как субъекту определить мое место в системе связей и отношений вне меня.

Фундаментом в самосознании является чувство «я», которое является и основой сознания. В структуре самосознания можно выделить те же компоненты, что и  в структуре сознания. Как и предметное сознание, самосознание есть не только знание, но и переживание, и отношение к себе.

4. Познание. Творчество. Практика.

Знание – это субъективное отражение объективной действительности.

Познание — процесс получения знания в целях обеспечения успеха практической деятельности. Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Теория познания (гносеология) рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к ее характеру.

Основные проблемы этой теории: что является основой познания, каков должен быть его результат, как он достигается, каковы познавательные способности человека.

        Непосредственная цель познания — получение знания об объекте: материальном или идеальном; способах его использования.

Познание есть отражение реальной действительности. Оно представляет собой бесконечный процесс движения от незнания к знанию.

В процессе познания выделяют объект и субъект познания.

Объект познания — реальная действительность, которая включена в практическую и познавательную деятельность человечества. Познает действительность конкретный человек. Он является познающим субъектом. Объект его познания — то, что социально значимо, требуется обществу.

Субъект познания — социальный человек: он смотрит на мир своими глазами, а видит в соответствии с накопленными обществом знаниями и то, что имеет определенное социальное значение, и то, что кажется личным, окрашено социальным.

Практическая деятельность человечества включает в свое содержание предметы преобразования, способы решения поставленной задачи, цель и получаемый результат. Она имеет две неразрывно взаимосвязанные стороны: объективную, от человека не зависящую (предмет и закономерности его изменений), и субъективную (цель и способы ее реализации). Итог практики — показатель степени соответствия обеих сторон.

Все это означает, что знания о внешнем мире, включенном в преобразование, являются условием успеха практической деятельности. При этом ведущей стороной взаимодействия практической деятельности и познания является практика. Именно она — основа познания.

Диалектика чувственного и рационального познания.

В познании принято выделять чувственное и рациональное познание и интуицию, как специфический компонент связи этих двух уровней.


 

Чувственное познание — отражение в сознании человека внешней стороны реальной действительности, непосредственно воздействующей на органы чувств человека. Его формы — ощущение, восприятие, представление. Особой формой чувственного отражения действительности являются эмоции, переживания.

Рациональное познание (мышление) - более высокий уровень, сущность которого заключается в обобщенном, опосредованном отражении существенных свойств действительности, ее закономерностей. Обобщение заключается в выявлении общих существенных свойств определенного класса предметов. Результаты обобщения закрепляются в понятии, выраженном в языковой или знаковой форме. В обыденном мышлении такими понятиями являются дом, дерево, река и т.д.

Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждаются или отрицается нечто об объекте. Например, «все планеты вращаются вокруг Солнца».

Умозаключение - более сложная форма мышления, позволяющая получить новое знание.

Высшей формой мышления является творчество.

Творчество в собственном виде состоит в создании нового, принципиально неизвестного. Оно невыводимо путем логических рассуждений, осознанных мыслительных операций. Исходным моментом создания нового является догадка. Как она получается – пока неизвестно. Единственно, что можно сказать, это то, что она возникает у людей, которые думают. Поэтому творчество – естественное дополнение чувственно-рационального познания.

Важнейшим механизмом творческого процесса является интуиция, которую раньше рассматривали как важнейшую и непонятную способность ума.14Обычно различают чувственную и интеллектуальную интуицию. Первая понимается как неосознанное предчувствие чего-либо, в большинстве случаев относящееся к личной жизни или затрагивающее личный интерес.
         Более сложной является
интеллектуальная интуиция — как бы внезапное открытие нового. Но эта внезапность, как правило, кажущаяся.

          Философское учение об истине.

В содержании, получаемом в процессе познания, можно различать как бы два слоя.

Первый – знание, определяемое самими объектами познания.

Второй – знания, зависящие от познающего субъекта: особенность органов восприятия конкретного человека, его интересов, уровня знаний и т.д. Последние и порождают ошибки и заблуждения в познании. Ошибки зависят от человека, заблуждения определяются ограниченными познавательными возможностями людей на данном этапе развития научного знания.

Знание представляет собой единство объективного и субъективного. Субъективность познания обусловливает ошибки и заблуждения. 

Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человечества называется объективной истиной.

Определить объективную истинность знания можно (первый способ), отделив их от субъективных элементов. В обыденном сознании таковыми считают наглядность, очевидность.

Другой способ – логическое доказательство. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Данная теорема логически доказуема. Это верно в том случае, если истинными являются исходные данные. В геометрии их называют аксиомами – очевидными истинами.

Критерий истинности знаний не может содержаться в самих знаниях. Таковым является практика человека и человечества.

Практический критерий одновременно и абсолютен (другого критерия не существует), и относителен.

Абсолютная истина — полное исчерпывающее знание — это тот предел, который может быть достигнут при бесконечном познании. Она складывается из бесконечного числа относительных истин. Относительность истины не может в конкретных условиях служить препятствием для ее реализации в практической деятельности. В этом случае истина должна обладать признаком конкретности.                             Конкретная истина — относительное знание об объекте, соответствующее данным условиям и времени.

Практика  -  это материальная, целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика становится критерием истинности нашего знания.

5. Наука и научное познание.

Наука – это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука в классическом виде сформировалась в XVIIXVIII вв. и представляла собой  естествознание. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию отличалось от научного.

В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. 

Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов.

Критерии научности.

Научное знание – это логическое знание, подтвержденное опытом. В истории философии рационализм традиционно противопоставлялся эмпиризму и сенсуализму. Выработка критериев научности явилась важнейшей задачей для самой науки, т.к. необходимо было найти достоверный базис научного познания, отличавший науку от других видов интеллектуальной деятельности.

Логический позитивизм (представители «Венского кружка» М. Шлик, позднее – Р.Карнап, Ф.Вайсман, О Нейрат) сводит философию к логичекому анализу научных высказываний.

В качестве первого принципа рассматривается принцип верификации, т.е. опытной подтверждаемости. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают сведение к чувственному опыту и поэтому проверяемы с помощью опыта.

Но кроме эмпирического уровня знания существует и теоретический уровень, который образуется при помощи индуктивных обобщений. Теоретический и эмпирический уровни научного знания – это структурные уровни знания. 

На теоретическом важны научная гипотеза и законы, которые требуют обоснования и проверки. Важно установить связь между теоретическим и эмпирическим уровнями и осуществить проверку при помощи эмпирических фактов.

Но наука не может развиваться только на основе опыта. Различные формулировки  общих законов не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Эти противоречия были преодолены в постпозитивистских концепциях.

Принцип фальсифицируемости К.Поппера – принцип отграничения научного знания от ненаучного. Поппер считал, что научное отношение это критическое отношение. Испытание гипотезы на научность заключается в не поиске подтверждающих фактов, а в попытке ее опровергнуть. Фальсифицируемость приравнивается к эмпирической опровержимости.

Было предложено рассматривать науку не только на эмпирическом и теоретическом уровнях, но и на метатеоретическом, где задаются содержательные нормы и стандарты научности.Т. Кун ввел новое понятие «парадигма» для обозначения метатеоретического уровня.

Парадигма – (пример, образец) модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного.

И. Лакотос вводит новое понятие «научно – исследовательская программа». По мнению Лакотоса, исследовательская программа является успешной, которая дает больше новых предсказаний, подтверждаемых опытом. Опыт выступает мерой в оценке конкурирующих программ. Если же опыт опровергает теорию, то вся программа, сохраняя ядро и позитивную эвристику, остается дееспособной. Опровержение теории не является основанием для отвержения всей программы.

Наука стала фактором производственного процесса, который в свою очередь был и сферой приложения науки. Техника становилась опредмеченной силой знания и все больше зависела от успехов научных исследований.

Рациональное начало, лишенное эстетического смысла, вырождается в пустую форму. Еще древние греки поняли - истина не существует вне добра и красоты. В XX в. пришло время вновь обратиться к мудрости античных философов. Именно такой общекультурный контекст вызвал всплеск интереса к рациональности.

Существуют две основные линии в осмыслении проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм делает акцент на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Это направление представлено позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

Антисциентизм связывает проблемы рациональности с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. Наука отодвигается на второй план. Акцент делается на вненаучные формы постижения действительности, на спонтанность человеческого поведения. Развитие этого противоречия способствовали выработке нового представления о рациональности.

XVIIXVIII вв. – расцвет культа разума.  Бэконовское изречение «Знание – сила» стало гарантией достижения счастья. Основной задачей становится просвещение. И только в н. XX в. развитие рациональности приводит к изменению культурных смыслов и установок. Ориентир на науку породил кризис в ней самой. Человечество осознало, что в погоне за знанием, забыло о добре и красоте.

Структура научного познания. Понятие метода научного познания.

Под приемами мышления и научного познания понимаются общечеловеческие и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех сферах и на любом этапе научного познания.

Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека.

Научный метод это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта.

Методы научного познания делятся на три группы: специальные, общенаучные и универсальные или всеобщие.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных или частных наук. Общенаучные методы используются во всех науках.

Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией.

Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, где изучаются приемы получения знания, а не само знание.

Научное знание рассматривается как целостная система, состоящая из эмпирического, теоретического и метатеоретического знания.

Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт.

На теоретическом – знание фиксируется в виде закона, принципа и теории.

На метатеоретическом уровне формулируются основные нормы и стандарты научности, это уровень знания, на котором наука встречается с философией. Здесь знание фиксируется в виде принципов, утверждающих нечто о самой научной теории.

 Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент.

На теоретическом уровне происходит выявление закономерностей между известными фактами и предсказание новых. Теоретически осмысленный факт становится научным фактом.

Методами теоретического уровня являются дедукция, индукция, аналогия.

Индукцияприем исследования, при котором мысль движется от частного знания, знания фактов к знанию общего.

Дедукцияметод познания, в котором движение мысли идет от общего знания к знанию частного. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что оно содержится в посылках. Индукция и дедукция органически связаны.

Аналогия – метод познания, дающий возможность на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от частного к частному.

Сравнение метод, позволяющий установить не только сходство, но и различие объектов. Метод сравнения близок к аналогии. Аналогия и сравнение позволяют выдвигать новые гипотезы.

Моделирование – такой метод исследования, при котором объект замещается другим. Первый – называется оригиналом, второй – моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено. На основе знания, полученного на модели, делают вывод о свойствах оригинала.

Методы метатеоретического уровня  имеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.

Анализ – это прием мышления, связанный с разложением объекта на части с целью их изучения.

Синтез – прием, связанный с соединением выделенных частей в целое.

Абстрагирование – прием мыслительного выделения

Идеализация - прием мышления, в процессе которого происходит предельное отвлечение от реальных свойств предмета, с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется новый идеальный объект (материальная точка, прямая).

Основные формы научного познания.

 Гипотеза – научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших.

Когда проверка гипотез подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию. Однако в процессе развития, познания  многие теории оказываются относительными истинами.

Научная гипотеза и теория — это основные формы научного познания. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон.

Принцип (от лат. principium — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Всеобщими принципами научного познания и диалектического осмысления окружающего нас мира являются принцип всесторонности рассмотрения исследуемого предмета, принцип детерминизма ( все явления причинно обусловлены), принцип историзма, принцип системности, принцип всеобщей связи и др. Термин "принцип" обычно употребляется в связи с самыми различными сфера человеческой деятельности, тогда как применительно к познанию мира в целом употребляется термин «закон».

Закон – это форма всеобщности. Он отражает общие отношения, присущие всем явлениям и процессам данного рода, класса или действительности в целом. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.

Наука и техника.

Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов.

На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной силой производства является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физических способностей.

Второй этап развития техники связан с появлением машинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также ее стремительное развитие. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотронная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, поэтому в философии формулируется проблема ее осмысления.

Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руководителя этого процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию.

Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие характерные черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает посредствующим звеном между человеком и природой и является частью общей рационализации современного общества. Создание и использование техники основано на использовании научного знания, т.е. напрямую связана с наукой.

Современная техника является практическим продолжением науки. Технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники, ставит перед наукой новые задачи. В XX в. заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической революции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера» появляется понятие «техносфера», которым обозначается все то, что связано с производством и использованием техники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобретательства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п.

Поэтому отношение к технике у современного человека двойственное.

Этические вопросы возникают в связи с использованием техники человеком. Техника неустранима из современной цивилизации, поэтому человеку необходимо находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует находить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.

Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Философия техники выделяется в особый раздел философии и является относительно самостоятельной областью исследования, тяготеющей к гносеологии и эпистемологии. Значительная часть проблем имеет ярко выраженный аксиологический, праксеологический или антропологический характер. Философия техники фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современной технотронной эпохой, проблем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециального научного исследования. 

Преподаватель____________________________М.И. Беляева

PAGE  

PAGE  20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17069. MS Excel. Структура таблиці. Типи даних. Консолідація даних. Задача «Товарний чек». Задача «Рахунок у банку» 100.5 KB
  Практична робота № 5 Тема: MS Excel. Структура таблиці. Типи даних. Консолідація даних. Задача Товарний чек. Задача Рахунок у банку. Мета:Уміти налаштовувати параметри робочого аркуша вводити текстові числові дані і формули в таблицю редагувати дані форматувати д
17070. MS Access. Створення бази даних у вигляді декількох таблиць 282 KB
  Практична робота № 7 Тема: MS Access. Створення бази даних у вигляді декількох таблиць. Мета: Уміти створювати структуру таблиці модифікувати її вводити дані в таблицю. План Основні поняття про бази даних. Типи і властивості полів. Створення таблиц...
17071. Стиснення інформації 290.5 KB
  Практична робота №3 Тема: Стиснення інформації Мета: набути навички роботи з архівними файлами. Обладнання: персональний комп’ютер з встановленою операційною системою Windows а також програмою архіватором WinRar. Призначення: ознайомитися з засобами архівації файлі
17072. Робота з контролюючими і діагностичними програмами 558 KB
  Практична робота №2 Тема: Робота з контролюючими і діагностичними програмами. Мета:Навчитися використовувати службову програму Индикатор ресурсов для контролю за станом системних ресурсів навчитися настроювати і виконувати часткову і повну перевірку HDD. Облад...
17073. Каскады предварительного усиления. Особенности работы и методика анализа каскадов предварительного усиления 1005 KB
  Каскады предварительного усиления предназначены для усиления напряжения или тока источника сигнала (источник сигнала может быть генератором напряжения или тока). В результате такого усиления значение напряжения или тока источника сигнала получается достаточным для нормальной работы оконечного (выходного) каскада
17074. Неорганическая и органическая химия 36.82 MB
  Неорганическая химия изучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества (кроме органических соединений углерода, которые изучаются органической химией)
17075. Побудова багаточлена Лагранжа. Складання програми 177 KB
  Лабороторна робота №4 Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. Складання програми. Мета. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти програму. Обладнання. Лист формату А4 ручка ПК програмне забезпечення С. Хід роботи Правила ТБ Теоретичні відомос
17076. Знаходження значення інтеграла по формулам Ньютона-Котеса 29.5 KB
  Лабораторна робота №78 Тема. Знаходження значення інтеграла по формулам НьютонаКотеса. Мета. Навчитися знаходити значення інтеграла по формулам НьютонаКотеса. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С. Хід роботи Правила техніки безпеки Т
17077. Знаходження інтеграла за формулами прямокутників 53 KB
  Лабораторна робота №9 Тема: Знаходження інтеграла за формулами прямокутників. Мета: Навчитися знаходити значення інтегралу за формулами прямокутників. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні...