72931

Общество как объект философского анализа. Проблема периодизации всемирной истории. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности. Будущее человечества (философский аспект)

Лекция

Логика и философия

В философии существуют разные точки зрения по вопросам относящимся к сущности общества причинам его развития движущим силам. Натурализм или географическое направление развитие общества определяется природными условиями климатом плодородием почвы богатством минеральных ресурсов и т.

Русский

2014-12-01

243.5 KB

4 чел.

Текст лекции по теме № 3

по дисциплине «Философия»

для студентов заочного отделения

направления «Экономика, Менеджмент, Юриспруденция, Психология»

Тема занятия: Общество как объект философского анализа. Проблема периодизации всемирной истории. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности. Будущее человечества (философский аспект).

Вопросы занятия:

1. Понятие «Общество».

2. Сферы общественной жизни.

3. Проблема периодизации всемирной истории.

4. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности. Будущее человечества (философский аспект).

Материальное обеспечение, литература:

Основная:

1.Спиркин А.Г. Учебник. Философия. М., 2011 г.

б) Дополнительная литература:

Миронов В. М. Философия: учебник. – М.,1998 (103).

Губин В. Д.Философия: учебник. - М., 2001 (150).

Петров В. П. Философия: учебное пособие для студентов/ НФ МГЭИ.- Н. Новгород., 2003. – 68 с (50).

Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для вузов-М.,1998 (3).

Гусев Д. А. Философия: учебное пособие для вузов. - М., 1998 (6).

Краткий философский словарь. - М.,1999 (15).

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Р-на-Д, 1996 (1).

Беляева М. И. Философия: курс лекций для всех специальностей. Часть 2. – Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2010. – 89 с (90).

Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. – М., 2005.

Лутченко В. А и др. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006.

Современный словарь по общественным наукам /  под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. – М., 2005.

Скирдо М.Р. Социальная философия. М., 2000

Тойнби А. Постижение истины. М., 1991

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999

Барулин В.С. Социальная философия. М., 2001.

Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. Философия. Справочник для студента. М.; 1999.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Фукуяма Фр. Конец истории.// Вопросы философии. 1990, № 3.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1991.

. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

Задание на самостоятельную работу:

Изучить:

Основные понятия, концепции.

Расчет времени на проведение занятия

 №

п.п.

          Учебные       вопросы

 Время

 ( мин )

Методика

и приемы

обучения

  1.

     Вступительная  часть:

проверка готовности студентов к занятию;

проверка наличия студентов;

объявление темы, цели и вопросов занятия;

обоснование актуальности темы.

5 мин.

Рассказ,

контроль

 2.

 

 

 

  

     Основная часть:

1. Понятие «Общество».

2. Сферы общественной жизни.

3. Проблема периодизации всемирной истории.

4. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности. Будущее человечества (философский аспект).

20  мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

Рассказ, презентация

  3.

    Заключительная часть:

  •  ответы на вопросы;
  •  подведение итогов занятия;
  •  выдача задания  на  самостоятельную работу;
  •  при необходимости, объявление

   оценок.

  5 мин.

Рассказ

1. Понятие «Общество».

В философии существуют разные точки зрения по вопросам, относящимся к сущности общества, причинам его развития, движущим силам.

Можно выделить, по крайней мере, четыре модели, подхода в решении этих проблем: натурализм, идеалистическая модель, материалистическая концепция и плюралистическая (факторная) модель. 

Натурализм (или географическое направление)  - развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

Другой подход в определении основы общественной жизни выдвигает идеалистическая модель, которая имела широкое распространение в истории философии. Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального и закрепление интеллектуальной деятельности за господствующими классами. Для идеалистической модели характерно также отрицание закономерностей развития общества.

Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857).– фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества.

          Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с научным знанием. Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающей собственной структурой организм, каждый элемент которого должен быть полезен для общества.  В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества.

В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.

Однако такой подход в исследованиях определенных ситуаций может склоняться как к материалистической, так и идеалистической модели.

          Противоположной идеалистической является материалистическая модель общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Эта концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Материалистическая модель общества основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общественное бытие – это объективная общественная реальность, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит их деятельность в области производства материальных благ.

Идеологические отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, нравственные, правовые, философские, религиозные, эстетические отношения, они возникают на основе материальных отношений и обусловлены ими. В свою очередь, идеологические отношения оказывают обратное воздействие на материальные. Между ними существует взаимодействие, основу которого составляют материальные связи и отношения. Поэтому система экономических (производственных) отношений составляет базис общества, над которым возвышается соответствующая надстройка, включающая, во – первых, идеологические отношения, во – вторых, общественное сознание (идеи, теории и т.д.), в – третьих, соответствующие им учреждения и организации (государство, партии и т.д.).

Выделение производственных отношений как главных, определяющих и рассмотрение их как формы производительных сил позволило обнаружить повторяемость в истории. Общее, повторяющееся обобщено в понятии «общественно – экономическая формация».

Общественно-экономическая формация имеет важное значение для понимания общества, его развития. Во – первых, она позволила рассматривать общество как целостный организм в единстве всех его сторон, основой которого являются материальные отношения, т.е. обосновывается системный характер общества.

Во – вторых, история стала рассматриваться как закономерный процесс смены различных этапов.

В – третьих, история предстала как процесс прогрессивного развития общества, потому что каждая новая формация означала более высокий этап общей эволюции человеческой цивилизации.

В – четвертых, категория «общественно – экономическая формация» позволяет выявить единство всемирной истории, так как при всем многообразии стран и народов их основу составляет материальное производство, подчиняющееся общим законам.

Формация - совокупность основных сфер жизнедеятельности людей (экономической, социальной, политической, духовной) и совокупность общественных отношений. Поэтому структурными элементами формации являются: способ производства материальных благ, представляющий ее основу, экономический базис как совокупность производственных отношений, соответствующая надстройка, а также определенные формы общности людей, семьи, быта и другие общественные явления.

Взаимодействуя друг с другом, все стороны общественной жизни выражают состояние общества на определенной ступени исторического развития, конкретный социальный организм, в котором способ производства – главная детерминанта его функционирования.

«Общественно – экономическая формация» - это конкретно - исторический тип общества, ступень в развитии истории, представляющая систему общественных отношений, функционирующих  и развивающихся на основе способа производства материальных благ. Развитие и смена общественно - экономических формаций есть естественноисторический, т.е. закономерный процесс.

Для характеристики многообразия человеческого общества, его форм употребляется понятие «цивилизация».

Цивилизация – (1) синоним культуры;

(2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);

(3) ступень общественного развития, следующая за варварством ( Л. Морган, Ф. Энгельс);

(4) целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.

Многие авторы трактуют "цивилизацию" как обозначение той эпохи, которая приходит на смену "варварству" и противостоит ему; другие рассматривают ее как синоним высших достижений человека в различных сферах его деятельности (отсюда и утверждения, например, о необходимости вести дела цивилизованно, равняться на цивилизованные страны); третьи употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определенном этапе развития, выражающегося в специфической общественно - производственной технологии и составляющей ее культуре.
          Поэтому
ядром цивилизации является культура, которая, выступая в качестве проявления человеческой сущности, охватывает все стороны жизни человека во всем богатстве его свойств и потребностей.
           Человеческая цивилизация проходит определенные этапы развития, и в то же время характеризуется региональным своеобразием. Иначе говоря, человеческая цивилизация представляет
единство общего, особенного и единичного. Если общее характеризуется понятием цивилизации как таковой в отличие от животного состояния, особенное — ее определенным этапом, то единичное отражает особенности региона или страны. Можно вычленить такие этапы в развитии цивилизации, как собирательство, земледельческая и промышленная цивилизация. В то же время цивилизация может ограничиваться как национальными рамками (китайская цивилизация), так и региональными (западная цивилизация). Но тот или иной вид цивилизации характеризуется тремя факторами: своеобразием развития родовых, социально-природных качеств человека (способностей и потребностей людей и общества, отношением людей друг к другу и т.д.), особенностями природной среды и спецификой исторических условий возникновения той или иной цивилизации.
       
Цивилизацию можно было бы определить как целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.  Современный уровень развития обществознания рассматривает цивилизационный и формационный подходы как взаимодополняющие в исследовании исторического процесса.

2. Деятельный подход к познанию общества.

Выделяют четыре вида деятельности, которые определяют сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.

Деятельность определяется способом производства в широком смысле слова. Производство – это сфера общественной деятельности, где создаются материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется человек как производительная сила, воспроизводится сама основа общественной жизни.

Сфера материального и духовного производства обеспечивают производство предметных средств деятельности и необходимой информации.

Социальная сфера воспроизводит процесс социализации индивидов.

Сфера социального управления обеспечивает регулирование и координацию действий индивидов, выполняет функции поддержания порядка и организации.

Общество как саморазвивающаяся система.

        Общество представляет собой отдельный целостный организм, единую систему. В процессе развития философии, еще в Древней Греции общество определялось как упорядоченное целое, состоящее из частей. Само понятие «системы» было разработано позднее и включало  в себя части и элементы. Но части системы многокачественны и образуют иерархическую структуру. Каждая система имеет подсистемы, которые состоят из частей или элементов.

         Системные характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Первые три в той или иной мере присуще и отдельным элементам общества. Но самодостаточность присуще только обществу в целом. Ни одна из подсистем общества не является самодостаточной.

        Системный подход к исследованию общества разработали О. Конт, Г Спенсер, К.Маркс, М. Вебер, П. Сорокин.

Общество целостное системное образование, включающее элементы и функции, необходимые для поддержания самого себя в устойчивом состоянии.

Для создания модели общества необходимы элементы:1) деятельные субъекты; 2) средства производительной деятельности; 3) информация на предметных носителях; 4) организационные связи в результате взаимодействия элементов и системы. Все элементы представляют собой продукты целенаправленной деятельности.

Детерминизм в развитии общества.

Все явления и процессы в мире связаны между собой.

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Индетерминизм онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.

        История человеческого общества — закономерный естественноисторический процесс, но в то же время — продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Движущие силы общества нередко связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями. Такая точка зрения представляется односторонней, упрощенной. История общества — это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т.е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. И в этом аспекте всякая деятельность людей является движущей силой, а не только та, которая способствует поступательному развитию истории. Следовательно, способность быть движущей силой общества составляет универсальное качество всякой человеческой деятельности. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех "участников" исторического процесса.

От понятия "движущие силы" следует отличать понятие "субъект истории» - те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально-значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. В современных условиях, можно говорить о становлении и человечества в качестве субъекта истории. Вместе с тем даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограниченно.

Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности?

Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы.
        Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Но характер деятельности людей, их активности зависит от степени осознания обществом, классом или личностью объективно существующего интереса. Осознанные интересы приобретают значение идеальных побудительных сил целенаправленной деятельности людей.  

Важнейшая роль в качестве движущей силы и субъекта истории принадлежит народу как социальной общности.

 Народ это исторически изменяющаяся общность людей, включающая ту часть населения, те классы, слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития страны на определенном этапе. Поскольку в ходе общественного развития изменяются эти задачи, меняется само содержание прогресса, неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, которые на данном этапе составляют народ.
          
Народ - понятие, отражающее дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д., которые помогают реализовать объективно исторические задачи прогрессивного развития данной страны.

Рассмотрение сущности народа как социальной общности позволяет раскрыть его решающую роль в качестве субъекта истории во всех сферах социальных преобразований: экономической, социально-политической, духовной.

Народ и особенно трудящиеся образуют главную производительную силу. Это качество народа определяет его решающую роль в истории. Народные массы создают все материальные блага, обеспечивая решающие условия существования общества, функционирования всех видов, форм общественной деятельности. Вместе с тем они являются субъектом социальных преобразований, движущей силой прогрессивных движений — за мир, национальное освобождение, охрану окружающей среды, против войны и т.д.

Народу принадлежит решающая роль и в развитии духовной культуры.

Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания или умаления значения деятельности конкретных личностей. Роль народа, классов и других социальных общностей в качестве субъектов истории реализуется в личностях, их действиях, конкретных поступках. От осознания каждым из них целей исторического процесса, объективных условий, участия в выработке и реализации решений зависит и степень воздействия масс на общественное развитие, его темпы и глубину преобразований. Было бы неверно противопоставлять деятельность народа и личности как субъектов истории.

2. Сферы общественной жизни.

Общество – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. В структуре общества выделяют несколько сфер или подсистем: экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Общество – органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждая сфера есть целостная система со своими элементами.

Материально-производственная жизнь общества.

Экономическая сфера общества – система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют основные элементы:

1. производительные силы

2. производственные отношения.

1. Главной производительной силой является человек. Выделяют два типа деятельности: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой общества является наука. Другими факторами производства выступают предметы труда и средства труда.

2. Производственные отношения – отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Известны различные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная.

Экономическая сфера общества – это сфера производства и распределения материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы. Кроме того, человек является производительной силой.

Политическая сфера – это организация и учреждения, отношения и идеи по поводу завоевания и удержания власти. В политике действуют массовые субъекты, носители воли – государство, партия, общественные организации. Объектом будет то, на кого направлена власть. Субъект и объект властных отношений могут меняться местами. Фундамент политической власти – насилие, подчиняющее одних людей воле других.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка.

Различают две основные формы государственного устройства: монархическую (власть осуществляется одним лицом) и республиканскую (власть осуществляется выборным органом – группой лиц). Различают различные типы политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 

Социальная сфера общества.

Человеческое общество представляет собой определенную систему. В основе ее развития лежит способ производства материальных благ. Люди производят эти блага сообща, образуя конкретные общности, различные группы и коллективы. В истории известны такие общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, классы, а также социальные слои, прослойки, касты, социальные группы.

Социальная сфера общества представляет собой систему устойчивых связей и отношений между различными видами общности людей.

Различают три основных типа общностей:

1. Естественно – исторические (раса, поколение, пол)

2. Этно – исторические (род, народность, нация, этнос)

3. Социально-исторические (сословия, касты, классы, страты)

Особой формой общности, включающей в себя признаки естественно-, этно-, социально-исторических общностей, является семья. Семья – общность супругов и их потомства, предполагающая половое и возрастное разделение труда. В семье ребенок включается в систему социальных и культурных связей, т.е. в процесс социализации. Главная функция семьи – репродуктивная.

Брак – санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу семьи. Семья и брак развиваются исторически и приобретают различные формы.

1) Естественно – историческая общность: Раса – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос – т.е. несущественные физические, биологические и социокультурные характеристики. Выделяют три типа рас: европеидную, монголоидную, негроидную.

Пол складывается на основе биологического различия людей.

Поколение  - естественно – историческая общность людей, выделяемая условно.

2) Этно – историческая общность: Род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя.

Народность – возникает в результате смешения племен, вытеснения кровнородственных связей.

Нация – форма общности людей, характеризующихся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и ментальности. Этнос и нация – изначальные их смыслы тождественны.

3) Социально – историческая общность: Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства. А также по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства, которой они располагают.

Страта группа людей, объединенных общим социально – экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием страты является социально – экономический статус, который определяется родом занятий, доходом, местом в социальной иерархии.

Целостная совокупность социальных общностей и групп, взаимодействующих между собой, представляет социальную структуру общества.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в движении и развитии. Основой этого движения служит способ производства.

Развитие социальной структуры общества естественно - исторический процесс, в основе которого лежит смена способов производства материальных благ.

В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.

Классовая теория была предложена марксизмом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классовое деление определяется экономической структурой общества. Классовая теория, предложенная К. Марксом, была адекватна социальной и экономической реальности, в которой она создавалась (серед. XIX в.). Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX — начала XXI в

Духовная сфера общества.

Кроме материальной деятельности обществу присуща и духовная жизнь.

Сущность духовной жизни – деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и другие духовные потребности.

Если понятия «материальная жизнь» и «духовная жизнь» раскрывают процесс социальной деятельности людей и их отношений, то «общественное бытие» и «общественное сознание» выработаны наукой для решения основного вопроса философии применительно к обществу.

Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу. Общественное сознание – идеальная сторона исторического процесса, представляющая собой целостное духовное явление с определенной внутренней структурой, включающая различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука)

Общественное сознание – это процесс отражения и осмысления общественного бытия. Общественное сознание и общественное бытие связаны между собой закономерной связью, которая проявляется в действии двух законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и относительной самостоятельности действия общественного сознания по отношению к общественному бытию.


Единство общественного бытия людей обусловливает единство их общественного сознания, преемственность социальных чувств, убеждений, взглядов и т.д. Наряду с духовной жизнью отдельных людей возникает и духовная жизнь социальных групп и общества в целом. Отсюда и особая категория «общественное сознание», которая означает результаты идеального отражения действительности.

Личное и общественное бытие человека и его духовная жизнь отражаются и индивидуально. Объективной средой индивидуального сознания служат материальные и духовные факторы. Для общественного сознания объективное равно материальному.

И индивидуальное и общественное сознание есть отражение процессов реальной жизни. В гносеологическом плане можно выделить два уровня общественного сознания – обыденное и теоретическое.

Под обыденным понимают процесс спонтанного духовного отражения действительности в рамках повседневной практической деятельности.

При анализе общественного сознания в его структуре можно выделить специализированное и массовое сознание. Содержанием специализированного (теоретического) сознания являются идеи, мысли, теории, взгляды, воспринятые духовные ценности.

Массовое сознание – это совокупность духовных образований, разделяемых социальными группами общества. В массовом сознании органически сливаются и собственно психологические и идеологические представления и взгляды. Оно не может быть отождествлено ни с обыденным, ни с теоретическим сознанием. В нем проявляются интересы и социальные позиции классов и социальных групп в форме убеждений, установок, оценок и т.п.

           Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение классов, различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, представляет собой общественное мнение. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Общественная психология и идеология.

Характерные черты общественного сознания можно рассмотреть в рамках общественной психологии и идеологии.

Общественную психологию определяют как сумму несистематизированных взглядов, представлений, а также как совокупность настроений, чувств, эмоций, норм поведения, складывающихся под воздействием условий жизни, стихийно и свойственных социальной группе, нации и другой исторической общности людей.

Общественная психология сложна по своей структуре. Главными элементами психологического склада людей являются материальные и духовные потребности и интересы.

В общественной психологии отражается положение различных социальных групп, но сознание на этой ступени не поднимается до широких научных обобщений и остается на поверхности явлений.

Идеология – осмысление общественного бытия и всех сторон общественной жизни в теоретической форме. Она представляет собой систему взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму классовых интересов, идеалов и целей. Идеология включает правовые, политические, философские, нравственные, эстетические и религиозные воззрения и теории. В отличие от общественной психологии, которая формулируется стихийно, идеология разрабатывается узким кругом людей. Она тесно связана с психологией, отражает в четкой теоретической форме те же самые стороны и тенденции общественного бытия, что и психология. Она создается не в результате развития общественной психологии, а на основе накопившегося в развитии духовного материала и достижений науки. Сформировавшись, идеология оказывает активное воздействие на психологию людей и играет решающую роль в превращении стихийных движений социальных групп в сознательную борьбу.

Формы общественного сознания.

Исторически сложились следующие формы общественного сознания: политическое, правосознание, моральное, эстетическое, религиозное, атеистическое.

Политическое сознание – это систематизированное, теоретическое выражение взглядов определенного класса на политический строй общества, формы государства, отношения между различными классами, социальными группами, на их роль в жизни общества и отношения с другими государствами и нациями. Политические идеи выражаются в конституциях, программах, декларациях, лозунгах политических организаций, в пропагандистской литературе.

Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости тех или иных законов. Правосознание как определенную систему взглядов надо отличать от права как системы юридических норм и от правовых отношений

Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием, но моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает поступки людей, исходя из действующего права. Мораль же основывается на внутреннем убеждении и охраняется общественным мнением. Она объединяет совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

Основные категории морали – добро и зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство. Нравственное самосознание человека, чувство личной ответственности за поведение и выбор поступков выражается в совести.

Эстетическое сознание – форма общественного сознания, в которой осуществляется эстетическое отражение человеком общественной жизни и природы в художественных образах и картинах. Основные категории эстетического сознания: прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Религиозное сознание – фантастическое, иллюзорное отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Вера в сверъестественное – главный признак религиозного сознания.

3. Проблема периодизации всемирной истории.

Философия истории относительно самостоятельная область философского знания, которая занимается рефлексией качественного своеобразия развития общества в отличии от природы.

Проблемами философии истории являются:

1. Направленность и смысл истории;

2. Методологические подходы к типологизации общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерии прогресса исторического процесса.

Философия истории пытается найти всеобщие законы, которые вовлекают общества во всемирный исторический процесс.

Важнейшая задача философии состоит в исследовании проблемы смысла и направленности движения истории. Проблема «смысла истории» взаимосвязана с проблемой «цели истории». Философия истории берет свое начало с «Лекций по философии истории» Гегеля. Он соединил философию и историю, и разработал концепцию разумности всемирно-исторического процесса. Важнейшим принципом своей концепции он определил «принцип историцизма», что означает:

1. признание субстанциальности истории;

2. утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности.

         Многообразие  способов и форм развития общества представлено различными историко-философскими концепциями.

        Прообразом концепции «исторического круговорота» явиласть концепция заложенная Гераклитом в античности. Он высказал идею «пульсации» истории как вечного огня, где огонь то угасает, то разгорается с новой силой. Так итальянский философ Джамбатисто Вико смысл истории представил как постоянно повторяющийся порядок причин и следствий, доказывал единство мировой истории, цикличность и возвраты. Все народы в своем развитии проходят три эпохи, три типа времени: религиозное, героическое (поэтическое), гражданское, которые соответствуют детству, юности, зрелости человечества. Эти же этапы проходят культура, язык, и деятельность человека и все, что с этим связано. Цикл завершен и все повторяется вновь.

Существуют концепции, рассматривающие историю как поступательное развитие – это теории прогресса. Среди них  концепция «десяти исторических эпох» Ж. Кондорсе. Французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Он считал, прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. Кондорс стремился реконструиовать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движищие силы. Выделил десять этапов – эпох «прогресса человеческого разума».  Последняя эпоха открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Люди не должны делиться на правителей и подданных. Отсюда правомерным будет вывод основных прав человека.

Теория прогресса представлена именами И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса.

Концепция «трех миров» Г. Гегеля. История – развернутый в социальном пространстве и историческом времени процесс познания абсолютного духа – это прогресс в сознании свободы. Он выделил три эпохи всемирной истории: Древний Восток, свободен один, а другие не знают свободы; Греция, где свободны некоторые. Наконец, германские народы, которые пришли в христианстве к сознанию, что человек свободен, а свобода является сущностью духа.


Концепция «общественно – экономических формаций» К. Маркса. К. Маркс попытался синтезировать рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Идея единства исторического процесса соединилась с мыслью об истории как процессе взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. Двигателем истории является не энергия абсолютного разума, но потребности отдельных людей, удовлетворяя которые (при этом, используя орудия труда) они вступают в сложные взаимоотношения.

На начальном этапе труд малопродуктивен, члены общества равны в своей бедности. Затем в усложнении орудий труда, появляется избыточный продукт и с ним борьба за его присвоение. Так возникает классовая борьба, борьба за право собственности на средства производства. В этом процессе возникает государственная машина и определенная идеология. Сущность определенного типа истории воплощает общественно – экономическая формация, где предполагается базис (экономические отношения, отношения собственности), который определяет надстройку (и формы общественного сознания).

Пять типов общественно – экономических формаций являются вехами мировой истории.

2. Формационное развитие общества.

Общественно – экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Формационная концепция была предложена К.Марксом в середине 19 в. В обществе действуют объективные законы, отсюда в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. С его точки зрения, определяющие – способ производства материальных благ.

Понятие «общественно – экономической формации» является определяющей – это конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, основой выступает определенный способ производства. Способ производства определяется, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой – уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым выстраивается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: мораль, право, искусство, философия, наука.

Исторический процесс осуществляется в результате социальной революции. Причиной является конфликт между производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Экономический конфликт приводит к политическому, который отражается на всех уровнях надстройки общества. Обостряется классовая борьба, которая ведет к революции. Классовая борьба является важнейшей движущей силой истории. По Марксу, общество проходит пять основных этапов в своем развитии: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Цивилизационное развитие общества.

Понятие «культура» часто отождествляют с понятием «цивилизация». Культура является общей характеристикой жизнедеятельности человека, отличающей его от животного.

«Цивилизация» обозначает идеальное устройство человеческого общества. Но в этих понятиях заложены различия. Несмотря на различия можно выделить

закономерность - цивилизация соотносится с внешними формами организации культуры, с интеллектом и техникой, а культура – с внутренними.

Культура  - не структурная часть целого, а определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития. Каждый новый этап в развитии культуры есть отражение человеческого прогресса. Его становление является закономерным процессом развития цивилизации, всего лучшего, прогрессивного, демократического. Возникновение новых этапов развития мировой культуры происходит на основе переработки прошлого. В любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их уровень и направленность развития формируют жизненную позицию человека, его мировоззрение и миропонимание.

Существуют различные концепции: Эволюционизм – теория однолинейного развития цивилизации. Все общества проходят одни и те же циклы культурного развития. Теория культурного релятивизма – пути развития отдельных культур уникальны, поэтому надо изучать их индивидуальные черты. Теория многолинейной эволюции – некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями.

Но главный вопрос – каковы закономерности возникновения основной модели культуры определенной исторической эпохи, остается без ответа.

Ряд исследователей (Ф. Нортрон, П. Сорокин) попытались установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры.

П. Сорокин выделил три основных типа культур – идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся всемирного, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, цели и потребности его культур чисто физические. Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Это не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом.  Так, культура античного мира сохраняется до 13 века, затем уступает место идеалистической культуре с14 – 16 вв., которую сменяет чувственная культура, достигшая расцвета в 19 веке и пришедшая в упадок в 20 в.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, она гибнет, а на смену ей приходит новая, более жизнеспособная система.

В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, политику и биосоциальную организацию. Смена цивилизации приводит к смене характера основных ее элементов.

Природа человека. Смысл его существования.

Учение об антропосоциогенезе связано с именем Ч. Дарвина – природное происхождение человека в процессе эволюции, где основными механизмами являются наследственность и естественный отбор.

Ф.Энгельсом была рассмотрена трудовая гипотеза происхождения человека с мышлением и речью и себе подобных, способных к трудовой деятельности.

Но трудовая гипотеза не связала причиной появление человека и труда. Труд должен был существовать до появления человека, то есть трудиться должны были обезьяны.

Главная причина возникновения человека, по В. Вильчеку, первоначальное отчуждение, разрыв связи с природой, утрата инстинктов, появление множества «больных животных». Животные для человека становятся учителями, человек начинает подражать им. Люди,  живущие по чужому плану, находятся в состоянии стресса. Естественный отбор становится для человека противоестественным, он ведет к сохранению слабых, с разрушенной связью с природой. Им остается подражать природе но не инстинктивно, а трудиться. Попытка восстановить связь с природой порождает новую человеческую способность – творчество. Человек реально уходит от природы, а возвращается к ней в форме идеального плана действий, в творчестве. Восстановление связи внебиологическими средствами ведет к формированию человека.

Отечественный философ Ю.М. Бородай отходит от трудовой гипотезы, объясняя антропосоциогенез с помощью психоаналитической теории.

У Фрейда возникновение социальности связана с замещением реального отца – вожака – Тотемом. Свершив свое деяние, убийцы оказались во власти торжества и горя. Они начали испытывать чувства раскаяния и вины, отказались от своих вожделений, закрепив свой отказ Тотемом. По мнению Фрейда, общество покоится на чувстве вины и раскаяния.

Бородай отмечает, акт убийства не есть причина вины и раскаяния общества. Он отмечает, что пралюди (предгоминиды) были способны к прямохождению (что ведет к смертности самок) и были хищниками. Внутристадные конфликты стали частыми и жестокими. Они грозили гибелью вида в результате взаимного истребления. Единственное средство – сублимация (ограничить себя в желаниях, видоизменить их. Эротика и смерть слились в одно. Поэтому орудие смерти становится предметом почитания. Первых богов почитали в виде дубин, ножей. появление нового «человеческого качества» в стаде сделало ситуацию напряженной. Желание убить и невозможность это совершить порождали запрет (табу). Это внутренний запрет, основанный на собственной воле – рождение совести.

Сущность социальности предельно ясно выражена в нравственных отношениях, в основе которых лежит процесс сублимации. Первые формы нравственности (чувство вины, муки совести, свобода вили) стали фундаментом человеческой культуры, с ее способностью к символизации, перевоплощению себя с другим. Утрата исходной нравственно – родовой основы человеческой культуры связана с завоеваниями одного народа другим, войнами, в результате которых мифологическая суть человеческих отношений умирает., остается лишь «чистая форма».

Пьер Шарден (1881 – 1955) объясняя антропогенез вводит понятие энергии. Появление «радиальной энергии ведет к нарастанию сложных материальных феноменов. Энергия неотделима от материи, ее можно понимать и как духовную силу, направляющую всю эволюцию космоса. Переход с одной стадии на другую носит взрывной характер. На стадии «мысли» появляется человек. Возникновение человека – скачок от инстинкта к мысли. Первый человек появляется как множество людей. Человек как бы сгущает психическую энергию, творит «ноосферу», в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей. духовное объединение человечества, его «планетизация» ведет к стадии Сверхжизни, соединяется с Божественной полнотой.

Понятие энергии позволяет Л.Н. Гумилеву (1912 – 1992) выдвинуть теорию о биохимической энергии, энергии космоса. Он предложил концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождение народов, этносов). пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Под воздействием внешних условий в определенное время и в определенном месте возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Этот процесс связан с появлением особого генетического признака – пассионарности. Пассионарность – признак, возникающий вследствие мутации и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. «Пассионарный заряд» изменяется, он уменьшается. Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли.

Природа человека – это единство материального и духовного, природного и социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к двум мирам – миру свободы и миру необходимости. Осознание собственной противоречивости делает его одиноким и полным страха.

Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека. Природа человека – это противоречие, внутренне присуще человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть.

Кто я, может быть множество, но важны основных два ответа.

Один ответ – регрессивный, он предполагает возврат к животной жизни, к предкам.

Другой ответ – прогрессивный. Это путь собственно бытия, где человек обретает сущность. Сущность человека – это «образ человеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающий свой выбор. Свобода – это тот мостик, который соединяет существование человека и его сущность.

Жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но они разнообразны и дают различные возможности действия человеку, который совершает свой выбор. За выбором стоит выбор ценностных ориентиров, смысла, сообразуясь с определенной внутренней шкалой. Роль ориентира и начинают выполнять сформировавшиеся в единую доминанту обобщенные, наиболее типичные для данного субъекта потребности, интересы и переживания. Так возникают ценности.

Ценность (жизненный смысл) есть основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающие на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

Раздел социальной философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учение о ценностях)

Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал. Он представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль ориентира на пути достижения цели.

Ценности выступают как системообразующее ядро программы, замысел деятельности и внутренней духовной жизни личности, Ценностные ориентации могут иметь место в любой сфере человеческой деятельности. Философия рассматривает только те, которые выражают сущность человека, универсальные и определяющие ядро мировоззрения, отношение к месту человека в мире. Содержание таких ценностей (базовых или ключевых) в различные эпохи, у разных социальных групп и личностей может различаться вплоть до противоположности. И вместе с тем все они — атрибуты человека в его отношении к миру.

Каждая из ключевых ценностей выражает сущностное (что делает человека человеком) отношение к миру, а их система дает целостное представление об отношении «человек — мир». Во всех аспектах своего взаимодействия с миром человек ориентирован на конечную ценность — благо.

Благо как вершину ценностей впервые представил Платон, понимая его как единство истины, красоты и меры. Понятно, что содержание этих ценностей исторично, но, как бы люди ни понимали благо, оно является итоговой характеристикой их стремлений. В стремлении к нему человек, с одной стороны, выражает себя, свою неповторимость, и это стремление к самореализации, саморазвитию ориентировано на ключевую ценность — свободу. С другой — он, так или иначе осознает самоценность мира в целом, универсума, а себя частью этого целого, как бы это целое ни понималось — Бог, природа, человечество, нация, партия и т.д. Такое отношение ориентировано на ценность — сопричастность. Свобода индивидуальности и сопричастность к целому — фундаментальные ценности человеческого бытия. Вместе с тем, ориентируясь только на сопричастность к целому, человек растворяется в нем, теряет свое "Я", приходит к абсолютной отрешенности, уходит от обычных человеческих ценностей (благо, добро), от цели вообще. Реализуя же только свою свободу, не считаясь с миром, человек превращает ее в произвол и гибнет в этом безумном противостоянии миру.

Благо достигается через единство субъективно-объективного отношения, ориентированного на ценность пользы (меры внешней среды) и межличностных отношений, преодоления препятствий, ориентацию на ценность добра. В полезной деятельности свобода и сопричастность дополняют друг друга.

Человек строит свои отношения с миром и другими людьми по им же выработанным программам. Для этого он должен уметь познавать объективную реальность, быть нацеленным на осознание "величия" истины, стремиться к пониманию субъективной реальности существования других людей и общностей, ориентироваться на ценность правды. При этом различие между пониманием и познанием в том, что последнее получает знание об объекте, а первое предполагает сопереживание, вхождение во внутренний мир, в ценности другого субъекта.

Истина, отражающая объективную реальность, одна, но ее понимание, может быть разным (истина объективна, понимание субъективно). Единство истины и ее понимания позволяет создавать идеальные проекты и программы, основанные на знании объективной реальности и соответствующих ценностей субъектов это идеальное созидание будущего – реализованная ценность творчества.

К основным ценностям относятся: польза, истина, понимание, красота, благо, творчество, мудрость; добро, правда, святое, а также свобода и сопричастность.

4. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности. Будущее человечества (философский аспект).

Вопрос о природе человека – антропологический вопрос.

Древние греки первыми обратили внимание на человека, создав идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания. «Человек есть мера всех вещей…».

В средневековой философии человек сводится до субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. На первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Эпоха Возрождения относится к человеку как к главному, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается как субъект рационального познания. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье.

Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан .

Классическая философия XVIIXVIII в. не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку обращалась к разуму, способному преобразовать природу человека.

           В эти периоды человек не был проблемой. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. За И. Кантом - А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер) сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. В XIXXX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.

Представители философской антропологии смыслом философии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естественно-научные, гуманитарные и философские знания. Сущностной особенностью человека М. Шелер называл дуализм духа и жизни. Этот дуализм определяет характер человеческого бытия. Между человеком и животным миром существует различие, определяемое наличием у человека духа. Дух открыт миру, эта открытость, по мнению М. Шелера, есть свобода.

Другой представитель философской антропологии, А. Гелен, считал, что именно в открытости миру следует искать сущность человека. Открытость миру определяет способ человеческого бытия, смысл которого — преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие биологических средств адаптации компенсируется культурой. Именно поэтому, утверждает А. Гелен, человек есть культурное существо.

Проблема человека является центральной и в философии экзистенциализма. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает собственную сущность в процессе существования. По словам Ж.П. Сартра, человек — это будущее человека, проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уникальный, неповторимый жизненный мир личности.

К экзистенциально-антропологическому направлению тяготеет и психоаналитическая философия (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Все содержание культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная. Бессознательное есть исходное бытие, определяющее особенности личности, характера и жизни человека.

Интерес к особенностям проблемы человека остается и сегодня.

Во-первых, человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности.

Во-вторых, чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается. Человек  же не может изучать себя как объект. То, как он понимает себя, зависит от конкретных условий места и времени. При этом философия стремится найти какое-то общее основание человечности, присущее людям любых эпох и культур.

2. Индивид, личность, индивидуальность

Человека можно рассмотреть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид».

Индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не важны,  важны только общие с другими людьми свойства.

Человек рождается с не сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. Человек в качестве животного был бы обречен на гибель в природе. В отличие от животного, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного целеполагания и действия.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность».

Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Личность есть целостность, познаваемая изнутри.

Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества.

Структуру личности определяют такие характеристики как:

-  предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей;

-  телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание собственной телесности;

- самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой;

- диалогичность, взаимоотношение «я» с другим «я», с «ты»;

- социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» — группой, в которую личность себя включает, и с «они» — группой, из которой личность себя исключает;

- трансцендентность (духовность), взаимоотношения «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.

          Важным для характеристики личности является свойство идентичности. Термин «идентичность» имеет несколько смыслов: тождественность; индивидуальность; подлинность.

Идентичность – это твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми.

         Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.

Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом:

индивид — обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens;

личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, как ощущение собственного «Я».

индивидуальность — культурологическое видение человека, где основным является его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.

3. Человек, общество и природа

В философии рассматривается проблема взаимоотношения человека, общества и природы. Философию эта проблема интересует во многих отношениях. Человек отличия себя от природы как иного, может понять собственное своеобразие. Рассматривая себя как порождение и продолжение природы, человек решает вопрос о возможностях и границах познания мира, единства и многообразия мира, сущности красоты, добра и справедливости.

С развитием человека и общества, зависимость человека от природы уменьшается. Но отделяясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связан. История развития человечества тесно связана с эволюцией природы. Природная среда оказывает существенное влияние на человека, не только физическое, но и психическое воздействие, тем самым, влияя на индивидуальное и коллективное поведение людей.

Единство человека и природной среды его обитания определяется в понятии «биосфера». Человечество — часть биосферы, его деятельность оказывает все мощное влияние на ее развитие, но при этом человечество остается включенным в общий биологический процесс.

Ступень развития биосферы, связанная с появлением человека, называется ноосферой. Это понятие введено русским философом и ученым В. Вернадским.

Ноосфера не просто сфера живого, это сфера разума. По мнению А. Чижевского, ноосфера не является чисто земным явлением, а человек как частица ноосферы есть еще и космическое существо. Ноосфера представляет собой единство живого, разумного и космического.

Человек все сильнее вмешивается в процессы, протекающие в природе. Нарастания экологических проблем влечет осознание того, что человеческое воздействие может разрушить условия своего существования и погибнет как биологический вид. Осознание возможности глобального экологического кризиса подталкивает человечество к гармонизации отношений био- и ноосфер.

Общество, как и природа, является средой обитания человека. Общество представляет собой систему экономических, политических, социальных, правовых, духовных отношений, в которые включается и человек. Но человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Человек в состоянии осмыслить социальные отношения, оценивать их и, в зависимости от результата, поддерживать их своей деятельностью или преобразовывать. Растворение личности во внешних социальных связях влечет отчуждение от собственной сущности, потерю идентичности и чувства реальности «я».

Феномен массового человека, утратившего свободу, рассматривается современной философией. Это явление часто обозначается «слишком многие» ( у Ф. Ницше), «человек — масса» ( у X. Ортега-и-Гассет), «одинокая толпа» ( у Э. Фромма)  или «одномерный человек» (Г. Маркузе) и др. Чтобы оставаться личностью, необходимо сохранять определенную степень свободы по отношению к общественной реальности. Общество такое, каким его делают люди. Оно может развиваться, лишь опираясь на индивидуальные качества -  свободу и инициативу.

4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы

Человек — единственное существо, которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознаются более отчетливо. Философия обнаруживает эту проблему и предлагает варианты ее решений.

Все ответы на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские.

Религия и религиозная философия связывают смысл бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. Из обещания вечной жизни выводится абсолютность нравственных законов, их нарушение обрекает человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Кто выдержит испытание даруется бессмертие в потустороннем мире.

Светская философия отрицает идею Бога, но подчиняет индивидуальную жизнь внечеловеческим целям, или пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ на вопрос о смысле жизни дают Платон, Г. Гегель, марксисты и др.

        Экзистенциалисты и персоналисты ищут смысл жизни в ней самой. Человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к потусторонним силам.

В экзистенциальной философии вопрос о смысле человеческого бытия становится одним из главных. Человек — конечное существо, предназначенное к смерти. Смерть — граница любых начинаний, личность не должна убегать от сознания своей смертности, именно тогда у нее появляется шанс прожить осмысленную жизнь. Проясняя вопрос о смысле жизни, К. Ясперс говорит о пограничных ситуациях — предельных жизненных обстоятельствах, в которых наиболее ясно проявляется осознание человеком своей конечности. Пограничные ситуации: переживание смерти, страдания, вины, конфликта, случайности. Такая ситуация ставит человека перед необходимостью выбора.

          В ряде философских учений тема смысла жизни связывается с проблемой свободы. Современный человек стремится к свободе. Свобода как ценность дана нашей культурой в качестве фундаментальной.

          В философии, придерживающейся принципа детерминизма, свобода понимается как действие в соответствии со знанием необходимости. Свободна только субстанция, являющаяся причиной самой себя. Все остальное в мире, в том числе и человек,  ограничены в своей свободе. Б.Спиноза определяет: «свобода как раз и есть познанная необходимость».

И. Кант разделил мир природы и мир свободы. Человек принадлежит двум мирам одновременно, поэтому обладает двумя характерами: эмпирическим, подчиненным необходимости, и ноуменальным, свободным.

Одной из наиболее развернутых концепций свободы является философия Н. Бердяева. Он считает, что объединять на каких-либо основаниях свободу и необходимость (природную или социальную) неприемлемо. «Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя».

В философии экзистенциализма тема свободы - центральная. Свобода — фундаментальная характеристика экзистенции (человеческого существования).

В философии экзистенциализма подчеркивается, что человек свободен независимо от реальных возможностей осуществления его желаний. Человек свободен даже тогда, когда не чувствует себя свободным или не хочет таковым быть.

Человек может забыть о свободе или бежать от нее. Феномен «бегства от свободы» описал Э. Фромм. Свобода налагает определенные обязательства, она сопряжена с трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным. Бегство от свободы выражается в том, что современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы.

Свобода реализуется через выбор, но выбор — лишь предпосылка свободы. Выбирая заменители свободы, человек не обретает свободы, а удаляется от нее.

Идея свободы – центральная для западной философии, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Гуманистический взгляд на самого себя определяет самопереживание человека нового века.

5. Глобальные экологические проблемы.

Особенностью развития современного общества является процесс глобализации.

Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное человечество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий.

Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Развитие информационных технологий трансформирует способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. Это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность. Глобализация - современный этап развития, называемый технотронная эпоха.

Современная философия говорит о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. Человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.

Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.

Наиболее острыми проблемами являются:

1.  экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико - биологическая проблемы;

2.  политическая - как угроза мировой войны с применением оружия массового поражения;

3.  проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;

4. Проблема религиозных и этнических конфликтов, угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.

    Суть экологической проблемы в  противоречии между экономической деятельностью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени — ускоряющийся технический прогресс, который становится неконтролируемым. Следствием технического прогресса является рост искусственной среды - техносферы и разрушение естественной среды обитания человека — биосферы. Обострение экологической проблемы грозит физическим вымиранием человеческому виду.

Взаимосвязь, взаимовлияние и взаимопорождение — важнейшая черта современных глобальных проблем. Главной причиной экологического кризиса называется технический прогресс, порождающий неограниченное потребление. Сокращение темпов технического роста ведет к обострению других глобальных проблем, в частности демографической. Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах создает основу этого вызова.

Впервые на проблемы, связанные с ростом народонаселения, обратил внимание английский экономист и священник XIX в. Т. Мальтус. Рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост производства — в арифметической. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Т. Мальтуса, данный процесс фатально неизбежен, ничто не в силах его предотвратить.

Критики мальтузианства утверждают,  что «линейность» концепции Мальтуса не позволяет делать точные прогнозы. Российский исследователь И. Бестужев-Лада утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности срабатывают механизмы, возвращающие популяцию к оптимальным масштабам. В человеческом сообществе это происходит еще энергичнее, поскольку подкрепляются сознательным целенаправленным поведением людей.

Обострение демографической проблемы усугубляет разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребления приводит к еще большему обострению экологических проблем.

Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм — серьезнейшая проблема сегодняшнего дня.

Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества — он сам. Преодоление глобальных проблем связано с трансформацией ценностных установок, поиском новых мировоззренческих ориентиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.

Выходом из технологического тупика является переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация — основной фактор и условие развития человечества и просто его выживания. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, информационное общество будет основано на всеобщих информационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, тесном контакте производителя и потребителя. Эта возможность станет реальной, когда человечество научится экономно расходовать природные ресурсы.

Еще одной проблемой, стоящей перед современным человечеством, является проблема формирования целостного космоса духовной культуры. Между различными сферами современной культуры отсутствует элементарное взаимодействие, что служит благодатной почвой для возрождения разного рода древних верований и чревато архаизацией индивидуального сознания. Отсутствие гармоничного космоса культуры превращает человека либо в одномерный автомат, либо в неуправляемое животное. Нахождение согласованности между рациональным и внерациональным, научным и художественным, философским и мистическим способами постижения действительности, преодоление разломов в духовной культуры становятся одной из важнейших задач современного человечества.

Любые размышления о будущем, остаются на уровне прогнозов и не отражают всех возможных вариантов развития. Дальнейшее движение может пойти по неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности как для взлета, так и для серьезного упадка. Один из создателей синергетики И. Пригожин считает, что современное человечество находится в точке бифуркации, когда меняется соотношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредсказуемости. Новое сетевое общество может походить как на большой иерархически организованный муравейник, так и на общество свободных людей.


По мнению И. Пригожина, «глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне,  так и творческая личность будет все сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества».

Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась в середине XX в.

Футурология позиционирует себя как науку, она одновременно является и искусством. Футурологические концепции остаются более или менее реалистической фантазией как о желаемом, так и о мрачном будущем.

Преподаватель________________________ М.И. Беляева

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49786. Разработка оснований и фундаментов промышленного цеха и административно-бытового корпуса 1.73 MB
  Определение размеров подошвы фундамента Расчет осадки основания фундамента Расчет элементов фундамента по прочности Конструирование фундамента
49787. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 124 KB
  Числовые методы позволяют построить интегральную кривую по точкам. В зависимости от того, сколько точек используется для расчета очередной точки интегральной кривой, все численные методы делятся на одношаговые и многошаговые. В нашем случае мы используем одношаговые численные методы.
49788. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 10.19 MB
  Дифференциальными называются уравнения, связывающие независимую переменную, искомую функцию и ее производные. Решением ДУ называется функция, которая при подстановке в уравнение обращает его в тождество. Лишь очень немногие из таких уравнений удается решить без помощи вычислительной техники.
49789. Решение методами Эйлера и Эйлера модифицированным задачу Коши для дифференциального уравнения первого порядка на отрезке с шагом и начальным условием 268 KB
  В данной работе поставлена задача решить дифференциальное уравнение с помощью двух методов: метода Эйлера и метода Эйлера модифицированного. Требуется написать программу на языке Visual Basic для решения и визуализации данного дифференциального уравнения первого порядка при помощи графика. В программе будут сравниваться эти методы и оценятся погрешности и правильность решения.
49791. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА 582.5 KB
  Требуемая мощность кВт электродвигателя привода определяем по формуле: где Рв потребляемая мощность измельчителя Здесь КПД отдельных звеньев кинематической цепи значения которых принимаем по табл.13 тогда SH – коэффициент запаса прочности принимаем в соответствии с рекомендациями...
49794. Расчет переходных процессов 185.88 KB
  При всех изменениях в электрической цепи: включении выключении коротком замыкании колебаниях величины какого-либо параметра и т. Расчет переходных процессов с применением классического метода Для электрической цепи рисунок 1 и исходных данных таблица 1 найти закон изменения тока при замыкании ключа К. 7 Так как следовательно: Так как следовательно: Закон изменения тока на индуктивности будет иметь вид: Для нахождения закона изменения тока на индуктивности при переходном процессе необходимо рассчитать входное...