72932

Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения. История философии

Лекция

Логика и философия

Философия имеет ряд разделов: онтологию – учение о бытии, гносеологию – учение о познании, аксиологию – учение о ценностях. Выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию – учение о человеке. Философия – это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.

Русский

2014-12-01

141.5 KB

5 чел.

Текст лекции по теме №1

по дисциплине «Философия»

для студентов заочного отделения

направления «Экономика, Менеджмент, Юриспруденция, Психология»

Тема занятия: Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения. История философии.

Вопросы занятия:

1. Предмет философии и ее основные задачи.

2. Философия Древнего мира (Греция).

3. Средневековая философия.

4. Философия Возрождения и Нового времени.

5. Классический этап философии Нового времени

6. Основные течения Западно – европейской философской мысли.

7. Русская философия

Материальное обеспечение, литература:

а) Основная литература:

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2011. – 828 с (70)

б) Дополнительная литература:

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2009. – 736 (10).

Миронов В. М. Философия: учебник. – М.,1998 (103).

Губин В. Д.Философия: учебник. - М., 2001 (150).

Алексеев П. В.Философия: учебник для вузов. - М., 2001 (250).

Петров В. П. Философия: учебное пособие для студентов/ НФ МГЭИ.- Н. Новгород., 2003. – 68 с (50).

Краткий философский словарь. - М.,1999 (15).

Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов.-  Р-н-Д, 1999 (10).

Хрестоматия по истории  философии: учебное пособие для вузов. - М.,1997 (5).

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Р-на-Д, 1996 (1).

Волкова В. О. Философия Древнего мира и  средних веков: Курс лекций:  В 4ч. Ч 1. - НФ МГЭИ, 2007. – 105 с .(50).

Волкова В.О. Философия Древнего мира и средних веков: Курс лекций : В4ч. Ч 1.-НФ МГЭИ,2007-105С.

Волкова В. О. Философия Возрождения и Нового века: Курс лекций: В 4ч. Ч 2. - НФ МГЭИ, 2007.- 56 с (50).

Волкова В. О. Западно - европейская философия: курс лекций.: В 4ч.Ч.3.- Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2007. – 92 с (50).

Волкова В. О. Западно- европейская философия: курс лекций: В 4ч.. Ч.4.- Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007. – 43 с ( 50).

Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 2001.

Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1992.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

Зеньковский В. История русской философии. – М., 2006.

Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. – М., 2005.

Лосский Н. О. История русской философии. – М., 1991.

Лутченко В. А и др. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006.

Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западной философии. – М., 2002.

Рассел Б. История западной философии. – М., 2002.

Современная западная философия : словарь. – М., 2001.

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве: Русская идея // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 2.

Сумерки богов. – М., 1999.

. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

Задание на самостоятельную работу:

Изучить:

Основные понятия, направления и философские школы.

Расчет времени на проведение занятия

 №

п.п.

          Учебные       вопросы

 Время

 ( мин )

Методика

и приемы

обучения

  1.

     Вступительная  часть:

проверка готовности студентов к занятию;

проверка наличия студентов;

объявление темы, цели и вопросов занятия;

обоснование актуальности темы.

5 мин.

Рассказ,

контроль

 2.

 

 

 

  

     Основная часть:

1. Предмет философии и ее основные задачи.

2. Философия Древнего мира ( Греция).

3. Средневековая философия.

4. Философия Возрождения и Нового времени.

5. Классический этап философии Нового времени

6. Основные течения Западно – европейской философской мысли.

7. Русская философия.

15  мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

15 мин

10 мин

Рассказ, презентация

  3.

    Заключительная часть:

  •  ответы на вопросы;
  •  подведение итогов занятия;
  •  выдача задания  на  самостоятельную работу;
  •  при необходимости, объявление

   оценок.

  5 мин.

Рассказ

 

1. Предмет философии и ее основные задачи

        Философия – это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей.

Философия имеет ряд разделов: онтологию – учение о бытии, гносеологию – учение о познании, аксиологию – учение о ценностях. Выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию – учение о человеке. Философия – это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.

Понятие мировоззрения.

В философии взгляды человека представлены в рациональной форме, в виде понятий, умозаключений, теорий.

Мировоззрение имеет свою структуру. Структура мировоззрения включает компоненты: - миропонимание – картина мира, интеллектуальная составляющая мировоззрения, основано на повседневных знаниях или представлено научными, философскими, религиозными идеями.

- мировосприятие – эмоционально – чувственная компонента, основанная на эмоциональных предпочтениях, верованиях, представлениях человека о мире и своем месте в нем.

- мироотношение – формируется на основе двух первых – это совокупность ценностных установок человека, его убеждений по жизненно - важным вопросам.

           Мировоззрение означает понимание человеком мира и самого себя как единого целого, их оценку, определение отношения к существующей действительности и выявление направления деятельности по обеспечению своего существования.

1. Мифархаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических представлениях о мире.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как  фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

2. Религиозное мировоззрение складывалось по мере отделения умственного труда от физического и осознания различия между душой и телом, идеальным и материальным.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образна - эмоциональная (а нерациональная) форма восприятия окружающей действительности.

3. Возникновение философского мировоззрения явилось стремление человека к совершенствованию реальных условий своего существования. Философия — особый, научно – теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Основные проблемы философского мировоззрения

Основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию.

        От характера его решения зависит деление всех философов на два лагеря - противоположные направления в философии – идеализм и материализм.

Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две основные разновидности.

- объективный идеализм. (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы)  - идеальное существует объективно, независимо от человека.

- субъективный идеализм. (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.)  Идеальное есть форма внутреннего человеческого опыта. Всё существует только в разуме познающего субъекта.

Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Материализм также имеет различные формы: наивный материализм, т.е. античный атомизм. Существует так называемый «механистический» материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж. Ламетри).

Вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе.

Естественнонаучный материализм, обусловленный познавательной установкой ученого.

Диалектический материализм, (марксизм) представители, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно.

Перечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от гр. Monos – один, единственный).

Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis – двойственный).

Дуализм был основан Декартом.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно франц. Просветители XVIIIв) признавали наличие Бога, который по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворённой и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Достаточно противоречивую историю имеют  диалектика и метафизика.

Диалектика ( от греч. – искусство ведения беседы, спора)  - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков и гностиков. 

Агностики считают, что мир непознаваем. Гностики считают в той или иной форме познаваемость мира. Среди гностиков можно выделить сторонников рационализма (от лат. – разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р. Декарт, И. Кант), и сенсуализма (от лат. – восприятие, чувство), считающего, что чувственное познание – основной способ познания мира (Кондильяк, Дж. Локк и др.)

Проблемы философии.

1. Онтологическая проблема. Философия есть исследование наиболее общих вопросов бытия: что такое бытие и небытие; как понимать материальное и духовное бытие; чем отличается бытие природы от бытия общества и человека и т.д.

2. Аксиологическая проблема. Философия определяет основные ценности человеческого общества: истина, добро и красота; свобода, равенство и братство; вера, любовь, надежда, культура и антикультура; ценности и идеалы и др.

3. Социальная философия - изучает общественную жизнь,  проводит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества.

4. Философская антропология рассматривает проблемы человеческого бытия: происхождение человека,  его сущность и основные черты.

5. Гносеологическая проблема - учение о познавательной деятельности человека, которое отвечает на вопросы: может ли человек познать мир; этапы познания; методы научного познания; что такое истина и ее основные признаки; что является критерием истины, какова роль практики в познании?

6. Методологическая проблема  - основные методы познания, исследования, творчества человека; эксперимент и моделирование; анализ и синтез; метод наблюдения и аналогии и т.д. 

II. Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция).

Первые философские трактаты: «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Книга тьмы», «Книга перемен» датируются I тысячелетием до н.э.

Наиболее значимыми школами были буддизм, даосизм, конфуцианство. В III веке до н.э. буддизм провозглашается религией Индии. Центральное место в буддизме занимает проблема человека, избавление его от страданий путем отказа от желаний и достижение нирваны (просветления).

Даосизм – философское направление, основано древнекитайским философом Лао – цзы. Согласно его учению, природа и жизнь людей подчиняется естественному закону – Дао. Все меняется в зависимости от соотношения двух начал – Инь и Ян, которые являются источником всякого развития.

Конфуцианство – философское направление, созданное древнекитайским философом Конфуцием. Его философия связана с проблемами этики и воспитания. Известно его высказывание, которое сегодня называют золотым правилом морали: «чего не желаешь себе, того не делай другим».

          Античная философия.

Греческая философия датируется периодом с V в. до н.э. до V в. н.э.

Она представлена такими известными философами как: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Ксенофан, Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. Все они занимались различными науками, многие стали основателями своих школ. Платон создал первую Академию, Аристотель – Ликей.

Основные проблемы философии:

- строение мироздания;

- место человека в космосе;

- соотношение хаоса и порядка;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблема идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетелей жизни людей.

Материю они понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. высказывали различные точки зрения о первоначалах бытия.

Например: Фалес полагал, что все созданы из воды;

                 Гераклит видел в основании мира – огонь;

                 Анаксимен – определил в качестве начала – воздух;

                 Анаксимандр вводит абстрактное понятие – апейрона;

                 Демокрит – атом.

 

Сократ и Платон первичным началом определили мировой дух, предметы рассматривались ими как его материальное воплощение.

Платон утверждает, что чувственно воспринимаемый мир, в который мы погружены, не есть единственный мир. Он высказывает идею о существовании двух миров. Платон вводит понятие «эйдоса» или идеи. Соответственно, учение Платона было названо объективным идеализмом. Каждая идея ведет независимое существование, она вечна и неизменна.

Платон создает «Учение о душе».   Душа человека состоит из трех частей. Ее разумная часть создается самим Демиургом, она независима от тела и бессмерна. Неразумная часть души создана низшими богами, она включает аффективную (гневную) и вожделеющую часть.

Учение о душе переплетается с учением о государстве. Платон создает своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» он делит людей на три сословия. Управляют философы.

Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший свою философскую школу (Ликей). Основоположник многих наук — логики, психологии, эстетики и т.д. Основные труды: «О душе», «Физика», «Категории», «Метафизика».

Учение Аристотеля – непоследовательный объективный идеализм. Он сложился в результате критики учения Платона. Ему принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже».

По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи и формы». Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Предельная форма – Бог, пребывающий вне мира.

Ученый разработал систему категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

3. Средневековая философия

Средневековая философия (II в. - XIV в.) начала свою историю в позднеантичной культуре. Поэтому мировоззрение «средневекового человека» опиралось, с одной стороны, на античную философию, с другой - на христианство.

Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге.

 Основными принципами  философского мировоззрения считаются :

1. теоцентризм - Бог есть центр мира.

2. креационизм - вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего;

3. провиденциализм - вера в божественную предопределенность всего существующего;

4. эсхатологизм - вера в конец света и действенное ожидание его.

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

1. Патристика (христианское богословие II - VIII вв.). Представители этого периода: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин Аврелий и др.. Основными темами являются: проблема сущности и бытия Бога, происхождение зла в мире, теодиция (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души.

         Этапы патристики:

1. Апологетика (II – III вв.) Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения.

2. Классическая патристика (IV - V вв.) систематизировала христианское учение.

3. Заключительный период (VI - VIII вв.) стабилизировал догматику.

        Схоластика (IX -XIV) обозначает «школьную философию», мудрость которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблемы патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.

1. Ранняя ( IX - XI вв.) Эриугена, Ансельм Кентеберийский

2. Зрелая или классическая (XII - XIII вв.) Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.

3. Поздняя (XIII - XIV вв.) Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

    Основными вопросами схоластики являются: проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, вопросы о бытии Бога, возможности спасения души. Центральное место занимает спор об универсалиях - общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на вопрос в средневековой философии формируются три позиции.

1. Реалисты (от лат. реалес - вещь) считали, что общие понятия (человек вообще, дом вообще) существуют в реальности, наряду с единичными явлениями. Представители:Эриугена, Кентерберийский, Фома Аквинский.

2. Номиналисты (от лат. номина - имя) полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия - это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное. Представители: И. Росцелин, У. Оккам.

3. Концептуализм - примирил реалистов и номиналистов. Философская позиция, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

4. Философия Возрождения и Нового времени.

1. Характерные черты философии Возрождения.

Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрождения (XV-XVI вв.).

В этот период закладываются основы капиталистического производства, создаются города-республики, развивается мореплавание и торговля, открываются новые научные направления, изобретается книгопечатание и т.д.

Эпоха Возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как Петрарка, Боккаччо, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор, Н.Кузанский, Галилео Галилей, Мишель Монтень.

Основные вопросы:

1. Натурфилософские, связанные с устройством природы, ее структуры, с закономерностями ее развития, о космосе;

2. Антропоцентризм – тема человека и его места в мире. Гуманизм – безграничная свобода личности, которая способна преобразовывать мир.

3. Проблемы идеального государственного устройства общества.

2.  Философия Нового времени (17 – 18 века)

       Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм.

Основные проблемы:

- учение о бытии и учение о познании: субстанция мира и ее свойства;

соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;

методы познания, уровни познания;

причины заблуждений.

Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии - проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеология становится центром философствования. Наука - важная деятельность человека, а научный метод должен быть универсальным, гарантировать получение неизменной, полной истины.

Вокруг вопросов об универсальном методе сложились две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (сенсуализм) Нового времени: Ф. Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс.

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а познавательную способность считают сенситивную. В качестве научного метода определяют - индукцию.

Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта. Достоверное знание выводимо только из разума, который является познавательной способностью человека. Универсальным методом рационалисты считали дедукцию.

Эмпиризм столкнулся с проблемой достоверности опытного знания, то рационализм - с познавательными ошибками. Если истина заранее содержится в уме и выводится оттуда дедукцией.

         Философия эпохи Просвещения.

XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.

Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Просвещения известна такими философами, как Вольтер, Ж. Ж.Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Монтескье.

Круг вопросов, которые находили отражение в их сочинениях, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства или гносеологическая и антропологическая проблемы.

В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма и механического материализма. Природа понимается как часовой механизм. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек - машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь.

Культурным проектом эпохи стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где предполагалось собрать все достижения и знания человечества. Все философы- просветители приняли в этом участие.

5. Классический этап философии Нового времени

Просвещение— культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений.

Просвещение  отличается рядом общих черт: демократизм, связанный с приобщением к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума; исторический оптимизм - вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития.

Просвещение впервые оформляется во Франции. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось вплоть до начала Французской революции 1789, свержения монархии. С середины 18 в. — на путь Просвещения вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер и др., оказавшие большое влияние на великие идеалистические системы Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — родоначальник немецкой классической философии идеализма, философ и ученый.

Кант разработал космогоническую теорию, где вселенная из состояния хаоса вследствие сил притяжения приходит в упорядоченное состояние, представленное небесными телами и планетами. Желание упорядочить и жизнь людей приводит Канта к обоснованию знаменитого нравственного императива: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831) — немецкий философ.  Кульминационным моментом развития немецкой философии стала философия Гегеля (1770—1831). Он разработал философскую систему абсолютного идеализма и диалектику как философский метод.

В философии Гегеля развёрнута внутренняя логика движения абсолютного духа от его чистого бытия к природе и затем к человеческому обществу. Гегель показывает действие диалектических законов в этом мировом процессе: закон единства противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Построение Гегелем завершённой системы мира противоречило принципам диалектики. Его система является идеалистической, а метод диалектическим. Это порождает противоречие в самой системе.

Л. Фейербах

Представляет материалистическое направление. Он рассматривал материю как объективное начало мира, анализировал свойства материи – движение, пространство и время, им разработана теория познания с высокой оценкой роли органов чувств в познании. Он обосновал объективную ценность человека в системе мира, он подверг критике основы христианской религии и разработал основные принципы гуманизма.

        

Основные течения Западно – европейской философской мыслиXIXXX вв.

Ряд философских учений  XIXXX в. переосмысливают основные положения классической философии и закладывают  новые принципы философии.

Постклассическая философия – переход от классики к модерну и постмодерну.

Представители: А . Шопенгауэр, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Берксон, В. Дильтей, О. Шпенглер, О. Конт, У. Джеймс, Ч. Пирс и др.

Основными школами считаются философия воли и философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений являются иррационализм, предлагается новый взгляд на историю.

Иррациональная философия и ее школы.

Одной и общей характеристикой философских учений этого периода (за искл. марксизма) стал иррационализм – представление о том, что главным фактором познавательного процесса, поведения людей, мировоззрения является иррациональное начало (бессознательное), а не рациональное.

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, ощущение, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше)

Иррациональному направлению по содержанию близко философское направление конца 19 – н. 20 в. философия жизни.

Предметом философии становится не «бытие», в качестве исходной категории, а понятие «жизнь». В отличии от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное изменение и становление. Рассудок как познавательная способность здесь бессилен, и по мнению представителей философии жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция.

Представители философии жизниФ. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.

Вильгельм Дильтей(1833 – 1911)  рассматривает жизнь как способ бытия в культурно – исторической реальности.

Жизнь – процесс непрерывного творческого становления; разум ориентируется на удовлетворение чисто практических потребностей и интересов.

Философия -  наука о духе, ее предметом становится жизнь. Психология помогает философии постижению внутреннего опыта. Дильтей использует новую, описательную психологию для связи объяснения природы человека с описанием истории человека, его индивидуальной, т.е. душевной жизни. Такая психология выступает как методология исторической науки. В ее основе лежит понимание исторического процесса через переживание историком событий. В отношении культуры прошлого такой метод выступает как интерпретация – герменевтика.

Герменевтика – истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевной жизни эпохи.

Анри Бергсон (1859 – 1941) интуитивист. Бергсон ставил задачу исследовать до – интеллектуальное, доязыковое сознание.  Это состояние сознания он определяет понятием «длительность», она всегда конкретна и содержательна.

 

Позитивизм.

Другое влиятельное направление данного периода – позитивизм, для которого источником подлинного (положительного), «позитивного» знания являются конкретные науки. Направление сложилось в 40 –е годы 19 века. Основоположником этого направления является Огюст Конт.

          Позитивизм подменил философский метод исследования на конкретно - научный. Никаких философских законов в мире нет. По мнению О. Конта, философия не может познать реальность. Только естественные науки являются источником объективного знания о мире, а поэтому любые науки должны строится по их образцу. В парадигме позитивизма философия исчезает как самостоятельная форма духовной активности человека. Позитивизм развился в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма 20 века. 

Марксизм.

Философия диалектического и исторического материализма Маркса и Энгельса.

Марксизм включает три составные части: философию, политэкономию и теорию научного социализма. В этих частях находят отражение три вида классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией: идеологическая, экономическая, политическая.

Сущность экономического учения – теория прибавочной стоимости, которая раскрывает сущность эксплуатации наёмного труда предпринимателями.

Сущность политического учения марксизма сформулирована в теории научного социализма. Маркс и Энгельс разработали учение о пяти основных формациях развития человеческого общества.

Теоретической и методологической базой и политэкономии, и теории социализма является марксистская философия в форме диалектического и исторического материализма. За основу всего существующего принимается материя как объективная реальность.

 Русская философия.

1.Зарождение теоретического мышления на Руси.

Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси и принятие христианства в 988 г.

Первым философским произведением считают трактат «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в 11 веке, где была описана идея равенства всех народов перед «благодатью».

В период укрепления Московского государства ( 14 – 16 вв) появились натурфилософские учения. Наибольший интерес представляет влияние исихизма на русскую культуру и мышление.

Исихизм – ( греч.) означает покой, безмолвие. Как течение оно проявилось в древнерусском искусстве, в творчестве А. Рублева. Мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв.

Значение раннего периода – сформировалось три направления  ранней русской философии: религиозное, нравственное, историософское.

2. Философия русского Просвещения конца 17 – 18 веков.

18 век – век быстрого развития наук, ремесел, культуры. Этот век открывается реформаторской деятельностью Петра I. Философия приобретает светский характер под влиянием французского и немецкого Просвещения.

Выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов (1711 – 1765) – энциклопедист, мыслитель, поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии. Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма. Гуманистические идеи поддержал А. Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). Проблема человека – центральная для Радищева.

Славянофильство и западничество в первой половине 19 века.

Русская историческая традиция и западное влияние обусловили появление в России двух основных направлений: «славянофильство» и «западничество» 

         Славянофилы (И. Кириевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) занимали позицию «философии тотальности». Они  полагали фундаментом мировоззрения православие; идеальной формой правления – монархию; идеальной экономической структурой – крестьянскую общину.

Западники (М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен) занимали позицию «философии индивидуальности» и ориентировались на западно-европейскую цивилизацию, критиковали православие и церковь, симпатизировали идеям материализма и атеизма Фейербаха, диалектики Гегеля.

Традиции двух философских тенденций нашли отражение в учениях великих русских мыслителей – Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Бердяева. Эти имена стоят особняком и являют собой оригинальное миропонимание.

«Серебряный век» русской философии. (Вл. Соловьев).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) создал первую русскую философскую систему. «Кризис западной философии», «Чтения о богочеловечестве», «Смысл любви», « Оправдание добра».

Центральной идеей его философии была идея всеединства (единства и целостности всего сущего).

Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических, несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

Н.А Бердяев (1874 – 1948).

Идеи Вл. Соловьева были продолжены в учении Н. Бердяева. Крупнейшие произведения: «Смысл творчества», «Судьба России», «Философия неравенства», «Самопознание».

Основная проблема  философии Н. Бердяева – духовное бытие человека. Дух включает такие понятия, как жизнь, свобода, творческая деятельность. Дух не представляет собой ни объективную, субъективную реальность. Бог выступает как духовное начало, находящееся за пределами естественного мира, он выражается символически. Порождение мира Богом тесно связано с проблемой свободы.

Свобода не создается Богом: она коренится в Ничто, из которого сотворен мир.

Русский космизм.

Как  течение в философии возникло в России во второй половине 19 века. Представители : Н.Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский.

В русском космизме выделяют две тенденции: естественно – научную и религиозную. 

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41882. Элементный анализ органических веществ 84.34 KB
  В сухую пробирку насыпают черный порошок оксида меди. Добавляют половину микролопатки глюкозы и тщательно перемешивают встряхивая пробирку. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой при этом конец трубки должен упираться в вату. Нижний конец трубки опускают в пробирку с 56 каплями баритовой воды.
41883. СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА СТАНКА 3.23 MB
  Для выполнения любой операции механической обработки заготовок необходимо произвести настройку станка. Под настройкой понимают процесс установки и закрепления режущего инструмента, приспособлений и других устройств (упоров, кулачков и т.д.) для обеспечения необходимого взаимного положения обрабатываемой заготовки и инструмента, при котором выдерживается заданная точность обработки
41884. Исследование метеорологических условий (микроклимата) в производственном помещении 187.53 KB
  Измерить температуру влажность скорость движения воздуха создаваемую вентилятором и атмосферное давление воздуха в помещении лаборатории результаты измерений занести в таблицу 1. Определить расчетным путем относительную влажность воздуха по результатам измерений параметров микроклимата для аспирационного психрометра используя формулы 2 и 3 методических указаний. Для измерения температуры воздуха в помещении наиболее целесообразно использовать сухой термометр аспирационного психрометра. Относительная влажность воздуха Аспирационный...
41885. Информатика и системы вычисления. Сборник лабораторных работ. 108.14 KB
  Список с двумя указателями Номер абонемента Название книги дата выдачи дата возврата дата фактического возврата. Вставить новый узел в список после последнего узла с таким же номером абонентадата фактического возврата еще не заполнена. Список с головным элементом Номер мед. полисом в новый список.
41886. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НА РАСТВОРИМОСТЬ БЕЛКОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛКОВ МЯСА, РЫБЫ, МУКИ) 135.38 KB
  При жарке мяса температура в центре куска может быть 60 С полусырой бифштекс или ростбиф или 80 85 С полностью прожаренное мясо а при варке 94 96 С. При нагревании мяса и рыбы до более высокой температуры уменьшается растворимость мышечных белков уплотняются белковые студни снижается влагоудерживающая способность мяса и рыбы уменьшается сочность изделий и повышается их жесткость. Поэтому при тепловой обработке мяса и рыбы следует применять мягкие режимы тепловой кулинарной обработки стремиться сокращать продолжительность хранения...
41887. Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и приемами создания и оформления презентаций 3.27 MB
  Следующим шагом окажется появление окна Разметка слайда на котором представлены различные варианты разметки слайдов рисунок 1. рисунок 2. Щелкните правой кнопкой мыши по заголовкам столбцов B C D – и выберите режим удалить или вырезать посмотрите что у вас получилось рисунок 3. Упражнение: Добавление графических объектов на слайд Задание: Разместите на титульном слайде рисунок.
41888. Создание базы данных «Накладные» 239.81 KB
  Имя поля Тип данных Размер поля ИНН Текстовый 15 Получатель Текстовый 25 Адрес Текстовый 50 ключевое поле в таблице 6 Определите ключи таблиц для чего выделите ключевое поле поля и щелкните мышью по кнопке Ключевое поле на вкладке Конструктор. Таблица Товар Имя поля Тип данных Размер поля Товар Текстовый 15 Ед_измерения Текстовый 8 Цена денежный Таблица Накладные Имя поля Тип данных Размер поля Номер Счетчик Дата дата время ИНН Текстовый 15 Таблица Отпущено Имя поля Тип данных Размер поля Номер Числовой...