72944

Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда...

Русский

2014-12-01

45.31 KB

0 чел.

Раздаточный материал для студентов

Составитель: к.э.н.  Акмулдина А.У.

ТЕМА 6 (ЛЕКЦИЯ  Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)    

Карл Маркс (1818 - 1883) - немецкий экономист, философ, основатель марксизма - экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой главный труд -«Капитал».

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников:

• классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо - трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.;

• немецкая классическая философия - диалектика и материализм;

• утопический социализм - социологические аспекты, понятие классовой борьбы.

К. Маркс анализировал товар и его свойства в первом томе «Капитала». Богатство современного общества состоит из товаров. Он начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома "Капитала" открывается словами: "Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой".

К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи.

В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным.

Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи

Товар есть продукт труда, произведенный не для собственного потребления производителя или связанных с ним лиц, а с целью обмена его на другие продукты. Следовательно, не природные, а общественные особенности продукта делают его товаром.

Маркс выделяет два фактора товара:

1) потребительную стоимость. Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности в силу его свойств. Товарное тело есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;

2) стоимость (субстанцию стоимости, величину стоимости). Величина стоимости потребительной стоимости определяется лишь количеством труда или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар.

Деньги по Марксу возникли из товарного обращения исторически. Вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным явлением, и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (или серебром), которое и стало деньгами.

Функции денег:

1) деньги как мера стоимостей. Золото – всеобщая мера стоимостей и поэтому становится деньгами. Выражение стоимости товара в золоте есть денежная форма товара, или его цена;

2) деньги как средство обращения. Процесс обмена товара совершается в виде смен форм: товар – деньги – товар. Товар – деньги – первый метаморфоз товара, или продажа. Деньги – товар – второй (заключительный) метаморфоз – купля. Заключительная метаморфоз одного товара образует сумму первых метаморфоза других товаров.

Деньги функционируют как покупательное средство. Движение денег есть лишь движение собственной формы товара;

3) деньги как образование сокровищ;

4) деньги как средство платежа;

5) мировые деньги.

II) Экономическая теория товара и денег. Товар и его свойства.

Как уже неоднократно упоминалось - основу экономики образуют два базовых положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. 

Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Ассортимент товаров и услуг  широкий и беспрерывно приумножается.

Материальные потребности обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей.

Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.

Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.

В современных условиях - в реальной экономике - господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.

Что такое благо? Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. 

Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические.

К – неэкономическим относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда.

Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом, необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров.

В современной экономической теории принят другой подход, который базируется и берет начало в работах представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Не трудовая стоимость - лежит в основе обмена, 

Полезность и проблема полезности занимает важное место в их учении.  

III)  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "МИКРОЭКОНОМИКА".        Что изучает «Микроэкономика»? Сущность понятий «фирма», «предприятие». Классификация предприятий.

Прежде, чем перейти к изучению деятельности фирм и предприятий, следует раскрыть сущность понятия «Микроэкономика».

 Микроэкономика (от англ. Microeconomics) - это логически стройная, интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности - дисциплина, которая начала формироваться еще на страницах физиократов, а к середние XX в. приняла свои современные формы.

Наиболее распространенное определение, представляемое в учебниках, выглядит, таким образом - Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов. 

Микроэкономика имеет дело - с экономическим поведением отдельных экономических элементов - в основном - домашних хозяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. Дело. 1993.)

Чтобы определить микроэкономику точнее, необходимо добавить к приведенному выше, уточнение того, что именно? интересует микроэкономику в "отдельных экономических агентах", под каким углом зрения она на них смотрит?

А интересует эту науку, следующее:

  1.  каким образом? эти "отдельные экономические агенты" принимают решения - о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "МИКРОЭКОНОМИКА"

Первым -  делить анализ на микро и макро предложил в 1933 г. Рагнар Фриш в своей статье, посвященной динамической экономической теории. Он использует свои термины "микродинамика" и "макродинамика", но смысл точно такой же, как и в современном делении на микро- и маркоэкономику.

Дальнейшее развитие этому делению придала работа Дж. Кейнса "Общая теория процента, занятости и денег" (1936). Хотя Кейнс не использовал сам эти термины, он ясно различал эти два подхода к анализу хозяйства.

В знаменитый учебник Самуэльсона это деление попало только в 1958 г.

В современных словарях приводятся следующие определения (для примера - 2)-

1)Микроэкономика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

2)  Микроэкономика область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними.

В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне — как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, — принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает выбор при его рациональном использовании для производства или потребления.

Фирма -  (ит. firma) — экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования. Имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деятельности, имеющий свое наименование.

Фирма — организация (компания или корпорация), владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Фирма - одно из главных действующих лиц экономической жизни. Есть среди них крупные и мелкие; многопрофильные и узкоспециализированные; замыкающиеся на какой-либо одной стадии технологического цикла и вертикально интегрированные, охватывающие сразу несколько стадий; существующие много десятков лет и умирающие в течение года; с жесткой административной системой и представляющие своим подразделениям почти полную самостоятельность; принадлежащие одному лицу, узкой группе (товарищества) или множеству владельцев (корпорации).

Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. ...

Предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

  1.  малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  2.  средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  3.  крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д.

Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства.

При всем этом данное определение требует уточнения, так как не все производственные ресурсы реально оплачиваются. Часть из них предприятие может использовать как бы бесплатно. 

ПРИМЕР:

владелец магазина имеет собственное помещение, располагает денежным капиталом, а также самостоятельно организует свой бизнес; т. е. использование вышеперечисленных ресурсов не требует от него прямых денежных затрат. Поэтому экономисты различают явные и неявные издержки.

Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные работы и т. д.).

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Они носят скрытый характер, выступая как вмененные (или альтернативные) издержки собственных ресурсов предприятия, применяемых им в производстве.

Сумму явных и неявных издержек производства экономисты называют экономическими издержками.

Издержки предприятия можно классифицировать на:

-  явные и неявные;

-  постоянные и переменные. Постоянные издержки – это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).

Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги).

Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками.

Для анализа образования прибыли также важно дать определение средним постоянным, средним переменным и средним общим издержкам.

Средние постоянные издержки равны отношению постоянных издержек к ценности произведенной продукции. 

Средние переменные издержки равны отношению переменных издержек к ценности выпущенной продукции.

Средние общие издержки определяются путем деления общих издержек на ценность продукции.

Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками. 

Предельный доход представляет собой дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции.

Совокупный доход равняется произведению цены продукции на его объем.

Средний доход равен общему доходу, деленному на количество единиц проданного блага. При условии, что товары продаются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого блага (в условиях совершенной конкуренции).

Следующий способ классификации издержек основан на учете временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Речь идет об издержках производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень интенсивности использования имеющихся производственных мощностей – в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счет лучшей организации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.

В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.

Долгосрочный периодэто период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изменяется объем всех используемых ресурсов. Задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.

Такие решения повышают ответственность предпринимателя.

Во-первых, ошибка и приобретение малопроизводительных станков и оборудования чреваты разорением. Во-вторых, долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом. В-третьих, принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на минимизацию издержек. 

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек. 

В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объем всех используемых ресурсов. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Воздействие изменения масштаба производства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть постоянным, положительным и отрицательным.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема производства, пропорциональный росту объема используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются.

Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.

Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:

- экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;

- экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;

- экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырье, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы и скидки;

- экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;

- утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая вторичное производство.

Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.

Отрицательный эффект масштаба производства – это более быстрый рост затрат по сравнению с вызванным этими затратами расширением производства. Отрицательный эффект масштаба производства обусловливается следующими факторами:

- трудовыми отношениями; рабочие крупных фирм, как правило, объединены в профсоюзы и имеют больше возможностей добиваться повышения заработной платы;

- управленческой эффективностью; чем больше предприятие, тем сложнее им управлять; медленнее принимаются решения, возникают трудности координирования, снижается ответственность; 

- издержками сбыта; крупным фирмам приходится реализовывать продукцию и на отдаленных рынках, а значит, нести большие транспортные расходы. Кроме того, выход на новые рынки требует дополнительных затрат на рекламу.

Средние издержки производства при воздействии данных факторов

увеличатся.

При оптимизации производства используют следующие методы:

1. Метод сопоставления валовых показателей.

Организация, как правило, стремится получить максимальную прибыль. При прочих равных условиях наибольшее влияние на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара. Пройдя объем производства, соответствующий точке самоокупаемости, предприятие в последующем при увеличении объема производства будет получать определенную прибыль. Метод оптимизации – метод сопоставления валовых показателей. Его использование предполагает ряд допущений:

предприятие производит и реализует только один товар;

целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;

оптимизируются только цена и объем производства.

Суть действия этого метода, когда производитель не оказывает никакого влияния на формирование цены, сводится к определению количества товара, которое он может предложить покупателям по сложившейся на рынке цене.

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы валовых издержек из валовой выручки.

Валовые издержки определяются умножением себестоимости единицы продукции на ее количество. Валовая выручка рассчитывается умножением цены на то же количество.

2. Метод сопоставления предельных показателей.

Наряду с определением оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей для этих же целей применяется метод сопоставления предельных показателей. При оптимизации объемов производства с помощью этого метода используются понятия «предельные издержки» и «предельная прибыль».

Предельные издержки – средняя величина издержек прироста (сокращения) на единицу продукции, возникшая как следствие изменения объемов производства (реализации) продукции более чем на одну единицу. Они определяются отношением разницы последующих и предыдущих валовых издержек к разнице соответствующих объемов выпуска продукции.

Предельная прибыль – средняя величина прироста (сокращения) прибыли на единицу продукции, возникшая вследствие изменения объемов производства продукции более чем на одну единицу. Предельная прибыль – разность между предельным доходом и предельными издержками.

В последние десятилетия достаточно популярной стала концепция трансакционных издержек. Это издержки, связанные «не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т. д.» (Экономическая теория/Под ред. Видяпина В. И, Журавлевой Г. П. М.: Инфра-М, 1999. С. 125).

Трансакционные издержки делятся на две группы:

издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи):

а) издержки поиска информации о необходимом товаре;

б) издержки ведения переговоров о сделке;

в) издержки измерения качества товара;

г) издержки заключения контракта;

издержки ex post (возникают после совершения сделки):

а) издержки предупреждения оппортунизма (например, в случае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия аренды);

б) издержки спецификации и защиты прав собственности (например, хозяин предъявляет претензии по содержанию арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде);

в) издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).

Используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получает доход.

Валовой доход – это доход, который определяется как разность между суммой выручки от реализации продукции и материальными затратами на ее производство. Валовой доход характеризует результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия. Он образует материальную базу для согласования экономических интересов общества, трудового коллектива и отдельных работников. Валовой доход представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия.

Валовой доход и чистый продукт характеризуют вновь созданную стоимость, но имеют различия практического характера. Главное из них: чистый продукт – это произведенная вновь созданная стоимость, а валовой доход – реализованная.

Чистый доход предприятия – это разница между ценой, по которой предприятие реализует свою продукцию, и ее себестоимостью. Различие между валовым и чистым доходом состоит в том, что первый включает в свой состав оплату труда, а второй – нет. Основной формой чистого дохода является прибыль.

Доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов:

выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, которые зачислены на банковский счет фирмы за отгруженную продукцию и иные материальные ценности;

внереализационные доходы – это денежные суммы, получение которых не связано непосредственно с основной производственной деятельностью фирмы (полученные штрафы, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств банка, доходы от ценных бумаг и т. п.).

Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, т. е. степень его доходности (прибыльности). Для этого рассчитывают так называемую норму прибыли – процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене.

Чаще всего используют 3 показателя нормы прибыли:

норма прибыли в издержках – обычно применяется к отдельным видам продукции и позволяет, например, сравнить прибыльность выпуска двух разных изделий;

норма прибыли в цене – также используется для отдельных видов продукции, например, для анализа изменений рентабельности производства одного и того же изделия по мере наращивания его выпуска;

норма прибыли в капитале (норма общей рентабельности), позволяющая сравнивать эффективность работы, например, двух предприятий. 

Уровень рентабельности определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов или к полным издержкам производства.

Пути повышения рентабельности предприятия следующие:

  1.  обновление основных фондов;
  2.    рост производительности труда;
  3.  экономия сырья и материалов;
  4.  повышение качества продукции;
  5.  ликвидация нерациональных перевозок;
  6.  улучшение работы транспорта;
  7.  систематическое снижение издержек производства.

Существуют следующие основные направления снижения издержек:

А) использование достижений НТП;

Б) совершенствование организации производства и труда;

С) государственное регулирование экономических процессов.

Тестовые задания для самоконтроля:

1.  Кто является автором термина «политическая экономия»?

А)  А.Монкретьен

Б) А.Смит

С) К.Маркс

Д) Аристотель

2. Приоритетным методом экономического анализа в классической политэкономии является…

А) Каузальный метод    

Б) Эмпирический метод

С) Функциональный метод

Д) Практический метод

3. Предметом изучения классической политической экономии является…

А) Сфера производства

Б) Сфера обращения

С)  Сфера производства и сфера обращения одновременно

Д) Сфера обслуживания

4. Что А.Смит понимал под термином «Невидимая  рука»?

А) Управление персоналом

Б)  Налоговую политику

С)  Государственное управление

Д)  Свободную конкуренцию  

5.  Какой из методов экономического анализа меркантилизма является приоритетным?

А) Эмпирический метод

Б) Функциональный метод

С) Пропорциональный метод

Д) Тактический метод

6) Товар есть продукт труда, произведенный:

А) для собственного потребления и обмена на продукты

Б) не для собственного потребления и обмена на другие товары

С) для реализации на внешних рынках

Д) для потребления внутри одной хозяйственной единицы

8)Исторически, деньги по Марксу возникли и из:

А) товарного обращения

Б) международной специализации

С)ценовой политики

Д) внешней торговли

9) Маркс выделяет два фактора товара:

А) предельная стоимость и издержки

Б) потребительная стоимость и стоимость

С) рабочая сила и деньги

Д) потребительная стоимость и трудовая активность

10) Микроэкономика изучает поведение:

А)  экономических агентов (ЛЮДЕЙ ) на  рынке товаров и услуг

Б)   экономических фирм на внутреннем рынке

С) изучает экономические отношения между людьми в процессе хозяйственной деятельности

Д) отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов

11) Кто из ученых -  Первым – предложил  делить анализ на микро и макро:

А) Карл Маркс

Б) Адам Смит

В)  Дж.Кейнс

С) Рагнар Фриш

12) Все расходы предприятия – это:

А) убытки

Б) прибыль

С) издержки

Ж) инвестиции

13) Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют:

А) предельными издержками

Б) общими издержками

С) валовыми издержками

Д) финансовыми издержками

14) Произведение цены продукции на его объем =

А) Единоличный доход

Б) Временный доход

С) Совокупный доход

Д)Валовая прибыль

15) Затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги) это:

А) Переменные издержки

Б) Постоянные издержки

С) Годовые издержки

Д) Квартальные издержки

 

СЛОВАРЬ (GLOSSARY)

 

1.Политэкономия   Political economy

Наука об общественно-производственных отношениях людей на различных ступенях развития человеческого общества. Политическая экономия – наука общественная. Она измучает не техническую сторону производства, а экономические законы, управляющие производством и распределением материальных благ.

2.Цена  Price, Value

1. Денежное выражение стоимости товара. 2. Количественное соотношение конкретных - спроса и предложения.

3.Стоимость  Cost

Выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо. 2. Общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в этом товаре.

4.Товар Good ,  commodity 

A)Продукт труда, предназначенный для обмена. B)Материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления.

5.Труд Work, labour

Целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом.

6.Производство  Production,  manufacture

Регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии и услуг).

7. Обмен

Акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен

8. Прибыль

Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров

9.Товарное хозяйство    

Тип хозяйства, в котором производство ориентировано на рынок.

10.Чистая (совершенная, свободная) конкуренция  Pure (accomplished, free) competition

Рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке

10.Демонополизация Demonopolization

Устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку.

11.«Невидимая рука»  " Invisible hand "

Понятие, введенное А.Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функционирования рыночного механизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68081. Методична розробка «З Перемогою!» 89 KB
  Цілі: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни. Формування уявлень про військовий обов,язок і вірність Батьківщині, формування досвіду моральної поведінки особистості, спонукання інтересу до історії своєї країни. Підвищення інформаційної культури учнів
68083. Планування дій. Алгоритм 473.5 KB
  Навчальна: Розкрити зміст поняття алгоритм. Формувати в учнів уміння складати алгоритм здійснення того чи іншого процесу. Формувати в учнів уміння передбачати певний результат. Розвивальна: Розвивати вміння узагальнювати. Розвивати вміння працювати колективно.
68085. Прогулянка до лісу. Диференціація звуків л-р-л’-р’ 35.5 KB
  Мета: вчити дітей розрізняти звуки (л-р-л′-р′), автоматизувати ці звуки у зв’язному мовленні; розвивати у дітей слухову увагу, пам'ять; розвивати дрібну моторику; розвивати міміку дітей; удосконалювати мовну моторику, фонематичний слух, фонематичне сприймання, фонематичний аналіз та синтез.
68087. Дослідження творчого спадку М.В. Ломоносова в області природознавчих наук 10.63 MB
  У пропонованій роботі наведено результати дослідження й аналізу творчого спадку М.В.Ломоносова в області геології, ґрунтознавства, біології, екології. Головну увагу приділено впливу праць М.В.Ломоносова на сучасний стан цих наук. На конкретних прикладах показано пріоритетну роль М.В.Ломоносова...
68088. Визначні місця Лондона. Урок для 4 класу 49.5 KB
  Мета: закріпити знання лексики з теми «Споруди»; практикувати у вживанні спеціальних питань, вчити правильно на них відповідати; вдосконалювати навички аудіювання, читання та письма; розвивати навички усного мовлення; сприяти розвитку пам’яті, логічного мислення учнів...
68089. Подорож історією Лондона 181.5 KB
  В процесі викладання іноземної мови дуже важливе місце займають позакласні заходи. Вони є дієвим методом підтримки зацікавленості учнів у вивченні англійської мови. Важливу роль відіграє підготовчий етап до заходів. Вчитель повинен підготовити сценарій і ознайомити учнів з ним, розподілити...