72960

Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека

Лекция

Психология и эзотерика

Обычно психодиагностический тест строится на основе авторских представлений о структуре личности. Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодагностического обследования происходит на основе субъективной модели личности представленной в сознании диагноста.

Русский

2014-12-02

26.36 KB

2 чел.

Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека.

 

Обычно  психодиагностический  тест  строится  на  основе  авторских представлений  о  структуре  личности.  То,  как  разработчик  методик описывает и объясняет психологические особенности человека, определяет шкальную структуру и интерпретацию теста.  

Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодагностического  обследования  происходит  на  основе  субъективной  модели  личности,  представленной  в  сознании  диагноста.  Составляющие этой  модели  влияют  на  выбор  методик,  структуру  заключения  по  результатам  обследования  и  способ  изложения  диагностической  информации.

В  современной психологии  существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности [3]:

1. Конституциональный подход. В его основе лежит представление о том, что психологические особенности человека связаны с типом его конституции (строением  тела,  темпераментом),  т.е.  с  врожденными генетически  обусловленными  параметрами.  Психодиагностический инструмент в рамках этого подхода строится на основе выявления связей  между  антропометрическими  параметрами  и  психологическими чертами. Таким образом, каждому конституциональному типу ставится в соответствие набор личностных характеристик.

2. Факторный подход. Основан на  изучении и  анализе личности  с использованием  методов  математической  статистики (факторного  анализа).  При  этом  характеристики  личности,  присутствующие  в  языке, объединяются  в  группы (факторы), которые впоследствии фигурируют как шкалы опросников. В рамках этого подхода разработан популярный в России тест Р.Кеттела 16PF.

3. Блочный  подход. Предполагает  выявление  и  выделение  отдельных блоков, составных частей личности.

Блок темперамента, связанный с генетически  заданными показателями нервно-психических процессов (интенсивностью, скоростью, темпом, ритмом, выносливостью), является фундаментом, на котором "надстраиваются" другие блоки. Над ним расположен блок высших психических  функций -  сложных  системных  психических  процессов,  формирующихся  в  процессе  социализации  личности.  В  него  входят  память, внимание,  восприятие, мышление. Далее  идет  блок  характера,  связанный  с  приобретенным  опытом  и  закрепленными  в  ходе  социализации личности устойчивыми формами поведения и межличностного взаимодействия. На самом верху оказывается блок направленности личности.

Иногда  его  называют мотивационно-ценностным. С  точки  зрения  прогноза  профессиональной  успешности  наибольшей  информационной значимостью  обладают  верхние  блоки:  направленность  личности,  характер, высшие психические функции.   

Направленность личности

Характер

Высшие психические функции

(мышление, память, внимание, восприятие)

Темперамент

Блочный  подход  является  наиболее  удобным  и технологически  оправданным  для  анализа  личности  с  использованием средств  психодиагностики  и  разработки  системы  критериев  психологического отбора.

4. Мотивационно-динамический  подход.  Весьма  популярен  в  современной психологии. В основе этого подхода лежит тезис о том, что любое проявление личности может рассматриваться  с учетом иерархически организованных уровней потребностей (мотивов). И, кроме того, в  каком-либо  одном  динамическом  образовании (отношении,  мотиве, потребности и пр.) проявляются  свойства целостной личности. В качестве  примера,  иллюстирующего  мотивационно-динамический  подход, можно предложить концепцию самоактуализации А. Маслоу. Согласно ей, потребности более высокого уровня (потребность в любви, потребность в социальном статусе, потребность в самоактуализации) возникают лишь после того, как человек удовлетворит базовые потребности, т.е. будет испытывать физиологический комфорт и чувство безопасности.

Существенный вклад в методологию изучении личности внесла Л.Н. Собчик. Она ввела понятие "ведущей тенденции", т.е. индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, которые трансформируются в мысли, переживания, поступки людей. Этот стиль пронизывает все уровни личности от генетически заданных до высших, сформированных в ходе социализации [24].  В  ходе  анализа  результатов  психодиагностики  выявление одной  или  нескольких  ведущих  тенденций  личности  позволяет  более точно прогнозировать поведение человека и понимать его мотивационно-ценностные приоритеты.  

С  понятием "ведущих  тенденций"  применительно  к  проблематике профессионального  развития  перекликается  понятие  "индивидуальный  стиль  деятельности",  введенное  в  отечественную  психологию труда Е.А.Климовым. Он определяет индивидуальный стиль деятельности (ИСД)  как  устойчивую  индивидуально-специфическую  систему психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения  той  или  иной  деятельности.  ИСД  позволяет  людям  с  разными индивидуально-типологическими  особенностями  нервной  системы, разной  структурой  способностей,  темперамента,  характера  добиваться равной  эффективности  при  выполнении  одной  и  той  же  деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха (Климов Е.А., 1990).

Основные виды психодиагностических методик

Классификация методик на основе методических приемов.

1. Объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило, это  методики,  направленные  на  оценку  способностей (интеллект,  память, внимание и пр.)

2. Стандартизованные самоотчеты. В том числе,

а) тесты-опросники,

б) открытые опросники

и в) шкальные опросники.

3. Проективные методики.

4. Аппаратурные методики.

5. Диалогические методики.

Рассмотрим перечисленные типы методик более подробно.

1. Объективные тесты.

Среди наиболее часто используемых объективных тестов следует назвать  тесты  интеллекта.  При  их  выполнении  испытуемый  должен  решать  логические,  арифметические,  пространственные  задачи.  Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов лимитировано.

2. Стандартизованные самоотчеты.  

а) Тесты-опросники.

Тесты  этого  типа  наиболее  часто  используются  в  кадровой  работе. Опросники  бывают  одномерные  и  многомерные (многофакторные), позволяющие  оценить  сразу  несколько  психологических  черт.  В  последнем случае каждая измеряемая черта представлена группой вопросов (обычно 7 и более). В качестве примера многомерных стандартизованных  опросников  можно  привести  знаменитые MMPI,  тест  Кэттела 16PF, CPI.  По  своему содержанию тесты-опросники представляют собой списки вопросов или утверждений (так  называемых, "стимульных  ситуаций")  с  заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них. Возможные варианты ответов:

•  "верно" или "неверно" (опросник MMPI);

•  "да", "иногда", "нет" (опросник 16 PF).

б) Открытые опросники.  

Представляют  собой  анкеты,  списки  вопросов  или  неоконченных предложений,  для  которых  предусмотрена  особая  форма  обработки - контент-анализ (т.е.  отнесение  ответов  к  определенным  стандартным категориям). В  качестве  примера можно  привести  биографические  опросники,  направленные  на  изучение  психобиографии  испытуемого - один  из  популярных  на  Западе  методов  прогноза  профессиональной успешности.

Широкое  распространение  получили,  так  называемые, "неоконченные  предложения".  В  них  испытуемому  предлагают  развернуто  дописать фразы. Например:

•  Моя работа - это прежде всего…

•  Качества,  которые больше  всего ценятся руководством  в  сотрудниках фирмы - это…

в) Шкальные техники.

В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.  

ПРИМЕР:  Методика  УСК (уровень  субъективного  контроля).  Направлена  на  измерение  локуса  контроля (склонности  к  принятию  на себя  ответственности  в  различных  сферах  жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения и пр.)).  

Как  любой  измерительный  инструмент,  стандартизованные  опросники имеют сильные и слабые стороны.

"Преимущества":  

•  Стандартизованные опросники удобны в использовании при групповом обследовании (легко  тиражируются, имеют четкие письменные

инструкции  по  заполнению,  обработке  и  интерпретации  результатов).

•  Стандартизованные опросники легко компьютеризировать.  

•  Проводить тестирование может сотрудник кадрового подразделения,

не имеющий специального психологического образования.  

•  Обработка  и  интерпретация  результатов  проста,  не  требует  значительных временных затрат и длительной специальной подготовки.

•  Многофакторные  личностные  опросники,  как  правило,  позволяют получить  целостный психологический портрет испытуемого. Кроме того, шкалы  таких  опросников  обычно  в  той  или  иной  степени  содержательно  пересекаются  с  психограммами  большинства  профессий. Последнее является причиной частого включения многофакторных опросников в тестовые батареи.

•  Обычно стандартизованные опросники имеют набор статистических норм  для  лиц  с  различными  социально-демографическими  характеристиками. Это  позволяет  оценивать  психологические  качества  испытуемых с максимальной точностью.

"Недостатки":  

•  Опросник  не  предоставляет  об  испытуемом  информации  больше, чем предполагает шкальная структура теста.

•  В случае, если результат испытуемого находится в пределах средних значений,  возникают  проблемы  с  содержательной  интерпретацией. По  указанной  причине  иногда "не  работает"  более  половины  из 16 шкал опросника Кэттелла.

•  Многофакторные  личностные  опросники  требуют  значительных временных затрат на проведение, так как включают в себя несколько сотен  вопросов.  Например,  в  СМИЛе -  стандартизованном  методе исследования личности (это одна из трех русскоязычных версий теста MMPI, разработанная Л.Н. Собчик) содержится 566 утверждений, занимающих у респондента от одного до двух-трех часов.  

•  Известность  и  популярность  некоторых  стандартизованных  опросников привела к снижению их валидности.  

3. Проективные методики

Эти  методики  задействуют  в  испытуемом  процессы  воображения. Инструкции проективных тестов предлагают человеку "спроецировать" себя в  заданную  стимульную  ситуацию и  создать на  ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр. Предполагается, что подобный продукт несет в себе особенности характера и мотивационно-ценностной сферы испытуемого.

Следует сказать, что анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

Среди широко  известных  и  часто  используемых  в  кадровой  работе проективных тестов следует назвать тест цветовых выборов Люшера и  рисунок  несуществующего животного. Они  основаны  на  выявленных связях психологических особенностей личности с цветовыми предпочтениями (в  первом  случае)  и  с  графическим  самовыражением -  во втором.

Своеобразие  инструкций  и  стимульных  ситуаций  проективных  тестов,  апелляция  к  творческому  началу  испытуемого  делают  подобные методики  целесообразными  с  точки  зрения  включения  их  в  тестовые батареи. Это снижает неизбежный элемент монотонности.  

Большинство  проективных  методик  используется  для  изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики

Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических  особенностей  испытуемого.  Как  правило,  с  помощью  аппаратурных  методик  оцениваются  особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики  нервной  системы)  и  высшие  психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при  профессиональном  психологическом  отборе  операторов  и  водителей.

5. Диалогические методики

Предполагают  непосредственный  контакт  психодиагноста  и  испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности.  Вариантом  диагностической  техники  является  собеседование  по результатам психологического обследования. В нем уточняются результаты  и  проверяются  гипотезы,  высказанные  по  результатам  ранее  выполненных  тестов.  Одновременно  при  собеседовании  испытуемому может быть предоставлена краткая обратная связь в грамотной с точки зрения деонтологии форме.

Кроме описанной  выше, возможна классификация психологических тестов,  основанная  на  выделении  вербальных  и  невербальных методик. Первые характеризуются  тем, что при  задании  стимульной  ситуации  в  них  активно  используется  вербальный (словесный)  аппарат.  Во вторых методиках  его  заменяют  рисунки,  звуки  и  пр. Предполагается, что  в  этом  случае  смысловая  сфера испытуемого  вносит минимальные искажения в его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме того, невербальные  тесты в меньшей  степени подвержены культурным влияниям  и  стереотипам. Это  послужило  основанием  прямого  перенесения (без  кросскультурной  валидизации)  к  нам  в  страну из-за рубежа ряда  невербальных  методик  и,  в  том  числе,  широко  известного  теста цветовых выборов М. Люшера.

Примерами невербальных методик  являются  проективные рисуночные  тесты (рисунок человека К.Маховер, интеллектуальный  тест "прогрессивные матрицы Равена".

К вербальным методикам можно отнести большинство стандартизованных и шкальных тестов.  

Другой  вариант  классификации  психодиагностических  методик  основан  на  выделении  иерархических  классов,  уровней  психологических качеств  личности,  реализованных  в  блочном  подходе  к  изучению  личности:

•  особенности высшей нервной деятельности, темперамент;

•  высшие психические функции (память, мышление, восприятие, вни-

мание);

•  характерологические качества (социально-психологические характе-

ристики, локус контроля, уровень тревожности и т.п.);  

•  мотивационно-ценностные особенности.

В  этом  случае  различные  психодиагностические  тесты  могут  быть соотнесены  с  соответствующими  уровнями  в  структуре  личности. Подобная  классификация  удобна  с  практической  точки  зрения  при  построении  психодиагностической  батареи,  составлении  заключения  по результатам  обследования.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35933. Размножение 56.5 KB
  БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ бесполое размножение происходит без образования гамет в нем участвует лишь один организм. Перед делением клетки происходит репликация ДНК а у эукариот деление и ядра. В большинстве случаев происходит бинарное деление при котором образуются две идентичные клетки. Множественное деление при котором следом за рядом повторных делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на огромное множество дочерних клеток можно наблюдать у споровиков это группа простейших и к ним относится например возбудитель малярии...
35934. Экологическая экспертиза 56.5 KB
  в Российской Федерации вступил в силу закон Об экологической экспертизе где определяется что экологическая экспертиза это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Основные принципы проведения...
35935. Трудовая деятельность. Роль труда в развитии человека и общества 59 KB
  Труд это особая система состоящая из трех компонентов: Предметы труда это вещество природы вещь или комплекс вещей на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта то они называются основными материалами а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства то вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле...
35936. Перекрытия ребристые с плитами, опертыми по контуру. Общие сведения 55.5 KB
  Общие сведения Конструктивная схема перекрытий включает плиты работающие на изгиб в двух направлениях и поддерживающие их балки. Толщина плиты в зависимости от ее размеров и нагрузки составляет 50140 мм но не менее l1 50 Применяют в основном по архитектурным соображениям. а б а – трещины на нижней поверхности плиты б – на верхней 2 Расчет плит опертых по контуру как упругих систем Характер распределения усилий в плите можно рассматривать в результате расчета плиты как тонкой пластинки для этого...
35937. Состояние и перспективы развития винодельческого производства в России, основные регионы возделывания винограда и производства винодельческой продукции и специализация 55.81 KB
  Более 400 винодельческих заводов занимаются обработкой и розливом вина. Потребление вина в России которое до начала антиалкогольной кампании 19701985 гг. Тем не менее по потреблению вина на душу населения Россия занимает одно из последних мест в Европе. В Краснодарском крае преимущественно производят столовые вина и виноматериалы для игристых вин.
35938. Поэзия М.В.Ломоносова. Проблематика и жанровая специфика 55.5 KB
  Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны самодержицы всероссийския 1746 года Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года Утреннее размышление о божием величестве 1743 Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния 1743 Я знак бессмертия себе воздвигнул 1747 Ночною...
35941. Нормирования в области охраны окружающей среды 54 KB
  Нормирования в области охраны окружающей среды. Основы нормирования в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при...