72960

Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека

Лекция

Психология и эзотерика

Обычно психодиагностический тест строится на основе авторских представлений о структуре личности. Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодагностического обследования происходит на основе субъективной модели личности представленной в сознании диагноста.

Русский

2014-12-02

26.36 KB

2 чел.

Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека.

 

Обычно  психодиагностический  тест  строится  на  основе  авторских представлений  о  структуре  личности.  То,  как  разработчик  методик описывает и объясняет психологические особенности человека, определяет шкальную структуру и интерпретацию теста.  

Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодагностического  обследования  происходит  на  основе  субъективной  модели  личности,  представленной  в  сознании  диагноста.  Составляющие этой  модели  влияют  на  выбор  методик,  структуру  заключения  по  результатам  обследования  и  способ  изложения  диагностической  информации.

В  современной психологии  существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности [3]:

1. Конституциональный подход. В его основе лежит представление о том, что психологические особенности человека связаны с типом его конституции (строением  тела,  темпераментом),  т.е.  с  врожденными генетически  обусловленными  параметрами.  Психодиагностический инструмент в рамках этого подхода строится на основе выявления связей  между  антропометрическими  параметрами  и  психологическими чертами. Таким образом, каждому конституциональному типу ставится в соответствие набор личностных характеристик.

2. Факторный подход. Основан на  изучении и  анализе личности  с использованием  методов  математической  статистики (факторного  анализа).  При  этом  характеристики  личности,  присутствующие  в  языке, объединяются  в  группы (факторы), которые впоследствии фигурируют как шкалы опросников. В рамках этого подхода разработан популярный в России тест Р.Кеттела 16PF.

3. Блочный  подход. Предполагает  выявление  и  выделение  отдельных блоков, составных частей личности.

Блок темперамента, связанный с генетически  заданными показателями нервно-психических процессов (интенсивностью, скоростью, темпом, ритмом, выносливостью), является фундаментом, на котором "надстраиваются" другие блоки. Над ним расположен блок высших психических  функций -  сложных  системных  психических  процессов,  формирующихся  в  процессе  социализации  личности.  В  него  входят  память, внимание,  восприятие, мышление. Далее  идет  блок  характера,  связанный  с  приобретенным  опытом  и  закрепленными  в  ходе  социализации личности устойчивыми формами поведения и межличностного взаимодействия. На самом верху оказывается блок направленности личности.

Иногда  его  называют мотивационно-ценностным. С  точки  зрения  прогноза  профессиональной  успешности  наибольшей  информационной значимостью  обладают  верхние  блоки:  направленность  личности,  характер, высшие психические функции.   

Направленность личности

Характер

Высшие психические функции

(мышление, память, внимание, восприятие)

Темперамент

Блочный  подход  является  наиболее  удобным  и технологически  оправданным  для  анализа  личности  с  использованием средств  психодиагностики  и  разработки  системы  критериев  психологического отбора.

4. Мотивационно-динамический  подход.  Весьма  популярен  в  современной психологии. В основе этого подхода лежит тезис о том, что любое проявление личности может рассматриваться  с учетом иерархически организованных уровней потребностей (мотивов). И, кроме того, в  каком-либо  одном  динамическом  образовании (отношении,  мотиве, потребности и пр.) проявляются  свойства целостной личности. В качестве  примера,  иллюстирующего  мотивационно-динамический  подход, можно предложить концепцию самоактуализации А. Маслоу. Согласно ей, потребности более высокого уровня (потребность в любви, потребность в социальном статусе, потребность в самоактуализации) возникают лишь после того, как человек удовлетворит базовые потребности, т.е. будет испытывать физиологический комфорт и чувство безопасности.

Существенный вклад в методологию изучении личности внесла Л.Н. Собчик. Она ввела понятие "ведущей тенденции", т.е. индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, которые трансформируются в мысли, переживания, поступки людей. Этот стиль пронизывает все уровни личности от генетически заданных до высших, сформированных в ходе социализации [24].  В  ходе  анализа  результатов  психодиагностики  выявление одной  или  нескольких  ведущих  тенденций  личности  позволяет  более точно прогнозировать поведение человека и понимать его мотивационно-ценностные приоритеты.  

С  понятием "ведущих  тенденций"  применительно  к  проблематике профессионального  развития  перекликается  понятие  "индивидуальный  стиль  деятельности",  введенное  в  отечественную  психологию труда Е.А.Климовым. Он определяет индивидуальный стиль деятельности (ИСД)  как  устойчивую  индивидуально-специфическую  систему психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения  той  или  иной  деятельности.  ИСД  позволяет  людям  с  разными индивидуально-типологическими  особенностями  нервной  системы, разной  структурой  способностей,  темперамента,  характера  добиваться равной  эффективности  при  выполнении  одной  и  той  же  деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха (Климов Е.А., 1990).

Основные виды психодиагностических методик

Классификация методик на основе методических приемов.

1. Объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило, это  методики,  направленные  на  оценку  способностей (интеллект,  память, внимание и пр.)

2. Стандартизованные самоотчеты. В том числе,

а) тесты-опросники,

б) открытые опросники

и в) шкальные опросники.

3. Проективные методики.

4. Аппаратурные методики.

5. Диалогические методики.

Рассмотрим перечисленные типы методик более подробно.

1. Объективные тесты.

Среди наиболее часто используемых объективных тестов следует назвать  тесты  интеллекта.  При  их  выполнении  испытуемый  должен  решать  логические,  арифметические,  пространственные  задачи.  Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов лимитировано.

2. Стандартизованные самоотчеты.  

а) Тесты-опросники.

Тесты  этого  типа  наиболее  часто  используются  в  кадровой  работе. Опросники  бывают  одномерные  и  многомерные (многофакторные), позволяющие  оценить  сразу  несколько  психологических  черт.  В  последнем случае каждая измеряемая черта представлена группой вопросов (обычно 7 и более). В качестве примера многомерных стандартизованных  опросников  можно  привести  знаменитые MMPI,  тест  Кэттела 16PF, CPI.  По  своему содержанию тесты-опросники представляют собой списки вопросов или утверждений (так  называемых, "стимульных  ситуаций")  с  заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них. Возможные варианты ответов:

•  "верно" или "неверно" (опросник MMPI);

•  "да", "иногда", "нет" (опросник 16 PF).

б) Открытые опросники.  

Представляют  собой  анкеты,  списки  вопросов  или  неоконченных предложений,  для  которых  предусмотрена  особая  форма  обработки - контент-анализ (т.е.  отнесение  ответов  к  определенным  стандартным категориям). В  качестве  примера можно  привести  биографические  опросники,  направленные  на  изучение  психобиографии  испытуемого - один  из  популярных  на  Западе  методов  прогноза  профессиональной успешности.

Широкое  распространение  получили,  так  называемые, "неоконченные  предложения".  В  них  испытуемому  предлагают  развернуто  дописать фразы. Например:

•  Моя работа - это прежде всего…

•  Качества,  которые больше  всего ценятся руководством  в  сотрудниках фирмы - это…

в) Шкальные техники.

В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.  

ПРИМЕР:  Методика  УСК (уровень  субъективного  контроля).  Направлена  на  измерение  локуса  контроля (склонности  к  принятию  на себя  ответственности  в  различных  сферах  жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения и пр.)).  

Как  любой  измерительный  инструмент,  стандартизованные  опросники имеют сильные и слабые стороны.

"Преимущества":  

•  Стандартизованные опросники удобны в использовании при групповом обследовании (легко  тиражируются, имеют четкие письменные

инструкции  по  заполнению,  обработке  и  интерпретации  результатов).

•  Стандартизованные опросники легко компьютеризировать.  

•  Проводить тестирование может сотрудник кадрового подразделения,

не имеющий специального психологического образования.  

•  Обработка  и  интерпретация  результатов  проста,  не  требует  значительных временных затрат и длительной специальной подготовки.

•  Многофакторные  личностные  опросники,  как  правило,  позволяют получить  целостный психологический портрет испытуемого. Кроме того, шкалы  таких  опросников  обычно  в  той  или  иной  степени  содержательно  пересекаются  с  психограммами  большинства  профессий. Последнее является причиной частого включения многофакторных опросников в тестовые батареи.

•  Обычно стандартизованные опросники имеют набор статистических норм  для  лиц  с  различными  социально-демографическими  характеристиками. Это  позволяет  оценивать  психологические  качества  испытуемых с максимальной точностью.

"Недостатки":  

•  Опросник  не  предоставляет  об  испытуемом  информации  больше, чем предполагает шкальная структура теста.

•  В случае, если результат испытуемого находится в пределах средних значений,  возникают  проблемы  с  содержательной  интерпретацией. По  указанной  причине  иногда "не  работает"  более  половины  из 16 шкал опросника Кэттелла.

•  Многофакторные  личностные  опросники  требуют  значительных временных затрат на проведение, так как включают в себя несколько сотен  вопросов.  Например,  в  СМИЛе -  стандартизованном  методе исследования личности (это одна из трех русскоязычных версий теста MMPI, разработанная Л.Н. Собчик) содержится 566 утверждений, занимающих у респондента от одного до двух-трех часов.  

•  Известность  и  популярность  некоторых  стандартизованных  опросников привела к снижению их валидности.  

3. Проективные методики

Эти  методики  задействуют  в  испытуемом  процессы  воображения. Инструкции проективных тестов предлагают человеку "спроецировать" себя в  заданную  стимульную  ситуацию и  создать на  ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр. Предполагается, что подобный продукт несет в себе особенности характера и мотивационно-ценностной сферы испытуемого.

Следует сказать, что анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

Среди широко  известных  и  часто  используемых  в  кадровой  работе проективных тестов следует назвать тест цветовых выборов Люшера и  рисунок  несуществующего животного. Они  основаны  на  выявленных связях психологических особенностей личности с цветовыми предпочтениями (в  первом  случае)  и  с  графическим  самовыражением -  во втором.

Своеобразие  инструкций  и  стимульных  ситуаций  проективных  тестов,  апелляция  к  творческому  началу  испытуемого  делают  подобные методики  целесообразными  с  точки  зрения  включения  их  в  тестовые батареи. Это снижает неизбежный элемент монотонности.  

Большинство  проективных  методик  используется  для  изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики

Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических  особенностей  испытуемого.  Как  правило,  с  помощью  аппаратурных  методик  оцениваются  особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики  нервной  системы)  и  высшие  психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при  профессиональном  психологическом  отборе  операторов  и  водителей.

5. Диалогические методики

Предполагают  непосредственный  контакт  психодиагноста  и  испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности.  Вариантом  диагностической  техники  является  собеседование  по результатам психологического обследования. В нем уточняются результаты  и  проверяются  гипотезы,  высказанные  по  результатам  ранее  выполненных  тестов.  Одновременно  при  собеседовании  испытуемому может быть предоставлена краткая обратная связь в грамотной с точки зрения деонтологии форме.

Кроме описанной  выше, возможна классификация психологических тестов,  основанная  на  выделении  вербальных  и  невербальных методик. Первые характеризуются  тем, что при  задании  стимульной  ситуации  в  них  активно  используется  вербальный (словесный)  аппарат.  Во вторых методиках  его  заменяют  рисунки,  звуки  и  пр. Предполагается, что  в  этом  случае  смысловая  сфера испытуемого  вносит минимальные искажения в его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме того, невербальные  тесты в меньшей  степени подвержены культурным влияниям  и  стереотипам. Это  послужило  основанием  прямого  перенесения (без  кросскультурной  валидизации)  к  нам  в  страну из-за рубежа ряда  невербальных  методик  и,  в  том  числе,  широко  известного  теста цветовых выборов М. Люшера.

Примерами невербальных методик  являются  проективные рисуночные  тесты (рисунок человека К.Маховер, интеллектуальный  тест "прогрессивные матрицы Равена".

К вербальным методикам можно отнести большинство стандартизованных и шкальных тестов.  

Другой  вариант  классификации  психодиагностических  методик  основан  на  выделении  иерархических  классов,  уровней  психологических качеств  личности,  реализованных  в  блочном  подходе  к  изучению  личности:

•  особенности высшей нервной деятельности, темперамент;

•  высшие психические функции (память, мышление, восприятие, вни-

мание);

•  характерологические качества (социально-психологические характе-

ристики, локус контроля, уровень тревожности и т.п.);  

•  мотивационно-ценностные особенности.

В  этом  случае  различные  психодиагностические  тесты  могут  быть соотнесены  с  соответствующими  уровнями  в  структуре  личности. Подобная  классификация  удобна  с  практической  точки  зрения  при  построении  психодиагностической  батареи,  составлении  заключения  по результатам  обследования.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9227. Лихорадка (Febris) 30.48 KB
  Лихорадка (Febris) Термин лихорадка один из самых древних, раньше обозначал любое повышение температуры тела. Современные представления стали возможны благодаря нескольким учениям: Учение Мечникова о воспалениях - изучал в эволюционном пл...
9228. Иммунопатология Иммунодефицитные состояния 28.42 KB
  Иммунопатология Иммунодефицитные состояния Иммунитет - комплекс клеточных и гуморальных механизмов, способных противостоять нарушениям генного аппарата организма, т.е. система, обеспечивающая индивидуальность и целостность организма. Действие и...
9229. Аллергия (гиперчувствительность) - типовые иммунопатологические процессы 29.7 KB
  Аллергия Аллергия (гиперчувствительность) - типовые иммунопатологические процессы, развивающиеся в сенсибилизированном организме генетически предрасположенных индивидов, в режиме вторичного иммунного ответа при контакте с антигеном, вызвавшем с...
9230. Аллергическая реакция IV типа (туберкулиновая, клеточная, ГЗТ) 28.57 KB
  Аллергическая реакция IV типа (туберкулиновая, клеточная, ГЗТ) Аллергены - очень крупные, с которыми антитела не справятся. Это трансплантаты. Эндоаллергены: естественные первичный: ГМ, яички у мужчин вторичные или приобретенные: ат...
9231. Дыхательная недостаточность 28.45 KB
  Дыхательная недостаточность Дыхательная недостаточность - состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального напряжения О2 и СО2 в артериальной крови, либо оно достигается за счет повышенной работы внешнего дыхания ...
9232. Сердечная недостаточность 27.4 KB
  Сердечная недостаточность Это типовая форма патологии, при которой сердце не обеспечивает потребности органов и тканей в адекватном (их функции и уровню пластических процессов) кровоснабжении. Группы причин СН: Непосредственное повреждение сер...
9233. Наркомании и токсикомании. Алкоголизм 27.85 KB
  Наркомании и токсикомании. Алкоголизм. Психоактивные вещества: Психотропные Наркотики Токсикоманические Наркотические вещества -химические вещества или лекарственные препараты, обладающие специфическим воздействием на Ц...
9234. Патогенное действие ионизирующей радиации 19.17 KB
  Патогенное действие ионизирующей радиации Воздействие может быть прямое и косвенное. Прямое - непосредственное воздействие на макромолекулу. Энергия которой обладают лучи, и она превышает энергию связывания, в связи с этим образуются выбиваются...
9235. Коронарная недостаточность 25.98 KB
  Коронарная недостаточность Коронарная недостаточность - это типовая форма патологии сердца, которая характеризуется превышением потребности миокарда в кислороде и субстратах метаболизма над их притоком по коронарным артериям, а также нарушение ...