73019

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Русский

2014-12-03

1.2 MB

17 чел.

Лабораторная работа № 8

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора.

Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Задание: измерить диаметры цилиндрических деталей и дать заключение о их годности.

Общие сведения.

Микрокатор и оптикатор относятся к приборам с пружинной и пружинно-оптической передачей. Принцип их действия основан на использовании в передаточных механизмах упругих свойств плоской, изогнутой или скрученной бронзовой ленты толщиной 0,004 – 0,006 мм и шириной 0,15 – 0,30 мм.

Приборы отличаются простотой конструкции передаточного механизма, надежностью и долговечностью его работы, отсутствием погрешностей обратного хода и малым трением в звеньях механизма.

Микрокатор.

В основу передаточного механизма микрокатора (рис.1) положена скрученная

Рис. 1. Микрокатор.

пружинная лента 6 (рис. 2). Одна её половина закручена вправо, другая – влево. Лента 6 прикреплена с одной стороны к неподвижному кронштейну 7, с другой – к пружинному угольнику 4, который может поворачиваться вокруг точки А на двух плоских пружинах 2 и 3. В средней части ленты приклеена стрелка 5, представляющая собой тонкую стеклянную коническую трубочку диаметром 50 – 80 мкм, сбалансированную противовесом 10. Измерительный стержень 8, подвешенный в корпусе прибора на двух плоских пружинах 2 и 9, совершает возвратно-поступательное движение. При его перемещении вверх поворачивается пружинный треугольник 4, что приводит к растяжению и раскручиванию ленты 6 и повороту стрелки 5 относительно шкалы 11. Измерительное усилие создается

пружиной 1.

Рис.2.

Микрокаторы выпускаются с ценой деления шкалы 0,1; 0,2; 0,5; 1,2; 5 и 10 мкм. В данной работе используется микрокатор с ценой деления 2 мкм, пределом измерения по шкале ±60 мкм, допускаемая погрешность ±0,5мкм.

Оптикатор.

Общий вид оптикатора представлен на рис. 3. В основу схемы оптикатора положен механизм микрокатора, совмещенный с увеличивающей оптической передачей. На пружинной ленте 6 (рис. 4) вместо стрелки укреплено зеркальце 7. Пучок лучей от источника света 1 падает на зеркальце, проходя через конденсор 2, стеклянную пластину 3 с нанесенным на ней указательным штрихом и объектив 4. Отразившись от зеркальца, лучи попадают на стеклянную шкалу 8, на которой появляется изображение  (на светлом круглом поле) указательного штриха, нанесенного на пластине 3. При перемещении измерительного стержня 5 и раскручивании ленты 6 по шкале 8 перемещается изображение штрихового указателя.

Оптикатор, используемый в данной работе, обладает высокой чувствительностью, цена деления его 0,1 мкм, пределы измерения по шкале + 12 мкм, а допускаемая погрешность ±0,05 мкм.

Рис.3.

Рис.4.

Порядок выполнения работы.

1. По чертежу измеряемой детали или маркировке на ней определяются наибольший и наименьший предельные размеры.

2. Согласно номинальному размеру и значениям верхнего и нижнего отклонений подсчитывается размер блока концевых мер для установки прибора на нуль. В том случае, когда величина допуска размера не превышает предела измерения по шкале прибора, блок концевых мер может быть равен номинальному размеру. В противном случае блок концевых мер должен равняться среднему предельному значению размера, т.е. необходимо учесть значение верхнего и нижнего отклонений.

3. Составить блок концевых мер и по нему настроить прибор на нуль. Для этого убедившись, что столик 6 (рис. 1) находится в крайнем нижнем положении, установить на него блок концевых мер. Отпустить винт 2. Плавным перемещением кронштейна 1 по колонне с помощью гайки установить наконечник 10 измерительного стержня прибора так, чтобы между ним и плоскостью меры остался зазор 0,5 – 1 мм, закрепить кронштейн на стойке стопорным винтом 2.

Отпустить стопорный винт 7 столика 6 и вращением микровинта 8 по часовой стрелке поднимать столик до тех пор, пока стрелка прибора не совместится с нулевым штрихом шкалы, после чего закрепить столик винтом 7.

В микрокаторе для более точной установки на нуль можно сместить немного шкалу прибора поворотом винта, расположенного с правой стороны головки микрокатора.

Не вынимая установочного блока концевых мер, проверить стабильность установки прибора; для этого следует несколько раз нажать и отпустить арретир 5. Если стрелка прибора сместится с установленного положения, необходимо проверить крепление стопорных винтов и снова установить на нуль.

Нажать на арретир и снять блок мер со столика.

4. Измерить деталь, для чего нажать на арретир и установить её на столик под измерительный наконечник. При этом деталь необходимо прижимать к столику так, чтобы образующая измеряемой поверхности плотно прилегала к плоскости столика. Для определения действительных отклонений деталь необходимо перемещать или перекатывать по столику прибора. Отсчет по шкале прибора производить в момент, соответствующий максимальному показанию, при этом обратить внимание на знак отклонений. Измерение диаметров должно производиться не менее чем в трех сечениях (два крайних и одно среднее), перпендикулярных оси, и в каждом сечении в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Показания прибора занести в таблицу отчета.

5.Дать заключение о годности диаметра и определить элементарные погрешности формы.

Контрольные вопросы

1. Устройство пружинной измерительной головки.

2. Схема микрокатора и оптикатора. В чем их единство и отличие?

3. Правила измерения на микрокаторе и оптикаторе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32669. Методы управления 57.5 KB
  Огут быть сгруппированы по: Объекту управления Федер. Субъекту управления организационнораспорядительные хозяйственные Целям стратегического управления тактического оперативного Механизму влияния социальнополитические организационнораспорядительные организационнопедагогические Стилю авторитарные демократические либеральные Времени управленческих действий перспективные долгосрочные текущие Методы управления это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного...
32670. Классификация подходов к управлению образовательным процессом 53 KB
  В качестве основы управления педагогическими системами а образовательный процесс представляет собой педагогическую систему Н. Коммуникативная функция нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления. Конаржевский в процессе управления школой выделяет следующие функции: педагогический анализ планирование организацию внутришкольный контроль регулирование. Якунин рассматривая обучение как процесс управления в качестве относительно самостоятельных но взаимосвязанных функций управления выделяет:...
32671. Общее понятие систем 152 KB
  Системный подход это подход к исследованию объекта проблемы процесса явления организации как системы в которой выделены элементы внутренние и внешние связи наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации которое предполагает...
32672. Общая характеристика образовательных систем 133 KB
  Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования. В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России. Принцип непрерывности предполагает что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни.
32673. Образовательный процесс как система 59.5 KB
  Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.
32675. Понятие управления и педагогического менеджмента 127.5 KB
  Усложняются задачи управления. Отметим что в российской практике управления образовательными учреждениями а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа управленческие цели продолжают ставить чаще всего исходя из анализа состояния образовательного процесса то есть заказ является внутренним а не исходя из изменяющихся общественных потребностей внешний по отношению к учреждению заказ. На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу...
32676. Эволюция управленческой мысли 55.5 KB
  Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу Принципы научного управления. Выделяются 4 важнейших подхода: Подход с позиций выделения различных школ управления иначе его называют классическим или традиционным подходом Первая половина ХХ века 18851950 Школа научного управления 18851920 Административная школа 19201950 Школа психологии и человеческих отношений 19301950 Школа науки управления количественная школа 1950 1.Ситуационный подход 1960 Характеризуется тем что пригодность различных методов управления...