73019

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Русский

2014-12-03

1.2 MB

5 чел.

Лабораторная работа № 8

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора.

Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Задание: измерить диаметры цилиндрических деталей и дать заключение о их годности.

Общие сведения.

Микрокатор и оптикатор относятся к приборам с пружинной и пружинно-оптической передачей. Принцип их действия основан на использовании в передаточных механизмах упругих свойств плоской, изогнутой или скрученной бронзовой ленты толщиной 0,004 – 0,006 мм и шириной 0,15 – 0,30 мм.

Приборы отличаются простотой конструкции передаточного механизма, надежностью и долговечностью его работы, отсутствием погрешностей обратного хода и малым трением в звеньях механизма.

Микрокатор.

В основу передаточного механизма микрокатора (рис.1) положена скрученная

Рис. 1. Микрокатор.

пружинная лента 6 (рис. 2). Одна её половина закручена вправо, другая – влево. Лента 6 прикреплена с одной стороны к неподвижному кронштейну 7, с другой – к пружинному угольнику 4, который может поворачиваться вокруг точки А на двух плоских пружинах 2 и 3. В средней части ленты приклеена стрелка 5, представляющая собой тонкую стеклянную коническую трубочку диаметром 50 – 80 мкм, сбалансированную противовесом 10. Измерительный стержень 8, подвешенный в корпусе прибора на двух плоских пружинах 2 и 9, совершает возвратно-поступательное движение. При его перемещении вверх поворачивается пружинный треугольник 4, что приводит к растяжению и раскручиванию ленты 6 и повороту стрелки 5 относительно шкалы 11. Измерительное усилие создается

пружиной 1.

Рис.2.

Микрокаторы выпускаются с ценой деления шкалы 0,1; 0,2; 0,5; 1,2; 5 и 10 мкм. В данной работе используется микрокатор с ценой деления 2 мкм, пределом измерения по шкале ±60 мкм, допускаемая погрешность ±0,5мкм.

Оптикатор.

Общий вид оптикатора представлен на рис. 3. В основу схемы оптикатора положен механизм микрокатора, совмещенный с увеличивающей оптической передачей. На пружинной ленте 6 (рис. 4) вместо стрелки укреплено зеркальце 7. Пучок лучей от источника света 1 падает на зеркальце, проходя через конденсор 2, стеклянную пластину 3 с нанесенным на ней указательным штрихом и объектив 4. Отразившись от зеркальца, лучи попадают на стеклянную шкалу 8, на которой появляется изображение  (на светлом круглом поле) указательного штриха, нанесенного на пластине 3. При перемещении измерительного стержня 5 и раскручивании ленты 6 по шкале 8 перемещается изображение штрихового указателя.

Оптикатор, используемый в данной работе, обладает высокой чувствительностью, цена деления его 0,1 мкм, пределы измерения по шкале + 12 мкм, а допускаемая погрешность ±0,05 мкм.

Рис.3.

Рис.4.

Порядок выполнения работы.

1. По чертежу измеряемой детали или маркировке на ней определяются наибольший и наименьший предельные размеры.

2. Согласно номинальному размеру и значениям верхнего и нижнего отклонений подсчитывается размер блока концевых мер для установки прибора на нуль. В том случае, когда величина допуска размера не превышает предела измерения по шкале прибора, блок концевых мер может быть равен номинальному размеру. В противном случае блок концевых мер должен равняться среднему предельному значению размера, т.е. необходимо учесть значение верхнего и нижнего отклонений.

3. Составить блок концевых мер и по нему настроить прибор на нуль. Для этого убедившись, что столик 6 (рис. 1) находится в крайнем нижнем положении, установить на него блок концевых мер. Отпустить винт 2. Плавным перемещением кронштейна 1 по колонне с помощью гайки установить наконечник 10 измерительного стержня прибора так, чтобы между ним и плоскостью меры остался зазор 0,5 – 1 мм, закрепить кронштейн на стойке стопорным винтом 2.

Отпустить стопорный винт 7 столика 6 и вращением микровинта 8 по часовой стрелке поднимать столик до тех пор, пока стрелка прибора не совместится с нулевым штрихом шкалы, после чего закрепить столик винтом 7.

В микрокаторе для более точной установки на нуль можно сместить немного шкалу прибора поворотом винта, расположенного с правой стороны головки микрокатора.

Не вынимая установочного блока концевых мер, проверить стабильность установки прибора; для этого следует несколько раз нажать и отпустить арретир 5. Если стрелка прибора сместится с установленного положения, необходимо проверить крепление стопорных винтов и снова установить на нуль.

Нажать на арретир и снять блок мер со столика.

4. Измерить деталь, для чего нажать на арретир и установить её на столик под измерительный наконечник. При этом деталь необходимо прижимать к столику так, чтобы образующая измеряемой поверхности плотно прилегала к плоскости столика. Для определения действительных отклонений деталь необходимо перемещать или перекатывать по столику прибора. Отсчет по шкале прибора производить в момент, соответствующий максимальному показанию, при этом обратить внимание на знак отклонений. Измерение диаметров должно производиться не менее чем в трех сечениях (два крайних и одно среднее), перпендикулярных оси, и в каждом сечении в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Показания прибора занести в таблицу отчета.

5.Дать заключение о годности диаметра и определить элементарные погрешности формы.

Контрольные вопросы

1. Устройство пружинной измерительной головки.

2. Схема микрокатора и оптикатора. В чем их единство и отличие?

3. Правила измерения на микрокаторе и оптикаторе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74944. Ділення з остачею на двоцифрове число 136.5 KB
  Удосконалювати вміння розвязувати задачі на пропорційне ділення. Розвивати обчислювальні навички. Під час подорожі ми ознайомимося із діленням з остачею на двоцифрове число закріпимо вміння ділити числа що закінчуються нулями удосконалимо вміння розвязувати задачі.
74945. Умножение многозначного числа на однозначное число 447 KB
  Цели: продолжать знакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное число; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи; закреплять умение рассуждать делать выводы.
74946. Правило обчислення площі прямокутника та його застосування. Знаходження значень виразів на сумісні дії 162 KB
  Мета: повторити поняття «площа» та «квадратний сантиметр»; навчити користуватись правилом обчислення площі; проводити роботу, спрямовану на запобігання змішувань понять «площа» і «периметр»; розвивати логічне мислення, пам’ять; виховувати організованість і дисципліну розумової праці дітей.
74947. Дроби. Вершки и корешки 138.5 KB
  Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.
74949. Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Розв’язування задач на дві дії та складання обернених задач 129.5 KB
  Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Формувати вміння використовувати набуті знання для заміни одних одиниць вимірювання величин іншими. Познайомити учнів зі старовинними одиницями вимірювання довжини і маси.
74950. Розв’язування задач на знаходження швидкості, часу та відстані 92 KB
  Мета: Ознайомити учнів зі способами визначення відстані, швидкості та часу; за допомогою пилки» формувати вміння розв’язувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислюванні навички.
74951. Повторення вивченого «Нумерація чисел від 21 до 100» 45 KB
  Кожен герой мультика приготував для вас своє завдання. Увага відгадайте герої якого мультфільму пропонують вам перше завдання звучить пісня Ю. Щоб нікого не образити ми виконаємо і те і те завдання. Фрагмент пісні з Бременських музикантів готові малюнки кожної тварини яка буде пропонувати завдання.
74952. Розв’язування задач на зведення до одиниці. Вправи на засвоєння таблиці множення числа 8. Розпізнання многокутників 32.5 KB
  Удосконалювати вміння учнів розвязувати задачі на зведення до одиниці; домогтися засвоєння таблиці множення числа 8 напамять; закріплювати знання правил порядку дій; розвивати обчислювальні навички та вміння розвязувати рівняння...