73019

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Русский

2014-12-03

1.2 MB

7 чел.

Лабораторная работа № 8

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора.

Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Задание: измерить диаметры цилиндрических деталей и дать заключение о их годности.

Общие сведения.

Микрокатор и оптикатор относятся к приборам с пружинной и пружинно-оптической передачей. Принцип их действия основан на использовании в передаточных механизмах упругих свойств плоской, изогнутой или скрученной бронзовой ленты толщиной 0,004 – 0,006 мм и шириной 0,15 – 0,30 мм.

Приборы отличаются простотой конструкции передаточного механизма, надежностью и долговечностью его работы, отсутствием погрешностей обратного хода и малым трением в звеньях механизма.

Микрокатор.

В основу передаточного механизма микрокатора (рис.1) положена скрученная

Рис. 1. Микрокатор.

пружинная лента 6 (рис. 2). Одна её половина закручена вправо, другая – влево. Лента 6 прикреплена с одной стороны к неподвижному кронштейну 7, с другой – к пружинному угольнику 4, который может поворачиваться вокруг точки А на двух плоских пружинах 2 и 3. В средней части ленты приклеена стрелка 5, представляющая собой тонкую стеклянную коническую трубочку диаметром 50 – 80 мкм, сбалансированную противовесом 10. Измерительный стержень 8, подвешенный в корпусе прибора на двух плоских пружинах 2 и 9, совершает возвратно-поступательное движение. При его перемещении вверх поворачивается пружинный треугольник 4, что приводит к растяжению и раскручиванию ленты 6 и повороту стрелки 5 относительно шкалы 11. Измерительное усилие создается

пружиной 1.

Рис.2.

Микрокаторы выпускаются с ценой деления шкалы 0,1; 0,2; 0,5; 1,2; 5 и 10 мкм. В данной работе используется микрокатор с ценой деления 2 мкм, пределом измерения по шкале ±60 мкм, допускаемая погрешность ±0,5мкм.

Оптикатор.

Общий вид оптикатора представлен на рис. 3. В основу схемы оптикатора положен механизм микрокатора, совмещенный с увеличивающей оптической передачей. На пружинной ленте 6 (рис. 4) вместо стрелки укреплено зеркальце 7. Пучок лучей от источника света 1 падает на зеркальце, проходя через конденсор 2, стеклянную пластину 3 с нанесенным на ней указательным штрихом и объектив 4. Отразившись от зеркальца, лучи попадают на стеклянную шкалу 8, на которой появляется изображение  (на светлом круглом поле) указательного штриха, нанесенного на пластине 3. При перемещении измерительного стержня 5 и раскручивании ленты 6 по шкале 8 перемещается изображение штрихового указателя.

Оптикатор, используемый в данной работе, обладает высокой чувствительностью, цена деления его 0,1 мкм, пределы измерения по шкале + 12 мкм, а допускаемая погрешность ±0,05 мкм.

Рис.3.

Рис.4.

Порядок выполнения работы.

1. По чертежу измеряемой детали или маркировке на ней определяются наибольший и наименьший предельные размеры.

2. Согласно номинальному размеру и значениям верхнего и нижнего отклонений подсчитывается размер блока концевых мер для установки прибора на нуль. В том случае, когда величина допуска размера не превышает предела измерения по шкале прибора, блок концевых мер может быть равен номинальному размеру. В противном случае блок концевых мер должен равняться среднему предельному значению размера, т.е. необходимо учесть значение верхнего и нижнего отклонений.

3. Составить блок концевых мер и по нему настроить прибор на нуль. Для этого убедившись, что столик 6 (рис. 1) находится в крайнем нижнем положении, установить на него блок концевых мер. Отпустить винт 2. Плавным перемещением кронштейна 1 по колонне с помощью гайки установить наконечник 10 измерительного стержня прибора так, чтобы между ним и плоскостью меры остался зазор 0,5 – 1 мм, закрепить кронштейн на стойке стопорным винтом 2.

Отпустить стопорный винт 7 столика 6 и вращением микровинта 8 по часовой стрелке поднимать столик до тех пор, пока стрелка прибора не совместится с нулевым штрихом шкалы, после чего закрепить столик винтом 7.

В микрокаторе для более точной установки на нуль можно сместить немного шкалу прибора поворотом винта, расположенного с правой стороны головки микрокатора.

Не вынимая установочного блока концевых мер, проверить стабильность установки прибора; для этого следует несколько раз нажать и отпустить арретир 5. Если стрелка прибора сместится с установленного положения, необходимо проверить крепление стопорных винтов и снова установить на нуль.

Нажать на арретир и снять блок мер со столика.

4. Измерить деталь, для чего нажать на арретир и установить её на столик под измерительный наконечник. При этом деталь необходимо прижимать к столику так, чтобы образующая измеряемой поверхности плотно прилегала к плоскости столика. Для определения действительных отклонений деталь необходимо перемещать или перекатывать по столику прибора. Отсчет по шкале прибора производить в момент, соответствующий максимальному показанию, при этом обратить внимание на знак отклонений. Измерение диаметров должно производиться не менее чем в трех сечениях (два крайних и одно среднее), перпендикулярных оси, и в каждом сечении в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Показания прибора занести в таблицу отчета.

5.Дать заключение о годности диаметра и определить элементарные погрешности формы.

Контрольные вопросы

1. Устройство пружинной измерительной головки.

2. Схема микрокатора и оптикатора. В чем их единство и отличие?

3. Правила измерения на микрокаторе и оптикаторе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54757. Проценты 58 KB
  Цели урока: Формирование у учащихся понятия Процент; умений перевода процентов в дробь и обратно; умений нахождения процента от числа разными способами; Развитие кругозора и математической культуры у учащихся; Воспитание активности аккуратности точности. Тип урока: комбинированный Время проведения: 40 минут Оснащение: опорный конспект заранее приготовленные записи на доске прилагается презентация по теме Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент...
54758. Попит, пропозиція, ціна 94 KB
  Яка залежність між величиною попиту й ціною: пряма чи обернена 3.Чи завжди зі зменшенням ціни збільшується величина попиту 5. Дайте характеристику еластичності попиту за доходом для нижчих і нормальних товарів. Що означають поняття зміна обсягу попиту і зміни що відбулися у попиті 6.
54759. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 46 KB
  Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением. Развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания. Воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.
54760. Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 112.5 KB
  Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова Грачи прилетели и будем учиться писать сочинение по этой картине. Какие чувства вызывает у вас эта картина Выслушиваются ответы учащихся Почему картина называется Грачи прилетели История создания картины Первоначальные этюды к картине Грачи прилетели А.
54761. Правила поведения хозяина при приёме гостей и культура гостя 67.5 KB
  Правила поведения хозяина при приёме гостей и культура гостя. Таблички: Хозяин дома должен быть щедрым добрым вежливым. Хозяин дома должен быть приветливым. Хозяин дома должен уметь занять своих гостей.
54762. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА 108.5 KB
  Good morning, my dear pupils! Good morning, our guests! Today we are having quite an unusual lesson. You see a lot of new faces. But I hope that you’ll feel comfortable at this lesson and together we’ll try to make our lesson useful and interesting. Are you ready for work? Let’s start our English lesson. How are you today? Mary, you look so sad, what’s the matter?
54763. Архитектура ПК 138 KB
  Цель: Овладение принципами действия информационными связями и взаимным соединением основных логических узлов компьютера ознакомление с особенностями построения структуры схемы компьютера. Оборудование: проектор раздаточный материал Образовательные задачи Развивающие задачи Воспитательные задачи...
54764. Энергетические установки подвижного состава 16.46 MB
  Насос работает следующим образом. Масло поступает в подводящий канал А в корпусе насоса и заполняет впадины между зубьями шестерён. При вращении валика ведущая шестерня вращает ведомую.