73019

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Русский

2014-12-03

1.2 MB

5 чел.

Лабораторная работа № 8

ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ

Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора.

Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.

Задание: измерить диаметры цилиндрических деталей и дать заключение о их годности.

Общие сведения.

Микрокатор и оптикатор относятся к приборам с пружинной и пружинно-оптической передачей. Принцип их действия основан на использовании в передаточных механизмах упругих свойств плоской, изогнутой или скрученной бронзовой ленты толщиной 0,004 – 0,006 мм и шириной 0,15 – 0,30 мм.

Приборы отличаются простотой конструкции передаточного механизма, надежностью и долговечностью его работы, отсутствием погрешностей обратного хода и малым трением в звеньях механизма.

Микрокатор.

В основу передаточного механизма микрокатора (рис.1) положена скрученная

Рис. 1. Микрокатор.

пружинная лента 6 (рис. 2). Одна её половина закручена вправо, другая – влево. Лента 6 прикреплена с одной стороны к неподвижному кронштейну 7, с другой – к пружинному угольнику 4, который может поворачиваться вокруг точки А на двух плоских пружинах 2 и 3. В средней части ленты приклеена стрелка 5, представляющая собой тонкую стеклянную коническую трубочку диаметром 50 – 80 мкм, сбалансированную противовесом 10. Измерительный стержень 8, подвешенный в корпусе прибора на двух плоских пружинах 2 и 9, совершает возвратно-поступательное движение. При его перемещении вверх поворачивается пружинный треугольник 4, что приводит к растяжению и раскручиванию ленты 6 и повороту стрелки 5 относительно шкалы 11. Измерительное усилие создается

пружиной 1.

Рис.2.

Микрокаторы выпускаются с ценой деления шкалы 0,1; 0,2; 0,5; 1,2; 5 и 10 мкм. В данной работе используется микрокатор с ценой деления 2 мкм, пределом измерения по шкале ±60 мкм, допускаемая погрешность ±0,5мкм.

Оптикатор.

Общий вид оптикатора представлен на рис. 3. В основу схемы оптикатора положен механизм микрокатора, совмещенный с увеличивающей оптической передачей. На пружинной ленте 6 (рис. 4) вместо стрелки укреплено зеркальце 7. Пучок лучей от источника света 1 падает на зеркальце, проходя через конденсор 2, стеклянную пластину 3 с нанесенным на ней указательным штрихом и объектив 4. Отразившись от зеркальца, лучи попадают на стеклянную шкалу 8, на которой появляется изображение  (на светлом круглом поле) указательного штриха, нанесенного на пластине 3. При перемещении измерительного стержня 5 и раскручивании ленты 6 по шкале 8 перемещается изображение штрихового указателя.

Оптикатор, используемый в данной работе, обладает высокой чувствительностью, цена деления его 0,1 мкм, пределы измерения по шкале + 12 мкм, а допускаемая погрешность ±0,05 мкм.

Рис.3.

Рис.4.

Порядок выполнения работы.

1. По чертежу измеряемой детали или маркировке на ней определяются наибольший и наименьший предельные размеры.

2. Согласно номинальному размеру и значениям верхнего и нижнего отклонений подсчитывается размер блока концевых мер для установки прибора на нуль. В том случае, когда величина допуска размера не превышает предела измерения по шкале прибора, блок концевых мер может быть равен номинальному размеру. В противном случае блок концевых мер должен равняться среднему предельному значению размера, т.е. необходимо учесть значение верхнего и нижнего отклонений.

3. Составить блок концевых мер и по нему настроить прибор на нуль. Для этого убедившись, что столик 6 (рис. 1) находится в крайнем нижнем положении, установить на него блок концевых мер. Отпустить винт 2. Плавным перемещением кронштейна 1 по колонне с помощью гайки установить наконечник 10 измерительного стержня прибора так, чтобы между ним и плоскостью меры остался зазор 0,5 – 1 мм, закрепить кронштейн на стойке стопорным винтом 2.

Отпустить стопорный винт 7 столика 6 и вращением микровинта 8 по часовой стрелке поднимать столик до тех пор, пока стрелка прибора не совместится с нулевым штрихом шкалы, после чего закрепить столик винтом 7.

В микрокаторе для более точной установки на нуль можно сместить немного шкалу прибора поворотом винта, расположенного с правой стороны головки микрокатора.

Не вынимая установочного блока концевых мер, проверить стабильность установки прибора; для этого следует несколько раз нажать и отпустить арретир 5. Если стрелка прибора сместится с установленного положения, необходимо проверить крепление стопорных винтов и снова установить на нуль.

Нажать на арретир и снять блок мер со столика.

4. Измерить деталь, для чего нажать на арретир и установить её на столик под измерительный наконечник. При этом деталь необходимо прижимать к столику так, чтобы образующая измеряемой поверхности плотно прилегала к плоскости столика. Для определения действительных отклонений деталь необходимо перемещать или перекатывать по столику прибора. Отсчет по шкале прибора производить в момент, соответствующий максимальному показанию, при этом обратить внимание на знак отклонений. Измерение диаметров должно производиться не менее чем в трех сечениях (два крайних и одно среднее), перпендикулярных оси, и в каждом сечении в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Показания прибора занести в таблицу отчета.

5.Дать заключение о годности диаметра и определить элементарные погрешности формы.

Контрольные вопросы

1. Устройство пружинной измерительной головки.

2. Схема микрокатора и оптикатора. В чем их единство и отличие?

3. Правила измерения на микрокаторе и оптикаторе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66481. Формирование орфографических навыков у младших школьников 424 KB
  Все написания которые устанавливаются правилами указаниями и запрещениями в системе орфографии имеют обоснование чаще всего связанное с морфемным составом слова с его грамматической принадлежностью и формой. Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти...
66482. Экономический анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ФГБУ «Средневолжрыбвод» 5.79 MB
  Расчет заработной платы и учет расчетов с персоналом по оплате труда в учреждении является одним из самых трудоемких, объемных и ответственных участков работы. Сложность проведения подсчетов заключается в их персонифицированном характере - заработок считается для каждого сотрудника...
66483. Проект ЯЭУ ледокола с эффективной мощностью (мощность на винтах) 40МВт 4.19 MB
  Произведен расчет тепловой схемы установки оборудования I контура. Произведен тепловой гидравлический и прочностной расчеты ПГ расчет ГЦН I контура. Техническое освидетельствование один раз в год; оборудование реакторной установки должно охлаждаться водой третьего контура с температурой не выше 40оС...
66485. Мероприятия по снижению затрат в области энергоснабжения здания конторы ООО «Агрофирмы Тукса» 1.78 MB
  Граница балансовой принадлежности тепловых сетей по первому фланцу до запорной арматуры со стороны тепловой сети на элеваторном узле. Расчётные расходы теплоносителя вода 9060 определяются на основании проекта путём деления тепловой нагрузки...
66486. Исследование влияния дыхательных упражнений по методу Бутейко на процесс оздоровления школьников 116 KB
  Лечебная физкультура известна человечеству с давних времен. Широко применялась она в Египте, Риме, использовалась также некоторыми северными народами, в том числе и среди народов, населявших территорию нашей страны. Однако обоснованное применение физкультуры при инфаркте миокарда появилось сравнительно недавно.
66487. Разработка компьютерной программы при оформлении документации очного отделения - «Учебная часть РПТ» 1.54 MB
  Применение ЭВМ в учебном процессе является естественным продолжением многолетнего процесса внедрения в обучение технических средств. Обладающие высоким быстродействием, большой памятью, способностью перерабатывать информацию, поступающую одновременно от многих пользователей...
66489. Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста 298 KB
  В младшем школьном возрасте проблема энуреза напрямую соприкасается с проблемой адаптации к началу обучения в школе и закономерно влияет на успешность ребенка в учебной деятельности, в овладении новыми способами межличностных коммуникаций со сверстниками.