73022

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.

Русский

2014-12-03

479.5 KB

9 чел.

Лабораторная работа №1

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Цель работы: ознакомиться с плоскопараллельными концевыми мерами и областью их применения; приобрести  практические навыки работы с концевыми мерами.

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер.

Задание: составить блоки плиток по заданным размерам.

Общие сведения.

Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении. Их применяют для проверки приборов, мер, калибров, а также для точной разметки, наладки станков и настройки приборов при измерениях. Основное их назначение – обеспечение единства мер.

Плоскопараллельные концевые меры длины представляют собой прямоугольные бруски (рис. 1) из закаленной стали или твердого сплава, размер которых определяется расстоянием между двумя рабочими плоскостями при температуре 20°С. Согласно ГОСТ 9038-73 за длину концевой меры принимается длина перпендикуляра, опущенного из середины одной из измерительных поверхностей на ее противоположную измерительную поверхность. Кроме величины размера, концевые меры характеризуются плоскопараллельностью рабочих поверхностей. Отклонение от плоскопараллельности определяется как наибольшая разность по абсолютной величине между длиной концевой меры в середине и любой точке рабочей поверхности плитки.

Рис.1. Плоскопараллельные концевые меры длины.

По точности изготовления в соответствии с ГОСТ 9038-73 концевые меры выпускаются пяти классов: 00, 0, 1, 2, 3, а для мер, находящихся в эксплуатации, ГОСТ 8.166-75 предусматривает дополнительно 4-й и 5-й классы. В стандарте приведены допускаемые отклонения концевых мер от номинального значения и от плоскопараллельности измерительных поверхностей для каждого класса точности. Помимо классов точности, для оценки точностных данных концевой меры длины используется понятие разряда концевых мер, которые характеризуются пределом допускаемой погрешности измерения (аттестации) ее длины, а также требованием к плоскопараллельности. У нас в стране установлено пять разрядов: 1, 2, 3, 4, 5. В аттестате концевой меры длины указывают номинальный размер меры, отклонения от номинального размера и разряд. При пользовании такими мерами за размер каждой из них принимают действительный размер, указанный в аттестате. В этом случае погрешность изготовления меры не будет влиять на точность измерения независимо от их принадлежности к тому или иному классу, что позволяет производить более точное измерение.

Так как рабочие поверхности концевых мер длины весьма точно обработаны путем шлифования и доводки, они обладают свойством притираемости, Под притираемостью понимается способность мер прочно сцепляться рабочими поверхностями между собой при надвигании одной меры на другую, образуя блок. Благодаря притираемости можно собирать блоки любых размеров (рис. 2). Составление блока из концевых мер производится в соответствии с классом и разрядом плиток. Блок должен быть составлен из минимального количества плиток – не более 4 – 5. Притираемость мер обеспечивается за счет молекулярных сил сцепления.

Рис.2. Блок плоскопараллельных концевых мер.

В зависимости от количества концевых мер (от 4 до 112) согласно ГОСТ 9038-73 промышленность выпускает 21 набор (1 – 21). Наиболее распространенным является набор №.1, состоящий из 83 мер. В некоторые наборы входят защитные плитки, основной функцией которых является защита рабочих поверхностей концевых мер. Защитные плитки имеют с одного края срез или скругление.

Для более широкого использования концевых мер выпускают специальные принадлежности (рис.3).

а)

б)

в)

Рис.3. Приспособления к плоскопараллельным концевым мерам длины.

а) – струбцина с боковичками для контроля диаметра отверстия; б) – центр и чертилка для точной разметки; б) центр и чертилка для точной разметки; в) чертилка с плитками, установленные на основание для пространственной разметки на плите.

Согласно ГОСТ 4119-66 в число их входят различные боковички: плоскопараллельные, радиусные, центровые и чертильные, а также державки (струбцины) для крепления блоков концевых мер с боковичками. Боковички притираются к блоку и дают возможность получать после установки в державке цельный инструмент, используемый для точных замеров, установки инструментов при относительных методах измерения, точной разметки наружных и внутренних размеров деталей. По назначению концевые меры длины делятся на образцовые и рабочие. Концевые меры, служащие для проверки и градуировки измерительных средств, называются образцовыми. Меры, применяемы для измерения размеров деталей, называются рабочими.

Порядок выполнения работы.

1. Прежде чем приступить к работе с концевыми мерами, необходимо по данному размеру предварительно рассчитать, какие меры нужно взять для данного блока. Количество мер в блоке должно быть минимальным, так как погрешность блока складывается из погрешностей отдельных мер. Расчет мер на нужный размер необходимо начать с подбора меньших мер, исключающих последнюю значащую цифру.

Пример: Требуется набрать размер 46,625. Имеется набор концевых мер № 1.

Выбираем первую меру размером 1,005 мм, исключая при этом последнюю значащую цифру. Остается размер 46,625 - 1,005= 45,62 мм. Берем вторую меру 1,12 мм, тогда остаток составит 45,62 - 1,12=44,5 мм. Здесь часто допускается ошибка: берется мера 1,02 мм, исключающая только последнюю значащую цифру, в результате пришлось бы взять лишнюю меру 1,6 мм и далее 3 мм и 40 мм; получится блок из пяти мер. Вот почему вторую плиту необходимо брать таким образом, чтобы в остатке в десятых долях миллиметра оставалась цифра 5 или 0. Это даст возможность воспользоваться плитками с градацией 0,5 мм. В нашем случае третья мера будет 4,5 мм и четвертая 40 мм. Таким образом, размер 46,625 мм составлен при помощи 4-х мер: 1,005; 1,12; 4,5; 40 мм.

2. Составить блок мер. Для этого достать из футляра необходимые меры, рабочие поверхности промыть бензином или спиртом, и протереть насухо салфеткой. Взяв за боковые стороны, положить одну меру на другую с одного края и, слегка прижимая, надвинуть присоединяемую меру до совпадения плоскостей обеих мер (рис.4). Притирку мер в блок проводить в определенной последовательности: к мерам больших размеров последовательно притирать меры меньших размеров.

Рис.4. Составление блока.

3. После выполнения работы блоки мер разобрать, рабочие поверхности промыть в чистом бензине, тщательно вытереть, смазать тонким слоем технического вазелина и разложить в футляре по ячейкам согласно размерам. В притертом состоянии блок концевых мер оставлять нельзя во избежание появления на измерительных поверхностях коррозии.

Контрольные вопросы.

1) Что такое плоскопараллельные концевые меры длины и какова область их применения?

2) Что такое классы и разряды концевых мер и чем они характеризуются?

3) Какие дополнительные принадлежности выпускаются для более широкого применения плоскопараллельных концевых мер?

4) Какие существуют наборы концевых мер?

5) Правила пользования концевыми мерами. Как составляется блок концевых мер?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1854. Теории и современные воспитательные концепции 163 KB
  Современные воспитательные концепции. Системное построение процесса воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения. Характеристика компонентов воспитательной системы. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития.
1855. Оружие геноцида 3.13 MB
  “Нормальная” культура ненормальных людей. Общее воздействие алкоголя на организм. Гипоксия — алкогольная эйфория. Почему пьющие избегают трезвых. О главной причине употребления психотропов. Творчество под угнетением табака. Курение и детородная функция. Целомудрие здравомыслие.
1856. Сегментация изображений и поиск объектов медицины и биологии 3.01 MB
  Программные системы и методы 3D-реконструкции биомедицинских данных. Модели, методы и алгоритмы, положенные в основу сегментации и поиска объектов. Сегментация данных компьютерной томографии и электронной микроскопии. Описание реализации программной системы. Примеры результатов сегментации и идентификации объектов.
1857. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНОСА АВТОМОБИЛЯ 1.09 MB
  Анализ подходов к математическому и численному моделированию движения автомобиля. Постановка задачи. Оценка области применимости велосипедной модели. Математические модели движения автомобиля без потери сцепления колес с дорогой. Математическая модель переменной структуры для описания заноса автомобиля.
1858. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 1.26 MB
  Необходимость и специфика ценообразования в коммерческих банках. Банковская услуга как объект ценообразования в кредитных организациях. Анализ влияния внешних факторов на ценообразование в коммерческих банках. Стратегия банка как основа моделирования системы ценообразования банковских услуг.
1859. ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ, ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ 1.25 MB
  Целью методических указаний является оказание помощи студентам при проведении лабораторных работ по разделам Подвеска автомобиля и Тормозная система автомобиля курса Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок выполнения и требования к оформлению отчетов по проведению лабораторных работ.
1860. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ 1.25 MB
  Доверительное управление на рынке ценных бумаг как эффективная форма привлечения инвестиций. Формирование концептуального подхода к финансовой оценке качества доверительного управления активами отечественных паевых инвестиционных фондов. Характеристика экономической эффективности деятельности паевых инвестиционных фондов акций.
1861. Гражданский процесс 1020.82 KB
  Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права. Гражданские процессуальные отношения и их субъекты. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Судебные штрафы. Возбуждение гражданского дела в суде. Досудебная подготовка дела.
1862. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности 1.25 MB
  Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной программе. Содержание и структура экспериментальной программы. Принципы, положенные в основу экспериментального обучения. Анализ результатов экспериментального обучения.