73022

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.

Русский

2014-12-03

479.5 KB

9 чел.

Лабораторная работа №1

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Цель работы: ознакомиться с плоскопараллельными концевыми мерами и областью их применения; приобрести  практические навыки работы с концевыми мерами.

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер.

Задание: составить блоки плиток по заданным размерам.

Общие сведения.

Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении. Их применяют для проверки приборов, мер, калибров, а также для точной разметки, наладки станков и настройки приборов при измерениях. Основное их назначение – обеспечение единства мер.

Плоскопараллельные концевые меры длины представляют собой прямоугольные бруски (рис. 1) из закаленной стали или твердого сплава, размер которых определяется расстоянием между двумя рабочими плоскостями при температуре 20°С. Согласно ГОСТ 9038-73 за длину концевой меры принимается длина перпендикуляра, опущенного из середины одной из измерительных поверхностей на ее противоположную измерительную поверхность. Кроме величины размера, концевые меры характеризуются плоскопараллельностью рабочих поверхностей. Отклонение от плоскопараллельности определяется как наибольшая разность по абсолютной величине между длиной концевой меры в середине и любой точке рабочей поверхности плитки.

Рис.1. Плоскопараллельные концевые меры длины.

По точности изготовления в соответствии с ГОСТ 9038-73 концевые меры выпускаются пяти классов: 00, 0, 1, 2, 3, а для мер, находящихся в эксплуатации, ГОСТ 8.166-75 предусматривает дополнительно 4-й и 5-й классы. В стандарте приведены допускаемые отклонения концевых мер от номинального значения и от плоскопараллельности измерительных поверхностей для каждого класса точности. Помимо классов точности, для оценки точностных данных концевой меры длины используется понятие разряда концевых мер, которые характеризуются пределом допускаемой погрешности измерения (аттестации) ее длины, а также требованием к плоскопараллельности. У нас в стране установлено пять разрядов: 1, 2, 3, 4, 5. В аттестате концевой меры длины указывают номинальный размер меры, отклонения от номинального размера и разряд. При пользовании такими мерами за размер каждой из них принимают действительный размер, указанный в аттестате. В этом случае погрешность изготовления меры не будет влиять на точность измерения независимо от их принадлежности к тому или иному классу, что позволяет производить более точное измерение.

Так как рабочие поверхности концевых мер длины весьма точно обработаны путем шлифования и доводки, они обладают свойством притираемости, Под притираемостью понимается способность мер прочно сцепляться рабочими поверхностями между собой при надвигании одной меры на другую, образуя блок. Благодаря притираемости можно собирать блоки любых размеров (рис. 2). Составление блока из концевых мер производится в соответствии с классом и разрядом плиток. Блок должен быть составлен из минимального количества плиток – не более 4 – 5. Притираемость мер обеспечивается за счет молекулярных сил сцепления.

Рис.2. Блок плоскопараллельных концевых мер.

В зависимости от количества концевых мер (от 4 до 112) согласно ГОСТ 9038-73 промышленность выпускает 21 набор (1 – 21). Наиболее распространенным является набор №.1, состоящий из 83 мер. В некоторые наборы входят защитные плитки, основной функцией которых является защита рабочих поверхностей концевых мер. Защитные плитки имеют с одного края срез или скругление.

Для более широкого использования концевых мер выпускают специальные принадлежности (рис.3).

а)

б)

в)

Рис.3. Приспособления к плоскопараллельным концевым мерам длины.

а) – струбцина с боковичками для контроля диаметра отверстия; б) – центр и чертилка для точной разметки; б) центр и чертилка для точной разметки; в) чертилка с плитками, установленные на основание для пространственной разметки на плите.

Согласно ГОСТ 4119-66 в число их входят различные боковички: плоскопараллельные, радиусные, центровые и чертильные, а также державки (струбцины) для крепления блоков концевых мер с боковичками. Боковички притираются к блоку и дают возможность получать после установки в державке цельный инструмент, используемый для точных замеров, установки инструментов при относительных методах измерения, точной разметки наружных и внутренних размеров деталей. По назначению концевые меры длины делятся на образцовые и рабочие. Концевые меры, служащие для проверки и градуировки измерительных средств, называются образцовыми. Меры, применяемы для измерения размеров деталей, называются рабочими.

Порядок выполнения работы.

1. Прежде чем приступить к работе с концевыми мерами, необходимо по данному размеру предварительно рассчитать, какие меры нужно взять для данного блока. Количество мер в блоке должно быть минимальным, так как погрешность блока складывается из погрешностей отдельных мер. Расчет мер на нужный размер необходимо начать с подбора меньших мер, исключающих последнюю значащую цифру.

Пример: Требуется набрать размер 46,625. Имеется набор концевых мер № 1.

Выбираем первую меру размером 1,005 мм, исключая при этом последнюю значащую цифру. Остается размер 46,625 - 1,005= 45,62 мм. Берем вторую меру 1,12 мм, тогда остаток составит 45,62 - 1,12=44,5 мм. Здесь часто допускается ошибка: берется мера 1,02 мм, исключающая только последнюю значащую цифру, в результате пришлось бы взять лишнюю меру 1,6 мм и далее 3 мм и 40 мм; получится блок из пяти мер. Вот почему вторую плиту необходимо брать таким образом, чтобы в остатке в десятых долях миллиметра оставалась цифра 5 или 0. Это даст возможность воспользоваться плитками с градацией 0,5 мм. В нашем случае третья мера будет 4,5 мм и четвертая 40 мм. Таким образом, размер 46,625 мм составлен при помощи 4-х мер: 1,005; 1,12; 4,5; 40 мм.

2. Составить блок мер. Для этого достать из футляра необходимые меры, рабочие поверхности промыть бензином или спиртом, и протереть насухо салфеткой. Взяв за боковые стороны, положить одну меру на другую с одного края и, слегка прижимая, надвинуть присоединяемую меру до совпадения плоскостей обеих мер (рис.4). Притирку мер в блок проводить в определенной последовательности: к мерам больших размеров последовательно притирать меры меньших размеров.

Рис.4. Составление блока.

3. После выполнения работы блоки мер разобрать, рабочие поверхности промыть в чистом бензине, тщательно вытереть, смазать тонким слоем технического вазелина и разложить в футляре по ячейкам согласно размерам. В притертом состоянии блок концевых мер оставлять нельзя во избежание появления на измерительных поверхностях коррозии.

Контрольные вопросы.

1) Что такое плоскопараллельные концевые меры длины и какова область их применения?

2) Что такое классы и разряды концевых мер и чем они характеризуются?

3) Какие дополнительные принадлежности выпускаются для более широкого применения плоскопараллельных концевых мер?

4) Какие существуют наборы концевых мер?

5) Правила пользования концевыми мерами. Как составляется блок концевых мер?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35981. Мотивационная сфера личности. Содержание образования как фундамент культуры личности 40 KB
  Содержание образования как фундамент культуры личности Образова́ние целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества государства сопровождающийся достижения гражданином обучающимся установленных государством образовательных уровней Культура – это предпосылка и результат образованности человека. Под содержанием образования следует понимать: 1 систему научных знаний практических умений и навыков; 2 систему мировоззренческих и нравственноэстетических идей которые необходимо приобрести учащимся в процессе...
35982. Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ 45 KB
  Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.
35984. Этапы развития PR в США 44.5 KB
  Общепринято выделять два основных этапа развития PR в США – до конца 19 века и 20 век. Начало 17 века – 10е годы 19 века. 10е годы 19 века – конец 19 века. Начало 20 века – середина 40х годов 20 века.
35985. Абстрактный экспрессионизм 44.38 KB
  Портрет и мечта Portrit nd Drem 1953 Пасха и тотем Ester nd the Totem 1953 Серость океана Ocen Greyness 1953 Глубина The Deep Марк Ротко Эмиграция в США Глава семейства Ротковичей опасаясь того что детей заберут на службу в царскую армию решил эмигрировать в США следуя примеру многочисленных еврейских семей бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича которые обосновались в Портленде штат Орегон и занялись производством одежды. Раннее творчество...
35987. Гидросфера: строение, физические свойства и химический состав. Мировой океан. Пресные воды 44 KB
  Пресные воды Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой и представляющая собой совокупность вод Мирового океана и поверхностных вод суши. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане значительно меньше в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере в виде облаков и водяного пара.
35988. Понятия биогеоценоза и ландшафта. Биогеохимический круговорот веществ и энергии 44 KB
  Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеоценозы природные образования с четкими границами состоящие из совокупности живых существ биоценозов занимающих определенное место. Экосистема представляет собой систему которая обеспечивает круговорот любого ранга а биогеоценоз это экосистема в конкретных условиях ландшафта с учетом свойств почвы рельефа составляющих ее компонентов. Совокупности однотипных БГЦ образуют ландшафты Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеохимический круговорот веществ это повторяющиеся...