73022

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.

Русский

2014-12-03

479.5 KB

9 чел.

Лабораторная работа №1

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ

Цель работы: ознакомиться с плоскопараллельными концевыми мерами и областью их применения; приобрести  практические навыки работы с концевыми мерами.

Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер.

Задание: составить блоки плиток по заданным размерам.

Общие сведения.

Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении. Их применяют для проверки приборов, мер, калибров, а также для точной разметки, наладки станков и настройки приборов при измерениях. Основное их назначение – обеспечение единства мер.

Плоскопараллельные концевые меры длины представляют собой прямоугольные бруски (рис. 1) из закаленной стали или твердого сплава, размер которых определяется расстоянием между двумя рабочими плоскостями при температуре 20°С. Согласно ГОСТ 9038-73 за длину концевой меры принимается длина перпендикуляра, опущенного из середины одной из измерительных поверхностей на ее противоположную измерительную поверхность. Кроме величины размера, концевые меры характеризуются плоскопараллельностью рабочих поверхностей. Отклонение от плоскопараллельности определяется как наибольшая разность по абсолютной величине между длиной концевой меры в середине и любой точке рабочей поверхности плитки.

Рис.1. Плоскопараллельные концевые меры длины.

По точности изготовления в соответствии с ГОСТ 9038-73 концевые меры выпускаются пяти классов: 00, 0, 1, 2, 3, а для мер, находящихся в эксплуатации, ГОСТ 8.166-75 предусматривает дополнительно 4-й и 5-й классы. В стандарте приведены допускаемые отклонения концевых мер от номинального значения и от плоскопараллельности измерительных поверхностей для каждого класса точности. Помимо классов точности, для оценки точностных данных концевой меры длины используется понятие разряда концевых мер, которые характеризуются пределом допускаемой погрешности измерения (аттестации) ее длины, а также требованием к плоскопараллельности. У нас в стране установлено пять разрядов: 1, 2, 3, 4, 5. В аттестате концевой меры длины указывают номинальный размер меры, отклонения от номинального размера и разряд. При пользовании такими мерами за размер каждой из них принимают действительный размер, указанный в аттестате. В этом случае погрешность изготовления меры не будет влиять на точность измерения независимо от их принадлежности к тому или иному классу, что позволяет производить более точное измерение.

Так как рабочие поверхности концевых мер длины весьма точно обработаны путем шлифования и доводки, они обладают свойством притираемости, Под притираемостью понимается способность мер прочно сцепляться рабочими поверхностями между собой при надвигании одной меры на другую, образуя блок. Благодаря притираемости можно собирать блоки любых размеров (рис. 2). Составление блока из концевых мер производится в соответствии с классом и разрядом плиток. Блок должен быть составлен из минимального количества плиток – не более 4 – 5. Притираемость мер обеспечивается за счет молекулярных сил сцепления.

Рис.2. Блок плоскопараллельных концевых мер.

В зависимости от количества концевых мер (от 4 до 112) согласно ГОСТ 9038-73 промышленность выпускает 21 набор (1 – 21). Наиболее распространенным является набор №.1, состоящий из 83 мер. В некоторые наборы входят защитные плитки, основной функцией которых является защита рабочих поверхностей концевых мер. Защитные плитки имеют с одного края срез или скругление.

Для более широкого использования концевых мер выпускают специальные принадлежности (рис.3).

а)

б)

в)

Рис.3. Приспособления к плоскопараллельным концевым мерам длины.

а) – струбцина с боковичками для контроля диаметра отверстия; б) – центр и чертилка для точной разметки; б) центр и чертилка для точной разметки; в) чертилка с плитками, установленные на основание для пространственной разметки на плите.

Согласно ГОСТ 4119-66 в число их входят различные боковички: плоскопараллельные, радиусные, центровые и чертильные, а также державки (струбцины) для крепления блоков концевых мер с боковичками. Боковички притираются к блоку и дают возможность получать после установки в державке цельный инструмент, используемый для точных замеров, установки инструментов при относительных методах измерения, точной разметки наружных и внутренних размеров деталей. По назначению концевые меры длины делятся на образцовые и рабочие. Концевые меры, служащие для проверки и градуировки измерительных средств, называются образцовыми. Меры, применяемы для измерения размеров деталей, называются рабочими.

Порядок выполнения работы.

1. Прежде чем приступить к работе с концевыми мерами, необходимо по данному размеру предварительно рассчитать, какие меры нужно взять для данного блока. Количество мер в блоке должно быть минимальным, так как погрешность блока складывается из погрешностей отдельных мер. Расчет мер на нужный размер необходимо начать с подбора меньших мер, исключающих последнюю значащую цифру.

Пример: Требуется набрать размер 46,625. Имеется набор концевых мер № 1.

Выбираем первую меру размером 1,005 мм, исключая при этом последнюю значащую цифру. Остается размер 46,625 - 1,005= 45,62 мм. Берем вторую меру 1,12 мм, тогда остаток составит 45,62 - 1,12=44,5 мм. Здесь часто допускается ошибка: берется мера 1,02 мм, исключающая только последнюю значащую цифру, в результате пришлось бы взять лишнюю меру 1,6 мм и далее 3 мм и 40 мм; получится блок из пяти мер. Вот почему вторую плиту необходимо брать таким образом, чтобы в остатке в десятых долях миллиметра оставалась цифра 5 или 0. Это даст возможность воспользоваться плитками с градацией 0,5 мм. В нашем случае третья мера будет 4,5 мм и четвертая 40 мм. Таким образом, размер 46,625 мм составлен при помощи 4-х мер: 1,005; 1,12; 4,5; 40 мм.

2. Составить блок мер. Для этого достать из футляра необходимые меры, рабочие поверхности промыть бензином или спиртом, и протереть насухо салфеткой. Взяв за боковые стороны, положить одну меру на другую с одного края и, слегка прижимая, надвинуть присоединяемую меру до совпадения плоскостей обеих мер (рис.4). Притирку мер в блок проводить в определенной последовательности: к мерам больших размеров последовательно притирать меры меньших размеров.

Рис.4. Составление блока.

3. После выполнения работы блоки мер разобрать, рабочие поверхности промыть в чистом бензине, тщательно вытереть, смазать тонким слоем технического вазелина и разложить в футляре по ячейкам согласно размерам. В притертом состоянии блок концевых мер оставлять нельзя во избежание появления на измерительных поверхностях коррозии.

Контрольные вопросы.

1) Что такое плоскопараллельные концевые меры длины и какова область их применения?

2) Что такое классы и разряды концевых мер и чем они характеризуются?

3) Какие дополнительные принадлежности выпускаются для более широкого применения плоскопараллельных концевых мер?

4) Какие существуют наборы концевых мер?

5) Правила пользования концевыми мерами. Как составляется блок концевых мер?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62520. Словесные информационные модели. Научные и художественные описания 270.53 KB
  Цели урока: формировать представления учащихся о словесных информационных моделях. Основные понятия: модель; информационная модель; словесная информационная модель.
62522. Географія світового транспорту. Зовнішні економічні зв’язки. Міжнародний туризм 74.77 KB
  Мета: охарактеризувати значення транспорту у світовому господарстві повторити та поглибити знання про основні технікоекономічні показники роботи транспорту види транспорту; головні форми міжнародного співробітництва визначити обсяги та структуру...
62523. Моє здоров’я 16.76 KB
  Поняття про здоров’я. Здоров’я це не відсутність хвороб а фізична соціальна психологічна гармонія людини доброзичливі стосунки з людьми з природою і з самим собою. Психологи виділяють кілька видів здоров’я: фізичне інтелектуальне особистісне соціальне емоційне і духовне.
62524. Яка ж вона, жінка ХХІ століття 42.55 KB
  Мета: активізувати естетичні переживання в поєднанні з інтелектуальним проникненням в суть проблеми сприяти її самостійному розв’язанню учнями вираженню ними власних думок; стимулювати до роздумів визначити ставлення учнів до проблеми рівноправ’я жінок і чоловіків...
62525. Счастливый случай игра для 6 класса 21.95 KB
  Усвоение основных понятий и закономерностей в курсе географии 6 класса проверка и уточнение своих представлений и взглядов по пройденным темам.
62526. Урок-игра: Ирландия 22.31 KB
  Образовательные задачи: Совершенствовать навыки чтения и аудирования, расширяя кругозор учащихся. Повторить грамматический материал - составление разных типов вопросов.
62527. Урок-игра по истории Древнего мира 15.43 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся по основным событиям истории Древнего мира; закрепить знания о великих достижениях всемирной культуры. Задачи: обобщить имеющиеся знания по предмету и нацелить на самостоятельный поиск информации...
62528. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» 23.19 KB
  Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.