73046

Внутренняя миграция, ее направления (вынужденная, трудовая)

Доклад

География, геология и геодезия

Внутренняя миграция ее направления вынужденная трудовая. Миграция населения это пространственное перемещение трудоспособного населения вызываемое изменениями в развитии и размещении производства условиях существования населения и др.

Русский

2014-12-03

17.81 KB

1 чел.

Подготовила Морозова Любовь, 125 гр.

Внутренняя миграция, ее направления (вынужденная, трудовая).

Миграция населения - это пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения и др.

С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: внешнюю и внутреннюю. Внешняя миграция происходит при пересечении государственной границы. Внутренняя – это миграция внутригосударственная. При этом необходимо учитывать, что внутренняя миграция населения – это межпоселенные перемещения населения. Именно межпоселенные, поэтому перемещение населения внутри города миграцией и не является. Выделяют миграции населения в пределах крупных территориальных единиц (например, области, края, республики) и между ними. По этому принципу миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирегиональную и межрегиональную.

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Внутренняя миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную. Вынужденная миграция - перемещение людей через границы тех или иных субъектов государства с целью поиска убежища. Причиной вынужденной миграции могут быть военные действия, экологические катастрофы, политические и этнические конфликты.

Комиссия ООН по правам человека объявила данные по внутренней миграции с конца 2011 года. В соответствии с этими данными, 26 млн. человек были вынуждены покинуть свои дома из-за конфликтов, насилия и нарушений прав человека. Причиной внутренней миграции 15 миллионов человек стали стихийные бедствия. Эти цифры говорят о том, что вынужденная внутренняя миграция является одной из самых важных в мире проблем в плане прав человека.

Основными факторами, заставляющими людей мигрировать, являются ускоренные темпы урбанизации в последние 20 лет, человеческая мобильность, рост численности населения, нехватка продовольствия и воды и стихийные бедствия. Он также отметил, что в будущем эти проблемы приведут к увеличению данных по внутренней миграции.

В докладе приводятся в пример события в Сирии, столкновения в Африке и экономические и социальные кризисы во всем мире.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью называется трудовой миграцией. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации — Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.

Официально занятые вне своего региона

В 2007 г. был зафиксирован 1 млн человек (в среднем за год) , которые работали за пределами субъектов федерации, в которых они проживают (см. диагр. 1). В 2008 г., по данным этого обследования, их численность резко увеличилась, составив 1,6 млн человек. В 2009 г. вследствие снижения общей потребности в рабочей силе объемы внутренней трудовой миграции уменьшились до 1,4 млн человек. В 2010 г. их численность снова возросла, превысив полтора миллиона человек. А в прошлом, 2011 г., выезды на работу за пределы своего субъекта резко увеличились – выехало уже 2,5 млн человек, официально занятых работников за пределами региона своего проживания.

В численности устроившихся на работу за пределами своего субъекта три четверти составляют мужчины и две трети – городские жители. Если на рубеже веков XIX и XX веков, когда только каждый пятый житель страны являлся горожанином, и, соответственно, в процессе «отходничества» участвовали главным образом крестьяне, которые в зимний период освобождались от работ в своем хозяйстве, то сейчас, как видим, это в основном городские жители.

В 2010 г. средний возраст «отходников» составил 36,8 года, а работающих на своей территории – 40 лет.

В структуре населения трудоспособного возраста, работающего за пределами своего субъекта, выше доля лиц с начальным профессиональным образованием, чем занятых на своей территории (24% против 20%), а также средним (полным) общим образованием (22% против 20%). И ниже доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием (51% против 56%). Это очевидно указывает на то, что вакантными для мигрантов становятся рабочие места с относительно менее высоким профессиональным уровнем, чем рабочие места, которые занимает постоянное население.

Отраслевая структура занятости трудовых мигрантов

По статусу работодателя, у которого заняты эти внутренние мигранты, 84% составляют юридические лица. У физических лиц работают 13%. И совсем немного – лишь 3% от всего числа работающих вне своего регионатрудится у индивидуальных предпринимателей.

Ввиду отсутствия большого опыта сбора информации на вопросы этой анкеты и анализа собранных данных, вытекающих из этих ответов, они далеко не полностью отражают ситуацию, но все же, по ним можно определить и отраслевую структуру занятости. Основная доля в отраслевой структуре занятости приходится на строительство. За ним следуют торговля, транспорт, операции с недвижимостью, обрабатывающие производства.

Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются: Москва – 900 тыс. человек или 15% к численности занятого населения данного региона; Тюменская область (с автономными округами) – 220 тыс. человек или 12,4%; Московская область  – 190 тыс. человек или 5,2%; Санкт-Петербург  – 115 тыс. человек или 4,5%; Краснодарский край  –54 тыс. человек или 2,2%.

Среди  въезжающих на работу в Москву из других субъектов 46% составляют жители Московской области, 28% – жители Республики Мордовия, Чувашской Республики, Брянской, Владимирской, Ивановской, Тамбовской, Тульской, Пензенской областей. Половина приезжающих на работу в Москву жителей других субъектов работали в строительстве, торговле и на транспорте.

Тюменская область (с автономными округами) достаточно массово предоставляет работу российским гражданам, проживающим в других регионах и не нашедших работу там, где они живут. Одна треть  из них – это жители Республики Башкортостан, еще треть – жители Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Курганской, Свердловской и Омской областей. Из числа приезжающих на работу в Тюменскую область – 46,4% заняты в добывающих отраслях,  около 27% – в строительстве.

В составе приезжающих  на работу в Московскую область 24% составляют жители Москвы, около 49% – жители Чувашской Республики, Ивановской, Воронежской, Тверской, Калужской, Тульской, Нижегородской, Пензенской, Волгоградской областей. В Московской области одна треть приезжающих на работу из других субъектов работали в строительстве и 17% – в торговле. В  Санкт-Петербург приезжают работать в основном жители Ленинградской области (73%). Около 56% приезжающих работали в строительстве, торговле и на транспорте (в равных долях по 18–19%).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14806. Көне Түркі жазба ескерткіштеріндегі және 58.5 KB
  Көне Түркі жазба ескерткіштеріндегі және Қорқыт ата кітабындағы халықтық педагогика Жазба ескерткіштер. Тәрбиенің мәңгілігі қажетгілігі қасиетгілігі жайлы ой түркі жазбасының ертедегі ескерткіштерімен дөледденеді. Бұл түрғыда ерекше қызығушылық түғазатын
14807. Қазақ ақын-жырауларының тәлім-тәрбиелік идеялары 51.5 KB
  Қазақ ақынжырауларының тәлімтәрбиелік идеялары. Қазақ хандығы көптеген тайпалардың – қаңлылар үйсіндер қыпшақтар арғындар наймандар дулаттар және т.б. негізінде құрылды. Қиын тарихи жағдайда қалыптаса отырып қазақ хандығы бірде ХҮІ ғ.бас кезінде нығайды бір...
14808. ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС 45.5 KB
  ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС. Бекибаева Сәнгүл Ғосманқызы қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі №35жалпы орта білім беру мектебі 1 . Тәрбие отбасынан басталады Қиын балалардың отбасындағы беріктігі және өнегелі отбасында өнегелі ұрпақ тәрбиеленетіні сөзсіз....
14809. Қиял туралы жалпы ұғым 92 KB
  Қиял туралы жалпы ұғым Қиял дегеніміз сыртқы дүние заттары мен қүбылыстарының субъективтік образдарын қайтадан жаңартып өндеп бейнелеуде көрінетін тек адамға ғана тән психикалық процесс: ...барлық жан қуаттарын рухани күштерді тек қиял ғана өзіндік сақталатынс...
14810. ҚЫЗ БАЛА - ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ, ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ 54.5 KB
  ҚЫЗ БАЛА ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ Л.Т.Байкеева В.Б.Зеткулова М.Б.Мыңбаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазақ халқы бала тәрбиесіне өте көп көңіл бөлген. Баланың ана құрсағында пайда болуына оның өмірге келуіне оның алғашқы қадамына ...
14811. Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту – педагогикалық технология 78.5 KB
  Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту – педагогикалық технология Сын тұрғысынан ойлауды дамыту бағдарламасы – әлемнің түкпіртүкпірінен жиылған білім берушілердің бірлескен еңбегі. Тәжірибені жүйеге келтірген Джинни Л.Стил Курт...
14812. Оқу процесінің мəн-мағынасы 83 KB
  Оқу процесінің мəнмағынасы Жоспары 1. Оқу процесінің мəні жəне дидактика жөнінде түсінік 2. Оқу дидактикалық процесс 3. Оқу процесінің қызметтері 4. Оқудың əдіснамадидактикалық жүйелері 5. Таным теориясы жəне оқу 1. Оқу процесінің мəні жəне дидактика жөнінде...
14813. Оқу формалары 98.5 KB
  Оқу формалары Жоспары 1. Оқу формасы түсінігі 2. Оқу формаларының қалыптасуы мен жетіліп баруы 3. Оқу процесін ұйымдастыру формалары 4. Оқу түрлері 1. Оқу формасы түсінігі Оқушылардың білім мазмұнын игеру ісəрекеттері əрқилы формада жүзеге асып барады. Ла...
14814. Оқушылардың танымдық қызығушылығының теориясы 71 KB
  Оқушылардың танымдық қызығушылығының теориясы. Бiлiм беру жүйесi қоғамның әлеуметтiк – экономикалық дамуында жетекшi роль атқарады сондай – ақ оны әрi қарай айқындай түседi. Ал бiлiмнiң қалыптасып дамуының жалпы шарттары философияның негiзгi мәселесi – рухтың материяға ...