73057

Проблема свободы и ответственности в морали

Доклад

Этика и деонтология

Проблема соотношения свободы и необходимости рассматривается с двух противоположных точек зрения – фатализма и волюнтаризма. Такое понимание свободы приводит к полному отказу от нравственных норм и утверждению произвола.

Русский

2014-12-03

29.5 KB

0 чел.

106. Проблема свободы и ответственности в морали. Этика - особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность) [то, что ДОЛЖНО быть], а центральной проблемой – Добро и Зло. ЗАДАЧИ: 1) описывать мораль  ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы – то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснять мораль  пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах; 3) учить морали  давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».

Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив), осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее связано с ответственностью личности за результаты ее выбора.

Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Поведение человекаэто реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.Моральная свобода – ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его морального совершения им нравственных поступков и действий. Проблемы моральной свободы:                           1) Проблема соотношения свободы и необходимости рассматривается с двух противоположных точек зрения – фатализма и волюнтаризма. А) Этический фатализм: зависимость от объективных обстоятельств => человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, в связи с этим он не несет никакой ответственности за свои действия. Б) Этический волюнтаризм: человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит к полному отказу от нравственных норм и утверждению произвола. НО свобода невозможна без ограничений: наличие ограничений – необходимое условие свободы каждого. Поэтому оправдание произвола есть не что иное, как отрицание свободы. Таким образом, и фаталистическая, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу.

Наиболее приемлемо понимание необходимости как морального закона. Этот закон не создает моральных обязательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека обнаруживать эти обязательства в существующих ценностях. Он не требует автоматического подчинения, он лишь учит различать добро и зло. Поэтому он – не закон-предписание, он – закон свободы, предоставляющий человеку право выбирать добро и следовать ему. «Золотое правило» нравственности есть правило взаимности. Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определенного поведения. Для других оно формулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие». 

     2) Проблема морального выбора. Именно выбор, который обеспечивается разумом и волей, выступает формой проявления свободы. Выбор реализуется информированной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие решений, хотя разум и предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора. Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

Нравственная свобода проявляется в умении: делать осознанный моральный выбор действий и поступков; давать им нравственную оценку; предвидеть их последствия; осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

     3) Проблема двойственного характера свободы: «свобода от» – от сил природы, общественных моральных догм и установок. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время – чувство одиночества, бессилия тревоги. «Свобода для» = возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей личности.

     Моральная ответственность проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед чем и за что человек несет ответственность: • ответственность перед самим собой; • ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; • ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем.