73060

Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями

Доклад

Логика и философия

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Русский

2014-12-03

42 KB

0 чел.

72. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются; это любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.

Признаки предмета:

- единичные (характеризуют отдельные предметы)

- общие (принадлежат определенной группе предметов)

- существенные (необходимо принадлежащие предмету, выражают его сущность)

- несущественные (не выражают его сущности, могут принадлежать, а могут и нет).

Существенные также подразделяются на общие (понятия отражают множество предметов) и единичные (понятие отражает один предмет).

Понятие качественно отличается от форм чувственного  познания: ощущений, восприятий и представлений. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов – отражают существенное. Для образования понятия нужно выделить существенные признаки предмета => нужен ряд логических приемов:

-сравнение (установление сходства или различия между предметами);

-анализ (мысленное расчленение предмета на части);

-абстрагирование (мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков);

-синтез (мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом);

-обобщение (отдельные предметы на основе присущих им одинаковых св-в объединяются в группы однородных предметов).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом, но это не означает их полного совпадения.

Слово - материальный носитель понятия. Понятие выражается в слове. Понятие идеально, а слово обладает легко обнаружимыми признаками материального характера. Слово может быть произнесено, записано, сохранено. Слово можно преобразовать, передать. Понятия появляются и осмысливаются человеком только тогда, когда человек осознает значение, смысл слова. Слова выражают понятия и обозначают предметы.

Признаки любого материального предмета – внешние и внутренние свойства. Признаки любого понятия – обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. Признаки предмета изучают естественные, технические, медицинские и другие науки. Признаки понятия как формы мысли – только формальная логика.

Как цельная форма мысли понятие – закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (преступление = совокупность признаков: противоправность, виновность, наказуемость).

Объем понятия — множество предметов, которое мыслится в понятии (объем понятия «стол» - вся совокупность столов на планете).

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол» (квадратных столов меньше, чем столов вообще).

Виды понятий:

  1.  по количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

- единичные (понятия, в которых мыслится 1 элемент);

- общие (понятия, в которых мыслится множество предметов – «стол»);

- пустые (нулевые).

Общие понятия делятся на: регистрирующие/исчисляемые (понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету) и нерегистрирующие/неисчисляемые (неопределенное число элементов).

Главное – объемный показатель этих понятий.

  1.  по качественному признаку (по содержанию):

- утвердительные и отрицательные;

- конкретные (предмет) и абстрактные (признак);

- безотносительные (предмет мыслится вне отношения к другим предметам) и соотносительные (отношение одного понятия к другим);

- Собирательные (совокупность элементов – «созвездие») и разделительные (несобирательные – каждый элемент – «звезда»).

Отношения между понятиями:

Сравнимые – имеющие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимые – не имеющие общих признаков.

Совместимые – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – объемы не совпадают вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.