73060

Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями

Доклад

Логика и философия

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Русский

2014-12-03

42 KB

0 чел.

72. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются; это любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.

Признаки предмета:

- единичные (характеризуют отдельные предметы)

- общие (принадлежат определенной группе предметов)

- существенные (необходимо принадлежащие предмету, выражают его сущность)

- несущественные (не выражают его сущности, могут принадлежать, а могут и нет).

Существенные также подразделяются на общие (понятия отражают множество предметов) и единичные (понятие отражает один предмет).

Понятие качественно отличается от форм чувственного  познания: ощущений, восприятий и представлений. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов – отражают существенное. Для образования понятия нужно выделить существенные признаки предмета => нужен ряд логических приемов:

-сравнение (установление сходства или различия между предметами);

-анализ (мысленное расчленение предмета на части);

-абстрагирование (мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков);

-синтез (мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом);

-обобщение (отдельные предметы на основе присущих им одинаковых св-в объединяются в группы однородных предметов).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом, но это не означает их полного совпадения.

Слово - материальный носитель понятия. Понятие выражается в слове. Понятие идеально, а слово обладает легко обнаружимыми признаками материального характера. Слово может быть произнесено, записано, сохранено. Слово можно преобразовать, передать. Понятия появляются и осмысливаются человеком только тогда, когда человек осознает значение, смысл слова. Слова выражают понятия и обозначают предметы.

Признаки любого материального предмета – внешние и внутренние свойства. Признаки любого понятия – обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. Признаки предмета изучают естественные, технические, медицинские и другие науки. Признаки понятия как формы мысли – только формальная логика.

Как цельная форма мысли понятие – закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (преступление = совокупность признаков: противоправность, виновность, наказуемость).

Объем понятия — множество предметов, которое мыслится в понятии (объем понятия «стол» - вся совокупность столов на планете).

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол» (квадратных столов меньше, чем столов вообще).

Виды понятий:

  1.  по количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

- единичные (понятия, в которых мыслится 1 элемент);

- общие (понятия, в которых мыслится множество предметов – «стол»);

- пустые (нулевые).

Общие понятия делятся на: регистрирующие/исчисляемые (понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету) и нерегистрирующие/неисчисляемые (неопределенное число элементов).

Главное – объемный показатель этих понятий.

  1.  по качественному признаку (по содержанию):

- утвердительные и отрицательные;

- конкретные (предмет) и абстрактные (признак);

- безотносительные (предмет мыслится вне отношения к другим предметам) и соотносительные (отношение одного понятия к другим);

- Собирательные (совокупность элементов – «созвездие») и разделительные (несобирательные – каждый элемент – «звезда»).

Отношения между понятиями:

Сравнимые – имеющие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимые – не имеющие общих признаков.

Совместимые – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – объемы не совпадают вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2319. Психологія та педагогіка. Конспект лекцій 1.23 MB
  Природа психіки і предмет психологічної науки. Емоційно-вольова характеристика людини. Періодизація психічного розвитку особистості. Дидактика як галузь педагогіки. Національно-патріотичне виховання української молоді. Вища освіта України і Болонський процес. Виховання і свобода людини.
2320. Аналіз солоності вод світового океану 790.9 KB
  Мета: встановити особливості хімічного складу океанської води, її солоності та закономірності розподілу солоності у Світовому океані. Завдання: ознайовитися з відмінностями у хімічному складі річкової та океанської води, визначити вплив солоності на замерзання води, дати просторовий і генетичний аналіз розподілу солоності по поверхні океану та з глибиною.
2321. Понятие и структура теории управления и власти 1.5 MB
  Деятельность человека и потребность в управлении. Содержание понятия управление. Содержание понятия теория управления и ее основные категории. Структура теории управления. Проведение экспертиз деятельности органов власти. Изучение статистических показателей деятельности органов власти.
2322. Токоприемник и штангоуловитель 586.15 KB
  Общая характеристика троллейбусов. Организация технического обслуживания и ремонта машин. Основная задача городского пассажирского транспорта заключается в бесперебойном обеспечении трудовых, деловых и культурно-бытовых поездок населения. Массовые перевозки в Минске осуществляют метрополитен, трамвай, автобусы и троллейбусы.
2323. Double pipe heat exchangers 319.5 KB
  The double pipe heat exchangers are quite simple exchangers for analysing. There are two possibilities: the use of a counter flow or parallel flow. In figure 1.2 we can see the development of the temperatures.
2324. Становление производящего хозяйства 91.61 KB
  Зарождение земледелия и животноводства. Человек начинает обрабатывать медь. Распространение производящего хозяйства по всей Западной Азии, проникновение его в Европу и Африку. Малая Азия в древности. Цивилизации древней Индии и Ирана.
2325. Урок английского языка 39.78 KB
  Найдите перевод слов списка А в списке В. Назовите главные и второстепенные члены подчеркнутых в тексте предложений и укажите части речи, которыми они выражены. Найдите в тексте прилагательные в превосходной степени и переведите их. Какие времена использованы в тексте.
2326. Облік грошових коштів на рахунках в банку 23.72 KB
  Мета практичного заняття: закріплення теоретичних знань з організації обліку грошових коштів на рахунках в банку в національній та іноземній валюті, порядком відкриття рахунків, набуття практичних навичок по оформленню банківських платіжних документів, опрацювання виписки банку та заповнення Журналу-ордеру № 1 с.-г. та відомість 1.2 с.-г.
2327. Так кто же такой социолог и что им движет 22.14 KB
  Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.