73060

Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями

Доклад

Логика и философия

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Русский

2014-12-03

42 KB

0 чел.

72. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются; это любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.

Признаки предмета:

- единичные (характеризуют отдельные предметы)

- общие (принадлежат определенной группе предметов)

- существенные (необходимо принадлежащие предмету, выражают его сущность)

- несущественные (не выражают его сущности, могут принадлежать, а могут и нет).

Существенные также подразделяются на общие (понятия отражают множество предметов) и единичные (понятие отражает один предмет).

Понятие качественно отличается от форм чувственного  познания: ощущений, восприятий и представлений. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов – отражают существенное. Для образования понятия нужно выделить существенные признаки предмета => нужен ряд логических приемов:

-сравнение (установление сходства или различия между предметами);

-анализ (мысленное расчленение предмета на части);

-абстрагирование (мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков);

-синтез (мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом);

-обобщение (отдельные предметы на основе присущих им одинаковых св-в объединяются в группы однородных предметов).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом, но это не означает их полного совпадения.

Слово - материальный носитель понятия. Понятие выражается в слове. Понятие идеально, а слово обладает легко обнаружимыми признаками материального характера. Слово может быть произнесено, записано, сохранено. Слово можно преобразовать, передать. Понятия появляются и осмысливаются человеком только тогда, когда человек осознает значение, смысл слова. Слова выражают понятия и обозначают предметы.

Признаки любого материального предмета – внешние и внутренние свойства. Признаки любого понятия – обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. Признаки предмета изучают естественные, технические, медицинские и другие науки. Признаки понятия как формы мысли – только формальная логика.

Как цельная форма мысли понятие – закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (преступление = совокупность признаков: противоправность, виновность, наказуемость).

Объем понятия — множество предметов, которое мыслится в понятии (объем понятия «стол» - вся совокупность столов на планете).

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол» (квадратных столов меньше, чем столов вообще).

Виды понятий:

  1.  по количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

- единичные (понятия, в которых мыслится 1 элемент);

- общие (понятия, в которых мыслится множество предметов – «стол»);

- пустые (нулевые).

Общие понятия делятся на: регистрирующие/исчисляемые (понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету) и нерегистрирующие/неисчисляемые (неопределенное число элементов).

Главное – объемный показатель этих понятий.

  1.  по качественному признаку (по содержанию):

- утвердительные и отрицательные;

- конкретные (предмет) и абстрактные (признак);

- безотносительные (предмет мыслится вне отношения к другим предметам) и соотносительные (отношение одного понятия к другим);

- Собирательные (совокупность элементов – «созвездие») и разделительные (несобирательные – каждый элемент – «звезда»).

Отношения между понятиями:

Сравнимые – имеющие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимые – не имеющие общих признаков.

Совместимые – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – объемы не совпадают вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23702. Международное экологическое право 56.5 KB
  басня Крылова €œЛебедь рак и щука€ карта мира выставка литературы по теме €œМеждународное сотрудничество в области охраны окружающей среды€. Нормативные документы: Конституция РФ Федеральный закон РФ €œОб охране окружающей среды€ Указ Президента РФ €œО государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития€ Рамочная Конвенция ООН об изменении климата Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Наше поколение стало свидетелем драматических событий...
23703. Программирование на языке Паскаль 67 KB
  На каждый теоретический слайд не более трёх минут. На слайды с заданиями от пяти до семи минут. Рассказываю слайд и отмечаю что язык низшего уровня состоит из нулей и единиц. Обсуждаем слайд и немного конспектируем.
23704. Линейные программы и арифметические действия 56.5 KB
  Развитие мышления фантазии памяти внимания и познавательных интересов; Оборудование урока: Компьютерный класс Интерактивная доска Ход урока: 1. Повторение материала предыдущего урока. Организационный момент Приветствие учеников Объявление темы целей и плана урока.
23705. Решение задач на сложные линейные программы 75.5 KB
  program my; var xyy1: integer; begin x:=3; y:=absxsqrsqrx; x:=3; y1:=absxsqrsqrx; writeln y; writeln y1; end. program my; var abc: integer; begin reada; b:=2012; c:=ba; writeln 'ваш примерный возраст 'c; end. program...
23706. Основы языка SQL 75.97 KB
  Баумана Кафедра САПР Основы языка SQL Федорук В.ru 2636526 АННОТАЦИЯ Данное учебное пособие предназначено для изучения основ языка SQL стандартного языка манипулирования данными в СУБД реализующих реляционную модель данных. Описывается синтаксис наиболее употребимых операторов языка SQL приводятся примеры. Учебная база данных реализована в среде СУБД mySQL средства доступа к ней встроены в учебное пособие.
23707. История Советского государства 1900-1991 3.37 MB
  Изменения и кризис в партии [4. XVII съезд партии. XVIII съезд партии. Полная трансформация партии [9.
23708. Перевод условия задачи на математический язык 51 KB
  Составьте выражения для ответа на вопрос задачи: 1 Автомобиль проходит расстояние х км за 2 ч а автобус − за 3 ч. Свой результат группы вывешивают на доску: 1 x : 2 x : 3; 2 x : 2 x : 3; 3 x : 2 x : 3; 4 x : 2 x : 3; Что интересного вы замечаете Задачи все разные а выражения одинаковые. Какое задание стояло перед вами Надо было составить выражение по условию задачи.
23709. Работа с математическими моделями 61 KB
  Количество в м Стоимость в руб. Шерсть d 3 420 000 Шёлк с Сначала надо найти стоимость шерсти: 3d затем стоимость шёлка: 420 000 3d что бы найти цену шёлка6 надо его стоимость разделить на количество купленного шёлка: 420000 3d : c Если d = 80 000 c = 2 420000 380 000 : 2 = 90 000 Ответ: цена шёлка 90 000 руб. Количество Стоимость в руб. Хлеб а 3 батона Яблоки b 2 кг Что бы найти стоимость всей покупки надо знать стоимость хлеба и стоимость яблок.
23710. Работа с математическими моделями 57.5 KB
  При решении последнего примера учащиеся вспоминают свойство 1 при умножении: а 1 = 1 а = а − Расположите полученные результаты в порядке возрастания. Какие свойства умножения вы использовали Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания: аb c = аb ac аb c = аb ac свойство 1 при умножении: а  1 = а. Какое свойство умножения вы использовали Свойство 1 при умножении. Како теперь свойство можно применить Распределительное свойство умножения относительно сложения.