73060

Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями

Доклад

Логика и философия

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Русский

2014-12-03

42 KB

0 чел.

72. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются; это любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.

Признаки предмета:

- единичные (характеризуют отдельные предметы)

- общие (принадлежат определенной группе предметов)

- существенные (необходимо принадлежащие предмету, выражают его сущность)

- несущественные (не выражают его сущности, могут принадлежать, а могут и нет).

Существенные также подразделяются на общие (понятия отражают множество предметов) и единичные (понятие отражает один предмет).

Понятие качественно отличается от форм чувственного  познания: ощущений, восприятий и представлений. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов – отражают существенное. Для образования понятия нужно выделить существенные признаки предмета => нужен ряд логических приемов:

-сравнение (установление сходства или различия между предметами);

-анализ (мысленное расчленение предмета на части);

-абстрагирование (мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков);

-синтез (мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом);

-обобщение (отдельные предметы на основе присущих им одинаковых св-в объединяются в группы однородных предметов).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом, но это не означает их полного совпадения.

Слово - материальный носитель понятия. Понятие выражается в слове. Понятие идеально, а слово обладает легко обнаружимыми признаками материального характера. Слово может быть произнесено, записано, сохранено. Слово можно преобразовать, передать. Понятия появляются и осмысливаются человеком только тогда, когда человек осознает значение, смысл слова. Слова выражают понятия и обозначают предметы.

Признаки любого материального предмета – внешние и внутренние свойства. Признаки любого понятия – обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. Признаки предмета изучают естественные, технические, медицинские и другие науки. Признаки понятия как формы мысли – только формальная логика.

Как цельная форма мысли понятие – закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (преступление = совокупность признаков: противоправность, виновность, наказуемость).

Объем понятия — множество предметов, которое мыслится в понятии (объем понятия «стол» - вся совокупность столов на планете).

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол» (квадратных столов меньше, чем столов вообще).

Виды понятий:

  1.  по количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

- единичные (понятия, в которых мыслится 1 элемент);

- общие (понятия, в которых мыслится множество предметов – «стол»);

- пустые (нулевые).

Общие понятия делятся на: регистрирующие/исчисляемые (понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету) и нерегистрирующие/неисчисляемые (неопределенное число элементов).

Главное – объемный показатель этих понятий.

  1.  по качественному признаку (по содержанию):

- утвердительные и отрицательные;

- конкретные (предмет) и абстрактные (признак);

- безотносительные (предмет мыслится вне отношения к другим предметам) и соотносительные (отношение одного понятия к другим);

- Собирательные (совокупность элементов – «созвездие») и разделительные (несобирательные – каждый элемент – «звезда»).

Отношения между понятиями:

Сравнимые – имеющие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимые – не имеющие общих признаков.

Совместимые – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – объемы не совпадают вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7647. Содержание, основные принципы. История возникновения маркетинга 33.5 KB
  Тема Содержание, основные принципы. История возникновения маркетинга Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает...
7648. Ценовая политика. Определение уровня цены 47.5 KB
  Ценовая политика 1. Определение уровня цены 2.Факторы, влияющие на цены На формирование цены оказывает влияние множество факторов. К внешним относятся характер и уровень покупательского спроса, уровень доходов потребителей, их желания и возможности ...
7649. Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников 156 KB
  Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников Введение Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверг...
7650. Что такое красота. Конспект урока 29.5 KB
  Что такое красота? Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве способствовать формированию нового понятия чувство красоты дать доступные сведения о людях, создающих красоту. Ход беседы Учитель ...
7651. Мультипликация и ее эстетические характеристика 43 KB
  Занятие по эстетическому воспитанию Цели: - познакомить детей с жанром киноискусства - мультипликацией - дать доступные сведения о творческой деятельности людей, создающих мультфильм. Оборудование: фотографии известных режиссеров, художни...
7652. Культурология как наука 55 KB
  Культурология как наука Введение. Культурология (название происходит от лат cultura и греческого logos) является важнейшей составной частью современного гуманитарного знания, интегральным элементом полноценного высшего образования. Хотя челове...
7653. Проблема сущности культуры 40.5 KB
  Проблема сущности культуры. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очеви...
7654. Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры 45 KB
  Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие природа предельным образом приближено к понятию материальный мир. Словом культура в само...
7655. Культура и общество 79.5 KB
  Культура и общество Несмотря на то, что дефиниция общества представляет для социологии почти такую же проблему, как определение культуры для культурологии, сформулируем рабочее определение данного понятия. Под обществом мы будем понимать совокупност...