73060

Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями

Доклад

Логика и философия

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Русский

2014-12-03

42 KB

0 чел.

72. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями.

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются; это любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.

Признаки предмета:

- единичные (характеризуют отдельные предметы)

- общие (принадлежат определенной группе предметов)

- существенные (необходимо принадлежащие предмету, выражают его сущность)

- несущественные (не выражают его сущности, могут принадлежать, а могут и нет).

Существенные также подразделяются на общие (понятия отражают множество предметов) и единичные (понятие отражает один предмет).

Понятие качественно отличается от форм чувственного  познания: ощущений, восприятий и представлений. Восприятие или представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо предмета. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов – отражают существенное. Для образования понятия нужно выделить существенные признаки предмета => нужен ряд логических приемов:

-сравнение (установление сходства или различия между предметами);

-анализ (мысленное расчленение предмета на части);

-абстрагирование (мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков);

-синтез (мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом);

-обобщение (отдельные предметы на основе присущих им одинаковых св-в объединяются в группы однородных предметов).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом, но это не означает их полного совпадения.

Слово - материальный носитель понятия. Понятие выражается в слове. Понятие идеально, а слово обладает легко обнаружимыми признаками материального характера. Слово может быть произнесено, записано, сохранено. Слово можно преобразовать, передать. Понятия появляются и осмысливаются человеком только тогда, когда человек осознает значение, смысл слова. Слова выражают понятия и обозначают предметы.

Признаки любого материального предмета – внешние и внутренние свойства. Признаки любого понятия – обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. Признаки предмета изучают естественные, технические, медицинские и другие науки. Признаки понятия как формы мысли – только формальная логика.

Как цельная форма мысли понятие – закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии (преступление = совокупность признаков: противоправность, виновность, наказуемость).

Объем понятия — множество предметов, которое мыслится в понятии (объем понятия «стол» - вся совокупность столов на планете).

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол» (квадратных столов меньше, чем столов вообще).

Виды понятий:

  1.  по количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

- единичные (понятия, в которых мыслится 1 элемент);

- общие (понятия, в которых мыслится множество предметов – «стол»);

- пустые (нулевые).

Общие понятия делятся на: регистрирующие/исчисляемые (понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету) и нерегистрирующие/неисчисляемые (неопределенное число элементов).

Главное – объемный показатель этих понятий.

  1.  по качественному признаку (по содержанию):

- утвердительные и отрицательные;

- конкретные (предмет) и абстрактные (признак);

- безотносительные (предмет мыслится вне отношения к другим предметам) и соотносительные (отношение одного понятия к другим);

- Собирательные (совокупность элементов – «созвездие») и разделительные (несобирательные – каждый элемент – «звезда»).

Отношения между понятиями:

Сравнимые – имеющие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимые – не имеющие общих признаков.

Совместимые – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – объемы не совпадают вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46620. Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления 22.38 KB
  Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами распрями междоусобицами разорявшими крестьянство города ослаблявшими военную мощь Руси. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северовосточной Руси. Как утверждают историки это было сильное и жизнеспособное политическое образование которое могло претендовать не только на самсютоятельность но и на центральное положение во всей Руси. киевский митрополит Максим не терпя насилия татарского оставил Киев и переехал во ВладимирСуздальский что...
46621. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс) 22.42 KB
  3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.
46622. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству (кружок, конкурс рисунков, экскурсия, поисковая работа) 22.53 KB
  Работы и их классифик; 3особенти методики организации кружка конкурса рисунков эскурсии поисковой работы. 2К Основ формам внеклас и внешк работы относятя: кружок кл. Кружок по Изонаиболее распростр вид внеклас работы в школе. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов учся разного возраста.
46623. Эмиль Антуан Бурдель 22.67 KB
  С их подчас неистовой экспрессией Памятник павшим в Монтобане бронза 1893 1902 отмечены дробностью ритмов объёмов усложнённостью общего построения. отличаются единством конструктивности и динамики контрастностью света и тени грубоватоэнергичной обработкой утрированнокрупных плотных форм активностью пространственного построения Геракл стреляющий из лука 1909 Пенелопа 1909 12 Сафо 1924 25 все бронза. Роден бронза 1909; А. Франс бронза 1919 Б.
46624. Методика знакомства с архитектурой как искусством на уроках изобразительного искусства 22.78 KB
  Учебная мотивация частный вид мотивации включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Выделяют такие типы мотивации связанной с результатами учения как: мотивация которая условно может быть названа отрицательной. Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Зная тип мотивации учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
46626. Основные понятия терминов «Энергосбережение», «энергосберегающая политика государства», «энергоэффективность» 22.93 KB
  Энергоэффективность это количественная характеристика показатель предполагающий максимальное использование способности энергии совершать работу. Понятие энергии. Энергетические ресурсы это материальные объекты в которых сосредоточен тот или иной вид энергии пригодной к экономически обоснованной для практического использования на данном этапе развития науки и техники. Топливноэнергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи транспорта хранения производства и распределения основных видов энергоносителей: природного...
46627. Издательские портфели 23 KB
  не по заказу издательства но которые могут быть приняты к изданию. Состоит из произведений находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства. Портфельный запас обеспечивает нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг. Портфельный запас обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг нормативный портфельный запас определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам...
46628. Сучасні лінгвістичні словники як основне джерело фахової та мовної інформації 23 KB
  Сучасні лінгвістичні словники як основне джерело фахової та мовної інформації. Особливу категорію складають лінгвістичні або філологічні словники. Залежно від того з якої точки зору воно розглядається лінгвістичні словники бувають різних типів: тлумачні словники перекладні словники термінологічні етимологічні словники орфографічні словники орфоепічні словники іншомовних історичні діалектологічні фразеологічні словники синонімічні частотні словники власних імен обернені або зворотні словники топонімічні словники. Лінгвістичні...