73063

Системный и синергетический подходы к культуре: М.Каган, Э.Маркарян, Л.Уайт

Доклад

Логика и философия

Различая три основные формы бытия — бытие природы, бытие общества и бытие человека, он полагает, что культура в самом общем, философском плане представляет собою четвертую форму бытия, которая порождена деятельностью человека.

Русский

2014-12-03

35 KB

5 чел.

89. Системный и синергетический подходы к культуре:  М.Каган, Э.Маркарян, Л.Уайт.

М. С. Каган (1921-2006) в книге «Философия культуры» (1996) Каган рассматривает культуру как систему и применяет к ней как объекту исследования системный подход. Этот подход заставляет его начать исследование культуры с рассмотрения ее как системы в составе другой, более широкой системы. В качестве такой более широкой системы у Кагана выступает бытие — бытие вообще, в философском смысле слова. Различая три основные формы бытия — бытие природы, бытие общества и бытие человека, он полагает, что культура в самом общем, философском плане представляет собою четвертую форму бытия, которая порождена деятельностью человека. Культура есть такая форма бытия, которая включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т. е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Человек у Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, а с другой — как творение культуры. Своеобразие концепции Кагана выступает особенно ярко в его аналитическом очерке строения культуры. Он различает три сферы культуры — материальную, духовную и художественную (последняя отличается от первых тем, что представляет собой «духовно-материальную слитность»). В каждой сфере образуются специфические для нее «формы предметности», в которых воплощаются результаты человеческой деятельности. В первой — это «окультуренное» человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Во второй сфере — знание, ценность, проект. В третьей — художественный образ. Логика концепции Кагана с необходимостью приводит к выводу, что культура есть саморазвивающаяся система. Для описания закономерностей прогрессивного развития этой системы он использует принципы одного из новейших научных направлений — синергетики. В предлагаемой Каганом модели исторического процесса на каждом этапе истории возникают различные возможности дальнейшей эволюции человеческого общества. Но только одна из этих возможностей — отвечающая «зову будущего» («аттрактору») — ведет к более высокой ступени общественного развития. Остальные заводят общество в эволюционные тупики.

Э. С. Маркарян (р.1929, основной труд «Теория культуры и современная наука»)                                                                                          Маркарян рассматривает культуру как специфический механизм человеческой деятельности и эволюционной самоорганизации социальной жизни. “Две идеи, - пишет он, - представляют для меня наибольшую ценность. Одна — это идея культурологии как интегральной науки культурных феноменов, предложенная Лесли Уайтом. Вторая — это идея культуры как специфического средства человеческой адаптации.” Главная функция культуры, по Маркаряну — это сделать возможным существование социальной жизни человеческих существ как особой естественной самоорганизующейся живой системы. Естественные системы в их глубоком первоначальном философском смысле — это прежде всего такие системы, которые управляются объективными законами. Соответственно культура — это особый феномен, который делает возможным проявление фундаментальных и объективных законов в социальной жизни человека.УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культурологон утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Культура, по Уайту, - определённый порядок, класс феноменов (предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной только человеку). Культура – сложный экстрасоматический (сверхтелесный) механизм, который вид homo sapiens использует в борьбе за выживание. Уайт подразделял культуру на три взаимообуславливающие подсистемы: 1)технологическую, материальную (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2)социальную (типы коллективного поведения – труд, отдых, семья, экономика, политика и пр.); 3)идеологическую, символическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.. Уайт сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. Обиход понятие "культурология. Культура - это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры. Значение соц. институтов заключается в том, что они организуют деятельность людей, без чего деятельность приобретает разрозненный, неустойчивый характер.. Многие виды культуры и искусства требуют слаженных действий многих людей. Поэтому их существование невозможно без принципов координации (согласование действий) и субординации (подчинение единому началу). Основным внешним регулятором культурной деятельности явл. гос-во. В каждом обществе в том или ином объеме гос-во поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, спец. законодательство, соц. политики. В развитых странах объем регуляции кул-ной деятельности осуществляется гос-вом значительно меньше, чем в развивающихся, т.к. там положена система регуляции культуры со стороны бизнеса и обществ. организаций. В капитал. странах одним из главных регуляторов кул-ной деятельности становится рынок. Производство на рынок означает, что произведения культуры превращаются в товар. Соответственно успех художника определяется спросом на его продукцию на рынке. В этих условиях возникает сложная дилемма между свободой творчества и зависимостью художника от коммерческого успеха. Рыночная цена произведения культуры не всегда соответствует его дух. ценности. Освобождая художника от диктатуры церкви и гос-ва, рынок ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса. Жесткость рыночных регуляторов в определенной мере смягчается меценатской деятельностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45190. Определение затрат на строительство и разборку временных зданий и сооружений 15.38 KB
  Определение затрат: на строительство и разборку временных зданий и сооружений дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время резерв на непредвиденные работы и затраты. Склады вспомогательные здания и сооружения необходимые для производства и обслуживания работников строительства временная столовая и т. зданий и сооружений ГСН 8105012001 для стрва и сборнике сметных норм затрат на стрво временных зданий и сооружений ремонтные работы ГСНр 8105012001 Нормативы приводятся в и считаются от сметной стоимости...
45191. Законодательные и методические документы, регулирующие градостроительную деятельность и вопросы определения стоимости строительства 14.37 KB
  Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-365.2004 (внесена в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, под регистрационным номером 94 от 15.12.2009)
45192. Определение сметных норм и единичных расценок, перечислить виды ГЭСН, ТЕР, ФЭР 16.71 KB
  Индивидуальные новые технологии разработанные для отдельного объекта Элементные расценки цены Абсолютные укрупненные показатели и нормативы Сметная норма совокупность ресурсов материальных трудовых технологических установленная на принятый измеритель в строительных монтажных ремонтностроительных и пусконаладочных работах. Государственные сметные нормативы: Государственные элементные сметные нормативы на строительные и специальные работыГЭСН2001 Государственные элементные сметные нормативы на ремонтностроительные...
45193. Определение понятий: стройка, объект капитального строительства, реконструкция 13.89 KB
  Определение понятий: стройка объект капитального строительства реконструкция. Стройка комплекс объектов капитального строительства различного назначения строительство капитальный ремонт реконструкция которых осуществляется по единой проектной документации объединенной свободным сметным расчетом. Объект капитального строительства здания строения сооружения строительство которого может быть не завершено. строительства относятся: непроизводственные объекты объекты производственного назначения линейные объекты траншеи мосты...
45194. Определение понятий: сметная стоимость строительства, капитальный ремонт, заказчик, подрядчик, инвестор 14.58 KB
  Определение понятий: сметная стоимость строительства капитальный ремонт заказчик подрядчик инвестор. Сметная стоимость строительства – стоимостная оценка полного перечня затрат Заказчика Инвестора на реализацию проектных решений по объектам капитального строительства строящимся реконструируемым в границах принадлежащего Застройщику земельного участка а также в случае проведения капитального ремонта объекта капитального строительства в уровне цен определенном Заказчиком в Техническом задании на разработку Проектной в том числе...
45195. Смета на строительство объектов капитального строительства» в соответствии с постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 14.7 KB
  Содержание раздела 11 проектной документации Смета на строительство объектов капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ №87 от 16. №87 О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ Извлечения Раздел 11 Смета на строительство объектов капитального строительства должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию. Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию: а сведения о месте...