73065

Политическая философия русского либерализма

Доклад

Логика и философия

Личность и исторический процесс в историософской концепции Кавелина; проблема собственности и государства в филии права Чичерина Либерализм возник в екатерининскую эпоху окончательно оформился к середине 19 века. Философия личности. Необходима новая филия постороенная на антропологии.

Русский

2014-12-03

28.5 KB

0 чел.

Политическая философия русского либерализма.

(Личность и исторический процесс в историософской концепции Кавелина; проблема собственности и государства в фил-ии права Чичерина)

Либерализм возник в екатерининскую эпоху, окончательно оформился к середине 19 века. Русский либерализм представлял собой идеологию западничества, хотя существенно от него отличался. В нем получила перевес установка на социальный эволюционизм, вера в благодетельное вдохновение верховной власти.

Кавелин (1818-1885). «Взгляд на юридический древней Руси», в статье проводилась идея о племенном, родовом хар-ре русской истории, в противоположность личному хар-ру западной истории. «Мысли и заметки о русской истории». Задача: обосновать органичность и историческуб закономерность европеизации России.

Идеал европеизма. Русская история не представляет собой сплошного единообразия и коснения, в ней наблюдается изменение форм, а не их повторение. Критерием изменения, совершенствования общественных форм выступает положение личности. История вела к выработке  представления о бесконечном, безусловном достоинстве человеческой личности. Это обусловливалось нашей принадлежнстью к христианскому миру. Однако первоначально личный момент выразился в германском племени. Причина в их воинственности, как следствие у них чувство собственной исключительности, величия. Права личности закрепляются здесь в строгих юридических формах, а уже после  к ним проникает хрисианство.

Иначе складывалась историческая жизнь славянских племен. Спокойные миролюивые, они вплость до петровских преобразований сохраняли родовые, семейные отношения. Варяги принесли с собой зачатки государственности, но все рухнуло с образованием удельной системы, приведшей к возрождению кровно-родственных отношений.. но московские князья создают целостную государственную структуру. На сцену действия выступает личность – правитель. Россия двигалась в том же направлении что и Запад и вышли на одну дорогу.

Философия личности. Необходима новая фил-ия постороенная на антропологии. Из критики материализма и идеализма извлекал аргументы в пользу фил-ии чел-а. принял сторону позитивизма. «Априорная фил-ия или положительная наука», к –ой опровергаелось мнение Соловьева о кризисе западной фил-ии. К достоинствам позитивизма относил то, что в нем впервые давалось психическим явлениям право гражданства в наука, наравне с материальными, подлежащими чувствами. По мнению Кавелина, между ними не сущ-ет непосредственной связи, несмотря на постоянное сооствествие и правильное отношение. Материальное и психическое приндлежат  разным сферам человеческого бытия. Пока психический факт не приурочен  к какой-нибудь совокупности материальных явлений, он остается предметом личного сознания. Но даже втом случае, если он выступает в сочетании с материальным фактами, последние все же не имеют психического значения и представляют собой всего лишь символ, внешний значок психических состояний. Человек живет одновременно в двух мирах – психическом и материальном, и психический мир столь же реален, как и мир физический. Высшим выражением психической реальности яв-ся человеческая душа, пребывающая в качестве самостоятельного и самодеятельного организма в физическом теле. Это и позволяет ей быть основанием самопроизвольности чел-а, его свободы воли, к-ая определяет содержание нравственной жизни, вызывает развитие личного начала в обществе.

Чичерин (1828-1904). Своеобразный консерватизм. «Основания логики и метафизики», «Философия права», «Курс государственной науки», «Истории политических учений». В идеологической концепции Чичерина опорное значение имеет гражданское общество и государство, которые закономерно возникают в ходе исторического развития. Гражданское общество реализует право личности на достоинство и свободу. Главныц принцип гражданского общества – невмешательство государства в частную жизнь людей, пока она протекает в пределах экономических отношений и не представляет опасности для существующей системы. Экономическая деятельность есть дело частное. Гос.власть  выступает посредником между законом и свободой, обеспечивая безопасность граждан и пресекая проявления анархии и деспотизма. Предпочтение отдавал конституционной монархии. Признавал тождественность гражданского общества России и Запада. Монархическая власть относится к национальным приоритетам, это высший символ единства России. Но необходимы конституционные обручи монархии. Введение представительного правления, с одной стороны, способствовало бы сближению  монархии с высшими классами и тем самым оградило бы Россию от разрушительной силы черни, а с другой – позволило бы ей тягаться со свободными странами запада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82252. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик 32.05 KB
  Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.
82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...
82258. Проблемы истины в свете практичкского применения. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину 38.38 KB
  Так что же такое истина Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: Истина это соответствие знаний действительности; Истина это опытная подтверждаемость; Истина это свойство самосогласованности знаний; Истина это полезность знания его эффективность; Истина это соглашение. Первое положение согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности является главным в классической концепции истины.
82259. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение как функция теории и её результат 37.73 KB
  Понимание нельзя смешивать с тем что называют озарением инсайтом интуицией хотя все это есть в процессе понимания. Наряду с описанием объяснением истолкованием интерпретацией понимание относится к основным процедурам функционирования научного знания. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием понять значит выразить в логике понятий или смешивать с процедурой объяснения хотя они и связаны между собой.
82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.