73065

Политическая философия русского либерализма

Доклад

Логика и философия

Личность и исторический процесс в историософской концепции Кавелина; проблема собственности и государства в филии права Чичерина Либерализм возник в екатерининскую эпоху окончательно оформился к середине 19 века. Философия личности. Необходима новая филия постороенная на антропологии.

Русский

2014-12-03

28.5 KB

0 чел.

Политическая философия русского либерализма.

(Личность и исторический процесс в историософской концепции Кавелина; проблема собственности и государства в фил-ии права Чичерина)

Либерализм возник в екатерининскую эпоху, окончательно оформился к середине 19 века. Русский либерализм представлял собой идеологию западничества, хотя существенно от него отличался. В нем получила перевес установка на социальный эволюционизм, вера в благодетельное вдохновение верховной власти.

Кавелин (1818-1885). «Взгляд на юридический древней Руси», в статье проводилась идея о племенном, родовом хар-ре русской истории, в противоположность личному хар-ру западной истории. «Мысли и заметки о русской истории». Задача: обосновать органичность и историческуб закономерность европеизации России.

Идеал европеизма. Русская история не представляет собой сплошного единообразия и коснения, в ней наблюдается изменение форм, а не их повторение. Критерием изменения, совершенствования общественных форм выступает положение личности. История вела к выработке  представления о бесконечном, безусловном достоинстве человеческой личности. Это обусловливалось нашей принадлежнстью к христианскому миру. Однако первоначально личный момент выразился в германском племени. Причина в их воинственности, как следствие у них чувство собственной исключительности, величия. Права личности закрепляются здесь в строгих юридических формах, а уже после  к ним проникает хрисианство.

Иначе складывалась историческая жизнь славянских племен. Спокойные миролюивые, они вплость до петровских преобразований сохраняли родовые, семейные отношения. Варяги принесли с собой зачатки государственности, но все рухнуло с образованием удельной системы, приведшей к возрождению кровно-родственных отношений.. но московские князья создают целостную государственную структуру. На сцену действия выступает личность – правитель. Россия двигалась в том же направлении что и Запад и вышли на одну дорогу.

Философия личности. Необходима новая фил-ия постороенная на антропологии. Из критики материализма и идеализма извлекал аргументы в пользу фил-ии чел-а. принял сторону позитивизма. «Априорная фил-ия или положительная наука», к –ой опровергаелось мнение Соловьева о кризисе западной фил-ии. К достоинствам позитивизма относил то, что в нем впервые давалось психическим явлениям право гражданства в наука, наравне с материальными, подлежащими чувствами. По мнению Кавелина, между ними не сущ-ет непосредственной связи, несмотря на постоянное сооствествие и правильное отношение. Материальное и психическое приндлежат  разным сферам человеческого бытия. Пока психический факт не приурочен  к какой-нибудь совокупности материальных явлений, он остается предметом личного сознания. Но даже втом случае, если он выступает в сочетании с материальным фактами, последние все же не имеют психического значения и представляют собой всего лишь символ, внешний значок психических состояний. Человек живет одновременно в двух мирах – психическом и материальном, и психический мир столь же реален, как и мир физический. Высшим выражением психической реальности яв-ся человеческая душа, пребывающая в качестве самостоятельного и самодеятельного организма в физическом теле. Это и позволяет ей быть основанием самопроизвольности чел-а, его свободы воли, к-ая определяет содержание нравственной жизни, вызывает развитие личного начала в обществе.

Чичерин (1828-1904). Своеобразный консерватизм. «Основания логики и метафизики», «Философия права», «Курс государственной науки», «Истории политических учений». В идеологической концепции Чичерина опорное значение имеет гражданское общество и государство, которые закономерно возникают в ходе исторического развития. Гражданское общество реализует право личности на достоинство и свободу. Главныц принцип гражданского общества – невмешательство государства в частную жизнь людей, пока она протекает в пределах экономических отношений и не представляет опасности для существующей системы. Экономическая деятельность есть дело частное. Гос.власть  выступает посредником между законом и свободой, обеспечивая безопасность граждан и пресекая проявления анархии и деспотизма. Предпочтение отдавал конституционной монархии. Признавал тождественность гражданского общества России и Запада. Монархическая власть относится к национальным приоритетам, это высший символ единства России. Но необходимы конституционные обручи монархии. Введение представительного правления, с одной стороны, способствовало бы сближению  монархии с высшими классами и тем самым оградило бы Россию от разрушительной силы черни, а с другой – позволило бы ей тягаться со свободными странами запада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14900. Ислам - әлемдегі бейбітшіліктің кепілі 103.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ ӘЛЕМДЕГІ БЕЙБIТШIЛIКТIҢ КЕПIЛI[1]Өткен жолғы Ислам және өркениет газеті №4 Сәуір 2001 ж. Дiни экстремизм мен терроризм деп аталатын мақаламда хақ дін исламның Батыс елдерінде пайда болған әл...
14901. Ислам дініндегі хош көрушілік 79.5 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙ ҚР Білім қайраткерлері одағының мүшесі ИСЛАМ ДIНIНДЕГI ХОШКӨРУШIЛIК Дін деген ұғымның негізінде зорлықзомбылық болмауы керек бұл хақ діннің ғайрихақ хақ емес діндерден ажырасатын айқын парқы. Дін дегеніміз негізінде иман яғни сенім жататын рух...
14902. Ислам 68 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ [1]Жаратушы ұлық тәңiр Аллаһ Тағалаға иманды және мойынсұнуды бiлдiретiн нағыз бiртәңiрлi монотеист тәухид нанымы негiзiнде пайғамбарымыз Мұхаммед Абдұллаһұлы с.а.у. 569632 тарапынан 609632 жылда
14903. Исламтану және ислам философиясы 95 KB
  Мұртаза БҰЛҰТАЙ Философия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушы ИСЛАМТАНУ Тәухид нанымы негiзiндегi ислам дiнi уә мәдениетiн әдебиетi уә өркениетiн зерттейтiн ғылымдардың жыйынтық аты. Аллаһ Тағалаға тәсiлiм болу берiлу мойынсұну; сәлеметтiлiкте һәм бейбiтшiлiк
14904. ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ДІН ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ҚАТЫНАСТАРЫ 68.5 KB
  ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ДІН ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ҚАТЫНАСТАРЫ[1]Тәуелсіздік жылдарында елімізде орын алған күрделі саясиэкономикалық жаңарулар мен өзгерулер ағымында мемлекет билігінің қайнар көзі болып табылатын халқымыздың рухани өмірі мен діни көзқарастары да бір жағынан толығып
14905. ҚҰРАНДЫ ТҮСІНУ 69.5 KB
  ҚҰРАНДЫ ТҮСІНУ Құран Кәрім Жаратушы тарапынан күллі адамзатқа және өзінен кейінгі замана атаулыға жіберілген ұқсасы жоқ қасиетті кітап. Құран ислам дінінің бастауы бірегей бұлағы. Исламды түсіну үшін Құранды түсіну шарт. Құранды түсінбеген адам исламды да толықтай түс...
14906. ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ 54 KB
  ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ М.А. Утеуов М.С. Бегілдаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты жанындағы Кіші Ғылым Академиясы Жамбыл облыстық Дарын мектепинтернаты Тараз қ. Тараз қазіргі жыл санауымыздан бұрынғы 4241 жылдары Т...
14907. ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ 72 KB
  ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ Исламият алып елдердің мәселен Әмәуи 66-1750 Аббаси 751-1258 Селжүк 1040-1157 Осман 1299-1922 патшалықтары сықылды әлемдiк мемлекеттердің ресми дiнi болған дәуiрде азат етiлген немесе олжаланған өңiрлердiң тұрғындарын жа...
14908. АУМАЛЫ-ТӨКПЕЛІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚОҒАМ, ТҰЛҒА ЖӘНЕ ДІН 220 KB
  АУМАЛЫТӨКПЕЛІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚОҒАМ ТҰЛҒА ЖӘНЕ ДІН Қоғам адам баласын басқа махлұқаттан даралайтын басты қасиеттің бірі. Жеке тұлғалардан фәрдтер құралатын адам қоғамы кейде тұрақты әлеуметтік сипат танытса кейде экономикалық ықтисади саяси һәм әлеуметтік ижтим