73066

Философия науки, становление и основные этапы развития

Доклад

Логика и философия

Как философская дисциплина она представлена различными концепциями которые предлагают ту или иную модель развития науки различными подходами и взглядами. Развитие философии науки в конце XIX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки.

Русский

2015-01-19

31 KB

2 чел.

В настоящее время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия философия науки стала успешно и бурно развиваться. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Ее изучение способствует формированию представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество.

Развитие философии науки в конце XIX в. начало XX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки. Процессы, которые происходили тогда в философии науки, оказали принципиальное влияние на последующее движение научной мысли, причем как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах.

Философия науки всегда была одним из приоритетных направлений отечественных философских исследований.

Представленная работа посвящена теме "Философия науки: становление и основные этапы развития».

Актуальность темы исследования обусловлена как общей ситуацией в области философско-методологических исследований, отражающих синтетически-интегративные тенденции, так и тенденциями в развитии физических наук.

К настоящему времени в философской литературе накоплен богатый материал по данной проблеме исследования. Она носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Философии науки: становление и основные этапы развития».

Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о философии науки и основных этапах ее развития - позитвизма и постпозитивизма.

Достижение данной цели реализуется через постановку и решение следующих исследовательских задач:

Изучение теоретических аспектов становления философии науки.

Раскрытие основных этапов развития философии науки.

Анализ и выявление идей и концепций, выдвинутых крупнейшими представителями философии науки, соответствующих каждому этапу.

«Философия науки» как особая философская дисциплина прошла несколько этапов своего развития, точкой отсчета которого можно условно полагать ее «позитивистское рождение», когда приобрела особую актуальность задача исследования методов, логики и языка точных наук.

На различных этапах акцент делался на разных темах и проблемах научно познания.

Изучив и проанализировав основные этапы развития философии науки, подведем обобщающий итог по вышеизложенному.

Главная задача позитивистской философии (первый, второй и третий этап) заключалась в том, чтобы понять сущность естественнонаучной теории как таковой, ее структуру, систему средств формирования теоретического знания. На этом этапе речь идет о проблеме роста научного знания.

На каждом новом этапе развития философии науки позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теорией.

Логико-позитивистская доктрина анализа научного знания, чем дальше, тем больше обнаруживала свое несоответствие реальной научной практике, философским осмыслением которой она себя представляла. В итоге среди аналитических философов общепризнанным стало мнение о том, что эта концепция, претендовавшая на точность, строгость и доказательность утверждений, на превращение философии в вид специализированной деятельности, сама является лишь вариантом «метафизики», причем вариантом явно несостоятельным. Из констатации этого факта исходят те направления, которые пришли на смену логическому позитивизму, оставаясь в то же время в рамках аналитической философии.

Неопозитивизм никогда не переставал быть эмпиризмом, однако с течением времени он умерил свои требования к эмпирическому знанию. Неопозитивизм признавал, что философия сводится к логике науки, или логической теории языка.

Эволюцию неопозитивизма можно представить следующим образом: от верификации к фальсификации, от чистого эмпиризма к эмпиризму конвенционалистскому, от языка физики к языку «физикалистскому», от синтаксиса к семантике.

Для постпозитивизма характерны попытки подвергнуть всестороннему анализу влияние на процесс роста научного знания различных так называемых «вненаучных» факторов – социальных, культурных, духовных, политических и т.д. Здесь наука перестает существовать в качестве замкнутого на себе самом вида деятельности, начинает активно взаимодействовать с культурными традициями и социальной средой. Конечно, такое взаимодействие всегда имело место, но теперь проблематика социокультурных измерений процесса научного познания становится для философов науки интересной и «перспективной» темой.

Несмотря на существование, как в неопозитивизме, так и в постпозитивизме неверных взглядов и отдельных тупиковых направлений, в целом неопозитивисты и постпозитивисты сформировали основной блок проблем и направлений дальнейшего развития философии науки: отличие научного знания от других видов знаний; структура научного знания; модели развития научного знания; структура научного открытия; эволюция и революция в науке, методические нормы, стандарты, идеалы и ценности в науке и др. Все это актуально до сих пор, продолжает быть предметом исследования современных философов и методологов науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33113. Федеральный закон О бухгалтерском учете 30.5 KB
  Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Заключительные положения Основные моменты: Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций их обязательства и хозяйственные операции осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Ответственность за организацию...
33114. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 35 KB
  2008 N 307ФЗ Статья 1. Аудиторская деятельность Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты которые регулируют аудиторскую деятельность Статья 3. Аудиторская организация Статья 4.
33115. Финансовая система РФ и ее структура 90 KB
  первым классификационным признаком в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части является роль субъекта в общественном воспроизводстве в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы называемые сферами финансовой системы финансы субъектов хозяйствования а также государственные и муниципальные финансы. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг постоянного восполнения...
33116. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства 35.5 KB
  Однако такой механизм верен только частично так как не учитывает все возможности финансового регулирования. Функции финансов реализуются через финансовый механизм представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств методы финансового планирования формы управления финансами и финансовой системой финансовое законодательство.
33117. Куріння та алкоголь 46.8 KB
  Куріння є соціальною проблемою суспільства, як для його кращий, так і для некурящої частини. Для першої - проблемою є кинути палити, для другої - уникнути впливу кращого суспільства...
33118. Экологическое воспитание в Болгарии между традициями и инновациями 17.99 KB
  Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности, направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды.
33119. Методика разучивания детских массовых танцев 23.5 KB
  Массовые танцы включают в себя следующие элементыпростые танцевальные шаги переменные шаги тройные шаги приставные шаги пружинки гармошка простая и сложная подскоки соскоки галопыбоковой прямой притопы и ударынога поднимается хлопки ковырялочка и др.
33120. Методика разучивания танцевальных комбинаций народного танца на середине 22 KB
  Элементы народного танца выносятся на середину после усвоения их у станка. Комбинации народного танца составляются по определенным законам: в комбинацию включают не более 4 движений 12 класс и увеличивают количество с возрастом. Все комбинации народного танца исполняются на точку 1; при разучивании трюковых элементов крутки выполняют по кругу и диагонали.
33121. Музыкально-ритмическая деятельность и ее основные направления 25 KB
  Музыкальноритмическая деятельностьчасть методики музыкального воспитания. Роль заключается в моторнопластической проработке муз. Выделяют 3 вида муз.Обеспечить муз.