73067

Этика долга Канта

Доклад

Логика и философия

Этическая стратегия Канта ориентирована не на то как должны вести себя индивиды в тех или иных ситуациях не на конкретные добродетели а на обязательства которые сохраняются при всех обстоятельствах и применительно ко всем разумным существам.

Русский

2014-12-03

33 KB

9 чел.

105. Этика долга Канта.

Этическая стратегия Канта ориентирована не на то, как должны вести себя индивиды в тех или иных ситуациях, не на конкретные добродетели, а на обязательства, которые сохраняются при всех обстоятельствах и применительно ко всем разумным существам. Канта интересует не высшее благо и этические добродетели, а нравственный закон и долг. Не поведение конкретного индивида в конкретной ситуации, не долг перед этим человеком, а долг человечества (человечности), воплощенный в нравственном законе и явленный с той безусловностью, которая одному этому закону только и свойственна – вот что является собственным предметом этики по Канту. Человек обладает нравственным достоинством не сам по себе, не в эмпиричности своего единичного существования, а только в связи и в контексте всеобщего нравственного закона. Он является целью только в той части и мере, в какой он тождествен всем другим разумным существам – через нравственный закон как их родовой признак, через персонификацию этого закона. Два примера из сочинений Канта недвусмысленно иллюстрируют его позицию, они и были придуманы им в качестве такой иллюстрации. В маленьком эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» задается следующая ситуация. Ваш друг, убегающий от разбойника, преследующего его с целью убить, находит убежище в вашем доме. Если разбойник спрашивает Вас, не в вашем ли доме скрылся человек, за которым он гонится, то Вы не можете (не должны!) солгать ему. Второй пример мы находим в «Метафизике нравов». Если какой-либо островной народ, живущий своим государством, вдруг по какой-либо причине решил прекратить свое самостоятельное политическое существование и разойтись по миру в качестве частных лиц, и если при этом у него в тюрьме находится человек, приговоренный к смертной казни, то прежде чем разойтись, считает Кант, этот народ должен, согласно своему моральному долгу, привести в исполнение смертный приговор. Кант, конечно, не был бессердечным человеком. Он просто был последовательным мыслителем. Поскольку нравственность безусловна, есть всеобщее законодательство, то нет и не может быть случаев нравственно оправданного отступления от него. В связи с первым примером Кант делает пояснения, которые помогают понять строгое содержание его мысли. Допустим, говорит Кант, что желая спасти друга, мы солгали разбойнику. Он поверил нам и пошел дальше по улице искать того, кого он ищет. А друг, делается другое допущение, в это время, услышав за дверями голос разбойника, покинул дом, спустившись на улицу через окно, и тут же наткнулся на разбойника, который по его предположению должен был искать его внутри дома. Получится, что мы своим обманом из-за якобы человеколюбивых соображений не помогли другу, а повредили ему. Кант этими на первый взгляд надуманными рассуждениями проводит одну простую и совершенно неопровержимую мысль, на которой держится вся его этическая теория: человеку не дано взять под полный, а тем самым и нравственно ответственный контроль поступки; единственное, за что он может отвечать – это принципы, которыми он руководствуется. И Кант исходит из ситуации поступка. Она характеризуется тем, что человек, осуществляющий нравственный выбор, сам является ее существенным элементом. Эта ситуация является принципиально неопределенной, непросчитываемой, поскольку ее ход и исход будет различным в зависимости от выбора того, кто совершает поступок. Кант связывает нравственный ответственный выбор не с конкретной материей поступка, а его общим основоположением. Моральная ценность поступка зависит «не от действительного объекта поступка, а только от принципа воления» (с.235) [2]. Что может быть таким принципом, что есть нравственный закон – таков собственный предмет этики Канта. Кант начинает свою знаменитую этическую конструкцию с самоочевидности морального сознания, согласно которому закон тогда имеет моральную значимость, становится основой обязательности, когда он сопровождается абсолютной необходимостью. Нигде в мире и даже вне него, говорит он, нет ничего, что обладало бы такой абсолютностью и могло бы считаться добром без ограничения, кроме доброй воли. Добрая воля является таковой в качестве чистой воли, когда она свободна (чиста) от всего эмпирического, условного, от всяких расчетов на пользу. Добрая воля сама по себе обладает абсолютной ценностью. Когда в этом качестве она становится мотивом, она выступает как долг. Долг и есть единственный нравственный мотив, состоящий в уважении к нравственному закону. Понятия доброй воли и разумной воли тождественны между собой.нравственный закон доброй воли в случае человека приобретает принудительную (точнее: самопринудительную!) форму категорического императива. Всеобщая формула категорического императива гласит: «Поступай по такой максиме, которая в то же время может сама сделаться всеобщим законом». Этика долга в кантовском понимании может быть только интенциональной, этикой убеждений. Из нее исчезает поступок в его особенном содержании и единичном проявлении, как действие данного конкретного индивида. Кант это ясно понимает. Может быть, говорит он, в мире никогда не было ни одного примера поступка, совершенного ради долга. В тех же случаях, когда поступки сообразны долгу, т.е. не противоречат ему, хотя и совершаются в силу склонностей, всегда остается сомнение относительно их нравственной ценности. Отсюда – знаменитая формула противостояния долга склонностям, ибо, согласно Канту, только такое противостояние, когда действие совершается несомненно вопреки склонностям, может считаться признаком, удостоверяющим мотив долга


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55097. Господарський процес. Методичні вказівки 396.5 KB
  Завданням цих методичних рекомендацій є засвоєння студентами знань про джерела права, сприяти глибокому засвоєнню змісту ряду нормативно – правових актів з курсу, навчити користуватися ними, навчити використовувати їх зміст при вирішенні конкретних правових питань, навчити застосовувати теоретичні положення на практиці, прищепити навики складання процесуальних документів...
55098. ПСИХОЛОГІЯ ЯК НАУКА 273 KB
  Предметом психології є: а душа людини; б характер темперамент особливості діяльності людини; в психічні процеси психічні властивості та психічні стани; г свідомість та підсвідомість. Яке з наведених нижче тверджень є правильним а свідомість людини існує поза діяльністю а виявляється в діяльності;...
55099. Маркетинг. Методичні вказівки 296 KB
  Практичні заняття, самостійне опрацювання літературних та інших інформаційних джерел мають сприяти кращому засвоєнню теоретичного матеріалу, напрацюванню певних практичних навичок та умінь для реалізації високого рівня фахової підготовки.
55100. Навчально-виховний процес як основа діяльності викладача вищої школи 74 KB
  Чому професіонал це завжди індивідуальність зі своїм обличчям почерком Чи сформований на вашу думку у вас власний стиль професійної діяльності Виділіть основні його ознаки. Чи можна в основу навчання студента покласти копіювання зразків новаторського досвіду за фахом Який викладач вибере групу студентів ...
55101. Перемещение и копирование частей рисунка 323.5 KB
  Используя команду горизонтального меню Рисунок Атрибуты измените размер полотна: ширина 93 высота 86 единицы измерения: см Используя инструменты панели рисования палитру операции перемещения и копирования нарисуйте солнце в качестве подсказки можно использовать следующие этапы...
55102. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита 21.39 KB
  Условия срочности отражают необходимость возврата кредита не в любое, приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре
55103. Модель «IS – LM» 18.17 KB
  Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
55104. Облік, аналіз та аудит торгівельних запасів на торговельному підприємстві 676.5 KB
  Правова організація і побудова обліку грошових розрахунків між підприємствами мають велике значення, оскільки забезпечують швидке завершення кругообороту коштів, перехід їх з товарної форми у грошову, створюють необхідні умови для оплати придбаних товарно-матеріальних цінностей.
55105. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы 19.77 KB
  Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей и др.