73070

Предмет, специфика и задачи этики

Доклад

Этика и деонтология

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин объектом которых является человек.Термин этика впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях.

Русский

2014-12-03

31.5 KB

2 чел.

102. Предмет, специфика и задачи этики.  Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Вся человеческая жизнь есть система отношений => каждый человек должен «вписаться» в эту систему. Не случайно этику именуют философией практической жизни, изучающей человека общественного, человека общающегося, исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей.Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер => «этика» в буквальном значении = теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно – философию морали («мораль» и «нравственность» = синонимы). [Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика»].ЭТИКА = особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность) [то, что ДОЛЖНО быть], а центральной проблемой – Добро и Зло [прежде чем определить, какое поведение людей является правильным = моральным и неправильным = аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» = фундаментальные основания, критерии этического суждения].Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Вместе с тем специфика этики заключается не только в ее предмете.Своеобразие этики: 1) она осмысливает, обобщает и систематизирует, то есть отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. 2) будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали => она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя то, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель. Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумного выбора самого человека.  Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости. Особо следует отметить связь этики и философии. Этика = философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе. ЗАДАЧИ: 1) описывать мораль  ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы – то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснять мораль  пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах; 3) учить морали  давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».