73071

Я и Другой, проблема коммуникации

Доклад

Логика и философия

Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершенности свободной открытости человека. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания которое в конечном счете воплощается в единство одного сознания; важно то что рядом с этим единым одним сознанием уже не может сосуществовать...

Русский

2014-12-03

31 KB

1 чел.

101. Я и Другой, проблема коммуникации

М.М.Бахтин (1895-1975). Созданная им философия диалогизма строилась на интерпретации творчества Достоевского.

Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершенности, свободной открытости, человека. Человек никогда не совпадает с самим собой. В нем есть то, что не поддается «определению» и раскрывается только «в акте самопознания и слова». Чел.нетождественнен с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Индивидуализация личности, по Б, совершается не в сфере социальности, а всфере сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания, которое в конечном счете воплощается в единство одного сознания; важно  то, что рядом с этим единым одним сознанием уже не может сосуществовать «множество эмпирических человеческих сознаний»; Подлинная жизнь человека есть диалогическое общение,в диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности. Диалогизм означал плюрализацию философской антропологии. Для Бахтина первостепенное значение имело не само я, а наличие вне себя другого равноправного сознания, другoго я (ты). Человек реально существует в формах я и другого, причем форма другости в образе человека пpeoбладает. «Я и другой, - по Б.- основные ценностные категории, делающие возмоной какую бы то ни было действительную оценку, а MOMент оценки имеет месТо не только в поступке в собственном смысле, но и в каждом переживании и ощущении: жить - значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни. Но это достигается только через взаимодействие с другим.Б. представлял человека в новом измерении - в его незавершенности и открытости миру. Его человек выступал гарантом неизмеримости будущего. У Б. отношение я к другому знаменовало отграничение и самоутверждение личности. Поэтому он проблему души считал проблемой эстетики, а не этики.

В ранних работах, посвященных герменевтике автора и героя, Бахтин опирается на коммуникативный опыт и раскрывает проблематику Я и Другого. Герой –  существо, переживающее настоящее как ценностно несовершенное и обремененное опытом ответственности. Он недоволен настоящим, ибо ориентирован этически; эстетическое переживание настоящего ему не дано. Это христианский моралист, который соизмеряет себя и свои поступки с высшими ценностями. Он переживает опыт вины и не способен ни насладится настоящим, ни вписаться в него. Для этого он должен посмотреть на себя и на окружающий мир глазами другого. Способное выйти за пределы озабоченного отношения к миру Я, оказывается в позиции автора. Именно он воспринимает жизнь героя как завершенное целое. Если герой до самой смерти и даже в самый ее момент живет в будущем, ибо надеется исправиться и улучшиться, то автор, наоборот, как бы завершает жизнь героя, ибо дает ее целостный образ, в котором даже кажущиеся герою нелепыми события получают свой смысл.

В эстетике в зависимости от ориентации на внешнее или на внутреннее тело Бахтин различает экспрессионизм и импрессионизм. Эстетика вчувствования переносит центр тяжести на внутренние переживания, которые становятся объективно значимыми благодаря искусству. Экспрессивная эстетика, наоборот, воспринимает тело как внешнюю форму. выражающую внутреннее душевное содержание. По мнению Бахтина, оба направления отвлекаются от коммуникации. Некоторый прогресс в направлении признания коммуникации Бахтин видит в понятии "симпатического сопереживания", которое связана с отказом от эмоционально-волевой установки.

Бахтинская концепция другого складывается по ходу критики эстетики переживания, ценностно-волевой и моральной установок, а также гносеологии, опирающейся на понятия субъекта и объекта.  Бахтин видит в коммуникации Я и Другого источник не только познания, но и этического и эстетического опыта.

Эмоционально переживаемый предмет страсти захватывает человека изнутри и не дает возможности отстранения. Что бы занять какую-то позицию по отношению к переживаемому, необходимо отвлечься от предмета: чтобы пережить любовь или ненависть как эстетически целостную форму, необходимо перестать любить или ненавидеть, т.е. выйти за пределы ценностного переживания: "Я должен стать другим по отношению к самому себе – живущему свою жизнь в этом ценностном мире, и этот другой должен занять существенно обоснованную ценностную позицию вне меня". Нравственная позиция, по мнению Бахтина, не отвлекается от предмета и смысла переживания. Она характеризуется отказом от субъективной точки зрения, которое выражается в покаянии.  Этические нормы – это то, что выше меня.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61773. Работа с разными материалами. Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Верба» 19 KB
  Аппликация из ваты на бархатной бумаге Верба. Сегодня мы будем делать аппликацию Верба. А какой праздник у нас будет перед пасхой в воскресенье 8 апреля Вербное воскресенье А что такое верба кустарник.
61775. Кармашек для мелочей «Слон». Кармашек для мелочей в виде слоненка 17.9 KB
  Цель: сделать кармашек для мелочей который можно повесить например под зеркалом в умывальнике положив туда расчески. Что представляет собой работа слоник с кармашком Какие части есть у нашего слона Кармашек эскиз слона хвост Чем мы соединим кармашек к слону клеем...
61776. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям: Как солнечный Лучик Весну разбудил 22.08 KB
  Весна шла по полям как молодая хозяйка. Весна шла и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче†Константин Паустовский. И удивительное время года весна она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях в музыке русских композиторов.
61777. Эта Земля была создана для тебя и меня 19.08 KB
  You can see the some interesting facts about world records. Now please read and translate the task. So please answer my questions using these ex.
61778. Великая война - великая победа 23.74 KB
  Цель: познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны чтобы они не повторились вновь. Начало войны. Окончание войны.
61779. Виды налогов 17.3 KB
  Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов: а По способу взимания налоги распределяются на прямые и косвенные. Косвенные налоги это налоги взимаемые с покупателя в составе отпускной цены налог на добавленную стоимость акцизы и пошлины.
61780. Конспект урока (волейбол) 23.5 KB
  Задачи: 1)образовательные: Обучить игровой стойке; Обучить приему-передаче мяча двумя руками сверху; 2)развивающие: Содействовать развитию координации движений и ориентировке в пространстве; Содействовать формированию красивой и правильной осанки...
61781. Сон для здоровья человека 36.46 KB
  Цели: Создать представление о значений сна для здоровья человека. Ознакомить с правилами подготовки ко сну. Задачи урока: Образовательная: рассмотреть знания о физиологии механического сна. Развивающая: Развить психологические принципы: речь, память мышление.