73076

Философская антропология (ФА), история развития

Доклад

Логика и философия

Фил антропология ФА В широком смысле философское учение о природе сущности человека который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле течение западноевропейской преимущественно немец философии 1й пол. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.

Русский

2015-01-16

33.5 KB

0 чел.

96. Фил антропология (ФА) - В широком смысле - философское  учение о природе (сущности) человека, который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немец, философии 1-й пол. 20 в.Как течение мысли ФА возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской философии «антропологического поворота» У истоков этого направления стояли немец философы Макс Шелер (1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904—1976). Философская антропология Ф.А,— одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой философской антропологии является человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, т.к. человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.Человек центр мира. Такой подход был в античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. С середины 50-х гг. XX вв. проблемы развития человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в мировом масштабе. Новая картина мира поставила в центр истории человека. Человек — центр деятельности общества, а не производительная сила. Одним из родоначальников современной фа был известный немецкий мыслитель М.Шелер В ряде своих работ,напр «Положение человека в космосе»  констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса (кризис: что моральные, философские, религиозные ценности отодвигаются людьми на задний план. Необх придать им то значение, которое они некогда имели. В этом-выход).Кризис общества, социальные противоречия для Ш — проявление кризиса человека, его личности. Основную причину такого положения человека он видит в разграничении его изучения разными направлениями антропологической мысли: теологическом (представление о человеке всецело в свете иудейско-христианских традиций), философском (сконцентрирована на представлении о самосознании человека), естественно-научном (представление о челе как позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от животного мира).По Ш  необходимо создание системы человекознания — ФА. По Ш ФА-это наука о сущности и структуре сущности человека. два важнейших положения его учения: первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Во-вторых, представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами являются: "порыв" — это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения).качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле— это дух. Дух сверхприроден, Основную особенность чела Ш видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по Ш, является святой. Программа Ш не была выполнена ФА и вылилась в отдельные  философско-антропологические теории – биологическую (чел-существо биологическое, инстинктивное), религиозную (чел как существо верующее, конституирующее себя и свою жизнедеятельность в прямой зависимости от характера его отношений с богом: ХЕНГСТЕНБЕРГ,ХАММЕР,Булгаков) культурную (чел-существо, определяемое культурой, создатель и создание культуры Кассирер, Ротхакер,Ландмана) и др. Одним из сторонников био подхода был Гелен,раб «Человек. Его природа и положение в мире» (1940)  исходит из положения, что человек — это животное биологическое, его  неспециализированность делает его "ущербным» потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование.Ущербность-источник чел активности, деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности. Человек может проявить свою активность всюду.Границей жизни для животных-сpеда обитания, а у человека— культура. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. Напр, техника компенсирует ущербность человека в его от ношении к природе.Чтобы выжить, человек, по Г, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Как выживает чел? По Г, жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами (социальными peгyляторами). три основных регулятора-инстинкта— инстинкт заботы о потомстве;—инстинкт восхищения перед жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей; — инстинкт безопасности.Социальное положение человека у Г во многом определяется ролью того или иного инстинкта. например, порожденная инстинктом восхищения, этика потребительства свойственна буржуазии.Плеснер раб«Ступени органического и человек» (1928)  указывал на то, что человека от животных отличает особое «поле взаимоотношений» со средой. Не «дух», а структура жизненных взаимоотношений со средой определяет телесную и духовную организацию живых существ. Эти отношения наз «позициональностью». Человек может осознавать себя как мыслящую плоть, чего нет у животных. Другая ветвь современной философской антропологии — социокультурная (культурная) антропология. С точки зрения приверженцев культурной антропологии человек рассматривается как существо, определяемое культурой, как создатель культуры, и ее создание. Представителей культ антроп явл нем фил, представитель марбургской школы неокантианства Эрнст Кассирер (1874—1945 гг.). Человек живет не просто в естественном универсуме, а в символическом мире. т. е, во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Символическая Вселенная определяет человека настолько, что он осознает себя только через нее. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек” разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13055. Основы теории движения автомобиля. Классный час 21.87 KB
  Классный час Основы теории движения автомобиля Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о
13056. Классный час «Сквернословие и здоровье» 25.97 KB
  Классный час Сквернословие и здоровье Ход мероприятия: Учитель: Здравствуйте дорогие ребята гости учителя Тема нашего сегодняшнего классного часа Сквернословие и здоровье. Второе название €œЗдоровье не купишь – его разум дарит€. Сегодня мы поговорим с вами...
13057. Классный час. Режим дня 25.04 KB
  Классный час Режим дня 1 класс Цели: закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения; научить детей составлять режим дня; развивать кругозор обогащать словарный запас. Оборудование: презентация Power Point; презентация на интеракт...
13058. Классный час. Мечта 29.5 KB
  Цель: познакомить детей с понятием мечта формировать его интеллектуальный коммуникативный и эстетический потенциал Задачи: 1. Развивать фантазию умение мечтать 2. Воспитывать любовь к профессиям 3. Развивать устную речь учащихся способность высказывать собств
13059. Классный час. Поделись улыбкою своей 58 KB
  Тема: Поделись улыбкою своей Цели: 1. Дать учащимся представление о том что такое улыбка в чём её секреты; Учить детей видеть понимать оценивать чувства и поступки других мотивировать объяснять свои суждения. Развивать речевые умения положительные эмоции; ...
13060. Классный час Защита прав несовершеннолетних 36.5 KB
  Классный час Защита прав несовершеннолетних Ребёнком считается человек до 18 лет. От взрослого он отличается тем что не имеет больших возможностей чтобы себя защитить. Ему требуется помощь и поддержка защита он зависит от взрослых. поэтому человечест
13061. Методические рекомендации для студентов по информационно-профориентационной работе во время педагогической практики в школах 112.5 KB
  Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы,
13062. Все профессии нужны, все профессии важны. Классный час 18.45 KB
  Все профессии нужны все профессии важны 1.Организация класса. 1.1.Приветствие: Прозвенел звонок.Начался урок. Мы пришли сюда учиться Не лениться а трудиться. Работаем старательно Слушаем внимательно. 1.2.Посадка за партой: 1.3.Знакомство: Здравствуйте дети меня зовут ...
13063. Классный час «Дети войны» 21.79 KB
  Классный час Дети войны Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно значимое для нашего современника событие. Задачи: привить учащимся чувство патриотизма гражданственной ответственности; помочь им стать нравственно соверше