73076

Философская антропология (ФА), история развития

Доклад

Логика и философия

Фил антропология ФА В широком смысле философское учение о природе сущности человека который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле течение западноевропейской преимущественно немец философии 1й пол. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.

Русский

2015-01-16

33.5 KB

0 чел.

96. Фил антропология (ФА) - В широком смысле - философское  учение о природе (сущности) человека, который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немец, философии 1-й пол. 20 в.Как течение мысли ФА возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской философии «антропологического поворота» У истоков этого направления стояли немец философы Макс Шелер (1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904—1976). Философская антропология Ф.А,— одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой философской антропологии является человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, т.к. человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.Человек центр мира. Такой подход был в античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. С середины 50-х гг. XX вв. проблемы развития человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в мировом масштабе. Новая картина мира поставила в центр истории человека. Человек — центр деятельности общества, а не производительная сила. Одним из родоначальников современной фа был известный немецкий мыслитель М.Шелер В ряде своих работ,напр «Положение человека в космосе»  констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса (кризис: что моральные, философские, религиозные ценности отодвигаются людьми на задний план. Необх придать им то значение, которое они некогда имели. В этом-выход).Кризис общества, социальные противоречия для Ш — проявление кризиса человека, его личности. Основную причину такого положения человека он видит в разграничении его изучения разными направлениями антропологической мысли: теологическом (представление о человеке всецело в свете иудейско-христианских традиций), философском (сконцентрирована на представлении о самосознании человека), естественно-научном (представление о челе как позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от животного мира).По Ш  необходимо создание системы человекознания — ФА. По Ш ФА-это наука о сущности и структуре сущности человека. два важнейших положения его учения: первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Во-вторых, представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами являются: "порыв" — это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения).качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле— это дух. Дух сверхприроден, Основную особенность чела Ш видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по Ш, является святой. Программа Ш не была выполнена ФА и вылилась в отдельные  философско-антропологические теории – биологическую (чел-существо биологическое, инстинктивное), религиозную (чел как существо верующее, конституирующее себя и свою жизнедеятельность в прямой зависимости от характера его отношений с богом: ХЕНГСТЕНБЕРГ,ХАММЕР,Булгаков) культурную (чел-существо, определяемое культурой, создатель и создание культуры Кассирер, Ротхакер,Ландмана) и др. Одним из сторонников био подхода был Гелен,раб «Человек. Его природа и положение в мире» (1940)  исходит из положения, что человек — это животное биологическое, его  неспециализированность делает его "ущербным» потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование.Ущербность-источник чел активности, деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности. Человек может проявить свою активность всюду.Границей жизни для животных-сpеда обитания, а у человека— культура. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. Напр, техника компенсирует ущербность человека в его от ношении к природе.Чтобы выжить, человек, по Г, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Как выживает чел? По Г, жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами (социальными peгyляторами). три основных регулятора-инстинкта— инстинкт заботы о потомстве;—инстинкт восхищения перед жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей; — инстинкт безопасности.Социальное положение человека у Г во многом определяется ролью того или иного инстинкта. например, порожденная инстинктом восхищения, этика потребительства свойственна буржуазии.Плеснер раб«Ступени органического и человек» (1928)  указывал на то, что человека от животных отличает особое «поле взаимоотношений» со средой. Не «дух», а структура жизненных взаимоотношений со средой определяет телесную и духовную организацию живых существ. Эти отношения наз «позициональностью». Человек может осознавать себя как мыслящую плоть, чего нет у животных. Другая ветвь современной философской антропологии — социокультурная (культурная) антропология. С точки зрения приверженцев культурной антропологии человек рассматривается как существо, определяемое культурой, как создатель культуры, и ее создание. Представителей культ антроп явл нем фил, представитель марбургской школы неокантианства Эрнст Кассирер (1874—1945 гг.). Человек живет не просто в естественном универсуме, а в символическом мире. т. е, во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Символическая Вселенная определяет человека настолько, что он осознает себя только через нее. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек” разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29762. Второй и третий закон термодинамики. Энтропия. Термодинамический потенциал 21.3 KB
  Второй закон термодинамики Все процесс в которых один вид энергии превращается в другой строго подчиняются первому закону термодинамики. Критерий осуществимости процесса в том или ином направлении и устанавливаются вторым законом термодинамики. Математическое выражение второго закона термодинамики Следствием второго закона термодинамики является существование особой функции состояния.
29763. Химический потенциал. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константы равновесия 21.55 KB
  Химическое равновесие Эксперименты показывают что химические реакции одновременно протекают в двух направлениях. Таким образом химическое равновесие помимо равенства скоростей прямой и обратной реакции и постоянства концентраций при неизменных внешних условиях обладают ещё следующими свойствами: Подвижностью т. Возможностью достижения равновесия как со стороны исходных веществ так и со стороны продуктов реакции. С термодинамической точки зрения они необратимы и работа их не является максимальной однако можно мысленно представить...
29764. Фазовое равновесие в гетерогенных системах. Правило фаз Гиббса. Диаграммы состояния 32.71 KB
  Правило фаз Гиббса. Фазовое равновесие в гетерогенных системах. Правило фаз Гиббса. При рассмотрении фазовых равновесий в системах необходимо различать фазы компоненты соединения твёрдые растворы и механические смеси.
29765. Классификация проводящих материалов, особенности тонкоплёночных металлов, проводящие материалы в микроэлектронике 52.44 KB
  Удельное сопротивление алюминия в 16 раза больше удельного сопротивления меди но алюминий в 35 раза легче меди. Недостатками меди являются её подверженность атмосферной коррозии с образованием оксидных и сульфидных плёнок. Например электропроводность меди очень чувствительна к наличию примеси. Содержание в меди 05 никеля олова или алюминия снижает электропроводность меди от 25 до 40.
29766. Классификация полупроводниковых материалов. Собственные и примесные полупроводники. Примеси в полупроводниках 29.49 KB
  Примеси в полупроводниках. Преднамеренное введение примеси называется легированием соответствующие примеси легирующие а полупроводник легированным или примесным. Кроме легирующих примесей существуют случайные или фоновые примеси непреднамеренно вводимые в полупроводник в процессе его производства и обработки. Фоновые примеси как правило ухудшают основные свойства материала и затрудняют управление ими.
29767. Монокристаллический кремний. Его применение, получение и свойства 36.46 KB
  Применение полупроводникового кремния. тонн кремния ежегодно Япония США Германия. Это базовый материал микроэлектроники который потребляет 80 полупроводникового кремния. Более 90 всех солнечных элементов изготавливаются из кристаллического кремния.
29768. Поликристаллический кремний. Применение, свойства, получение 26.53 KB
  Применение поликристаллического кремния Поликристаллический кремний весьма распространённый материал в технологии полупроводниковых приборов и интегральных схем. Возможность получения поликристаллического кремния с электрическим сопротивлением отличающимся на несколько порядков а также простота технологии привели к тому что он используется в технологии интегральных схем с одной стороны в качестве высокоомного материала затворов нагрузочных резисторов а с другой в качестве низкоомного материала межсоединений. Достоинства разводки на основе...
29770. Полупроводниковые соединения типа 29.44 KB
  Лазеры на основе соединений типа используются в телекоммуникационных устройствах волоконнооптических линий связи принтерах устройствах записи и считывания CD и DVD дисках. Свойства соединений типа Соединения типа образуются в результате взаимодействия элементов 3ей А подгруппы периодической системы с элементами 5ой В подгруппы за исключением висмута и таллия. Соединения типа классифицируются по элементу пятой группы т.