73076

Философская антропология (ФА), история развития

Доклад

Логика и философия

Фил антропология ФА В широком смысле философское учение о природе сущности человека который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле течение западноевропейской преимущественно немец философии 1й пол. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.

Русский

2015-01-16

33.5 KB

0 чел.

96. Фил антропология (ФА) - В широком смысле - философское  учение о природе (сущности) человека, который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немец, философии 1-й пол. 20 в.Как течение мысли ФА возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской философии «антропологического поворота» У истоков этого направления стояли немец философы Макс Шелер (1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904—1976). Философская антропология Ф.А,— одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой философской антропологии является человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, т.к. человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.Человек центр мира. Такой подход был в античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. С середины 50-х гг. XX вв. проблемы развития человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в мировом масштабе. Новая картина мира поставила в центр истории человека. Человек — центр деятельности общества, а не производительная сила. Одним из родоначальников современной фа был известный немецкий мыслитель М.Шелер В ряде своих работ,напр «Положение человека в космосе»  констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса (кризис: что моральные, философские, религиозные ценности отодвигаются людьми на задний план. Необх придать им то значение, которое они некогда имели. В этом-выход).Кризис общества, социальные противоречия для Ш — проявление кризиса человека, его личности. Основную причину такого положения человека он видит в разграничении его изучения разными направлениями антропологической мысли: теологическом (представление о человеке всецело в свете иудейско-христианских традиций), философском (сконцентрирована на представлении о самосознании человека), естественно-научном (представление о челе как позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от животного мира).По Ш  необходимо создание системы человекознания — ФА. По Ш ФА-это наука о сущности и структуре сущности человека. два важнейших положения его учения: первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Во-вторых, представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами являются: "порыв" — это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения).качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле— это дух. Дух сверхприроден, Основную особенность чела Ш видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по Ш, является святой. Программа Ш не была выполнена ФА и вылилась в отдельные  философско-антропологические теории – биологическую (чел-существо биологическое, инстинктивное), религиозную (чел как существо верующее, конституирующее себя и свою жизнедеятельность в прямой зависимости от характера его отношений с богом: ХЕНГСТЕНБЕРГ,ХАММЕР,Булгаков) культурную (чел-существо, определяемое культурой, создатель и создание культуры Кассирер, Ротхакер,Ландмана) и др. Одним из сторонников био подхода был Гелен,раб «Человек. Его природа и положение в мире» (1940)  исходит из положения, что человек — это животное биологическое, его  неспециализированность делает его "ущербным» потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование.Ущербность-источник чел активности, деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности. Человек может проявить свою активность всюду.Границей жизни для животных-сpеда обитания, а у человека— культура. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. Напр, техника компенсирует ущербность человека в его от ношении к природе.Чтобы выжить, человек, по Г, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Как выживает чел? По Г, жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами (социальными peгyляторами). три основных регулятора-инстинкта— инстинкт заботы о потомстве;—инстинкт восхищения перед жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей; — инстинкт безопасности.Социальное положение человека у Г во многом определяется ролью того или иного инстинкта. например, порожденная инстинктом восхищения, этика потребительства свойственна буржуазии.Плеснер раб«Ступени органического и человек» (1928)  указывал на то, что человека от животных отличает особое «поле взаимоотношений» со средой. Не «дух», а структура жизненных взаимоотношений со средой определяет телесную и духовную организацию живых существ. Эти отношения наз «позициональностью». Человек может осознавать себя как мыслящую плоть, чего нет у животных. Другая ветвь современной философской антропологии — социокультурная (культурная) антропология. С точки зрения приверженцев культурной антропологии человек рассматривается как существо, определяемое культурой, как создатель культуры, и ее создание. Представителей культ антроп явл нем фил, представитель марбургской школы неокантианства Эрнст Кассирер (1874—1945 гг.). Человек живет не просто в естественном универсуме, а в символическом мире. т. е, во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Символическая Вселенная определяет человека настолько, что он осознает себя только через нее. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек” разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68550. П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России 42.5 KB
  Струве выдающийся социолог экономист философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России ее истории и будущем причем в основу ретроспективного...
68551. О дефиниции геолого-физической информации 166.08 KB
  В обыденной жизни термин €œинформация понимают весьма многозначно: объявление конкретный газетный телевизионный жанр печатные ауди аудивизуальные иные сообщения и материалы и т. На наш взгляд это объясняется омонимичностью смысловой многозначностью самого термина информация который совмещает в себе...
68552. О татаро-башкирском этносоциальном симбиозе 302.5 KB
  Татары когда-то действительно жили в этнокультурном и в определенном смысле в социальном симбиозе с башкирами в рамках Московского царства и Российской империи. Более того само формирование нации казанских татар шло именно в этих рамках и для историка непредставимо вне них за исключением краткого...
68553. Общее и особенное в концепциях российского либерального консерватизма и «евразийства» 185 KB
  БашГУ Общее и особенное в концепциях российского либерального консерватизма и евразийства Общими моментами методологии для российского либерального консерватизма и евразийства являются: ведение анализа в рамках координат пространство время в отличие от радикального либерализма и марксисткого социализма...
68554. К вопросу о полемике И.А.Ильина и П.Б.Струве с Н.А.Бердяевым 131.23 KB
  В дореволюционный период отношения Бердяева и Струве развивались в духе творческого сотрудничества что можно проследить по их переписке. Струве оказал Бердяеву поддержку в издании его первой книги Субъективизм и индивидуализм в общественной философии 2 и написал к ней благожелательное предисловие...
68556. О концепциях истории Башкортостана 112.5 KB
  Итак правосознание и правоотношения населения Башкирии отличалось сложностью и развитостью Башкортостан нельзя считать классической Азией восставшей на прогрессивную Европу в лице России как интерпретировал события в Башкирии С. Башкирия была куда более традиционным по типу азиатским по цивилизационной...
68557. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РОБОТЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА 96.5 KB
  В докладе рассматриваются вопросы применения технологий ИИ для роботов. Описывается история современное состояние перспективы развития и модельные задачи для интеллектуальных роботов. Не случайно одним из направлений ИИ до сих пор считается целенаправленное поведение роботов создание интеллектуальных...
68558. МІСЦЕ ПЕДАГОГІЧНОЇ ДІАГНОСТИКИ В УДОСКОНАЛЕННІ ВНУТРІШКІЛЬНОГО КОНТРОЛЮ ТА В УПРАВЛІННІ РОЗВИТКОМ ПЕДКОЛЕКТИВА 75 KB
  Деякі підходи до діагностування підсистем навчальновиховного процесу додатки 110. Педагогічна діагностика як частина педагогічної діяльності і науки вивчає передумови процес і результати навчальновиховного процесу для його оптимізації не може стояти осторонь від сучасних перетворень у суспільстві.