73077

Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан

Доклад

Логика и философия

Юнг швейцарский психолог психиатр. Ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том что типичные образы являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид. Таким образом Юнг приходит к выводу что коллективное бессознательное имеет культурное...

Русский

2014-12-03

34 KB

4 чел.

88. Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан, Основоположником психоанализа является З.Фрейд. Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работе "Психология бессознательного", "По ту сторону принципа удовольствия", "Неудовлетворенность в культуре". Осн. понятия учения Фрейда - понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное - главное в психике человека, определяет все его поступки и действия. Бессознательное - совокупность психичес. состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Эта та сфера психики, где сосредоточены все первичные влечения и желания человека, которые имеют чисто природное происхождение. Для их обозначения используется термин либидо. Фрейд исследует структуру психики человека. Он считает, что психич. мир чел-ка включает 3 слоя (инстанции): 1. бессознательное - оно; 2. сознание - я (разум, память, мышление и иные процессы ориентированные на рациональное отображение внешнего мира. Если Я руководствуется принципом реальности, то ОНО исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между Я и ОНО); 3. сверх-я - цензор всех поступков - внутреннее усвоенные индивидом требования и нормы культуры. Осуществляет цензуру желаний ОНО. Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру сверх-я реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт). Сублимация - использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного. В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии - неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа "Архетип и символ". С 1906-1913 г.г. - ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно имеет не природный, а культурный характер, сформировалось на заре человеч. истории в коллективном психическом опыте. Коллективное бессознательное - опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы - архетипы. Архетипы - наиболее общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Таким образом Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем. Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры. Также как и Фрейд Юнг считает, что современный чел., гордящийся своим сознание и волей отнюдь не явл. господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил - "демонов души". Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и чел. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное. Он должен находить для него адекватное культурно символич. выражение. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение. Если для Фрейда бессознательное - это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Культура должна вести не борьбу, а диалог с бессознательным, чтобы обеспечить целостность чел. души. Юнг считал, что в традиционных культурах такой диалог существовал. С развитием цивилизации, рационализации жизни этот диалог утрачивается, рушится прежний символич. мир уходит в прошлое культурное выражение архетипов, наступает "ужасное символическая пустота". Подавление глубинного, мифо-поэтич. слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием является главной причиной возникновения индивидуальных и коллективных неврозов, кот. проявляются в соц. политич. конфликтах, войнах, терроризме. Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но зап. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел. души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивид. и коллектив. бессознательного, чтобы оно не выражалось в соц. опасных формах. Лакан Жак (1901—1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семинары Ж. Лакана». Лакан радикально пересматривает понятие «субъекта». Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто", некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46558. Реструктуризация и реорганизация предприятия 20.06 KB
  Виды реструктуризации Реструктуризация зависящая от целевых установок и стратегии предприятия может быть оперативной или стратегической. Частичная реструктуризация вносит изменения лишь в один или несколько элементов предприятия. Направления реструктуризации предприятия Выбор конкретных видов реструктурирования зависит от конкретных внутренних возможностей и интересов самого предприятия а также от внешних условий характеризующих данную ситуацию.
46559. Стратегии социально – экономического развития экономики: процессы модернизации и инновационного развития 20.08 KB
  Базой успешной экономической стратегии государств и ключевым ресурсом общества становятся знания и интеллект информация и инновации человеческий и интеллектуальный потенциал формируемые главным образом через систему подготовки кадров. Инновации могут быть признаны таковыми если они прямо или косвенно становится фактором экономического роста. Прямо когда инновации становятся торгуемыми товарами и услугами. Косвенно когда инновации воплощены в конструкции товаров технологии их изготовления квалификации работников факторы роста труд...
46560. Прогнозирование пожарной обстановки и ее оценка 20.13 KB
  Такая обстановка может возникнуть при ЯВ изза воздействия СИ техногенных пожарах на объектах экономики и природных пожарах в лесах и на торфяниках. В процессе прогнозирования определяют площадь и периметр возможного пожара характер пожара отдельный или сплошной пожар огненный шторм или массовый пожар вероятные направления и скорость его распространения а также вероятный характер воздействия пожара на людей и объекты в различные временные отрезки с учетом изменения метеоусловий. При этом берут самый неблагоприятный вариант: ось пожара...
46562. Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс) 20.16 KB
  План: 1 Концепция Программа и ее особенности 2 задачи 3 основа программыпринципа 4 основные виды деятти 5 учебнометодич. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной изобразительной декоративной деятельностью. 4 Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме с натуры по памяти и по представлению; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемнопространственное моделирование; проектноконструктивная деятельность; художественное...
46563. Контроль и учет успеваемости учащихся на уроках изобразительного искусства. Отметка и оценка. Критерии оценки 20.21 KB
  Наряду с восприятием памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Воображение это образное конструирование содержания понятия о предмете или проектирование схемы действий с ним еще до того как сложится само понятие а схема получит отчетливое верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение. Будучи теснейшим образом...
46564. Методы и средства пожаротушения 20.24 KB
  Существенные перспективы повышения эффективности средств пожаротушения создают комбинированные составы вода со смачивателями инертными порошками и газами. К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители гидропомпы бочки ведра с водой ящики с песком кошмы маты и т. К основным средствам пожаротушения относят автоцистерны с без лафетного ствола пожарные насосы различные стационарные установки пожаротушения.
46565. Основные дидактические принципы методики обучения ИЗО в школе. Художественная педагогика и ее принципы 20.26 KB
  е всестороннее развитие и воспитание учащихся средствами пластических искусств принцип научности системности и последовательности в обучение использ знание законов композиции теории перспективы теории цветоведенья т. Воспитание как общественное и историческое явление. Воспитание целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социальнопедагогическим идеалом.Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами...
46566. Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства. Конспект урока и способы его оформления 20.35 KB
  Вывод: подготовка учителя к уроку ИЗО позволяет: четко осознать цель стратегические и тактические задачи; целенаправленно разработать содержание и выбрать средства организационные формы работы; спрогнозировать результаты своей деятельности. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания...