73077

Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан

Доклад

Логика и философия

Юнг швейцарский психолог психиатр. Ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том что типичные образы являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид. Таким образом Юнг приходит к выводу что коллективное бессознательное имеет культурное...

Русский

2014-12-03

34 KB

4 чел.

88. Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан, Основоположником психоанализа является З.Фрейд. Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работе "Психология бессознательного", "По ту сторону принципа удовольствия", "Неудовлетворенность в культуре". Осн. понятия учения Фрейда - понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное - главное в психике человека, определяет все его поступки и действия. Бессознательное - совокупность психичес. состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Эта та сфера психики, где сосредоточены все первичные влечения и желания человека, которые имеют чисто природное происхождение. Для их обозначения используется термин либидо. Фрейд исследует структуру психики человека. Он считает, что психич. мир чел-ка включает 3 слоя (инстанции): 1. бессознательное - оно; 2. сознание - я (разум, память, мышление и иные процессы ориентированные на рациональное отображение внешнего мира. Если Я руководствуется принципом реальности, то ОНО исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между Я и ОНО); 3. сверх-я - цензор всех поступков - внутреннее усвоенные индивидом требования и нормы культуры. Осуществляет цензуру желаний ОНО. Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру сверх-я реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт). Сублимация - использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного. В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии - неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа "Архетип и символ". С 1906-1913 г.г. - ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно имеет не природный, а культурный характер, сформировалось на заре человеч. истории в коллективном психическом опыте. Коллективное бессознательное - опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы - архетипы. Архетипы - наиболее общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Таким образом Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем. Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры. Также как и Фрейд Юнг считает, что современный чел., гордящийся своим сознание и волей отнюдь не явл. господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил - "демонов души". Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и чел. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное. Он должен находить для него адекватное культурно символич. выражение. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение. Если для Фрейда бессознательное - это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Культура должна вести не борьбу, а диалог с бессознательным, чтобы обеспечить целостность чел. души. Юнг считал, что в традиционных культурах такой диалог существовал. С развитием цивилизации, рационализации жизни этот диалог утрачивается, рушится прежний символич. мир уходит в прошлое культурное выражение архетипов, наступает "ужасное символическая пустота". Подавление глубинного, мифо-поэтич. слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием является главной причиной возникновения индивидуальных и коллективных неврозов, кот. проявляются в соц. политич. конфликтах, войнах, терроризме. Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но зап. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел. души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивид. и коллектив. бессознательного, чтобы оно не выражалось в соц. опасных формах. Лакан Жак (1901—1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семинары Ж. Лакана». Лакан радикально пересматривает понятие «субъекта». Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто", некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34304. Эволюционный путь развития технологических процессов 22.5 KB
  Эволюционный путь развития технологических процессов Использование в производстве рационалистических решений совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами....
34305. Революционный путь развития технологических процессов 29 KB
  Революционный путь развития технологических процессов Использование в производстве эвристических технических решений совершенствующих рабочие ходы технологического процесса представляет собой революционный путь его развития. Во 2ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции а даже возможно временное повышение их что казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какоголибо развития но если проследить за дальнейшим эволюционным...
34306. Модели и методы оценки технологических процессов 23.5 KB
  Модели и методы оценки технологических процессов В настоящее время можно выделить три основных подхода к изучению научнотехнического развития прва описанию технологий и их развития: экономический подход технократический или пифагорский подход системный подход. В рамках экономического подхода развивалось направление связанное с решение задач планирования научнотехнического развития прва для обеспечения заданного необходимого прироста объема выпуска продукции использование так называемых балансовых методов планирования. С целью...
34307. Понятие о системах технологических процессов 24 KB
  Понятие о системах технологических процессов. Система это целое составленное из отдельных частей ке находятся в тесном отношении между собой . Технологическая система это совокупность взаимосвязанных предметов производства исполнителей и направлено на выполнение отдельных операций и процессов в целом. Между операцией в технологическом процессе и системах можно считать условленным так как они имеют опред.
34308. Исторические этапы развития систем технологий 27.5 KB
  В своем развитии системы технологических процессов прошли ряд исторических этапов. Однако сознательная организация системы технологических процессов произошла в средневековье. Впервые организованная система технологических процессов проявила себя в цехах ремесленников. По структуре цехи ремесленников представляли собой систему параллельных технологических процессов.
34309. Классификационные признаки систем технологий 23 KB
  Важнейшим признаком характеризующим технологические системы является их структура. Механизированная отличается использованием различных механизмов для осуществления как рабочих так и вспомогательных процессов в элементах системы участок станков машиностроительного предприятия. Жесткая связь подсистем характеризуются немедленным прекращением функционирования технологической системы в целом при отказе хотя бы одной подсистемы. При нежесткой связи между элементами системы возможно непродолжительное функционирование системы в случае...
34310. Структура технологической системы производства 25.5 KB
  Структура технологической системы производства. Свойства элементарных технологических процессов распространяются и на технологические системы более высокого иерархического уровня которые образованы совокупностями технологических процессов. Таким образом технологическую систему производства образуют параллельные последовательные и комбинированные системы технологических процессов. Еще одним важным фактором в формировании технологических систем являются технологические связи между элементами системы а также их характер.
34311. Взаимосвязь технологических и организационных структур производства 26 KB
  Взаимосвязь технологических и организационных структур производства. Характер формирования систем технологических процессов а также связей между ними имеет определяющее значение для формирования управляющих воздействий. Поэтому можно четко проследить взаимосвязь технологических и организационных структур производства. Например ремесленный цех с его ярко выраженной параллельной системой технологических процессов на определенном этапе исторического развития видоизменился в мануфактуру с последовательными технологическими процессами.
34312. Специфика развития параллельных и последовательных технологических систем 26 KB
  Перевод слабых составляющих системы на более высокую ступень позволит улучшить характеристики системы так как в ней ликвидируются звенья которые обуславливали в наибольшей степени неудовлетворительное функционирование системы. Таким образом ориентация на два различных типа развития позволит ставить задачу определения предпочтительности одного из них применительно к составляющим элементам параллельной системы. Такое целенаправленное развитие дает больший эффект чем при одновременном развитии всех составляющих изза различной готовности...