73078

Морфология культуры в XX веке: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин

Доклад

Логика и философия

Морфология культуры в XX веке: О. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры кот. Вслед за Данилевским Шпенглер считает что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма походит стадии детства юности зрелости старости смерти.

Русский

2014-12-03

40 KB

0 чел.

87. Морфология культуры в XX веке: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин.

Книга Данилевского "Россия и Европа" оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936 г.г.), основной труд кот. "Закат Европы". Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, кот. никак не взаимодействуют между собой. Под кул-рой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе  каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры, кот. Понятен лишь человеку принадлежащему данной кул-ре. Шпенглер выделяет 9 кул-р (егип., вавил., иранскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийскую, западноевропейскую, майя + формируется русско-сибирская). Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается великая душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Цикл  развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал -  тысячелетие. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенглер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям. У культурного человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания. Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь заполняющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха — эпоха цивилизации, а не культуры», — заключает О. Шпенглер. Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. кул-рой; в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру. Шпенглер критикует зап. цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями. Шпенглер - противник социализма, социального равенства. Он отрицает в зап. кул-ре все, что привело ее к социалистическому учению, выдвигает на первый план традиции дворянства и духовенства. Оригинальную концепцию исторического развития культуры предложил А. Тойнби (1889—1975), англ. философ истории, автор 12томного труда «Исследования истории». Единицей истории у Тойнби является не национальное гос-во, не человечество в целом. По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни: экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цив-ций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цив-ций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная. Тойнби пытается ответить на вопрос, как происходит возникновение и развитие цив-ций. В отличие от Шпенглера Тойнби не исключает взаимодействие, взаимосвязи цивил-ций, он считает эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже формулирует закон о встречных цив-ций. Тойнби разработал теорию "вызова ответа". Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей найти и дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции - это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и соц-ные. По мнению Тойнби выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды - это функция творческого меньшинства, кот. выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных, он считает, что общество состоит из 2 взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом. Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цив-ции заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки. В период расцвета цив-ции массы подражают элите. В период ее надлома социальное единство общества утрачивается массой, и элита оказываются в разладе. Элита узурпирует власть, превращается в замкнутую касту, кот. опирается уже не на дарования и авторитет, а на материальные инструменты власти (силу оружия). Это приводит к тому, что значительная часть населения превращается в пролетариат, главным признаком кот. Тойнби считает не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности. Эта часть общества становится деструктивной силой, способствующей разрушению цив-ции. П.А. Сорокин (1889—1968) Главный труд - «Социальная культурная динамика»(1937—1941). Основой культуры любого общества представляются здесь духовные ценности, значения, нормы, символы.. П.А. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», обозначающее ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах. Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет, свою систему познания, собственные философию и мировоззрение, тип религии и образы «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. СОРОКИН выделял различные типы культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический. Идеационный тип характерен для буддистской и ламаистской культур, греческой культуры VIIIVI вв. до н.э., культур Брахманской Индии и европейского Средневековья. Главными ценностями культуры этого типа являются ценности религии; они интегрируют все ее сферы. Потребности и цели имеют преимущественно духовный характер, степень их удовлетворения максимальна, а осуществление происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей. Идеалом становятся аскетизм, жития Святых. Закат средневековой культуры заключался в постепенном вытеснении этого главного принципа. Он начался в Европе в конце XII в. с выдвижением новых ценностей и утверждением чувственного типа культуры. Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Все потребности и цели носят материально-практический характер, их удовлетворение становится первостепенной задачей жизни. Чистая и возвышенная духовность отходит на второй план. Возникают новый менталитет и иной тип личности. Все оказывается подчиненным чувственным наслаждениям, жизненным удовольствиям, практической пользе. Чувственные формы культуры питали изобразительные искусства индийских и скифских племен, искусство времен Среднего и Нового Царств в Египте;. В Европе чувственный тип культуры доминирует с XVXVI столетий и достигает абсолютного расцвета в XIX в. Концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждения. Социальные и психологические науки имитируют естественно-научный подход, экономический материализм набирает силу в объяснении общественной жизни. Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. Материальные блага — от повседневного комфорта до богатства — становятся определяющими. Жизнь должна посвящаться не Богу и не далекому будущему, а лозунгу «Рай немедленно! Здесь и сейчас!». Ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго: общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей. Появляется идеалистический (смешанный) тип.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28898. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами 22.5 KB
  Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. Важное место занимали отношения с Византией которая являлась источником ресурсов для Руси. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой выступали буфером между Русью и кочевниками.
28899. Удельный период в истории России (XII—XV вв.) 28.5 KB
  К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. В начальной стадии древнерусское государство распалось на 3 основные области: СевероЗападная Русь. Северовосточная Русь.
28900. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII век) 27 KB
  Следствием этого явилось отставание России от Запада. Последствия нашествия: сократилось население страны; разделение городов подорвано городское ремесло; разрушены памятники духовенства и материальной культуры; особое последствие нашествия на истории России сказались в том что оно заложило азиатский способ власти в России.
28901. Культура Древнерусского государства 27.5 KB
  Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала отражавшего в себе некую двойственность. Долгое время считалось что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого: договоры Руси с Византией относящиеся к первой половине X века имели копии на славянском языке. Христианизация Руси просто дала толчок развитию письменности.
28902. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного государства (XIV–XVI вв.) 29.5 KB
  Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель. Однако к середине XIV века складывается и другой центр объединения русских земель Великое ЛитовскоРусское княжество. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.
28903. Эпоха Ивана Грозного 28.5 KB
  Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности централизации власти. Во время царствования Ивана IV возник новый орган власти Земский собор который занимался решением важнейших государственных дел вопросами внешней политики финансами. Это достигалось вопервых усилием роли центральных органов приказов вовторых редким ограничением власти наместников.
28904. Новое время в мировой истории 24.5 KB
  Эти понятия в исторической науке прочно закрепились до настоящего времени. Среди других событий которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени называют события связанные с Реформацией 1517 открытие испанцами в 1492 году Нового Света[1] падение Константинополя 1453 или даже начало Великой Французской революции 1789. Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. Отстававшая до этого времени по ряду показателей от стран Востока европейская цивилизация в XVI в.
28905. Общественно-политические процессы в СССР в 1945—1985 гг. 44 KB
  Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС т. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС.
28906. Социально-экономическое положение страны (1945—1984 гг.) 43 KB
  Социальноэкономическое положение страны 1945 1984 гг. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки 19591965 на 40. политическое развитие страны было противоречивым.