73079

Типология культур Н.Данилевского

Доклад

Логика и философия

В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций циклического развития культуры. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры национального характера русского народа и духовных ценностей.

Русский

2014-12-03

32.5 KB

9 чел.

86. Типология культур Н.Данилевского.

Н.Я. Данилевский (1822—1885) — русский ученый, естествоиспытатель, историк, культуролог. В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Важно отметить, что Н.Я. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Основной труд - «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871). Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры, национального характера русского народа и духовных ценностей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-исторических типов, законов их движения и развития, возражая против однолинейной схемы истории культуры и утверждая идею многообразия культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад в общее богатство культурного наследия. Главное назначение культуры состоит в максимальном развитии творческой самобытности народов. Каждая цивилизация вовсе не похожа на «тесный дворик», она скорее напоминает огромный город с проспектами и улицами, исполненными своеобразия и необычайной привлекательности. На историческом поприще постоянно появляются новые народы и цивилизации, которые своей деятельностью вносят вклад в развитие культуры. Как в развитии человека можно различать возрастные периоды — детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость, так и в жизни народов обнаруживаются эти этапы. Если сначала для них характерна живость и энергичность, то затем они дряхлеют, в них остывает огонь юности, они еще сохраняют жизненность, но уже не способны к новым свершениям. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития, которые соответствуют делению на древний, средний и новый периоды. Всем культурам дается определенный срок жизни, по истечении которого наступает смерть. Не все культурно-исторические типы проходят этапы своего развития одинаково. Одни подвергаются внешним воздействиям и разрушаются; другие' истощают запасы сил и не могут продолжать существование; третьи оказываются слишком односторонними: формы культуры не получают достаточного развития во всем их объеме. Но и завершив жизненный путь, они остаются как «реликты» в памяти народов, ибо вносят достойный вклад в сокровищницу мировой культуры. Жизнь одного культурно-исторического типа конечна, но культура в целом бесконечна, и поступательное движение человечества не прекращается.Выдающейся заслугой Н.Я.Данилевского является то, что он одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры. Сходство, общность в доминировании того или иного вида деятельности и его результатов позволяют объединить те или иные культуры в некоторую группу культур, т. е. отнести их к какому-то определенному типу культуры. Н.Я.Данилевский насчитывает четыре основополагающих вида деятельности – 1.религиозную (религиозно-мировоззренческую деятельность), 2.собственно культурную, 3.политическую и 4.экономическую. Классификация Данилевского приложима к уже развитым культурам. Но культуры на первом этапе, на стадии зарождения имеют первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского, условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам Данилевский относит: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую. Именно эти культуры, по убеждению Н.Я.Данилевского, как раз и заложили основы последующего культурно-деятельного развития. Дальнейший ход рассуждений приводит Н.Я.Данилевского к мысли о том, что если рассматривать культуры на стадии расцвета, то есть в развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и их приоритетному месту в той или иной культуре можно выделить три типа культур в дополнение к первичному типу культуры. Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно один из видов (разрядов) деятельности. К такому типу культур он относит еврейскую культуру, где доминировала, по его мнению, религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства. К этому же одноосновному типу культуры он относит и греческую культуру, которая воплотила собственно культурную деятельность, где ведущей деятельностью были искусство и философия. Сюда же включает Данилевский римскую культуру с преобладанием в ней политико-правовой деятельности и подарившую миру классическую систему права и государственности, сохраняющую свою значимость и до сих пор. Затем следуют двухосновные культуры. К этому типу он относит германо-романскую, или европейскую, культуру. Ее он называет политико-культурным типом, так как эти два вида деятельности — политическая и собственно культурная — стали, по его убеждению, основой всей творческой деятельности европейских народов. Н.Я.Данилевский полагал, что тенденции культуры движутся к третьему, четырехосновному типу, который обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет, по мысли культуролога, совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Данилевский приходит к выводу, что таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60359. Code of conduct 44.5 KB
  When you are introduced listen carefully to each name and use it later in your conversation. This will help you to remember the name. If you forget a persons name or did not hear the name do not hesitate to say...
60361. Виховання здорового способу життя 41 KB
  Поняття здорового способу життя і його структурні компоненти. Педагогічні умови і шляхи формування здорового способу життя: а у дітей молодшого шкільного віку; б у підлітків і старшокласників. Проблеми і труднощі виховання здорового способу життя в сучасній школі.
60362. Що треба і що не треба робити у пошуках роботи 126 KB
  On the next page, in the left column, write the names and phone numbers of individuals and associations you will contact. In the right column, write the names of people, companies, and organizations where you are referred.
60363. Resumes and interviews. Резюме та співбесіда 145.5 KB
  When a person is eager to get a job he is often to fill in a resume (USA) or a curriculum vitae (UK) or a standard printed application form. The forms can be laid out in different ways but the information required will, in most cases, be the same.
60364. Тканинне дихання. Окисне фосфорилювання 50 KB
  Механізм синтезу АТФ шляхом окисного фосфорилювання його регуляцію і порушення. показати схематично розміщення на внутрішній мембрані мітохондрій комплексів І ІІ ІІІ ІV дихального ланцюга і АТФ-синтази комплексу V.
60366. Business corespondence. Ділова кореспонденція 43 KB
  Business letters sent by phone or fax can be devoted to various subjects, Rather often after transactions are executed, payment problems arise and letters are sent then.