73081

Теории развития культуры в эпоху Просвещения. Д.Вико и И.Гердер

Доклад

Культурология и искусствоведение

Просветителей интересовала возможность духовного совершенствования человека, взаимопонимания народов. Эти идеи оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы...

Русский

2014-12-04

36.5 KB

0 чел.

84. Теории развития культуры в эпоху Просвещения. Д.Вико и И.Гердер.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в ИталииДж. Вико; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - М. Ломоносов, Ф. Прокопович, В. Татищев, Г. Сковорода, А. Радищев, Н. Новиков, М. Щербатов. Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, проникали в философию, литературу, искусство. Просветителей интересовала возможность духовного совершенствования человека, взаимопонимания народов. Эти идеи оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как "мужества пользоваться своим собственным умом" говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей - просвещенных граждан. Основные идеи и принципы Просвещения: Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Дж. Вико (1668—1744) для культурологической науки настолько велико, что этого неаполитанского мыслителя вполне можно назвать ее основоположником (хотя идеи Вико не получили широкого признания при его жизни). Вико впервые осуществил наиболее целостное и систематическое рассмотрение человеческой истории и культуры, попытался определить закономерности их развития. Он считал, что каждое общество имеет свое представление о реальности, мире, природе, самом себе, что исторический опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифах, искусстве, праве, нравах и пр. В своём главном труде «Основание Новой науки об общей природе наций» Дж. Вико провозглашает создание “новой науки”, задачей которой выступает изучение истории “гражданских вещей”, т. е. всего того, что создано людьми (истории идей, обычаев, права, языка и деяний человеческого рода). Согласно Вико, природа человека подвержена изменению и каждому “типу человеческой природы” соответствуют специфические системы “гражданских вещей”. В этом труде также излагается принцип периодизации культурно-исторического процесса. До Вико периодизация истории выстраивалась, исходя из догматики Библии. С точки зрения Вико, в истории Европы можно выделить три исторические эпохи (они же – три типа культур), которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Им соответствуют три вида нравов, три типа правления, три типа права, три вида суда, три вида языков.  Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев — нравы гневливые и щепетильные; Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев — на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума. Каждая из этих эпох (культур) обладает собственной ментальностью. Не менее интересной является и другая идея Вико — идея о «круговороте» культур, которая впоследствии широко использовалась многими культурологами начиная от Н.Я. Данилевского до П.А. Сорокина. Вико был сторонником теории общественного прогресса, но весьма сомневался в том, что исторический процесс подобен прямой линии, идущей от низшей точки к высшей. Когда общество (и, соответственно, его культура) достигает высшей точки в своем развитии, происходит возврат на начальную стадию, и цикл повторяется снова. Подобных циклов в истории культуры, считает Вико, может быть бесчисленное множество. Прогресс же состоит в том, что новый цикл начинается с другой точки, расположенной более высоко на линии прогресса. Для Вико гибель любой культуры предопределена, как предопределено и ее последующее возвышение. Важной также является идея Вико о единстве человека, истории и культуры. Для автора «Новой науки» нет истории и культуры без человека, как нет человека вне истории и культуры. Вико понимает историю не как внешнее человеку действо, а как процесс, в котором человек создает свое собственное бытие, свою жизнь и, следовательно, самого себя. История, по Вико, не имеет иной цели, кроме сохранения человеческого рода. Это же и цель культуры.Основная концепция культуры И. Г. Гердера (1744—1803) изложена им в книге «Идеи к философии истории человечества», написанной в период 1784—1791 гг. Ученый полагал, что человек  - высшее звено природы, и именно культура, как совокупность человеческих умений и навыков, составляет его сущность. Человек является высшим творением, чье предназначение состоит в развитии разума и духа гуманности. Этому служат просвещение и воспитание, благодаря которым он стремится к нравственному совершенству. Роду человеческому суждено пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости; причем пока он находится лишь в начале своего пути, ибо еще слишком много невежества и преступлений против гуманизма, писал И. Г. Гердер. История свидетельствует о том, что развитие культуры — вовсе не прямая линия, в ней имеются повороты, обрывы и уступы. Человек должен стараться направлять движение жизни по пути гуманности, поскольку разум, гуманность, вера, справедливость — основа его существования. Всем людям надлежит поддерживать эти ценности, ибо на их гармонии покоится мироздание. Весь человеческий род на Земле — одна и та же порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства, передают молодым поколениям язык и культуру, наследуют характер и образ жизни. Каждый народ имеет свою историю, культуру и судьбу. Гердер был убежден в том, что не бывает народов лишенных культуры, различие состоит лишь в степени их культурной развитости. История культуры, в его представлении, – многообразие путей в процессе культурного творчества, сохраняющее некое общечеловеческое начало. Именно Гердер подготавливает ту стратегию изучения культуры, которая получила законченное выражение в XIX веке и может быть условно обозначена как антропологическая или “дескриптивная”, описательная.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73421. Традиционная теория художественной речи. Стилистика 36.5 KB
  Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.
73422. Дорожні огорожі 462 KB
  На небезпечних ділянках доріг з метою запобігання виїзду автомобілів за межі земляного полотна встановлюють спеціальні дорожні огородження мал. Розташування однобічних і двосторонніх утримуючих огороджень бічних і фронтальних для автомобілів: 1 узбіччя; 2 бічне однобічне огородження...
73423. Дорожні знаки як технічні засоби організації дорожнього руху 36 KB
  Дорожні знаки ставляться до технічних засобів організації дорожнього руху і є обов’язковою приналежністю всіх доріг і вулиць населених пунктів. Усі дорожні знаки діляться на вісім груп: попереджуючі знаки; знаки пріоритету; заборонні знаки; знаки що пропонують...
73424. Сигнальні стовпці та розмітка 302 KB
  Використання стовпців та розмітки Застосування і типи стовпців Вимоги до використання стовпців Вимоги до сучасної розмітки Дорожні стовпчики маркіровані светоотражающими елементами призначені для позначення узбіч автомобільних доріг відповідають гос.
73425. Штучні нерівності на дорозі 577.5 KB
  Довжина кожної нерівності повинна бути не менш ширини проїзної частини. Припустиме відхилення — не більш 0,2 м з кожної сторони дороги. На ділянці дороги для обладнання нерівностей повинен бути забезпечений водовідвід із проїзної частини дороги.
73426. Облаштування доріг об’єктами дорожнього сервісу 57 KB
  Транспортний процес не може здійснюватися без сучасних автомобільних доріг так само, як і без їхньої облаштованості об’єктами дорожнього сервісу. З кожним роком збільшується дальність як вантажних, так і пасажирських перевезень.
73427. Розміщення й планування майданчиків відпочинку, автобусних зупинок 372.5 KB
  Призначення майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Норми проектування майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Забезпечення інформацією учасників дорожнього руху У водіїв транспортних засобів при русі по дорогах поступово в міру стомлення збільшується час реакції...
73428. Проблеми збереження природного середовища при будівництві доріг 28.05 KB
  Умови проектування автомобільних доріг Екологія та автомобільні дороги Принципова схема прогнозованої екологічної оцінки проектованої автомобільної дороги Проблеми збереження природного середовища в її природній різноманітності й багатстві визначають сьогодні практично всі сторони життя...
73429. Еколгічна сумісність із навколишнім середовищем 29.5 KB
  На етапі прокладки траси майбутньої дороги особливу роль відіграє ландшафтне проектування що враховує не тільки вимоги земельного законодавства по вилученню земельних ділянок під будівництво дороги подолання контурних і висотних перешкод але й вимоги по захисту навколишнього середовища.