73223

Себестоимость продукции

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Себестоимость продукции является нижним пределом цены а также выполняет много других функций. Себестоимость транспортной продукции это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции выраженные в денежной форме. Производственная себестоимость затраты связанные с производством продукции включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Русский

2014-12-10

3.47 MB

1 чел.

Лекция 7 Себестоимость продукции

Каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что ему обходится производство продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции является нижним пределом цены, а также выполняет много других функций.

Планирование и учет затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), должны быть организованы таким образом, чтобы имелась возможность осуществлять необходимую их группировку для обеспечения эффективного управления транспортным предприятием.

Себестоимость транспортной продукции - это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

среднеотраслевая

индивидуальная

На разных видах транспорта различают разные виды себестоимости. На большинстве предприятий транспорта различают  производственную, полную, а также индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Производственная себестоимость - затраты, связанные с производством продукции, включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость включает текущие затраты не только на производство продукции, но и на реализацию. Слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие. Особенно это касается предприятий ж.-д. транспорта и автотранспорта.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как  средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

Нормативная база для расчета себестоимости продукции

Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, являются

  1.  НК РФ, 25 глава. Этот документ является обязательным к применению каждым хозяйствующим субъектом, но не может отражать всю специфику учета и планирования затрат в каждой отрасли народного хозяйства.   
  2.  ПБУ 10/99 Расходы организации (ред.от 08.11.10).
  3.  Специфические документы, отражающие порядок учета затрат в отрасли, например, на ж.-д транспорте это  «Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД».

В экономике применяют 2 взаимодополняющие классификации затрат:

  1.  Поэлементную
  2.  Калькуляционную

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Группировка по экономическим элементам позволяет разработать смету затрат, в которой определяются общая потребность предприятия в различных ресурсах. Она показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции.

  1.  Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).  К ним относят: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия.
  2.  Затраты на оплату труда.
  3.  Отчисления в социальные фонды (30% в 2012 г).
  4.  Амортизация основных фондов.
  5.  Прочие затраты (платежи по процентам,  командировочные расходы,  представительские расходы,  расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров)

Отчисления во внебюджетный фонд делятся на:

1. Отчисления в пенсионный фонд – 22%;

2. Отчисления в государственное социальное страхование – 2,1%;

3. Отчисления по обязательному медицинскому страхованию – 5,9%;

4. Отчисления в фонд по страхованию несчастных случаев – на разных предприятиях по-разному. на ж.-д. тр-те – 0,7%

В сумме – 30,7%.

Группировка затрат по статьям калькуляции (служит для внутризаводского планирования и позволяет определить величину расходов в зависимости от места их возникновения, а также себестоимость единицы продукции). Она дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции

  1.  Сырье и материалы;
  2.  Возвратные отходы (вычитаются);
  3.  Покупные изделия, комплектующие, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
  4.  Топливо и энергия на технологические цели;
  5.  Заработная плата основных рабочих;
  6.  Отчисления на социальные нужды;
  7.  Расходы на подготовку и освоение производства;
  8.  Общепроизводственные расходы (цеховые);
  9.  Общехозяйственные (общезаводские) расходы;
  10.  Потери от брака;
  11.  Прочие производственные расходы;
  12.  Коммерческие (внепроизводственные) расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции,

итог всех 12 статей – полную себестоимость продукции.

Общепроизводственные расходы (8 ст) (цеховые)

Включают:

  1.  Затраты на заработную плату АУП цехов основного и вспомогательного производств с отчислениями на социальные взносы,
  2.  Амортизация цеховых зданий и оборудования;
  3.  Затраты на текущий ремонт зданий;
  4.  Другие затраты, связанные с управлением производством.

Зцех=Кцех*(ЗП осн+ЗП доп), где:

Кцех- установленный предприятием норматив накладных (цеховых) расходов, К цех ≈ 1,2 (120%)

ЗП осн=Тсум*Чср,

где: Тсум- суммарная трудоемкость производства продукции, в часах, нормо-часах

Чср- часовая тарифная ставка среднего разряда выполнения работ (руб/час)

ЗП доп≈ 20%ЗП осн

Общехозяйственные (9 ст) (общезаводские) расходы

Включают:

  1.  Затраты на заработную плату АУП предприятия с отчислениями на социальные взносы,
  2.  Затраты на командировочные и служебные разъезды;
  3.  Затраты на содержание легкового транспорта,
  4.  Канцелярские, почтовые расходы;
  5.  Амортизация зданий управления;
  6.  Затраты на текущий ремонт зданий;
  7.  Другие затраты, связанные с управлением предприятием.

Зобщезав.=Кобщ*(ЗП осн+ЗП доп), где:

Кцех- установленный предприятием норматив общезаводских расходов, К цех ≈ 2 (200%)

Прочие производственные расходы (ст. 11) 

Включают: Затраты гарантийный ремонт и обслуживание выпущенной продукции.

Зпр.=Кпр*С произв где:

Кпр- статистически обоснованный норматив списания затрат по гарантийному ремонту и обслуживанию, К пр ≈ 0,05,

Спроизв – производственная себестоимость продукции.

Коммерческие (ст 12) (внепроизводственные)  расходы

Связаны с реализацией продукции: транспортные, рекламные, маркетинговые

Звнепр.=Квнепр*С произв где:

Квнепр- обоснованный норматив списания внепроизводственных затрат на себестоимость продукции, К внепр ≈ 0,05-0,1.

Приведем классификацию затрат, по общепринятым на предприятиях признакам.

Основными называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом перевозки (транспортным процессом) – на сырье и основные материалы, комплектующие, топливо и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства услуги и управления им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с выполнением отдельных видов перевозок, работ и услуг, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.

Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с выполнением всех видов или нескольких видов перевозок, работ и услуг (например, расходы на изготовление расписаний движения самолетов, руководств и наставлений по летной, технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, приобретение технологической документации и нормативно-методической литературы и т.д.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов.

Условно-постоянные затраты – не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема транспортной работы. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата за пользование административными зданиями и др. На воздушном транспорте к ним принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К такому виду затрат относятся: лизинговые платежи, повременная составляющая заработной платы летного состава и бортпроводников.

Условно-переменные затраты – изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сдельная заработная плата работников транспортных предприятий, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др. Например на воздушном транспорте это затраты, величина которых изменяется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К таким затратам относятся: затраты на авиаГСМ, аэропортовое обслуживание, аэронавигационное обслуживание, сдельная часть заработной платы ЛС и БП и др.

С увеличением объема производства и реализации продукции себестоимость единицы продукции снижается за счет снижения условно-постоянных расходов на единицу продукции.

К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.

К единовременным расходам относятся затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с освоением новых производств, рынков сбыта и др.

Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

Затраты, соизмеренные с выполненным объемом работ за определенный временной интервал, называются эксплуатационными расходами.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова, она зависит от специфических условий каждой отрасли.  

Для производства транспортом продукции затрачивается работа, выраженная объемами перевозки грузов и пассажиров на расстояние перевозки.

Себестоимость железнодорожных перевозок представляет собой величину эксплуатационных расходов железных дорог, приходящаяся на единицу продукции.

Продукция транспорта – перевозки – измеряется тонно-километрами (т-км) и пассажиро-километрами (пасс-км), а в среднем – приведенными тонно-километрами (прив. т-км).

В грузовом движении на ж-д транспорте транспортная работа называется грузооборотом, в пассажирском – пассажирооборотом.

Грузооборот определяется как произведение кол-ва перевезённого груза на расстояние перевозки; измеряется в тонно-километрах (т-км):

(, )– грузооборот нетто (нетто – вес груза), т-км;

– грузооборот брутто (брутто – вес груза + тара), т-км.

Рисунок – Пример расчета грузооборота

По сети железных дорог и по железным дорогам грузооборот исчисляется в тарифных т-км. По отделениям железных дорог грузооборот исчисляется в эксплуатационных т-км.

Тарифное расстояние следования груза – кратчайшее расстояние следования груза, применяемое для определения провозной платы.

Тарифные т-км применяются для определения провозной платы и определяются по кратчайшему расстоянию следования груза.

Эксплуатационное расстояние следования груза – расстояние, на которое фактически перемещён груз с учётом кружных перевозок. Эксплуатационное расстояние определяется по данным маршрута машиниста; применяется для оценки перевозочной работы отделений дорог, таких количественных, и качественных, показателей использования подвижного состава, как производительность и среднесуточный пробег соответственно вагона и локомотива, рейс вагона и его динамическая нагрузка, и др.

Эксплуатационные т-км определяются по фактически пройденному грузом расстоянию. Величина эксплуатационных т-км, как правило, превышает тарифную на несколько %.

Грузооборот – основной показатель работы железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам. По грузообороту определяются потребность в материально-техн. ресурсах ж.д. – парках локомотивов, вагонов, электроэнергии, топливе, материалах, рабочей силе и т.п., а также др. показатели работы ж.-д. транспорта. Плановый грузооборот рассчитывается на основе анализа объёмов перевозок, размещения производит, сил, транспортно-экон. связей и средней дальности перевозок.

Основное место в структуре грузооборота ОАО «РЖД» занимают уголь, нефть, металлы.

Пассажирооборот представляет собой произведение числа перевезённых пассажиров на расстояние их перевозки; измеряется в пассажиро-километрах (пасс-км).

– пассажирооборот, пасс-км.

Пассажирооборот – основной показатель работы ж.-д. транспорта по пассажирским перевозкам.

Обобщающим показателем работы транспорта в грузовом и пассажирском движении является приведенный грузооборот.

Приведенный грузооборот определяется как сумма т-км грузовых перевозок и пассажиро-км пассажирских перевозок, умноженных на коэффициент приведения Кприв:

.

Кприв = 1.

Приведенный грузооборот измеряется в приведённых т-км (прив. т-км).

Приведенная продукция является величиной условной, т.к. она не учитывает различий в расходах, приходящихся на единицу грузовых и пассажирских перевозок, в их трудоемкости, фондоемкости, в размерах качественных показателей использования подвижного состава.

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров неодинакова. В настоящее время (2003 г.) в среднем по сети железных дорог себестоимость пассажирских перевозок (во всех сообщениях и видах тяги) в 3,06 раза выше, чем грузовых.

На воздушном транспорте калькулирование себестоимости перевозок осуществляется на  единицу транспортной работы, на 1 час налета или 1 парный рейс по видам перевозок, типам воздушных судов.

Группировка затрат по видам перевозок (работ, услуг) включает:

  1.  пассажирские перевозки;
  2.  грузовые перевозки;
  3.  почтовые перевозки;
  4.  общие перевозки.

При группировке затрат по типам ВС (воздушных средств) определяются затраты для каждого конкретного типа ВС (Ил-96, Ту-204, Ту-214 и др.).

Группировка затрат по видам рейсов включает в себя разделение рейсов на следующие виды:

  1.  внутренние;
  2.  международные;
  3.  регулярные;
  4.  нерегулярные.

На автомобильном транспорте себестоимость единицы транспортной продукции (1 т*км, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега и т.д.) определяют делением общей суммы затрат на количество продукции (тонно-километров, пассажиро-километров, платных километров пробега и т.д.), произведенной в определенный период времени.

Определение затрат на единицу транспортной продукции называют калькуляцией себестоимости. Себестоимость рассчитывается для грузовых автомобильных перевозок на 10 т-км или 10 автомобиле-ч, для автобусных перевозок — на 10 пассажиро-км, для таксомоторных — на10 км платного пробега.

Общие формулы при расчете себестоимости


На воздушном транспорте калькулирование себестоимости перевозок осуществляется на  единицу транспортной работы, на 1 час налета или 1 парный рейс по видам перевозок, типам воздушных судов.

При планировании, учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) воздушного транспорта затраты, связанные с их осуществлением, группируются по следующим статьям:

  1.  Заработная плата летного состава, бортпроводников, наземного персонала;
  2.  Социальные отчисления;
  3.  Авиационное топливо, смазочные материалы (авиаГСМ);
  4.  Амортизация СВАД;
  5.  Платежи за аренду/лизинг СВАД;
  6.  Техническое обслуживание СВАД;
  7.  Капитальный ремонт СВАД;
  8.  Аэропортовое обслуживание;
  9.  Аэронавигационное обслуживание;
  10.   Метеообеспечение;
  11.   Обязательное страхование;
  12.   Агентское обслуживание;
  13.   Прочие производственные и общехозяйственные расходы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39785. Советский Союз в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Период «застоя» 83.5 KB
  Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР что значительно увеличило его полномочия как главы государства. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап его хронологические рамки не устанавливались который и определялся как период развитого социализма. в СССР происходит фактическая консервация политической системы.
39786. СССР в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.) 76 KB
  Переломным этапом политического развития СССР в годы перестройки стала XIX партийная конференция КПСС проходившая летом 1988 г. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти Съезд народных депутатов СССР из числа которых учреждался постоянно действующий парламент Верховный Совет СССР.
39787. Российская Федерация в 1990-е гг. 75 KB
  Было определено направление дальнейшего политического и социально-экономического развития России. Нижняя плата представлена Государственной Думой РФ куда входят депутаты напрямую избираемые гражданами России. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор предусматривающий разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
39788. Советская Россия в годы НЭПа 89 KB
  Лучшим обоснованием необходимости форсированной модернизации стала возможность внешней агрессии против СССР. После того как летом 1927 года СССР и Великобритания разорвали дипломатические отношения органы партийной пропаганды создали полное впечатление что готовиться нападение на СССР. Создание СССР.
39789. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III 65.5 KB
  Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III Крестьянская реформа. То что он пересилил себя и согласился на перемены говорит о том что реформы назрели окончательно. Для подготовки и проведения реформы в январе 1857 г. Комитеты выдвинули различные варианты проекта реформы гг.
39790. Общественное движение в России во второй половине XIX в 68.5 KB
  Общественное движение в России во второй половине XIX в. Огарев и в России вокруг журнала Современник Н. Кроме того предполагалось ввести народное представительство широкое самоуправление передать землю народу а фабрики и заводы рабочим предоставить демократические свободы всему населению России. Энгельса и распространением их в России.
39791. Внешняя политика России во второй половине XIX начале XX вв. 49.5 KB
  Внешняя политика России во второй половине XIX начале XX вв. Участие России в европейских коалициях связано прежде всего с так называемым Балканским вопросом. После поражения в Крымской войне России было запрещено иметь военный флот на Черном море строить там крепости и форты. разрушили систему тяжелого и унизительного для России Парижского мирного трактата 1856 года.
39792. Экономическая модернизация России в конце XIX – начале ХХ вв. 42 KB
  Экономическая модернизация России в конце XIX начале ХХ вв. Экономическое развитие России и государственная программа Развития страны. верст новых железных дорог что позволило России выйти на второе место в мире по их протяженности. Своеобразие развития капитализма в России по сравнению с Западом заключалось в том что государство активно вмешивалось в экономическую жизнь страны.
39793. Первая русская революция 1905-1907 гг. 39 KB
  Второй путь объединял самые разнообразные слои общества с плохо сформулированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от стихийных крестьянских антипомещичьих бунтов до забастовок рабочих и создания альтернативных органов власти Советов. рабочих. В поддержку рабочих начали выступать студенты. Забастовки длившиеся неделями и охватывавшие тысячи рабочих требовали своих организационных центров.