73231

Обучение детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства

Курсовая

Педагогика и дидактика

Тогда как именно знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства должно актуализировать исследовательскую позицию учащегося благодаря которой он сможет самостоятельно постигнуть смысл живописного или графического произведения освоить способы художественного мышления. Однако при обращении к произведениям искусства учитель чаще всего выступает в качестве всезнающего лектора ученик же в качестве пассивного зрителя и слушателя. До сих пор не существует технологий и методик благодаря которым учащиеся...

Русский

2014-12-10

178.5 KB

17 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Интересы специалистов, разрабатывающих инновационные концепции образования, не соприкоснулись с проблемами развития у школьников способностей самостоятельного анализа произведений на занятиях по изобразительному искусству. Тогда как, именно знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства должно актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно постигнуть смысл живописного (или графического) произведения, освоить способы художественного мышления.

Казалось бы, в рамках школьных программ учащихся знакомят с художественными техниками, приемами и материалом, с творчеством отдельных художников, стилями и направлениями. Однако при обращении к произведениям искусства учитель чаще всего выступает в качестве всезнающего лектора, ученик же в качестве пассивного зрителя и слушателя. Школьники редко пробуют сами рассказать о содержании и структуре картины, собственном понимании её образов. Если это иногда и происходит, то в основном в форме примитивного пересказа «своими словами» увиденного на картине. До сих пор не существует технологий и методик, благодаря которым учащиеся могли бы самостоятельно анализировать произведения изобразительного искусства. Значительная часть обучающихся начальной школы не владеет языком культурного описания живописного или графического произведения.

Знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия изобразительного искусства позволяет актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно, через постижение внутренних законов построения и структуры художественного произведения, последовательно приближаться к пониманию смысла живописного или графического произведения, освоить способы художественного мышления.

Исходя из всего сказанного, мы избрали тему курсовой работы «Обучение младших школьников анализу произведений изобразительного искусства»

Цель нашего исследования: изучить теоретические и методические аспекты обучения детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства.

Объект исследования: обучение младших школьников изобразительному искусству.

Предмет исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства.

Цель работы реализуется в следующих задачах:

  1.  Изучить психолого-педагогические аспекты обучения детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства.
  2.  Охарактеризовать формы, методы и средства обучения детей младшего школьного возраста анализу произведений изобразительного искусства.
  3.  Выявить специфику произведений изобразительного искусства и раскрыть требования к их отбору для анализа младшими школьниками.

В работе были использованы следующие методы: анализ, синтез психолого-педагогической, методической, справочной литературы, опрос и обобщение опыта педагогов и методистов.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Обучение анализу произведений, как педагогическая проблема

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, скульптура. В отличие от других "зримых" искусств (театр, кино) и во времени. Зная особенности изобразительного искусства, педагог применяет художественное изобразительное искусство безмолвно и воспринимается только зрением.         

      Метод художественного анализа становится основным, ибо здесь широко используются приемы расчлененного показа - анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество. Структурный анализ – это анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ, художественный анализ и восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию.

Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что картина анализируется параллельно с процессом восприятия на занятиях изобразительного искусства. Разбирая то или иное произведение, педагог призван оказывать определенное воздействие на зрительное восприятие. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, он обучает школьника "смотрению". В этом смысле художественный анализ может быть охарактеризован как обучающий метод. [25, c. 216]

Основным приемом ознакомления школьников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

- Сообщение названия картины и фамилии художника;

- О чем написана картина;

- Что самое главное в картине (выделить композиционный центр, как оно изображено (цвет, построение, расположение);

- Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);

- Что красиво показал своим произведением художник;

- О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После этого приема правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: "Что изображено на картине? Как ты думаешь, что самое главное в картине? И т. д. "

Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником. [19, c.212]

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства - это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга - как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ - образец личностного отношения взрослого к понравившейся картине. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается.

После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня.

"О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали? " Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем картина, то используем прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т. е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания. [30, c.100]

Таким образом, очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению.

Содержание картины раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием педагога, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве.

1.2. Психологические аспекты обучения младших школьников анализу произведений

Художественная ценность произведения искусства заключена в моментах картины актуализирующих её эстетическую ценность. Определение художественной ценности по силам только зрителю с художественной культурой и тренированным глазом. Эстетическая ценность (прекрасное)  не тождественна нравящемуся. Нравится или не нравится – это субъективное отношение зрителя.

        Эстетическая ценность – его своеобразная характеристика, принадлежит самому предмету и не зависит от пристрастий зрителя.[4, c.239]

        Это же относится и к художественной ценности произведения искусства. От зрителя зависит удастся ли ему конкретизировать в картине эстетически ценные качества, которые определены её содержанием. Если же зритель не сумеет этого сделать, то это не означает, что в картине нет эстетической ценности. Это означает лишь то, что допущена ошибка в восприятии картины и поэтому нет адекватной эмоциональной реакции на эстетически ценные качества данной картине. Способность правильно эстетически воспринимать произведения искусства не наделяет его дополнительными ценностями, а неумение воспринимать картину не лишает её присущих ей ценностей. Одной картине могут принадлежать различные конкретизации, имеющие различные эстетические ценности, что повышает художественную ценность картины. То, что существуют по-разному ценные эстетические конкретизации одной и той же картины заставляет нас быть осторожными в отношении высказываемых оценок в адрес самой картины. Путь к пониманию картины и отбору конкретизации для её эстетического восприятия «лежит» через изучение системы составляющих её моментов и места недосказанности. [24, c. 11]

Восприятие картин, оценка их художественной и эстетической ценности, их конкретизаций, требует от зрителя не только врожденного вкуса и чувства прекрасного, но и определенного опыта восприятия, в том числе и рефлективного, так называемой эстетической культуры. [19, c.212] 

Одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Любое создание фантазии строится из элементов, полученных ребенком из окружающей его действительности и закрепленных в его опыте. Чем богаче его опыт наблюдениями и впечатлениями, тем больше материал, который может стать источником фантазии. Однако количество и разнообразие опыта, хотя и очень важно, но само по себе недостаточно для активности воображения ребенка. Не менее (а может быть, и более) необходима его способность актуализировать — включать и использовать накопленный опыт в своем изобразительном творчестве. У большинства младших школьников жизненный опыт вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, но способность актуализировать его как источник замысла рисунка развита неодинаково.

Фантазия связана с реальностью, опытом общения детей с готовыми продуктами культуры. Это все то, что ребенок получает из книг, картин, музыки, кино- и телефильмов и т. п. Искусство учит и воспитывает детей, но ребенку непосильно повторить в рисунках то, что он видел на картине. Дистанция между шедеврами искусства и их собственным изобразительным опытом настолько велика, что большинству детей даже не приходит в голову мысль о возможности "срисовать" с картин или повторить их по памяти. Однако создания культуры очень часто становятся источником замысла детских рисунков. Чаще всего это художественная литература, особенно сказки. Нередко — сюжеты и образы мультипликационных и игровых кино и телевизионных фильмов. Влияние последних не всегда полезно. Они, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы, потому что закрепляют в рисунках штампы изображений людей, животных, строений и т. п., чем ограничивают развитие творческой фантазии ребенка. Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что не только наводят их на источник замыслов в окружающей действительности, но и показывают в ней то интересное, чего раньше они не замечали.[26, c.18]

Вывод: воображение связано с жизнью еще одной наиважнейшей связью - эмоциональной. Она проявляется двояким образом. Всякое чувство всегда стремится воплотиться в определенные образы Эмоции как бы подбирают соответствующие им события, впечатления, мысли. Так, впечатления, которые в жизни ребенка никак не были связаны друг с другом, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства. Связавшись между собой настроением ребенка, разные наблюдения вызывают в воображении образы, которых в действительности он никогда не видел.

Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшей.[3, c.639]

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.

 

1.3. Формы и методы обучения анализу произведений изобразительного искусства

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к культурным ценностям человечества, овладение национальным культурным наследием. В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая деятельность школьников.

Рассмотрим рекомендуемый зрительный ряд программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского. В данной программе не проходят уроки – беседы, но обязательно  зрительный ряд  присутствует на уроке, при этом  решаются различные задачи и в том числе знакомство и  запоминание работ художников.[28, c.116]

Тема

Зрительный ряд

1 класс

«Изображать можно пятном»

Иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных; теневой театр.

«Художники и зрители»

Ван Гог «Подсолнухи», Н. Рерих «Заморские гости»,

В. Васнецов «Богатыри», П. Кончаловский «Сирень», М. Врубель «Царевна – Лебедь». Рекомендуется посетить художественный музей.  

«Домики, которые построила природа»

Фотографии природных домиков; иллюстрации к сказкам Л. Милна «Вини – Пух», Н. Носова «Незнайка в Цветочном городе», Дж. Родари «Чиполлино», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.

2класс

«Пять красок – все богатства цвета и тона»

Слайды фрагментов природы, с изображением резко выраженных состояний (гроза, буря, и т.д.), произведения художников Н. Рериха, И. Левитана, А. Куинджи и др.

«Выражение характера изображаемых животных»

Иллюстрации В. Ватагина к сказке Р. Киплинга «Маугли» и другим книгам.

«Выражение характера человека в изображении»

Слайды произведений В. Васнецова, М.Врубеля, И. Билибина и др.

«Изображение природы в разных состояниях»

Слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы; репродукции картин И. Айвазовского, изображающие разные состояния моря.

«Выражение намерений через украшение»

Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина к сказкам; произведения русского декоративного искусства.

3 класс

«Изобразительное искусство. Картина – пейзаж»

Знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рерих, К. Коро, В. Ван Гога.

«Картина - портрет»

Живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.

«Картина – натюрморт»

Ж. – Б. Шарден, К. Петров – Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог.

«Картины исторические и бытовые»

Исторические картины П. Уччелло, П. Франческа и русских художников начала XX века, А. Рябушкин «Свадебный поезд» Бытовой жанр: Ж. – Б. Шарден. «Молитва перед обедом», З. Серябрековой «За обедом»; произведения В. Перова, А. Пластова.

4 класс

«Пейзаж родной земли»

Картины русских художников – пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина и др.

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

Северная деревянная архитектура, ансамбль Кижи; картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина; красота русской деревни в творчестве художников XX века – В. Стожарова, В. Сидорова и др.

«Образ красоты природы»

Сцена крестьянского труда: А. Венецианов «На пашне», Б. Кустодиев и  А. Пластов «Сенокос», В. Тропинин, З. Серебрякова,  И. Билибин, И. Аргунов, А. Васнецов, М. Врубель, В. Суриков, В. Васнецов, Ф. Малявин и др.

«Народные праздники»

Произведения Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

«Древние соборы»

А. Васнецов, И. Билибин, Н.Рериха; видеофильм по архитектуре г. Владимира; «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода».

«Древнерусские воины– защитники»

И. Билибин, В. Васнецов; иллюстрации В. Фаворского к «Слову о полку Игореве», к былинам и сказкам.

«Узорочье теремов»

Слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов «Палаты царя Берендея»; работы И. Билибина, А. Рябушкина.

«Искусство народов гор и степей»

П. Кузнецов «Степь», «Мираж в степи»; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры.

«Все народы воспевают материнство»

Икона «Владимир Богоматерь»; Рафаэль «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий «Партизанская мадонна»;

Б. Неменский «Тишина»  и др.

«Все народы воспевают мудрость старости»

Автопортрет Рембранта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.

«Юность и надежда»

В. Тропинин «Портрет сына», З. Серебрякова «Портреты детей»; Б. Неменский «Мальчишка», «Весна».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.[29, c.93]

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.[31, c.92]

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.[12, c.142]

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.[6, c. 320]

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

1.4. Специфика анализа произведений изобразительного искусства

У тех, кто впервые сталкивался с анализом любого произведения искусства, почти сразу возникают закономерные вопросы: «А нужен ли вообще анализ в искусстве? Не убивает ли он живое, непосредственное, эмоциональное восприятие искусства?» на эти вопросы можно сказать да, нужен, если он проведен правильно.

Ясный анализ не мешает эмоциональному искусству, а помогает вскрывать новые стороны произведения, показывая глубинный смысл. Для этого анализ не должен останавливаться на простой констатации наличия предмета или персонажа на полотне, на пересказывании сюжета, а идти дальше (или глубже) к смыслу картины.

Но смысл выражается через внешнюю форму. Нам в произведении непосредственно дан не смысл, а лишь некая форма. И мы должны «прочитать» ее, увидеть за ней смысл. Тем более, что художник выстраивает форму произведений так, чтобы она лучше выражала необходимый ему смысл.

Каждое произведение искусства имеет несколько уровней. Это эмоциональный, предметный, сюжетный, символический уровни и уровень внутреннего устройства (микросхема) произведения. Наше восприятие искусства начинается с эмоций.

Эмоциональный уровень.

Первое, что мы «ловим» – это эмоциональный строй произведения. Оно торжественное или лирическое, нам смешно или грустно.  Если произведение не затронуло нас эмоционально, то дальнейший анализ не состоится! Потому очень полезно в начале анализа попытаться уловить те эмоции, которые рождаются от общения с произведением. Это тем более необходимо, когда произведение давно знакомо. Мы ведь невольно запомнили те «старые» эмоции, которые вызвало в нас полотно когда-то. Но теперь мы другие, а значит и наше восприятие другое. И теперь у нас родятся иные эмоции на старое, давно известное произведение. И ученикам в начале анализа очень полезно задать вопрос о первом впечатлении о картине.

Более того, это первое впечатление нужно всячески сохранять и поддерживать в течение всего анализа. Часто именно этим первым эмоциональным впечатлением и проверяется правильность аналитических выводов. Постепенно в процессе анализа и проверяется правильность аналитических выводов. Постепенно в процессе анализа мы начинаем видеть, как художник добивается того или иного эмоционального впечатления.

Эмоциональным должно быть и завершение анализа. В самом конце не только полезно, но просто необходимо еще раз возвратиться к целостному эмоциональному впечатлению. Только теперь эмоция подкреплена знанием смысла.

Примерные вопросы для анализа произведения на эмоциональном уровне.

Какое впечатление производит произведение?

Какое настроение пытается передать автор?

Какие ощущения может испытывать посетитель (архитектура)?

Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению масштаб произведения, формат, вертикальное, горизонтальное или диагональное расположение частей, использование архитектурных форм, использование цветов в картине и распределение света?

Предметный уровень.

Он отражает то, что непосредственно изображено. Именно с этого уровня непосредственно начинается анализ. Любой предмет, любое действующее лицо или явление, необычайно значимым. Случайных вещей на

картинах хороших художников не бывает. Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет мыслить.

И здесь мы часто встречаемся с трудностями.

Внимание человека избирательно и довольно долго мы можем не замечать на полотне какой-нибудь важной детали. Да и исторические вещи меняются иногда до полной неузнаваемости. Или костюм, который в любую эпоху очень многое говорит современником о человеке – это ведь целая энциклопедия не только внешней жизни, но и нравов, характеров, жизненных целей.

Потому нужно взять себе за правило начинать «чтение» картины с тщательного прояснения для себя смысла и назначения всех помещенных на ней вещей. Предметный мир картины – это те слова, из которых состоит «данный нам текст».

Уже на этом уровне, в начале знакомства с предметным миром картины, мы очень быстро замечаем, что все предметы и лица не хаотично разбросаны по полотну, а составляют некое единство. И мы невольно начинаем это единство осмысливать, делая первый шаг к композиции картины. Окончательно мы ее освоим уже в самом конце. Но начинать отмечать отдельные особенности надо сразу же. Как правило, сразу видно, что наиболее важные элементы образуют простые и ясные формы (треугольник, круг, пирамида, квадрат …). Эти формы выбираются художником не произвольно, они создают определенный эмоциональный строй. Круг и овал успокаивают, завершают. Квадрат или лежащий прямоугольник создают ощущение устойчивости незыблемости. Пирамида и треугольник рождают у зрителя ощущение стремления. На этой стадии анализа легко выделяются главное и второстепенное в картине. [1]

Отдельный предмет, отдельный цвет, отдельный мазок ничего не дает для понимания смысла. Значимы лишь их соотношения. Через отношение цветов, звуков, тем, предметов, объемов нужно уметь «читать» смысл произведения.

Контрастные противопоставления, преобладание движения или покоя на полотне, соотношение фона и фигур – все это отмечается уже на этом этапе анализа. Здесь мы замечаем, что передача движения – это диагональ, свободное пространство перед объектом, изображение кульминационного момента движения, ассиметричные схемы; а передача покоя – это отсутствие диагоналей, свободного пространства перед объектом, статичные позы, симметричные схемы. Но все это пока только отмечается. Истинный смысл особенности композиции приобретут для нас только в самом конце анализа.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства на предметном уровне.

Что (или кто) изображено на картине?

Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

Кого вы видите в скульптуре?

Выделите главное из того, что вы увидели?

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным.

Какими средствами художник, архитектор выделяет главное?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства?

Сюжетный уровень.

Сразу хочется предостеречь от опасности, очень часто исследователи желают заменить сюжет, представленный художником на полотне сюжетом, известным из истории, мифологии, рассказов о художнике. Художник ведь не просто иллюстрирует сюжет, но дает его осмысление, иногда очень далеко выходящее за рамки этого сюжета. Иначе рождаются искусствоведческие штампы.

Часто спрашивают: а на всех ли полотнах есть сюжет? На жанровой или исторической картине он чаще всего очевиден. А в портрете, пейзаже, натюрморте? А в абстрактной живописи? Здесь все не так очевидно. Французское слово «сюжет» означает не столько развертывание событий, сколько вообще «тему» произведения или «причину, повод, мотив». А первое значение этого слова – «предрасположенный, подверженный». Таким образом, сюжет предстает перед нами причинно-следственными связями, выстроенными художником на полотне. В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете – взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет, с тем, кем он хочет казаться. В натюрморте – отношений между вещами оставленными человеком и самим человеком «за кадром». А в абстрактной живописи художник выстраивает соотношение линий, пятен, цветов, фигур. [7, c.176]

Из вышесказанного следует два вывода.

Первый: сюжет нужно строить, исходя из реалий конкретной картины. « Не в самом прошении блудного сына смысл и не в самом раскаянии, а в удивлении, которое вызывает такая отцовская любовь, такое прощение».

И второй вывод: так или иначе, но сюжетный уровень всегда присутствует на полотне. И обходить его в анализе просто нерационально. Причинно-следственные связи как раз и выстраивают особое пространство и время картины.

Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности полотна. Мы отличаем картину – рассказ и картину-показ, говорим о изобразительности и выразительности на полотне. Здесь определяется жанр произведения.

Примерные вопросы для анализа произведения на сюжетном уровне.

Попробуйте рассказать сюжет картины.

Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном произведении.

Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

И сразу обнаруживается, что не все лица, предметы, явления выступают на картине в том смысле, что и в жизни. Иные из них наделены особым символическим смысл в культуре взрастившей художника. Другим придал значение многозначных символов сам автор. Так мы выходим на следующий уровень – символический.

Символический уровень.

На символическом уровне мы как бы вновь возвращаемся к предметному наполнению картины, но на другом качественном уровне. Предметы натюрморта вдруг начинают проявлять смысл. Часы – это уходящее время, пустые раковины – пустая бренная жизнь, остатки трапезы – внезапно оборвавшийся жизненный путь.

Более того, каждая форма вновь осмысливается.

Круговая композиция – это символ вечности. Квадрат (куб) – это символ земли, устойчивого земного бытия. Мы видим, что один художник выстраивает полотно, разбивая его на части слева направо. И тогда в правой части оказываются положительные ценности, а в левой отрицательные. Движение глаза слева направо заставляет нас увидеть в левой половине начало события, а в правой его итог.

Другой художник выделит вертикальное деление поле картины. И тогда вступают в силу наши представления о верхе и низе в окружающем нас мире. Высокий, низкий или средний горизонт, «цветовая тяжесть» верха или низа полотна, насыщенность иной или иной части фигурами, открытость пространства – все это становиться предметом анализа на символическом уровне.

Нельзя забывать, что сама вертикальная или горизонтальная композиция картины – тоже значимый символ. Иконописные построения разворачиваются по вертикали, а картины Нового времени почти все горизонтальные.

И хотя картина – это обустройство плоскости, художники все время стремятся освоить глубину пространства. Глубина пространства может раскрываться разными способами. И каждый из них символичен. Ближние предметы заслоняют дальние. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, земли – низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Глубина выстраивается с помощью архитектурных сооружений. И архитектура начинает активно влиять на персонажи – возвышать их или придавливать, прятать или выставлять напоказ. [14]

На этом уровне анализа большое значение приобретают цвет и свет в картине.

Известно, что цвета в Древнем мире и Средневековье были четко прикреплены к соответствующим образом, являясь яркими символами. А поскольку в произведении живописи цвет – это главное средство построения живописного мира, то художники даже Нового времени не избегают этого символического влияния. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни. Но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно встраивается грандиозная система мира данного полотна.

Примерные вопросы для анализа произведения на символическом уровне.

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, цвет, куб, купол, арка, свод, шпиль, башня, жест, поза, одежда, ритм, тенор и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

Далее мы поднимаемся на новый уровень осмысления картины. Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, а эмоционально. «Как это здорово и мудро!» – восхищение должно прийти к нам в результате тщательного анализа. Попробуйте мысленно передвигать фигуры в данном формате, гасить одни и выделять другие, и вы увидите, что затрагиваете этим не только выразительность, но и самый смысл картины. На этом этапе картина становится «своей».

Но это идеальная система анализа. В реальности же что-то не выходит, где-то не додумываем, когда-то не успеваем как следует почувствовать. Но хотя бы раз показать ученикам весь процесс анализа, провести их путем понимания мы просто обязаны.

В каждом конкретном произведении мы можем вычленить какой-то один уровень и работать с учениками над ним. Тем более, что любое произведение искусства допускает вполне самостоятельное его бытование на каждом их этих уровней. Более того, в одном произведении явно выделяется сюжетный уровень, в другом – символический.

Для выработки навыков анализа полезно использовать частные приемы: простое описание картины, т.е. того, что на ней в самом деле изображено. Такие описания необычайно помогают сосредотачивать внимание на данном полотне, входить в мир картины; сворачивать содержание.

Здесь учитель просит просто пересказывать изображение, но каждый раз сокращая свой рассказ. В конце концов, рассказ сводится к нескольким скупым фразам, в которых осталось лишь самое главное; выстраивание иерархий.

Здесь учитель вместе с учениками пытается соотнести между собой ценности, предложенные художником, ответить на вопрос: «Что главнее?» – этот прием полезен на всех уровнях; создание «поля» анализа. Часто «открытию» смысла помогает какой-нибудь незначительный факт биографии художника или факт данной культуры. Он переводит наше внимание в иную плоскость. Пускает наши мысли по иному пути. [22, c. 16]

   Вывод: проблема анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства тесно связана с проблемами восприятия как особого вида творческого познания, являющегося важным этапом процесса понимания. Ранние психологические теории восприятия опирались на ассоциативную психологию. Изменения представлений о восприятие произошли после открытия рефлекторной концепции психики И.М. Сеченова и благодаря работам представителей гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка и др.). В трудах перечисленных ученых сформировался новый подход к восприятию, который опирался на рефлексию двигательных процессов. Через характеристику объекта на основе данного подхода разрабатывались теоретические модели восприятия. [25, c. 216]

         Применительно к изобразительному искусству эта теория доказывает, что процесс восприятия зависит не только от уровня подготовленности, общей культуры, ассоциативных способностей и жизненного опыта реципиента. Существуют также и общие закономерности, которые непосредственно не зависят от индивидуальных качеств воспринимающего. Следовательно, одними из основных моментов анализа произведения изобразительного искусства должны стать выделение и систематизация элементарных форм внутри картины, способствующих прояснению «смыслового поля» произведения изобразительного искусства. [15, c.26]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что все методы и средства развития художественного творчества школьником используются вариативно.

Содержание предметной области «Искусство» должно обеспечивать целостное представление обо всех видах искусств и предоставить ребенку возможность овладеть знаниями и практическими умениями.

Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. [8, c. 16]

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.[ 30, c. 100]

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие школьника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе – это основа общего художественного развития ребенка. Именно в этих классах закладывается фундамент – основы художественных представлений, в последующих классах – основы художественного мышления и знаний и основы художественного сознания. [2, c. 14]


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
  2.  Алексеева О., Юдина Н. Интеграция в изобразительном искусстве. // Начальная школа. - 2006. - № 14.
  3.  Бажовская энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 639 с.
  4.  Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 239 с.
  5.  Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. - 631с.
  6.  Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
  7.  Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003. – 176с., ил.
  8.  Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.
  9.  Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.
  10.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 2012.
  11.  Искусство вокруг нас: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2004. – 48с., ил.
  12.  Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса начальной школы. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 142 с., ил.
  13.  Ивлев, С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры [Текст] /С.А. Ивлев. – М., 2005.
  14.  Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]. – М: Арена, 2004.
  15.  Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа. – 2007. – №1.
  16.   Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. – М., 2009.
  17.  Коротеева, Е.И. Искусство и ты. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение. 2005. – 48 с., ил.
  18.  Коротеева, Е.И. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы. / Е.И. Коротеева /Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005. – 114 с , ил.
  19.  Кузин, В.С. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / В.С. Кузин. – М.: Академия, 2007. – 212 с., ил.
  20.  Куревина, О.А. Прекрасное рядом с тобой: учебник для 2 класса. / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. – М.: Баласс, 2004. – 64с., ил.  
  21.  Куревина, О.А. Прекрасное рядом с тобой: учебник- тетрадь по курсу : Синтез искусств для 1 класса. / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. – М.: Баласс, 2005.- 64с., ил.
  22.  Калякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Калякина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с., 16 с. ил.
  23.  Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа. – 2005. – №1.
  24.   Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. – 2005. – №11.
  25.  Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» [Текст]: сб., в помощь учителю. – М.: Фирма МХК, 2010.

    26.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:  

         Художественное развитие ребенка к семье. – М.: Редакция журнала    

         «Искусство в школе», 2005.

    27.Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. —  

         МГПИ, 2002. С. 45

    28.Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»

         (часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2003.

29.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.    

      Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2011.

     30.Русакова Т. Г. Методика преподавания  изобразительного искусства с   

          практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во    

          ОГПУ, 2004.

     31.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

          преподавания в начальной школе. – М., 2007.

 32.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические  

      произведения. М.-Л., 2007.

     33.Сластенин, В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2003.

 34.Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения

      (пути развития). – Л-д, 2012.

Ресурсы Интернета:

http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

http://inf.yspu.org/documents-open/dis/125/auto.pdf

http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_Ch2/1.html

PAGE   \* MERGEFORMAT 34


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32413. Межсетевые экраны (Классификация, основные характеристики основных типов – канального, сеансового, прикладного, экспертного уровня). Особенности и возможности МЭ, рассмотренных на лабораторной работе (Personal Firewall, Kaspersky Antihacker или Internet S 50.9 KB
  Нажатие кнопки dvnced открывает окно для тонкой настройки правила для приложения. Настроек достаточно для создания правила которое сможет решить практически любую задачу для управления доступом приложения в сеть. Следует помнить о том что правила в пакетном фильтре применяются к проходящим пакетам сверху вниз и имеют более высокий приоритет над правилами для приложений. Настроек у каждого правила достаточно много что позволяет создавать такие правила которые решат задачу контроля именно так как это необходимо.
32414. Классификация и показатели защищенности межсетевых экранов согласно руководящему документу ФСТЭК 19.97 KB
  Деление МЭ на соответствующие классы по уровням контроля межсетевых информационных потоков с точки зрения защиты информации необходимо в целях разработки и применения обоснованных и экономически оправданных мер по достижению требуемого уровня защиты информации при взаимодействии сетей ЭВМ АС. Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите информации. Для АС класса 3А 2А в зависимости от важности обрабатываемой информации должны применяться МЭ следующих классов: при обработке информации с грифом...
32415. Понятие VPN и схемы реализации взаимодействия с провайдером 18.46 KB
  VPN – Защищенная виртуальная сеть. Объединение корпоративной сети и отдельных компьютеров через открытую внешнюю сеть в единую виртуальную сеть обеспечивающая безопасность циркулирующих данных называется VPN. VPN используется для решения 3х разных задач: Для реализации связи между офисами компаниями т.
32416. AppLocker 15.11 KB
  При использовании ppLocker можно создать правила разрешающие или запрещающие запуск приложений. Им приходится отвечать в том числе и на такие вопросы: К каким приложениям должен иметь доступ пользователь Каким пользователям нужно разрешить устанавливать новое программное обеспечение Какие версии приложений следует разрешить Как управлять лицензированными приложениями Чтобы решить эти задачи ppLocker позволяет администраторам указать какие пользователи могут запускать конкретные приложения. При помощи средства ppLocker...
32417. Аутентификация пользователей при входе в систему 20.03 KB
  Диспетчер учетной записи возвращает идентификатор безопасности пользователя и групп в который он входит. Если не разрешается сессия уничтожается если разрешается то создается маркер пользователя содержащий группы и привилегии. До начала интерактивной сессии подсистема win32 создает контроль пользователя. При создании нового пользователя с именем ранее удаленного пользователя будет сгенерирован новый шифр и новый пользователь не получит прав старого пользователя.
32418. Законодательная база по ЗИ 20.04 KB
  Требуется лицензирование на деятельность по разработке производству распространению техническому обслуживанию какихлибо средств Оказание услуг в области шифрования на разработку средств защиты информации и т. Лицензию на разработку средств защиты информации выдает ФСТЭК федеральная служба по техническому и экспертному контролю. это совокупность официальных взгядов на цели задачии основные направления обеспечения информационной безопасности в который включены привлечение работы по ЗИ фирм не имеющих соответствующих лицензий по...
32419. Классификация угроз, меры и принципы защиты 17.86 KB
  Снятие информации с компьютерной техники за счет электромагнитных излучений. несанкционированное уничтожение информации. По признаку воздействия на ОС: используется легальный канал получения информации. используется скрытый канал получения информации.
32420. Общие методы шифрования 25.42 KB
  Выделяют 2 направления: Криптография – занимается поиском и исследованием математических методов преобразования информации. Криптоанализ – исследует возможности расшифровки информации без знания ключа. Криптография используется для безопасного хранения и передачи информации а также для установления подлинности передаваемой информации. Все криптопреобразования выполняются над блоками информации определенной длины 32 или 64 бит.
32421. ГОСТ 28147-89 96.08 KB
  При этом одинаковые блоки открытого текста дают при шифровании разные блоки шифротекста. Изменение бита шифротекста на противоположное значение приводит к аналогичному изменению расшифрованного текста что даёт возможность злоумышленнику проводить целенаправленное изменение шифрованного текста без знания ключа. Каждый блок шифротекста зависит от соответствующего предыдущего блока шифротекста гаммирование с зацеплением блоков. При изменении одного бита в шифрованном тексте в соответствующем блоке открытого текста исказится соответствующий...