73260

Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ

Курсовая

Педагогика и дидактика

Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах.

Русский

2014-12-10

80.52 KB

3 чел.

Введение

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к усилению влияния религии на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий. С этой целью представляется целесообразным проанализировать исторический опыт, учесть образовательную практику соперничающих между собой позиций, но фактически утверждающих различные варианты единой стратегии общего религиозного воспитания и просвещения в светской школе.

Вопросы религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, К.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, М.Г. Писманика, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом; решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и т.д.

Цель исследования заключается в изучении и анализе особенностей религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ; выявлении тенденций развития этого направления образования; анализе процесса религиозного воспитания и религиозного просвещения в работе классного руководителя.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

• разграничение понятий религиозного воспитания  и религиозного просвещения для обеспечения соблюдения законодательно утвержденного принципа светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• анализ правовой базы религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации;

• изучение особенностей и выявление форм, методов и средств успешного  преподавания знаний о религии школьникам в современной России;

• изучение трудностей преподавания знаний о религии в работе классного преподавателя.

Объектом исследования выступает проблема преподавания знаний о религии в системе среднего образования; процесс религиозного воспитания школьников в работе преподавателей.

Предметом исследования является выявление форм, методов и средств религиозного воспитания и религиозного просвещения в современной школе; практика реализации религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что религиозное воспитание в школе будет организовано успешно, если:

1) будут учтены особенности социокультурного окружения детей;

2) преподавать данную дисциплину будут компетентные и высококвалифицированные специалисты;

3) будет основываться на традициях духовности;

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической и религиозной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

- анкетирование;

- метод обработки данных

Экспериментальная база: ученики 4 класса средней школы № 37 г. Сыктывкара..

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка проблемы преподавания знаний о религии дает возможность в перспективе создать развернутую целостную государственную концепцию религиозного и религиоведческого образования, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций изменения религиозного и религиоведческого образования. Материалы данной работы могут способствовать принятию оптимальных решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей и органов государственной власти в сфере религиозного и религиоведческого образования. А также выявить необходимые для этого формы, методы и средства на основании  изученных особенностей преподавания знаний о религии.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, 1 приложения. Общий объём работы составляет 28 печатных листов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания и просвещения в системе образования РФ.

§1. Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Молодым людям присущи такие негативные явления, как эгоизм, национальная и религиозная нетерпимость, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, низкий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством.

Целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя знание религии, основанное на философском осмыслении. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом – залог нравственного возрождения всего народа.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами апробации являются:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников  к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

§ 2. Проблемы и трудности введения в общее среднее образование  

     религиоведческих курсов. Возможные способы преодоления трудностей.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его качества, эффективности и доступности. Это предполагает в первую очередь обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами страны. Введение любого нового предмета в школьное образование должно быть обусловлено социальной необходимостью, помогать в решении социальных проблем, устранять «белые пятна» в современном образовании. Какие цели преследует общество, вводя религиоведческие курсы в школьное обучение? С одной стороны, ведущей целью может быть взращивание человека «культуры» - культурологическое образование школьников, ликвидация косности и безграмотности в представлении школьников о значении религии в культуре разных народов, углубление их представлений о роли религии в жизни, быте, искусстве, традициях современных людей. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах. С другой стороны, ведущей целью появления новых школьных предметов может быть культивирование религиозности, а значит и религиозной добродетели, возвращение человеку Бога и возвращение человеку человека, т.е. взращивание «божьего» человека. Реализация этой цели – в богословских курсах.

Камнем преткновения введения в школьное образование религиоведческого курса стал вопрос о его содержании – преподавать религиоведение в виде истории мировых религий или же вводить специальные курсы по основам православия, основам ислама и т.д.? Здесь не столько важно, как называется курс, здесь важно, как понимает преподаватель свою педагогическую цель, что ставит на первое место. Уже несколько лет Министерство образования активно рассматривает вопрос о возможности преподавания религии в школе, однако проблемы существуют, споры не стихают, общественное обсуждение их проходит очень жарко и, увы, недостаточно результативно.

Еще один важный аспект проблемы введения в общее среднее образование религиоведческих курсов: наличие достойных, апробированных программ и учебно-методических комплексов. Это, пожалуй, самое «больное» на сегодняшний день направление в культуроведческом образовании школьников. Предложенные ранее курсы упрекаются в отсутствии должного качества, в некорректном или спорном содержании и в отстаивании самого направления: изучать все религии мира или изучать только православие? Учителя в некоторых регионах страны, составляя собственные программы, опираются на учебные пособия «Религии в России» (А.Е. Кулакова), «История религий» под редакцией А.Н. Сахарова, но изобилия учебников пока нет.

Также существует немаловажная проблема: кто должен преподавать религиоведческие курсы в школе?

Введение в школу религиоведческого курса уже неоспоримо. Но чтобы новый школьный курс прижился и дал те духовно-нравственные ростки, которые от него так все ждут, нужны специалисты, которые смогут грамотно интегрировать новый школьный предмет в современное светское образование. И специалисты эти должны быть не переученные учителя других специальностей, которым до ставки не хватает нескольких часов. Двухнедельные, даже двухмесячные курсы для учителей истории, литературы, музыки и т.д. не могут сделать из них специалистов-культурологов. Только специалисты-культурологи, выпускники университетов, могут непосредственно реализовать духовно-нравственное и культурологическое образование нашего общества.

Как уже было отмечено выше, существует два подхода к религиозному образованию – богословский и культурологический. Первый основан на системе изучения и защиты конкретного религиозного учения. Второй – научный – является особым разделом гуманитарного знания и включает в себя философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии, феноменологию религии. Без сомнения, светская школа должна нести светское образование. Принцип светскости как раз и предполагает, что основным ракурсом изучения должна стать история развития верований человека в культурологическом контексте и преподавание религии не должно носить собственно религиозного характера. Поэтому непосредственное изучение конкретных религий должно претворяться разделом, изучающим назначение и функции религий, принципы классификации религий, основы философии религиозного знания и т.п.

Что дает такой подход к школьному преподаванию? Прежде всего, обогащение молодого человека новыми актуальными знаниями. Важной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование у подрастающего гражданина культуры межнациональной коммуникации, готовности жить в согласии с представителями других верований и взглядов. Религиоведение в этом отношение может стать главной школьной дисциплиной в воспитании толерантной личности. Школьный курс религиоведческого характера должен сглаживать национальное и религиозное противостояние и конфронтацию, взращивать диалоговое отношение между культурами, способствовать гармонизации межнациональных отношений в такой многонациональной  и поликультурной стране, как Россия.

А что же с богословским подходом в образовании школьников? Богословские курсы тоже необходимо вводить, ибо человек в поисках Бога ищет путь к себе. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше по уровню развития подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность, и тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст. В юношеском возрасте человек впервые серьезно начинает осмысливать сущность бытия, смысл жизни, свое предназначение и пр. Ответы на многие эти вопросы направлена давать и дает религия. Поэтому нельзя отказываться и от религиозных курсов: для желающих, факультативно, с согласия родителей, в параллели с религиоведением. Они могут принести пользу и дошкольникам, и в начальной школе, и в среднем звене, и в старших классах.

На сегодняшний день очень важно выработать приемлемую концепцию, разработать альтернативные программы, написать качественные учебники и предложить грамотные апробированные методики изучения. Эта задача такой большой важности, что ее стоит возвести в ранг политических и решать на уровне федеральном.

Государственный стандарт должен предоставить обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а уже на национально-региональном уровне программы будут дополнены и расширены исходя из конфессиональных особенностей проживающих там людей.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать некоторые принципы преподавания религиоведческих дисциплин в российских школах, которые, должны учитываться при выработке стандарта:

1. Поликонфессиональный принцип, позволяющий учащимся знакомиться с разными религиями в пределах одного курса.

2. Территориальный принцип, призванный дать возможности расширения определенной части курса в соответствии с особенностями населения конкретной территории.

3. Принцип толерантности как уважения к чужому мнению, как признак культуры ума человека, как показатель высокого уровня внутриличностного духовного развития.

 

§ 3. Правовые противоречия между религиозным воспитанием и светским характером образования.

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В законодательстве Российской Федерации используются понятия «религиозное образование» и «обучение религии». Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены в ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона устанавливает: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими», «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

При этом обучение религии, как следует из указанного Федерального закона, является одной из форм религиозного образования, т.е. понятие «религиозное образование» шире по объему понятия «обучение религии», хотя иногда эти понятия ошибочно используются как синонимы.

Ответственность за результаты и соблюдение прав ребенка при этом возлагается на государство в лице государственных органов власти и местного самоуправления, органов и учреждений образования и на субъекты исполнения, т.е. на администрацию самих учебных заведений.

Светский характер в содержании образования означает следующее:

• обучение по предметам основного образования осуществляется по государственным стандартам и не имеет целью принудительное приобщение обучаемых к какому-либо религиозному вероучению;

• соблюдается принцип добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, т.е. учащиеся обучаются исключительно на основе собственного осознанного, информированного и добровольного волеизъявления и с добровольного и осознанного согласия их родителей (законных представителей);

• религиозное образование не подменяет собой общегражданское общее или профессиональное образование и не препятствует его реализации;

• осуществляемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиоведческое образование не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов или церемоний, запрещается размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, организация мероприятий религиозного и миссионерского характера;

• образовательный стандарт по учебному предмету религиозного образования должен быть составлен как инвариантный макет (за исключением блоков, содержание которых определено Министерством образования и науки Российской Федерации), используя который представители различных религий могут составить стандарт, отвечающий их потребностям, но реализуемый на основе принципа добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием.

Четкое соблюдение принципа светского характера содержания образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не означает невозможность сотрудничества между различными системами образования, межконфессионального диалога и взаимного обогащения педагогическим опытом. Подобное сотрудничество (в разработке курсов программ, учебников и учебных пособий по истории религий, религиоведения и т.д.) не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Светский характер образования предполагает необходимость широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре, современной жизни мира, отдельных стран и народов. Такие знания будут способствовать повышению уровня культуры, широте кругозора, полноте усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе мировоззренческой, религиозной, национальной терпимости. В государственном образовательном стандарте эти функции выполняет курс «Религиоведение» («Основы религиоведения»), «История мировых религий» и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, культурологическом, философском планах.

ГЛАВА 2.  Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Подготовка, реализация, итоги и трудности процесса реализации. Анализ современного состояния процесса реализации курса в России и Республике Коми.

§ 1. Религиозное воспитание и просвещение в школах РФ. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Идея курса ОРКиСЭ отчасти появилась как реакция на мировоззренческий коллапс школы 1990-х после крушения социализма, когда в школах отказались не только от коммунистической идеологии, но и от воспитания вообще («воспитывать надо дома!»). Через несколько лет стало понятно, что воспитывать в школе — или хотя бы говорить об этике — все-таки надо. Не каждая семья сама с этим справится, и многие дети рискуют вырасти даже без зачаточных представлений о правилах общежития.
          

Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Инициаторами введения курса ОРКиСЭ стали традиционные религиозные организации России. «Основы православной культуры преподаются уже несколько лет, — напомнил заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). — Но сейчас курс “Основы религиозных культур и светской этики” вводится в основной образовательный компонент учебной программы. Преподавание традиционных для России религиозных культур и светской этики обсуждали Святейший Патриарх Кирилл и лидеры традиционных религий на встрече с президентом Медведевым в 2009 году. При Министерстве образования и науки РФ был создан координационный совет, в состав которого вошли представители традиционных религий, участвовавшие в написании учебников, а также светские специалисты, которые писали пособия по основам светской этики и мировым религиям».

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

Светский характер образовательного процесса не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции), такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося. Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, творческие презентации, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.

Преподаваться ОРКиСЭ будет в третьей и четвертой четвертях 4-го класса (всего 36 часов). Аттестация не предусмотрена.  При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

-  социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

-  к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

-  в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

           -  развитие представлений о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

-  воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1)  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2)  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3)  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4)  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

§2.  Подготовка, реализация и итоги реализации курса «Основы религиозных

     культур и светской этики» в государственных общеобразовательных

     учреждениях РФ.

Правительство России в конце 2011 года своим распоряжением утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных школах страны.

Согласно плану мероприятий, с января по март 2012 года, школьники и их родители должны были  определиться с выбором учебного модуля. Как уже было сказано, в новом курсе их шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьникам нужно было выбрать один.

С февраля по август 2012 года педагоги, которые преподают новый предмет, обучались  на курсах повышения квалификации.

Модель подготовки педагогов по курсу ОРКСЭ включает в себя следующие ступени: 1) обучение тьюторов в объеме 72 часов в Москве на базе подведомственных Минобрнауки России институтов повышения квалификации и дополнительного образования; 2) прохождение повышения квалификации на базе региональных институтов повышения квалификации (не менее 72 часов); 3) практическое закрепление материала на базе образовательных учреждений  в регионах - участниках апробации (не менее 24 часов). Таким образом, совокупный объем часов на повышение квалификации преподавателей курса ОРКСЭ, составил более 100 часов лекционной и практической работы в отличие от обычного формата курсов повышения квалификации с объемом не более 72 часов. В ходе подготовки учителей возможно было проведение встреч с представителями религиозных организаций.

В течение всего 2012 года в регионах проходили конференции и семинары по подготовке к введению предмета в школы, а также заработал информационный портал, где размещены методические материалы и оперативная информация по теме.

Основные итоги по уровню готовности регионов:

высокий уровень готовности образовательных учреждений к введению с 1 сентября 2012 года курса ОРКСЭ.

на 01.08.12 прошли повышение квалификации 83,7% учителей ОРКСЭ.

на 01.09.12 обучено 100 % педагогов.

обеспеченность учебниками: учеников – 92%, учителей – 93%.

по полученной оперативной информации на 1 октября педагоги и обучающиеся полностью обеспечены учебно-методическими материалами.

все учителя ознакомлены с нормативно-правовой базой внедрения курса ОРКСЭ .

Прежде чем было принято решение о введении курса ОРКСЭ во всех 83 регионах страны, была произведена апробация данного курса.

Апробация курса проходила в течении 2-х лет в 19 регионах РФ. С сентября 2012 года учебный курс ОРКСЭ ведётся в штатном режиме во всех регионах страны.

Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ 2009-2011 гг.

Участники апробации:

2009-2010 учебный год - 19 субъектов РФ

2010-2011 учебный год - 21 субъект РФ

Таблица 1

Учебный год

Количество школ

Количество учащихся 4-х классов

Количество учителей

2009/2010

9 729

236 545

15 145

2010/2011

9 980

242 902

16 266

Итоги апробации учебного курса 2009-2011 гг.

- Подтверждена эффективность новой интегрированной федерально-региональной модели организации повышения квалификации педкадров, при которой:

- Повышение квалификации осуществлялось на основе гостребований, разработанных Минобрнауки, и в соответствии с подготовленными и скоординированными программами повышения квалификации

- Обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению в режиме апробации курса ОРКСЭ

§ 3. Трудности, возникшие в процессе реализации курса «Основы религиозных

      культур и светской этики»

Вместе с тем в процессе реализации курса ОРКСЭ  в 2009-2012 гг. возникло немало трудностей различного характера, с которыми пришлось столкнуться преподавателям, учащимся и их родителям.

- Недостаточная компетентность администрации ОУ и учителей в представлении курса родителям;

- Проблема собственной культурной идентификации учителей и неоднородности ценностного поля ОУ;

- Недостаток общекультурных и профессиональных компетенций педагогов в области содержания курса и возрастной психологии духовно-нравственного развития личности, в работе с ценностями в образовательном процессе.

- Большая разница в выборе модулей среди учащихся (ОСЭ ~ 40%, ОПК ~ 30%,  ОМРК ~ 20%, остальные ~ 2%);

- Недостаток квалифицированных преподавателей дисциплины (в т.ч. отказ учителей вести предмет ОРКСЭ);

- Неготовность классных руководителей к просветительской работе с родителями (21%)

- Ряд специалистов системы образования на уровне муниципалитетов и школ не видят разницы между религией и религиозной культурой, понимают светское образование как атеистическое.

- Количество «осведомлённых» родителей оказалось выше, чем педагогов. Данный факт опровергает мнение педагогов о тотальном равнодушии родителей к процессам, происходящим в современном образовании. Реальный показатель заинтересованности родителей в изучении ОРКСЭ в 5 раз выше уровня представлений об этой заинтересованности со стороны педагогов и почти в 3 раза – со стороны обучающихся.

- Владение информацией об ОРКСЭ является недостаточной у всех категорий респондентов

Курс "Основы религиозных культур и светской этики” входит в школьную программу как элективный, то есть по выбору. Учащимся 4 класса такой выбор сделать очень трудно, поэтому за 10-11-летнего ребенка этот выбор делает родитель. Во многих регионах предпочтения распределились следующим образом: 42%  родителей  решили, что их ребенок будет изучать основы светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18% - основы мировых религий, основы исламской культуры с помощью родителей выбрали 9% школьников, буддизм – 1%, и менее одного процента учеников слушают курс по основам иудейской культуры.

«Получается, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы - светскую этику и основы мировых религий, - отметил руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. – Таким образом, своим выбором они проголосовали за то, каким должен быть курс»

Одна из причин отсутствия свободы выбора с модулями ОРКСЭ - организационная неразбериха и дефицит квалифицированных учителей.

§ 4. Реакция в обществе на введение нового курса ОРКСЭ в школах РФ.

Введение «религии в школе» в обществе встретили с осторожностью. Есть сомнения на уровне идей и недовольство на уровне реализации. Главных причин недовольства две: обязательность курса и несвобода выбора. В некоторых регионах родителям настоятельно рекомендовали выбрать Основы православной культуры. В Нижнем Новгороде, где за ОПК отдали голос 58 процентов родителей, на местных форумах полно жалоб на то, что школы навязывают родителям этот курс, поскольку преподаватели подготовлены только по этому предмету, либо «чтобы не было разделения в классе».

В других регионах картина ровно обратная. Например, в Санкт-Петербурге ОПК выбрали 9,4 процента семей. Иерей Илия Макаров, зампредседателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии: «В наши руки попадали анкеты, которые раздавались родителям в школах города, где среди пунктов, за которые можно было проголосовать, значились лишь модули “Основы светской этики” и “Основы мировых религиозных культур”. Вариант же ОПК в тех анкетах просто отсутствовал. Во многих школах вообще не проводились родительские собрания, а выбор модулей нового предмета происходил по рекомендации классного руководителя. Поэтому большинство родителей в Петербурге выбрали модуль “Основы мировых религиозных культур”. На наши сигналы в комитет о явных случаях нарушения чиновники закрывали глаза».
         В небольшой школе в Архангельской области введение курса вызвало конфликты среди преподавателей: часы на курс ОРКиСЭ отнимаются от предметов, которые ведут учителя начальных классов, те лишаются денег и не отдают часы. Но сами они при одном-двух классах в параллели физически не могут вести все модули, поэтому выбор родителей ограничен.
          По данным Общественной палаты России на сентябрь этого года, выбора лишили пятую часть всех родителей. «Нас просили выбрать один курс для всего класса: никто не представляет себе — как учить класс, где будет несколько курсов. Все решили выбрать светскую этику. Преподаватели взамен порекомендовали историю религий. Все повозмущались и согласились». «А нас заставили выбрать этику, хотя я хотела ОПК. Объяснили, что наш учитель из-за одного моего ребенка будет обязан пройти курс ОПК, и сколько бы дисциплин ни выбрали, вести все ей одной», — рассказывают родители.
           Родители, если им навязали модуль, которого они не выбирали, могут обратиться  в Департамент образования с заявлением о несоблюдении прав учащихся, со ссылкой на приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов». Если семья выберет для ребенка другой модуль, он имеет право поменять группу.

По мнению члена Общественного совета при Минобрнауки Алексея Венедиктова, новый курс не решает главной задачи, о которой говорилось, когда эксперимент только начинался: воспитание толерантности. "Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие.

Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам других конфессий. Чтобы даже выбравший, к примеру, буддизм, все равно в конце обучения получал представление и о других традициях. Многие члены Общественного совета его поддержали и отразили эту мысль в рекомендациях.

С мнением А. Венедиктова солидарны и многие родители учащихся. Они уверены, что нельзя разделять детей в классе по религиозным предпочтениям родителей,  что это приведет к разобщенности класса. По их мнению, целесообразнее приводить общие примеры из разных религий, тогда это будет воспитывать терпимость по отношению к другим народам. Многие родители уверены, что преподавать такой курс в 4 классе слишком рано.

Остается еще один острый момент. Курс сделан так, что первую часть учащиеся проходят в конце 4-го класса, а вторую - в первой четверти пятого класса. В четвертом им преподает педагог начальной школы, которому они научились доверять за 4 первых школьных года. А в 5-м на урок приходит уже новый учитель - предметник из основной школы. Каникулярный перерыв в три месяца и новый преподаватель второй части курса могут отрицательно сказаться на восприятии предмета.

Тем временем, на странице "Российской газеты" пользователи активно отвечают на вопрос, какой курс из шести предложенных в рамках нового предмета они бы выбрали для своего ребенка. Только за два последних дня мы получили уже около 2 тысяч ответов. Почти 47 процентов из них - за то, чтобы дети в школе узнавали об истории мировых религий в целом или об основах светской этики. 29 процентов - за основы православия, 6,5 процентов - за ислам, 4 процента - за буддизм, почти 1 процент набирает иудаизм. А 14 процентам подписчиков нашей странички такой предмет вообще не нужен.

Выводы по теоретической части

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 3. Анкетирование как метод исследования.  Проведение анкетирования, результаты исследования. Анализ программ курса «Основы православной культуры» и курса «Основы светской этики».

§1. Анкетирование как метод исследования. Проведение анкетирования, результаты исследования.

С целью выявления отношения родителей и учащихся к курсу, а также влияния курса ОРКСЭ на школьников  в данной курсовой работе применялись следующие методы исследования: анкетирование, метод обработки данных.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых опрашиваемым приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Метод обработки данных включает в себя количественные (статистический обсчет, ранжирование, шкалирование) и качественные (систематизацию, группировки, структурный анализ, синтез и обобщение, сравнение, типологизацию) методы. На заключительном этапе исследования производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний.

В ноябре 2012 года в средней школе №37 г. Сыктывкара, Эжвинского района проводился  опрос родителей и учащихся 4 класса. Целью опроса было выявление отношения родителей и учащихся к новому предмету, а также влияния курса ОРКСЭ на школьников. Опросы проводились по всем выбранным в классе модулям.

В связи с тем, что большинство родителей выбрали для своих детей модули «Основы православной культуры»  и «Основы светской этики», в данной исследовательской работе проведено исследование и представлены результаты опроса по модулю «Основы православной культуры».

В Приложении 1 представлены образцы опроса родителей и учащихся.

Итоги анкетирования учащихся на промежуточном этапе изучения курса

1. Распределение модулей:

  1.  Основы православной культуры ~ 40%
  2.  Основы светской этики ~ 35%
  3.  Основы мировых религий ~ 20%
  4.  Остальные модули ~ 5%

2. 90% ребят понятны тексты учебного пособия по модулю.

3.  80% учащихся нравится новый предмет.

4. 75% ребят обсуждают с родителями темы, пройденные на уроке

5. 65% хотели бы дальше изучать предмет ОРКСЭ

Итоги анкетирования родителей на промежуточном этапе изучения курса:

- 80% опрошенных родителей узнали о введении курса на родительском собрании;

- 95% родителей понятны цели и задачи курса ОРКСЭ;

- 64% разделяют цели и задачи курса;

-82% удовлетворены объемом и содержанием выбранного модуля;

- 77% родителей считают, что курс детям нравится;

- 90% родителей положительно относятся к новому курсу,

- 54% родителей считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка;

- 70% родителей считают полезным изучение курса;

- 49% родителей обсуждают со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса;

- 41% родителей изучали материал, помещенный в книге для родителей.

- 30% родителей замечают, что их ребенок стал лучше относиться к бабушке, дедушке, сестрёнке, брату после посещения предмета; 26% - стал больше помогать по дому;

23% - стал прислушиваться к замечаниям старших; 21% - стал более отзывчивым.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом новый курс ОРКСЭ интересен и полезен учащимся и не вызывает противоречий. Большинству родителей понятны цели и задачи курса, они положительно к нему относятся. Также многие родители отмечают благотворное влияние нового предмета на своих детей, что является очень важным и положительным моментом обучения.

§2. Анализ программы курса «Основы православной культуры.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» - помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами и организуется на обычных государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных пособий и т. д.

Курс не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере, не включает обряды, таинства.

Ученики либо их родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Обучение проводится по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры» А. В. Кураева. С 2008—2009 учебного года проводится Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».

Выводы по практической части

Информация, полученная в результате проведенного опроса учеников и их родителей, позволяет сделать вывод о том, что курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью. Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно.

Особый интерес вызывает преподавание следующих модулей: «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религий».

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что его изучение привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи, а также благотворно влияет на воспитание детей.

Подавляющее число педагогов отмечает, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями, задают волнующие их вопросы, обсуждают услышанное на уроках с родителями. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

Благодаря практическому знакомству с содержанием курса, имеющим культурологическую и нравственно-воспитательную направленность, доля родителей, проявляющих настороженное или резко отрицательное отношение к введению его в учебный план школы, сократилась в несколько раз по сравнению с ситуацией, предшествовавшей началу апробации.
           Проявлению положительной динамики также способствует:

  1.  освещение результатов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в электронных и печатных СМИ;
  2.  работа региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений;
  3.  привлечение представителей различных конфессий и общественных организаций к обсуждению особенностей преподавания курса;
  4.  систематическая просветительская работа с родителями учащихся и представителями общественных организаций.

Заключение

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Современный этап развития общественного воспитания в российской школе характеризуется возвращением в педагогическую практику духовно-нравственного воспитания школьников на основе ценностей и культуры традиционных российских религий. Такая практика развивалась в регионах с начала 1990-х гг., а в последнее время вышла на федеральный уровень.

Формирование российской гражданской идентичности на отечественной, российской культурно-исторической основе — общая цель духовно-нравственного образования в российской школе, какой бы предмет или модуль духовно-нравственной направленности по выбору не изучал школьник. Так может пониматься общая цель введения предметной области по религии и этике или по основам духовно-нравственной культуры народов России. А содержание, состав этой предметной области духовно-нравственного образования должен обеспечить учет многообразия (мировоззренческого, культурного, этнического, религиозного) в рамках нашей общей российской культурной идентичности.

Также нельзя забывать о том, что в воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся сделает этот процесс малопродуктивным.

Новый, нравственно-ориентированный предмет ОРКСЭ открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Свободное и добровольное изучение традиционных религий народов России в государственной и муниципальной школе в действительности не противоречит, а способствует восстановлению жизнеспособности и единства российского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Аскарова, Г. Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе/ Г. Б. Аскарова // Педагогика. - 2005. - N 1. - С. 37-44

2.. «Основы православной культуры», А.В. Кураев, учебник для 4-5 классов, 2010 г.

3. Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика – М.: Юнита, 2000.

4. Волосникова, Л. М. Нравственно-мировоззренческая функция образования: конституционно- правовые аспекты/ Л. М. Волосникова, И. А. Тарасевич // Журнал российского права. - 2006. - N 8. - С. 84-93

5. Метлик, И. В. Светский характер образования в государственной школе/ Метлик И. В. // Образование. - 2004. - N 7. - С. 25-45

6. Елисеев Г. А. История религий. 10—11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М., Дрофа. 1997.

7. Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996.

8. Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.

9. Православие, современное образование и культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996.

10.. Интернет ресурсы:

http://www.orkce.ru/node/462

http://www.apkpro.ru/content/view/3550/114/

http://www.wikipedia.org/wiki

http://erahturschool.narod2.ru/

http://mo.mosreg.ru/ork_mat/3075.html

Приложение 1

Анкета для учащегося 4 класса, изучающего курс ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

1. Какой модуль курса ОРКСЭ ты изучаешь?

Напиши_________________________________________________________

2. Понятны ли тебе тексты учебного пособия? (подчеркни)

Да, всё понятно.

Не всё понятно.

3. Нравится ли тебе новый предмет? (подчеркни)

Да, нравится.

Нет, не нравится.

Пока не могу сказать.

4. Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, братьями, сёстрами изученные темы на уроках? (подчеркни)

Да, всегда.

Иногда.

Нет.

5. Хотел(а) бы дальше изучать предмет ОРКСЭ?

Да. Нет.  (подчеркни)

 Анкета для родителей учащихся 4 класса средней школы № 37 г.Сыктывкара

1. Вы узнали о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) из:

  1.  СМИ
  2.  интернет-источников
  3.  на родительском собрании
  4.  другое

2. Вам понятны цели и задачи курса ОРКСЭ:

  1.  да
  2.  нет
  3.  другое

3. Разделяете ли вы цели и задачи курса ОРКСЭ:

  1.  да
  2.  нет
  3.  затрудняюсь ответить

4. Удовлетворены ли Вы объемом и содержанием выбранного модуля?

  1.  Да
  2.  нет
  3.  затрудняюсь ответить

5 Удовлетворены ли Вы ведением курса ОРКСЭ в целом?

  1.  Да
  2.  нет
  3.  затрудняюсь ответить

6. Изучали ли вы материал, помещенный в книге для родителей?

  1.  Да
  2.  Нет
  3.  Затрудняюсь ответить

6. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку полезно изучение курса?

  1.  Да
  2.  нет
  3.  затрудняюсь ответить

7. Соответствует ли данный курс взглядам, потребностям и интересам вашего ребёнка?

  1.  Да
  2.  Нет
  3.  Затрудняюсь ответить

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

  1.  Да
  2.  Нет
  3.  Иногда

8.  Какие изменения в поведении своего ребенка вы заметили в ходе изучения курса ОРКСЭ?

  1.  стал лучше относиться к бабушке, дедушке, сестрёнке, брату – 22ч., 30 %
  2.  стал прислушиваться к замечаниям старших - 17ч., 23 %
  3.  стал больше помогать по дому – 19ч., 26 %
  4.  стал более отзывчивым – 16ч., 21 %

9. Как, по вашему мнению, повлияет изучение этого предмета на ситуацию в обществе – увеличится ли согласие, понимание и уважение к ценностям других?

  1.  да
  2.  все останется без изменений
  3.  другое мнение

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81595. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 150.5 KB
  В современной российской социальной психологии существует множество исследований по проблеме социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности человека трудом, однако, данная проблема практически не исследована в первичных трудовых коллективах медицинских работников.
81596. Контроль сформованості граматичних навичок англійської мови учнів початкової школи за допомогою комп’ютерних технологій 264.5 KB
  Мета роботи полягає в розробці та оптимізації серії вправ з контролю сформованості граматичних навичок за допомогою комп’ютерних технологій. Для досягнення поставленої мети передбачається вирішити наступні задачі: виявлення психологічних особливостей молодших школярів, які необхідно враховувати...
81597. Русская военая проза и ее литературные традиции 362 KB
  Предметом нашего научного исследования являются: специфика авторского восприятия войны в том числе локальной образ современного молодого человека на войне классификация военной прозы и литературные традиции в военной прозе конца XX начала XXI вв.
81598. Визуализация семантического анализа текстов 4.68 MB
  Основная часть ранних работ в области представления знаний, то есть науки о том, как преобразовать знания в такую форму, с которой может легко оперировать компьютер, была привязана к языку и подпитывалась исследованиями в области лингвистики, которые, в свою очередь, основывались на...
81599. Оценка защищённости практической квантово-криптографической системы на основе волоконно-оптических линий связи от несанкционированного доступа 350 KB
  В данной работе исследуется новая стратегия несанкционированного доступа к квантово-криптографическим системам, исключающая необходимость прямого взаимодействия с передаваемыми квантовыми состояниями.
81600. Создание метода сравнения изображений, обеспечиющего правильные результаты для любого монитора 796.5 KB
  Изображения приходится сравнивать в системах распознавания образов. Это может потребоваться при обработке запросов к базам данных содержащим изображения при синтезе изображений по геометрической модели так называемый рендеринг для автоматического управления этим процессом.
81601. Организация взаимодействия трехмерного редактора и визуализатора на основе трассировки лучей 4.71 MB
  Данная дипломная работа заключается в организации взаимодействия трехмерного редактора и визуализатора на основе трассировки лучей путем добавления в визуализатор возможности импорта информации о трехмерной сцене из XML-файлов и написания программы-модуля для трехмерного редактора...
81602. Исследование характеристик позиционно чувствительного нейтронного детектора на пучках релятивистских протонов 5.41 MB
  В работе описан созданный для эксперимента FLINT позиционно чувствительный детектор. FLINT – эксперимент о поиску флуктон-флуктонного взаимодействия проводимый с 2006 года по настоящее время в ИТЭФ. Основной задачей эксперимента является изучение плотной холодной ядерной материи.
81603. Разработка проекта реконструкции системы электроснабжения промышленного предприятия (Улан-Удэнский авиационный завод) 12.39 MB
  В данном дипломном проекте решаются различные вопросы такие как: определение токов короткого замыкания расчет релейной защиты и автоматики определяются потери мощности и электроэнергии рассматриваются показатели качества электрической энергии.