73269

Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Понятие АИС, освещение этапов (сбор требований к АИС, концептуальное проектирование, логическое проектирование, физическое проектирование), применяемого подхода к разработке АИС и др. Также должна быть изложена разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования с помощью СУБД MicrosoftAccess

Русский

2014-12-10

1.4 MB

51 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

2013-2014 учебный год

Кафедра информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Базы данных»

Тема: Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней

Выполнил студент

физико-математического факультета

направления подготовки

«Прикладная математика и информатика»

очной формы обучения

2 курса, группы ПМб-12

Кашапов Ильяс Гандалифович

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры информатики

МалежиковаАйна Александровна

Петропавловск-Камчатский

2014


ФГБОУ ВПО «КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ВИТУСА БЕРИНГА»

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

У Т В Е Р Ж Д А Ю

И.о.зав. кафедрой информатики

_____________А.Е. Рязанцев

«___»___________20__ г.

ЗАДАНИЕ

к курсовой работе

студента 2 курса физико-математического факультета, группы ПМб-12

Кашапова Ильяса Гандалифовича

Тема курсовой работы: «Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней».

Исходные данные

Исходные данные для практической реализации автоматизированной информационной системы (АИС) берутся из различных информационных источников (Интернет-ресурсы, печатные издания, периодика и др.). Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в Положение о курсовых работах в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.

Требования к содержанию

Курсовая работа состоит из 3 глав. Первая глава должна содержать понятие АИС, освещение этапов (сбор требований к АИС, концептуальное проектирование, логическое проектирование, физическое проектирование), применяемого подхода к разработке АИС и др. Также должна быть изложена разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования с помощью СУБД MicrosoftAccess. Во второй главе необходимо описать общие принципы разработки внешнего приложения к АИС в среде BorlandDelphi 7, раскрыть процесс разработки внешнего приложения к автоматизированной информационной системе. В третьей главе представить руководство пользователя внешнего приложения.

Перечень графического материала

ER-диаграмма, схема данных, таблицы, формы, запросы, отчеты, иллюстрации компонентов Delphi, запросов и таблиц в Delphi.

Рекомендуемая литература

  1.  Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х кн. 1 кн.: Локальные базы данных. Учебник. – М.: Инфра-М; Форум, 2011. – 352 с.
  2.  Агальцов В.П. Базы данных. В 2 кн. Кн. 2. Распределенные и удаленные базы данных. Учебник. – М.: Инфра-М, Форум, 2013. – 272 с.
  3.  Астахова И.Ф., Толстобров А.П., Мельников В.М., Фертиков В.В. СУБД. Язык SQL в примерах и задачах. – М.: Физматлит, 2009. – 168 с.
  4.  Ачкасов В.Ю. Программирование баз данных в Delphi. – С.: СамГТУ, 2010. – 255 с.
  5.  Баженова И.Ю. Основы проектирования приложений баз данных. Учебное пособие. – М.: ИНТУИТ, 2009. – 325 с.
  6.  Дейт К. Дж. SQL и реляционная теория. Как грамотно писать код на SQL. пер. с англ. Слинкина А. – СПб.: Символ-Плюс, 2010. - 480 с.
  7.  Епанешников А. М., Епанешников В.А. Практика создания приложений в Access 2007. – М.: Диалог-МИФИ, 2009. - 440 с.
  8.  Илюшечкин В.М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 213 с.
  9.  Карпова И. П. Базы данных. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с.
  10.   Киселев А. В., Смирнов С. Н. Практикум по работе с базами данных. – М.: Гелиос АРВ, 2012. – 160 с.

Требования к этапам и срокам выполнения

Курсовая работа выполняется по этапам и в сроки указанные в календарном плане

Задание выдано            “18” февраля 2014 г.

Срок сдачи работы       “29” мая 2014 г.


Руководитель курсовой работы                                  

Старший преподаватель

кафедры информатики      _______________    А.А. Малежикова

“18” февраля 2014 г.

Задание принял к исполнению

Студент гр.  ПМб-12       ____________________         И.Г. Кашапов

                 “18” февраля 2014 г.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН/ОТЧЕТ

выполнения курсовой работы

№ этапа

Название этапа

Срок

по плану

Срок

по факту

Подпись руководителя

1

Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования с помощью СУБД MicrosoftAccess.

18.03.

2014

2

Разработка внешнего приложения в системе программирования BorlandDelphi 7 к автоматизированной информационной системе по учету сетевого и компьютерного оборудования.

21.04.

2014

3

Руководство пользователя.

19.05.

2014

4

Сдача работы на кафедру.

29.05.

2014

5

Защита курсовой работы.

24.06.

2014

Руководитель курсовой работы                                  

Старший преподаватель

кафедры информатики  ___________   А.А. Малежикова

“18” февраля 2014 г.

Содержание

[1] Содержание

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3]
2 Проектирование реляционной базы данных

[3.1] 2.1 Описание сущностей

[3.2] 2.2 Описание связей

[3.3] 2.3 ER-диаграмма

[3.4] 2.4 Определение таблиц, которые должна содержать база данных

[3.4.1] 2.4.1 Определение необходимых в таблице полей

[3.4.2] 2.4.2 Описание таблиц и схемы базы данных

[3.5] 2.5. Запросы

[3.6] 2.6 Отчёты

[4]
3 Проектирование клиентского приложения

[4.1] 3.1 Требования к техническому обеспечению разрабатываемого
программного продукта

[4.2] 3.2 Описание процесса разработки внешнего приложения

[4.3] 3.3 Инструкция по эксплуатации базы данных и приложения

[5] СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[6] ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во многих организациях существует развитый парк компьютерной техники. В основном это немаленький, а главное постоянно растущий парк с большим числом компьютеров. Каждый компьютер имеет множество элементов (видеокарта, процессор, оперативная память и т.д.) и периферийных устройств. Нередко за все компьютерное хозяйство в организации отвечает один или несколько человек – системные администраторы. Помимо всего прочего, в их обязанности входит и учет компьютерного оборудования предприятия. Однако, если компьютеров много, а времени на постоянный учет оборудования в журнале (в том числе и в электронном) мало, то через некоторое время администратор сам не сможет сказать, почему сетевая плата из компьютера начальника отдела маркетинга была переставлена в компьютер главного бухгалтера, и по какой накладной был куплен дополнительный DVD-ROM для компьютера директора. Кроме того, бухгалтер, отвечающий за учет материалов и оборудования, захочет узнать направление и цели перемещения всех плат и устройств, так как они все имеют разную цену и, возможно, куплены по разным документам.

Базы данных играют важную роль в нашей жизни. Любое количество идентичных данных можно скомпоновать и представить в упорядоченном и удобном для обработки виде. Эту функцию и выполняют базы данных.

Любой современной организации, предприятию необходима база данных, удовлетворяющая те или иные потребности по хранению, управлению и администрированию данных.

В данной курсовой работе рассмотрена автоматизированная информационная система организации, предметной областью которой является ведение учета сетевого и компьютерного оборудования.

Для автоматизации процесса и обеспечения удобства пользователя было создано приложение, позволяющее вести полноценный учет оборудования, использующегося на предприятии.

Системы управления базами данных (СУБД) становятся наиболее популярным средством обработки табличной информации. Они являются инструментальным средством проектирования баз данных при обработке больших объемов информации.

СУБД реляционного типа являются наиболее распространенным на всех классах ЭВМ, а на ПК занимают доминирующее положение. СУБД позволяет структурировать, систематизировать и организовать данные для их компьютерного хранения и обработки.

Объект исследования – разработка автоматизированных информационных систем.

В данной курсовой работе разрабатывается база данных автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнее приложение к ней, что и является предметом исследования.

Целью курсовой работы является создание автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней.

Задачи работы:

  •  анализ предметной области;
  •  построение концептуальной, логической и физической моделей;
  •  проектирование структуры базы данных;
  •  разработка приложения.

В качестве среды разработки использовались MicrosoftAccess 2007 и Borland Delphi 7.

Методы исследования: Анализ используемой литературы, внешнего приложения и знание теоретического материала.

1 Описание предметной области

Информационной системой называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств, предназначенных для автоматизации накопления и обработки информации. В информационной системе полученные данные либо отправляются на хранение, либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.

В свою очередь, автоматизированная система — это организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для регулярной обработки данных при решении задачи. Если автоматизируемый процесс связан в основном с обработкой информации, то такая система называется автоматизированной информационной системой.

Итак, автоматизированная информационная система — это совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

В случае правильной автоматизации данных, такие информационные системы упрощают принятие решений и уменьшают время, требуемое для решения задач любого уровня. Таким образом, они позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования компьютерных средств и технологий [7].

Основным назначением информационных систем является оперативное обеспечение пользователя информацией о внешнем мире путем реализации вопросно-ответного отношения. Вопросно-ответные отношения, получая интерпретацию во внешнем мире (мире вне информационной системы), позволяют выделить для информационной системы определенный его фрагмент - предметную область, - который будет воплощен в автоматизированной информационной системе. Информация о внешнем мире представляется в информационной системе (ИС) в форме данных. Это ограничивает возможности смысловой интерпретации информации и конкретизирует семантику ее представления в ИС. Совокупность этих выделенных для ИС данных, связей между ними и операций над ними образует информационную и функциональную модели предметной области, описывающие ее состояние с определенной точностью [9].

Важно понимать, что информационная и функциональная модели предметной области создаются на этапе анализа требований к базе данных и не содержат предположений о технологии реализации базы данных. Они строятся независимо от выбираемой модели данных (сетевой, иерархической, реляционной, объектно-ориентированной, многомерной и т.д.), поддерживаемой СУБД, модели вычислений, программно-аппаратной платформы для базы данных. Информационная и функциональная модели предметной области являются входными данными для процесса проектирования базы данных. Поэтому проектировщик должен уметь правильно интерпретировать их в ходе решения своих проектных задач.

Предметная область - это целенаправленная первичная трансформация картины внешнего мира в некоторую умозрительную картину, определенная часть которой фиксируется в ИС в качестве алгоритмической модели фрагмента действительности [10].

В условиях современной экономики, и особенно в период экономического кризиса, все большее значение приобретает учет оборудования и инвентаря на предприятии. Эффективный контроль состояния оборудования дает информацию о степени изношенности, позволяет принять решения по замене оборудования, ремонту либо продлению его срока службы. Очень важным является анализ и планирование проведения технического обслуживания и ремонта оборудования по его состоянию, а не по графику.

При разработке базы данных по учету сетевого и компьютерного оборудования было проведено исследование предметной области, в которой основными операциями являются операции по учету оборудования.

В рамках данной курсовой работы была разработана база данных по учету сетевого и компьютерного оборудования. Для автоматизации, функциональности и простоты управления рабочим процессом все данные отображаются на формах. Администратор предприятия имеет возможность просмотра и модификации всей информации базы данных. В спроектированной базе данных (БД) хранится информация об оборудовании предприятия и ведется его учет.

Администратор предприятия может добавлять, удалять, редактировать список оборудования (как сетевого, так и компьютерного), просматривать список оборудования в конкретном отделе предприятия, вести учет и организовывать передвижение оборудования на предприятии, просматривать и оценивать стоимость всего оборудования и др. [1].

1.1. Понятие автоматизированной информационной системы

Информационной системой называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств, предназначенных для автоматизации накопления и обработки информации. В информационной системе полученные данные либо отправляются на хранение, либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.

В свою очередь, автоматизированная система — это организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для регулярной обработки данных при решении задачи. Если автоматизируемый процесс связан в основном с обработкой информации, то такая система называется автоматизированной информационной системой.

Итак, автоматизированная информационная система — это совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

В случае правильной автоматизации данных, такие информационные системы упрощают принятие решений и уменьшают время, требуемое для решения задач любого уровня. Таким образом, они позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования компьютерных средств и технологий [21].

Цель работы: Построить автоматизированную информационную систему по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнее приложение к ней.

Работа включает следующие задачи:

  •  Анализ предметной области;
  •  Создание ER-диаграммы;
  •  Построение концептуальной, логической и физической моделей;
  •  Проектирование структуры базы данных;
  •  Создание внешнего приложения в Delphi 7;
  •  Теоретическое обоснование и анализ приложения;
  •  Анализ литературы;
  •  Изложение материала;
  •  Сделать вывод;

Гипотеза: применение данной автоматизированной информационной системы позволит сократить время поиска нужной информации, облегчит обработку данных.

1.2 Описание входных документов

При разработке сетевой базы данных «Учет сетевого и компьютерного оборудования» было проведено обследование предметной области. В результате в базе данных используются следующие входные документы:

  •  Таблица «Оборудование»;
  •  Таблица «Склад»;
  •  Таблица «Сотрудники»;
  •  Таблица «Поставщики»;
  •  Таблица «Категории».

1.3 Описание выходных документов 

Для вывода информации на экран были разработаны специальные отчёты, которые упрощающие работу с записями таблиц базы данных.

Данная база данных предоставляет возможность просмотр интересующей информации в специальных отчётах.

1.4 Требования к программному обеспечению

Использовались программы:

1. Microsoft Access 2002 - 2003 - так как этот программный продукт рассчитан как на начинающего, так и на квалифицированного пользователя и является бесплатным.

2.  Borland Delphi 7 – так как эта среда программирования довольно проста и у нее много возможностей.


2 Проектирование реляционной базы данных

2.1 Описание сущностей

Сущность (объектное множество, таблица) – абстракция реального или виртуального объекта, процесса, явления, о котором необходимо собирать и хранить информацию.

В ходе выполнения данной курсовой работы были спроектированы следующие сущности: «Сотрудники», «Склад», «Оборудование», «Поставщик», «Категории».

Атрибут (реквизит) – поименованная характеристика сущности, которая описывает, моделирует или идентифицирует сущность [2].

В результате изучения предметной области и проектирования базы данных был составлен следующий список атрибутов сущностей (подчеркиванием выделены ключевые атрибуты):

  1.  Сущность «Сотрудники»:
    •  Код.
    •  ФИО.
    •  Паспортные данные.
    •  Должность.
    •  Номер телефона.
    •  Зарплата.
    •  Адрес.
  2.  Сущность «Склад»:
  •  Код.
  •  Телефонный номер.
  •  Адрес.

  1.  Сущность «Оборудование»:
  •  Код.
  •  Название.
  •  Количество.
  •  Изготовитель.
  •  Категории.
  1.  Сущность «Поставщик»:
  •  Код.
  •  Наименование поставщика.
  •  Номер телефона.
  •  Адрес.
  1.  Сущность «Категории»:
  •  Код.
  •  Название категории.

2.2 Описание связей

Типы связей:

Для графического отображения инфологической (концептуальной) модели разработан специальный язык ER-диаграмм (Entity-Relationship, т.е. сущность-связь). Между двумя сущностями можно установить следующие типы связей:

  1.  Связь «один-к-одному». В произвольный момент времени каждому экземпляру одной сущности будет соответствовать один экземпляр второй сущности (или отсутствовать экземпляр второй сущности).
  2.  Связь «один-ко-многим». В произвольный момент времени каждому экземпляру одной сущности будет соответствовать один или несколько экземпляров второй сущности (или отсутствовать экземпляр второй сущности). Например, каждый поставщик (сущность А) поставляет в магазин несколько наименований (сущность Б) товаров, или одно наименование товара, или не поставляет товаров.
  3.  Связь «многие-к-одному». Этот тип связи имеет больше теоретическое значение, нежели практическое, и является зеркальным отображением связи «один-ко-многим».
  4.  Связь «многие-ко-многим». В произвольный момент времени нескольким экземплярам одной сущности будет соответствовать несколько экземпляров второй сущности (или отсутствовать экземпляр второй сущности). Например, продавцы-тезки (сущность А) обслуживают покупателей-тезок (сущность Б). Тип связи «многие-ко-многим» носит избыточный характер, т.е. и первая, и вторая сущности имеют множественные повторяющиеся атрибуты.  Магазин несколько наименований (сущность Б) товаров, или одно наименование товара, или не поставляет товаров [3].

Между сущностями спроектированной БД можно установить три типа связи «один–ко–многим» и один тип «многие–ко–многим» (таблица 1):

  1.  На складе работают сотрудники.
    1.  На складе хранится какое-то определенное количество оборудования.
    2.  Какое-то количество оборудования относится к определенной категории.
    3.  Оборудование заказывается у поставщиков.

Таблица1 – Классификация связей в БД по учету сетевого и компьютерного оборудования

№ связи

Родительская таблица

Дочерняя таблица

Тип связи

1

Сотрудники

Склад

1:М

2

Склад

Оборудование

1:М

3

Категории

Оборудование

1:М

4

Оборудование

Поставщик

М:М

2.3 ER-диаграмма

Модель «сущность-связь» (ER-модель) (англ. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA entity-relationshipmodel, ERM) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области [4].

ER-модель используется при высокоуровневом (концептуальном) проектирование баз данных. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями.

Во время проектирования баз данных происходит преобразование ER-модели в конкретную схему базы данных на основе выбранной модели данных (реляционной, объектной, сетевой или др.).

ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма сущность-связь (ER-диаграмма).

Модель «сущность – связь» (МСС) (entity – relationdiagram) является неформальной моделью предметной области и используется на этапе инфологического проектирования БД. Моделируются объекты предметной области и их взаимоотношения [5].

В данной курсовой работе представлена модель «сущность – связь» для реляционной базы данных по учету сетевого и компьютерного оборудования (Приложение Б).

2.4 Определение таблиц, которые должна содержать база данных

Определение необходимых в базе данных таблиц может оказаться самым непростым этапом процесса проектирования базы данных, поскольку результаты, которые должна выдавать база данных — отчеты, формы и т.п. — не всегда дают полное представление о структуре таблиц, по которым они создаются. Для проектирования таблиц вовсе не обязательно использовать Microsoft Access. Сначала лучше разработать структуру на бумаге. При разработке таблиц рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:1) Сведения не должны дублироваться в таблице или между таблицами. В этом отношении таблицы в реляционной базе данных отличаются от таблиц в приложениях, работающих с таблицами в текстовом формате, таких как редакторы электронных таблиц. Данные, хранящиеся только в одной таблице, обновляются только в этой таблице. Это более эффективно и, кроме того, исключает возможность дублирования записей, содержащих разные сведения. Например, адрес и номер телефона каждого клиента достаточно сохранить один раз, в одной таблице.2) Каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему. Когда каждая таблица содержит сведения только по одной теме, со сведениями по каждой теме можно работать независимо от остальных тем. Например, адрес клиента хранится отдельно от заказов этого клиента, что позволяет удалить один запрос, сохранив сведения о клиенте. В данной базе данных содержится семь таблиц: жилищная организация, жилой дом, квартира, жильцы, информация о жильцах, услуга, информация о выполненной услуге. [22]

2.4.1 Определение необходимых в таблице полей

Каждая таблица содержит сведения по конкретной теме, а каждое поле в таблице содержит конкретный факт по теме таблицы. Например, таблица «Сотрудники» содержит поля ФИО, паспортные данные и т.д., а конкретный факт это конкретный человек, например, Иванов Иван Иванович.

При составлении полей для каждой таблице необходимо учитывать следующие основные принципы:

· Каждое поле должно быть связано с темой таблицы;

· Таблица должна содержать все необходимые сведения;

· Данные следует разбить на наименьшие логические единицы.

2.4.2 Описание таблиц и схемы базы данных

В данной базе данных «Учет сетевого и компьютерного оборудования», были созданы следующие таблицы:

  •  Таблица «Оборудование»;
  •  Таблица «Склад»;
  •  Таблица «Сотрудники»;
  •  Таблица «Поставщики»;

Объясню почему я назвал таблицы именно так:

И так начнём. Есть склад, на котором храниться сетевое и компьютерное оборудование, на этом складе работают люди(сотрудники), которые ведут учёт оборудования и договариваются с различными поставщиками о сделке.

В (Приложение В) показаны таблицы и схема данных данной базы данных.

2.5. Запросы

Запросы представляют собой специальным образом описанное требование, определяющее состав производимых над базой данных операций по выборке, удалению или модификации хранимых данных [3].

В ходе работы были созданы следующие запросы (Приложение Г):

  1.  Запрос на выборку.
  2.  Запрос «Поставщики».
  3.  SQL - запрос.
    1.  Запрос «На выборку»

Так как на складе нужно упорядочивать оборудование по изготовителю, был создан запрос на выборку, в котором мы из таблицы «Оборудование» выбрали поле «Изготовитель».

                                    2. Запрос «Поставщики»

Так как заказ оборудования постоянен и не совсем удобно из полной таблицы просматривать телефонные номера того или иного поставщика был сделан запрос в котором мы из таблицы «Поставщики» выбрали столбцы «Номер телефона» и «Наименование поставщика».

                3. Запрос «SQL»

Так как после закупки оборудования следует его настроить, этим занимаются специалисты по настройке оборудования и в данном SQL – запросе было создано условие в котором выбирались только специалисты по настройке оборудования из таблицы «Сотрудники».

2.6 Отчёты

Отчет – это форматированное представление данных, которое выводится на экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных [7].

В ходе работы были созданы следующие отчёты (Приложение Д):

1. Отчет Поставщики.

2. Отчет «Поставщики запрос».

         3. Отчет «Наклейка».

Отчет «Поставщики»

Данный отчет содержит информацию о поставщиках, т.е. их «Наименование», «Адрес» и «Номер телефона».

Отчет «Поставщики запрос»

В данном отчете содержится информация, которая содержалась в соответствующем запросе.

Отчет «Наклейка»

В данном отчете представлены наклейки поставщиков.


3 Проектирование клиентского приложения

В рамках данной курсовой работы было разработано клиентское приложение. Для автоматизации, наглядности и простоты управления рабочим процессом все данные отображаются на форме. Администратор или любой другой пользователь имеет возможность просмотра всей информации, которая уже содержится в базе данных, а также возможность ее редактирования, обновления и удаления ненужных записей.

Администратор предприятия может вести учет оборудования, просматривать, на какую сумму установлено оборудование и т.д.

3.1 Требования к техническому обеспечению разрабатываемого
программного продукта

Для успешной эксплуатации программного продукта необходим персональный компьютер со следующими характеристиками: процессор Intel Pentium с тактовой частотой 800 МГц и выше, оперативная память – не менее 256 Мбайт, свободное дисковое пространство – не менее 700 Мбайт, устройство для чтения компакт-дисков, монитор типа Super VGA (число цветов – 256) с диагональю не менее 15″, принтер.

Программное обеспечение: Операционная система WINDOWS 2000/XP и выше, Borland Delphi 7, Microsoft Access2007.

3.2 Описание процесса разработки внешнего приложения

Технология Microsoft Active Data Objects (ADO) представляет собой универсальный механизм доступа к различным источникам данных из приложений баз данных. Для обеспечения доступа приложения к данным достаточно лишь правильно указать провайдер соединения ADO и затем переносить программу на любой компьютер, где имеется требуемая база данных и, конечно, установленная ADO.

В соответствии с терминологией ADO, любой источник данных называют хранилищем данных. Приложение взаимодействует с хранилищем данных с помощью провайдера. Для каждого типа хранилища данных используется свой провайдер ADO. Провайдер обеспечивает обращение к данным хранилища с запросами, интерпретацию возвращаемой служебной информации и результатов выполнения запросов для передачи их приложению. В системе программирования Delphi компоненты, используемые для создания приложений по технологии ADO, расположены на странице ADO Палитры компонентов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Страница ADO Палитры компонентов

Охарактеризуем кратко назначение компонентов данной страницы, необходимых для осуществления подключения к базе данных, разработанной в Microsoft Access:

ADOConnection – ADO-соединение, используется для установки соединения с ADO-источником данных и обеспечивает поддержку транзакций;

ADOTable – таблица ADO, обеспечивает доступ к одной таблице ADO-источника данных и позволяет другим компонентам управлять этими данными, связываясь с компонентом ADOTable через компонент Data Source.

При использовании компонента доступа ADOTable к данным по технологии ADO установление соединения с хранилищем данных можно выполнить с помощью компонента ADOConnection, для которого с помощью его свойства Connection String нужно установить соединение с хранилищем данных.

Рассмотрим технологию установления соединения с хранилищем данных с помощью свойства Connection String. Это свойство представляет собой строку с параметрами соединения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой. Предварительно компонент соединения (ADOConnection) должен быть помещен на форму приложения. Настройка параметров соединения происходит в диалоге (рисунок 2), открываемом двойным щелчком в строке Connection String свойства соответствующего компонента доступа к данным в окне Инспектора объектов.

Рисунок 2 - Первое окно настройки строки соединения

При установке переключателя Use Connection String выполняются действия по созданию строки соединения. Для продолжения выбранного варианта диалога нужно нажать кнопку Build. В результате открывается окно Data Link Properties, содержащее 4 вкладки. С помощью вкладки Provider (рисунок 3) осуществляется выбор провайдера с учетом характера решаемой задачи.

Для соединения с данными СУБД Microsoft Access необходимо выбрать Microsoft Jet OLE DB Provider.

Рисунок 3 - Вкладка Provider окна настройки соединения

При нажатии на кнопку Next происходит переход на вкладку Connection (рисунок 4).

Рисунок 4 - Вкладка Connection окна настройки соединения

На вкладке Connection можно указать имя базы данных, имя пользователя и пароль (для защищенных баз данных). Нажав кнопку Test Connection, можно проверить правильность функционирования соединения. Далее можно нажатием кнопки ОК установить строку соединения, либо перейти на остальные две вкладки.

На вкладке Advanced в поле Network Settings задается уровень защиты при сетевом доступе к базе данных. В поле Connecttimeout задается предельное время ожидания соединения в секундах. В списке Access permissions для определения прав доступа задается перечень допустимых операций: Read – только чтение; Read Write – чтение и запись; Share Deny None – нет запрета на чтение и запись; Share Deny Read – запрещено открытие для чтения; Share Deny Write - запрещено открытие для записи; Share Exclusive – эксклюзивное (монопольное) использование; Write – только запись.

На вкладке All диалогового окна настройки можно просмотреть и отредактировать параметры соединения, заданные с помощью других вкладок.

В случае использования компонента ADOConnection для активизации соединения после настройки достаточно установить свойству Connected этого компонента значение True или при выполнении приложения выбрать метод Open.

В случае использования компонента доступа к данным ADOTable для активизации соединения после настройки используют свойство Active.

Для обеспечения доступа к таблицам хранилищ данных по технологии ADO служит компонент ADOTable. Для установки соединения с хранилищем данных этого компонента через провайдеры ADO служит свойство Connection String или Connection. Для управления набором данных таблицы в приложение включает компонент источника данных DataSource. При этом свойству DataSet этого компонента в качестве значения задается имя компонента ADOTable. Для отображения данных таблицы к источнику данных подключаются различные компоненты отображения, к примеру, DBGrid.

После установления связи компонента ADOTable с хранилищем данных с помощью свойства Table Name типа Wide String задается имя таблицы или запроса.

Для осуществления транзакций над данными (добавления, удаления, изменения и др.) используется компонент DBNavigator, в свойстве DataSource которого выбираем DataSource1.

Для осуществления поиска по какому-либо полю необходимо на форму поместить одну кнопку (Button), два поля (Edit) и две метки (Label), находящихся на вкладке Standard. Затем выделяем метку напротив первого поля, в свойстве Caption устанавливаем значение «ПОЛЕ», напротив второго - «ЗНАЧЕНИЕ». В свойстве Caption для кнопки введем «ПОИСК» и у полей свойство Text делаем пустым. После чего двойным щелчком по кнопке Поиск открываем Unit и после begin пишем:

if Form1.ADOTable1.Locate (Form1.Edit1.Text, Form1.Edit2.Text, [loCaseInsensitive]) =true

thenShowMessage('Finding!');

Свойство Locate компонента ADOTable используется для осуществления поиска. В данном случае его параметрами будут Edit1 (ПОЛЕ) и Edit2 (ЗНАЧЕНИЕ), а также loCaseInsensitive для точного совпадения.

Для осуществления сортировки помещаем на форму метку, в свойстве Caption устанавливаем значение «СОРТИРОВКА». Напротив метки помещаем две кнопки: у первой в свойстве Caption вводим «ПО ВОЗРАСТАНИЮ», у второй - «ПО УБЫВАНИЮ». После двойного щелчка по кнопке «По возрастанию» открываем Unit и после begin пишем:

Form1.ADOTable1. Sort:=Form1.Edit1.Text+' ASC';

Параметр Sort компонента ADOTable отвечает за сортировку. Присваивание ему поля Edit1 означает, по какому полю будет осуществляться сортировка, а параметр ASC отвечает именно за сортировку по возрастанию.

Аналогично выполняем сортировку по убыванию, после двойного щелчка по кнопке «По убыванию», только вместо параметра ASC пишем DESC, который отвечает за сортировку по убыванию.

Для осуществления фильтрации на форму помещаем две кнопки, в свойстве Caption для первой пишем «ФИЛЬТР», для второй - «СНЯТЬ ФИЛЬТР». После двойного щелчка по кнопке «ФИЛЬТР», в unit после begin пишем:

Form1.ADOTable1.Filter:=Form1. Edit1.Text+' = '+QuotedStr (Form1. Edit2.Text);

Form1.ADOTable1. Filtered:=true;

Свойство Filter компонента ADOTable отвечает за осуществление фильтрации. Присваивание ему значения из Edit1 будет означать, что именно по этому полю будет осуществляться фильтр. Функция QuotedStr переводит введенную строку в читабельную для машины строку. Строка Form1.ADOTable1.Filtered:=true; отвечает за включение самого фильтра.

Для осуществления снятия фильтра после двойного щелчка по кнопке «СНЯТЬ ФИЛЬТР» в unit после begin пишем:

Form1.ADOTable1. Filtered:=false;

Эта строка собственно служит для отключения фильтра.

Выбор таблиц происходит с помощью ADOTable. В нем выбираем в свойствах Connection ADOConnection и в свойстве TableName выбираем нужную нам таблицу или запрос и в меню пишем программный код вида:

begin

ADOTable.Active:=True;

DataSource1.DataSet:= ADOTable;

end;

Таким образом, используя средства Delphi с помощью технологии ADO, создается внешнее приложение для базы данных, разработанной в Microsoft Access с предусмотренной возможностью добавления, удаления, изменения записей, поиска данных, фильтрации и сортировки [8].

3.3 Инструкция по эксплуатации базы данных и приложения

После настройки соединения с БД пользователь работает с ней через приложение. Все изменения также вносятся в саму БД через внешнее приложение.

Пользователь имеет следующие возможности:

  •  выбор таблиц и запросов из базы данных;
  •  просмотр записей;
  •  добавление записей;
  •  удаление записей;
  •  редактирование записей;
  •  сохранение записей.

Внутренние механизмы защиты и запросы на подтверждение критичных операций предохраняют всех пользователей от случайных ошибок в процессе работы, которые могут повлечь за собой нарушение целостности данных, и просто необдуманных действий.

В качестве входных данных выступает информация об экземплярах объектов БД, т.е. записей в таблицах. В каждой таблице присутствует первичный ключ, отсюда следует, что на входные данные накладывается ограничение на дублирование значений некоторых атрибутов. Данные в базу данных добавляет пользователь с помощью клавиатуры и экранных форм. В качестве выходных данных выступают экранные формы, в которых отображены записи отношений БД.

На главной форме (рисунок 1) расположены меню и кнопки, осуществляя переход по которым, можно вести учет и просматривать списки.

Рисунок 1 – Главная форма приложения

Выбор таблиц из базы данных осуществляется путем нажатия в верхнем левом углу кнопку Меню - >Таблицы - >  и выбираем нужную нам таблицу (рисунок 2).

Рисунок 2 – Осуществление выбора таблиц

Выбор запросов осуществляется аналогично, путем нажатия в верхнем левом углу кнопку Меню - > Запросы - >  и выбираем нужный запрос (рисунок 3).

Рисунок 3 – Осуществление выбора запросов

Также в приложении есть кнопка выхода, которая находится во вкладке Меню.

Вкладка Об авторе выводит сообщение с информацией об авторе (рисунок 4).

Рисунок 4 – Предоставление информации об авторе

Для осуществления сортировки по убыванию, например, Кода поставщика необходимо выделить соответствующее поле и нажать кнопку По убыванию (рисунок 5).

Рисунок 5 – Сортировка по убыванию

При нажатии кнопки По возрастанию значения поля Код поставщика от сортируются соответствующим образом (рисунок 6).

Рисунок 6 – Сортировка по возрастанию

Чтобы осуществить фильтр для первого поставщика, необходимо указать имя поля Код и задать его значение 1, затем нажать кнопку Фильтр (рисунок 7).

Рисунок 7 – Фильтрация данных

Для снятия фильтра нужно нажать соответствующую кнопку (рисунок 8).

Рисунок 8 – Снятие фильтра

Для перемещения по записям, их добавления, удаления, изменения используется компонент DBNavigator (рисунок 9),

Рисунок 9 – Манипулирование данными

с помощью которого можно осуществить:

 - переход на первую запись;

 - переход на предыдущую запись;

 - переход на следующую запись;

 - переход к последней записи;

 - добавление записи;

 - удаление записи;

 - редактирование записи;

 - применение внесенных изменений;

 - отмену внесенных изменений;

 - обновление записей.

Для того чтобы произвести поиск в приложении нужно в поле «ПОЛЕ» ввести название столбца, а в поле «ЗНАЧЕНИЕ» номер строки.

Рисунок 10 – Поиск


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении данной работы были изучено понятие автоматизированной информационной системы, определены требования к системе, рассмотрены три этапа проектирования базы данных. На основании этих сведений были реализованы база данных в Microsoft Office Access 2007 и внешнее приложение к ней в Borland Delphi 7. Также было разработано руководство пользователя по работе с созданным приложением.

Разработанная в данной курсовой работе автоматизированная информационная система по учёту сетевого и компьютерного оборудования и внешнее приложение к ней позволит существенно сократить время поиска необходимой пользователю информации и облегчить обработку данных.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1.  https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.intuit.ru%2Fstudies%2Fcourses%2F1095%2F191%2Flecture%2F4969&ei=A6J2U838EfD14QTA_4DgBg&usg=AFQjCNEXAeSb5-3FPsD8rL91VusLC8es7A&bvm=bv.66917471,d.bGE&cad=rjt
  2.  http://www.studsell.com/view/133870/10000
  3.  http://bazydannyh.ru/Teoriya_baz_dannyh/Logicheskie_modeli/Tipy_svyazei/index.html
  4.  http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65635a2bd68b5d53a88521216c36_0.html
  5.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85
  6.  http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4_4.html
  7.  http://dpivi.ru/128-5-sozdanie-otcheta-kak-obekta-bazy-dannyh.html
  8.  http://festival.1september.ru/articles/528655/
  9.  https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB8QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.intuit.ru%2Fstudies%2Fcourses%2F1095%2F191%2Flecture%2F4969&ei=waqWU-qgEaPpywPU9YLgCA&usg=AFQjCNEXAeSb5-3FPsD8rL91VusLC8es7A&bvm=bv.68693194,d.bGQ&cad=rjt
  10.  https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBsQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.intuit.ru%2Fstudies%2Fcourses%2F1095%2F191%2Flecture%2F4969%252525253Fpage%252525253D1%252525252526keyword_content%252525253D%2525252525D0%2525252525B3%2525252525D1%252525252580%2525252525D1%252525252583%2525252525D0%2525252525BF%2525252525D0%2525252525BF%2525252525D0%2525252525B0&ei=-aqWU6i7DIe6ygOR64LQCQ&usg=AFQjCNGgb08-E8Ybq91US5LR6HzhBoLQAQ&bvm=bv.68693194,d.bGQ&cad=rjt
  11.  Ачкасов В.Ю. Программирование баз данных в Delphi. - Самара: СамГТУ, 2010. - 255 с.
  12.  Баканов М.В., Романова В.В., Крюкова Т.П. Базы данных. Системы управления базами данных. Лабораторный практикум. - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. - 70 с.
  13.  Епанешников А.М., Епанешников В.А. Практика создания приложений в Access 2007. - М.: Диалог-МИФИ, 2009. - 440 с.
  14.  Жилинский А.А. Самоучитель MicrosoftSQLServer 2008. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 240 с.
  15.  Кошелев В.Е. Access 2007. Эффективное использование. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 590 с.
  16.  Сенов А.С. Access 2010. Учебный курс. - СПб: Питер, 2010. - 288 с.
  17.  Телина И.С., Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб: Питер, 2010. - 544 с.
  18.  Токмаков Г.П. Базы данных. Концепция баз данных, реляционная модель данных, языки SQL и XML. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 192 с.
  19.  Черноусова А.М. Создание и использование баз данных. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 244 с.
  20.  Шейкер Т.Д. Разработка приложений баз данных в системе Delphi. Учебное пособие. - Владивосток: ДВГТУ, 2009. - 138 с.
  21.  http://ru.wikipedia.org
  22.  http://bibliofond.ru/view.aspx?id=446418#1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А – Аннотация

Приложение Б - ER-диаграмма для базы данных по учету сетевого и компьютерного оборудования

Приложение В - Схема данных

Приложение Г - Запросы

Приложение Д - Отчеты

Приложение Е – Код внешнего приложения


Приложение А – Аннотация

Аннотация

Курсовая работа изложена на 53 листах машинописного текста, содержит 33 рисунка, 5 таблиц, список используемых источников включает более 20 ресурсов.

Целью курсовой работы является создание автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней.

Объект исследования – разработка автоматизированных информационных систем.

Практический результат – разработанная автоматизированная информационная система и внешнее приложение к ней.

Область применения – в компьютерных компаниях.

Annotation

Course work is presented on 53 sheets of typewritten text, comprises 33 figure, 5 tables, a list of sources used includes more than 20 resources.

Aim of the course is to develop a computerized information system to integrate network and computer equipment and external annexes.

Object of research - development of automated information systems.

Bottom line - developed an automated information system was and external application to it.

Scope- computer companies.


Приложение Б -
ER-диаграмма для базы данных по учету сетевого и компьютерного оборудования


Приложение В - Схема данных и таблицы

Схема данных

Таблица «Оборудование»

                                 Таблица «Склад»

Таблица «Оборудование»

Таблица «Поставщики»

Таблица «Категории»


Приложение Г - Запросы

Рисунок 1 – Запрос на выборку

Рисунок 2 - Запрос «Поставщики»

Рисунок 3 - SQL - запрос

Рисунок 4 - SQL – запрос (в режиме конструктора)


Приложение Д – Отчеты

Рисунок 1 - Отчет «Поставщики»

Рисунок 2 - Отчет «Поставщики запрос»

Рисунок 3 - Отчет «Наклейка»

Приложение Е – Код внешнего приложения

Form1:

unit Unit1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, Grids, DBGrids, DB, ADODB, StdCtrls, ExtCtrls, DBCtrls, Menus, Unit2;

type

 TForm1 = class(TForm)

   con1: TADOConnection;

   tbl1: TADOTable;

   dbgrd1: TDBGrid;

   ds1: TDataSource;

   dbnvgr1: TDBNavigator;

   btn1: TButton;

   edt1: TEdit;

   edt2: TEdit;

   btn2: TButton;

   btn3: TButton;

   Label1: TLabel;

   Label2: TLabel;

   Label3: TLabel;

   btn4: TButton;

   btn5: TButton;

   ds2: TADODataSet;

   mm1: TMainMenu;

   tbl2: TADOTable;

   tbl3: TADOTable;

   N1: TMenuItem;

   N2: TMenuItem;

   N3: TMenuItem;

   N4: TMenuItem;

   tbl4: TADOTable;

   N5: TMenuItem;

   N6: TMenuItem;

   N7: TMenuItem;

   N8: TMenuItem;

   N9: TMenuItem;

   tbl5: TADOTable;

   N10: TMenuItem;

   N11: TMenuItem;

   N13: TMenuItem;

   tbl6: TADOTable;

   tbl7: TADOTable;

   N12: TMenuItem;

   tbl8: TADOTable;

procedure btn1Click(Sender: TObject);

procedure btn2Click(Sender: TObject);

procedure btn3Click(Sender: TObject);

procedure btn5Click(Sender: TObject);

procedure btn4Click(Sender: TObject);

procedure N2Click(Sender: TObject);

procedure N3Click(Sender: TObject);

procedure N4Click(Sender: TObject);

procedure N6Click(Sender: TObject);

procedure N5Click(Sender: TObject);

procedure N7Click(Sender: TObject);

procedure N10Click(Sender: TObject);

procedure N13Click(Sender: TObject);

procedure N12Click(Sender: TObject);

procedure N11Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.btn1Click(Sender: TObject);

begin

if (Form1.tbl1.Locate(Form1.edt1.Text, Form1.edt2.Text, [loCaseInsensitive])=True) then

ShowMessage('Найдено!')

elseShowMessage('Ненайдено!');

if (Form1.edt1.text='') or (Form1.edt2.text='') then

ShowMessage('Не введены данные!');

end;

procedure TForm1.btn2Click(Sender: TObject);

begin

 Form1.tbl1.Sort:=Form1.edt1.Text+' ASC';

end;

procedure TForm1.btn3Click(Sender: TObject);

begin

 Form1.tbl1.Sort:=Form1.edt1.Text+' DESC';

end;

procedure TForm1.btn5Click(Sender: TObject);

begin

 Form1.tbl1.Filter:=Form1.edt1.Text+' ='+QuotedStr(Form1.edt2.Text);

 Form1.tbl1.Filtered:=true;

end;

procedure TForm1.btn4Click(Sender: TObject);

begin

 Form1.tbl1.Filtered:=false;

end;

procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

begin

   tbl2.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl2;

  // dbgrd1.DataSource:=Ds1;

end;

procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);

begin

tbl1.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl1;

end;

procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);

begin

tbl3.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl3;

end;

procedure TForm1.N6Click(Sender: TObject);

begin

tbl4.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl4;

end;

procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);

begin

tbl5.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl5;

end;

procedure TForm1.N7Click(Sender: TObject);

begin

form2.show;

end;

procedure TForm1.N10Click(Sender: TObject);

begin

Form1.Close;

end;

procedure TForm1.N13Click(Sender: TObject);

begin

tbl6.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl6;

end;

procedure TForm1.N12Click(Sender: TObject);

begin

tbl7.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl7;

end;

procedure TForm1.N11Click(Sender: TObject);

begin

tbl8.Active:=True;

Ds1.DataSet:=tbl8;

end;

end.

Form2:

unit Unit2;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, StdCtrls;

type

 TForm2 = class(TForm)

   Label1: TLabel;

procedure Label1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

 Form2: TForm2;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm2.Label1Click(Sender: TObject);

begin

end;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61887. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ 572.23 KB
  Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.
61888. Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии 1.51 MB
  Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.
61889. American writer Mark Twain 38 KB
  Now, please, look at the blackboard. Let’s begin with the words. Listen to me, I will read them: daring boy, to punish, to be sure, to whitewash a fence, to pass, delight, pretend, to show off, straw, to balance, mysteries, hero.
61890. Тотожні перетворення виразів. Подорож стежками Холодного Яру 222 KB
  Подорож стежками Холодного Яру. Подорож стежками Холодного Яру. А тепер попробуємо розкрити таємниці Холодного Яру. Освячений пророчим Тарасовим словом: І повіє огонь новий з Холодного Яру.
61891. Формування ціннісного ставлення до власного здоров’я в учнів молодшого шкільного віку засобами використання здоров’язберігаючих технологій 16.4 MB
  Освітня: Формувати в дітей поняття про життя як вищу цінність, про здоров’я як найважливішу умову щасливого життя; мотивувати в учнів свідоме ставлення до власного здоров’я; формувати у дітей прагнення до спостереженням за станом свого здоров’я...
61892. Художники и зрители 50.5 KB
  Перед вами картина известного французского художника Ван Гога. Перед вами картина известного русского художника Михаила Врубеля. Вот такая картина рисуется в воображении благодаря искусному изображению художника. Вот ещё одна картина.
61893. Цели и задачи уроков права 66 KB
  ОБУЧАЮЩИЕ: знакомить учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формировать у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе Дать: представления о различных источниках благосостояния представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека общества и окружающей среды; учащимся специальные знания Научить: понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов их функции и значения; почему различные ситуации...
61894. Виховна година: “Цигарка - ворог, зброя проти неї - ваша воля” 47.5 KB
  На думку одного психіатра люди палять не тому що хочуть палити а тому що не можуть перестати. Як можна відмовитися від паління перестати палити Насамперед треба спробувати розірвати коло дуже міцних рефлекторних звязків.