73270

ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Доклад

Биология и генетика

Рассмотрев две самые важные сенсорные системы опишем вкратце проприоцепцию т. сенсорную систему которая доставляет информацию о положении и движениях тела и его различных частей. Как всем известно о положении и движениях головы конечностей и всего тела мы обычно узнаём без помощи зрения. Эти рецепторы получили название проприоцепторов; это значит что они информируют нас о состоянии нашего собственного тела от лат.

Русский

2014-12-10

29.5 KB

0 чел.

ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Эмоции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга и отражает соотношение какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которое субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Потребность - это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие. У человека существует три группы потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (коммуникация, познание, деятельность) и творческие (искусство, наука, религия). Каждая группа потребностей не является изолированной. Мозговые механизмы эмоций обеспечивают интеграцию факторов организации целенаправленного поведения, причем именно потребности являются основой побуждений (мотиваций) к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребностей.

Эмоции зависят от индивидуальных (типологических) особенностей субъекта и, в первую очередь, от индивидуальных особенностей его мотивационной сферы, волевых качеств и т.п. Эмоциональная реакция проявляется либо быстро развивающимся аффектом, либо настроением, сохраняющимся часами, днями и неделями. Зависят эмоции и от вероятности удовлетворения потребности. Так, например, малая вероятность избежать нежелательное воздействие вызывает у субъекта тревогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование (фрустрацию) и т.д. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей, называют чувствами.

ВОСПРИЯТИЕ - УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ МОЗГОМ

Старинное изречение "Nihil in intellectu, quod non ante in sensu" ("Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении"), хотя и представляет собой упрощение, вряд ли приемлемое в наше время, все-таки содержит некоторую долю истины. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, т.е. в перерабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания или - на языке кибернетики - его входным устройством.

Наши сведения о сложных процессах, запускаемых внешними стимулами и приводящих к субъективным ощущениям, весьма скудны. Некоторые механизмы, лежащие в основе этих процессов, удалось выяснить, но важные связи более крупного масштаба все еще ждут расшифровки.

Мы знаем, что сенсорная клетка (рецептор) преобразует стимул в короткие ритмические электрохимические импульсы. Затем поток импульсов передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нервной системы. Известен механизм, благодаря которому импульсы переходят с одного нейрона на другой. Выяснены также некоторые детали центрального "декодирующего" процесса. Однако физиологического истолкования сенсорной функции в целом или, точнее, единой нейрофизиологической теории восприятия, которая ответила бы на все вопросы о центральном представительстве органов чувств, еще не готово.

В этой книге мы попытаемся суммировать то, что измерительные и записывающие приборы биолога позволяют обнаружить в периферических рецепторах и в их центральных представительствах.

ВОСПРИЯТИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА

Рассмотрев две самые важные сенсорные системы, опишем вкратце проприоцепцию, т.е. сенсорную систему, которая доставляет информацию о положении и движениях тела и его различных частей. Как всем известно, о положении и движениях головы, конечностей и всего тела мы обычно узнаём без помощи зрения. Даже при закрытых глазах мы знаем, вытянута или согнута у нас рука или нога, Повернута голова вперед или вбок, стоим ли мы прямо. Рецепторы этой сенсорной системы находятся в мышцах и суставных сумках, а также в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Эти рецепторы получили название проприоцепторов; это значит, что они информируют нас о состоянии нашего собственного тела (от лат. proprius - собственный). Рецепторы в коже, о которых речь пойдет позднее, тоже участвуют в сигнализации об изменениях в положении тела; трудно отделить осязание и чувствительность к давлению от проприоцепции.

Не все элементы статической и кинетической информации (т.е. информации о положении и движениях тела) достигают большого мозга. Генерируемые в проприоцепторах импульсы могут активировать врожденные автоматизмы, приводящие к рефлекторной деятельности, которая регулируется не корой, а продолговатым или средним мозгом; иногда эти импульсы даже прямо проводятся к передним рогам спинного мозга. Некоторые движения, связанные с прямостоянием, совершаются автоматически.

Реакции, связанные с тонким регулированием положения тела и головы, доходят до сознания с задержкой или же не доходят вовсе. Таким образом, некоторые процессы, происходящие в проприоцептивном анализаторе, остаются неосознанными, подобно переработке информации в висцеральном сенсорном аппарате, о котором речь пойдет позднее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
  Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність
56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
  Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
  Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення...
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...