73292

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

Доклад

Биология и генетика

Некоторые наблюдения сделанные прежними исследователями данного вопроса позволяют считать что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями а норадреналин с агрессивными реакциями Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили...

Русский

2014-12-10

30.5 KB

1 чел.

ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

В этом эксперименте, где мы обнаружили, что наши испытуемые отличаются по своей норадреналиновой реакции, мы подошли к вопросу об индивидуальных различиях в стрессовых реакциях, и мне хотелось бы дать еще один пример проблем данного типа. Некоторые наблюдения, сделанные прежними исследователями данного вопроса, позволяют считать, что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции, причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями, а норадреналин - с агрессивными реакциями… Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. Если, однако, данное дифференциальное выделение катехоламинов действительно имело место в острых стрессовых ситуациях, то представляется весьма вероятным, что оно может быть связано с различиями основных черт личности.

Напрашивается достаточно интересная параллель. Кролик, являющийся маленьким пугливым существом, обнаруживает высокие уровни адреналина, в то время как лев имеет высокие уровни норадреналина. Было бы, конечно, очень мило, если бы мы смогли научиться опознавать среди людей кроликов и львов с помощью некоторого простого психофизиологического теста. Мы сделали некоторые попытки в этом направлении. К сожалению, мы потерпели неудачу. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили количество выделяемого катехоламина во время бездействия и стресса.

Результаты факторного анализа всех переменных не, подтвердили гипотезу, согласно которой индивидуумы с тревожными чертами личности и индивидуумы с агрессивными чертами должны отличаться по своим катехоламиновым реакциям. Вместо этого наши результаты указывают на то, что другие черты личности могут быть связаны с выделением катехоламинов. Так, индивиду умы с депрессивными тенденциями обнаружили относительно более слабую адреналиновую реакцию во время стресса. Это обстоятельство - то, что депрессивные индивидуумы не реагируют на стресс обычным увеличением выделения адреналина, - находится в соответствии с современными теориями относительно роли катехоламинов в аффективных психозах.

ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИЙ

Обратимся теперь к очень важному аспекту проблемы стимулов, а именно к вопросу о влиянии инструкций. Я хотела бы продемонстрировать некоторые изменения в реакциях, которые могут быть порождены изменением инструкций, даваемых испытуемому относительно того, какие физиологические эффекты ему следует ожидать.

Мой пример взят из области исследований воздействия плацебо… Мы давали либо белую, либо розовую капсулу нашим испытуемым при двух различных обстоятельствах. Мы говорили испытуемому, что белая капсула содержит снотворный порошок, а розовая капсула - некоторый стимулянт. Фактически же обе капсулы содержали натуральный мел.

Результаты показали, что "депрессантное" плацебо и "стимулянтное" плацебо обладают ярко выраженным противоположным характером воздействия… После получения "депрессантных" инструкций субъективное состояние бодрствования у испытуемых уменьшалось, они чувствовали, что действуют более медленно в тестах на скорость реакции, и, действительно, скорость их реакции уменьшалась; уменьшалась также частота пульса и понижалось кровяное давление, - все это по отношению к тестам, проведенным без применения плацебо. И обратно, после принятий испытуемым "стимулянтного" плацебо субъективное бодрствование увеличивалось, испытуемые быстрее чувствовали, скорость их реакций увеличивалась, и имелось незначительное увеличение частоты пульса и кровяного давления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА

На симпозиуме по нейроэндокринологии, состоявшемся несколько лет тому назад …, слово стресс характеризовалось как один из наиболее неточных терминов научного словаря и сравнивалось со словом грех: оба эти слова обозначают разные вещи для разных людей, оба они являются короткими и эмоционально насыщенными, выражающими нечто такое, что в противном случае пришлось бы описывать с помощью пространных выражений.

Можно было бы предположить, что выражение эмоциональный стресс сделает данное определение более точным для нейрофизиолога, ибо эмоции предполагают некоторую деятельность мозга. Однако эмоции вряд ли развиваются вне тесной взаимосвязи между мозгом и всем остальным телом, имеющей либо прямой, либо опосредованный характер, как в условных рефлексах, где события, происходившие с телом, откладываются на некоторое время в памяти центральной нервной системы.

Однако нам не хотелось бы сейчас давать определение стресса не потому, что оно трудно, но потому, что все высшие организмы, у которых стресс может иметь место, обнаруживают весьма стереотипизированную, стандартную реакцию на целый ряд различных внешних стимулов…, безотносительно к тому, создают ли они "нагрузку на орган тела или же напряжение умственных способностей" - определение стресса из 1943 г. Вопросами, существенными для нас, будут следующие: каким образом все эти стимулы могут приводить к одной и той же стандартной реакции (к стрессу, как он определяется многими людьми) и как и где все эти стимулы (стрессоры) сравниваются друг с другом? Обладают ли они некоторой пороговой интенсивностью для порождения стрессовой реакции и, наконец, является ли стресс благотворным или вредным для организма, в данном конкретном случае для центральной нервной системы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78854. Структура теоретического знания 29 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов 2 вида научных законов: 1Универсальные и частные законы. Универсальными принято называть законы...
78855. Функции научной теории 14.81 KB
  Функции научной теории. Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории в частности. Основные функций теории можно отнести следующие. Методологическая функция на базе теории формулируются многообразные методы способы и приемы исследовательской деятельности.
78856. Методы научного познания и их классификация 41.5 KB
  Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат образец мира метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.
78857. Ценности и их роль в познании 35.5 KB
  Ценности и их роль в познании Философское учение о ценстях и их природе называется аксиологией. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценсти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценстей. Кант впервые употребляет понятие ценсти в специальном узком смысле.
78858. Проблема истины в познании 14.2 KB
  Проблема истины в познании. Важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.в Софисты считали что объективной истины нет: Человек мера всех вещей.
78859. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности 14.04 KB
  Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1 интернализм; 2 экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства социальные экономические и т. По мнению экстерналистов не только возникновение науки но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Тем не менее все эксерналисты сходятся в том что решающее влияние на развитие науки оказывает...
78860. Научные революции и их роль в динамике научного знания 31 KB
  Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...
78861. Проблема роста научного знания у К. Поппера 29 KB
  Проблема роста научного знания у К. Говоря о росте знания он имеет в виду не его накопление а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1 Новое знание должно исходить из новой простой идеи; 2 Новое знание должно приводить к представлению явлений которые до сих пор не наблюдались; 3 Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки В частности именно он ввёл понятие фальсифицируемости лат. flsus ложный необходимого...
78862. Концепция исследовательских программ Лакатоса 30 KB
  Концепция исследовательских программ Лакатоса Лакатос автор теории и методологии научноисследовательских программ в рамках которых вслед за К. Лакатос полагает что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма универсальный принцип всякой научной деятельности. Лакатос полагает что можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию даже если эта теория ложна. Cуть концепции Лакатоса: Согласно Лакатосу в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий о которых пишет Поппер но...