73292

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

Доклад

Биология и генетика

Некоторые наблюдения сделанные прежними исследователями данного вопроса позволяют считать что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями а норадреналин с агрессивными реакциями Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили...

Русский

2014-12-10

30.5 KB

1 чел.

ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

В этом эксперименте, где мы обнаружили, что наши испытуемые отличаются по своей норадреналиновой реакции, мы подошли к вопросу об индивидуальных различиях в стрессовых реакциях, и мне хотелось бы дать еще один пример проблем данного типа. Некоторые наблюдения, сделанные прежними исследователями данного вопроса, позволяют считать, что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции, причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями, а норадреналин - с агрессивными реакциями… Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. Если, однако, данное дифференциальное выделение катехоламинов действительно имело место в острых стрессовых ситуациях, то представляется весьма вероятным, что оно может быть связано с различиями основных черт личности.

Напрашивается достаточно интересная параллель. Кролик, являющийся маленьким пугливым существом, обнаруживает высокие уровни адреналина, в то время как лев имеет высокие уровни норадреналина. Было бы, конечно, очень мило, если бы мы смогли научиться опознавать среди людей кроликов и львов с помощью некоторого простого психофизиологического теста. Мы сделали некоторые попытки в этом направлении. К сожалению, мы потерпели неудачу. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили количество выделяемого катехоламина во время бездействия и стресса.

Результаты факторного анализа всех переменных не, подтвердили гипотезу, согласно которой индивидуумы с тревожными чертами личности и индивидуумы с агрессивными чертами должны отличаться по своим катехоламиновым реакциям. Вместо этого наши результаты указывают на то, что другие черты личности могут быть связаны с выделением катехоламинов. Так, индивиду умы с депрессивными тенденциями обнаружили относительно более слабую адреналиновую реакцию во время стресса. Это обстоятельство - то, что депрессивные индивидуумы не реагируют на стресс обычным увеличением выделения адреналина, - находится в соответствии с современными теориями относительно роли катехоламинов в аффективных психозах.

ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИЙ

Обратимся теперь к очень важному аспекту проблемы стимулов, а именно к вопросу о влиянии инструкций. Я хотела бы продемонстрировать некоторые изменения в реакциях, которые могут быть порождены изменением инструкций, даваемых испытуемому относительно того, какие физиологические эффекты ему следует ожидать.

Мой пример взят из области исследований воздействия плацебо… Мы давали либо белую, либо розовую капсулу нашим испытуемым при двух различных обстоятельствах. Мы говорили испытуемому, что белая капсула содержит снотворный порошок, а розовая капсула - некоторый стимулянт. Фактически же обе капсулы содержали натуральный мел.

Результаты показали, что "депрессантное" плацебо и "стимулянтное" плацебо обладают ярко выраженным противоположным характером воздействия… После получения "депрессантных" инструкций субъективное состояние бодрствования у испытуемых уменьшалось, они чувствовали, что действуют более медленно в тестах на скорость реакции, и, действительно, скорость их реакции уменьшалась; уменьшалась также частота пульса и понижалось кровяное давление, - все это по отношению к тестам, проведенным без применения плацебо. И обратно, после принятий испытуемым "стимулянтного" плацебо субъективное бодрствование увеличивалось, испытуемые быстрее чувствовали, скорость их реакций увеличивалась, и имелось незначительное увеличение частоты пульса и кровяного давления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА

На симпозиуме по нейроэндокринологии, состоявшемся несколько лет тому назад …, слово стресс характеризовалось как один из наиболее неточных терминов научного словаря и сравнивалось со словом грех: оба эти слова обозначают разные вещи для разных людей, оба они являются короткими и эмоционально насыщенными, выражающими нечто такое, что в противном случае пришлось бы описывать с помощью пространных выражений.

Можно было бы предположить, что выражение эмоциональный стресс сделает данное определение более точным для нейрофизиолога, ибо эмоции предполагают некоторую деятельность мозга. Однако эмоции вряд ли развиваются вне тесной взаимосвязи между мозгом и всем остальным телом, имеющей либо прямой, либо опосредованный характер, как в условных рефлексах, где события, происходившие с телом, откладываются на некоторое время в памяти центральной нервной системы.

Однако нам не хотелось бы сейчас давать определение стресса не потому, что оно трудно, но потому, что все высшие организмы, у которых стресс может иметь место, обнаруживают весьма стереотипизированную, стандартную реакцию на целый ряд различных внешних стимулов…, безотносительно к тому, создают ли они "нагрузку на орган тела или же напряжение умственных способностей" - определение стресса из 1943 г. Вопросами, существенными для нас, будут следующие: каким образом все эти стимулы могут приводить к одной и той же стандартной реакции (к стрессу, как он определяется многими людьми) и как и где все эти стимулы (стрессоры) сравниваются друг с другом? Обладают ли они некоторой пороговой интенсивностью для порождения стрессовой реакции и, наконец, является ли стресс благотворным или вредным для организма, в данном конкретном случае для центральной нервной системы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10757. Практикум по многослойным нейронным сетям 115 KB
  Чтобы заинтересовать учеников, поставлена конкретная часто встречающаяся проблема, знакомая каждому школьнику. Учащийся знаком с этой областью на требуемом уровне. Ведь практически каждый из нас болел простудой и знает как это бывает..
10758. Системы синтеза речи с использованием нейронных сетей 403.5 KB
  Теоретическая часть Синтаксический анализатор Фундамент синтаксического анализа. Морфологический и предсинтаксический анализ Заключение Список литературы: Введение Первые говорящие машины пы...
10759. Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей 171.5 KB
  Курсовая работа на тему: Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей. Содержание Введение. 3 Постановка задачи 4 Глава 1. Существующие системы и методы распознавания 4 Глава 2. Шаблоннонейросетевой метод распознавания 8 Ито
10760. Определение АИС. Теория системного анализа 57.5 KB
  Определение АИС. Теория системного анализа Определение АИС организационная совокупность программнотехнических средств технологических процессов и функциональноопределенных групп работников обеспечивающих сбор представление и накопление информационных ресу...
10761. Метафизика и онтология 159.5 KB
  Метафизика и онтология В современной европейской философии проблема бытия попрежнему остается фундаментальной как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь ею философия как и прежде отстаивает свое отличие от науки религии искусства обнаруживая уни
10762. Онтология ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 181 KB
  Онтология ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Онтология выделилась из учений о бытии природы натурфилософии как учение о самом бытии еще в древнегреческой философии. Хотя специального терминологического обозначения у него не было. Бытие это чистое существова...
10763. Философское осмысление бытия. Философское понимание материи 104.5 KB
  Блок 1. Философское осмысление бытия Н. Лобковиц От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики. Если мы исходя из философии природы поставим вопрос: Что же есть в собственном смысле слова или соответственно Что означает быть или Что так
10764. История философии Запад-Россия-Восток. Философия Николая Кузанского 134.5 KB
  История философии Запад-Россия-Восток Философия Николая Кузанского. Современник многих итальянских гуманистов Николай Кузанский 1401-1464 один из самых глубоких философов эпохи Возрождения. Он был родом из Южной Германии местечко Куза совсем незнатного происхождени...
10765. Проблема бытия в классической философии (от Античности до эпохи Нового Времени) 47.5 KB
  Проблема бытия в классической философии от Античности до эпохи Нового Времени Онтология выделилась из учений о бытии природы натурфилософии как учение о самом бытии еще в древнегреческой философии. Хотя специального терминологического обозначения у него не было....