73292

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

Доклад

Биология и генетика

Некоторые наблюдения сделанные прежними исследователями данного вопроса позволяют считать что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями а норадреналин с агрессивными реакциями Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили...

Русский

2014-12-10

30.5 KB

1 чел.

ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ

В этом эксперименте, где мы обнаружили, что наши испытуемые отличаются по своей норадреналиновой реакции, мы подошли к вопросу об индивидуальных различиях в стрессовых реакциях, и мне хотелось бы дать еще один пример проблем данного типа. Некоторые наблюдения, сделанные прежними исследователями данного вопроса, позволяют считать, что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции, причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями, а норадреналин - с агрессивными реакциями… Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. Если, однако, данное дифференциальное выделение катехоламинов действительно имело место в острых стрессовых ситуациях, то представляется весьма вероятным, что оно может быть связано с различиями основных черт личности.

Напрашивается достаточно интересная параллель. Кролик, являющийся маленьким пугливым существом, обнаруживает высокие уровни адреналина, в то время как лев имеет высокие уровни норадреналина. Было бы, конечно, очень мило, если бы мы смогли научиться опознавать среди людей кроликов и львов с помощью некоторого простого психофизиологического теста. Мы сделали некоторые попытки в этом направлении. К сожалению, мы потерпели неудачу. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили количество выделяемого катехоламина во время бездействия и стресса.

Результаты факторного анализа всех переменных не, подтвердили гипотезу, согласно которой индивидуумы с тревожными чертами личности и индивидуумы с агрессивными чертами должны отличаться по своим катехоламиновым реакциям. Вместо этого наши результаты указывают на то, что другие черты личности могут быть связаны с выделением катехоламинов. Так, индивиду умы с депрессивными тенденциями обнаружили относительно более слабую адреналиновую реакцию во время стресса. Это обстоятельство - то, что депрессивные индивидуумы не реагируют на стресс обычным увеличением выделения адреналина, - находится в соответствии с современными теориями относительно роли катехоламинов в аффективных психозах.

ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИЙ

Обратимся теперь к очень важному аспекту проблемы стимулов, а именно к вопросу о влиянии инструкций. Я хотела бы продемонстрировать некоторые изменения в реакциях, которые могут быть порождены изменением инструкций, даваемых испытуемому относительно того, какие физиологические эффекты ему следует ожидать.

Мой пример взят из области исследований воздействия плацебо… Мы давали либо белую, либо розовую капсулу нашим испытуемым при двух различных обстоятельствах. Мы говорили испытуемому, что белая капсула содержит снотворный порошок, а розовая капсула - некоторый стимулянт. Фактически же обе капсулы содержали натуральный мел.

Результаты показали, что "депрессантное" плацебо и "стимулянтное" плацебо обладают ярко выраженным противоположным характером воздействия… После получения "депрессантных" инструкций субъективное состояние бодрствования у испытуемых уменьшалось, они чувствовали, что действуют более медленно в тестах на скорость реакции, и, действительно, скорость их реакции уменьшалась; уменьшалась также частота пульса и понижалось кровяное давление, - все это по отношению к тестам, проведенным без применения плацебо. И обратно, после принятий испытуемым "стимулянтного" плацебо субъективное бодрствование увеличивалось, испытуемые быстрее чувствовали, скорость их реакций увеличивалась, и имелось незначительное увеличение частоты пульса и кровяного давления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА

На симпозиуме по нейроэндокринологии, состоявшемся несколько лет тому назад …, слово стресс характеризовалось как один из наиболее неточных терминов научного словаря и сравнивалось со словом грех: оба эти слова обозначают разные вещи для разных людей, оба они являются короткими и эмоционально насыщенными, выражающими нечто такое, что в противном случае пришлось бы описывать с помощью пространных выражений.

Можно было бы предположить, что выражение эмоциональный стресс сделает данное определение более точным для нейрофизиолога, ибо эмоции предполагают некоторую деятельность мозга. Однако эмоции вряд ли развиваются вне тесной взаимосвязи между мозгом и всем остальным телом, имеющей либо прямой, либо опосредованный характер, как в условных рефлексах, где события, происходившие с телом, откладываются на некоторое время в памяти центральной нервной системы.

Однако нам не хотелось бы сейчас давать определение стресса не потому, что оно трудно, но потому, что все высшие организмы, у которых стресс может иметь место, обнаруживают весьма стереотипизированную, стандартную реакцию на целый ряд различных внешних стимулов…, безотносительно к тому, создают ли они "нагрузку на орган тела или же напряжение умственных способностей" - определение стресса из 1943 г. Вопросами, существенными для нас, будут следующие: каким образом все эти стимулы могут приводить к одной и той же стандартной реакции (к стрессу, как он определяется многими людьми) и как и где все эти стимулы (стрессоры) сравниваются друг с другом? Обладают ли они некоторой пороговой интенсивностью для порождения стрессовой реакции и, наконец, является ли стресс благотворным или вредным для организма, в данном конкретном случае для центральной нервной системы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63839. Травматизм и его медико-социальное значение 30 KB
  Травмы и отравления 8500 на 100 000 населения 91г. Травмы занимают 1 место в городах по посещению поликлиник. Травмы относятся к 17 классу ОМКБ. Фрейллина: травмы производственного характера: промышленные с х травмы непроизводственного характера...
63840. Туберкулез как медико-социальная проблема 35 KB
  Сегодня ТБЦ является медико социальной проблемой т. Уровни заболеваемости Единица учета уровня заболеваемости ТБЦ первичный ТБЦ комплекс в других странах выделение микобактерий ТБЦ. Общая заболеваемость ТБЦ 1520 млн.
63841. Заболевания органов дыхания как медико-социальная проблема 26 KB
  БОД заболевания 8 класса МКБ. Группы БОД: ОРЗ Другие болезни ВДП Пневмонии и грипп Хр. болезни легких вызываемые внешними агентами Другие болезни органов дыхания Роль БОД по материалам текущей обращаемости: в структуре заболеваемости населения являются ведущими.
63842. Психическое здоровье 33.5 KB
  Классификация нервно психических заболеваний 5 класс межд. В экономически развитых странах нервно психические заболевания очень важная проблема: 25 28 на 1000 человек. Нервно психическая патология. Изменяется структура нервно психической патологии в развивающихся и развитых странах.
63843. Медико-социальное значение алкоголизма 29 KB
  Алкоголизм рассматривается как медико-социальная проблема влияющая на показатели состояния здоровья заболеваемости и смертности. Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы...
63844. Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества 39.5 KB
  Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...
63845. Трансформация сознания российского общества 62.79 KB
  В основе любой процветающей цивилизации или общности людей связанных единой культурой всегда лежит какая либо общезначимая национальная идея вокруг которой и выстраивается жизнь народа и целого государства. Трансформация сознания это изменение убеждений стремлений...
63846. Лица с ограниченными возможностями: группы барьеров 16.55 KB
  Инвалидность это проблема не одного человека а всего общества в целом. В результате это большинство лиц с ограниченными возможностями во всем мире оказываются отверженными и живут в условиях моральных и материальных невзгод.
63847. Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития 22.48 KB
  Одно из основных увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том как изменятся восприятие социальной информации...