733

Анализ деятельности фирмы на рынке и теория коррупции

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Рынок и закономерности его функционирования. Крупный бизнес и слабое государство. Конкурентные рынки и выбор фирм. Планирование деятельности и доходов фирмы. Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса. Динамика коррупции в России.

Русский

2013-01-06

127 KB

7 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ

1.1 Рынок и закономерности его функционирования

1.2 Предпринимательство

1.3 Крупный бизнес и слабое государство

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ

2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм

2.2 Планирование деятельности и доходов фирмы

2.3 Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса

ГЛАВА 3. ЧТО ИЗВЕСТНО О КОРРУПЦИИ В России

3.1 Динамика коррупции в России

3.2 От чего зависит коррупция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

В трансформируемой российской экономике резко возрастает роль грамотного и адекватного менеджмента. В этой связи часто говорят о его научном характере. Наблюдения зарубежных и российских авторов позволяют утверждать, что российским компаниям не хватает осознания важности того, что менеджмент является наукой об организации со своим специальным предметом, инструментарием и соответствующими законами, что предопределяет актуальность изучения основных тенденций в управлении фирмой.

В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:

дать определение рынка и рыночной экономики;

дать определение предпринимательской деятельности и рассмотреть виды предпринимателей РФ;

дать определение фирмы и охарактеризовать ее микроэкономическую среду;

определить понятие конкуренции и охарактеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики;

охарактеризовать основные показатели конкурентоспособности фирмы и методы ее оценки;

описать стратегическое и тактическое планирование деятельности фирмы;

охарактеризовать основные проблемы, возникающие у российских предпринимателей при ведении бизнеса.

Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы и заключение.

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ

1.1 Рынок и закономерности его функционирования

Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.

В экономической литературе можно встретить разные определения рынка. Так, У. Джевонс в XIX веке понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Британская энциклопедия считает, что рынок есть совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.

Ф. Хайек определяет рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с большой эффективностью использовать информацию множества индивидуальных агентов.

Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.  

Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них:

разделение труда,

обособленность производителей,

независимое от других ведение своей деятельности,

свобода предпринимательства.

Рыночная экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направляются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистические цели воедино. «Невидимая рука»– это действие объективных рыночных законов.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимы её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему:

производители и потребители;

экономическая обособленность;

цены;

спрос и предложение;

конкуренция;

 Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

анализа – при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта.

издержки альтернативного выбора – они выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отходом от других способов использования ресурсов или деятельности.

экономической рациональности – данный принцип основывается на составлении выгод и затрат.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:

функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение  – показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;

ценообразовательную функцию – цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);

информационную функцию;

Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого находить объективные данные, позволяющие правильно, безубыточно строить свою хозяйственную деятельность.

посредническую функцию;

санирующую функцию;

По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.

Рынок это сложная система, состоящая из множества отдельных частей называемых так же рынками. Выделяют следующие группы рынков:

рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги)

рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов)

финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки)


1.2 Предпринимательство

Предпринимательская деятельность – это, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность и тесно связанную с этим ответственность за результаты своей деятельности.

В России существуют следующие виды предпринимательской деятельности:

ПБОЮЛ (Предприниматели без образования юридического лица)– это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

ПБОЮЛ может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную и иную деятельность.

Предприниматель без образования юридического лица может осуществлять деятельность без применения наемного труда или с применением наемного труда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Ниже перечислены разновидности юридических лиц.

Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере – хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам.

Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Закрытое АО распределяет выпуски новых акций между конкретными заранее известными лицами. Число членов такого общества – не более 50, акционеры имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Открытое АО вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

1.3 Крупный бизнес и слабое государство

В наиболее общей форме права собственности определяются как правила, регулирующие доступ физических или юридических лиц к ограниченным благам. Поэтому реализация прав собственности предполагает исключение других претендентов или упорядочение их претензий. А для этого необходим ресурс принуждения. Отсюда вытекает особая роль государства как организации, имеющей преимущества в использовании принуждения, в определении и обеспечении прав собственности, а значит, и в создании условий для экономического развития. При низкой защищенности прав люди склонны извлекать краткосрочные выгоды. Они будут воздерживаться от продуктивных вложений, поскольку нет гарантий получить, отдачу на эти вложения в будущем. Поэтому когда формируется государство, меняются взаимные ожидания участников хозяйственной деятельности и появляются стимулы к сотрудничеству. Удлинение горизонтов экономической деятельности способствует продуктивным инвестициям энергии, идей и капитала и соответственно экономическому росту.

Теоретически правители имеют естественный интерес в процветании своих стран, поскольку их личный доход зависит от общего благосостояния. Это заставляет их вводить и охранять систему прав собственности, которая обеспечивала бы экономический рост. Чем меньше ограничений на действия государственной власти, тем с большей вероятностью это может произойти. Такая ситуация создает институциональную дилемму: если политическое сообщество обладает достаточной властью и ресурсами, чтобы защищать права собственности в пределах своей юрисдикции (суверенитета), то оно обладает и возможностью манипулировать этими правами в свою пользу.

Надежность достигается не обещаниями, а ограничениями политического свойства, объективно исключающими возможность произвольных действий. Решение проблемы надежных гарантий, таким образом, лежит в политической плоскости.

Карл Маркс был, пожалуй, первым, кто указал на решающую роль изменения прав собственности и обеспечения их политической защиты для развития капитализма и промышленной революции. Будучи современником этих процессов, он безошибочно связал рост капиталистической экономики с победой буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции. Буржуазия, или третье сословие, использовала политическое насилие для ограничения или устранения власти короны, захвата государственной машины, которую европейские монархи к тому времени сделали достаточно сильной, и установления такой системы прав собственности, которая отражала бы интересы именно этого класса. Решение проблемы надежных гарантий, по Марксу, состояло в установлении прямого политического контроля над государством и превращении его в "комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии»

Первоначально контроль за крупными предприятиями не предполагал формализации собственности, а опирался на контроль финансовых потоков предприятий за счет принуждения их руководства к закупкам или продажам через назначенных оффшорных рейдеров, в которых оставалась вся прибыль. Идея была проста: сначала вывести всю прибыль жизнеспособных предприятий за пределы страны, а потом на нее же приобретать акции этих предприятий, получив их в собственность.

Наиболее известными примерами такого поведения стала приватизация предприятий алюминиевого сектора группой TWG и братьями М. и Л. Черными, а также контроль компаний "Аэрофлот" и "АвтоВАЗ" Б. Березовским. Благодаря залоговым аукционам другая группа собственников получила в 1995 г. ряд ключевых предприятий по цене значительно ниже рыночной. Компания "ЮКОС" была продана банку "Менатеп" (78% акций за 159 млн. долл. и 200 млн. долл. в виде инвестиционных обязательств); банк "ОНЭКСИМ" получил 38% "Норильского никеля" за 170 млн., а 51% акций "Сибнефти" достались НФК Березовского за 100,3 млн. долл.

Согласно обычному праву, частная собственность легитимируется вложенным трудом, деньгами, идеями, энергией (даже если это энергия завоевания), а не политической властью. Последняя лишь берет на себя функцию ее последующей защиты. Хотя с момента залоговых аукционов прошло уже более 15 лет, опросы общественного мнения до сих пор демонстрируют негативное отношение к крупным собственникам. По понятным причинам частные лица стремились получить активы по наименьшей цене, но способ, которым они этого добились, и сама цена надолго сделали собственность нелегитимной. Принципиальная нелегитимность прав собственности на активы периода 1990-х предопределяла потенциальную нестабильность этих прав, облегчая вмешательство государства и перераспределение активов.

В 1990-х годах слабое государство не представляло угрозы для частной собственности, но и не имело возможности надежно защищать права. После выборов 1996 г. вертикальная политическая интеграция приобрела характер захвата государства группами интересов.

Согласно опубликованному Всемирным банком исследованию концентрации промышленности в России по состоянию на 2003 г., на предприятиях 22 крупнейших частных собственников было занято 42% рабочей силы страны, на их долю приходилось 39% годового объема продаж. При этом данные активы сосредоточены в секторах с более высоким уровнем концентрации: 10 крупнейших групп владели 60,2% российского рынка акций. В 2004 г. в России было 25 человек, состояние которых превышало 1 млрд. долл. (в 2002 таких было 7, а в 2003 - 17, см.)

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ

2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм

В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:

труд;

издержки;

цена;

прибыль;

заработная плата;

налоги и т.д.

Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.

Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.

Борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.

Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:

регулирующая;

аллокационная;

адаптационная;

инновационная;

распределительная;

контролирующая.

Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:

объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены;

реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

покупатели хорошо информированы о ценах;

продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга;

фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё.

Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:

способствует более эффективному использованию ресурсов;

побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей;

создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники;

обеспечивает свободу выбора и действий.

К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:

неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;

не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства;

не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.

Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.

Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:

олигополия – монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области;

монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров;

чистая монополия – это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара, обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;

монопсония – тип рыночной структуры, при которой имеется лишь один покупатель определенного товара.

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя, политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Оценка конкурентной позиции фирмы требуется по следующим причинам:

разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;

привлечения средств инвестора в перспективное производство;

составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.

В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.

Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.

Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности следующие:

Матричный метод (разработан Бостонской консалтинговой группой).

В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

2) Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия.

Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик.

Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.

Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия – конкурентоспособность товара.

Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

3) Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.

2.2 Планирование деятельности и доходов фирмы

Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия. «Планирование деятельности фирмы» как понятие имеет два смысла.

Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. В этом случае планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок, фирма как субъект рыночной системы подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения. В рамках этой системы главным координатором действий ее участников являются цены, и именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров и услуг. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными и авторитетными действиями руководителей, которые определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых решений.

Второй смысл – конкретно-управленческий. Это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них. Планирование – наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

повышение контролируемой доли рынка;

предвидение требований потребителя;

выпуска продукции более высокого качества;

обеспечения согласованных сроков поставок;

установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

поддержание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики фирмы.

Планирование подразделяется на 3 вида: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее – сроком на 1 год; оперативное – на срок менее 1 года.

Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.

Объем платных услуг по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 1999 года по 30 июня 2000 года, оценивается в 377 млн. рублей. А ведь еще каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса.

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

распределение ресурсов;

адаптация к внешней среде;

внутренняя координация;

организационное стратегическое предвидение.

Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Такой подход дает огромную свободу действий, при которой работники, ответственные за достижение целей, могут легко выбрать такой образ действий, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и не правильного толкования, руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию.

К этим инструментам относятся тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты.

2.3 Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса

Можно выделить следующие основные проблемы предпринимателей России.

Одной из наиболее острых проблем малого и среднего предпринимательства является обременительная система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, а также слишком высокие налоговые ставки при применении упрощенного налогообложения.

Еще одной не менее серьезной преградой на пути успешного развития малого предпринимательства является административное давление на предпринимателей. В частности, имеют место частые проверки, сложная система выдачи разрешений, чрезмерное регулирование. После выхода Указа Президента о сокращении количества плановых проверок увеличилась частота внеплановых.

Административное давление на предпринимателей зачастую оказывается также с помощью действующей системы разрешений. Даже при наличии лицензии предприниматель не может приступить к работе без многочисленных разрешений санэпидемслужбы, пожарной охраны, органов по охране труда и других организаций.

Необходимо принятие федеральных и региональных программ по поддержке малого предпринимательства, принятие программ краткосрочного и долгосрочного государственного кредитования, развития рынка банковских кредитных услуг.

Для работы малых предприятий не менее актуально и создание инфраструктуры их поддержки: бизнес-центров, консалтинговых учреждений, где малый предприниматель мог бы получить квалифицированную помощь в вопросах права, налогообложения, аренды и т. д., с которыми он сталкивается ежедневно.


ГЛАВА 3. ЧТО ИЗВЕСТНО О КОРРУПЦИИ В РОССИИ

3.1. Динамика коррупции в России

Несмотря на очевидные успехи в экономическом развитии последних лет Росси не удается справляться с коррупцией. История пока не знает примеров богатых стран с таким высоким уровней коррупции как в России.

Нельзя надеяться на то, что коррупция исчезнет сама собой по мере дальнейшего роста экономике: в целом ряде исследований в первую очередь в работе сотрудника МВФ П. Мауро было показано, что она действительно влияет на экономический рост (не является его следствием). Поэтому коррупция вполне может стать главным ограничивающим фактором экономического роста в России в ближайшее десятилетие.

Согласно оценкам большинства исследований в начале текущего десятилетия уровень коррупции в нашей стране менялся не значительно: после которого улучшения ситуации в 2000-2003 гг. последовали ее стабилизации и ухудшение в 2003-2005 гг.

"Мониторинг административных барьеров" ЦЭФИР - это регулярные опросы малого бизнеса, основные на репрезентативной выборке в двадцатых регионах, в каждом из которых опрашиваются 100 фирм: 80-существующие, 20-новые. Чтобы каждый год получать доступ к их полному реестру и сделать выборку репрезентативной, ЦЭФИР - сотрудничает с регистрирующими органами. С точки зрения малых фирм динамика коррупции представляется вполне логичной. Сначала административные реформы дали положительный эффект: фирмы стали меньше жаловаться не только на коррупцию, но и на инспекции, лицензирования, сертификацию, регистрацию - целевые объекты реформы регулирования. По всем показателям в первые три-четыре года реформ наблюдался устойчивый прогресс коррупция тоже снижалась, и фирмы отмечали ее значение. Но в последние два года она стала расти. В российских регионах исследователи пытаются измерить количество помощи отдельным компаниям из региональных бюджетов и ее концентрацию в нескольких компаниях. Оказалось, что соответствующие показатели во времена президента Б. Ельцина и В. Путина близки правда, реципиенты господдержки оказались разными: от региональных компаний она сместилась в пользу государственных компаний федерального уровня.

3.2. От чего зависит коррупция

Коррупция - одна из самых древних проблем общества и государства, но лишь недавно она стала объектом моделирования, измерения и анализа с использованием статистических методов. В последнее время особую популярность приобрели межстрановые сопоставления, в которых единицей наблюдения являлась страна: в этих работах изучается связь показателей коррупции с другими страновыми социально-экономическими и политическими характеристиками. Вместе с теми появилась и микроэкономические исследования, в которых сравниваются не только страны, но и отдельные предприятия и домохозяйства.

Различные страновые индексы коррупции, как правило, высоко коррелированны друг с другом, поэтому все исследования дают схожие результаты: тем более открытая экономика, тем меньше она регулирована, чем больше в ней свободы средств массовой информации, чем больше частных предпринимателей, тем ниже уровень коррупции в стране, Россия занимает второе место в мире по коррупции, потому что она дала взятку что - бы не быть на первом месте. В рамках исследования "Doing  Business" все показатели жесткости регулирования в той или иной степени, коррелируют с коррупцией: чем больше регулирование, тем выше коррупция в связи с этим можно вспомнить известное положение о том, что коррупция выступает своего рода "смазкой" в жестком бюрократическом механизме и тем самым относительно полезна.

Впрочем, они не учитывают тот факт, что меры регулирования нередко и принимаются для того, чтобы у предприятий и населения возникла потребность в «смазке». Поэтому чем больше распространена коррупция, тем выше устанавливается планка регулирования, для того чтобы затем снижать ее за взятку.

Существует и несколько микроэкономических исследований коррупции, когда ученым удается получить сведения о конкретных взятках и выявить к чему приводят различные методы борьбы с ней. Иногда эти исследования основаны на данных опросов, иногда - на результатах «естественных экспериментов» В работе Р. Рейникка и Я. Свенссона анализируется фактически чистый эксперимент в области школьной реформы в Уганде. Выяснилось, что пока в газетах не напишут о праве родителей на доступ к федеральным средствам, они будут разворачиваться на региональном уровне. Как только было решено в обязательном порядке публиковать соответствующую информацию в газетах, коррупция резко снизилась.

Количественные исследования не дают однозначных доказательств того, что в последние годы коррупция в России резко выросла. В то же время ее существующий уровень может стать основным предприятием для поддержания высоких темпов экономического роста и сокращения разрыва между Россией и развитыми странами. Для борьбы с коррупцией необходимы свобода СМИ и уменьшение государственного присутствия в экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.  

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:

функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение – показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;

ценообразовательную функцию – цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);

информационную функцию;

Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого находить объективные данные, позволяющие правильно, безубыточно строить свою хозяйственную деятельность.

посредническую функцию;

санирующую функцию;

По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в установленном законом порядке.

Фирму можно определить как «группу людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы». Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция. В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Существует несколько методов оценки конкурентоспособности фирмы.

Планирование деятельности фирмы подразделяется на 3 вида: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее – сроком на 1 год; оперативное – на срок менее 1 года.

Можно выделить следующие основные проблемы предпринимателей России: обременительная система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, административное давление на предпринимателей, отсутствие системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Дашков Л.П. и др. Коммерция и технология торговли. Учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.

5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. М.: Дело, 1998.

6. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. М.: Мысль, 2001.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.– М.: «Дело», 2007.

8. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №2.

9. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг.– 1996.– №3.

10. Волков В. Журнал «Вопросы экономики» 2010. - №8

11. Гуриев С. Журнал «Вопросы экономики» 2007. - №1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55298. З природою живи у дружбі 119.5 KB
  Гра-брейнстормінг Які лікарські рослини ви знаєте 3. З історії використання лікарських рослин Лікарські рослини були відомі людині ще в глибокій старовині. Можливо ще задовго до появи на Землі людини тварини використовували цілющі властивості деяких рослин.
55299. Угадай-ка, природу! 77.5 KB
  Цель данной игры: развивать творческий подход учащихся к формулировке основных понятий и терминов, умения и навыки переносить знания в биологии на практику, научить анализировать увиденное и формулировать четкие ответы, воспитать любовь учащихся к природе.
55300. Ми всі господарі природи, тож збережемо її вроду 35.5 KB
  Мета: виховувати любов до природи; формувати навички правильної поведінки на природі. Здавна люди відчували свою близькість до природи. Всім відомо що людина -– це частина живої природи.
55301. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! 48.5 KB
  Оборудование: иллюстрации животных тетради по окружающему миру конверт с Жалобной книгой карточки макет Красной книги альбом краски кисточки. Сообщение темы и цели урока: Сегодня на уроке мы будем говорить об окружающей нас природе: о жизни растений животных...
55302. Роль ТВК в системі економічного районування 23.48 KB
  Ще за часів роботи над мережею економічних районів було описано два різновиди процесів та явищ: тенденція до членування виробництва, що виявлялася у поділі праці
55303. Охорона природи 98.5 KB
  Мета: дати знання про сучаснi методи охорони природи; познайомити з природоохоронними територiями своєї мiсцевостi, розвивати вміння аналiзувати, узагальнювати; розвивати здiбностi до самоосвiти;...
55304. Прислівник 108.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати відомості про прислівник; активізувати розумову діяльність учнів, спрямовану на узагальнення знань, навичок; удосконалити орфографічні та пунктуаційні навички...
55305. Призма. Розв’язування задач 958 KB
  Розвивати вміння застосовувати властивості планіметричних фігур для розв’язування стереометричних задач на прикладі теми Призма. Сприяти творчості учнів та вмінню обґрунтовувати кроки в процесі розв’язування задач.