73305

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНСТРУМЕНТАМИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Курсовая

Макроэкономика

Влияние фискальной политики на инфляционные процессы: разные подходы в теории Кейнсианский подход. Анализ показателей этапов и факторов инфляции в экономике РБ. Влияние фискальной политики РБ на инфляционные процессы ВВЕДЕНИЕ Разработка комплекса мер позволяющих обуздать инфляционные процессы является одним из дискуссионных вопросов современной макроэкономической политики государства.

Русский

2014-12-10

562 KB

6 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра менеджмента и организации здравоохранения

РУТКЕВИЧ
Валерия Юрьевна

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНСТРУМЕНТАМИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Курсовая работа

по макроэкономике

Научный руководитель:
кандидат экономических наук
доцент Л.В. Воробьева

Допущена к защите:
«___»______________2014 г.

Зав. кафедрой менеджмента и организации здравоохранения
кандидат экономических наук И.С. Полоник

Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Влияние фискальной политики на инфляционные процессы: разные подходы в теории

Кейнсианский подход

Глава 2 Анализ показателей, этапов и факторов инфляции в экономике РБ

Глава 3 Влияние фискальной политики РБ на инфляционные процессы


ВВЕДЕНИЕ

Разработка комплекса мер, позволяющих обуздать инфляционные процессы является одним из дискуссионных вопросов современной макроэкономической политики государства. Трудность данной задачи заключается в том, что инфляция порождает множество экономических процессов с положительной обратной связью, когда результат процесса выступает в то же время предпосылкой его повторения на новом уровне. Экономику Республики Беларусь относят к переходному типу, а для любой страны с такой экономикой наиболее острой остается проблема инфляции - одна из важных проблем, с которыми часто сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, способствующих снижению инфляции. Макроэкономические условия, в которых функционирует экономика Республики Беларусь, диктуют необходимость проведения активной фискальной политики для устранения макроэкономических дисбалансов. Бюджет и налоговая сфера экономики Беларуси находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, поэтому тема данной курсовой актуальна.

В рамках данной работы, объектом исследования являются инфляционные процессы и их регулирование. Предметом  выступает влияние инструментов фискальной политики в Республики Беларусь на инфляционные процессы.

Цель работы - исследовать инфляционные процессы Республики Беларусь и их регулирование с помощью фискальной политики.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

сравнить разные подходы в теории фискальной политики и её влияния на инфляцию;

проанализировать показатели, этапы и факторы инфляции в экономике Республики Беларусь;

оценить действия инструментов фискальной политики  на инфляцию в Республике Беларусь.

В процессе написания работы были использованы следующие материалы: учебники Дж. Сакса и Ф.Б. Ларрена, Г. Мэнкью, Агаповой Т.А. и Серегина С.Ф., Статистический ежегодник Республики Беларусь, материалы сайта Министерства финансов и Статистического комитета Республики Беларусь, Бюджетный  кодекс Республики Беларусь.


ГЛАВА 1

ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ

  1.  Кейнсианский подход относительно влияния фискальной политики на инфляцию

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

При регулировании негативных последствий инфляции выделяют инструменты двух основных направлений антиинфляционной политики. В рамках первого направления (разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика.

В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс подразумевает, что современная рыночная экономика несовершенна и не может обеспечить устойчивое развитие экономики на уровне полной занятости населения, поэтому необходимо государственное регулирование экономики. Одним из инструментов государственного регулирования выступает фискальная политика. К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю рассматривают фискальную политику как «сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое для изменения реального валового внутреннего продукта и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста». Проводя данный анализ, они предполагают, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос и никак не воздействует на совокупное предложение [9, с. 257].

Одной из целей фискальной политики является  манипулирование государственным бюджетом для снижения инфляции. Маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги [9, с. 399].

В экономической теории Дж. Кейнса, основными задачами антиинфляционной программы являются: сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий, повышение налогов, повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения. Осуществление государственных расходов происходит за счёт средств государственного бюджета (от англ. budget — сумка; - это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств).

С точки зрения кейнсианского подхода государственные расходы не только непосредственно увеличивают величину совокупного спроса, но и оказывают сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. В зависимости от параметров модели кейнсианского креста определяется эффективность  влияния фискальной политики на инфляцию. Для оценки эффективности фискальной политики используется понятие мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину изменяется равновесный выпуск при изменении государственных расходов на единицу.

В модели кейнсианского креста мультипликатор государственных закупок описывается формулой:  

multG=

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPI - предельная склонность к инвестированию;

MPQ - предельная склонность к импортированию;

t - предельная налоговая ставка.

Чем больше спрос, тем более эффективна фискальная политика. Наблюдается положительная зависимость между эффективностью бюджетно-налоговой политики и предельной склонностью к инвестированию. Система подоходного налогообложения снижает величину располагаемого дохода и ослабляет мультипликативный эффект. Снижает величину мультипликатора также и предельная склонность к импортированию, в связи с чем при прочих равных в закрытой экономике фискальный мультипликатор оказывается выше, нежели в открытой. Мультипликатор государственных расходов по своей абсолютной величине превышает мультипликаторы налогов и трансфертов, а значит, изменение государственных расходов может наиболее сильно повлиять на объем реального выпуска. Таким образом, чем выше предельная склонность к потреблению и предельная склонность к инвестированию, тем эффективность фискальной политики выше. Чем выше предельная налоговая ставка и предельная склонность к импортированию, тем эффективность фискальной политики ниже. Однако мультипликатор модели кейнсианского креста не учитывает влияние эффекта вытеснения инвестиций.

Анализируя экономику, находящуюся в кризисном состоянии, Кейнс пришел к выводу, что увеличение спроса в период подъема может вызвать только рост общего уровня цен. В состоянии полной занятости экономика находится на пределе своих производственных возможностей, а избыточный спрос в этих условиях вызывает инфляцию спроса.

Когда реальный равновесный выпуск превышает выпуск при полной занятости (инфляционный разрыв), наблюдается избыточность совокупного спроса. Преодолению инфляционного разрыва, с точки зрения Кейнса, способствует сдерживание совокупного спроса путем увеличения налогов и сокращения государственных расходов. На рисунке 1.1.1 эти меры государственной экономической политики соответствуют сдвигу кривой совокупного спроса AD вниз в позицию AD1 и перемещению равновесия из точки E0 в точку E1 .

Рисунок 1.1.1 - Модель Кейнсианского креста в фазе подъема

Примечание - Источник: [1, с. 106]

Все меры государственного регулирования в кейнсианской модели предназначены для воздействия на экономику в краткосрочном периоде. Кейнс не считал нужным заглядывать далеко в будущее и изучать поведение экономики в более отдаленной перспективе.

В кейнсианской модели рынок труда не обладает достаточной гибкостью, заработная плата «жесткая», цены неэластичны в сторону понижения. Все эти факторы сильно замедляют процесс самовосстановления экономики. Отсюда следует вывод о том, что если экономика пребывает в состоянии внутренней нестабильности, то необходимо проводить активную макроэкономическую политику, для того чтобы ускорить процесс восстановления.

При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств.  Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.

Согласно теории Кейнса увеличение денежной массы в обращении будет приводить к инфляционному росту цен в той же пропорции только в условиях полной занятости. В условиях же неполной занятости рост денежной массы будет приводить к увеличению степени использования ресурсов. И чем дальше от состояния полной занятости находится экономика, тем в большей степени увеличение денежной массы будет сказываться на росте производства и занятости, а не на росте цен.

Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер; ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей [19].

  1.  Неоклассический подход к рассмотрению фискальной политики и её влияния на инфляционные процессы

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.  Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

М. Фридмен, представитель монетаристской школы, категорию «фискальная политика» не рассматривал, а делал акцент на государственные расходы и налогообложение, уменьшающее неблагоприятные факторы развития национальной экономики государства и воздействующее на денежное обращение с помощью изъятия излишнего количества денег из обращения [1, с.19]

В концепции теории рациональных ожиданий (возникла как альтернатива кейнсианской теории, которая не смогла четко объяснить события 70-80-х гг. в США, во время которых наблюдалась инфляции в совокупности со спадом производства), относящейся к неоклассическому направлению, рыночный механизм автоматически поддерживает экономику в состоянии равновесия. Принимая собственные решения относительно ожидаемых результатов стабилизационной политики, можно прийти к нулевому эффекту,  рост совокупного спроса приведет лишь к росту цен.

По мнению представителей австрийской школы и кейнсианской теории, ссылающихся на фундаментальную непредсказуемость будущего, формирование ожидаемого не может быть рациональным.

Однако, несмотря на то, что подход с позиций рациональных ожиданий остается во многом противоречивым, почти все экономисты согласны с тем, что характер инфляционных ожиданий влияет на выбор между безработицей и инфляцией в течение краткосрочного периода. Таким образом, доверие, оказываемое программе сокращения инфляции, становится одним из факторов, определяющих, насколько дорогостоящим будет осуществление этой программы.

Центральная роль ожиданий еще больше усложняет прогнозирование результатов проведения альтернативных вариантов экономической политики.

Монетаристы довольно сильно уменьшают значение фискальной политики как средства перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что фискальная политика безрезультативна из-за существования эффекта вытеснения.

Из монетаристского подхода следует, что значительная инфляция может быть следствием только высоких темпов роста денежной массы.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3 – 4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (М = PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рос цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем  положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Однако в последнее время получила свое развитие новая теория, которая доказывает непосредственное влияние фискальной политики на уровень цен вне зависимости от монетарных переменных. Фискальная теория определения уровня цен определяет уровень цен в качестве переменной, которая может изменяться в целях выполнения межвременного бюджетного ограничения правительства. Это означает, что текущие обязательства правительства должны быть равны чистой текущей стоимости будущих государственных доходов, т.е. будущих бюджетных профицитов и дохода от сеньоража.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Государственные расходы являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Расходная часть бюджета отличается разнообразием. Существуют различные классификации государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным (государственные закупки) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства производятся в форме прямой передачи средств [12, с.422-423].

Существуют два основных положения фискальной политики. Согласно первому - увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму - увеличение налогообложения ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор [9].

При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств [2].

Таким образом, экономисты кейнсианского и классического направлений имеют различные представления о поведении номинальных и реальных показателей и, как следствие, их точки зрения относительно необходимости использования фискальной политики для стабилизации экономики сильно отличаются.

Экономисты-классики, напротив, склонны считать, что экономика должна возвращаться к потенциалу самостоятельно, а активное применение фискальной политики может лишь усилить амплитуду колебаний выпуска и занятости, если вследствие наличия временных лагов воздействие стабилизационных мер начнет проявляться на противоположной фазе экономического цикла.

В рамках теории экономики предложения А. Лаффер, М. Бернс, Г. Стайн акцентируют внимание на роли совокупного предложения, на которое оказывают воздействие ставки налогообложения. Таким образом, под фискальной политикой они понимали политику правительства, направленную на формирование доходов государственного бюджета посредством установления взаимозависимости между налоговыми ставками, которые должны быть на оптимальном уровне, и объёмом налоговых поступлений[1, с.19]

Они утверждали: большая часть налогов перекладывается на потребителей и тем самым вызывает ускорение инфляции издержек.

Сокращение же налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но и при более низких ставках налога обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счёт расширения налоговой базы. Рисунок 1.2.2 отражает это.

Рисунок 1.2.2 -

Согласно концепции У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, фискальная политика выступала только как инструмент, с помощью которого происходит финансовое обеспечение выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

Так как экономика автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия, то фискальная политика, по мнению классиков, лишь усиливает экономическую нестабильность и должна сводиться к минимуму.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена: MV = PQ,  где М – предложение денег,  V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;  P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;  Q – физический объем производимых товаров и услуг.  Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут.  

При анализе эффективности бюджетно-налоговой политики обычно оценивается величина  фискальных мультипликаторов. Однако оценка фискальных мультипликаторов является в целом очень непростой задачей.

Во-первых, самостоятельной проблемой выступает идентификация фискального шока.

Во-вторых, помимо дискреционной фискальной политики на реальный ВВП оказывает влияние множество других факторов, в том числе меры монетарной политики и автоматическая фискальная политика.

В-третьих, затрудняет расчет мультипликатора также и то, что его величина зависит от того, осуществляется ли фискальная мера единовременно или периодически.

В-четвертых, между осуществлением фискальной меры и проявлением ее воздействия существует временной лаг. 

В-пятых, размер фискального мультипликатора меняется с течением времени и зависит от существующих экономических условий.


ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ЭТАПОВ И ФАКТОРОВ ИНФЛЯЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Показатели инфляции Республики Беларусь

Инфляция многоплановое явление в том смысле, что она затрагивает многие экономические показатели. Поэтому существует несколько способов ее расчета.

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), рассчитываемый как изменение в стоимости потребительской корзины. Этот индекс наиболее широко используется в рыночной экономике. Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг.

Норма инфляции (измерение с помощью дефлятора ВВП). Дефлятор ВВП (GDP deflator) рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров. Дефлятор ВВП характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Дефлятор ВВП является более реалистичным показателем инфляции по сравнению с индексом потребительских цен, поскольку отражает изменение цен на все товары, производимые в стране.

Норма инфляции (измерение с помощью покупательной способности денежной единицы). Индекс покупательной способности  - величина обратная индексу дефлятора ВВП.

обозначения исходных показателей

Показатель

Условное
обозначение

Результативный признак:
индекс потребительских цен

ИНФ

Факторные признаки:

ИПЦ_1

фактор инфляционной инерции

средневзвешенный валютный курс белорусского рубля по отношению к доллару США

ВК

средняя объявленная ставка рефинансирования Национального банка

РЕФ

Наличные деньги в обороте

М0

Переводные рублевые депозиты

(М1-М0)

Срочные рублевые депозиты и ценные бумаги, выпущенные банками вне банковского оборота

(М2-М1)

валютные депозиты

(М3-М2)

номинальная среднемесячная заработная плата

СЗП

Информационной основой являются статистические данные Министерства статистики и анализа и Национального банка Республики Беларусь. Все показатели представлены в виде цепных помесячных темпов прироста. Это позволяет, по мнению авторов, решить важную проблему, связанную со стационарностью временных рядов [6].

Выделяют и другие индексы: индекс цен производителя (отражает в среднем изменение цен товаров, закупаемых товаропроизводителями на оптовых рынках, т.е. изменение цен, которые платят производители товаров, а не их конечные потребители); дефлятор валового национального продукта (ВНП), или индекс цен ВНП.

Дефлятор ВНП более пригоден, чем индекс потребительских цен, для измерения общего уровня цен. Индекс цен ВНП шире, чем индекс потребительских цен, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров, товаров, приобретаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.

2.2 Факторы инфляции Республики Беларусь

Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике. [Литвиненко ]

Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, инфляция в белорусской экономике имеет четко выраженную инерционность, то есть рост цен является инерционным процессом. Значительная часть ценовой динамики обуславливается инфляционной инерцией. Так, каждый процент прироста цен за определенный месяц примерно на 45,0% переносится на последующий (причем коэффициент регрессии при ИПЦ_1 самый большой).

Во-вторых, важным фактором инфляции является динамика средневзвешенного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Так, девальвация белорусского рубля в текущем месяце на 1 процент приводит к росту потребительских цен в этом же месяце на 0,263 процента. Значительное влияние валютного курса на уровень инфляции обусловлено высокой степенью открытости и долларизации белорусской экономики. Воздействие валютного курса передается по трем основным каналам: 1) прямое воздействие через цены импортных товаров, входящих в потребительскую корзину, используемую для расчета ИПЦ; 2) косвенное воздействие через цены импортных промежуточных товаров (услуг); 3) воздействие через ожидания, включая также предполагаемую реакцию денежно-кредитной политики.

В-третьих, увеличение денежной массы (в частности, М0_6 и (М1-М0)_6) с течением времени приводит к росту цен. Так, увеличение наличных денег в обороте в текущем месяце на 1 процент оказывает максимальное влияние на рост потребительских цен через 6 месяцев и приводит к их увеличению на 0,065 процента. Аналогично увеличение переводных депозитов в текущем месяце на 1 процент через 6 месяцев стимулирует рост цен на 0,050 процента.

В-четвертых, рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в текущем месяце на 1 процент с лагом в 7 месяцев приводит к росту потребительских цен на 0,045 процента. Заметим, что рост доходов населения неизбежно приводит к увеличению потребления. А растущий платежеспособный потребительский спрос, в свою очередь, оказывает давление на цены в сторону повышения (при этом величина повышения во многом зависит от степени насыщения рынка товарами и услугами). К тому же рост заработной платы приводит к увеличению издержек производства, что также способствует росту цен.

В анализе взаимовлияния факторных признаков существует еще одна важная проблема. Известно, что в экономике все взаимосвязано и почти все макроэкономические показатели, являясь обобщающими показателями состояния экономики, также чаще всего взаимозависимы. К примеру, инфляция тесным образом связана с динамикой валютного курса и денежной массы. В свою очередь, динамика валютного курса и денежной массы определяется колебаниями друг друга и предшествующей динамикой инфляции и т.д.

Инфляция является системным явлением, то есть существует также определенный “системный эффект”, связанный с совместным влиянием указанных факторов на динамику инфляции.

В итоге следует вывод о том, что основным фактором (с учетом сопутствующего влияния остальных факторных признаков) является инфляционная инерция. Этот фактор на 36,2% объясняет инфляцию в белорусской экономике.

Вторым по значимости фактором инфляции является динамика средневзвешенного курса белорусского рубля по отношению к доллару США (19,0%), третьим – динамика денежной массы (М0_6 – 13,9%, (М1-М0)_6 – 5,0%). Отметим, что в сумме монетарные факторы (инфляционная инерция, динамика валютного курса и денежной массы) объясняют 74,1% вариации исследуемого признака. Среди немонетарных факторов - номинальная среднемесячная заработная плата (7,5%). И самым незначительным инфляционным фактором является объем промышленного производства (1,5%) [6].

Рисунок 2.2.3 – Факторы инфляции в Республике Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка по данным [c.13-14]

Стратегическая цель антиинфляционной политики— привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

2.3 Этапы развития инфляции в Республике Беларусь

Инфляция обусловлена причинами, которые глубоко скрыты внутри экономики Республики Беларусь. Чтобы выявить эти причины полезно проследить развитие инфляции в РБ с момента её выхода из состава СССР.

Рисунок 2.3.4 – Темпы инфляции в 1991-2012 годах

Примечание – Источник: [c. 10]

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики.

В развитии инфляции в Республике Беларусь с 1991 г. и до 2011 года прослеживаются 5 периодов, имеющих качественные характеристики:

1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

2) 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);м

3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000—2001 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

5) 2002 – 2010 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции. [11, с. 9-10]

Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2010 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов:

1. Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.

В 1993 г. главной формой инфляции в Беларуси становится инфляция издержек. Причинами ее возникновения стал рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы. В это время вместе с инфляцией протекает также рецессия.

2. Второй этап (2 половина 1992 – 1994 годов). Он ознаменовался либерализацией цен, созданием собственной денежной системы. Высокая инфляция 1992–1994 годов определялась во многом объективными причинами. В первую очередь, имеется в виду накопленный инфляционный потенциал и разбалансированность экономики перед

освобождением цен, а также «шоковое» состояние национальной экономики (особенно промышленности) после освобождения цен. С другой стороны, в 1992–1994 годах на раскручивание инфляционной спирали в стране в значительной мере повлияла проводимая макроэкономическая проинфляционная политика. Она явилась главным стимулятором инфляции в этот период. Уровень инфляции в 1993 и 1994 годах составил свыше 2000 %. Одновременно уровень налогообложения был достаточно высоким (налоги и платежи составляли более 50 % по отношению к ВВП).

Очень высокими были инфляционные ожидания, что постоянно подталкивало цены. Рассматриваемый период отмечен и безоглядным наращиванием внешнего долга. Такая политика вела к накоплению инфляционного потенциала.

3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. С 2000 года в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке.

5. Этот период характеризуется высоким экономическим ростом и мягкой денежно-кредитной политикой. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США. С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ, однако в 2010 г. цены на продовольственные товары и услуги снизились на 6,8% по сравнению с ценами 2009 года.


ГЛАВА 3

ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Состояние фискальной политики и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в Беларуси зачастую остается неочевидны количественно показать влияние сектора государственных финансов  на экономику достаточно сложно. Одной из причин является широкое распространение квазифискальной активности. Статистические данные по квазифискальной деятельности не отражаются в статьях расходов бюджета, и потому они зачастую недоступны, что затрудняет анализ их влияния на экономическое положение Беларуси. Еще одним фактором, затрудняющим анализ фискальной политики, является недостаточнополная и не сопоставимая статистика сектора государственных финансов, что создает дополнительные препятствия для оценки изменений, происходящих в фискальной политики Беларуси [2].

Индексы потребительских цен по Республике Беларусь в 2012-2013 гг. (в процентах к декабрю предыдущего года)

Рисунок 3.4.5 - Индексы потребительских цен по Республике Беларусь в 2012-2013 гг. (в процентах к декабрю предыдущего года)

Примечание - Источник:[Белстат]

По сравнению с предыдущим годом уровень инфляции снизился. Индекс потребительских цен (ИПЦ) в декабре 2013 г. по сравнению с декабрем предшествующего года составил116,5% (121,8%  в 2012 г.).Прирост инфляции получен главным образом за счет свободных цен и тарифов, на долюкоторых приходится 2/3 общего прироста ИПЦ, за счет регулируемых цен и тарифов сформировано 1/3. Основным показателем, характеризующим эффективность стабилизационной бюджетно-налоговой политики, является фискальный мультипликатор, величина которого демонстрирует краткосрочное изменение реального ВВП в ответ на единовременное изменение государственных расходов на одну единицу.

Опережающими темпами по сравнению с ценами на продовольственные (113,4%) и непродовольственные товары (107,6%) росли тарифы на услуги – 139,1%.

 

Рисунок 3.5.6 - Параметры  консолидированного бюджета в 2011-2013 гг., трлн. руб.

Примечание - Источник: собственная разработка по данным: [11, с. 407]

Доходы консолидированного бюджета 2012 составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП). Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5% ВВП (в 2011 году профицит составлял 2,1% ВВП). [16, с. 4-5]

Расходы консолидированного бюджета, по предварительным данным, в 2013 году профинансированы в сумме 187,8 трлн. руб., что на 2,3% выше уровня  2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п., составив 29,5% ВВП.[Минфин с. 4]. Значительную часть расходов консолидированного бюджета (45,6 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,5% общегосударственных расходов.  В 2013 году расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно 2012 года на 30,5% в реальном выражении. Около 14,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с 2012 годом такие расходы сократились на 25,3% в реальном выражении.  Расходы бюджета на национальную экономику составили 31,2 трлн. руб., или 16,6% всех бюджетных расходов. Более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

Доходы республиканского бюджета в 2013 году составили 105,8 трлн. рублей (или 16,6 процента к ВВП), а расходы- 107,8 трлн. рублей (или 16,9 процента к ВВП).

Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

По данным Министерства по налогам и сборам на 1 января 2014 года задолженность по налогам и сборам составила 65,7 млрд. рублей и сократилась за декабрь 2013 года на 141,4 млрд. рублей.

Таблица 2.2 - Индекс потребительских цен (в процентах)

2011 год

2012 год

2013 год

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года)

208,7

121,8

166,5

Индекс потребительских цен (к  предыдущему году)

153,2

159,2

118,3

Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года)

249,6

120,6

110,7

Индекс-дефлятор ВВП (в процентах к предыдущему году)

171,2

175,4

119,0

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [11, с. 230, 466].

Рисунок 3.7 - Исполнение консолидированного бюджета  в 2012-2013 гг.

Примечание - Источник: [16, с. 4]

На риcунке 3.7 представлена динамика доходов и расходов консолидированного бюджета. Доходы и расходы колеблются в широком диапазоне от 25 до 50% от ВВП. Очевидно, такие перепады не соответствуют фактическому состоянию фискальной политики, отражая в большей степени изменения в порядке учета доходов и расходов консолидированного бюджета, включения  ФСЗН и инновационных фондов [2].

Жесткая бюджетно-налоговая политика и улучшение внешнеэкономических условий способствовали сдерживанию инфляции, которую удалось снизить до 21,8 процент на конец периода 2012 года. Замедление роста внутреннего спроса привело к снижению темпов экономического роста до 1,5 процента, но способствовало  в 2012 году.

Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства. 

.

Прирост потребительских цен в январе 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 1,6 процента, с январем 2013 г. 14,9 процента (годом ранее-3,0 и 23,1 процента соответственно). При этом цены на продовольственные товары увеличились на 2,3 процента, на непродовольственные товары- на 0,6 процента, тарифы на платные услуги- на 1,6 процента (таблица 1.7.1). Рост цен на продовольственные товары в январе 2014 г. по сравнению с декабрем дал 1,2 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары- 0,2 процента, на платные услуги- 0,2 процента прироста сводного индекса цен.

Поддержание экономического роста в 2014 г. требует увеличения фискального стимулирования, что, предположительно, приведет к дефициту консолидированного бюджета (1.4% ВВП). Однако резкого смягчения фискальной политики не ожидается, так как сохраняется высокий риск инфляции, обеспечитвающий профицит бюджета на уровне 0.3% ВВП. Доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 29% ВВП в 2014 г., что немного меньше уровня 2013 г. (29.3% ВВП). Отрицательная динамика связана со снижением доходов от налога на прибыль. С одной стороны, возникновение дефицита связано с неблагоприятной макроэкономической ситуацией, которая автоматически способствует снижению налоговых доходов бюджета. С другой стороны, ожидается, что дискреционная фискальная политика будет направлена на поддержание роста через увеличение государственных расходов на инвестиции [2, с. 4].  

Ожидается, что дискреционная фискальная политика будет направлена на поддержание роста через увеличение государственных расходов на инвестиции.

Либерализация системы оплаты труда в реальном секторе экономике способствовала росту заработной платы, которая в целом по республике увеличилась по сравнению с 2012 г. на 37,0%, в реальном выражении – на 15,8%. В номинальном выражении ее размер в январе-декабре 2013 г. составил 5139,4 тыс. рублей. В долларовом выражении заработная плата в декабре составила 619 долл. США. Итоги 2013 года свидетельствуют о стабильной ситуации на рынке труда. Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах и на конец декабря составляет 0,5% к численности экономически активного населения. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец декабря 2013 г. составила 20,9 тыс. человек, что на 16,0% меньше, чем на конец декабря 2012 г.

В настоящее время макроэкономические условия, в которых функционирует экономика Республики Беларусь, диктуют необходимость проведения активной фискальной политики для устранения макроэкономических дисбалансов. Для построения эффективной стабилизационной политики необходимо понимать влияние фискальной политики на уровень инфляции. Для выявления характера фискальной политики государства необходимо рассмотрение динамики доходов и расходов бюджета.  

Применение нового метода осуществления контроля — мониторинга за три месяца 2012 г. позволило пополнить бюджет на 119,7 млрд. руб. налогов, уплаченных субъектами хозяйствования после рекомендаций в добровольном порядке.

Структура расходов консолидированного бюджета относительно устойчива и не претерпевает столь частых изменений, как структура доходов. Расходы консолидированного бюджета на практике являются инструментом, с помощью которого провоцируется усиление делового цикла. Значение же структурного сальдо консолидированного бюджета говорит о том, что фискальная политика на протяжении рассматриваемого периода была в определенной степени мягкой.

        Ситуация с расхождением между официальным или фактическим сальдо бюджета и скорректированным на различные искажающие факторы становится особенно разительной, если учитывать квазифискальную активность.. С учетом корректировки на квазифискальную деятельность, отражаемую в расходах на рекапитализацию банков и расходах на выполнение гарантий по займам реального сектора, структурное сальдо консолидированного бюджета становится устойчиво отрицательным.

В частности, органам государственного управления, отвечающим за макроэкономическую политику, следовало бы выработать свой собственный подход к расчету структурного сальдо и регулярно отслеживать его динамику. Это могло бы стать важным инструментом по совершенствованию фискальной политики в Беларуси.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию, нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Анализ экономических исследований взаимодействия фискальной политики и инфляции, проведенных западными учеными, позволяет сделать вывод об отсутствии постоянного взаимодействия между проводимой фискальной политикой и уровнем инфляции. Корреляция между фискальной политикой и уровнем инфляции зависит от особенностей экономической модели государства. Таким образом, Правительство Республики Беларусь при планировании проведения фискальной политики должно моделировать влияние различных инструментов фискальной политики на макроэкономические переменные, и в частности на уровень инфляции, используя эконометрические модели, основанные на теоретических разработках с учетом специфики национальной модели экономики.

В ходе проведенного исследования инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь можно отметить следующее.

Во-первых, инфляция имеет четко выраженную инерционность, то есть значительная часть динамики инфляции обуславливается инфляционной инерцией. Во-вторых, инфляция является сложным системным явлением, поэтому существует “системный эффект”, связанный с совместным перекрестным влиянием факторов на ее динамику. В-третьих, в ходе анализа обнаружено четыре фактора инфляции: монетарный фактор долгосрочного характера, монетарный фактор краткосрочного характера, ценовой фактор производителей и фактор экономической активности. В-четвертых, инфляция в белорусской экономике имеет выраженную сезонность.

Основной задачей антиинфляционной политики на современном этапе является ограничение темпов роста базовой инфляции.

В итоге следует отметить, что последовательное снижение инфляции до однозначных цифр является обязательным условием для роста монетизации, повышения инвестиционной привлекательности и в целом устойчивого и динамичного развития белорусской экономики, ее интеграции в мировое экономическое сообщество.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2004. - 447 с.

Беларусь: макроэкономический прогноз, №1(8), июнь 2014 года http://www.research.by/analytics/macroforecast/1401/ исследовательский центр ипм

Белова, И.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства/И.А. Белова// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208). Экономика. Вып. 29. С. 17–20.

Бобко, А.В. Фискальная  политика  и  инфляция/Белорусский государственный экономический университет

Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З

Ковалев,  М.М. Антиинфляционная политика для Республики Беларусь/ Режим доступа: www.bsu.by/Cache/pdf/51263.pdf. - Дата доступа: 21.11.2014.

Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чипурин [и др.]; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2010. – 874 с.

Литвиненко, А.В. Взаимосвязь государственной антиинфляционной, денежно-кредитной и бюджетной политики 11 с.

Макконелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ.Т.2, стр.399, 399 стр. ISBN 5-7261-0012-3

Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика: / Н.Г. Мэнкью ; под общ. ред. Р.Г. Емцова [и др.].пер. англ. – М. : МГУ, 1994. – 736 с.

Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс : учебник / Н.Г. Мэнкью ; под общ. ред. В.М. Цветаева, Ю.Н. Куптуревского ; пер с англ.: В. Кузин и др. – СПб. : ПитерКом, 1999. – 784 с.

Муха, А.В., Езепов, Д.А Анализ и количественная оценка степени влияния факторов на инфляцию в Республике Беларусь 40 с.

Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2012 год, организации работ по выполнению задач на 2013 г. Доклад Министра экономики на заседании Совета Министров Республики Беларусь « [Электронный ресурс].– 2013. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. – Дата доступа: 01.12.2014

Овчинников, Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. - 368 c.

О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов Аналитические доклады 2011. http://minfin.gov.by/budgetary_policy/analytical_reports/2011/

О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов Аналитические доклады 2013. http://minfin.gov.by/budgetary_policy/analytical_reports/2013/

Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь Аналитическое обозрение 2013 г. Минск

Пелипась И. Инерционна ли инфляция в Беларуси?// BEROC Policy Paper Series, 2012. - 13 с.

Петрова, О.А., Девятловский, Д.Н.,  Девятловская, А.Н. ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» / Инфляция в современной экономике / Режим доступа : http://www.rusnauka.com/8_DNI_2009/Economics/43750.doc.htm. - Дата доступа: 23.11.2014.

Политическое и социальное-экономическое развитие Республики Беларусь: история и современность /Сборник научных статей по материалам академической научной конференции студентов и магистрантов БГСХА 2013

Сакс, Дж, Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. – 848 с.

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2014. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Мн., 2014. – 534 с.

Проблемы фискальной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит некоторый промежуток времени; Однако предсказать направления развития экономики с высокой точностью не всегда представляется возможным, что вынуждает правительство  принимать решения по настройке инструментов бюджетно-налоговой политики с запоздание.  Моисеенко ИА, Жидкова ИЮ, Бюджетно-налоговая составляющая социально-экономической стабилизации// Terra Economicus. 2011. T. 9. N. 2-3. C. 36-38.)] 1.

к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен; политические проблемы; эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. [8]

Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный  спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике). (Можно глянуть Малкина)

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

С проблемой негибкости дискреционной бюджетно-налоговой политики частично помогает справиться политика встроенных стабилизаторов. (способны снижать амплитуду колебаний деловой активности.

Важнейшим встроенным стабилизатором является прогрессивная система налогообложения доходов. В период экономической рецессии величина налоговых сборов автоматически сокращается и у домохозяйств остается относительно больше средств для осуществления потребительских расходов. В случае экономического бума, наоборот, увеличение налоговых выплат снижает величину располагаемого дохода и потребление становится меньше, чем могло бы быть, не будь налоговая система прогрессивной.

Также примерами встроенных стабилизаторов могут служить пособие по безработице и прочие социальные выплаты, которые автоматически снижаются в период бума.

Однако стоит отметить, что встроенные стабилизаторы способны лишь снижать амплитуду циклических колебаний. Поэтому действие автоматических стабилизаторов необходимо дополнять мерами дискреционной фискальной политики.]

Фискальная политика предполагает использование возможностей государства влияния на экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия на экономику являются основными инструментами фискальной политики.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.  

 Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В экономической литературе, изучающей взаимосвязь между фискальной политикой и инфляцией, существуют два направления. Приверженцы первого направления стремятся определить, каким образом длительный во времени бюджетный дефицит влияет на уровень инфляции. Второе направление рассматривает влияние резких изменений в фискальной политике (т.н. фискальных шоков) на инфляцию.

В первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

б

Рисунок 3. - Динамика индекса потребительских цен в 2012-2013 гг. (в процентах к предыдущему месяцу)

Примечание - Источник: собственная разработка по [22, с. 466]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27658. Понятие и виды преступлений, ставящих в опасность жизнь и здоровье. Оставление в опасности (ст. 125 УК). Отличие этого преступления от неоказания помощи больному (ст. 124 УК) 30.5 KB
  Убийство; Убийство матерью новорожденного ребенка; Убийство совершенное в состоянии аффекта; убийство совершенное при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер необходимых для задержания лица совершившего преступление; Причинение смерти по неосторожности; Доведение до самоубийства; Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при...
27660. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Значение обнаружения умысла и его ненаказуемость 27.5 KB
  Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Стадии совершения преступления это этапы реализации преступного умысла: приготовление к преступлению; покушение на преступление; окончание преступления. ответственности является состав преступления; разные стадии характеризуются разной степенью общественной опасности; стадия преступления позволяет установить иные элементы состава преступления приготовление к преступлению осуществляется только с прямым умыслом. В зависимости от степени определенности выделяют: определенный...
27661. Понятие и признаки кражи (ст. 158 УК). Отличие этого преступления от грабежа (ст. 161 УК). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» 36 KB
  Кража тайное хищение чужого имущества. Грабеж открытое хищение чужого имущества 1. Объективную сторону кражи составляет тайное изъятие чужого имущества из законного владения. N 29 указал что уголовная ответственность за кражу совершенную группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них.
27663. Понятие и признаки объективной стороны преступления. Понятие уголовно-наказуемого действия и бездействия. Понятие и виды общественно-опасных последствий. Значение объективной стороны 43 KB
  Объективная сторона преступления это основной элемент состава преступления характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства протекающего в определенных условиях месте и времени и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. При анализе объективной стороны различают следующие признаки: 1 общественно опасное деяние в форме действия или бездействия; 2 общественно опасное последствие; 3 причинная связь между деянием и последствием; 4 место время способ обстановка орудия и...
27665. Понятие и признаки покушения на преступление. Виды покушения и их наказуемость. Добровольный отказ от преступления и его признаки. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния 42.5 KB
  Добровольный отказ от преступления и его признаки. непосредственно направленные на совершение преступления если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Оконченным считается такое покушение когда виновный совершил все действия бездействия которые он считал необходимыми для завершения преступления однако преступный результат не наступил по объективным т. Неоконченное преступление бывает в том случае когда виновный не совершил всех тех действий бездействия которые по его...