73314

Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка

Курсовая

Психология и эзотерика

Исследование личности подростка в возрастной психологии Возрастная психология как область психологического знания. Новообразования и особенности развития личности подростка. Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка...

Русский

2014-12-10

287.5 KB

11 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.

1.1.

1.2.

Глава 2.

2.1.

2.2.

 

Глава 3

3.1.

3.2.

……………………………………………………………….

Исследование личности подростка в возрастной психологии …………………………………………………

Возрастная психология как область психологического знания ……………………………………………………….

Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста ………………………..

Характеристика подросткового возраста ………………...

Психофизиологические изменения в подростковом возрасте ……………………………………………………..

Новообразования и особенности развития личности подростка …………………………………………………...

  1.  Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте ……………………………………………...

  1.  «Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка..

  1.  Формирование «Я-концепции» …………………….

  1.  Понятие рефлексии и идентификации …………….

Экспериментальные исследования психологических состояний личности подростка …………………………...

Акцентуации характера ……………………………………

Диагностика самооценки личности подростка …………..

3

5

5

7

13

13

15

15

19

21

22

25

26

30

Заключение ………………………………………………………………

Литература ……………………………………………………………….

Приложение ……………………………………………………………...

34

36

38


Введение

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Подростковый возраст – это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время подростки находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни и общественной системы ценностей.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте.

Целью данной работы является выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования составляет развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Изучить литературу по теме исследования и выделить основные подходы к исследованию личности подростка;
  2.  Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
  3.  Рассмотреть основные новообразования личности подростка;
  4.  Экспериментально подтвердить теоретические выкладки.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение, изучение опыта, анкетирование и тестирование, анализ полученных данных.

Композиционно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


1. Исследование личности подростка в возрастной психологии

  1.  Возрастная психология как область психологического знания

Курс "Возрастная психология" занимает центральное место в структуре психологического образования и подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя) знание условий и механизмов развития человека на ранних этапах онтогенеза является основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания1.

Важное место в возрастной психологии занимает возрастная периодизация. Существует множество возрастных классификаций, которые основываются на различных критериях. Самой распространенной и наиболее часто используемой является периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в основу которой легли следующие критерии:

1) Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

2) Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

3) Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период2.

Согласно данной классификации выделяются следующие периоды:

Период

Годы

Младенчество

0-1

Ранний возраст

1-3

Дошкольный возраст

3-6(7)

Младший школьный возраст

6(7)-10(11)

Средний школьный возраст, подросток

10(11) -
14(15)

Старший школьник (ранняя юность)

14(15) -
16(17)

Поздняя юность или ранняя зрелость

18-25

Зрелость

25-50

Поздняя зрелость

50-75

Старость

после 75

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.


1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста

Существует множество классических фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ниже будут рассмотрены некоторые из них с целью более полного понимания проблем этого возрастного периода.

I. Теория рекапитуляции Ст. Холла.

В соответствии с этой теорией, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослым состоянием (эпохой развитой цивилизации). По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходят в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность – в умственное равнодушие, страсть к чтению – в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству – в любовь к рутине, увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"3.

II. Культурно-психологическая концепция Э. Шпрангера.

Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

Согласно культурно-психологической концепции Э. Шпрангера подростковый возраст – возраст врастания в культуру. Э. Шпрангер писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков4 [13, c. 362].

III. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода – юностью. Ш. Бюлер различает психическую и физическую пубертатность.

В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

IV. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типовтеоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный.

Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX века, когда детская психология формировалась как самостоятельная наука. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов – подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания.

 Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии5.

В другой известной научной концепции – концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни.

  

Новые тенденции в изучении подросткового возраста.

Важную роль в современном понимании подросткового возраста играет учение Л.С. Выготского и его культурно-историческая концепция.

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал:

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя. Подросток прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии.

Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы; стремление к компаниям сверстников (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ребенок начинает вести дневник. Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе6.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь"7.

Таким образом, проведенный обзор существующих концепций и взглядов на проблему подросткового возраста показывает, насколько важен этот вопрос. Период подросткового возраста был исследован рядом ученых, которые определили важнейшие изменения в структуре личности подростка, вывели закономерности развития и определили наиболее существенные проблемы этого возраста.

2. Характеристика подросткового возраста

2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте

У каждого подростка возникают определённые физиологические изменения. Они различны в зависимости от пола подростка.

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Биологическими признаками подросткового периода являются заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Некоторые изменения одинаковы как для мальчиков, так и для девочек: увеличение размеров, рост силы и выносливости. Однако большинство изменений являются специфичными для каждого пола. 

Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
8.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, что влечет за собой состояние неуравновешенности.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Что касается когнитивных изменений в подростковом возрасте, то в подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков.

Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений9.

2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка

  1.  Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходят существенные изменения в социальной ситуации развития и ведущей деятельности подростков, что позволяет выделить его в отдельный возрастной этап, поэтому эти изменения требуют ближайшего рассмотрения.

Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л.С. Выготским (1930). Социальная ситуация развития – «система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности»10. Этот тезис Выготского принят как важнейший теоретический постулат концепции развития личности. В советской педагогической и возрастной психологии он не только никогда не опровергался, но и постоянно использовался как основополагающий (Л.И. Божович, 1968).

Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентацииподросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью11.

Наряду с социальной ситуацией развитие важным понятием является понятие ведущей деятельности.

По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития». «Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную»12.

Несмотря на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно ведущей деятельности подростничества. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность, В.В. Давыдов — общественно значимую деятельность.

Как видно, большинство ученых сходятся на том, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение.

Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

Проблема общения со сверстниками – одна из основных проблем подросткового возраста. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

С переходом ребёнка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте13.

  1.  «Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка

Чувство взрослости – форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина  «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого.

Виды «взрослости» многообразны:

  •  Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, использование косметики, украшений и др. Это самые легкие способы достижения «взрослости» - и самые опасные.
  •  Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" – это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
  •  Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, об их благополучии принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
  •  Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает для таких школьников личный смысл и превращается в самообразование14.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Одним из условий возникновения у подростков "чувства взрослости" выступают отношения доверительности и сотрудничества в семье. В семьях с разной социальной структурой взаимоотношения ребенка со взрослыми в момент возникновения "чувства взрослости" устанавливаются по разному. Это зависит, прежде всего, от стиля воспитания, которого придерживаются в семье. Как правило, в благополучных семьях придерживаются "сотруднических" отношений, в неполных благополучных - "сверхопека", а в неполных неблагополучных "неустойчивого" воспитания. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является неустойчивость родительского восприятия ребенка, отражающая реально противоречивый статус ребенка. В результате положительные свойства личности подростка не видятся ими, недооцениваются, а недостатки преувеличиваются.

Неправильное отношение родителей к ребенку иногда возникает на почве "сверхзаботы" о нем. Опека в семье – это система отношений упреждения со стороны родителей всех "невзгод", подстерегающих по их мнению ребенка.

Оптимальным стилем воспитания подростка в семье является "сотрудничество". Для этого необходимо сделать ребенка не только свидетелем преодоления трудностей родителями, но и дать возможность ребенку участвовать в их преодолении15.

  1.  Формирование «Я-концепции»

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется “Я - концепция” – система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.

Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:

  •  когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
  •  эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
  •  оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.16

Образы “Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны, они отражают все богатство его жизни. Физическая “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции” – так называемое реальное “Я”. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я"). Например, у физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено – здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).

     Если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей не реальны может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство – как внешние проявления несоответствия "Я" - идеального и "Я" - реального).

При осознании "Я"-реального правильно существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания17.

     Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

    Таким образом, в конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют  целостную систему – “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

2.2.4. Понятие рефлексии и идентификации

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностьюмысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я».

Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в отрочестве - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении.

Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент «здесь и теперь»18.

Особое значение в отрочестве имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения все это имеет чрезвычайное значение. В отрочестве нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы.

Разумные взрослые, понимающие отроческие проблемы, стараются поддержать подростка и придать ему уверенность в себе.

Рефлексия на себя у тонко чувствующего, гениального отрока может показаться выходящей за рамки возможной рефлексии обычных подростков. Однако в действительности это не так. Все отроки заинтересованно относятся к своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.

Рефлексивный самоанализ многих сотен подростков дает основание утверждать, что в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире19.

3. Экспериментальные исследования психологических состояний личности подростка

Целью экспериментальной части данной работы является определение проблем подросткового возраста и выявление психологических состояний личности подростка путем анкетирования и тестирования.

Анализ теоретического материала позволяет заключить, что центральными новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости и рефлексия (самооценка). Поэтому в практической части будут решаться следующие задачи:

  1.  Выявление акцентуаций характера, связанных с кризисом подросткового возраста;
  2.  Диагностика самооценки детей подросткового возраста.

3.1. Акцентуации характера

Проблемы, связанные с появлением чувства взрослости, часто приводят к появлению акцентуаций характера. Акцентуация характера – крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, – тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Большинство ученых выделяют 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.

2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.

3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли своп мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичностъ. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

Чтобы устранить проблемы, связанные с появлением акцентуаций характера, важно вовремя установить тип акцентуации – для этого существует множество диагностик (пример см. в Приложении 1) – и разработать программу работы с акцентуированными подростками20.


3.2. Диагностика самооценки личности подростка

Как уже было сказано выше, самооценка является одним из новообразований личности подростка. Важной является диагностика как самооценки подростка – оценки своих эмоций, самочувствия и настроения, так и его оценка сверстниками в коллективе, поскольку общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте.

Для изучения самооценки подростка своих внутренних состояний применяется методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» (см. Приложение 2). Данная методика позволяет выявить уровень тревожности, общее настроение, состояние чувств и эмоций подростка, что в свою очередь позволяет сделать выводы об общем психическом состоянии ребенка и методах корректировки этого состояния.

Интересным представляется исследование самооценки подростка в связи с его статусом в коллективе. Здесь вырисовывается закономерность: чем выше самооценка подростка, тем лучше его статус в коллективе. Данная гипотеза подтверждается экспериментальными исследованиями.

Сначала с помощью метода социометрии был выявлен статус учащихся в коллективе. Ученикам были розданы анкеты. Им было предложено выбрать три одноклассника (одноклассницы), с которыми им больше всего нравится общаться, с которыми они хотели бы дружить, а также написать фамилии тех, кто им более всего неприятен. Исследование проводилось в 7 классе. Всего в классе 23 человека. В результате социометрического исследования были получены следующие результаты:

лидеры – 4 человека

предпочитаемые – 9 человек

принимаемые – 7 человек

отверженные – 3 человека

Большинство учеников из предложенных причин выбора того или иного одноклассника (-ицы) указали: «потому что с ним интересно», «потому что он веселый и с ним можно общаться», «потому что много знает»,  «потому что он (она) мне нравится». Это свидетельствует о том, что на данном возрастном этапе дети уже выбирают себе партнеров по общению более избирательно и учитывают не поверхностные качества, как в младшем школьном возрасте, а придают значение интеллектуальным качествам товарищей и умению быть интересным партнером по общению и надежным другом21.

Следующим этапом исследования было определение самооценки учащихся. Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности. Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

Пример шкалы:

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2,5.

Данное исследование показало, что:

- из 4 «лидеров» 3 человека имеют высокую самооценку;

- из 9 «предпочитаемых 8 человек имеют среднюю самооценку и лишь один – высокую;

- из 7 «принимаемых» двое имеют низкую самооценку, а остальные – среднюю;

- у всех «отверженных» низкая самооценка.

В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

Теперь попытаемся установить причины низкого статуса в группе. Наблюдая за поведением «отверженных» в коллективе, бросается в глаза их замкнутость и отчужденность. Двое из «отверженных» - это меланхолики-интроверты, замкнутые, необщительные, с плохой успеваемостью. Третий «отверженный» - холерик, очень эмоциональный и агрессивный, в общении со сверстниками постоянно конфликтует. В ходе беседы с классным руководителем выяснилось, что у этого подростка в семье преобладает авторитарный стиль руководства, отношения с родителями холодные. Множество исследований доказывают, что ребёнок, который в детстве лишён родительской любви и внимания вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

У «лидеров» совершенно противоположное положение в группе. Они активны в общении и учении, отличаются хорошей или отличной успеваемостью, широким кругозором и высоким уровнем эрудиции. Эти подростки живут в благоприятной семейной атмосфере, родителям свойственен демократический стиль руководства. Некоторые дети-лидеры немного заносчивы и высокомерны, но это впечатление сглаживается их общительностью и позитивным настроением.

Таким образом, проведенное исследование показало, что новообразования подросткового возраста могут вызывать определенные проблемы, такие как заниженная самооценка, замкнутость, затруднения в общении со сверстниками. Педагоги и родители должны быть в курсе процессов, происходящих внутри личности подростка на данном возрастном этапе, чтобы вовремя увидеть проблему и оказать помощь ребенку. Только в этом случае подросткам удастся безболезненно преодолеть переломный момент на пути к становлению личности.

 


Заключение

Изучение теоретической литературы по теме, проведенное исследование и анализ результатов позволяют сделать следующие выводы:

  1.  В основе возрастной психологии лежит возрастная периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, основанная на таких критериях, как социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и основные новообразования. Большой вклад в становление возрастной психологии внесли такие ученые, как Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ст. Холл, Ш. Бюллер, Э. Шпрангер и др.

  1.  Подростковый возраст охватывает период с 10-11 до 14-15 лет и сопровождается рядом физиологических и психических изменений: развитие мускулатуры, половое созревание, гормональные изменения, развитие психических процессов.

  1.  Новообразования – это те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Новообразования существенно меняют мир подростка, оказывая влияние на его внутренние психические процессы и состояния, систему взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Основными новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, формирование «Я-концепции», интимно-личностное общение как ведущая деятельность, развитие рефлексии и идентификации.

  1.  Новообразования в структуре личности подростка могут вызывать определенные проблемы, требующие целенаправленного разрешения с целью преодоления кризиса переходного возраста, который выражается  во внутренних противоречиях, в проблемах общения со взрослыми, в появлении акцентуаций характера и часто в девиантном поведении.

  1.  Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности, где каждый подросток считает необходимым занимать определенное положение. Результаты исследования показывают, что статус подростка в коллективе напрямую зависит от его самооценки: чем выше самооценка подростка, тем выше его статус, что позволяет ребенку чувствовать психологический комфорт в коллективе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М., 2001
  2.  Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 321с. 
  3.  Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международн. педагог. академия, 1995.
  4.  Васильева, З.И. Изучение личности школьника учителем / З.И. Васильева. – М.: Педагогика, 1991. – 135 с.
  5.  Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 / Л.С. Выготский. – М., 1984. – 432 с.
  6.  Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
  7.  Давыдов, В. В. Психологический словарь / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1983. – 289 с.
  8.  Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 940 с.
  9.  Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. – М., 1983. – 392 с.
  10.  Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  11.  Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1999. – 456 с.
  12.  Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн., 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – 608 с.
  13.  Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  14.  Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1982.
  15.  Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Р. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Р. Шляхта. – М., 1989. – 264 с.
  16.  Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М., 1994. – 356 с.
  17.  Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург, 1994. – 426 с.


Приложение 1

Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Вопросы

  1.  Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2.  Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?
  3.  Легко ли Вы плачете?
  4.  Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке – правильно ли все было сделано?
  5.  Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?
  6.  Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
  7.  Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?
  8.  Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?
  9.  Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  10.  Вы человек серьезный?
  11.  Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?
  12.  Предприимчивы ли Вы?
  13.  Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
  14.  Мягкосердечны ли вы?
  15.  Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
  16.  Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
  17.  Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?
  18.  Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
  19.  Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
  20.  Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
  21.  Любят ли Вас ваши знакомые?
  22.  Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  23.  Ваше настроение обычно несколько подавленно?
  24.  Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  25.  Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?
  26.  Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?
  27.  Хвастаетесь ли Вы иногда?
  28.  Смогли ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное пли птицу?
  29.  Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?
  30.  Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?
  31.  Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?
  32.  Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной или учебной деятельности?
  33.  Легко ли Вы впадаете в гнев?
  34.  Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?
  35.  Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?
  36.  Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  37.  Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?
  38.  Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
  39.  Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
  40.  Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?
  41.  Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  42.  Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
  43.  Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
  44.  Вы очень общительный человек?
  45.  Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?
  46.  Сбегали ли Вы в детстве из дому?
  47.  Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
  48.  Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?
  49.  Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
  50.  Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?
  51.  Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?
  52.  Очень ли Вы любите животных?
  53.  Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  54.  Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?
  55.  Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?
  56.  Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
  57.  Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  58.  Очень ли Вы любите веселиться?
  59.  Вы всегда говорите то, что думаете?
  60.  Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  61.  Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?
  62.  Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
  63.  Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?
  64.  Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?
  65.  Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
  66.  Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
  67.  Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?
  68.  Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
  69.  Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?
  70.  Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
  71.  Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  72.  Часто ли у Вас бывают головокружения?
  73.  Часто ли Вы смеетесь?
  74.  Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном отношении к нему?
  75.  Вы человек живой и подвижный?
  76.  Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?
  77.  Вы страстный любитель природы?
  78.  Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
  79.  Пугливы ли Вы?
  80.  Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?
  81.  Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
  82.  Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?
  83.  Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?
  84.  Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
  85.  Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?
  86.  Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
  87.  Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?
  88.  Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
  89.  Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
  90.  Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
  91.  Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?
  92.  Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
  93.  Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
  94.  Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
  95.  Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
  96.  В беседах Вы больше молчите, чем говорите?
  97.  Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?

Обработка результатов. Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Свойства характера

Коэффициент

«ДА»

№ вопросов

«НЕТ»

№ вопросов

Гипертимность

3

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85

Дистимичность

3

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность

3

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93

Эмоциональность

3

3, 14, 52, 64, 77, 87

28, 39

Демонстративность

2

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

56

Застревание

2

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

13, 51

Педантичность

2

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

40

Тревожность

3

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

Возбудимость

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

Экзальтированность

6

11, 35, 60, 84

Ложь

1

9, 47, 59, 68, 88

18, 27, 37, 63


Приложение 2

Методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)»

Инструкция: выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» – правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» – означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.

№, п/п

Оценки

Баллы

Оценки

  1.  

Самочувствие хорошее

1  2  3  4

Самочувствие плохое

Х

  1.  

Чувствую себя сильным

1  2  3  4

Чувствую себя слабым

Х

  1.  

Пассивный

1  2  3  4

Активный

  1.  

Малоподвижный

1  2  3  4

Подвижный

  1.  

Веселый

1  2  3  4

Грустный

Х

  1.  

Хорошее настроение

1  2  3  4

Плохое настроение

Х

  1.  

Работоспособный

1  2  3  4

Разбитый

Х

  1.  

Полный сил

1  2  3  4

Обессиленный

Х

  1.  

Медлительный

1  2  3  4

Быстрый

  1.  

Бездеятельный

1  2  3  4

Деятельный

  1.  

Счастливый

1  2  3  4

Несчастный

Х

  1.  

Жизнерадостный

1  2  3  4

Мрачный

Х

  1.  

Напряженный

1  2  3  4

Расслабленный

Х

  1.  

Здоровый

1  2  3  4

Больной

Х

  1.  

Безучастный

1  2  3  4

Увлеченный

  1.  

Равнодушный

1  2  3  4

Заинтересованный

  1.  

Восторженный

1  2  3  4

Унылый

Х

  1.  

Радостный

1  2  3  4

Печальный

Х

  1.  

Отдохнувший

1  2  3  4

Усталый

Х

  1.  

Свежий

1  2  3  4

Изнуренный

Х

  1.  

Сонливый

1  2  3  4

Возбужденный

  1.  

Желание отдохнуть

1  2  3  4

Желание работать

  1.  

Спокойный

1  2  3  4

Взволнованный

Х

  1.  

Оптимистичный

1  2  3  4

Пессимистичный

Х

  1.  

Выносливый

1  2  3  4

Утомляемый

Х

  1.  

Бодрый

1  2  3  4

Вялый

Х

  1.  

Соображать трудно

1  2  3  4

Соображать легко

  1.  

Рассеянный

1  2  3  4

Внимательный

  1.  

Полный надежд

1  2  3  4

Разочарованный

Х

  1.  

Довольный

1  2  3  4

Недовольный

Х

Обработка результатов: по ключу следующего вида: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно: 4, 3, 2, 1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния – 10, максимальное – 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20 – 34, 35 – 49, 50 – 64, 65 – 80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соответственно: меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии.

Параметры

№ оценок

  1.  

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

  1.  

Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

  1.  

Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30


Приложение 3

Опросный лист №1.

Социометрический эксперимент.

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Причины твоего выбора:

1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.

2. Потому что он не жадный.

3. Потому что мы живем рядом.

4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.

5. Потому что мы давно учимся в одной школе.

6. Потому что мы вместе отдыхали летом.

7. Потому что с ним интересно.

8. Потому что много знает.

9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.

10. Потому что мы обмениваемся книгами.

11. Потому что мы вместе играем на компьютере.

12. Потому что он очень сильный и защищает меня.

13. Потому что он (она) мне нравится.

14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).


Опросный лист №2.

Методика самооценки качеств личности

(Т. Дембо – С. Рубинштейн)

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ______________________________________

1 Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999. – С. 23.

2 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. – С. 230.

3 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 360.

4 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 362.

5 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 365-367.

6 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994. – С. 211.

7 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – С. 167.

8 Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – С. 144.

9 Крайг, Г. Психология развития. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – С. 495-498

10 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. – С. 258-259.

11 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. – С. 263.

12 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1. – М., 1983. – С. 285.

13 Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991. – С. 187.

14 Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. – М., 2001 – С. 145.

15 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Международн. педагог. академия, 1995. – С. 243.

16 Давыдов В. В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – С. 279.

17 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – С. 67.

18 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 157.

19 Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн., 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – С. 143.

20 Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – С. 63.

21 Ратанова Т.А., Шляхта, Н.Р. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1989. – С. 56.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66420. РОЗВИТОК ПІДПРИЄМСТВ ОРГАНІЧНОГО СЕКТОРУ АГРОБІЗНЕСУ В КОНТЕКСТІ ВИКЛИКІВ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ ТА ЄВРОІНТЕГРАЦІЇ 211.5 KB
  В контексті викликів глобалізації та євроінтеграції не повинна стати винятком і Україна тим більше що є всі передумови для ефективного функціонування підприємств органічного сектору. Теоретичні основи й узагальнення практичного досвіду розвитку...
66421. МЕХАНІЗМ РЕГУЛЮВАННЯ РИНКУ ФІНАНСОВИХ ПОСЛУГ УКРАЇНИ 979 KB
  На сучасному етапі розвитку економіки України ринок фінансових послуг знаходиться лише на стадії свого формування у зв’язку з чим виникає потреба в адекватному механізмі регулювання що є необхідною передумовою ефективного функціонування цього ринку.
66422. ТОВАРОЗНАВЧА ХАРАКТЕРИСТИКА РЕДИСКИ ЗАЛЕЖНО ВІД СОРТУ ТА УМОВ ЗБЕРІГАННЯ 231 KB
  В літку якісні коренеплоди ізза біологічних особливостей редиски виростити неможливо. Проблемами зберігання редиски в різні часи займалися такі науковці як П. Дженєєв 1968 але залишилось багато невирішених питань щодо збереженості...
66423. ПОДАТКИ НА СПОЖИВАННЯ В УКРАЇНІ: ОРГАНІЗАЦІЯ СПРАВЛЯННЯ ТА ФІСКАЛЬНІ НАСЛІДКИ ФУНКЦІОНУВАННЯ 306 KB
  Фіскальна історія свідчить що оподаткування споживання давно практикується державами. Поряд з цим саме представники групи податків на споживання універсальні акцизи відіграли роль рятівників бюджетів провідних держав світу в умовах гіперінфляції під час двох Світових воєн та низки економічних криз.
66424. Клініко-патогенетичні особливості перебігу ревматоїдного артриту за наявності ендотеліальної та субклінічної гіпотиреоїдної дисфункції 214 KB
  Не дивлячись на дуже часте співіснування цих нозологічних одиниць клінічна діагностика уражень ЩЗ у хворих на РА достатньо складна особливо у випадках м’якої клінічної маніфестації. У хворих із ревматичними захворюваннями ЕД відіграє не менш важливу роль у розвитку та прогресуванні...
66425. Виховання соціальної усталеності особистості старшокласника в навчально-виховному процесі 211 KB
  У Законі Про соціальне становлення та розвиток молоді в Україні Національній доктрині Державній національній програмі Діти України Національній концепції виховання актуалізується проблема виховання особистості здатної на активну роль...
66426. СТАНОВЛЕННЯ ТА РОЗВИТОК БДЖІЛЬНИЦТВА В УКРАЇНІ 372.5 KB
  Сучасна наука акцентує увагу до проблеми власного самопізнання, розглядаючи її як своєрідний ключ для розв’язання багатьох актуальних дослідницьких проблем. Реалізація потенціалу сільськогосподарської науки, її завдань та цілей, місця в загальній системі знань про закономірності...
66427. ЕФЕКТИВНІСТЬ ВИКОРИСТАННЯ ВИРОБНИЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВ ПЕРЕРОБНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ СИСТЕМИ АПК 269 KB
  Ефективність діяльності переробних підприємств в умовах ринкової конкуренції залежить в основному від якості формування та рівня використання виробничого потенціалу. Розвиток економіки регіону на довгострокову перспективу пов’язаний саме з цими...
66428. ОСОБЛИВОСТІ ПРАВОВОГО РЕГУЛЮВАННЯ ПРАЦІ СУДДІВ В УКРАЇНІ 159.5 KB
  Правове регулювання відносин найманої праці здійснюється зазвичай загальними нормами трудового законодавства України. Проте трудова діяльність окремих категорій працівників має суттєві особливості, що зумовлює наявність спеціальних норм щодо її регламентації.