73319

Новообразования в подростковом возрасте

Курсовая

Психология и эзотерика

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство

Русский

2014-12-10

166 KB

9 чел.

Оглавление

[1]
1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

[1.1] 1.1. Влияние исторического времени

[1.2] 1.2. Исследования новообразований подросткового возраста

[2]
2. Новообразования в подростковом возрасте

[2.1] 2.1. Физиологические изменения в организме подростка

[2.2] 2.2. Новообразования в поведенческой сфере личности подростка

[2.3] 2.4. «Чувство взрослости» как новообразование личности подростка

[3]
Заключение

[4]
Глоссарий

[5]
Список используемых источников

[6]
Приложение

[7] Логическая схема


ВВедение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что подростковый возраст - это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время подростки находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни, идеологии и общественной системы ценностей.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста [4, c.35].

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Проблемой развития личности в подростковом возрасте занимались многие отечественные психологи и педагоги. Среди них можно отметить И.Кона, Д.И.Фельдштейна, Б.Д.Эльконина, М.Ю. Кондратьева и многих др.

Целью нашего исследования является выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предметом нашего исследования - развитие личности подростка.

Объектом нашего исследования - развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. изучить психологическую, социологическую литературу по теме исследования;

2. выявить особенности социального и психологического развития подростков;

3. показать характер социального становления в подростковом возрасте;

Гипотеза. Мы предполагаем, что подростковый возраст является важным периодом в развитии человека в социальном и психологическом плане, в смысле появления качественно новых образований психики и социального развития.

Методы исследования:

- анализ и обобщение психологических, социологических, педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;


1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

1.1. Влияние исторического времени

Французский этнограф и историк Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х годах прошлого века П.П.Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, "почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества" [5, c.231].

Л.С.Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и П.П.Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях "имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» [5,c.47].

В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка.

По отношению к подросткам, их психическому развитию и судьбе, помимо социальной ситуации, существенное значение имеют особенности исторического времени, в котором проходит их жизнь. В кризисный период развития российского общества известный московский учитель А.Тубельский пишет: "Старшие поколения – те, кому за 20, за 30 и больше, росли с идеалами и жизненными ценностями. Их можно было принимать или не принимать, но они были. И на этой основе каждое поколение так или иначе определяло свое будущее. Жизнь сегодняшних подростков трагична в буквальном смысле. У них уже сложилось ощущение своей ненужности в обществе. Чем в основном озабочены родители и педагоги? Накормить, одеть, дать образование, помочь поступить в институт. Зачем, ради чего; как жить дальше – на эти вопросы нет ответов ни у старших, ни у самих 11-16-летних» [13, c.7].

1.2. Исследования новообразований подросткового возраста

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством – эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. По мнению С.Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию [19, c.68].

С.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность – в умственное равнодушие, страсть к чтению – в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству – в любовь к рутине, увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения. С.Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода С.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности" [19, c.173].

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э.Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу "Психология юношеского возраста", которая не потеряла своего значения до сих пор. Э.Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости [9, c.202].

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э.Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э.Шпрангеру, – открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э.Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков [9, c.12].

Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш.Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш.Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода – юностью. Фаза пубертатности, созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Психическая пубертатность, по Ш.Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты". Ш.Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом [9, c.33].

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э.Шпрангером, Э.Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение: "Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты".

По Э.Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э.Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О "серьезной игре", по Э.Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится "умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться» [9, c.55].

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э.Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии [15, c.240].

В концепции Ж.Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж.Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию [15, c.240].

Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" [15, c. 242].

Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л.С.Выготский, как и Ж.Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте [15, c. 239].

Л.С.Выготский отмечал также еще два новообразования возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах [20, c.21]:

- Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

- Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

- Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет».

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?".

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным [20, c.30].

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"" подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой [10, c.21].

Они многообразны:

Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе [10, c.47].

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно "продействована".

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Co-знание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И.Божович [3, c.105] называла "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка".

А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.


2. Новообразования в подростковом возрасте

2.1. Физиологические изменения в организме подростка

Подростковый возраст – это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 12 до 20 лет. Основная часть значительных изменений в подростковом организме происходит за первые несколько лет этого периода. Однако важные и глубокие изменения в поведении и в ролевых отношениях имеют место в течение всего этого отрезка жизни.

Пубертат (лат. pubescere – покрываться волосами) – это термин, часто используемый для обозначения периода быстрых физиологических изменений в раннем подростковом возрасте. Механизмы, запускающие череду изменений, до конца не изучены. Вместе с тем известно, что ключевую роль играет гипоталамус. Если говорить в общих чертах, в возрасте от 8 до 14 лет в гипоталамусе повышается секреция веществ, стимулирующих выработку гипофизом в кровь большего количества гормонов, называемых гонадотропинами. Эти гормоны химически идентичны у мальчиков и девочек. Они стимулируют активность гонад. Но у мужчин они вызывают увеличение выработки тестостерона, а у женщин стимулируют яичники к увеличению уровня эстрогенов. Примерно у 97% мальчиков и девочек первыми признаками пубертата является увеличение яичек (у мальчиков) и молочных желез (у девочек) к 14 годам [18, c.344].

В ответ на повышение уровня мужских и женских гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений (увеличение молочных желез, понижение голоса, рост волос на лице, на теле и на лобке) называются вторичными половыми признаками. Рост лобковых волос у обоих полов и набухание молочных желез (легкое их выступание под соском) у девочек обычно являются самыми ранними признаками пубертата. Затем следует резкое ускорение роста, стимулируемое повышением уровня половых гормонов, гормона роста и еще одного вещества, называемого инсулиноподобным фактором роста I. В дальнейшем рост останавливается, опять-таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Скачок роста у девушек отмечается на два года раньше, чем у мальчиков, отчего первые бывают выше своих сверстников в раннем подростковом возрасте. Увеличиваются и наружные половые органы – пенис и яички у мальчиков, половые губы – у девочек. Под влиянием гормональной стимуляции во время пубертата у обоих полов происходит дальнейшее развитие внутренних органов. У девочек утолщаются стенки влагалища, увеличиваются размеры и мускулатура матки, начинаются менструации [18, c.356].

Изменение голоса, вызванное ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее драматично это происходит у мальчиков. Последние часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот. Волосы на лице у мальчиков и в подмышечной области у обоих полов появляются примерно через два года после лобковых. Повышенная активность сальных желез может привести к появлению прыщей или угрей на лице.

Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его (ее) семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других.

Происходят и социальные изменения. Нередки перемены в дружбе мальчика и девочки. Подростки склонны становиться (по крайней мере на время) более гомосоциальными, взаимодействуя в социальной среде в основном с представителями своего пола. Но эта фаза длится недолго. Подростковый период характеризуется не только физическими изменениями, но и важными переменами в поведении [18, c.364].

2.1. Формирование ценностных ориентаций подростка

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [16, c.113].

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.

В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое) [16, c.145].

 

2.2. Новообразования в поведенческой сфере личности подростка

Период от 11-12 до 14-15 лет принято называть подростковым периодом. Как всякий новый период, подростковый, связан с новообразованием, которое возникает из ведущей деятельности предшествующего периода. Так, учебная деятельность (младшего школьного возраста) производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Ведущим типом деятельности становится - общение. Оно чрезвычайно важно для формирования личности. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, является отличительной особенностью личностных качеств  старшего подростка. В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются прежние отношения ребёнка к самому себе. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. На первый план выходят мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях.

В конце переходного периода возникает ещё одно новообразование – самоопределение. Оно характеризуется пониманием подростком своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях подростка, предполагает учёт своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.

Весь подростковый период знаменует собой период к взрослости, а особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Поступок и ответственность – главные составляющие формирования личности подростка.

Негативный поступок оставляет негативный отпечаток на личности подростка, т. к. такие высказывания взрослых типа: «ты безалаберный, безответственный человек», - не учат, в частности скажем ответственности подростка, а чётко указывает на тип его личности и будущее место в обществе. Справедливым будет здесь возмущение ребёнка, которого не научили в своё время делать выбор, принимать правильные решения. И чем больше со стороны взрослых будет звучать в адрес личности подростка безаппеляционных высказываний, тем вероятность формирования асоциальной личности станет более реальной, т. к. высказывания взрослых носят обвинительный характер. Конечно, подросток должен нести ответственность за совершаемые им поступки, но этой ответственности его следует прежде всего научить. Сразу хотелось – бы оговориться, чтобы ответственность не в коем случае не путали с послушанием. Быть ответственным и быть послушным подростком – это две разные вещи. Послушание характеризуется безоговорочным подчинением требованиям взрослых. Воспитание послушной личности, не умеющей говорить слово «нет», в будущем на руку многочисленным сектам. Криминал и ряды безвольных алкоголиков так же с нетерпением ждут таких подростков. Поэтому уместным сегодня будет разговор о воспитании в подростках ответственности.

Ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Выделяют три уровня ответственности [16, c.45].

На первом уровне подросток выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую – то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для подростка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем – то из взрослых.

На втором уровне подросток нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут что – то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что – то сделать. Например, подросток сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Подросток не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на третий уровень (как вы понимаете) и есть – цель наших усилий. Например, подросток сам всегда и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.

Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, подросток постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы подросток большинство своих обязанностей выполнял ответственно. Но, к сожалению, сразу достичь этого невозможно, подросток нуждается в помощи взрослого.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов". Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И.Божович, находится главное новообразование переходного возраста [17, c.74].

2.4. «Чувство взрослости» как новообразование личности подростка

Важнейший фактор развития личности подростка — его собственная большая социальная активность. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.

Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, как его полноценного и полноправного члена.

В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, неустойчивы в интересах и увлечениях, легко поддаются влиянию. Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки могут взрослеть незаметно, оставаясь во многом детьми [17, c.34].

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой.

Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости — социальные. Оно может рождаться в условиях, когда ребенок в отношениях со взрослыми объективно не занимает положения ребенка, а участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Доверие взрослых и ранняя самостоятельность делают ребенка взрослым не только в социальном, но и в субъективном плане.

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения [14, c.32].

Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших, причем приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в образцах, на которые подросток равняется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить в развалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, пытается копировать стиль одежды, начинает пользоваться косметикой. Подражание взрослым не ограничиваются манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется “взрослая” форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. [14, c.34].

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.

В этот период социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.

.


Заключение

Важнейший фактор развития личности подростка — его собственная большая социальная активность. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.

Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, как его полноценного и полноправного члена.

В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, неустойчивы в интересах и увлечениях, легко поддаются влиянию. Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки могут взрослеть незаметно, оставаясь во многом детьми.

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой.

Ещё раз обозначим главные аспекты переходного возраста:

- Главное новообразование этого периода – становление самосознания, где ведущим типом деятельности является общение.

- Возникают и оформляются нравственные убеждения. Мотивы теперь возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.

- В конце подросткового периода возникает ещё одно новообразование – это самоопределение, которое опирается на мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

1.

Детство

Период жизни человека, когда в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты.

2.

Когнитивное развитие

Процесс формирования и развития когнитивной сферы человека

3.

Когнитивная сфера

Часть психики, связанная с его познавательными процессами

4.

Обучение

Профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений, навыков

5.

Подростковый возраст

Возраст, являющийся переходным от детства к взрослости

6.

Поступок

Сознательное действие, совершенное человеком, исходя из его убеждений

7.

Пубертат

(лат. pubescere – покрываться волосами) –период быстрых физиологических изменений в раннем подростковом возрасте.

8.

Созревание

Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста

9.

Черта личности

Пожизненно складывающаяся устойчивая психофизиологическая система, определяющая поведение человека

10.

Эгоцентризм

Сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг


Список используемых источников

  1.  Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир" // Вопросы философии, 1993, № 5. С.130 - 160.
  2.  Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. – 280 с.
  3.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – 350 с.
  4.  Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1996. – 350 с.
  5.  Введение в психологию / Под ред. А.В. Дубовитского. – М., 1999. – 430 с.
  6.  Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии, 1994, №4.
  7.  Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967. – 250 с.
  8.  Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, № 2, С.19 - 27
  9.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. – 300 с.
  10.  Драгунова Т.В. Подросток. - М., 2001. – 318 с.
  11.  Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. - М., 1991. – 220 с.
  12.  Кон И. С. В поисках себя. - М., 1984. – 150 с.
  13.  «Общая газета», №3/28, 21-27 января 1994 г. – с.7
  14.  Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994, №1.
  15.  Панушкин С.М. История психологии. – М., 2001. – 260 с.
  16.  Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 2006. – 200 с.
  17.  Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная пед. академия, 1995. – 316 с.
  18.  Физиология человека / Под ред. Простак М.Ф. – М., 1998. – 512с.
  19.   Холл С. Подросток. Трудности возраста. – М., 2008. – 180 с.
  20.  Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии, 1993, № 1.
  21.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4.
  22.  Юлдашбаева Д.Т. Дружеские отношения и проблема персонализации // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Под ред. А.В. Петровского и др. – М., 1985.


Приложение

Логическая схема

Подростковый возраст в свете разных концепций

Теории

Ж. Пиаже   С. Холл     Э.Шпрангер   Э.Штерн    Э.Эриксон

Новообразования в подростковом возрасте

Физиологические

Влияние исторического времени

Поведенческие

«Чувство взрослости»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29599. Схема и сущность коммуникативного процесса. Виды шумов в коммуникации 44.59 KB
  Схемы Большое распространение получила линейная модель коммуникации разработанная Лассуэлом и включающая 5 элементов: Кто передает сообщение – коммуникатор Что передается сообщение Как осуществляется передача канал Кому направлено сообщение аудитория С каким эффектом эффективность Р. К функциональным элементам относятся: источник информации продуцирующий сообщение; отправитель кодирующий сообщение в сигналы; канал проводящий это сообщение; получатель; цель или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в...
29600. Виды и уровни коммуникации. Особенности массовой коммуникации 17.78 KB
  декодирование кодированиеобратная связь и тп особенности публичный характер открытость ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи опосредованность контактов множество реципиентов влияние институциональных предписаний особенности смк рассредоточение в пространстве многоконачльность СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых...
29601. Массовая коммуникация в современном обществе: функциональный подход 15.29 KB
  Если это осуществляется в деятельности СМИ то таким образом ими реализуется важнейшая социальная функция интеграционная.фии МК: 1 обозрение окружающего мира: медиа расширяют горизонты познания индивида информационная функция; 2 корреляция с социальной структурой и ответственностью общества воздействие на него и его познание через обратную связь корреляционная функция проявляющаяся также в объяснении и интерпретации информационных сообщений в обеспечении поддержки существующим властям и господствующим нормам; 3 трансмиссия...
29602. Массовая коммуникация в современном обществе 17.28 KB
  Информационная функция: информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; информационное обеспечение инновационных процессов; II. Функция социальной связи: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности формирование общественного согласия; III. Функция обеспечения преемственности: выражение образцов доминирующей культуры узнавание субкультур новых культурных направлений; поддержание общности социальных ценностей; IV....
29603. Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации 17.09 KB
  Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации. Коммуникации: по типу отношений: межличностная групповая массовая; по типу использования семиотических средств: речевая паралингвистическая вещественнознаковая. Существование социума невозможно без коммуникации.
29604. СМК делятся на СМИ, слухи и наружную рекламу 18.05 KB
  СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых коммуникаций т. СМИ безличные средства доставки информации потребителю.
29605. Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя 16.67 KB
  Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации. Массмедиа служат неотъемлемой составной частью механизма осуществления роли СМК в жизни социума.
29606. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов 13.38 KB
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации.
29607. Специфика функций СМК как следствие различных выразительных средств 14.88 KB
  Систематизация выразительных средств Выразительные средства СМК являются носителями информационного сообщения содержания. Количество выразительных средств применяемых на практике непрерывно возрастает. Выбор выразительных средств осуществляется с учетом цели сообщения то есть основное внимание уделяется содержанию послания однако его форма то есть средство выражения играет важную роль.