73402

Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей

Дипломная

Литература и библиотековедение

Томаса Манна справедливо называют мастером интеллектуальной прозы. Романы Манна продолжают заданную в мировой литературе традицию философского полифонического романа. Своими литературными учителями Томас Манн называет обожаемого и высоко оцениваемого им Гёте...

Русский

2014-12-15

85.18 KB

0 чел.

21

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русской литературы

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей»

Выполнила студентка 5 курса

503 группы

филологического факультета

Киселева Диана Владимировна

Научный руководитель:

к.филол.н., доцент кафедры

русской литературы

Минералова Ирина Георгиевна

Рецензент:

к.филол.н., доцент

кафедры гуманитарных и

социальных дисциплин

Московского филиала РМАТ

Степанова Елена Александровна

Москва

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Любовь как результат противостояния чувства и разума(новеллы)...........................................................................................……….19

1.1. Тема любви в ранних новеллах……………………………………….19

1.2. «Смерть в Венеции»: создание образа «героя выдержки» и формулировка концепции «недостаточного познания............……………..27

Глава 2. Нравственное падение как следствие отказа от любви («Признания авантюриста Феликса Круля»)........................................…37

2.1. Тема любви в пародийно-ироническом преломлении …...............37

2.2. Главный герой как носитель рассудочной концепции чувств…….…….......................................................................................…....42

Глава 3.Любовь как основа искусства («Доктор Фаустус»)..................56

3.1. СеренусЦейтблом – образ-опровержение концепции…........…...58

3.2. Адриан Леверкюн– образ-квинтэссенция холодности и равнодушия....................................................................................................63

Заключение……………………………………………………………………...77

Список литературы…………………………………………..…………….….81

Методическое приложение…………………………….............……………85


Введение

Шарж (фр. charge) — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы. Хотя шаржи и принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя. Шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми.

Шарж

(от франц. charger - нагружать, тождественному по значению и происхождению с итальянским caricare, откоторого карикатура) - изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с комическимицелями. Итак, Ш. прежде всего воспроизводит действительность; подобно всякому художественномуизображению, он отбирает характерные черты действительного явления и заставляет эти черты выступать сбольшей отчетливостью, чем это имеет место в жизни. В этом смысле, можно сказать, Ш. идеализируетдействительность. Но, чтобы выставить на вид ее смешную сторону, Ш. идет дальше: он подчеркиваетхарактерные черты, но в той только степени, в какой это необходимо для того, чтобы оттенить их - онпреувеличивает их до неправдоподобия. Смешное вообще опирается на известную разницу между готовымпредставлением о явлении и той случайной формой, в которую, по тем или иным причинам, оно отливается вданном случае. В Ш. эта разница увеличивается намеренно - и смех вызывают именно неожиданные размерыпреувеличения. Когда говорят, что парижская пожарная команда приезжает на место пожара через пять минутпосле его начала, лондонская - через две минуты, а казанская - за пять минут до пожара, то смех вызываютименно размеры преувеличения, превосходящие ожидание. Подобно карикатуре, Ш. оперирует спредставлениями, уже готовыми в уме воспринимающего; он переносит мысль в мир неправдоподобный,условный, но подчиняющийся особым законам, им самим для себя предначертанным. В этом смысле Ш.может быть назван стилизацией действительности, ее ирреальных, но по-своему законосообразнымвоплощением. Когда рассказывают, что известный французский слесарь X. так хорошо и быстро открывалсекретные замки, что они открывались от одного его взгляда, или когда у Чехова кондуктор три раза подрядбудит принимающего в промежутках морфий пассажира, то и для автора, и для читателя совершенноочевидно, что дело происходит за пределами действительности; но читатель принимает законы этой особой,неправдоподобной действительности, предложенные ему автором. Ясное представление о художественнойформе Ш. затуманивается тем смыслом, который это слово часто имеет в обиходе: Ш. называют - с оттенкомнеодобрения - всякое, особенно в комическом роде, художественное преувеличение, свидетельствующее оботсутствии чувства меры.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

ШАРЖ

ШАРЖ - (от фр. - искажение, преувеличение) – разновидность стихотворной или прозаической сатирической литературы, ставящей перед собой задачу подшутить над кем-либо (добродушно или злобно), словесно изобразить его характерные поведенческие, психологические черты в несколько искаженном, а порой и в карикатурном виде. Поэтому в шарже широко используются те или иные примечательные стороны внешности человека, уподобления их миру животных и окружающим предметам, явлениям природы или известным людям.

Пример стихотворного шаржа:

Погрузился я в поток

Нынешнего времени

И остался без порток

С кепочкой на темени.

(М.А. Дудин. Портрет одного знакомого)

Как явствует из приведенного четверостишия, словесный шарж оказывается близким по содержательно-композиционным задачам "рисовальному" шаржу.

Ярким примером прозаического шаржа (шаржирования) может служить творчество Даниила Хармса. Рассказ "Вываливающиеся старухи" – тому подтверждение:

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.

Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.

Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая.

Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

Шаржирование – один из распространенных приемов не только в литературе, но и в других видах искусства.

Тема дипломной работы формулируется следующим образом: «Концепция любви как “продукта недостаточного познания” в творчестве Томаса Манна».

Томас Манн(ThomasMann, 1875-1955) – знаменитый немецкий писатель, мастер эпического повествования, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе, отец известных немецких литераторов Эрики, Клауса и Голо Маннов, младший брат писателя Генриха Манна. О.В.Козонкова отмечает, что Томас Манн – «один из самых значительных немецких авторов первой половины ХХ века»3. Творческое наследие писателя очень обширно, «результатом его неустанного туда в течение шестидесяти лет стали восемь романов, а также многочисленные новеллы и эссе, появление которых каждый раз становилось значительным событием литературной и общественной жизни»4. Томасу Манну необыкновенно везло уже на ранних этапах становления творчества, и он быстро завоевал признание читательской публики. Как пишет В.А. Пронин в «Истории немецкой литературы», «автор “Будденброков” был признан классиком немецкой литературы сразу же после выхода в свет романа в 1901 году»5. Именно за этот роман писатель в 1929 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. Т.Манн«стремился быть олицетворением немецкой культуры, главным литературным представителем Германии, и ему это удавалось»6.

Томаса Манна справедливо называют мастером интеллектуальной прозы. Романы Манна продолжают заданную в мировой литературе традицию философского полифонического романа. Своими литературными учителями Томас Манн называет обожаемого и высоко оцениваемого им Гёте, немецких романтиков, а также крупнейших представителей русской классической литературы: Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.Имена этих авторов нередко упоминаются в публицистических работах, которых в богатой писательской копилке было множество («Гёте и Толстой», «Анна Каренина», «Толстой», «Достоевский – но в меру»).В публицистике и в художественном творчестве Манна можно найти много черт философии Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше. На разных этапах своего становления как писателя Манн то соглашается с ними, то полемизирует. Глубина писательского интереса Манна позволяет судитьо нем как о писателе-философе и обращает внимание читателя на то, что его творчество стоит рассматривать именно в философском аспекте.

В Советском Союзе Томас Манн много переводился и изучался. Уже в 1959-1961 годах вышло десятитомное собрание сочинений, где были представлены основные произведения писателя7. В 1970-е-1980-е годы, отмеченныемасштабным празднованием столетия со дня рождения писателя, было выпущено множество монографий, среди которых работы В.Г.Адмонии Т.И.Сильман8, А.А.Федорова9, Н.М.Кабакадзе10,11, И.Дирзен12, А.В.Русаковой13,14,15, М.С.Кургинян16. Активно писал о творчестве Манна и его переводчик на русский язык С.К.Апт17,18. Несмотря на большое количество написанных работ и на то, что наследие писателя к сегодняшнему моменту уже основательно изучено, интерес ученых к творчеству Томаса Манна не угас. Из современных исследователей творческого наследия автора можно отметить ученого-германиста П.В.Абрамова19, И.А.Эбаноидзе20, выпустившего в 2009 г. сборник публицистических текстов Томаса Манна под общим названием «Аристократия духа» со вступительной своей вступительной статьей.

Монографические исследования произведений Манна отличаются масштабностью и широтой подхода, тексты, как правило, рассматриваются в философском аспекте, заданном канонами интеллектуальной прозы.Тема любви в монографиях и диссертацияхподробно не изучается, потому что интеллектуальный, философский роман не предполагает, что любовь будет является стержневой темой для текста, принадлежащего к подобном жанру.Однако в интеллектуальной прозе Томаса Манна любовь представляется в виде философской концепции.Генезису и развитию данной концепции посвящена выпускная квалификационная работа, и в этом заключается ееновизна.

«Томительное душевное стремление есть продуктнедостаточного познания» («Die Sehnsucht ist ein Erzeugnis mangelhafter Erkenntnis»)– формулировка, взятая из новеллы «Смерть в Венеции» в переводе Д.Горфинкеля21. Позднее подобную мысль озвучит главный геройромана «Доктор Фаустус» АдрианЛеверкюн. В диалоге со своим верным другом и биографом,СеренусомЦейтбломом, он спрашивает:

А по-твоему, любовь – сильнейший из аффектов?

Разве тебе известен более сильный?

Да, заинтересованность.

Под заинтересованностью ты, видимо, понимаешь любовь, лишенную животного тепла?

Что ж, давай сойдемся на таком определении. – Он расхохотался. – Спокойной ночи!22.

Такое отношение к любви, безусловно, вызвано определенным мироощущением героя, поэтому данная работа направлена на то, чтобы непросто рассмотреть тему любви в произведениях Томаса Манна в этом аспекте, а выявить, при каких обстоятельствах и у каких героев любовь воспринимается именно как «продукт недостаточного познания».

Таким образом, предметом исследования является концепция любви как «недостаточного познания». Для того, чтобы проследить процесс становления и развития этой концепции, необходимо ограничить круг произведений, которые будут являтьсяобъектом исследования. После прочтения масштабного художественного наследия Манна можно сделать вывод, что в работе будут подробно рассмотреныте тексты, в которых главные герои являются носителями рассудочной идеи любви.Отправная точка для формулировки концепции любви - некоторые ранние новеллы,показывающие, каким образом уже на раннем этапе творческого пути Манн описывал любовь и как ее воспринимали его герои, и новелла «Смерть в Венеции». Также будут проанализированы незаконченный, но вызывающий большой интерес роман «Признания авантюриста Феликса Круля» и итоговый роман писателя «Доктор Фаустус».

При написании дипломной работы были поставленыследующие цели и задачи:

Цель:изучить на примере некоторых произведений Томаса Манна, как возникает и реализуется в его творчествеконцепция любви «как продукта недостаточного познания».

Задачи:

  1.  Выявить круг произведений Томаса Манна, в которых тема любви изображается в выбранном аспекте;
  2.  Проанализировать ранние тексты и новеллу «Смерть в Венеции» в аспекте становления концепции любви как «продукта недостаточного познания»;
  3.  Определить, как осмысляется концепция любви в романе «Признания авантюриста Феликса Круля», учитывая пародийно-ироническое преломление жанров романа воспитания, плутовского романа и романа-исповеди;
  4.  Сформулировать концепцию любви как основу искусства в романе «Доктор Фаустус»;
  5.  Выявить основные характерные черты героя – носителя рассудочной концепции любви;
  6.  Сформулировать общие принципы бытования концепции любви как «продукта недостаточного познания» в интеллектуальной прозе Томаса Манна от ранних новелл к итоговому роману «Доктор Фаустус».

Основными методами исследования в данной работе были биографический и сравнительно-исторический.

Основными принципами отбора содержания были

- хронологический (от ранних новелл к итоговому роману «Доктор Фаустус»);

- эволюционный (темы любви как концепции «недостаточного познания» и освещение этой концепции в развитии);

- жанровый (принцип, связанный с функционированием темы в различных жанрах и жанровых модификациях: любовь как концепция фигурирует у Манна в интеллектуальной новелле («Смерть в Венеции»), авантюрно-плутовском и одновременно романе воспитания «Признания авантюриста Феликса Круля» и в философском романе, который можно рассматривать и в качестве модификации романа о художнике – романе «Доктор Фаустус»).

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается новизна и научно-практическая значимость темы, степень ее научной разработанности, формулируются предмет, цели и задачи исследования, дается справка о жизненном и творческом пути Томаса Манна.

В первой главе анализируются ранние новеллы, в которых у Манна зарождается формулировка концепции любви, и новелла «Смерть в Венеции», окончательно завершающая формулировку концепции.

Вторая главаподробно рассматривает функционирование темы любви в романе «Признания авантюриста Феликса Круля», третья глава– в романе «Доктор Фаустус», выявляются схожие черты главных героев новелл, романов «Признания авантюриста Феликса Круля» и «Доктор Фаустус», а именно эгоцентризм, холодность, равнодушие, цинизм, сосредоточенность на себе, сознательное подавление любых проявлений эмоциональности.

В заключении подводится общий итог исследования.

Список литературы содержит 61 источник на русском и немецком языках, среди которых исследования общетеоретического характера, критические статьи, письма Томаса Манна, художественные тексты и Интернет-источники.

В методическом приложении приводятся материалы, разработанные для проведения школьного урока по литературе, построенного на сопоставлении рассказа Н.В.Гоголя «Невский проспект» и ранней новеллы Томаса Манна «Падшие» с целью сравнения образов главных героев и выявления романтической традиции в освещении темы любви в истории мировой литературы.

Томас Манн – один из наиболее значительных писателей-интеллектуалов ХХ века – родился 6 июня 1875 года в Любеке в семье любекского купца Томаса Иоганна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Семья Маннов была зажиточной, а детство Томаса было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продаётся фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Уже в Любеке Томас начал проявлять себя на литературном поприще в качестве создателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом журнала «XX век». После непродолжительного периода жизни в Италии Томас недолго проработал редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», прошёл годовую армейскую службу и опубликовал первые новеллы («Маленький господин Фридеман», «Дорога на кладбище» и др.).

Однако известность к Томасу Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит его первый роман, «Будденброки» («Buddenbrooks»). В основе этого романа лежала история упадка богатой бюргерской семьи – семьи самого Манна.

Вслед за «Будденброками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «ТониоКрёгер» («TonioKröger»). Успехи в литературном творчестве сопровождались успехами в личной жизни. В 1905 году Манн женился на дочери профессора математики Кате Прингсхайм. От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых – Клаус, Голо и Эрика – проявили себя впоследствии на литературном поприще. Брак поспособствовал вхождению Томаса в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла «Смерть в Венеции» («Der Tod in Venedig»).

В годы Первой мировой войны Томас Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного» («BetrachtungeneinesUnpolitischen»). Эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные взгляды. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда Томас пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

В 1924 году выходит новое после «Будденброков» крупное и успешное произведение Томаса Манна – роман воспитания «Волшебная гора» («DerZauberberg»). Тогда же Манну присуждается Нобелевская премия по литературе с формулировкой «Прежде всего, за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет». Позже сам Манн иронически отвечал на вопросы о том, почему, по его мнению, премия была дана не за недавно вышедшую «Волшебную гору», а за роман 1901 года: «Видимо, после «Будденброков» надо было написать еще ряд стоящих вещей, чтобы критики убедились, что именно старый роман достоин премии»23.

В 1933 году Томас Манн вместе с семьёй эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья» («JosephundseineBrüder»), где он по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Томаса вернуться в Германию нацистские власти лишают его и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре» («Lotte in Weimar»), описывающий взаимоотношения постаревшего Иоганна Вольфганга Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году Томас переезжает в Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус» («DoktorFaustus»), где писатель обращается к далеко не новой истории Фауста и черта, ориентируясь в первую очередь на своего давнего кумира Гёте.

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Томаса Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР. В июне 1952 года семья Томаса возвращается в Швейцарию.

В последние годы жизни он активно публикуется: в 1951 году появляется роман «Избранник»(«DerErwählte»), в 1954 году – последняя его новелла «Обманутая»(«DieBetrogene:Erzählung»). И тогда же Томас продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля»(«BekenntnissedesHochstaplersFelixKrull»), который продолжает традиции плутовского романа в реалиях современной Германии.

Томас Манн скончался 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.

По мнению множества исследователей, в частности, Н.М.Какабадзе,«Томас Манн занимает в истории европейского и немецкоязычного романа специфическое, промежуточное место»24. Произведения писателя находятся на рубеже классического романа ХIХ века и нового, разрушающего старые эпические формы, экспериментального романа. Именно Томас Манн, как считает Эрих Хеллер25, сохраняет форму классического романа на волне всеобщего снижения интереса к классике на фоне романа «потока сознания» Джеймса Джойса и других романов-экспериментов. Манн – представитель консервативного направления в литературе. Это подтверждает и он сам. В своих «Размышлениях аполитичного» онпишет о себе: «Я истинный сын ХIХ столетия»26. Своим духовно-нравственным домом писатель считал именно ХIХ век.

Мировоззрение Томаса Манна сохранило в себе дух золотого века, основные моральные и философские установки были почерпнуты писателем именно оттуда, поэтому в творчестве Манна на протяжении всех периодов его развития сохраняется устойчивое уважение к бюргерству и образу жизни типичных бюргеров. Герой Манна, особенно в ранних произведениях, – человек воли, держащий себя и свое окружение в крепко сжатом кулаке. Примеры можно найти уже в «Будденброках» и в «Смерти в Венеции».

Промежуточное положение Томаса Манна в истории литературы объясняется именно спецификой его мировоззрения. С одной стороны он продолжает линию просветителей классической гуманистической культуры, с другой – испытывает влияние кризисной идеологии переходной эпохи, которая выразилась в философии Шопенгауэра, Ницше, Фрейда, Достоевского. Но окончательно все-таки Манн верит в то, что даже самые проблематичные вопросы когда-нибудь станут объяснимыми и определенными. Писатель всегда старался внести во все психологическую, философскую, смысловую ясность, определенную закономерность.

Проблема периодизации – одна из основных, возникающих в связи с анализом творческого наследия Томаса Манна. Как пишет А.А.Федоров, «писатель в течение всей своей жизни настойчиво исследовал чаще всего резко очерченный, специфический круг вопросов»27. Многие романы и новеллы посвящены исследованию роли искусства в истории как всего человечества, так и в жизни отдельных людей. Многие принципиально важные для Томаса Манна вопросы были обозначены уже в ранних произведениях. Например, в «ТониоКрёгере» Манн осуждает декадентские настроения и утверждает принцип реалистического отношения к жизни. В своих поздних воспоминаниях писатель отметит, что «ТониоКрёгер» – новелла, которая содержит историю, более близкую его сердцу, чем другие, написанные значительно позже произведения. Для Манна вообще характерна постоянность в выборе тем, героев, в расстановке приоритетов. До конца своих дней писатель сохранил и нелюбовь к Зигмунду Фрейду, хотя психологический портрет многих манновских персонажей носит фрейдистский характер. В литературоведении существует теория о неизменяемости творчества Манна:по мнению А.А.Федорова, «развитие писателя рассматривается как движение по кругу, самоповторение»28.

Конечно, принять это утверждение за абсолютную истину нельзя. Творческая эволюция такой масштабной фигуры, как Томас Манн, очень сложна, но лишена резких переломов: новые взгляды и воззрения накапливались постепенно. А.А.Федоров отмечает29, что творчество Манна можно условно разделить на три периода. Первый период – 1900-1917-18 годы, когда писатель создает роман «Будденброки», ряд новелл, среди которых «ТониоКрёгер», «Смерть в Венеции», и выступает как активный публицист с «Размышлениями аполитичного», пишет пьесу «Фьоренца». Это период становления художественного и публицистического творчества Манна, время формирования его отношения к национальной немецкой самоидентификации. В следующем периоде (1918-1933) перед нами предстает Манн периода Веймарской республики, наиболее значительные произведения этих лет: роман «Волшебная гора» и новелла «Марио и волшебник» (в других переводах – «Марио и фокусник»). Также создается огромное количество статей, посвященных гуманизму, искусству и выражающих его тоску по настоящим бюргерам, оставшимся в ХIХ веке. В конце этого периода Манн приступает к первому тому тетралогии «Иосиф и его братья». Третий период – период зрелого Манна, который начинается с 1933 года, в который писатель вынужден был покинуть родную Германию, и заканчивается в 1955. Классификация, предложенная А.Ф.Федоровым, выглядит искусственно, потому что в ней нет четких критериев выделения периодов творчества. Если взять за основу тезис о том, что творческая эволюция Томаса Манна совершалась последовательно, без резких скачков и радикальных переоценок ценностей, то писательский путь Манна можно рассматривать, не деля его на более мелкие части. Как пишет М.С.Кургинян, «Томас Манн причисляет себя к писателям, у которых каждое отдельное произведение… не столь знаменательно… и отнюдь не представляет их с… исчерпывающей полнотой, а является лишь фрагментом… обширного целого»30. Томас Манн – фигура поразительно цельная и уже на раннем этапе творчества представляющая собой законченный комплекс идей, мыслей и взглядов, которые затем только углублялись и развивались. Поэтому нет смысла искать внутренние причины и мотивы для создания периодизации творчества; необходимо отметить исключительно внешние факторы, играющие какую-либо роль в развитии Манна-писателя.

Тематика творчества Томаса Манна во многом определяется жанровыми канонами философского романа. Круг тем, волнующих писателя, формируется уже в ранних творческих попытках. Во всех произведениях писателя чувствуется глубокая неудовлетворенность современностью. От «ТониоКрёгера», где Манн осуждает упадничество и декаданс, до «Доктора Фаустуса», где проблема неудовлетворенности современностью рассматривается в контексте нацистской идеологии Германии, описываемой в романе и являющейся современной Манну. Рубеж ХIХ и ХХ веков – период крушения вековых традиций, прежде всего – бюргерских – приверженцем которых Манн будет всю свою жизнь. Несмотря на трепетное чувство, рождаемое в душе Манна этим социальным явлением, он старается объективно его оценивать, периодически иронизируя над своими чересчур стяжательными бюргерами. Круг проблем, волнующих Манна, с течением времени почти не изменился. На протяжении всего писательского пути Манн интересовался ролью, бытованием и значением искусства в мире и в жизни человека («GladiusDei», «Смерть в Венеции», «Марио и волшебник», «Доктор Фаустус»). В «Докторе Фаустусе» эта тема выходит за рамки обыденного восприятия «художник-произведение» и разрастается до масштабов архетипа «Фауст-черт». С темой искусства органически связаны темы таланта и его природы, божественной или демонической.

Манн внимательно следит за развитием личности своего героя, поэтому закономерно выделить тему становления личности как одну из наиболее важных в творчестве писателя.М.С.Кургинян считает, что идея «нравственности человека и постижение “человечности” современногочеловека»31– самая важная в творчестве Манна. В своих новеллах и романах Томас Манн старается показать главного героя в процессе нравственного, а иногда и физического развития одновременно («Королевское высочество», «Волшебная гора», «Избранник», «Признания авантюриста Феликса Круля», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»). В новеллах герой часто изображается в момент жизни, который И.Дирзен называет «острым»32, часто действие новеллы разбивается временным промежутком (например, в «ТониоКрёгере» проходит несколько лет перед встречей Тонио со школьными товарищами). Герой Манна всегда находится в развитии. Писателю важно показать процесс зарождения идеи в голове героя, продемонстрировать, как на него влияют окружающие люди и их теории. Наиболее показательным в этом отношении является роман «Волшебная гора», где Ганс Касторп выступает в роли ученика, а его учителями – Сеттембрини и Нафта. Таких примеров можно привести множество. Тема воспитания органически связана с процессом становления личности, поэтому ее стоит рассматривать именно в контексте темы становления личности.

Общефилософское значение приобретает тема взаимодействия природы, духа и человека. Манн размышляет над происхождением таланта («Марио и волшебник», «Доктор Фаустус»), ему важно показать, что человек – часть природы и что природа – не мастерская, а храм (если спорить с Базаровым, нигилистом, главным героем романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Природа и дух в единстве – сила, приравниваемая Манном к силе творца, демиурга, создателя всего мира и человека как его части. Это писатель наглядно доказывает Феликсу Крулю, знакомя его с Антонио Хосе Кукуком, профессором палеонтологии.

Перечисленные выше темы доказывают, что Томас Манн – писатель-философ, интеллектуал, который причудливо вплетает в нить своей интеллектуальной прозыбольшое количество вопросов, волновавших человечество на всем протяжении его существования. Манн часто прибегает к реминисценциям, особенно из любимого Гёте, часто – из русской литературы, Достоевского и Толстого. При этом писатель не изобретает новое, а создает что-то на основе уже существующего. Это один из его основных творческих принципов. Это подтверждается письмом Манна Курту Мартенсу от 1906 года: «Писатель не тем писатель, что он что-то выдумывает, а тем, что создает что-то из уже существующего». Кроме того, известно, что одним из безусловных кумиров Манна был Гёте, и Манн периодически любил повторять известное высказывание автора «Фауста»: «Использование пережитого для меня всегда было всем, брать что-то с воздуха никогда не было моим делом»33.Также Манн писал по этому поводу: «Поэта рождает не дар изобретательства, а иное – дар одухотворения»34. Мотивы, темы, герои произведений Манна в большинстве случаев архетипичны, классический пример – обращение к сюжету о Фаусте. Феликс Круль из неоконченного романа «Признания авантюриста Феликса Круля» продолжает галерею героев-плутов, а роман «Волшебная гора» вновь возвращает нас к романам воспитания.

Не изобретая нового, Манн мастерки наполняет уже привычные и разработанные формы актуальным для своей эпохи содержанием. Это отмечает не только Н.М.Какабадзе, но и И.Дирзен в своей монографии35. Проза Манна глубоко философична, и его философия как никогда актуальна в те нелегкие времена, которые писателю пришлось пережить. В своих циничных героях – Леверкюне, Круле – он воплощает возведенную в квадрат неспособность современного ему поколения любить, отсутствие истинно бюргерских ценностей, которые, с точки зрения Манна, являются своеобразным стержнем личности. Персонажи Манна, как пишет Н.М.Какабадзе, цитируя Ганса Герберта Крепфле, «не являются индивидуальными, или хотя бы типичными личностями, это фигуры, марионетки или, говоря словами героя романа «Волшебная гора» Ганса Касторпа, «представители», именно экземплярные представители одностороннего отношения к миру или же жизни (исключая свойства и все другие возможности поведения, характерные для живой личности)»36. С этим нельзя согласиться в полной мере, все-таки у персонажей есть определенноеиндивидуальное бытие, однако марионеточный характер действий многих героев очевиден.

Если говорить утрировано, то в произведениях Манна идеи и диалоги более живые, чем их носители. Персонажи являются рупорами какой-то одной конкретной идеи, доктрины, которую сам Томас Манн нигде не разделяет полностью, без оговорок. Изображенный писателем герой, продолжает свою мысль Н.М.Какабадзе, «имеет индивидуальное существование, но в то же время и еще более он что-то означает, что-то символизирует, на что-то указывает»37.

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1.  Томас Манн – писатель-философ, рационалист и консерватор, уже в ранних произведениях старающийся обращать свое внимание на глобальные, вечные вопросы;
  2.  Корни «томас-манновского» мировоззрения находятся в золотом ХIХ веке, большую роль в становлении Манна-писателя сыграло его отношение к бюргерству, представителем которого он являлся;
  3.  Тематика творчества со временем почти не менялась, избранные еще в раннем периоде творчества темы углублялись и развивались с течением лет;
  4.  Прибегать к какой-либо определенной периодизации творчества писателя не имеет смысла, так как внутренние причины деления творчества на этапы очень размыты, радикальных перемен в мировоззрении нет;
  5.  Один из основных творческих методов Манна – не создавать новое, а одухотворять уже созданное;
  6.  Герой Манна – носитель некой идеи, мысли, которую автор старается донести до читателя; герои у Манна подобны марионеткам, выполняющим четкие конкретные функции, данные им кукловодом. Именно такие марионеткоподобные герои способы рационалистически рассуждать о чувствах и эмоциях, в том числе и о любви.


3Козонкова О.В. Томас Манн. Смерть в Венеции // Зарубежная литература ХХ века. Практикум / под ред. И.В. Кабановой. М., 2007. С. 160.

4 Там же.

5Пронин В.А. Томас Манн // История немецкой литературы. М., 2009. С.282.

6Козонкова О.В. Томас Манн. Смерть в Венеции // Зарубежная литература ХХ века. Практикум / под ред. И.В. Кабановой. М., 2007. С. 160.

7Манн Т. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1959-1961.

8Адмони В.Г., Сильман Т. И. Томас Манн. Очерк творчества. Л., 1960.

9Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. М., 1981.

10Какабадзе Н.М. Томас Манн. Грани творчества. Тбилиси, 1985.

11Какабадзе Н.М. Поэтика романа Томаса Манна. Тбилиси, 1983.

12Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. М., 1981.

13Русакова А.В. Томас Манн и социализм. М., 1967.

14Русакова А.В. Томас Манн в поисках нового гуманизма. Л., 1969.

15Русакова А.В. Томас Манн. СПб., 1975.

16Кургинян М.С. Романы Томаса Манна. М., 1975.

17Апт С.К. Над страницами Томаса Манна, М., 1980.

18Апт С.К. Томас Манн. М., 1972.

19Абрамов П.В. Гёте и Томас Манн: к проблеме гения // Вестник Московского государственного университета печати, научно-технический журнал № 9 сентябрь. М., 2007.

20Манн Т. Аристократия духа / Сост. И.А.Эбаноидзе. М., 2009.

21Манн Т. Смерть в Венеции // Манн Т. Смерть в Венеции. Новеллы. М., 2007. С. 156.

22Манн Т. Доктор Фаустус.М., 2007. С.79.

23Апт С.К. Томас Манн. М., 1972. С. 132.

24Какабадзе Н.М. Поэтика романа Томаса Манна. Тбилиси, 1983. С.22.

25 HellerE., Geist E.Essays ubermoderns Dichten und Denken. Suhrkamp Verlag, Berlin, 1954. Р. 276.

26МаннТ. Аристократиядуха. М., 2009. С.39.

27Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров.М., 1981. С.4.

28Там же.

29Там же. С.6-7.

30КургинянМ.С. Романы Томаса Манна.М., 1975. С.3.

31Там же.

32Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. М., 1981. С.15.

33Какабадзе Н.М. Поэтика романа Томаса Манна. Тбилиси, 1983. С.24.

34Там же. С.26.

35Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. М., 1981. С.18.

36Какабадзе Н.М. Поэтика романа Томаса Манна. Тбилиси, 1983. С.38.

37Там же. С.40.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78388. Предохранители установлены в цепях регулирования и управления тепловозом 151.47 KB
  Расцепитель состоит из реле коромысла рейки и механизма свободного расцепления. Реле расцепителя с гидравлическим замедлением представляет собой электромагнитную систему с двумя подвижными частями: якорем 9 и плунжером. Промежуточные и специальные реле применяют для дистанционного управления и защиты электрических цепей. На тепловозе 2ТЭ116 устанавливают различные типы реле и датчиковреле в зависимости от выполняемых функций напряжения втягивающей катушки и количества контактов.
78390. Понятие о электрической схеме, условные обозначения схемы 32.24 KB
  Электрические схемы по ГОСТ. Структурные схемы используются для общего ознакомления с электропередачей тепловоза. Функциональные схемы представляют для объяснения принципов работы электрических машин аппаратов отдельных систем.
78393. Тепловоз 2ТЭ116 588.91 KB
  После этого от автоматического выключателя А В подается питание на контактор маслопрокачивающего насоса КМН и блок пуска дизеля БПД следующей цепи: плюс от АУ по проводам 16841685 через замкнутый блокировки крана машиниста БУ по проводам 1686 1687 через замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста ВОН по провода 1696 через замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллеры машиниста по провода 1699 через замкнутый контакт кнопки ПД1 по проводам 1702 1703 1704 через уравнительный резистор СУ по провода 1706 через...
78395. Электрическая цепь трогание с места 37.54 KB
  Для примера рассмотрим цепь второй группы тяговых электродвигателей: плюс главного генератора общая шина 1 замкнутые контакты и катушка дугогашения контактора КП2 S2 кабель 13 обмотка якоря и дополнительных полюсов тягового электродвигателя 3 кабель 14 обмотка якоря и дополнительных полюсов тягового электродвигателя 4 кабель 15 замкнуты пальцы и сегменты реверсора Р Р Z кабель 18 обмотка возбуждения электродвигателя 3 кабель 17 обмотка возбуждения электродвигателя 4 кабель 16 замкнуты пальцы и сегменты реверсора Р Р Z кабель...