73407

Категории литературного рода и жанра

Доклад

Литература и библиотековедение

Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы. Жанры – типы литературного произведения которые складываются исторически в разных литературных традициях. В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу.

Русский

2014-12-15

74.5 KB

4 чел.

29. Категории литературного рода и жанра.

Литературный жанр

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например,  эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1.  Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2.  Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3.  Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

В 16 в., когда Аристотель был открыт европейцами, то эти три вида поэзии были возведены в три рода литературы: эпос, драму, повествование. Эта концепция была сохранена. На рубеже 18-19 вв. за ее разработку взялись философы (Шлегель, Гегель). Они считали, что существует три огромные группы, на которые могут быть разделены все литературные произведения. Были сохранены эпос и драма, но прибавили лирику. Термин «лирика» был закреплен Гегелем. В стихотворных жанрах очень часто включалась прямая речь. это было временем романтиков в литературе, которые возвышали поэзию, т.к. она выражает чувства и мысли. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы.

Эпос складывается на заре Средневековья. Существуют эпические поэмы, которые как бы заменяют эпос. Это довольно редкий жанр. В 18 в. появляется роман нового типа, это время расцвета эпического рода. Эпический род практически равен повествовательным произведениям. Драма включала все драматические произведения, в независимости от жанра и от того, какая она – прозаическая или лирическая. В лирике важна форма, а не содержание. Род превращается в содержательную категорию. Он может формулироваться абстрактно. Ставятся задачи выведения сущности литературного рода.

Гегель пытается разделить рода на объективные (эпические произведения) и субъективные (лирические произведения). А драма у него – это смесь субъективного и объективного. Существовала проблема литературных родов, их зарождения и истории.

Александр Веселовский

- искал корни литературных родов в архаическом фольклоре

- считал, что в самом начале словесности стоит песня-пляска

- считал, что постепенно выделяется рассказ (эпос), действо (драма), песня (лирика)

Но в 20 в. теория трех родов воспринимается как анахронизм.

В литературе 19 и особенно 20 в. появляются произведения, не подпадающие ни под один литературный род:

- романы потока сознания

- эссе – это небольшие заметки, размышления по поводу какого-либо случая, жизни, нравственности и т.д.

В последнее время литературными родами вообще не занимаются в отличие от жанров.

Жанры – типы литературного произведения, которые складываются исторически в разных литературных традициях.

В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу. Жанр имеет свое происхождение, историю, часто срок существования (например, миракли исчезли), развитие. Это изучают литературоведы. Существуют и другие проблемы. Так как жанр – категория историческая, то возникает вопрос: как выделяется жанр?

Жанровые признаки:

  1.  содержательные
    1.  особая тема
    2.  особые национальные настроения
    3.  тип сюжета
  2.  формальные (метрические)
    1.  композиция произведения
    2.  разбиения произведения
    3.  особый стихотворный размер (например, в Древней Греции – это гекзаметр)

Жанр может определяться и содержательными, и формальными признаками, а может чем-то одним. Например, элегия выделяется как жанр только по формальным признакам – это небольшие стихи, написанные особым размером – элегическим дистихом.

Тематика очень разнообразна. Элегия сохраняется в современной традиции (пишется в 18-19 вв.). в некоторых поэзиях (русской, французской) элегию не связывают со стихотворным размером. Тематика же становится стабильной – это тема разочарования в жизни.

Исследование жанров ставит много проблем:

  1.  проблема происхождения жанров
  2.  история жанров
  3.  вопрос идентичности жанра

Как правило, роман имеет название (обозначение). С этим наименованием ассоциируется его определенные признаки (строится определенная модель литературного произведения). Существуют случаи, когда жанр со временем меняет свои признаки. Но возможность рассматривать его как единый сохраняется, т.к. название не меняется.

Элегия (от надгробным надписей). Формальные признаки: небольшое стихотворение с определенным размером – элегическим дистихом.

Сонет

В определении есть только формальные признаки: стихи определенным образом чередуются: за 2 четверостишиями следуют 3 трехстишия.

Но вообще редко выделяются только формальные признаки.

В элегии появляются и признаки содержательные: элегия – стихотворение гражданского, личного, моралистического содержания. Содержание начинает стабилизироваться в эпоху Древнего Рима. Это было в основном любовное содержание. В европейской элегии отсутствуют метрические признаки – нет фиксированного стихотворного размера. Но тема главная одна – тема разочарования в жизни. Происходит полная перемена признаков. В европейской элегии нет формальных признаков, они замещаются на содержательные. А содержательные видоизменяются.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  •  трагедия была стихотворной
  •  трагедия предполагала участие хора
  •  членение трагедии определялось выступлением хора
  •  сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Средневековая европейская литература вырабатывает свои литературные жанры – религиозные и смеховые. Но приблизительно с 15 в. возрождаются античные жанры. В драме – это трагедия и комедия.

Шекспир

Шекспировская трагедия меняется очень сильно:

  •  она не предполагает участие хора
  •  чаще она написана смесью стиха и прозы
  •  древнегреческая трагедия – это серьезный жанр, а в европейской трагедии возможны смеховые сцены, появляется новая роль – роль шута

В этом включении смеховых сцен в трагедию видят влияние средневекового театра.

Трагедия 17 в. (Франция, классицизм):

  •  трагедия сплошь стихотворная, которая допускает счастливые концовки
  •  нет хора

Тынянов был противником отнесения трансформированных жанров с одним названием к одному жанру.

Что связывает трагедии разных эпох?

Это касается только содержательной стороны. Но возникает общая проблема: столкновение героя с судьбой или с жизненными обстоятельствами, которые оказываются сильнее его.

В древнегреческой трагедии судьба и установление обычаев противоречили желанию людей. В шекспировской трагедии происходит столкновение личности с окружающим обществом и правилами, царящими в нем. Например, в «Гамлете»: предательство дяди и месть ему. Но герой не принимает бой, человек не изменяет себя и не покоряется. Для него сознание своего достоинства в выборе пути чрезвычайно ценно. Для него лучше умереть, чем покориться.

Общее, что связывает эти жанры – это жанровая сущность. Возникает универсальная модель жанра. В элегии такую сущность выделить мы не можем.

Выделение жанра

Выделение жанра начинается еще с фольклора, но в нем они выделяются по-другому: по обряду (например, свадебные песни в свадебном обряде), по бытовой ситуации (например, рекрутские песни).

Словесный жанр выделяется по связи с той системой, в которой он рождается или используется. В литературе словесное искусство превращается в автономную единицу. Например, древнегреческая трагедия разыгрывалась дважды в год религиозные праздники – праздники Диониса. В средневековом театре выделяют литургическую драму, которая ставилась в церквях,, храмах и входила в богослужение. Лихачев выделял функциональные жанры в средневековой литературе – жанры религиозной и придворной литературы.

В литературе жанр выделяется по следующим признакам:

1. по форме

2. по содержанию

Появление жанра отвечает запросам в области словесности, культуры. Ограниченные значения имеют преемственность, подражание в хорошем смысле (так говорил Томашевский о сыщицком романе). Заимствуются:

  •  схема расстановки персонажей, концовка
  •  стилистика
  •  сюжет

образуется набор постоянных признаков, который для авторов становится жанровым нормативом. В определенные эпохи отступление от жанра считалось большой погрешностью. Жанр сохранял в себе память о произведениях, содержащих память о древности (Бахтин ввел термин – «память жанра»).

Элегия

Томашевский считал, что в элегии нужна преемственность. Жанр заимствуется из античной литературы.

Поскольку комедия – это смеховой жанр, то она ниже трагедии. Заимствуется название и основная установка. В сознательном ориентировании на античное прошлое могло быть заимствовано только название. Например, Гете написал «Римские элегии» как подражание античному образцу.

Проблема жанровой сущности остается еще в одном аспекте – то, что касается Востока. Любая восточная литература создает свои жанры со своей историей. Но, рассуждая о жанрах в контексте мировой литературы, они должны быть соотнесены.

Возникает понятие типологии, которое подразумевает, что некий тип жанра не только невременной, но и непространственный.

Мы употребляем термин «роман» в независимости от литературной эпохи, о которой говорим: античный (древнегреческий) роман, средневековый рыцарский роман, плутовской роман 17 в. и т.д. Эти термины в средневековой литературе, которые появляются во Франции, обозначали повествовательное произведение на романском языке. Вообще роман – это повествовательное произведение крупного объема, часто любовного и приключенческого содержания.

На Востоке тоже был роман:

- в персидской литературе (роман был жанром высокой литературы)

- в индийской литературе (роман как прозаический жанр)

- в арабской литературе (стихотворный роман)

- в японской литературе

На Востоке роман обозначал произведение крупной стихотворной или прозаической формы, часто любовного или приключенческого содержания. Они были похожи на рыцарские романы.

Употребление общего термина неизбежно должно иметь некоторую универсальную модель. Бахтин много сочинений и размышлений посвятил роману.

В особенности линия разрыва была между античным, рыцарским романом и романом 18 в. Рыцарский роман не связан с античным генетически (у них типологическая общность). Роман 18 в. не связан преемственно с рыцарским романом. Особенности романа 18 в. были использованы и продолжались в 19 и 20 вв. Античная литература изображает деятельность ушедшую. Также и рыцарский роман, который рассказывает о подвигах рыцарей, которые были уже легендами. А 18 в. порывает эту традицию, изображая обычных современных людей и современные события. Роман 18 в. поглотил все прочие повествовательные жанры почти полностью. Специфике, историческим и жанровым сущностям романа посвящено много исследований. Некоторые считают, что до 18 в. романа не было. Другие считают, что все романы – это разновидность одного жанра, т.к. роман говорит о частном человеке.

В средневековой литературе был жанр эпической поэмы, рассказывавшей о человеке (о любви рыцаря к прекрасной даме и т.д.). Рыцарь был лицом частным. В античном романе герой тоже человек частный.

Роман имеет 2 разновидности:

  1.  роман, построенный на остроте и замысловатости сюжета (злоключения, приключения и т.д.)
  2.  роман, рассказывающий о внутренней жизни героя, его формировании, противопоставлении окружению как личности, о духовной жизни героя.

Для Бахтина самым главным в романе были «становящаяся» личность и деятельность.

Жанры ранних эпох и литературы нового времени строятся и сочетаются по-разному. Меняется все функционирование жанра. В существовании жанра есть особенности:

- Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

- Жанр закрепляется в теоретических сочинениях (в Европе – в поэтиках). В них дается описание жанра с указанием признаков, которые являются нормами. Но описывались не все жанры, а только высокие.

Жанровые каноны

  1.  Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1.  Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1.  к какому жанру отнести
      2.  какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1.  В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1.  Диктат жанра был очень высок.
    2.  Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3.  Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2.  Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1.  Система ограничивается иерархически.
    2.  Литература разбивается на некоторые слои:
      1.  Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2.  Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3.  Фольклорная литература (для крестьян)
      4.  Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  •  Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  •  В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  •  В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  •  Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  •  В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  •  Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете. В 18 в. начинают тяготиться к резким размежеваниям трагедии и комедии. Появляется буржуазия, которая хочет видеть себя в качестве высокого героя трагедии. Поэтому появляются средние жанры. Мольер считал, что могла быть драма, изображающая среднее сословие.

Бомарше «Женитьба Фигаро»

- Сначала он слуга, а потом оказывается сыном благородных родителей.

Начинаются внутренние изменения жанра, ломаются условности. Драма могла сохранить признаки трагедии, изображавшей среднего героя. Комедия стала тоже не только высмеивать что-либо.

В 18 в. необычайное значение принимает роман, который рассказывает о жизни современного героя. Совершается обновление жанровой системы. Во многом вклад в это внесли романтики 19 в. Отменяется сословная система. Наступает пора общества, которое выдвигает индивидуума. Романтизм – первое культурное направление, которое простема.  ясословная если романтики 19 в. во ероя.еднего героя. лей.енном сюжете. а) и комедия. но без религиозной литературы. евозглашает индивидуальность личность, художественного сознания, писательской индивидуальности. Иерархия ниспровергается. Отрицается наличие высоких и низких жанров. Романтизм сознательно смешивает жанры и литературные рода (пример - лирическая поэма). Иногда они даже выступают за отмену жанров, утверждая, что каждое авторское произведение – это уже жанр. Система жанров начинает сильно трансформироваться и рушится. Начинается это в поэзии с начала 19 в. В европейской поэзии существовало много жанров. Большинство из них возникли в эпоху Возрождения. Некоторые были заимствованы из античной литературы. Некоторые появлялись на основе фольклора. Даже в русской поэзии (Пушкин, Лермонтов), которая обычно запаздывает, жанры исчезают. Романтики культивируют свободную стихию, которая отражает личность поэта, его переживания. Жанры в лирике исчезают, появляются только как стилизация. Форма остается, но со всяческими индивидуальными вариациями.

В повествовательной прозе роман становится главным жанром. Даже средневековая литература была крайне разнообразна. В 18 в. были различные разновидности романов, напоминавшие жанры. Существовали повествовательные поэмы. В 18 в. были популярны философские повести, философские диалоги. В 19 в. фактически остается 3 формы: роман (как крупная повествовательная форма), повесть и  рассказ.

В эпоху Возрождения, опираясь на смеховые повествования, создается новелла (небольшая остроумная история с неожиданной развязкой). Боккаччо «Декамерон»: 10 дней – по 10 новелл. 19 в. редко пользуется новеллой (Мопассан «Ожерелье», «Драгоценности»; Пушкин «Повести Белкина»). Важнее становится рассказ (фрагмент из жизни без начала и без конца). В 20 в. рассказы все больше уходят со сцены литературы, а роман выступает на первый план. Каждый роман по-своему индивидуален (романы Достоевского, Толстого).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71401. Системы координат, применяемые в наземной фотограмметрии. Элементы ориентирования снимка 108.5 KB
  В качестве системы координат снимка в наземной фотограмметрии так же как и в аэрофотограмметрии применяется система координат задаваемая координатными метками o’xyz рис.1 Ось х этой системы для фотокамер проходит через координатные метки 12. Началом системы координат является точка...
71402. Методы анализа спроса на научно-техническую продукцию 15.7 KB
  Анализ спроса может быть предварительным текущим и последующим. Методы получения информации: анкетирование покупателей ведение журналов учета на новую продукцию Методы анализа чувствительности спроса Чувствительность спроса изменение спроса в зависимости...
71403. Наземная фотограмметрия. Назначение наземной фотограмметрии 10.22 MB
  В топографии наземная фотограмметрия применяется для создания топографических карт и планов для горных районов в крупных масштабах: 1:500 – 1:5000. Основная причина использования наземной фотограмметрии в горных районах является то обстоятельство, что при выполнении аэросъемки...
71404. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32.83 KB
  Когда размышляешь о языке художественной литературы то по-видимому уместнее говорить не о культуре речи а о таланте мастерстве писателя в использовании всех богатств и возможностей национального языка. Мир художественной литературы это перевоссозданный мир изображаемая действительность...
71405. ТЕЛЕФОННЫЙ ЭТИКЕТ 30 KB
  Основные из них: скорость передачи информации; немедленное установление связи с абонентом находящимся на любом расстоянии; обмен информацией в форме диалога; экономия средств на организацию контактов других видов иногда достаточно одного телефонного разговора чтобы...
71406. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРА 35.81 KB
  Будучи разновидностью речевой коммуникации спор особенно такой его вид как полемика представляет собой процесс обладающий множеством граней сторон часть из которых образует социально-психологический компонент спора. Доводы должны соответствовать обстановке и существу спора.
71407. ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРА 30.01 KB
  И этот опыт свидетельствует что редкий акт общения между людьми обходится без вопросов и ответов на них тем более такой как спор. Познавательная эпистемическая функция вопросно-ответного комплекса заключается в фиксации в мысли и выражении в языке знаний человека о внешнем мире и себе самом.
71408. СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СПОРА 36.65 KB
  Спор - это коммуникативный процесс в рамках которого происходит сопоставление различных точек зрения позиций участников спора при этом каждый из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы противника.