73409

Проблема времени и пространства в драме

Доклад

Литература и библиотековедение

Декорации воспроизводящие место действия появляются в реалистическом театре. В Восточном театре существовала пластическая декорация. В Восточном театре сцена была пустой но присутствовали словесные и пластические декорации изображалось то чего нет на сцене с помощью жестов походки...

Русский

2014-12-15

36 KB

0 чел.

31. Проблема времени и пространства в драме.

Реалистическая драма 19 в. рассматривала значимость ремарок. Условия существования текста на сцене предъявляло требования.

Пространство отдано:

- сценическому воплощению (то, что составляет сюжет пьесы)

- зрителям

Двойственность времени имеет влияние на непосредственность восприятия.

Пространство и время – необычайно важные категории. Пространство тоже двоится:

- изображаемое

- реальное (сценическая площадка)

И это создает определенные проблемы. На Востоке любили длинные спектакли – сериальные спектакли, например, 10 ночей. Обычный спектакль длится несколько часов, обычно 3-4 часа. Герои проживают внутреннюю и внешнюю жизнь. В драме все это выражается в речи, что тоже является проблемой.

Постановка отличается от написанного произведения.

Проблемы (в постановке в отличие от драматического произведения):

  1.  ограниченность времени, которая ощущается сильнее, чем в тексте
  2.  ограниченность сценического пространства (сильнее ощущается в постановке)
  3.  отсутствие повествователя не дает возможности точного описания персонажей, обстановки действия
    Например, в реалистической литературе, у Горького, Толстого описывается возраст, внешность персонажей. А у Шекспира в «Гамлете» нет точных указаний.

Текст повествователя вводит нас во внутренний мир персонажа (мысли, реакции, эмоциональное состояние). Эти проблемы сказываются на организации текста. Особенно это ощущается в старой драме. Вопрос с экспозицией ранний театр часто решает, прибегая к прологу. Он обычно строился на выходе актера, сообщавшего все необходимые сведения. Более поздняя драма не может использовать пролог.

Решение проблем:

  1.  Пространство. Пространство на сцене – это сценическая площадка, которая имеет воздействие на восприятие зрителя. А в тексте площадка – это условное, абстрактное понятие. Декорации, воспроизводящие место действия, появляются в реалистическом театре. У Горького, Чехова и др. часто местом действия является закрытое пространство (комната, зал, иногда сад). В реалистической драме (в больших ремарках) точно описывается место расположения предметов, интерьер. В классицистической драме (Шекспир) сцена была пустая, но двухэтажная. Иногда для обозначения места действия выносили таблички с надписью, где события происходят. Персонажи тоже могли произносить слова, указывающие на место действия («Вот Орденский лес»). Также могло быть дано описание из уст персонажа – это словесная декорация. В Восточном театре существовала пластическая декорация. Японский и особенно Китайский театр повлияли на театр 20 в. Индийский театр не сохранился в живых традициях. В Восточном театре сцена была пустой, но присутствовали словесные и пластические декорации (изображалось то, чего нет на сцене с помощью жестов, походки и т.д.). В древнеиндийском театре изображалось состояние полета, существовали даже специальные действия, обозначавшие спуск или подъем в высоту. В Древнегреческом театре изображался Бог, который появляется в соответствующие моменты и вещает с высоты. На сцене есть задник. В Древней Греции это был храм или официальное учреждение. Задник – это условность, дающая знать, что речь идет о трагедии, драме или комедии. Ни текст, ни интерьер на сцене не ставили цель определить место действия. Например, в японском театре «Но» был постоянный задник, изображающий в фарсовых спектаклях сосну. В японском театре обычно были мостики, в «Кабуки» была тропа цветов, причем всех женщин играли мужчины. Восточный театр может изобразить параллельные действия, происходящие в разных пространствах, но одновременно. Это создавалось с помощью замирания на время одних персонажей. В реалистическом театре у драматургов существовал ряд пространств, которые было неудобно изображать на сцене. А при пустой сцене выбор действия не ограничивается, поэтому они легко переносятся в любые пространства.
  2.  Время суток
    на сцене время суток отражается с помощью освещения. Этим занимаются сценографы, художники, режиссеры.

Драма становится свободной в выборе места. В театре классицизма (Франция, 17 в.) пространство трактуется как триединство: единство места, времени (24 часа) и действия. Классицистический театр был придворным. Зрители сидели на сцене. Место не было обозначено ни внешне, ни внутренне. Это абсолютно абстрактное пространство. Идея абстрактного, неопределенного пространства была обозначена в античной литературе. А классицизм абсолютизировал это.

  1.  Время
    Время спектакля ограничено. Поэтому существовали сериальные пьесы, но оптимальное время – это 3-4 час. Огромную роль играет разбивка пьесы на части – антракты. Акты появляются в древней драме. Хотя ни в Древней Греции, ни шекспировские драмы не делились. А в Древнем Риме была принята пятиактная драма, что стало нормой для классической драмы.
    Для чего нужна разбивка на акты?
    1.  Этого членения требовала пьеса.
    2.  Между актами проходил длительным временной срок (мог быть очень длительным, но не в драме классицизма)
    3.  В самом тексте содержались отметки о прошедшем между актами времени
    4.  В классицизме акты являлись просто эпизодами

До антракта акты обозначались уходом актеров со сцены, но, конечно, была мотивировка. В театре Возрождения вставлялась интермедия (например, танцы). Только в 17 в. было введено опускание занавеса как окончание акта. Часто действии в акте занимает половину дня (это ясно из реплик персонажей). В театре классицизма:

  •  Время превращается в такую же фикцию, как и пространство
    •  Время носит условный и неопределенный характер, как и место совершения действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24337. Оценка и аттестация персонала 336 KB
  Оценка более широкое понятие чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной например ежедневная оценка руководителем подчиненного. Оценка может осуществляться как регулярно так и нерегулярно в зависимости от конкретных потребностей компании.
24338. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 66 KB
  Количество жалоб работников Уровень производственного травматизма и профзаболеваний Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организации будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям: выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников; выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями специалистами и рабочими требуемых профессий специальностей и квалификации; количество случаев нарушений установленного...
24339. Аттестация персонала 205 KB
  Кроме того у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника а по итогам аттестации можно п. Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае если в фирме действует положение об аттестации составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства. 3 Результаты аттестации важны при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата п.
24340. АУДИТ ПЕРСОНАЛА 69.5 KB
  Но существуют и специфические показатели: результативность эффективность деятельности структурных подразделений и отдельных работников; удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации; текучесть кадров; соблюдение трудовой дисциплины; наличие конфликтов на всех уровнях отношений; характер социапьнопсихологического климата и особенности организационной культуры в организации. 1 В данном случае термин аудит означает экспертизу соответствия организационной функциональной и...
24341. Традиции, новации, эволюция и революция в науке 39.5 KB
  В науке традиция это система канонизированных общепринятых знаний норм и идеалов научного познания. Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм позиция направленная на сохранение установившихся правил игры в науке регламентирующих и управляющих творческим процессом. Поэтому можно согласиться с мнением что консерватизм в науке выражает здоровые потенции в ней противостоя некомпетентности дилетантизму.
24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....