73409

Проблема времени и пространства в драме

Доклад

Литература и библиотековедение

Декорации воспроизводящие место действия появляются в реалистическом театре. В Восточном театре существовала пластическая декорация. В Восточном театре сцена была пустой но присутствовали словесные и пластические декорации изображалось то чего нет на сцене с помощью жестов походки...

Русский

2014-12-15

36 KB

0 чел.

31. Проблема времени и пространства в драме.

Реалистическая драма 19 в. рассматривала значимость ремарок. Условия существования текста на сцене предъявляло требования.

Пространство отдано:

- сценическому воплощению (то, что составляет сюжет пьесы)

- зрителям

Двойственность времени имеет влияние на непосредственность восприятия.

Пространство и время – необычайно важные категории. Пространство тоже двоится:

- изображаемое

- реальное (сценическая площадка)

И это создает определенные проблемы. На Востоке любили длинные спектакли – сериальные спектакли, например, 10 ночей. Обычный спектакль длится несколько часов, обычно 3-4 часа. Герои проживают внутреннюю и внешнюю жизнь. В драме все это выражается в речи, что тоже является проблемой.

Постановка отличается от написанного произведения.

Проблемы (в постановке в отличие от драматического произведения):

  1.  ограниченность времени, которая ощущается сильнее, чем в тексте
  2.  ограниченность сценического пространства (сильнее ощущается в постановке)
  3.  отсутствие повествователя не дает возможности точного описания персонажей, обстановки действия
    Например, в реалистической литературе, у Горького, Толстого описывается возраст, внешность персонажей. А у Шекспира в «Гамлете» нет точных указаний.

Текст повествователя вводит нас во внутренний мир персонажа (мысли, реакции, эмоциональное состояние). Эти проблемы сказываются на организации текста. Особенно это ощущается в старой драме. Вопрос с экспозицией ранний театр часто решает, прибегая к прологу. Он обычно строился на выходе актера, сообщавшего все необходимые сведения. Более поздняя драма не может использовать пролог.

Решение проблем:

  1.  Пространство. Пространство на сцене – это сценическая площадка, которая имеет воздействие на восприятие зрителя. А в тексте площадка – это условное, абстрактное понятие. Декорации, воспроизводящие место действия, появляются в реалистическом театре. У Горького, Чехова и др. часто местом действия является закрытое пространство (комната, зал, иногда сад). В реалистической драме (в больших ремарках) точно описывается место расположения предметов, интерьер. В классицистической драме (Шекспир) сцена была пустая, но двухэтажная. Иногда для обозначения места действия выносили таблички с надписью, где события происходят. Персонажи тоже могли произносить слова, указывающие на место действия («Вот Орденский лес»). Также могло быть дано описание из уст персонажа – это словесная декорация. В Восточном театре существовала пластическая декорация. Японский и особенно Китайский театр повлияли на театр 20 в. Индийский театр не сохранился в живых традициях. В Восточном театре сцена была пустой, но присутствовали словесные и пластические декорации (изображалось то, чего нет на сцене с помощью жестов, походки и т.д.). В древнеиндийском театре изображалось состояние полета, существовали даже специальные действия, обозначавшие спуск или подъем в высоту. В Древнегреческом театре изображался Бог, который появляется в соответствующие моменты и вещает с высоты. На сцене есть задник. В Древней Греции это был храм или официальное учреждение. Задник – это условность, дающая знать, что речь идет о трагедии, драме или комедии. Ни текст, ни интерьер на сцене не ставили цель определить место действия. Например, в японском театре «Но» был постоянный задник, изображающий в фарсовых спектаклях сосну. В японском театре обычно были мостики, в «Кабуки» была тропа цветов, причем всех женщин играли мужчины. Восточный театр может изобразить параллельные действия, происходящие в разных пространствах, но одновременно. Это создавалось с помощью замирания на время одних персонажей. В реалистическом театре у драматургов существовал ряд пространств, которые было неудобно изображать на сцене. А при пустой сцене выбор действия не ограничивается, поэтому они легко переносятся в любые пространства.
  2.  Время суток
    на сцене время суток отражается с помощью освещения. Этим занимаются сценографы, художники, режиссеры.

Драма становится свободной в выборе места. В театре классицизма (Франция, 17 в.) пространство трактуется как триединство: единство места, времени (24 часа) и действия. Классицистический театр был придворным. Зрители сидели на сцене. Место не было обозначено ни внешне, ни внутренне. Это абсолютно абстрактное пространство. Идея абстрактного, неопределенного пространства была обозначена в античной литературе. А классицизм абсолютизировал это.

  1.  Время
    Время спектакля ограничено. Поэтому существовали сериальные пьесы, но оптимальное время – это 3-4 час. Огромную роль играет разбивка пьесы на части – антракты. Акты появляются в древней драме. Хотя ни в Древней Греции, ни шекспировские драмы не делились. А в Древнем Риме была принята пятиактная драма, что стало нормой для классической драмы.
    Для чего нужна разбивка на акты?
    1.  Этого членения требовала пьеса.
    2.  Между актами проходил длительным временной срок (мог быть очень длительным, но не в драме классицизма)
    3.  В самом тексте содержались отметки о прошедшем между актами времени
    4.  В классицизме акты являлись просто эпизодами

До антракта акты обозначались уходом актеров со сцены, но, конечно, была мотивировка. В театре Возрождения вставлялась интермедия (например, танцы). Только в 17 в. было введено опускание занавеса как окончание акта. Часто действии в акте занимает половину дня (это ясно из реплик персонажей). В театре классицизма:

  •  Время превращается в такую же фикцию, как и пространство
    •  Время носит условный и неопределенный характер, как и место совершения действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.
69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.
69987. МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 88.5 KB
  Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.
69988. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ 72 KB
  В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в профессиональной подготовке учителей-логопедов формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе описываются формы и методы представления...
69989. РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ» 204 KB
  За последние десятилетия в Республике Беларусь как и во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся в частности химических аддикций. На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования...
69990. ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 99.5 KB
  В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся.
69991. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 130 KB
  Проведен анализ эмпирических материалов взаимосвязи субъектности студентов в учебной деятельности и академической успеваемости. Описаны эмпирические признаки субъектности студентов у студентов по различным профилям образования.
69992. ДОЧЕРНИЕ ОКНА УПРАВЛЕНИЯ 78 KB
  Цель: Ознакомление с концепцией дочерних окон операционной системы Windows, особенностями работы с предопределенными дочерними окнами, получение практических навыков по созданию и организации программного взаимодействия между главным окном программы и дочерними окнами.
69993. МНОГОЗАДАЧНОСТЬ И МНОГОПОТОЧНОСТЬ 68.5 KB
  Цель: Ознакомление с концепцией многозадачности и многопоточности современных операционных систем, получение практических навыков по составлению, написанию и отладке программ, содержащих параллельно функционирующие процедуры и функции.