73409

Проблема времени и пространства в драме

Доклад

Литература и библиотековедение

Декорации воспроизводящие место действия появляются в реалистическом театре. В Восточном театре существовала пластическая декорация. В Восточном театре сцена была пустой но присутствовали словесные и пластические декорации изображалось то чего нет на сцене с помощью жестов походки...

Русский

2014-12-15

36 KB

0 чел.

31. Проблема времени и пространства в драме.

Реалистическая драма 19 в. рассматривала значимость ремарок. Условия существования текста на сцене предъявляло требования.

Пространство отдано:

- сценическому воплощению (то, что составляет сюжет пьесы)

- зрителям

Двойственность времени имеет влияние на непосредственность восприятия.

Пространство и время – необычайно важные категории. Пространство тоже двоится:

- изображаемое

- реальное (сценическая площадка)

И это создает определенные проблемы. На Востоке любили длинные спектакли – сериальные спектакли, например, 10 ночей. Обычный спектакль длится несколько часов, обычно 3-4 часа. Герои проживают внутреннюю и внешнюю жизнь. В драме все это выражается в речи, что тоже является проблемой.

Постановка отличается от написанного произведения.

Проблемы (в постановке в отличие от драматического произведения):

  1.  ограниченность времени, которая ощущается сильнее, чем в тексте
  2.  ограниченность сценического пространства (сильнее ощущается в постановке)
  3.  отсутствие повествователя не дает возможности точного описания персонажей, обстановки действия
    Например, в реалистической литературе, у Горького, Толстого описывается возраст, внешность персонажей. А у Шекспира в «Гамлете» нет точных указаний.

Текст повествователя вводит нас во внутренний мир персонажа (мысли, реакции, эмоциональное состояние). Эти проблемы сказываются на организации текста. Особенно это ощущается в старой драме. Вопрос с экспозицией ранний театр часто решает, прибегая к прологу. Он обычно строился на выходе актера, сообщавшего все необходимые сведения. Более поздняя драма не может использовать пролог.

Решение проблем:

  1.  Пространство. Пространство на сцене – это сценическая площадка, которая имеет воздействие на восприятие зрителя. А в тексте площадка – это условное, абстрактное понятие. Декорации, воспроизводящие место действия, появляются в реалистическом театре. У Горького, Чехова и др. часто местом действия является закрытое пространство (комната, зал, иногда сад). В реалистической драме (в больших ремарках) точно описывается место расположения предметов, интерьер. В классицистической драме (Шекспир) сцена была пустая, но двухэтажная. Иногда для обозначения места действия выносили таблички с надписью, где события происходят. Персонажи тоже могли произносить слова, указывающие на место действия («Вот Орденский лес»). Также могло быть дано описание из уст персонажа – это словесная декорация. В Восточном театре существовала пластическая декорация. Японский и особенно Китайский театр повлияли на театр 20 в. Индийский театр не сохранился в живых традициях. В Восточном театре сцена была пустой, но присутствовали словесные и пластические декорации (изображалось то, чего нет на сцене с помощью жестов, походки и т.д.). В древнеиндийском театре изображалось состояние полета, существовали даже специальные действия, обозначавшие спуск или подъем в высоту. В Древнегреческом театре изображался Бог, который появляется в соответствующие моменты и вещает с высоты. На сцене есть задник. В Древней Греции это был храм или официальное учреждение. Задник – это условность, дающая знать, что речь идет о трагедии, драме или комедии. Ни текст, ни интерьер на сцене не ставили цель определить место действия. Например, в японском театре «Но» был постоянный задник, изображающий в фарсовых спектаклях сосну. В японском театре обычно были мостики, в «Кабуки» была тропа цветов, причем всех женщин играли мужчины. Восточный театр может изобразить параллельные действия, происходящие в разных пространствах, но одновременно. Это создавалось с помощью замирания на время одних персонажей. В реалистическом театре у драматургов существовал ряд пространств, которые было неудобно изображать на сцене. А при пустой сцене выбор действия не ограничивается, поэтому они легко переносятся в любые пространства.
  2.  Время суток
    на сцене время суток отражается с помощью освещения. Этим занимаются сценографы, художники, режиссеры.

Драма становится свободной в выборе места. В театре классицизма (Франция, 17 в.) пространство трактуется как триединство: единство места, времени (24 часа) и действия. Классицистический театр был придворным. Зрители сидели на сцене. Место не было обозначено ни внешне, ни внутренне. Это абсолютно абстрактное пространство. Идея абстрактного, неопределенного пространства была обозначена в античной литературе. А классицизм абсолютизировал это.

  1.  Время
    Время спектакля ограничено. Поэтому существовали сериальные пьесы, но оптимальное время – это 3-4 час. Огромную роль играет разбивка пьесы на части – антракты. Акты появляются в древней драме. Хотя ни в Древней Греции, ни шекспировские драмы не делились. А в Древнем Риме была принята пятиактная драма, что стало нормой для классической драмы.
    Для чего нужна разбивка на акты?
    1.  Этого членения требовала пьеса.
    2.  Между актами проходил длительным временной срок (мог быть очень длительным, но не в драме классицизма)
    3.  В самом тексте содержались отметки о прошедшем между актами времени
    4.  В классицизме акты являлись просто эпизодами

До антракта акты обозначались уходом актеров со сцены, но, конечно, была мотивировка. В театре Возрождения вставлялась интермедия (например, танцы). Только в 17 в. было введено опускание занавеса как окончание акта. Часто действии в акте занимает половину дня (это ясно из реплик персонажей). В театре классицизма:

  •  Время превращается в такую же фикцию, как и пространство
    •  Время носит условный и неопределенный характер, как и место совершения действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4093. Быт и нравы русских женщин в XVI- XVII веках 83 KB
  Быт и нравы русских женщин в XVI- XVII веках Введение Несмотря на то, что уже в X в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XVIII в.. Н...
4094. Марксистская философия 80 KB
  Введение. Марксистская философия, порожденная социальным движением и наукой XIX века, адекватно отразившая главные тенденции политического, экономического и научного развития, стала органическим элементом общественной системы, причем таким, роль и в...
4095. Методы психологического анализа 125 KB
  Введение Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными точными и надёжными методами, позволяющими проверить эти идеи...
4097. Дистанционное образование средствами сети интернет 40.5 KB
  Введение По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно. Получая при этом вполне реальные и качественные, а не виртуальные знания. И абсолютно реальный диплом о полученной специально...
4098. Электронное обучение 45.5 KB
  Электронное обучение При всех различиях в методиках, подходах и технологиях все решения электронного обучения так или иначе имеют своей целью обучение людей. Причем решение о внедрении тоже принимается людьми, люди выполняют установку и поддержку, л...
4099. Дистанционное образование 123 KB
  Содержание: Определение дистанционного образования Для чего нужно дистанционное образование Преимущества  Недостатки Нормативные аспекты Источники Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью...
4100. Управление маркетингом на предприятии 58 KB
  Управление маркетингом на предприятии Управление маркетингом на предприятии – совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся определенным набором маркетинговых функций. Руководитель в сфере маркетинг...
4101. Анализ маркетинговой деятельности предприятия 206.5 KB
  Анализ маркетинговой деятельности предприятия Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы анализа маркетинга предприятия 1.1. Анализ эффективности использования маркетинга 1.2. Анализ иммобилизованных внеоборотных активов с точки зрения рацион...