73410

Особенности драматического сюжета

Доклад

Литература и библиотековедение

Экспозиция в повествовательном произведении –- представление того что произошло до начала действия. Это происходит по ходу действия. Рассеянная экспозиция -– это когда обстоятельства существующие для пониманию действия раскрываются в беседах мыслях персонажей может быть обрисована одним персонажем.

Русский

2014-12-15

38 KB

0 чел.

32. Особенности драматического сюжета.

СЮЖЕТ

- событийная концентрированность необычайно концентрированная

- именно драма тяготела к таким сюжетам, где осуществлялся резкий переход от одного события к другому с яркой, неожиданной развязкой. Это кольцевой сюжет.

- часто для неожиданного конца использовался прием узнавания (древнегреческая комедия «Царь Эдип»)

Принцип узнавания просуществовал до конца 19 в., т.е. до появления Новой драмы.

Новая драма:

  •  Ослабляется роль кольцевых сюжетов, иногда от них и отказывается
  •  Сюжет строится так, что даже если происходит (само)убийство героя, то это ничего не завершает
    •  «Чайка»: Треплев совершает самоубийство, а другие сидели и играли в лото
    •  «3 сестры»: одно из последних событий – убийство Тузенбаха на дуэли; Ирина поплакала, по завершается пьеса разговором о работе и поездке в Москву

Драма – это всегда разговоры.

  •  «Гамлет»: призрак рассказывает о предательстве Клавдия.
    •  Все события вращаются вокруг того, что существует в сюжете.
      •  Разговоры носят чисто интеллектуальный характер – о жизни, об обществе вообще
      •  И драма 19 в. тяготеет к таким интеллектуальным диспутам, держа зрителей именно ими в напряжении.

Экспозиция (в повествовательном произведении) – представление того, что произошло до начала действия. А драматическом произведении – это пролог.

В драме 17 в. экспозиция уже не используется. Но необходимость ввода остается. Это происходит по ходу действия. И называется рассеянной экспозицией.

Рассеянная экспозиция – это когда обстоятельства, существующие для пониманию действия, раскрываются в беседах, мыслях персонажей (может быть обрисована одним персонажем).

Существуют такие действия, которые не могут быть вынесены на сценическую площадку (в основном из-за технических средств). Трудно, а иногда невозможно изобразить массовые сражения; также тяжело изобразить, когда персонажи плывут по реке (но Восток с этим справляется).

В основном в раннем театре существуют вещи, которые недопустимо показывать на сцене, так как это «опасно» для зрителя, так как они могут оказать неблагоприятное воздействие на него.

Древнеиндийские и древнегреческие театры не изображали смерть, убийства. Древнеиндийские театры также не изображали произнесение проклятия.

«Медея»: сцену, где перед тем как покинуть супругу, супруг душит детей, не показывали на сцене.

Таким образом, эти действия входят в сюжет, но не в сценическое действие.

Корнелий «Сид»: Сид ведет сражение и выигрывает, но на сцене его нет. Но Сид сам об этом рассказывает, так как эта победа играет очень важную роль – отменяются гонения на него, свадьба.

Возможно краткое или длинное сообщение, следовательно, драматический текст с диалогической речью может включать в себя элементы повествования.

Ранняя трагедия использует особые приемы, от которых отказывается поздняя трагедия. Использовалась особая фигура – вестники. Они специально появлялись на сцене для сообщения о событиях за сценой. В позднем театре эти сообщения делятся между персонажами, хотя полностью от этого не отказываются.

Хотя у Шекспира много смертей, но все это показывается на сцене, также показаны и поединки.

Таким образом, эти табу постепенно уходят. В театре 19 и даже 20 в. существовали табу на сексуальные сцены.

В драме есть действия персонажей:

- у них есть внутренний мир, переживания, размышления

- а мы их видим только внешне, в отличие от повествования, где мы их видим изнутри и снаружи.

В театрах раннего времени в драмах появляется фигура наперсника(-цы). У них почти нулевая сюжетная роль. Их основная функция – выслушивать излияния героев (их опасения, волнения). Часто в раннем театре это слуга или служанка. Эти герои постепенно исчезают из драмы, хотя остаются, например, друзья.

Драма вплоть до Чехова сохраняется в форме внутреннего монолога, который произносится наедине – речь персонажа, которая подается как размышление или эмоциональное переживание. Также может быть и в форме несобственно прямой речи (но в пьесах, написанных не для театра). Внутренний монолог двусмыслен, так как он должен быть к кому-то обращен.

«Дядя Ваня» - монолог во время грозы:

- влюбляется в Елену, но что-то не сложилось, она вышла замуж

- он рассуждает, как было бы прекрасно быть в тот момент с ней и т.д.

Актер может смотреть в зал, как бы смеясь с ним, а может не смотреть, как будто мы просто наблюдатели или подслушиваем его.

Ранний театр часто прибегает к словам в сторону (актер отворачивается в сторону для передачи внутренней реакции).

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ В ДРАМЕ

Драматический текст – цепь высказываний персонажей.

  •  Используются только прямые речи, которые перебиваются небольшим количеством ремарок.
  •  Главная форма – диалог.

Диалог строится из серии относительно коротких реплик.

  •  Также важны монологи, которые бывают двух видов:
    •  Удлиненные монологи, в которых даются размышления персонажей, в которых часто принимаются решения
    •  Обращенные монологи, например, их очень много в «Горе от ума»

Но реально речь предназначена для публики. Монологи часто выходят за рамки ведущегося разговора.

Революционная эпоха – это расцвет, самая передавая в плане исканий.

Появляются МХАТ, авангардный театр Миерхольда, театр Таира. Меняется конструкция сцены. Во Франции в 18 в. театр приобретает необыкновенное значение накануне и во время Французской буржуазной революции.

Изменения:

- ломается отделенность сцены от зала

- действия выносятся в зрительный зал

- появляются революционные пьесы

- театр стремится к публицистичности (происходит агитация зрителя)

Например, пьесы Вольтера носят для публики просветительские идеи. В театре всегда присутствует сознание публичности, возможность прямого обращения к публике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29228. Искусство как феномен культуры 36.5 KB
  Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество в процессе функционирования которого создаются произведения искусства имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый узкий смысл в понимании искусства. Специфика искусства заключается в том что искусство осваивает и выражает действительность в художественнообразной форме. Художественный образ это суть искусства это чувственное воссоздание жизни сделанное с субъективных авторских позиций.
29229. Исламский тип культуры 27.5 KB
  К странам этого типа культуры относятся: Иран Ирак Сирия и др. У стран исламского типа культуры общие язык письменность и т.
29230. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность 42.5 KB
  существовавший к тому времени термин €œсоциализация€ не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин €œсоциализация€ а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...
29231. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия как базовые формы культуры 37.5 KB
  Отсюда магические обряды размножения тотема ритуальное поедание его мяса в обычных условиях запрещенного рассказывание мифов пляски маскированных танцоров подражающих тотему. magéia колдовство чародейство волшебство обряды связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей животных явления природы а также на воображаемых духов и богов. Магические обряды распространённые у всех народов мира чрезвычайно разнообразны. Широко были распространены магические обряды при начале пахоты сева...
29232. СЛОВО об АНТИЧНОСТИ 40.5 KB
  Три вещи связывали древних с их землей: храмы могилы и предки. Слово родина у древних было прилагательным и сочеталось со словом земля то была отцовская земля это слово доходило до сердца. Слово свобода к примеру имело для древних тот же глубинный смысл что и ответственность . Свобода теперь имеет моральный смысл у древних же совершенно политический Древние которых все их государственное устройство заставляло быть рационалистами были одухотворены поэзией.
29233. Синкретизм первобытной культуры 62 KB
  Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм – основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве – его род – вера в первопредка которым может быть...
29234. Проблема «Восток-Запад» в культуре 38.5 KB
  Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.
29235. Культура и глобальные проблемы современности 36 KB
  Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями – столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...
29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...