73412

Мир и события в лирике. «Лирический сюжет»

Доклад

Литература и библиотековедение

Хотя есть лирические стихотворения полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира размышления; поэтому нет повода для внешних событий. Лирический сюжет Это не цепь жизненных событий это развитие мысли переживания которое дается в стихотворении.

Русский

2014-12-15

28 KB

7 чел.

34. Мир и события в лирике. «Лирический сюжет». 

Пространство и время в лирике

Пространство

Лирике присуща неопределенность пространства (нет конкретной локализации), но за очень редкими исключениями. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (описана просто дорога).  Конкретизация отсутствует, т.к. важно ни где это находится, а как оно важно для лирического субъекта. Больше конкретизации у Некрасова: «вчера часу в шестом зашел я на Сенную…», но эти границы немедленно размываются: «И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная…». Это символический эпизод, поэтому Сенная площадь теряет свое значение.

Время

Лирическое произведение – прямое высказывание, поэтому оно всегда принадлежит к настоящему времени. Даже если речь идет о прошлом, оно должно быть дано через воспоминания, так как это прошлое, которое переживается сейчас.

Событие

Лирика связана с внутренним миром и реакцией на внешние события. Хотя есть лирические стихотворения, полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира, размышления; поэтому нет повода для внешних событий.

В европейской традиции есть лиро-эпические произведения, например, баллада. Это обычно короткая и страшная история. Баллада – особый жанр, но лирическую поэзию в целом не представляет.

В лирическом произведении дается событие, выхваченное из жизни, оно может быть намечено без конкретизации, оно может быть совершенно ничтожным, незначительным и является отправной точкой для некоторого переживания или размышления.

Пушкин «Под небом голубым страны своей родной…»:

- Пушкин сообщает нам о ЕЕ смерти, но ему в свою очередь тоже это сообщают

- страна не называется

- все остальное стихотворение посвящено размышлениям, почему ему сообщили о смерти любимой женщины, а ему все равно.

Самое важное – это реакция на реакцию.

Лирический сюжет

Это не цепь жизненных событий, это развитие мысли, переживания, которое дается в стихотворении.

«И скучно, и грустно…»: каждая строфа начинается с вопроса, который дает новый аргумент для вывода, который делается в конце стихотворения.

Развитие сюжета происходит за счет нагнетания ассоциаций. Когда развитие есть, то мы его видим.

Лирический сюжет по сути является развертыванием темы (цепочка воспоминаний, переживаний), а иногда создаются ассоциации (тогда тема развивается только за счет ассоциаций). Это приводит к тому, что стихи становятся все менее понятными.

У Мандельштама невероятный звуковой и ритмический эмоциональный поток.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55004. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования. Факторы, определяющие динамику инвестиционного спроса 20.39 KB
  Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта
55005. Подорож по країні здоров’я 49.5 KB
  А ще допомагає лікувати хворих зелена аптека. Аптека зелена зелена аптека Від тебе і мене вона не далеко. Зелена аптека це трави і квіти Що в кошик збирають дорослі і діти. Зелена аптека що бачиш навкруг Це наш помічник і хороший наш друг.
55006. У СВІТ ФОРМУЛ СКОРОЧЕНОГО МНОЖЕННЯ 212 KB
  МЕТА: Закріпити знання формул скороченого множення та вмінь використовувати ці формули при розкритті дужок, спрощенні та знаходженні значень виразів. Показати красу математики, перетвори захоплюючу подорож, де кожний зможе проявити себе.
55007. ПОДОРОЖ 55 KB
  The topic of our lesson is “Travelling“. By the end of the lesson you will be able: To recognize and understand new words and word-combinations when reading the sentences. To understand main ideas from the text when listening to it. To use words and word-expressions when speaking.
55008. Сім подорожей по Черкащині 5.22 MB
  Черкаси Головне місто області її адміністративний промисловий і культурний центр знаходиться на правому мальовничому березі Дніпра у верхній частині Кременчуцького водосховища найбільшого на усьому дніпровському водному каскаді. Місто росло й розвивалось.
55009. Вчора – дошколярики, а завтра – школярі 56.5 KB
  Мета: виявити обсяг знань дітей про звуковий склад слова, уміння ділити слова на склади, пригадувати слова із заданим звуком на початку, в середині і в кінці слова; поскладове читання;...
55010. Як здійснити подвиг. Астрід Ліндгрен «Пеппі Довгапанчоха» (розділ «Пеппі стає рятівницею») 62.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти зміст понять героїчний учинок подвиг; розвивати критичне мислення учнів їхню емоційну сферу уміння аналізувати твір оцінювати вчинки робити висновки; виховувати почуття небайдужості активну життєву позицію готовність до героїчних учинків.
55011. Сохраним память про подвиг 5.26 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства...
55012. Влияние инвестиций на национальный объем производства. Мультипликатор инвестиций 43.97 KB
  Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).