73412

Мир и события в лирике. «Лирический сюжет»

Доклад

Литература и библиотековедение

Хотя есть лирические стихотворения полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира размышления; поэтому нет повода для внешних событий. Лирический сюжет Это не цепь жизненных событий это развитие мысли переживания которое дается в стихотворении.

Русский

2014-12-15

28 KB

6 чел.

34. Мир и события в лирике. «Лирический сюжет». 

Пространство и время в лирике

Пространство

Лирике присуща неопределенность пространства (нет конкретной локализации), но за очень редкими исключениями. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (описана просто дорога).  Конкретизация отсутствует, т.к. важно ни где это находится, а как оно важно для лирического субъекта. Больше конкретизации у Некрасова: «вчера часу в шестом зашел я на Сенную…», но эти границы немедленно размываются: «И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная…». Это символический эпизод, поэтому Сенная площадь теряет свое значение.

Время

Лирическое произведение – прямое высказывание, поэтому оно всегда принадлежит к настоящему времени. Даже если речь идет о прошлом, оно должно быть дано через воспоминания, так как это прошлое, которое переживается сейчас.

Событие

Лирика связана с внутренним миром и реакцией на внешние события. Хотя есть лирические стихотворения, полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира, размышления; поэтому нет повода для внешних событий.

В европейской традиции есть лиро-эпические произведения, например, баллада. Это обычно короткая и страшная история. Баллада – особый жанр, но лирическую поэзию в целом не представляет.

В лирическом произведении дается событие, выхваченное из жизни, оно может быть намечено без конкретизации, оно может быть совершенно ничтожным, незначительным и является отправной точкой для некоторого переживания или размышления.

Пушкин «Под небом голубым страны своей родной…»:

- Пушкин сообщает нам о ЕЕ смерти, но ему в свою очередь тоже это сообщают

- страна не называется

- все остальное стихотворение посвящено размышлениям, почему ему сообщили о смерти любимой женщины, а ему все равно.

Самое важное – это реакция на реакцию.

Лирический сюжет

Это не цепь жизненных событий, это развитие мысли, переживания, которое дается в стихотворении.

«И скучно, и грустно…»: каждая строфа начинается с вопроса, который дает новый аргумент для вывода, который делается в конце стихотворения.

Развитие сюжета происходит за счет нагнетания ассоциаций. Когда развитие есть, то мы его видим.

Лирический сюжет по сути является развертыванием темы (цепочка воспоминаний, переживаний), а иногда создаются ассоциации (тогда тема развивается только за счет ассоциаций). Это приводит к тому, что стихи становятся все менее понятными.

У Мандельштама невероятный звуковой и ритмический эмоциональный поток.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...
57783. Применение производной к исследованию функции 1.89 MB
  Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Учитель записывает на доске а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.
57784. Похідна та її застосування 89 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань, вмінь та навичок учнів з теми; формування вмінь працювати самостійно, спілкуватись, допомагати іншим, аналізувати ситуацію; розвиток загально навчальних навичок, творчого...
57785. Застосування похідної в різних галузях науки 1.1 MB
  Мета: Навчальна: дати учням всебічні поглиблені і розширені знання про предмет вивчення його цілісну картину досягти засвоєння учнями систематичних знань про поняття похідної її геометричний та фізичний зміст.
57786. Польща в 20-х роках ХХ століття 76.5 KB
  Мета уроку: охарактеризувати процес відновлення державної незалежності Польщі; розкрити роль Ю. Очікуванні результати: Після уроку учні зможуть: пояснювати обставини за яких відбулося відновлення Польщі...
57787. Пошук інформації в Інтернеті 113 KB
  Мета: розглянути пошукові системи мережі Інтернет правила пошуку інформації в глобальній мережі Інтернет сформувати вміння пошуку необхідної інформації розвивати навички роботи у мережі виховувати інформаційну культуру учнів.
57788. Права ребенка, согласно с международным законодательством 58 KB
  В представленной методической разработке предполагается закрепить знания учащихся о правах детей полученных на уроках правоведения из СМИ; сформировать правовую позицию по проблеме прав ребенка...